• Главная

2016-03-30Семинар-практикум «Продвижение книги и чтения: новые возможности». Рекомендации по продвижению чтения


Рекомендации по продвижению чтения. Чтение в средней школе

Рекомендации по продвижению чтения

Молодые люди время от времени актуализируют те или иные моменты литературного наследия: и Бунин, и Бродский непредсказуемо становятся читаемы.

Главное – личный пример. Если вы книги читаете – дети примут это как нормативное поведение. Если не читаете, а лишь вспоминаете, как читали в детстве, – не ждите, что дети вдохновятся этими рассказами.

С полуторагодовалого возраста мы с женой стали дочке книги читать по вечерам. Ей, вероятно, было сложно понять все, – но, безусловно, и интересно. Впоследствии любимыми книгами дочери стали: «Капитан Сорви-голова», «Остров сокровищ», «Белый Бим-черное ухо», «Белый отряд», «Властелин колец», «Три мушкетера», «Ким»…

Кроме приключений, во множестве читались сказки. Любимая – «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»; «Буратино» и «Пиноккио»; серия о мумми-троллях; сказки братьев Гримм; двухтомник «Сказок и историй» Андерсена, шесть книг Александра Волкова – о путешествиях в Волшебную страну девочек Элли и Энни; потом Фрэнк Баум – четыре книги о стране Оз… Эта традиция закончилась только тогда, когда дочка набрала нормальную для чтения-понимания скорость.

Отказ от «зомбоящика» наряду с органичностью книг в жилище является первым и самым важным шагом для воспитания человека читающего? «Зомбоящик» дает информацию – максимально подготовленную к усвоению. Разжеванной, ферментированной и даже фрагментированной – в той части, что комментарии уже есть, и они соответствуют «политике партии». На это восприятие – работают звук, цвет, свет, формы и образы, ритм и темп восприятия уже заданы, и конечно, реклама. Даже в современной книге реклама нет-нет, да и проявит себя: сколь часто в тексте можно встретить определенные марки кофе, напитков, бренды производителей…

Не зря сегодня уже стало популярным расхожее выражение: «тот, кто читает книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор». В контексте рассматриваемой проблемы это имеет огромный философский смысл.

Общаясь же с книгой, все это – темп, образы, формы, а также живой, эмоциональный отклик на читаемое – читатель генерирует для себя сам, в своем воображении – он свободен, ибо он сам себе и режиссер.

Молодым читателям не лишне еще раз вспомнить: чтобы читать книгу, надо потрудиться, первым делом надо овладеть кодом культурного человека – постичь грамоту. Чтобы посмотреть кино или телевизор – нужно только по-удобнее расположиться в кресле (или иной лежанке).

Одна знакомая поделилась своим опытом решения проблемы чтения: cторговалась с сыном: она ему покупает новый телефон, он ей – читает пятьдесят книг. Что ж, тоже вариант… Но, Господи, куда же мы все такой дорогой пришли?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Нестандартные формы продвижения чтения. Методические рекомендации для массовых библиотек

27 Октября 2015 - 21:15

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития — чтение. Д. С. Лихачев

 

Вступление

 

Чтение — индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

Проблема чтения, особенно детского, сегодня становится все более актуальной, ведь чтение является основой воспитательного и учебного процесса, а затем и развития духовности подрастающего поколения и общества в целом.

От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремиться вызвать интерес к книге, закрепить его и сформировать привычку и потребность в регулярном чтении.

Мы отобрали и обобщили для вас опыт отечественных и зарубежных библиотек, для которых проблема продвижения чтения так же актуальна. Читайте, обдумывайте, экспериментируйте

 

2. Из опыта работы отечественных и зарубежных библиотек

 

Идея. Дерево книжных предпочтений.

Место проведения: абонементы детских и взрослых библиотек

Читателям предлагают завязать на дереве ленточку, к которой прикреплена бирка. На бирке читатель пишет название своей любимой книги, по желанию — (кратко) впечатление от прочитанного. Цвета ленточек соответствуют разным жанрам и видам литературы: фантастика, детектив, исторический роман, любовный роман, классическая литература, научно-популярная и т. п.

Рекомендуем проводить как в детских, так и во взрослых библиотеках. Хотя у читателей детей, такая «библиозабава» должна вызвать больший интерес. Но! — взрослым так приятно иногда почувствовать себя детьми. Изучение читательского спроса тоже заиграет новыми красками (во всех смыслах; ленточки- то цветные  )

P.S. Коллеги, чей опыт мы перенимаем, проводили это мероприятия на открытом воздухе. Но его можно сделать постоянно действующим на абонементе библиотеки. Вместо полноценного дерева можно обойтись букетом из раскрашенных веток.

 

Идея. Акция «Книга — лучший подарок»

Кому адресована: родителям школьников.

Подготовить и раздать на школьных родительских собраниях рекомендательные списки литературы, ориентируясь на которые родители могут выбрать подарок своему ребенку. В списке обязательно отметить, какие из предложенных книг есть в фонде библиотеке. Не забыть указать адреса и контакты библиотек.

 

Идея. Акция «Ты не читаешь в библиотеке? Тогда мы идем к тебе!»

Кому адресована: ученикам младшей и средней школы.

Организовать передвижной читальный зал и познакомить учащихся с литературными новинками, а также хорошо забытыми произведениями для детей. На месте можно оформлять читательские формуляры и выдавать книги.

Трудности в реализации: непросто решить вопрос доставки литературы в школу и согласовать время проведения акции с дирекцией. Могут возникнуть проблемы с возвратом литературы. Придется действовать на личных контактах и договариваться с классными руководителями.

 

Идея. Фотомарафон «Один день из жизни библиотек»

Кому адресована: постоянным читателям, коллегам, пользователям Интернета, которые случайно наткнуться на ссылку и заинтересуются происходящим в библиотеках.

Идею воплотили российские коллеги ЦГБ им. А. С. Пушкина, г. Челябинска

Главная цель фотомарафона — разнообразнее и полнее рассказать о повседневной жизни и деятельности современных библиотек, её сотрудниках и читателях, создание коллективного фоторепортажа о жизни библиотек, сделанного в один день. Результаты выкладывать в интернете, дабы напомнить о себе пользователям соцсетей, заинтересовать их, пригласить в библиотеку в качестве читателей.

Можно устроить конкурс в социальных сетях на лучший комментарий (название) к фото. Однако есть риск столкнуться с некорректными комментариями и нелестными отзывами. Не боитесь? Тогда давайте попробуем!

 

Идея. Сотрудничество с электронными библиотеками.

Кому адресована: читателям, которые имеют возможность читать книги с электронных носителей.

Из опыта работы российских библиотек: «Одно из последних новшеств — сотрудничество с электронными библиотеками, в первую очередь с Bookmate. Все читатели и гости имеют возможность бесплатно воспользоваться сервисами Bookmate на территории библиотеки»

 

Идея. Читаешь в библиотеке — получи скидку!

Кому адресована: всем категориям читателей.

Попробовать заключить договоры с книжными магазинами и книгоиздателями: по предъявлению читательского билета книжный магазин выдает дисконтную карту. Многие книготорговые фирмы принимают эту идею с воодушевлением, т.к. такая акция — дополнительная бесплатная реклама и возможность получить новых клиентов. А библиотеке, соответственно, положительный имидж и привлечение читателей.

 

Идея. Рекомендуем почитать.

Кому адресована: читателям — пользователям интернета.

Рекомендательные списки литературы — старая-добрая форма библиотечной работы. Осовременить ее поможет интернет. На страничках библиотек в социальных сетях выкладывать красиво оформленные сообщения типа: «Что почитать этой осенью», «Новые тренды», «25 книг, которые нужно прочитать до 25 лет» и т.д… Кстати, такие списки давно распространены и достаточно популярны в интернете, только составляют их никак не библиотечные работники. Почему бы не возглавить такое полезное направление? У библиотекарей достаточно опыта и профессионализма, чтобы составить грамотные и качественные подборки литературы для любых возрастов и категорий читателей, снабдить каждую книгу интересной аннотацией, попутно отметив в списках книги, которые есть в фондах, с указанием адреса библиотеки.

Можно организовать интернет рассылку таких списков или систему репостов.

 

Идея. «Связанные одной цепью»

Кому адресована: взрослым читателям.

Создать и разрекламировать на абонементе библиотеке так называемые «читательские цепочки» — читатели берут книги, снабженные комментариями тех, кто их уже прочитал, а затем добавляют к ним свои суждения…

 

3. Опыт работы библиотек ЦБС Дзержинского района.

 

Место проведения: библиотека-филиал № 35

Форма: книжная выставка к библиотечному уроку «Мир сказок и приключений»

Кому адресована: читателям младшего школьного возраста.

Что сделано: Сотрудники библиотеки творчески представили вниманию юных читателей старые и новые книжки:

— «Привет! Я книга в окне» — книга в прямом смысле слова повернута лицом к читателям, в т. ч. и к потенциальным. Проходишь мимо библиотеки, а из окон «выглядывают» яркие книжки, как бы говоря: «Заходи, дружище! Мы ждем тебя и мечтаем подружиться»

— «Книжные качели» — книжки, подвешенные к потолку на шнурах, создавали ощущения погружения в «книжный аквариум». Их можно было брать в руки, листать и просматривать — длина шнура позволяла дотянуться до книги даже самому маленькому читателю.

 

Место проведения: Библиотека семейного чтения

Форма: Читательский конкурс

Кому адресована: семьям читателей

Что сделано: Если в семье родители читают, то дети, наверняка, тоже будут дружить с книгами. В библиотеке семейного чтения проведен, ставший уже традиционным, ежегодный конкурc на звание лучшей читающей семьи «Наш семейный формуляр». При подведении итогов лучшие читающие семьи выступили с презентациями «Книга для семьи», им были вручены грамоты и лучшие подарки — книги.

 

Место проведения: филиал № 11 (семейного чтения)

Форма: Литературное лото в рамках «Недели детской книги»

Кому адресована: учащимся младших и средних классов

Что сделано: для младших школьников библиотека организовала литературное лото «Читати круто», во время которого дети помогали Незнайке найти себе друзей из других сказок. Незнайка побывал в гостях у Крокодила Гены, помог найти на карте Изумрудный город, вместе с капитаном Врунгелем научился отличать южные моря от северных, ну а от доктора Айболита получил для доктора Пилюлькина рецепт сладкого сиропа. Самым приятным для маленьких путешественников стало вручение дипломов «Настоящий друг Незнайки»

 

Место проведения: Детские площадки Дзержинского района (Алексеевка)

Форма: Выездное мероприятие (ЦДБ)

Кому адресована: самым маленьким читателям (в т.ч и потенциальным) и их родителям

Что сделано: ЦДБ провела цикл мероприятий «Библиотека на лужайке»: литературные викторины, ролевые игры, театрализованные презентации библиотеки, красочные выездные выставки.

Для привлечения новых читателей библиотека проводила акции «Мы к вам пришли. А вы нам рады?» на детских площадках и в местах отдыха родителей с детьми и «Читаленок» в детских садах микрорайона.

 

Заключение.

 

Привлечение новых читателей нелегкий труд, но еще сложнее сделать так, чтобы посещение не оказалась разовым. А это зависит не только от пополнения книжных фондов, но и от профессионализма библиотекарей, умения и желания заинтересовать и расположить к себе читателей.

Уважаемые коллеги, если вы дочитали методические рекомендации до этого абзаца, значит, наш скромный опыт вас заинтересовал. А какие формы продвижения чтения и привлечения читателей используете вы? Поделитесь с нами своими наработками и инновациями. Будем рады сотрудничеству и общению. Пишите нам на электронный адрес: [email protected], темой письма укажите «Формы продвижения чтения».

belinskogo.kh.ua

Разработка проекта по продвижению чтения "Читающая семья"

МБОУ «Чочунская средняя общеобразовательная школа им. И.М. Гоголева»

ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ

“ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

Сроки реализации ЦКП: 2012-17 гг.

Руководитель проекта: Петрова А.С., заместитель директора по УМР МБОУ «Чочунская СОШ им. И. М. Гоголева» с. Сыдыбыл МР «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)

Автор проекта: Николаева Виктория Викторовна, педагог-библиотекарь МБОУ «Чочунская СОШ им. И. М. Гоголева» с. Сыдыбыл МР «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)

с. Сыдыбыл

1. Паспорт проекта

Полное название проекта

Целевой комплексный проект «Читающая семья» («Аа5ар дьиэ кэргэн»

Целевая группа

учащиеся и родители общеобразовательной школы

Основание для разработки проекта

Инициативная разработка в рамках реализации национальной программы поддержки чтения «Читающая семья»

Автор проекта

Николаева Виктория Викторовна

Руководитель проекта

Петрова Алена Спиридоновна

Научный консультант

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

- повышение качества школьного образования через повышение мотивации школьников младшего возраста к чтению

Задачи проекта:

  • создание информационно-педагогической поддержки семьи;

  • составление мониторинга уровня культуры семейного чтения;

  • организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”;

возрождение традиции семейных чтений и повышение культуры чтения в семье

Основные ресурсы и источники их финансирования

Основой для реализации Проекта являются информационные, материальные ресурсы школьной библиотек.

Ожидаемые результаты

Систематизированная работа по информационно-педагогической поддержке семьи;

Повышение уровня культуры семейного чтения;

Налаженный механизм сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”;

Установление традиции семейного чтения;

Период и этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительно-моделирующий – 2012-13 уч. год

2 этап – Практически-экспериментальный 2013-16 уч. год

3 этап – Аналитико-обобщающий – 2016-17 уч. год

Предпосылки проекта

Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка

Необходимость укрепления взаимодействия в системе “семья- школа - библиотека”

Осознание профессиональной ответственности школьной библиотеки за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей

Наличие необходимых ресурсов:

Информационный ресурс (постоянно обновляемы фонд библиотеки, релевантный репертуар периодических изданий)

Методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов)

Сводный список исполнителей

Заместитель директора по учебно-методической работе - руководитель программы, педагог-библиотекарь - автор программы, участники программы - школьный психолог, учителя, учащиеся, родители учащихся;

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Общее состояние по заявляемой теме проекта

Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много. Сейчас для большинства детей чтение – тяжкая повинность, которую они пытаются избежать. Для родителей чтение – родительская мука, неприятная необходимость. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, так как происходит изменение семейного уклада,  разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д. 

В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом. 

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика.  Установлено, что интерес к чтению начинает формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье. 

Поэтому, без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

1.2. Обоснование проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Календарный план реализации проекта

 

Наименование работ и основные этапы его выполнения

Исполнители

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1 этап – Подготовительный (моделирующий) –

1

Проведение теоретического исследования “Читающий ребенок в фокусе разнообразных представлений” (библиотекарь, педагоги, родители).

психолог

2012-13 уч. год

Обзорный реферат

2

Изучение опыта работы коллег – библиотекарей по теме проекта.

библиотекарь

2012-13 уч. год

Картотека инновационных форм работы

4

Разработка проекта и презентация проекта на методических объединений учителей начальной школы.

библиотекарь

2013-уч.год

Рекомендация к внедрению

5

Разработка нормативно-правовую базу программы чтения “Я читатель”.

библиотекарь

2013 уч.год

Утверждение программы на педагогическом совете

2-й этап - Практически-экспериментальный

1

Апробация и корректировка авторской программы чтения “Я читатель”.

Библиотекарь, классные руководители

2014 уч.год

Рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам работы.

2

Марафон родительских собраний

Классные руководители, библиотекарь

2013-2016 уч. год

Формирование родительского актива

3

Акция родителей “Подарим библиотеке книжки”

Классные руководители,

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Пополнение фонда библиотеки

4

Торжественный старт программы при Посвящении в читатели.

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Привлечение новых читателей в библиотеку

Конкурс «Читающая семья»

Библиотекарь, классные руководители, род.комитет

2013-2016 уч. год

Стимулирование семейного чтения

5

Фестиваль чтения «Волшебный рюкзачок»

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Пропаганда лучших книг

6

Конкурсная программа “Лето с книгой”

Классные руководители,

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Стимулирование чтения летом, расширение кругозора детей

7

Награждение Лучших читающих семей

библиотекарь

2013-2016 уч. год

Стимулирование семейного чтения

8

Закрепление в годовом плане ШБ системы работы по развитию чтения школьников

Зам. директора по УМР, библиотекарь

2016 уч.год

Годовой план работы

3-й этап – Аналитико-обобщающий.

Отчет по проекту на педагогическом совете

библиотекарь

2016-17 уч.год

Решение пед.совета

Информирование профессионального сообщества о проекте

библиотекарь

2016 уч.год

Статья в районную, республиканскую педагогическую газету, сайт школы

Информационные сообщения по проекту на заседаниях методических объединениях учителей начальных классов

Руководители МО,

библиотекарь

2017 уч.год

 

Обобщение опыта реализации программы “Я читатель”.

библиотекарь

2017 уч.год

Статья в журнал

Работа ШБ по поддержке семейного чтения

Библиотекарь, род. комитет

2017 уч.год

Мастер-класс для ШБ

Роль школьной библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов

Зам. директора по УМР, библиотекарь

2017 уч.год

Анализ анкет, отзывы родителей

Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве

Ответственный за информатизацию, библиотекарь

2016-2017 уч.год

Публикации на сайте школы

Подведение итогов реализации проекта

Зам. директора по УМР, библиотекарь

Отчет, обобщение опыта работы над проектом

infourok.ru

1.1. Идеи и средства для продвижения чтения. Чтение в средней школе

1.1.1. Методика «Современный дневник читателя»

В 70-80-е годы ХХ века читательские дневники учащихся являлись необходимым атрибутом по предмету русский язык и литература. Это был документ строгой отчетности, который школьники 4–5 классов прилежно вели по литературе. Сегодня таких дневников нет, а может, зря… Учитывая прошлую (самая читающая страна в мире) и современную специфику школьного образования, возможно, Дневник читателя будет далеко не лишним в системе приобщения школьников к чтению.

Ведение дневника научит замечать в книгах не только героев и сюжет, но и – имя-фамилию авторов. Предполагаю, что нововведение хорошо забытого старого повысит «градус» образованности в сфере литературной, ибо сегодня книги перестали были историями о жизни, но стали – произведениями таланта и ума писателей и литераторов.

В свое время читательский дневник (далее – ЧД) помогал хоть бы и в малой степени ориентироваться в литературном море: читать уже можно было не то только точечно, что учитель велел и библиотекарь рекомендовал, но даже самостоятельно формировать список любимых писателей – и по списку работать с собраниями сочинений – о чем сегодня в современной школе приходится только мечтать.

Ведение ЧД способствовало формированию навыка собирать и анализировать информацию, а также – иметь собственное мнение (хотя бы – о прочитанной книге) и в кратком объеме излагать его на бумаге. В данном случае мы имеем повторение опять же старого постулата: чтобы научиться писать – надо писать, тренироваться. Чтобы научиться читать – надо тренироваться в чтении книг.

Раняя практика работы над читательским дневником в немалой степени способствует эмоционально-рационализаторскому анализу прочитанного – чтоб быстро научиться читать, обдумывать прочитанное, рассказывать о своих думах – и, освоив письмо, – записывать эти рассказы.

Что особо ценно – вести такой дневник может родитель ребенка, еще не научившегося писать; для этого малыш диктует свои впечатления о книгах, которые начитываются вслух. Потом, овладев грамотой и письмом, может записывать собственные соображения самостоятельно.

К ЧД недурно было бы восстановить списки летнего чтения, и лелеять приказ – к началу учебного года явиться с ЧД, в котором летнее чтение следовало описать. Интересно – как сейчас в школе относятся к ведению читательских дневников?

Школьные педагоги (у меня есть возможность опрашивать таковых в рамках магистратуры Психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена) отвечают: в начальной школе мы дневник требуем, в средней – на усмотрение учителя. Это в активе.

В пассиве – нет надежнее способа отвратить ребенка от того или иного занятия, как заставлять его что-то делать.

Тем не менее, с читательским дневником дети научаются читать и понимать прочитанное. С моей дочерью можно вместе хихикать над опечатками, стилистическими ошибками, дурными стихами – что опять же «в плюс» культивирует семейное общение и прививает хорошие традиции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Альтернативные площадки и рекомендательные сервисы по продвижению чтения

В нашей стране немало делается для поддержки и развития культуры и ретрансляции культурного знания. Традиционно этим занимались «институты памяти» – библиотеки, музеи, галереи, книжные магазины, издательства. Кроме того, в последнее время появилось много независимых культурных площадок, электронных платформ для чтения, социальных медиа, которые ничуть не меньше библиотек и магазинов занимаются продвижением книг и чтения. Однако между собой они пока никак не контактируют.

При этом следует отметить, что немало проектов, на которые тратятся существенные средства из федерального бюджета, бюджета коммерческих компаний, делаются почти «под копирку». Разумеется, чем больше хороших мероприятий, тем лучше, но, возможно, стоит подумать о консолидированном взаимодействии, об организации межотраслевых, межведомственных проектов для более эффективного результата?

biblioteki 2Последние опросы свидетельствуют, что 36–40% россиян вообще не читают книг. В то же время огромное количество людей читают онлайн, меняется формат чтения, появляются новые экосистемы продвижения и продажи книг, у которых миллионы пользователей. Учитываются ли они в качестве читателей – спорный вопрос. Мы много говорим о том, что не хватает книжных магазинов, книгу не найти, однако при этом существует немало качественных сервисов по доставке книг из интернет-магазинов, онлайн-библиотек. Книга постепенно становится доступной в самых удалённых точках страны. При этом возникают и другие вопросы. Как читательский спрос формирует предложение для культурной среды? Можно ли назвать культурные площадки конкурентами в борьбе за читателя, пользователя, покупателя? Что важнее: социальная миссия или монетизация продвижения книги?

Борис ЕСЕНЬКИН, холдинг-директор ТД «Библиоглобус», Президент НП «Гильдия книжников»

По моему мнению, не только в России, но и во всём мире наблюдается процесс регрессии, связанный с утратой учреждениями культуры их ведущей роли и переходом общественного существования в Интернет. Темп жизни таков, что взрослые всё больше работают и всё меньше уделяют внимания детям и внукам. Телевидение также работает не на удовлетворение культурных потребностей, а на коммерческую выгоду. В университетах и институтах немало проблем, связанных с утратой профессиональных компетенций педагогического состава и его стремительным старением.

Думаю, что учреждения культуры (к которым я отношу и магазины, и издательства) нельзя разделять, но проблема в том, что мы говорим одинаково, а делаем каждый по-своему. Это касается и стандартов книгоиздания, соответствие нормам которых – добровольное дело каждого издателя. Отсюда и результат: издаваемая литература неверно оформлена и, как следствие, неправильно подаётся читателю.

Изменение форматов чтения, потребностей пользователей – сложный вызов. И книжный магазин сегодня – уже не просто торговое предприятие; это центр культуры, информации, так же как и библиотека. 10 лет назад мы поняли, что в этом направлении должна вестись серьёзная работа. Было организовано несколько клубов по интересам, в том числе «Философский молодёжный клуб», проходили разные интересные встречи, но молодёжи я так и не увидел: опять разрыв. Тем не менее уверен, что магазинам необходимы клубная работа, интерактивное взаимодействие.

Наша культура, прежде всего классика, – богатейшее наследие России. Последнее время я обратил внимание, что классику молодёжь начинает читать всё больше. Сейчас главное – не потерять интерес к русскому языку, поэтому мы должны создать среду, в которой человек может почувствовать себя личностью. И совсем не обязательно покупать книгу, он может прийти к нам, что-то прочитать, выписать. Мы должны стать более открытыми.

Если говорить о взаимоотношениях культурных площадок, то считаю, что здесь должно быть отраслевое саморегулирование. Например, МГУП им. И. Фёдорова открывает базовую кафедру в ТД «Библио-Глобус». Это новый виток образования, и та практика, которая наработана в нашем магазине, ляжет в основу программы подготовки бакалавров книжного бизнеса. Опыт уже есть, были защиты дипломов. Специалисты учились не формально, а с привязкой к конкретному производству.

Мы все помним дома культуры и сейчас понимаем, что это было совсем неплохо. Мы в поиске новых форм: как не заставить молодёжь, а увлечь её чтением. Сколько в Москве свободных площадок, где можно просто посидеть и поговорить о книгах? Одна, пять, семь, десять? Для Москвы это немного. Раскрытие каждой личности – это и есть самое главное. Потенциал у молодёжи огромный.

Вообще, считаю, что только взаимодействие общественных организаций с культурными центрами может привести к консенсусу и самое главное – результату. Только через этот процесс мы сможем правильно понять потребности современного читателя.

Итак, общество должно сделать социальный заказ бизнесу. А готовы ли библиотеки сделать такой социальный заказ для своего развития?

Светлана ЗАЙЦЕВА, начальник Управления культуры Северного административного округа г. Москвы

Библиотеки бывают разные. Есть библиотеки, которые способны сформулировать социальный заказ, готовы к сотрудничеству с бизнесом, и не просто готовы, а уже сотрудничают. И есть библиотеки, которые ориентированы на то, чтобы написать план, сдать отчёт, и не задумывающиеся о социальном заказе, но не потому, что не задают себе этот вопрос, а потому, что для них социальный заказ – это та текущая деятельность, которую они реализуют в рамках бюрократической системы. С этой точки зрения процесс – очень болезненный, потому что подвести под общий знаменатель разные библиотеки с разными подходами и принципами работы с читателями довольно сложно. Но, с другой стороны, если мы учтём тот посыл, который слышим от бизнеса, то нам надо выходить на территорию, анализировать читателей и формулировать показатели спроса и предложения. Тогда мы этот процесс объединения можем использовать, для того чтобы действительно построить систему взаимодействия, учитывая схемы работы Департамента культуры, бизнеса и различных сообществ.

На читателя влияет содержание, но не библиотека, не книга как таковая, не Интернет. Современный читатель, когда перед ним встаёт вопрос поиска того или иного содержания, выбирая между тем, чтобы пойти в библиотеку, в книжный магазин или поискать книгу в Сети, предпочтение отдаёт в пользу последнего. Какое конкурентное предложение вы можете сформулировать, чтобы «перебить» это желание сэкономить время и усилия? Важно так подать это содержание читателю, чтобы ему захотелось прийти на мероприятие, в библиотеку, магазин. А для этого нужно создавать сообщество. И в этом смысле цифра нам помогает, потому что виртуальные технологии позволяют не просто выйти на сообщество, оно само там формируется. К примеру, нам была поставлена задача попытаться жителей округа сделать членами общественных советов. Вопрос: как? Оказалось, очень просто. Надо было на страницу Facebook выложить информацию о событиях Департамента культуры и месте его проведения, чтобы это сообщество само туда пришло. Это подтверждает то, что людям не хватает живого общения. Молодёжи в культурном пространстве много, но она там, в виртуальном сообществе. Они приходят и предлагают сами то, что хотят не просто получить, а сделать.

Ксения ФИЛИМОНОВА, замдиректора Культурного центра ЗИЛ

В своём новом качестве, как культурный центр, КЦ ЗИЛ существует чуть меньше двух лет. И когда пришла новая команда, одним из приоритетов было сотрудничество с московскими и региональными партнёрами, а не попытка наполнить эти 23 тыс. кв. м собственным содержанием. Первым к нам пришёл Политехнический музей, потом был небольшой фестиваль и т.п. Практически все крупные московские акции одной из своих площадок выбирают нас. Все эти партнёры, уже имеющие свою собственную аудиторию, приводят её к нам. Кроме того, у нас всегда была и своя аудитория: сотрудники завода, которых в хорошие времена было более 30 тыс. человек, а теперь это их дети, внуки, местные жители, и мы продолжаем с ними работать.

Первое, что мы сделали, организовали бесплатный Wi-Fi. Это помогло нашим посетителям подольше там задерживаться. Затем мы открыли книжный магазин «Додо», который является структурным подразделением, а работники магазина нашими штатными сотрудниками. У нас есть своя библиотека с разнообразным фондом, и сейчас библиотечное пространство существенно изменилось. Мы открыли фонды, у нас нет больше разделения на абонемент и читальный зал, т.е. любой читатель может просто прийти и взять книгу.

Все события, которые происходят в библиотеке, так или иначе направлены на продвижение чтения. Если мы проводим семинар по Стругацким, дискуссионный клуб на английском языке по книгам Хичкока – это всё так или иначе посыл к литературному материалу. У нас есть большой лекторий, в котором выступают учёные очень высокого уровня, и выходящие с этих лекций попадают сразу в библиотеку, и если какая-то тема их заинтересовала, они могут взять книгу.

Что касается критериев оценки нашей работы, мы пытались измерять её количественно: посещаемость за год после «перезагрузки» увеличилась со 114 до 200 тыс. человек. Тем не менее нужны качественные критерии, и сейчас мы уже готовы заказать серьёзное исследование, чтобы понимать свою аудиторию и её потребности.

Светлана ЗАЙЦЕВА: В смысле критериев эффективности библиотекам будет сложно: с одной стороны, они должны отчитаться перед отраслевым управлением, а там основная оценка – это посещаемость, и я «в восторге» от того, как библиотеки ловко «выкручиваются» в этой ситуации, к примеру, записывают «читателей» в обязательном порядке во время родительских собраний в школах. Однако есть и более эффективные инструменты, которые работают как в КЦ ЗИЛ, когда дискуссионная площадка подтягивает тех людей, которые в библиотеки ходят редко.

Мы тоже решили скопировать этот опыт, и это не вопрос конкуренции, говорить о конкуренции в культурной среде пока рано. Если есть хороший опыт, его надо адаптировать к собственной задаче. Поэтому когда мы попытались сделать дискуссионную площадку и пригласить учёных и просто интересных людей, то аудитория пошла. Библиотекари поняли, что, для того чтобы удержать потенциальных читателей, им надо предлагать не книги, а некое пространство, где они смогут обрести себя, сами будут рекомендовать книги. Мы даже попытались сделать в одной из библиотечных сетей что-то типа антикафе.

Молодёжь идёт туда, где модно. Но моду молодёжь создаёт сама. С этим сталкивается и библиотечная система. Возможно, следует продумать систему взаимодействия государства и бизнеса по созданию таких мест, но для этого необходимо изучение общественного мнения. Главное здесь – понимать, что государство откликается на сформулированный запрос. Нам надо научиться формулировать внятный запрос, а не просто говорить о том, что всё плохо.

Михаил ИВАНЦОВ, Генеральный директор ОРС «Новый книжный – Буквоед»

Сеть книжных магазинов «Новый книжный – Буквоед» открыла около 250 магазинов по стране. Государство за это время нам не помогло ничем. Что касается КЦ ЗИЛ: у вас 23 тыс. кв. м, но откуда они взялись? Их построил Советский Союз: мы сидим на остатках былой роскоши. Конечно, вы всё правильно делаете, это так называемая «гуманная городская среда». Но почему государство этого не поддерживает: сегодня в Москве выставлены на продажу кинотеатры. А почему эти площади не используются так, как сделано на ЗИЛе?

К вопросу о продвижении книги. Нужно ли оно вообще? Продвижение – это маркетинговый термин, и маркетинг работает с некой целевой аудиторией, в вашем случае – это женщины, дети. Но есть и другая аудитория. В определённом смысле, государство – тоже другая аудитория, и молодёжь – другая аудитория. В маркетинге есть понятие «ценность», и находить эти ценности должно именно государство. Без культуры государства не существует.

Как бы мы ни оценивали нашу деятельность, мы должны понимать, ради чего её осуществляем. Мировые гуру маркетинга говорят, что, в принципе, стратегия – это проявление конкуренции. По сути, мы ищем ответы на вызовы, которые перед нами ставят те или иные конкуренты. Если говорить о конкуренции между различными культурными площадками, то её нет. Все мы берём контент и отливаем его в различные формы: книга, кино, театр, компьютерные игры, мюзикл. Получается некий комплекс, который и формирует культурную среду.

Конкурентных сил, которые на нас влияют, несколько. Это не только наш непосредственный потребитель. Это государство и общество, о которых мы часто забываем. С каждым из этих условных клиентов мы должны разговаривать на его языке, и тогда мы можем достичь каких-то результатов. У каждого из них своя система ценностей, не всегда рациональная. Очень часто логические, внятные объяснения не работают, потому что иррациональный ценностный подход существует практически везде, даже в большом бизнесе. В Америке ценность – «время – деньги». У нас иначе: социолог Миронов сказал, что в России время – это «праздник и молитва». Если мы эти категории рассмотрим в широком смысле, то убедимся, насколько он был прав. Действительно, у нас другая культура. «Культурный код» нации определяет, что важно и ценно.

Книги – это импульсный спрос. Здесь работают категории вкуса, желания, интереса. А там, где импульсный спрос, Интернет вообще не работает, он «заточен» на целевые покупки. В этом смысле книжный магазин – тоже некий элемент продвижения книги как таковой. В принципе, я спокоен за чтение. В Великобритании количество книжных магазинов за год сократилось на 1%. Но за счёт э-книг весь рынок вырос на 3%. При этом экономика находится на нуле. В США доходы издательств выросли с 11 до 12 млрд долларов. Продажи «50 оттенков серого» – 70 млн экземпляров за год. Ни одна книга в истории так не продавалась. Можно ли говорить о кризисе отрасли как таковой? Нет, на самом деле читать люди стали больше.

Относительно каждого элемента культурной среды мы должны понять, как и на кого работаем, как можно работать в комплексе. Американские маркетологи пишут, что книжный бизнес – занятие для эрудитов и энтузиастов. Смысл в том, что если бы мы свои усилия приложили в других сферах, то заработали бы больше. В нашем деле монетизация не всегда является первичной, но забывать о ней нельзя. Большая роль здесь принадлежит государству в отношении законодательного регулирования. Всё, что мы делаем, нацелено на воспитание искушённого зрителя, читателя. Однако есть проблема взаимного непонимания, что и кто должен делать. На мой взгляд, ничего не остаётся, кроме того, чтобы заниматься продвижением, пропагандой, доносить то, что мы делаем, до целевой аудитории.

Нужно идти от клиента. Сознание изменить нельзя, можно изменить восприятие. Главный вопрос – кто герой нашего времени? Человек высокой культуры, знаний не является героем сегодняшней молодёжи. Поэтому мы изучаем реализованный спрос и пытаемся под него подстраивать и предложение, и продвижение. Действительно, есть бедные регионы, и там ценовая политика крайне важна, но есть регионы, где это не работает, там для человека важнее правильное, чем дешёвое. На этот класс потребителей мы ориентируемся, качественные книги в нашей сети имеют приоритет. В этом плане играют важную роль книги для подростков, чтобы они могли вовлечься, получить необходимые эмоции, привычку к чтению, и дальше это уже наши люди, потому что сознание изменить нельзя. Пытаемся проводить в магазинах детские чтения. В регионах колоссальный спрос на встречи с интересными авторами. Но у нас даже в города-миллионники писателя «затащить» практически нереально, и чем дальше от Москвы, тем хуже.

К сожалению, мы сегодня плохо знаем, что происходит в библиотеках. На самом деле в менеджменте есть важная формула: любое решение – это данные плюс экспертиза. Данных у нас на сегодняшний день крайне мало, поэтому очень сложно открывать магазины в маленьких городах, но там есть библиотеки. Если удастся превратить библиотеку в дополнительную точку продаж для желающих, и тогда это будет симбиоз пространства культуры и бизнеса. Хранения при этом не потребуется, это будет витрина, т.е. маленький магазин с интернет-продажами.

Другая сторона проблемы – человеку необходимы экспертное мнение, рекомендательные сервисы. Существующие сегодня сервисы – фальсификация. В результате возникает проблема формирования вкуса и правильного понимания. Совместное формирование такой экспертизы – приоритетная задача.

Александра ВАХРУШЕВА, заместитель директора Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева

Действительно, в этом есть потребность, и, проводя опрос в Facebook по данной теме, мы получили запрос на рекомендательную литературу. Сегодня у всех дефицит времени, а читателю нужно чётко понимать, какие книги ему подойдут для решения конкретной задачи. Тургеневка стала сотрудничать с Bookmate и порталом «Теории и практики», потому что они активно мониторят всю новейшую литературу, в том числе и нон-фикшн. На нашей странице представлены рекомендательные списки, которые мы можем оценить с точки зрения достоверности. Плюс к этому – продвижение собственного фонда. Мы можем формировать и свои рекомендательные списки, но чаще всего мы это делаем для той аудитории, которая приходит в библиотеку, а это, в основном, пожилое население. Так или иначе Москва стремительно стареет, в городе очень много одиноких пенсионеров, которым некуда прийти. Для них бумажная книга и наша рекомендация остаются приоритетами. Интеллектуально продвинутая аудитория, работающая, учащаяся так или иначе присутствует в Интернете. По опросу ВШЭ, горожанин 25–30 лет чаще всего понимает, зачем он идёт в театр, музей и совершено не понимает, зачем ему идти в библиотеку. У молодёжи не сформирован сам запрос к библиотеке. Через проект «Библионочь» мы увидели, что они не знают, что такое библиотека. Самые успешные форматы «Библионочи» – это библиоквест и экскурсия по книгохранению. Для многих было открытием, что здесь на самом деле есть стоящие вещи, которые можно почитать совершенно бесплатно. Через мониторинг этого общественного запроса библиотека может себя позиционировать на культурной карте города. Но без изучения этого запроса мы становимся мало кому интересны.

Полезный опыт, который могут использовать библиотеки, – социальное предпринимательство. Это бизнес, основанный на работе инвалидов, пенсионеров, студентов, которые делают что-то своими руками, и прибыль от этого продукта идёт на развитие этого бизнеса. Библиотека может стать той площадкой, на которой это социальное предпринимательство может процветать. Другой культурной площадки для него, по большому счёту, нет. Например, есть программа «Библиостор». Это такие модули-четырёхгранники: с одной стороны – книжная выставка, с другой – фонд на выбор, с третьей – книги по социальному предпринимательству, с четвёртой – книги, которые издаются в рамках этого предпринимательства. Эти точки снабжены Wi-Fi, которые поддерживают работу с электронным каталогом библиотеки и располагаются как в самой библиотеке, так и в крупных бизнес-центрах. Тургеневка – площадка для стартапов, мы взяли это в работу, и это тоже вариант коммуникации с издательствами, книжными магазинами. Это решает вопрос с помещениями в библиотеке для книжного магазина, удалённой записи читателей, возможности поддержки социального предпринимательства и поиска новых смыслов для большого бизнеса – как можно встроить библиотеку в его социальные программы. Для библиотеки это позволяет поддерживать коммуникацию с теми, кто в неё не приходит, она выступает модератором книжного контента. Безусловно, необходимы ротация, отбор литературы, коммуникации с бизнес-сообществом, которое не посещает библиотеку.

Мы заметили, что, если раньше к нам на сайт приходили из поисковиков, то теперь, в основном, из соцсетей. Движение аудитории в Интернете меняется, поэтому приоритетом становится доступность электронного каталога библиотеки, вывод его на страницу библиотеки в Facebook, организация в соцсети электронной записи в библиотеку.

Вопрос компетентности библиотекарей как субъектов рекомендательных сервисов стоит очень остро. Сложно найти человека, который бы разбирался в современных литературных трендах, с одной стороны, а с другой – владел необходимым уровнем коммуникации и современного языка, чтобы заинтересовать пришедшего человека. «Библионочь» – это красивый праздник один раз в году, но нам важно, чтобы аудитория возвращалась. В этой связи становятся важными локальные культурные проекты типа литературной экскурсии по Москве. Без подобных коммуникаций мы просто не «выплывем». И согласна с мнением о том, что всё начинается с детства. Мы – взрослая библиотека, но проводим большое количество детских мероприятий.

Александр ГАЛИЦКОВ, руководитель проекта «ЛитРес – Библиотека»

Конкуренция происходит даже не за деньги пользователя, а за его время: на ТВ, в метро, везде реклама предлагает как-то провести время – заняться спортом, посмотреть фильм, пойти на концерт. Но библиотеки из этого круга выпадают. Мы привлекаем читателя акциями, при этом любой информационный повод фиксируется, анализируется, можно оценить это в динамике. Интересная методика – тесты. 10–20 тыс. наших покупателей мы делим на группы и предлагаем эксперимент. Например, кнопка «купить» может быть синего или зелёного цвета, и мы смотрим, как это влияет на оборот. Такие эксперименты могут проводить и библиотеки, предложив какую-либо услугу.

Являются ли книжные магазины конкурентами библиотекам? Да. Но в этом случае надо взаимодействовать и предлагать сотрудничество. У нашего магазина есть проект по онлайн-чтению по платной подписке или бесплатно, с просмотром рекламы.

Пользователю нужен минимальный путь до книги, в три клика, и чёткая пошаговая инструкция. Это необходимо и библиотекам: при записи каждого читателя следует объяснять ему, что он может получить. И если мы будем общаться с библиотеками, обмениваться клиентами, это будет только плюсом. Однако непонятно, как к этой инициативе отнесутся книжные магазины, готовы ли они будут сотрудничать с библиотеками, которые смогут предлагать почитать книги в электронном виде бесплатно.

Максим БАЛАБИН, руководитель проектов Bookmate

Облачные технологии и чтение книг онлайн дают больше возможностей, чем чтение в бумажном виде. Люди могут видеть, что читают их друзья, делиться с ними своими мыслями. Сейчас мы пытаемся сделать так, чтобы эти рекомендации могли быть более полезными: создаём списки книг и одновременно – институт кураторства, когда люди, разбирающиеся в книгах, могут рекомендовать их другим читателям. Следить за всем, что происходит в литературе, конечно, невозможно. Основная проблема в том, что вся рекомендательная сила сейчас в руках издателей. Получается так, что вся судьба книг в руках звёздных авторов: пять писателей продаются, а остальные пишут книги, которые просто невозможно найти. Это несправедливо, поэтому наша задача – создать систему рекомендаций и инструментарий для лидеров мнений, которыми могут быть библиотекари, блогеры, читатели.

Татьяна ДРОЗДОВА, руководитель проектов «Селебрити.ру»

Мы изначально – маркетологи и коммуникаторы; связываем бренды, культурные институции и идеи вообще с широкой общественностью, в том числе и с целевой аудиторией. Как основной инструмент мы используем краудсорсинг, работаем по этому направлению два года и пытаемся его с переменным успехом выводить на рынок. Наиболее успешны культурные проекты. Краудсорсинг помогает сформировать лояльную аудиторию, осуществлять пиар-акции, сбор новых креативных идей по развитию. Формы краудсорсинга – массовые опросы, конкурсы, какие-то технологические решения, например краудсорсинговые мобильные приложения. Сотрудничество нашей компании с РГБ началось с того, что библиотека заявила о желании открыть не только свои фонды, но и свои сервисы для вовлечения в них читателей. Мы предложили сформировать программу мероприятий на следующий год с помощью самой аудитории. За период проекта мы собрали достаточно много предложений для РГБ, авторам многих из которых библиотека назначила встречу. Более того, были предложены варианты реализации различных мероприятий. Такое вовлечение не только формирует имидж библиотеки как открытой структуры, но и обеспечивает пиар: об этом написали «Теории и практики», «Большой город» и другая пресса, которая охватывает целевую аудиторию. Также мы сотрудничали с Тургеневской библиотекой, которая проводила конкурс идей малой архитектуры для своего двора. Мы делали проекты и для музеев, и для издательств, и для Британского центра в Москве. Для «ЭКСМО» мы фактически собирали книжный контент, на основе которого была издана книга.

Стоимость наших услуг зависит от объёма проекта. Если говорить о сфере культуры, то большинство проектов – некоммерческие, бесплатные. Но мы стараемся под них привлекать партнёров, для которых представляют интерес имидж, бренд, местоположение организаций культуры.

Ксения ЛУКИНА, победитель Книжной премии Рунета 2013, автор блога «Букриот»

Наш блог посвящён русской интеллектуальной литературе, изданной за последние 20 лет, мы себя позиционируем как ресурс для молодой аудитории. Всё начиналось как частная инициатива. Сейчас на блог подписано около 1000 человек, обеспечивающих до сорока тысяч просмотров в месяц.

С моей точки зрения, современному читателю не хватает книжной активности. К нам читатели приходят за альтернативной информацией. Издатели пытаются формировать свой круг чтения, и это замкнутый круг: популярные авторы, бестселлеры. Хорошие авторы оказываются в середине этой тонкой прослойки. Издательства реагируют на нас не как на читателей, а как на покупателей, это большая проблема. Я сталкиваюсь с тем, что мне необходимо формировать для читателей дайджест о новинках. Ни одно издательство не может мне предложить списки книг, которые готовятся к печати: это полнейший информационный вакуум.

Отдельная проблема – ценообразование. С этой точки зрения очень помогает Bookmate, у которого доступная ценовая политика, за 160 рублей в месяц я могу читать всё, что захочу. И для человека, который читает много, как я (в среднем шесть книг в месяц), это находка. Книга за 400 рублей дорога даже для москвича, не говоря уже о жителях регионов. Почему я не иду в библиотеку? Там нет книг, которые мне нужны, библиотека слабо реагирует на современные запросы. Ещё как читателю мне не хватает толстых литературных журналов, мы об этом совершенно забыли. Тем не менее все новые авторы появляются именно там, причём это не лёгкое чтиво, а серьёзная литература. В порядке эксперимента я пыталась подписаться на какой-либо литературный журнал. Это оказалось очень сложно, дорого, в конечном итоге я забросила это занятие.

Мои читатели реагируют именно на информацию, на рекомендации. Издательствам не хватает веры в некоммерческое начало. Кроме того, у нас сложилось мнение, что на русском языке ничего хорошего не выходит, именно потому, что у нас в 1990-е годы началась сильная коммерциализация издательств, которые стали выпускать детективы и прочий ширпотреб. В сознании современного человека 25–30 лет настолько укрепилась мысль, что современных русских авторов совершенно невозможно читать, что необходимо им доказывать обратное, рассказывая о современной прозе. Опять же, Bookmate сотрудничает с книжными премиями, в этой библиотеке можно почитать шорт-лист «Большой книги», не нужно специально ничего искать. Можно отметить «Журнальный зал» – единственный сайт, на котором доступны тексты из толстых литературных журналов, где искушённый читатель может найти новых авторов, «Флибусту», которая замечательна не тем, что они такие умные пираты, а тем, что у них огромный архив современных книг. Такого нет ни в одной библиотеке, ни в одном магазине, и там можно найти действительно всё, включая малотиражную, элитарную литературу. У «Лит Рес» тоже есть электронная библиотека, но я ей не пользуюсь, потому что дорого.

Ольга ОРЛОВА, директор ЦБС «Кунцево»

Действительно, в последнее время библиотеки столкнулись с рядом вызовов со стороны новых медиа, но мы должны работать в рамках определённых законов. Мы не можем их переступить, и поэтому книга от издателя до читателя проходит очень длинный путь. Но есть и альтернативные формы работы. Например, «книжный подиум»: мы оцениваем, какая новинка вышла сегодня, связываемся с издательством и берём издание в лизинг. Через три месяца мы полностью оплачиваем книгу, а наши читатели могут её прочитать за 10% стоимости. Это платная услуга, коммерческий проект, но он не приносит нам никакого дохода. Мы идём на это для того, чтобы нашему читателю-библиогурману книга была доставлена вовремя.

Что касается литературных журналов, они у нас есть, мы стараемся подписываться и не терять из виду такие издания, знать новых авторов.

Мы понимаем, что от электронных книг мы никуда не уйдём, подписались на «ЛитРес», стараемся объяснить своему читателю, что только в библиотеке он может бесплатно записать на ридер легальный контент. У нас пока немного пользователей этой подписки, но мы идём на это сознательно, лучше жить без пиратства.

Мы сегодня наблюдаем не отток, а, наоборот, приток читателей, но это дети, подростки и пенсионеры. Молодёжь и студенты отсутствуют, и, изучая зарубежный опыт, мы это объясняем серьёзными проблемами в отечественном образовании. Возможность безнаказанно и свободно скачать реферат или курсовую из Интернета никак не мотивирует на потребность в библиотеке. И до тех пор, пока наши вузы будут легкомысленно относиться к образованию, мы не получим студентов в качестве читателей.

Безусловно, есть проблемы с персоналом. Сегодня мы ощущаем нехватку многих профессий, которых в библиотеке никогда не было. Так, в ЦБС половина сотрудников должны работать в административно-управленческом аппарате для обеспечения работы самих библиотекарей. Требуются менеджеры по социальным сетям. Если мы стремимся быть интересными для жителей, иметь авторитет, то должны позиционировать себя как третье место, создавать комфортные условия. Мы не боимся принимать к себе на работу молодёжь, практикуем необычные форматы мероприятий, из недавнего, например, food-шоу – фестиваль о еде, на который пригласили издательства, выпускающие книги по этой теме.

Важен имидж библиотекаря. Мы проводим много мастер-классов, тренингов, для того чтобы правильно говорить, проводить мероприятия, мотивировать сотрудников и участников. До тех пор пока мы не будем обращать на это внимания, библиотеки не будут авторитетными.

Что касается инициативы Минкультуры России по возможному открытию книжных магазинов при библиотеках, мне кажется, что здесь всё не так просто. Библиотека, в первую очередь, социально ориентированное учреждение, человек приходит к нам, чтобы почитать бесплатно. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в библиотеке был магазин. И он должен быть красивым, элитным, эстетичным, с особенным ассортиментом для взыскательного читателя.

Марина ЗИМИНА, Генеральный директор ООО «Додозавр»

У нас сегодня четыре площадки, для каждой из которых мы подбираем ассортимент, отсекаем популярную низкокачественную литературу, живём без Донцовой и Минаева, без популярной фантастики и пропагандируем книги небольших издательств. Есть у нас свои «хиты», но и среди них мы выбираем те книги, которые хотим порекомендовать нашим читателям. У нас нет «50 оттенков серого» или новой книги Дэна Брауна, но мы всегда сможем предложить альтернативу. Мы воспитываем читателя, это наша социальная задача. Есть маленькие издательства, есть книги, изданные в нескольких экземплярах, которые можно найти только у нас.

Мы продолжаем поддерживать особую атмосферу наших магазинов, у нас нет проблемы с кадрами, молодые люди к нам приходят сами, притом что мы как книжный магазин не можем предложить большую зарплату, но им интересно работать с книгами, они сами много читают. Люди, которые с нами начинали, и уже нашли другую работу, продолжают помогать нам открывать новые площадки, приходят работать на выставках, очень часто бесплатно. Естественно, все наши сотрудники – люди с высшим образованием, студенты гуманитарных вузов, знающие, что посоветовать аудитории.

Мероприятий проходит много, и не только околокнижных. У нас есть свой  образовательный проект «Додошкола», который сейчас базируется в КЦ ЗИЛ. Это курсы лекций по самым разным направлениям – технике перевода, краеведению, анимации. Этот проект для слушателей платный, из этих средств мы оплачиваем гонорары лектору, и прибыли практически не имеем. Тем не менее он привлекателен для участников, являющихся нашими читателями.

Очевидно, что проектов и инициатив – много, да и благородная цель у всех одна, но самая провальная часть нашей деятельности – несвоевременное информирование об инициативах и нежелание объединить свои возможности и ресурсы. А страдает в результате читатель, который не знает, где и на каких условиях может получить книгу, какая лучше, какая хуже, что развивает, а что – зря потраченные деньги. Будем надеяться, что проводимые мероприятия будут способствовать объединению ресурсов различных культурных площадок в целях продвижения книги и чтения.

www.unkniga.ru

МБУК "МЦКДиБО" | Семинар-практикум «Продвижение книги и чтения: новые возможности»

   29 марта 2016 года в центральной районной библиотеке им. А.И. Домбровского, в рамках повышения квалификации библиотечных работников состоялся семинар-практикум «Продвижение книги и чтения: новые возможности».

   Цель семинара -  поддержка чтения, создание распространенного, среди общественности, позитивного мнения о чтении и книге.

    Открыв семинар, начальник управления Раздольненской ЦБС Леся Николаевна Порва, отметила важность темы семинара и подчеркнула, что современные библиотеки выполняют кроме информационной, множество иных социальных функций. Одна из них - продвижение книги и чтения среди населения.

   В условиях информационной глобализации ослабление интереса к чтению – общемировая тенденция, а в России эта проблема приобретает более острый характер. Происходит не только отчуждение молодежи от книги, падение общей книжной культуры, но и утрата национальных традиций книжности. Рост числа «нечитателей», потеря интереса к книге и чтению у различных возрастных и социальных категорий, требует пристального внимания. Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. И потому надо постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем.

   О новых, нетрадиционных формах для использования в работе библиотек описывается в сборнике методических рекомендаций «Продвижение книги и чтения: новые возможности», подготовленного заведующей методическим сектором Прощенко Оксаной Ивановной.  

   Библиотекарь юношеской кафедры центральной районной библиотеки им. А.И. Домбровского Сейт-Билял Ленара Решатовна, поделилась с присутствующими яркими инновационными формами работы по продвижению книги, привлекающие молодежь.

   На семинаре были рассмотрены темы креативного чтения, продвижения книги и чтения средствами визуальной культуры, библиографическая деятельность как генератор продвижения книги, и что вся деятельность библиотек направлена на продвижение книги, чтения.

   Библиограф Раздольненской ЦБС Школина Галина Викторовна рассказала, как можно при помощи рекламно-издательской деятельности привлекать читателей в библиотеку.В помощь для работы была выпущена листовка «Рекламно-издательская деятельность библиотек».

   Методист по работе с детьми Василенко Алла Константиновна, рассказала, что при помощи конкурсов, также можно привлекать читателей в библиотеку. И ознакомила присутствующих в Республиканскими и районными конкурсами, которые будут проходить в этом году.

   Библиотекарь информационно-библиографического отдела Подгурская Юлия Юрьевна провела тренинг по работе с сайтом, дала рекомендации правильного оформления статей.

   Подводя итоги семинара, нужно отметить, что библиотека, обладая огромным интеллектуальным и духовным богатством, связывает человека, где бы он ни жил, со всем человечеством, открывает ему через книгу окно в мир знаний, информации, даёт возможность для духовного развития, образования и самообразования. Семинар способствовал обобщению и распространению опыта работы по продвижению книги и чтения среди сотрудников библиотек и получил положительную оценку слушателей, что свидетельствует о высоком уровне его проведения.

    

mbuk-razd.crm.muzkult.ru


Смотрите также