• Главная

Книги Эрих Фромм читать онлайн. Эрик хром


Эрих Фромм - лучшие книги, список всех книг по порядку (библиография), биография, отзывы читателей

Биография

Эрих Фромм: книги выдающегося мыслителя ХХ века

Эрих Фромм, лучшие книги которого составляют философские трактаты, является одним из самых видных философов столетия, во многом он определил главные настроения своего времени. Его идеи, отраженные в трудах, нашли большой отклик среди многих людей.  Эрих Фромм, книги которого продолжают издаваться миллионными тиражами, анализировал философские, этические и психологические вопросы, на основании которых сегодня ведется множество исследований прикладного характера.

Эрих Фромм: биография

Эрих Фромм, биография которого начинается 23 марта 1900 года, появился на свет во Франкфурте-на-Майне. Семья философа была еврейского происхождения, поэтому им в свое время пришлось эмигрировать из России.

Религиозные традиции семьи резко контрастировали с прагматичной атмосферой немецких дельцов.  Позже Эрих Фромм называл мир, в котором воспитывался, докапиталистическим, так как буржуазный дух был той среде совершенно не свойственен. Именно отсюда берут корни будущие воззрения такого философа, как Эрих Фромм, список книг которого вы можете найти на нашем сайте. На протяжении всей жизни он считал, что  целью каждой деятельности должно быть самосовершенствование, а не на обогащение.

Если вам интересы труды и мысли Эриха Фромма, книги, список которых довольно обширен, помогут вам сформировать свое представление об его идеях.

В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

knigopoisk.org

Эрих Фромм - Психологос

Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель "гуманистического психоанализа". В понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Фромма оказали антропологические работы Маркса. Главная тема творчества — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:

  • Двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;
  • Проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;
  • Проблем «социального», т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры;
  • Характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, «рыночный характер» и др.).

Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования "экзистенциального" и "исторического":

1) Экзистенциальная составляющая -

  1. Человек, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно";
  2. Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

2) Исторические противоречия -

Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Фроммом приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество.

Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера:

  • рецептивный
  • эксплуататорский
  • накопительский
  • рыночный

Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.

Публикации

  • "Бегство от свободы" (1941)
  • "Человек для самого себя"
  • "Душевно здоровое общество" (1945)
  • "Психоанализ и религия" (1950)
  • "Искусство любить" (1956)
  • "Революция надежды" (1968)
  • "Иметь или быть?" (1976)
  • "Анатомия человеческой деструктивности"
  • "Мужчина и женщина"
  • "Кредо"
  • "Величие и ограниченность теории Фрейда"
  • "Ради любви к жизни"
  • "Кризис психоанализа"
  • "Революция надежды. Избавление от иллюзий"
  • Бесплатные материалы «Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

www.psychologos.ru

Книги Эрих Фромм читать онлайн бесплатно

Эрих Зелигманн Фромм — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, который в то время был частью Германской империи. Он был единственным ребёнком в семье ортодоксальных иудеев. Двое прадедов и дед по отцовской линии были раввинами, а дядя по матери - известным учёным-талмудистом. Уклад семьи, тем не менее, обусловливался и крайней религиозностью, и коммерческим родом занятий, характерным для большинства франкфуртских евреев. сам Фромм описывал своё детство как две жизни в двух мирах: мире веры и мире торговли.

По собственному признанию, будущий психотерапевт впервые задумался о смысле жизни, и толчком к этим раздумьям послужило очень горькое событие. Покончила жизнь самоубийством молодая женщина, друг семьи Фроммов. Глубоко потряс подростка тот факт, что, по общему признанию, у самоубийцы было всё для счастья. А счастья почему-то не было.

В тринадцатилетнем возрасте, пройдя бар-мицву, Эрих начал сам изучать Талмуд. Через год грянула Первая мировая война. Настроения в обществе резко изменились. Мирные, уравновешенные люди стали кровожадно призывать бедствия на головы врагов, которых совсем недавно как врагов и не воспринимали. Не случайно объектом исследования Фромма как психолога и социолога стали суицид и агрессивность.

За 14 лет учения Эрих увлекался последовательно социалистическими идеями, гуманистической философией и хасидизмом. Параллельно со священными книгами он изучал и светские науки. В 1918 году Эрих Фромм поступил в Университет Гёте в родном городе и два семестра штудировал там право. В 1919 году он провёл летний семестр в Гейдельбергском университете, куда и перевёлся - изучать социологию. Среди преподавателей Фромма были такие известные профессора, как Хайнрих Рикерт, Альфред Вебер (брат философа Макса Вебера) и сам Карл Ясперс. В Гейдельберге Эрих Фромм и защитил диссертацию в 1922 году, став доктором философии.

В 1926 году духовная жизнь доктора Фромма коренным образом изменилась - он отверг религию, по собственному признанию, вследствие того, что она сеет рознь и распри между людьми. Но мудрость Библии и Талмуда учёный пронёс через всю жизнь и в своих книгах широко пользовался притчами и толкованиями, которым посвятил юность.

Повальное увлечение психоанализом не обошло молодого социолога стороной: в 1930 он закончил Институт психоанализа в Берлине, в том же году открыл собственную клиническую практику, а также стал работать во Франкфуртском институте социальных исследований.

Научную карьеру прервал приход к власти Национал-социалистической партии. Эрих Фромм со своей женой Фридой Райхманн, известным психоаналитиком, специалисткой по шизофрении, проявил дальновидность, почти сразу уехав в Женеву. Брак их закончился разводом. В дальнейшем Фромм с глубоким уважением относился к бывшей супруге, утверждал, что многому у неё научился.

В 1934 году Эрих Фромм эмигрировал в Нью-Йорк, где работал в Колумбийском университете. 1943 год ознаменовался в жизни именитого учёного двумя событиями. Во-первых, с его участием было основано Нью-Йоркское подразделение Вашингтонской школы психиатрии. Во-вторых, он женился на Хенни (Хенриетте) Гурлянд.

В 1945 году Фромм участвовал в создании Института психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта, был одним из первых его преподавателей и так и продолжал бы там работать, но вмешались семейные обстоятельства. Жена учёного серьёзно заболела. Врачи посоветовали сменить климат, и семейство Фроммов направилось в Мексику. Фромм стал профессором Национального университета Мехико [Universidad Nacional Autónoma de Mexico (UNAM)], основал кафедру психоанализа на медицинском факультете. Хенни Гурлянд умерла в 1952 году, а год спустя Фромм женился третьим браком на Эннис Фримен. До 1965 года он работал в UNAM, а кроме того, занимал пост профессора психологии в университете штата Мичиган (1957-1961) и был адъюнкт-профессором в Нью-Йоркском университете.

В 1974 году Эрих Фромм вернулся в Швейцарию, в местечко Муральто, где и умер в 1980 году у себя дома, не дожив пяти дней до восьмидесятилетия. Всю жизнь Фромм был психологом-практиком. Славу ему стяжали книги, из которых самые популярные: "Бегство от свободы", "Человек для самого себя", "Искусство любить".

knijky.ru

Эрих Фромм - биография, список книг

Эрих Зелигманн Фромм — выдающийся немецкий социолог и психолог, автор философских произведений.

Будущий мыслитель появился на свет 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в семье еврея-торговца. После окончания национальной школы Эрих сделал свой выбор в пользу изучения права во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте, однако, проучившись всего два семестра, перевелся на кафедру социологии Гейдельбергского университета. Уже в двадцатидвухлетнем возрасте году молодой ученый защитил докторскую диссертацию. Знакомство Эриха с известным психоаналитиком и специалистом в области шизофрении Фридой Райхманн переросло не только в брак, пусть и недолгий, но и в увлечение психоанализом, которое в будущем определило направление его профессиональной деятельности.

Окончив Берлинский институт психоанализа, Фромм возглавил отдел Франкфуртского института социальных исследований и открыл частную практику, которой занимался на протяжении многих лет. В этот период идеи Зигмунда Фрейда поглотили философа, а позже он сам стал основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. С приходом к власти Гитлера Эрих вынужден был перебраться сначала в Швейцарию, а позже в США, где занялся педагогической и исследовательской деятельностью. Неординарный профессор и блестящий лектор успевал просвещать молодежь в Колумбийском и Йельском университетах, возглавлять Институт психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта и издавать свои произведения.

В 1941 году увидела свет первая книга ученого «Бегство от свободы», принесшая автору широкую известность в Америке. В этой работе писатель исследовал вопрос власти и сформулировал свое видение причин внутреннего бегства человека. Следующим изданием психолога стала работа «Человек для самого себя», где рассматривалась проблема самореализации через призму общественных ценностей и социальных норм. В 1950 году в связи с возникшей необходимостью смены климата из-за болезни жены семья перебралась в Мексику, где Эрих Фромм организовал кафедру психоанализа Национального университета Мехико. В этот период вышли новые труды писателя «Психоанализ и религия», «Забытый язык», «Здоровое общество» и «Искусство любить».

На протяжении жизни ученый был трижды женат, а после семидесяти лет он пережил, по собственному признанию, «интеллектуальный рассвет», и создал известные труды «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Психоанализ и Дзен-буддизм» и «Душа человека». Последней книгой, изданной при жизни психолога, стала его работа «Величие и ограниченность теории Фрейда». 18 марта 1980 года на восьмидесятом году жизни, после третьего инфаркта Эрих Фромм скончался у себя дома в швейцарском городе Локарно.

Электронные книги Эриха Фромма в нашем интернет-магазине можно приобрести и скачать для ридера, телефона или ноутбука, а также прочесть онлайн.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

velib.com

Эрих Фромм | PSYERA

Эрих Зелигманн Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. Юный Эрих намеревался в дальнейшем заняться изучением иудаизма. Этому способствовал весь уклад семейной жизни - его мать была дочерью раввина, отец - внуком раввина. Во Франкфурте Фромм посещал школу, в которой преподавались основы вероучения и религиозные традиции. Но он не стал продолжать изучение религии, а отправился в Гейдельберг заниматься психологией и социологией.

Фромм окончил Франкфуртский университет. После получения в 1922 г. степени доктора философии в Гейдельбергском университете он был приглашен специализироваться в области психоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее в знаменитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 г. Фромм переехал в США, где он вначале стал лектором Чикагского психоаналитического института, в котором работала и К. Хорни. Спустя некоторое время он перебрался в Нью-Йорк, где занялся частной практикой и параллельно читал циклы лекций в ряде американских университетов. Широкая практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для осмысления соотношения биологического и социального начал в формировании человеческой психики.

Движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, -потребности в укоренении и в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Стремление человека примирить эти потребности, с точки зрения Фромма, становится двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, так как все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления.

Отношение общества к человеку проявляется в том, что способы, с помощью которых человек реализует свои внутренние возможности, определяются тем общественным устройством, при котором он живет, его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет.

Фромм считает, что возможности индивидуализации часто развиваются в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бегство от свободы, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании получить надежную работу, но и в идентификации себя с главой фирмы или политическим деятелем, которые обещают ему надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял Фромм появление фашизма.

Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. Фромм утверждал, что в стремлении к индивидуализации обычно проявляется желание освободиться от других, от обязательств и догм, определяющих жизнь в обществе. Жажда свободы от всех и любой ценой не позволяет человеку задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять се опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, «свобода для», т. е. свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают осуществить задуманное. Поэтому обретение «свободы для» и индивидуальности не тяготит человека, а, наоборот, принимается им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с любимыми людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение потребности в индивидуализации и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром.

Для избежания внутри личностного конфликта человек прибегает к психологической защите, которая примиряет его с самим собой и с обществом.

Четыре механизма психологической защиты - садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности. При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем.

Два способа реализации своей внутренней природы - способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное - показать свою индивидуальность, свое значение. Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Для этих людей главное - не продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности.

Работы Фромма - Бегство от свободы(1941), Человек как он есть(1947), Анатомия человеческой деструктивности(1973), Иметь или быть(1976).

psyera.ru


Смотрите также