Тенденции в развитии информационного общества. По мере продвижения к информационному обществу все более
Проблема информационной безопасности личности, общества и государства
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них.
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. В настоящее время в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.
Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для всевозможных фирм и организаций, и для страны в целом.
В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий.
Перечислим более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшие на пути к информационному обществу:
• реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
• опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
• проблема отбора качественной и достоверной информации
при большом ее объеме;
• проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
• столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные, психологические проблемы;
• переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;
• сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, может привести к опасному социальному недугу — массовой безработице.
Государственную политику России в обсуждаемой сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам информационной безопасности РФ относятся:
• все виды информационных ресурсов;
• права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
• система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;
• информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
• система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах обещественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки и техники, в частности проблема «утечки мозгов». Дело в том, что многие отечественные, в основном молодые, ученые эмигрируют за границу, имея перспективой хорошо оплачиваемую научную деятельность. Часть этих ученых являются носителями важной научно-технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств, в том числе и не дружественных России, прилагают специальные усилия, чтобы привлечь научных работников из стран, входивших ранее в СССР. В связи с этим возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
• появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
• велико различие уровней доходов семей учащихся;
• значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.
nad-vasiluk.narod.ru
Доктрина информационной безопасности РФ
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что эта информация не будет разглашена или использована ему во вред.
В России в 2016 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам информационной безопасности РФ относятся:
· все виды информационных ресурсов;
· права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
· система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;
· информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
· система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
· появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
· велико различие уровней доходов семей учащихся;
· значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.
xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
1.5 Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Проблемы социальной информатики
Похожие главы из других работ:
Защита информации как часть информационной безопасности информационных систем
Задачи информационной безопасности общества
Анализ основ информационной безопасности показал, что обеспечение безопасности является задачей комплексной. С одной стороны режима информационной, информационная безопасность предполагает, как минимум...
Информационная безопасность личности
1. Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы
В современном обществе в связи с бурной информатизацией всё более актуальной становится проблема защиты информации. Безопасность - одна из главнейших целей и неотъемлемая слагаемая деятельности людей, общества, государства...
Информационная безопасность личности
2. Основные направления достижения информационной безопасности личности, общества, государства: социологический подход
Защита информации - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности...
Информационное обеспечение муниципального управления Администрации городского поселения Мытищи Московской области
1.2 Расширение возможностей информирования государства и общества в условиях глобализации и развития информационных технологий
Глобализация - термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости...
Место информатики в процессах управления
1. Информатизация общества и её роль в развитии общества, как управленческой деятельности
В поле зрения информатики как науки попадают с одной стороны вычислительные науки, изучающие принципы и методы организации вычислительных процессов, локальных и глобальных компьютерных сетей с одной стороны, а с другой - когнитивные науки...
Основные угрозы безопасности информации и нормального функционирования информационных систем
Угрозы информационной безопасности. Классификация угроз информационной безопасности
Перед тем, как рассматривать угрозы информационной безопасности следует рассмотреть, что из себя представляет нормальное функционирование информационных систем (ИС). В совокупности, нормальное функционирование ИС представляет собой систему...
Проблемы искусственного интеллекта
3. Проблема безопасности
Философские проблемы создания искусственного интеллекта можно разделить на две группы, условно говоря, «до и после разработки ИИ». Первая группа отвечает на вопрос: «Что такое ИИ...
Проблемы социальной информатики
1.5 Проблема информационной безопасности личности, общества и государства
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них...
Программно-технические средства обнаружения сетевых атак на ЛВС
1.3.1 Проблема безопасности IP-сетей
Проблемы обеспечения информационной безопасности в корпоративных компьютерных сетях обусловлены угрозами безопасности для локальных рабочих станций, локальных сетей и атаками на корпоративные сети...
Проектирование прикладных информационных систем в логистике
Глава 1. Понятие безопасности информации. Законодательная база в области информационной безопасности
...
Разработка базы данных учета доходов потребительского общества
5. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПРАВИЛ БАЗЫ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЧЕТА ДОХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
Бизнес-правила представляют собой инструкции If/Then. Если значение атрибута удовлетворяет указанному условию, выполняется определенное действие. Возможны такие действия, как задание значения по умолчанию или изменение значения...
Роль информационного ресурса в развитии современного общества
1.4 Роль государства в развитии информационного общества в России
История информатизации в России свидетельствует о ее межотраслевом характере. Поэтому вполне оправдано, что ею занимаются многие ведомства. Однако координации их усилий было не достаточно...
Совершенствование системы информационной безопасности в помещениях ОАО "Расчет"
1.3.1 Выбор комплекса задач обеспечения информационной безопасности и защиты информации исходя из выполняемых предприятием задач и существующих рисков, характеристика существующих средств информационной безопасности
На предприятии, как мы может увидеть в таблице 9, большинство уязвимостей связаны с недостаточным надзором за помещениями. Так как предприятие ОАО "Расчет" снимает помещение у другого предприятия, которое обеспечивает проходную систему...
Электронный документ в библиотечном деле
6. Роль библиотек, издательств и производителей информационной продукции в эволюции современного общества
Приступим к рассмотрению взаимодействия библиотек и кникоторговых предприятий (на примере «Мастер-книги») Современное книгоиздание в России базируется на налаженной системе реализации своей продукции...
Электронный документ в библиотечном деле
9. Роль библиотек в повышении уровня информационной культуры и сохранении культурного наследия в современных условиях развития общества
Базой для создания Электронного каталога сериальных изданий на иностранных европейских языках стали: Генеральный алфавитный каталог сериальных изданий на иностранных европейских языках и старые Отраслевые каталоги сериальных изданий на...
prog.bobrodobro.ru
4. Доктрина информационной безопасности рф
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что эта информация не будет разглашена или использована ему во вред.
В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам информационной безопасности РФотносятся:
· все виды информационных ресурсов;
· права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
· система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;
· информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
· система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФвключают в себя:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
· появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
· велико различие уровней доходов семей учащихся;
· значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.
studfiles.net
Доктрина информационной безопасности РФ — МегаЛекции
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что эта информация не будет разглашена или использована ему во вред.
В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам информационной безопасности РФ относятся:
· все виды информационных ресурсов;
· права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
· система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;
· информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
· система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасностистраны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
· появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
· велико различие уровней доходов семей учащихся;
· значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.
Информационная безопасность. Основные понятия
Информационная безопасность — процесс соблюдения (сохранения) трех аспектов (атрибутов безопасности): доступности, целостности и конфиденциальности информации.
1. Доступность информации. Информация в безопасном состоянии должна быть доступна для пользователя, то есть должна быть сохранена возможность проведения всех операций по ее обработке. Для этого необходимо работающее оборудование, не поврежденные носители и, конечно, наличие необходимых программ, причем — правильно настроенных.
2. Целостность информации — это соответствие логической структуры информации определенным правилам, логически корректное ее состояние. Процедуры обработки и изменения информации должны преобразовывать одно целостное состояние в другое.
3. Конфиденциальность.Выполнение тех или иных операций с информацией должно происходить в соответствии с некоторыми правилами, составляющими существенную часть политики безопасности. Нарушение конфиденциальности — возможность выполнения операций (например, чтения или записи) теми, кто этого не должен делать.
Нужно отметить, что это именно аспекты, то есть стороны одного и того же процесса. Все они тесно связаны между собой, нарушение одного из них вполне может стать нарушением и другого.
Возможность нарушения или нежелательного изменения одного из аспектов называется угрозой (по возможным целям “нарушением доступности”, “нарушением целостности” или “утечкой”). Фактически угроза — некоторое потенциально возможное нарушение безопасности.
Из наиболее часто возникающих угроз можно отметить:
1. Угрозу отказа аппаратуры.
2. Угрозу утечки (несанкционированного доступа).
3. Угрозу некорректной работы программных средств.
Реализация угрозы (фактическое нарушение безопасности) становится возможной благодаря существованию уязвимостей. Уязвимость — некоторая неудачная характеристика системы (программная ошибка, несовершенство аппаратной технологии, неверная настройка), благодаря которой становится возможным нарушение того или иного аспекта безопасности.
Нужно заметить, что такое определение фактически означает практическое отсутствие полностью безопасных систем, поскольку безошибочно написанных программ, универсальных безупречных технологий и способов абсолютно верной настройки сложных программно-аппаратных комплексов не существует.
Также следует учесть, что обеспечение аспектов безопасности требует нахождения компромисса. Полное соблюдение политики конфиденциальности сильно ограничивает доступность данных, если все внимание отдается целостности — замедляется обработка, а полная доступность данных практически всегда означает нарушение политики безопасности.
При обеспечении информационной безопасности стараются создать ситуацию, когда нарушение безопасности становится событием маловероятным и приносящим минимальный ущерб: вероятность сбоев аппаратного и программного обеспечения должна быть малой, работы по восстановлению — механическими, быстрыми и дешевыми, а нанесение ущерба — нерентабельным (можно больше потратить ресурсов, чем получить выгоды).
Для описания ситуаций, так или иначе связанных с нанесением ущерба, используют еще несколько терминов:
Атакой называется действие (или последовательность действий), которое приводит к реализации угрозы.
Не во всех случаях аспекты безопасности информации оказываются нарушенными в результате каких-либо направленных действий. Достаточно часто это происходит из-за отказов оборудования или ошибок в программах.
Описанная последовательность всех событий, связанных с тем или иным нарушением безопасности информации, включая приведшие к нарушению обстоятельства и последующие за реализацией действия, называется инцидентом.
Несмотря на немалое количество теоретических сведений и технических средств, которые применяются для обеспечения информационной безопасности, можно выделить несколько общих принципов, необходимость соблюдения которых мало зависит от технических средств:
1. Применение превентивных мер. По техническим причинам реализация подавляющего большинства угроз при обработке информации с помощью компьютера происходит значительно быстрее, чем пользователь может распознать атаку и предпринять какие-то меры. По этой причине защита должна быть продумана и реализована ДО того, как проблема возникнет.
2. Уменьшение поверхности атаки. Чем меньше объектов, которые вообще могут быть подвержены тем или иным угрозам, тем меньше вероятность нарушения аспектов безопасности. Из этого принципа напрямую вытекает необходимость минимизации количества программ и их взаимодействия с внешними источниками информации.
3. Защита всех этапов обработки информации. Степень уязвимости системы определяется по наиболее уязвимому узлу.Вне зависимости от общего количества принятых мер, они будут бесполезны, если в их числе останутся слабозащищенные звенья.
4. Эшелонирование защиты. Все защитные комплексы создаются по принципу эшелонов — т.е. этапов, слоев обработки. Это позволяет отчасти компенсировать недостатки, снизить общую вероятность поражения системы или минимизировать ущерб успешной реализации угрозы. Тем не менее каждый “эшелон” при построении считается единственным (то есть все предшествующие уже считаются преодоленными) и делается максимально закрытым (см. 1-й и 2-й принципы).
5. Разграничение доступа. Доступ к исполнению тех или иных операций должен соответствовать задачам, стоящим перед конкретным пользователем. Чем меньше таких операций доступно пользователю, тем меньше ущерб, который может быть нанесен (не обязательно это сам пользователь, возможно — одна из работающих программ).
6. Желание быть защищенным. Самый уязвимый компонент защиты — плохо обученный пользователь. Никакие ухищрения не помогут, если пользователь не соблюдает мер предосторожности и не понимает, какие угрозы возникают во время его работы.
Весь комплекс мер и правил, который должен свести к минимуму вероятность нарушения информационной безопасности, включающий аппаратные и программные средства, правила их настройки и тестирования, правила работы, инструктивное и законодательное обеспечение, называется политикой информационной безопасности.
С распространением и развитием сетевых технологий проблема соблюдения информационной безопасности стала особенно острой и затрагивающей практически всех пользователей. Сейчас компьютер, на котором не приняты меры по защите, не может обеспечить пользователю нормальную работу.
megalektsii.ru
Информационное общество
Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.
Более формализованное определение информационному обществу дает социология. В истории своего развития человеческая цивилизация прошла через несколько социально-экономических стадий:
— аграрное общество;
— индустриальное общество;
— постиндустриальное общество.
Следующая стадия развития должна называться “информационное общество”.
Социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. На этапе аграрного общества более половины населения занято в сельском хозяйстве; в индустриальном обществе большая часть населения работает в промышленности; если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития. По такому критерию стадия информационного общества наступает при условии, что более половины населения занято в сфере информационно-интеллектуального производства и услуг.
Социально-экономический критерий не является единственным. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи. За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза ѕ при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу “каждый с каждым”. На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.
Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы ѕ к 2030–2040 годам.
Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом ее развития. В России имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состояние информационного общества. Среди них: быстрое развитие материальной базы информационной сферы, информатизация многих отраслей производства и управления, активное вхождение в мировое сообщество, подготовленность общественного сознания и др. Важно, что движение России к информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кадровый и научно-технический потенциал России.
Тенденции в развитии информационного обществаИзменение структуры экономики и структуры труда
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.
Вторая половина ХХ века благодаря информатизации сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют “белые воротнички” ѕ люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30%, и 48% населения было занято в информационной сфере.
Информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. В станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г. осталось 14 тыс. человек. Это произошло за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.
Еще одна характерная черта в этой сфере — появление развитого рынка информационных продуктов и услуг.
Развитие и масовое использование информационных и коммуникационных технологий
В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.
Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины ХХ века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшими этапами на пути в информационное общество стали:
· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
· выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.
Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание Интернета. Сегодня Интернет представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой к началу 2007 г. превысило 1 миллиард человек. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.
Скорость роста числа пользователей сети достаточно устойчиво составляет около 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимают США — примерно 200 миллионов американцев подключены к глобальной Сети (все данные на начало 2007 г.). На втором и третьем местах — Китай и Япония с 111 и 87 миллионами пользователей соответственно. В России количество подключенных к Интернету составляет 21,8 миллиона человек, что на 17,5 процента больше, чем в предшествующем году. Этот показатель позволил России занять 11-е место в рейтинге самых интернетизированных стран. Следует, однако, учитывать, что “подключенный” не означает “регулярно пользующийся”; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.
По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в лидерах. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе. Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.
Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, т.е. вместо того, чтобы для решения каждой задачи создавать собственную технологию, разрабатывают мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Пример тому ѕ офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий ѕ от простейшего набора текста до создания достаточно специализированных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).
Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.
Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони, устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации которого сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные ѕ например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.
Преодоление информационного кризиса
Информационный кризис ѕ явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века — уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.
Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается, что проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.
В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующем:
· информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации;
· возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
· укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Свобода доступа к информации и свобода ее распростронения
Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информационное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения ѕ обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.
Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Вместе с тем проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация государственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных ограничений является непростой задачей.
Рост информационной культуры
Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.
Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д.
Существенный элемент информационной культуры ѕ владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми — важный признак члена информационного общества.
Изменения в сфере образования
Большие изменения происходят по мере продвижения к информационному обществу в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, ѕ сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.
Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: “принцип пожизненного повышения квалификации”. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования (иногда и неформального) и т.д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.
Изменение уклада жизни людей
Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60–70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой — сократилось живое общение, появилось больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.
Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.
Работа. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.
Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенденция будет развиваться, то школе грозит самая серьезная опасность со времен ее становления в виде массового общественного института. Если же учесть, что школа не только обучает, но и прививает детям навыки социализации, общественного поведения, то подобное развитие вызывает определенное беспокойство.
Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, затрачиваемое на “хождение” по Интернету без определенной цели, а также на так называемый “чат”, с не слишком осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Как уже говорилось выше, информационная культура ѕ лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.
Недавнее достижение интернет-технологий — поход за покупками реальных товаров в виртуальный интернет-магазин — уже начинает заметно сказываться на системе торговли.
Жилище человека имеет тенденцию к все большей “информатизации”. Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охранная и пожарная сигнализации и т.д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т.д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помогать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Такой дом называется “умным”.
Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление “умных автомобилей” также важно. Такой автомобиль, кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, “умный” автомобиль связан с “умным домом” своего хозяина и из него можно этим домом управлять.
Опасности информационного общества
Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже проявляются.
Следует понимать, что понятие “информационное общество” не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями “капитализм”, “социализм” и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.
Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:
· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
· опасность все возрастающего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;
· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;
· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу — массовой безработице.
Крайним проявлением негативных последствий перехода к информационному обществу являются так называемые “информационные войны”. Этот термин трактуется как открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах будут информационные инфраструктуры и психология противника.
Под информационной войной понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. В принципе это воздействие должно еще в мирное время приводить к принятию благоприятных (для стороны — инициатора информационного давления) решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Информационное противоборство, предшествующее информационной войне, реализуется путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с применением традиционных видов оружия для подавления ослабленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.
xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Тенденции в развитии информационного общества
Изменение структуры экономики и структуры труда
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.
Вторая половина ХХ века благодаря информатизации сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют “белые воротнички” ѕ люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30%, и 48% населения было занято в информационной сфере.
Информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. В станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г. осталось 14 тыс. человек. Это произошло за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.
Еще одна характерная черта в этой сфере — появление развитого рынка информационных продуктов и услуг (см. “Информационные ресурсы”).
Развитие и масовое использование информационных и коммуникационных технологий
В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационныхикоммуникационныхтехнологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.
Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины ХХ века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшими этапами на пути в информационное общество стали:
· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
· выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.
Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание Интернета. Сегодня Интернет представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой к началу 2007 г. превысило 1 миллиард человек. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.
Скорость роста числа пользователей сети достаточно устойчиво составляет около 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимают США — примерно 200 миллионов американцев подключены к глобальной Сети (все данные на начало 2007 г.). На втором и третьем местах — Китай и Япония с 111 и 87 миллионами пользователей соответственно. В России количество подключенных к Интернету составляет 21,8 миллиона человек, что на 17,5 процента больше, чем в предшествующем году. Этот показатель позволил России занять 11-е место в рейтинге самых интернетизированных стран. Следует, однако, учитывать, что “подключенный” не означает “регулярно пользующийся”; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.
По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в лидерах. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе. Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.
Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, т.е. вместо того, чтобы для решения каждой задачи создавать собственную технологию, разрабатывают мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Пример тому ѕ офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий ѕ от простейшего набора текста до создания достаточно специализированных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).
Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа.Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.
Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони, устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации которого сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные ѕ например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.
Преодоление информационного кризиса
Информационный кризис ѕ явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века — уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.
Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается, что проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.
В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующем:
· информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации;
· возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
· укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Свобода доступа к информации и свобода ее распростронения
Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информационное общество невозможно.Свобода доступа к информации и свобода ее распространения ѕ обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.
Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Вместе с тем проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация государственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных ограничений является непростой задачей.
Рост информационной культуры
Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.
Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д.
Существенный элемент информационной культуры ѕ владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми — важный признак члена информационного общества.
Изменения в сфере образования
Большие изменения происходят по мере продвижения к информационному обществу в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, ѕ сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.
Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: “принцип пожизненного повышения квалификации”. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования (иногда и неформального) и т.д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.
Изменение уклада жизни людей
Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60–70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой — сократилось живое общение, появилось больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.
Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.
Работа.По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.
Учеба.В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенденция будет развиваться, то школе грозит самая серьезная опасность со времен ее становления в виде массового общественного института. Если же учесть, что школа не только обучает, но и прививает детям навыки социализации, общественного поведения, то подобное развитие вызывает определенное беспокойство.
Досуговая деятельностьменяется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, затрачиваемое на “хождение” по Интернету без определенной цели, а также на так называемый “чат”, с не слишком осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Как уже говорилось выше, информационная культура ѕ лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.
Недавнее достижение интернет-технологий — поход за покупкамиреальных товаров в виртуальный интернет-магазин — уже начинает заметно сказываться на системе торговли.
Жилище человека имеет тенденцию к все большей “информатизации”. Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охранная и пожарная сигнализации и т.д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т.д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помогать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Такой дом называется “умным”.
Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление “умных автомобилей” также важно. Такой автомобиль, кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, “умный” автомобиль связан с “умным домом” своего хозяина и из него можно этим домом управлять.
Опасности информационного общества
Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже проявляются.
Следует понимать, что понятие “информационное общество” не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями “капитализм”, “социализм” и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.
Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:
· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
· опасность все возрастающего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;
· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;
· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу — массовой безработице.
Крайним проявлением негативных последствий перехода к информационному обществу являются так называемые “информационные войны”. Этот термин трактуется как открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах будут информационные инфраструктуры и психология противника.
Под информационной войной понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. В принципе это воздействие должно еще в мирное время приводить к принятию благоприятных (для стороны — инициатора информационного давления) решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Информационное противоборство, предшествующее информационной войне, реализуется путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с применением традиционных видов оружия для подавления ослабленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.
studfiles.net