• Главная

ОХромевшие Атомы от МакГрегора. Хрома балет


CHROMA И АХРОМАТЫ - RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ

Вчера посмотрел в Большом театре долгожданный балет "Chroma" Уэйна МакГрегора, произведший в 2006 эффект разорвавшейся бомбы в лондонском Королевском балете.

Зрелище кому-то понравилось, кто-то напыщенно фыркал, но как бы то ни было, спектакль мало кого оставил равнодушным, и в антракте публика шумно обсуждала увиденное. Что же именно нам показали и отчего так диаметрально расходятся мнения?

"Хрома" — эксперимент над физическими возможностями человеческого тела. В ней задана изощренная пластика с экстремальными выворотами суставов, когда танцовщики совершают противоестественные движения, как если бы их тело противостояло чуждой инопланетной среде с иными физическими законами и двигательными задачами. К примеру, махи рукой производятся здесь от плечевого сустава, после чего в движение приводится второе плечо, а вслед за плечами выгибается весь корпус. В итоге получается волнообразное движение и эта ундуляция передается всему телу. Незнакомый хореографический язык ложится на сочную, резкую и местами тревожную музыку Джоби Тэлбота, и в итоге от всего действа исходит некая беспокойная аура, местами даже агрессивная, пульсирующая, с острыми эмоциональными углами.

Балет несет мощный визуальный концепт. Само греческое слово Chroma означает "цвет", однако в спектакле цветовое разнообразие мироздания раскрывается минималистическими средствами. Взору зрителя предстают танцовщики, 6 парней и 4 девушки, одетые в одинаковые, не прикрывающие даже коротких трусов, пеньюары на лямочках. Всё — телесного цвета, и шокированное таким исподним унисексом сознание зрителя не сразу даже улавливает, что артисты облачены в белье разных оттенков, подобранных под цвет их кожи и волос. Характер персонажа, его неповторимая индивидуальность раскрывается здесь через едва различимый оттенок цвета! Таким образом приходит осознание оттеночных полутонов: даже незначительные различия могут складываться в гармоничное сочетание или взаимно отталкиваться, что в дальнейшем и проговаривается хореографическим языком танца. Балет подталкивает к раздумьям о важности малого, заставляет внимательней вглядеться в окружающий мир, просит не гнаться за контрастами, в быстрой смене которых устают и изнашиваются эмоции и чувства. С грустью подумал я об утраченной способности своего детства часами созерцать разводы и выщербины на стене, жилки и разъедины на опавшем осеннем листе, жизнь крохотных обитателей луж на пустыре за домом... Сознание ребенка, лишенное утилитарной символики потребительского общества-матрицы, всё еще обладает какой-то самоценностью и самодостаточностью, угадывает коды к познанию величия бытия, где всё наделено равной ценностью — и папины золотые часы, и блестящий жук, и красивый камешек на речном песке, — все дышит жизнью в экзистенциально-независимом сознании ребенка.

Светлана Лунькина и Вячеслав Лопатин. Photo © 2011 Marc Haegeman.

Другим минималистическим инструментом послужила МакГрегору дзен-конструкция Джона Поусона в форме прямоугольного проёма в белой стене. Задник проёма то светился ярко-белым, то становился черным. Единственный цвет здесь — цвет тел танцовщиков. Они словно парят в пустоте, появляются из ниоткуда и уходят в никуда.

Наделен балет и не очевидным, но глубоким эротизмом. В нем нет чувственности, но присутствует интимное взаимодействие рельефных тел в разно- и однополых парах и тройках. И хотя на всех белье одного фасона, оно не стирает, а, напротив, подчеркивает половые различия танцовщиков: мышечный рельеф их конечностей, ширину плеч и бедер — все это скульптурно обнажено, выдается за границы одинаковых прямоугольников пеньюаров; и вновь сходство оказывается лишь иллюзией, обманом поверхностного восприятия.

В единственной мужской паре притягивались и отталкивались уже приобретший харизму первый солист Артем Овчаренко и малоизвестный пока Максим Суров из кордебалета. В образе Артема читалось эклектичное противостояние — внешность гей-иконы и холодная неприступность натурала, в движениях Максима проступала трогательная неуверенность, почти испуг. Остальные ребята становились в пары с партнершами. Хочется выделить потрясающую экспрессию Вячеслава Лопатина. Вячеслав наделен невероятным потенциалом размашистых, стремительных заносок и безупречных позиций классического балета, которые в технике Chrom-ы были сублимированы и переработаны в невероятную лавообразную пластику. Приму-балерину Светлану Лунькину Chroma раскрасила в прямом и в переносном смыслах: в ней раскрылось что-то совершенно доселе невиданное, инопланетное, как говорит один мой знакомый — "добывающее мурашки". Светлана создала образ хищного существа с пластикой бескостной амфибии, и это было потрясающе (интервью с ней здесь)! Даже кошачья пластика Игоря Цвирко неожиданно гармонично вписалась в действо, придав ему еще один оттенок.

Ян Годовский, Максим Суров и Артем Овчаренко. Photo © 2011 Marc Haegeman

Как и многие спектакли в стиле contemporary dance, Chroma бессюжетна. И несмотря на это, балет способен мощно воздействовать на восприимчивого зрителя. Однако в любой публике найдутся и ахроматы (люди, страдающие ахроматопсией  = цветовой слепотой).

МакГрегор, элитарно образованный интеллектуал, помимо всего прочего изучал экспериментальную психологию в Кембридже. Создавая Chrom-у, он, вероятно, предвидел, что такой балет тронет не всякого. Для кого-то, в силу беспощадного бега времени, детское мировосприятие безвозвратно утрачено. А кто-то похоронил уже и юношескую чувственность, заместив ее ханжескими суждениями о сексуальном опошлении и духовной деградации молодого поколения. Так эволюционируют наши суждения по мере того, как всё больше тестостерона переводится в дигидротестостерон, отчего, краски окружающего мира блекнут, а заодно (как говорят врачи — коморбидно) и развивается аденома простаты, и волосы колосятся по всему телу, только не на голове... Милых дам расстраивать своими вивисекциями, пожалуй, не стану :) Перечитаю-ка лучше "Ирис" Германа Гессе — как нельзя кстати...

Светлана Лунькина и Ян Годовский

P. S.: Порадовало, что все еще способен...:)

P. S. S. Обязательно повторю удовольствие на выходных, чтобы дочувствовать.

РассЫпалась похвалами даже Татьяна Кузнецова — самый строгий из известных мне профессиональных балетных критиков:

botalex.livejournal.com

Билеты Chroma. Симфония псалмов. Cinque (Рубины)

Вечер одноактных балетов смогут посетить почитатели балета, купившие билеты на «Хрома.Симфония псалмов. Cinque» в Большой театр.

Балет Chroma — это новый взгляд на современный танец от хореографа компании «Royal Ballet» Уэйна МакГрегора. Поставленный на музыку Джона Тэлбота и Джека Уайта из группы White Stripes, балет Хрома завоевал массу наград и большой успех у публики. Идея этого балета — рождение ощущения цвета через танец. Насколько она достигнута хореографом, можно будет увидеть, купив билеты на «Хрома. Симфония псалмов. Cinque».

Балеты «Симфония псалмов» поставлен на музыку Игоря Стравинского хореографами Иржи Килианом и великим Джорджем Баланчиным.

Постановщиками одноактных балетов Chroma, Симфония псалмов, Cinque в Большом театре являются Уэйн МакГрегор, Иржи Килиан и Мауро Бигонцетти.

«Chroma» в переводе с древнегреческого означает «цвет», сначала кажется, что это очень необычное название для балета, в котором и костюмы артистов, и декорации только белого цвета. Однако, после нескольких минут представления зрители начинают «видеть» палитру, которая расцвечена красотой и силой движений танцовщиков. В спектакле использована музыка известной группы White Stripes.

«Симфония псалмов» на музыку Игоря Стравинского – балет, поставленный в Нидерландском театре танца талантливым чешским хореографом Иржи Килианом. У спектакля очень интересный сюжет, кроме того, интерес зрителей, наверняка, вызовет авторский стиль постановки. Критики называют Килиана одним из лучших современных хореографов.

«Cinque» - балет на музыку Антонио Вивальди, на сцене пять танцовщиц, каждая из которых представляет определенный орган чувств. Пять девушек, пять разных характеров – от королевы до самой что ни на есть простушки. Все перевоплощения происходят прямо на глазах у зрителей.

Если Вы решили посетить Большой театр Chroma, Симфония псалмов, Cinque, то Вас можно поздравить с хорошим выбором, это лучшие постановки современных хореографов.

Chroma, Симфония псалмов, Cinque – новаторский стиль, смелые решения, интересная хореография.

Можно только восхищаться тем, что один из лучших театров мира – Большой, радует своих зрителей все новыми и новыми творческими работами. Вот и сейчас у публики появилась прекрасная возможность – билеты на Chroma, Симфония псалмов, Cinque подарят своим обладателям незабываемый вечер встречи с самыми интересными современными балетами.

Уэйн МакГрегор, вдохновленный архитектурными шедеврами Джона Пуасона, в 2006 году на сцене Ковент-Гарден поставил одноактный балет «Chroma». В этом спектакле акцент сделан на свободу движений, стиль балетмейстера несколько агрессивный, но это придает особое своеобразие постановке, которая требует от исполнителей высокой степени мастерства. В этом спектакле выступят молодые российские танцовщики.

Иржи Килиан – признанный мастер, критики единодушно ставят самые высокие оценки его творениям. У Килиана свой стиль, самыми главными элементам которого являются адажио и эмоциональное скульптурное построение. Балетмейстер – обладатель престижной премии «Orde van Oranje Nassau». «Симфония псалмов» всемирно известного русского композитора Игоря Стравинского – произведение, в котором самое важное место занимает разговор о духовности человека.

Современные балеты Chroma, Симфония псалмов, Cinque билеты на которые уже появились в продаже, будут интересны всем поклонникам этого вида искусства. Новаторский стиль постановок, необычная хореография, интересный сюжет спектаклей делают билеты в Большой театр Chroma, Симфония псалмов, Cinque очень популярными среди любителей балета.

Билеты на «Хрома. Симфония псалмов. Cinque» в Большой театр позволят увидеть все грани современного и классического танца за один вечер.

Хореограф-постановщик — Уэйн МакГрегор

Художник-постановщик — Джон Поусон

Ассистент художника-постановщика — Марк Трихарн

Художник по костюмам — Моритц Юнге

Художник по свету — Люси Картер

Дирижер-постановщик — Игорь Дронов

Ассистенты хореографа-постановщика& — Антуан Верикен, Одетт Хьюз, Миранда Линд

bileti-tut.ru

ОХромевшие Атомы от МакГрегора: llliu

LLLiu aka Лика aka Людмила Гусева (llliu) wrote, 2014-02-22 19:26:00 LLLiu aka Лика aka Людмила Гусеваllliu 2014-02-22 19:26:00 Британец МакГрегор сейчас на пике востребованности и популярности. Хотите доказательств?В Большом несколько лет назад поставили, наверное, его самый знаменитый балет. "Хрому".После успеха - закономерного, и сам балет был необычайно хорош, и труппа себя исключительно проявила - особенно Лунькина и Лопатин, триумфатор Хромы получил приглашение представлять Большой в его домашнем международном фестивале к столетию Весны священной. В новой версии, специально для Большого. Разумеется, со звездой Хромы - Лунькиной. Не случилось: Лунькина оказалась в Канаде, Филин в больнице, МакГрегор - человек западный - поостерегся.Зато этим летом мы его увидим - в гастрольный тур Королевского балета включена его свежайшая работа, горячий пирожок, только что испеченный в Лондон, с вкусной начинкой – популярнейшей героиней балетных полей и новейшим приобретением Королевского балета - Натальей Осиповой.И, наконец, почетное право открыть культурный год Великобритании в России предоставлено (та-ра-ра-рам!) балету МакГрегора " Атомик" в исполнении Рандом - балетной труппы из Лондона. В рамках ежегодной Маски, вне конкурса.И я там был мед-пиво пил спал.Балет "АтОмик" был задуман с гламурными приблудами: были обещаны технологии тридэ и выданы соответствующие очки, а свелось всё к банальным 5 бытовым плазмам, свисающим с потолка. Плазмы были не самого глобального размера, по бедности труппы, наверное.С атомным тридэ у меня сложилось 1 раз, когда почудились красные с копошащимися червячками пятна (солнце на рассвете? закате? красные кровяные тельца?), они по-тридэшному висли между сценой и моим носом, как когда-то висели перед моим носом летучие каракатицы с материнского дерева из Аватара. И это, я вас скажу, сильно отвлекало, а не синтезировалось с танцем.И с высокими, высокими технологиями это всё. Мало? Мало, но хоть что-то. Тридэ было.А вообще-то в таком мелком масштабе киношная технология не выдерживает соперничества с живым искусством, оно-то безо всяких технологий и с давних пор идет в формате тридэ.Охота пялиться в экранчики, когда рядов совершенно живые, из плоти и крови артисты?Танцы атомов сильно от Хромы не ушли, испытывала постоянное дежа вю. А как спектакль, театральное явление, Атомы вчистую проиграли Хроме. Хрома была компактной. Атомик - бесконечный и занудный.Для меня это было еще и личное истязание: пожалуй, рассматривать копошение элементарных частичек я могла бы долго, хотя я это уже видала, но рассматривание деталей все равно занимательный процесс. В сон меня тянули в первую очередь зомбозвуки, на которые и поставлен этот балет. Я боролась, но звуки меня побеждали.Хрома ТОГДА была поразительно новой. Атомы СЕЙЧАС казались уже не новыми, а известными до последнего изгиба торса исполнителей. Фирменный язык МакГрегора: изогнутая в латинскую S и колышащаяся плоть, выпады и выбросы конечностей, редкие быстрые вращения - единственное родовое пятно виртуозного танца доконтемпорари-эпохи. Атомная тема не показалась убедительно проработанной, это была все-таки не физика, а биология, не элементарные частички. для элементарных слишком затейливы движения, это был живой мир, самый первый срез фауны - мир насекомых. Отсюда всеобщая асексуальность или унисексуальность. Отсюда причудливость формы. В Атомах была дополнительная интрига - разглядывать, кто перед тобой - мужчина или женщина. И те, и другие одеты в купальники - открытые (с лифчиками) и закрытые. И в Хроме тоже был костюмный унисекс, несколько по-другому отформатированный: топики на тонких лямочках и трусики, забавно сидевшие на плотных мужских фигурах и волосатых грудях. Принадлежности к полу было невозможно установить не по манере танца, ни по ролевым функциям - мужские и женские дуэты были равноправны с разнополыми.Апофеоз унисекса в Атомах - черный танцовщик в белом купальнике, самый пластичный в труппе, воплощение нежности, нежнее женщин Рандома. В Хроме тоже был подобный мир, но это было ярче, рельефней, компактней, стройней по форме.Ярче, может быть, потому, что этот мир был представлен сценографом как нереальный. Для Хромы был придуман сногсшибательный пересвеченный или недосвеченный стерильный коробочный мир.Зрители  рассматривали этот экзотический мир  как под микроскопом, зрением, обостренными ирреальными световыми эффектами.В Атомах не заявленная творцом молекула с атомами, а муравьиная куча, в которой каждый тянет свою упряжку, начинала балет, причудливое сплетение  разнонаправленных индивидуальностей, их пересечение и обтекание напоминало первобытный хаос. Этот занимательный хаос можно было рассматривать по деталям, хаос, доведенный до принципа - самое притягательное в новом балете МакГрегора. А попытки выйти за пределы своего фирменного языка, организовать отряд насекомых, вывести их за пределы муравьиной кучи, преобразовать в хаос геометрию были чужеродны и мало интересны. Групповая синхронизация проиграла затейливому хаосу. Если бы не музыка и не время. И то, и другое работали против.Атомос разползся на эпизоды, не связанные общей архитектурой. Если бы это продолжалось минут 15-20, на которые и хватило идей балетмейстера, было бы не так монотонно и усыпительно.Хрому вспоминаю с удовольствием и с бодростью. Но клон Хромы, расползшийся до часа с четвертью, я пережила с борьбе с о сном.Любопытно, что после окончания зрители тоже не сразу проснулись, Сначала было этакое глухое похлопывание какбэ спросонку и только постепенно превратившее чуть ли не в овацирование. Будто зрители с трудом возвращались к реальности.

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

llliu.livejournal.com


Смотрите также