• Главная

Продвижение сайта музеев, раскрутка музеев в интернете. Продвижение музея


Курс: Музееведение - Музейный маркетинг

Страница 29 из 39

 

Музейный маркетинг

Маркетинг – система мер, направленных на максимально выгодный (прибыльный) сбыт продукции, а также инфраструктура по рекламе товара, изучению и формированию спроса. Несмотря на то, что Устав ИКОМ определяет музей как некоммерческое учреждение, маркетин-говые технологии все активнее входят в музейную сферу. Ведь «некоммерческий» характер деятельности музеев не означает запрет на получение прибыли, а лишь накладывает определенные ограничения на ее использование: заработанные средства музей должен направлять на свое развитие, а статус некоммерческой организации обеспечивает ему в ряде случаев налоговые льготы.

Доступ к музейному собранию, условия для самообразования и общения, творчества и проведения досуга, предоставление информации, помощь в образовательной и просветительной деятельности, реклама и формирование имиджа – вот далеко не полный перечень тех услуг, которые предлагает музей. Значительная их часть может быть востребована и оплачена не только музейными посетителями, но и другими потребителями – научными организациями, учебными заведениями, коммерческими компаниями, органами местного самоуправления, благотворитель-ными фондами, средствами массовой информации и др.

Музейный маркетинг и является тем действенным инструментом, который позволяет не только определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их форми-ровать. Грамотный маркетинг может также помочь выявить, удовлетворить и воздействовать на потребности финансирующих музей организаций и потенциальных спонсоров.

В настоящее время многие даже успешно работающие музеи имеют в своем составе отдел маркетинга, задачи которого заключаются в содействии увеличению посещаемости музея, расширению музейной аудитории и распространению информации о музее среди тех, кто не входит в число его посетителей. Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспективного плана работы музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами. На любом из направлений своей деятельности они выстраивают свою работу по одному и тому же принципу: проводят исследование и планирование, реализовывают план, анализируют результаты и вносят необходимые коррективы.

В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:

• прямой – за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

• опосредованной – за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значи-мость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. В отличие от коммерческого сектора, где потребитель и плательщик выступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потреби-тели и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают общест-венный интерес и признание. Поэтому маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

• презентацию и продвижение музея и его деятельности;

• презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

Что может предложить музей своим потребителям в качестве «товара»? Это прежде всего экспозиции и выставки, различные формы культурно-образовательной деятельности. Книги, каталоги, буклеты и другая полиграфическая продукция, связанная непосредственно с тематикой музея или близкая к ней, а также видеофильмы, слайды и другие издания, использующие современные информационные технологии, также могут стать одной из статей доходной части музея. Но для того чтобы издаваемые тиражи оказались коммерчески целесообразными, необходима финансовая поддержка спонсоров.

Одним из источников пополнения доходов музея может быть продажа права на производство репродукций, особенно если музейное собрание пользуется известностью. Некоторые музеи имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий. Например, Музей политической истории в Санкт-Петербурге успешно организует в своих стенах празднование детских дней рождений.

Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музея, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным. Кроме того, существует немало примеров того, как открытие при музее кафе или бара привлекало дополнительное число посетителей.

Вместе с тем было бы неверным полагать, что музей может работать по принципу самооку-паемости. Исследования показывают, что даже в таких благополучных странах, как США и Вели-кобритания, дополнительные доходы от коммерческой деятельности составляют лишь 5%–10% в музейном бюджете. В Музее аэронавтики и космических исследований в Вашингтоне, самом посещаемом музее мира, порог которого ежегодно переступает 20–25 млн человек, доходы от розничной торговли покрывают лишь 7% оперативных издержек. Метрополитен-музей в Нью-Йорке располагает сетью популярных магазинов и осуществляет самые внушительные в мире продажи через Интернет. Но и его доходы от торговли покрывают только 4% общих расходов.

Для большинства музеев входная плата и членские взносы «друзей музеев» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода и могут достигать 20% стоимости содержания музея. Исследования последних лет показывают, что ключ к доходам – внушительные показатели по количеству посещений музея.

Поэтому краеугольным камнем любого маркетинга является анализ реальной и потен-циальной аудитории музея, умение стать на позицию посетителя и его глазами взглянуть на музей. «Нельзя угодить всем сразу», – таким принципом должен руководствоваться музей, определяя свою миссию и создавая свой продукт. Обычно существует несколько категорий посетителей (так называемых целевых аудиторий, или, в маркетинговых терминах, – сегментов музейного рынка), на которые музей ориентируется в своей деятельности и в работе с которыми использует разные приемы и методы. Это могут быть местные школьники, семьи, туристы, представители различных конфессиональных, национальных, профессиональных культур. Правильно определить целевые аудитории (сегменты рынка) помогает ПЭСТ анализ, в процессе которого потенциальная аудитория исследуется с учетом политических, экономических, социальных и технологических условий, в которых существует и функционирует музей. Определяя число посещений со стороны потенциальной аудитории, то есть выявляя размеры рынка, музей должен убедиться в том, что рынок этот значителен и на его завоевание стоит направлять усилия.

В изучении музейной аудитории традиционно выделяют два основных подхода, известные как «кабинетное» и «полевое» исследование. Кабинетное исследование состоит в анализе различ-ных видов статистики, например, местных или общенациональных отчетов о структуре населения и ее изменениях, современных тенденциях в области развития туризма. Полевое исследование предполагает сбор новых эмпирических данных посредством наблюдения за поведением людей или в ходе беседы с ними.

Если музей свою приоритетную задачу видит в увеличении посещаемости, то, с точки зрения маркетинга, наименее затратным способом ее решения будет концентрация усилий на тех людях, которые уже являются музейными посетителями. Но если музей предполагает расширить или сменить аудиторию, ему необходимо провести кабинетное исследование, которое поможет выявить местные, региональные или национальные тенденции, позволяющие наметить пути решения этой проблемы.

В 1996 г. Музей Поля Гетти (Лос-Анджелес, США), проведя анализ музейной аудитории и городской статистики, установил следующее. Наибольший процент среди посетителей составляли люди с высоким уровнем образования и дохода. Большинство посетителей отличала высокая мотивация посещения музея и ясное осознание той пользы, какую он приносит им самим и их семьям. Однако сложившаяся ситуация в действительности не отражала существующее экономи-ческое и социальное многообразие города. Так, родным языком более чем половины детей, обучающихся в школах города, являлся испанский язык (на нем говорили в семье), однако такие дети составляли лишь незначительный процент посетителей музея. Многие представители этни-ческих меньшинств в первый раз пришли в музей весьма неохотно, однако визит им понравился, несмотря на то, что они не воспользовались всем спектром предоставляемых музеем услуг. Этническое многообразие города неуклонно росло, причем эта динамика была характерна и для детей школьного возраста.

Основываясь на этих данных, музей на последующие два года определил в качестве главной цели установление взаимодействия с учителями и общественными лидерами, проживающими в испаноговорящих районах города. Маркетинговый план, составленный на основе детальной информации, полученной в ходе анкетирования, содержал также рекомендации по поводу наиболее оптимальных слов и формулировок, которые необходимо использовать для привлечения посетителей с низкой мотивацией. Поскольку коллекции музея включают в основном европейское искусство XV–XIX вв., то для привлечения людей латиноамериканского происхождения требова-лось учесть их весьма ограниченное представление о европейской культурной традиции, избежать в описании акцента на высокую эстетическую ценность искусства и представить музей как прият-ное место, где можно всей семьей интересно провести выходной день, узнав что-то новое.

Согласно базовой схеме классификации спроса, потребители обычно делятся на четыре основные группы:

• тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах, поэтому их не потребляет;

• тех, кто знает, но не потребляет;

• тех, кто знает и потребляет;

• тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.

По наблюдениям экспертов, в России очень велика доля тех, кто не знает о предлагаемом музейном продукте и по этой причине не становится его потребителем. Поэтому в музейном маркетинге особая роль должна отводиться так называемым «завоевательным» маркетинговым стратегиям, которые направлены на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.

По отношению к «тем, кто знает, но не потребляет» целесообразно применение «стимули-рующей» маркетинговой стратегии, ориентированной на то, чтобы развеять устойчивое представ-ление о музейном предложении как «скучном» и «устаревшем». Расширить спрос за счет «тех, кто потребляет конкурентные товары и услуги», позволяют «корпоративные» маркетинговые стра-тегии, которые направлены на формирование совместных проектов, программ и продукта с теми организациями, которые предлагают конкурирующие товары и услуги в сфере досуга. Как показывает практика, конкуренция в этой сфере часто носит искусственный характер, и в действительности существуют большие возможности для объединения усилий и сотрудничества.

Таким образом, в настоящее время, по мнению одного из ведущих специалистов в области экономики и культурного маркетинга Т.В. Абанкиной, эффективная маркетинговая стратегия состоит в формировании корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты. При этом основу предлагаемого продукта составляют взаимодополняющие товары и услуги, которые провоцируют их комплексное потребление в определенных пропорциях. Такой продукт может создаваться совместными усилиями музея и туристических организаций, музея и образовательных учреждений, музея и индустрии развлечений и т.д.

В современной России перед музеями стоят две ключевые задачи в области коммуникативной политики. С одной стороны, им нужно разрушить ложные стереотипы, сложившиеся в сознании людей в отношении музейного предложения, с другой стороны – изменить ту неадекватную оценку аудитории музейными работниками, которая основана только на их собственных представлениях.

Проведенные в ряде европейских стран исследования показали, что для сотрудников музеев в целом характерна неадекватная оценка музейной аудитории. Например, музейные сотрудники считают, что:

• аудитория однородна;

• аудитория думает о себе, как о любителях искусства;

• аудитория динамична и активна в выборе искусств;

• аудитория образованна и сведуща в искусстве;

• аудитория уверена в своих знаниях, хорошо ориентируется в музее и искусстве;

• аудитория разделяет ценности музея.

Но в действительности подобные представления оказались неверными, поскольку в боль-шинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:

• привести детей или друзей;

• провести время с другом или подругой;

• отдохнуть в тиши музея;

• «подняться над обыденностью», и потому что им нравится атмосфера в музее;

• увидеть интересующую их коллекцию или выставку;

• познакомиться с музеем, потому что они – туристы.

Люди не приходят в музеи и галереи, потому что:

• не знают, что происходит в музеях;

• не разбираются в искусстве и стесняются этого;

• деловые люди считают, что они очень заняты, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;

• посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, поскольку им все время делают замечания по поводу поведения;

• инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;

• молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются этого.

Для того чтобы люди чувствовали себя в музее спокойно и уверенно, они должны получить предварительную дифференцированную информацию, развеивающую их предубеждения. Напри-мер, для деловых людей могут быть созданы специальные путеводители «Если у Вас всего 30 ми-нут...»; для взрослых разрабатываются программы завуалированного обучения через открытые занятия с детьми, потому что взрослые, особенно пожилые люди, стесняются учиться.

Музей может влиять на аудиторию как непосредственно в своих стенах, так и через рекламу и паблисити (скрытую рекламу-информацию). Наряду с традиционными выносными щитами с информацией о работе музея в качестве носителя рекламы используются различная сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея. Реклама музея и проводимых им мероприятий может распространяться в виде плакатов, размещаемых в общественном транспорте, в виде вкладышей и листовок, прилагаемых к почтовым отправлениям или газетам, в виде объявлений в газетах и журналах, на радио и телевидении. Реклама действует не только в качестве непосредственного стимула посещения музея, но и как средство формирования и оформления впечатлений. Ее долговременный эффект, закрепляющий положительный имидж музея, не менее важен, чем сиюминутное действие. Поэтому на рекламе нельзя экономить, а разрабатывать ее нужно профессионально, в русле единого для музея фирменного стиля.

Паблисити (англ. publicity – публичность, гласность) – это: 1) неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении, которые не оплачиваются определенным спонсором;2) публичность, гласность, известность, популярность. Паблисити формируют отзывы партнеров и клиентов, деятельность самой организации, а также средства PR – пресс-релизы, статьи, репортажи, пресс-конференции. Эти средства имеют ряд преимуществ перед рекламой: они пользуются большим доверием, поскольку воспринимаются как объективные новости, а их подготовка и размещение обходится дешевле. В ряде ситуаций следует использовать именно паблисити, а не прямую рекламу. Например, благотворительную акцию уместнее осветить в колонке новостей, а профессиональное объяснение новой услуги или мероприятия станет понятнее, если будет изложено в статье или интервью.

Огромные возможности для информирования аудитории дает Интернет. В наши дни очень многие музеи имеют во Всемирной паутине свою индивидуальную страницу – сайт, с помощью которой они знакомят своих компьютерных пользователей с перспективными и текущими направлениями деятельности, анонсируют предстоящие мероприятия, рекламируют услуги. Интернет позволяет организовывать интерактивное общение любых профессиональных групп и аудиторий, открывает безграничные возможности для представления музейного продукта, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, ярмарках и выставках.

Менеджмент и маркетинг – это не только наука, которую следует постигать, но и искусство, требующее определенного рода таланта. Единого рецепта успешной деятельности для музеев различного типа и профиля быть не может. Каждый из них должен разработать свой собственный механизм выживания и процветания в условиях рыночной экономики.

madrace.ru

Как музеи увеличивают целевую аудиторию с помощью digital

Трудно представить человека без смартфона в руках. Технологии повсюду. В музей идут не за искусством, а чтобы сделать фотографию на фоне картины или фасада исторического здания. Почему бы работникам культуры не использовать это? Так музеи и начали внедрять digital во все отрасли музейного дела.

В музейном лексиконе появились слова «ребрендинг» и «pr». Появилось понимание, что музей — не только экспозиции, фонды, экскурсии, это бренд. Просто создать интересную экспозицию недостаточно. Ее нужно суметь продать.

Основная проблема продвижения музеев — отсутствие денег. Нужно найти спонсоров или способы, как продвигать свой продукт без больших финансовых вложений. С развитием digital такие способы появились.

Мы выделили семь основных инструментов, которые помогают российским и зарубежным музеям продвигать бренд.

1. Дать доступ к скрытой информации. Информация, доступ к которой имеют единицы, интригует. Человек так устроен. Попасть в музейные фонды могут лишь специалисты, а как быть с простыми посетителями? Нужно показать музей изнутри: как работает, чем живет. Дать доступ не только в экспозиционные залы, но и на «музейную кухню».

Королевский музей Онтарио (Royal Ontario museum, ROM) в Канаде  указал на карте-схеме с музейной навигацией личные твиттер-аккаунты сотрудников. 98 сотрудников рассказывают о внутренней жизни музея со своих личных аккаунтов. Подписчики могут задать вопрос конкретному человеку, который стоит за созданием выставки или отдела. Сотрудники мотивированы рассказывать о своем деле. Чтобы аккаунты были информативными, руководство проводит обучающие тренинги и семинары. Рассказывает как эффективнее работать с твиттер.

ROM

Почему это выгодно.Теперь посетители могут следить не только за новостями музея, но и за людьми, которые их создают. Наблюдать за жизнью и работой людей всегда интереснее, чем читать безымянные посты о новостных событиях. Информация от первого лица вызывает больше доверия. Этот прием дал музею Онтарио 98 дополнительных информационных площадок. Отличный способ рекламы без вложений.

Богатство любого музея — это его собрание. Получить разрешение на публикацию изображения из собрания крупного музея сложно. Музеи продавали права на публикацию до тех пор, пока не поняли, что могут заработать больше, если поделяться своим достоянием.

Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art) разместил на сайте компании-партнера Creative Commons 375 тыс. изображений произведений из своей коллекции. Посетители сайта могут скачивать и использовать картинки на свое усмотрение, в том числе и в коммерческих целях.

Met1

Met3

Почему это выгодно. В результате музей стал сотрудничать с рядом крупных компаний, среди которых Pinterest, Wikimedia, Artstor, Art Resource, Digital Public Library of America (DPLA), обеспечив себе дополнительные интернет-площадки.

2. Музейный блог. Многие музейщики все еще с недоверием относятся к этому определению. Но галерея Тейт (Лондон) не из их числа.

Команда галереи ведет блог в Fаcebook, где рассказывает о событиях и новых проектах. Сотрудники много времени уделяют работе с соцсетями. В своем сообществе они рассказывают о ежедневной жизни галереи, иногда в контексте важных исторических событий.

Tate

Tate2

Почему это выгодно. Блог о жизни музея может быть популярным. Об этом свидетельствуют миллион подписчиков, которые следят за ежедневными постами галереи Тейт.

Российские музеи действуют медленнее и осторожнее, чем их западные коллеги. Но постепенно и они вливаются в мир интернет-продвижения и digital-технологий.

Гатчинский музей к своему юбилею в 2016 году запустил блог «Один день в Гатчинском музее». Проект представляет собой посадочную страницу в формате лонгрид. С его помощью можно узнать о событиях, происходящих в музее в течение дня и послушать 10 историй сотрудников.

Гатчина1

Почему это выгодно.  Посетитель получает больше ресурсов о музее, а музей увеличивает свое присутствие в интернете. Люди любят истории про людей, поэтому такой прием вызывает интерес.

3.Интерактивный сайт + интернет магазин. Сайт — лицо музея и должен привлекать посетителей.  В интересах музея сделать его ярким, интересным и удобным в использовании. Музейщики стремятся к тому, чтобы сайт работал на музей, а не против него.

Основные инструменты, которые для этого используют: виртуальный визит и интернет магазин. Виртуальный визит — посещение музейных залов онлайн.  Подходит, чтобы спланировать поход в музей или найти в залах интересующий предмет. И просто делает сайт музея более интерактивным и живым. Немного ярких картинок + технологии и любой сайт станет выглядеть привлекательнее.

Сайт Государственного Эрмитажа позволяет побродить по залам музея, не выходя из дома. Виртуальный тур работает по принципу Google maps.

Эрмитаж

Когда музейщики поняли, что продавать можно не только билеты, стали появляться музейные интернет-магазины. Содержание интернет-магазина при наличии сайта не требует особых знаний и затрат. Зато, если функционал сайта позволяет покупать билеты и сувенирную продукцию онлайн, то польза от интернет-площадки возрастает вдвое.

Почему это выгодно. Виртуальный тур дает частичное представление о масштабах музея. Жители других городов и стран могут подготовиться к визиту в музей.  Эрмитаж известен во всем мире. Даже среди людей, которые в нем никогда не были. Продажа сувениров с репродукциями шедевров коллекции позволяет не только пополнить музейный бюджет. Сувениры — это дешевая реклама. Так частички бренда разлетаются по миру.

4. Мобильные приложения. Крупные и не очень музеи выпускают именные приложения для смартфонов. Это могут быть аудиогиды, виртуальные экскурсии, навигаторы, игры. С их помощью можно оценить основные музейные шедевры, проверить свои знания в области искусства, создать картину или купить билет в музей. В основе всех мобильных приложений идея, которую можно сформулировать как «музей в кармане». У посетителя всегда есть доступ к музейным сокровищам. Нужно просто взять в руки смартфон.

Нью-йоркский Музей современного искусства (Museum of Modern Art) предлагает бесплатное приложение. С его помощью  на экране смартфона можно рассмотреть произведения из коллекции, прослушать факты и комментарии экспертов. Есть календарь мероприятий и возможность купить билет.

MoMA

Развлекательные приложения. Их создают, чтобы вовлечь молодежную аудиторию в музейный мир постепенно, не перегружая информацией. Увидел яркое, красочное приложение, скачал, поиграл, еще поиграл, а потом сам не заметил как пришел в музей.

Tate Britain Quiz Trail — приложение-игра галереи Тейт. Если пользователь ответит правильно на 10 вопросов по искусству, то получит скидку в интернет-магазине галереи.

iPad Air 2 colors

Почему это выгодно. Дают доступ к музейному собранию. Позволяют быть в курсе новостей и покупать билеты онлайн. Некоторые приложения работают офлайн, что является отдельным преимуществом. Развлекательные приложения вовлекают молодежную аудиторию в музейный мир.

5. Доступ к знаниям. Конференции и стажировки для специалистов в музейной сфере — обычное дело. Так музейщики обмениваются опытом. Образовательные онлайн-программы на порталах типа Coursera позволяют делиться знаниями и опытом не только с коллегами. Лекции, где специалисты музея рассказывают о картинах или работе музейных отделов, подходят для всех желающих.

Нью-йоркский Музей современного искусства (Museum of Modern Art) выпускает видео-курсы на Coursera. Курсы бесплатные. Но, чтобы получить сертификат, придется заплатить.

МОМА

Почему это выгодно. Люди хотят получать новые знания в разных областях. Сервисы, которые делятся знаниями бесплатно — выгодные партнеры для музеев. Они дают возможность получить больше онлайн и офлайн посетителей, привлечь дополнительную целевую аудиторию, увеличить присутствие бренда в интернете.

6. Общение и поощрение. Музейщики задумались о том, как сделать посетителя лояльным. И поняли, что нужно показать не только богатство собрания, но и взаимодействовать с аудиторией. В этом помогают конкурсы в соцсетях.

Русский музей в рамках выставки «Автопортрет» в 2016 году проводил конкурс селфи в инстаграм. Основным условием было прийти на выставку и сделать фото с понравившейся картиной, а потом разместить фото в своем аккаунте инстаграм.  Посетители охотно поддержали идею музейного селфи. И дело вовсе не в обещанных призах. Дело в том, что обычно на временных выставках Русского музея запрещена фотосъемка, а в рамках конкурса было сделано исключение.

конкурс селфи ГРМ

Почему это выгодно. Неизвестно, что сыграло решающую роль, возможность сделать снимки на временной выставке или просто человеческая страсть к соревнованиям. Но в итоге участников оказалось больше, чем ожидали музейщики. В результате посещаемость выставки выросла вдвое. За счет популярности выставки, музей  продал больше билетов и на основную экспозицию.

7. Комплексный подход. Музейщики поняли, что хорошая концепция выставки — это еще не залог успеха. Даже качественный продукт придется продавать. Какой способ выбрать? Как сделать  хорошую выставку событием года?

Сотрудники Третьяковской галереи ответственно подошли к этой проблеме. Для продвижения выставки В.А.Серова в 2015 году они использовали целый комплекс digital-инструментов:

Серов

— за месяц до открытия запустили тизер с ожившей картиной Серова «Девочка с персиками», который побил все рекорды по количеству просмотров, даже по сравнению с тизерами западных музеев;

— создали промо-сайт выставки;

— сняли серию видео-сюжетов по местам биографии Серова;

— разработали мобильные приложения по картинам Серова.

Почему это выгодно. В результате о выставке Серова не говорил только ленивый. Упоминание выставки в СМИ превысило все лимиты. А в музейной среде дело почти дошло до скандала. Но такой подход сработал эффективно. О чем говорят нескончаемые очереди из желающих посетить выставку в течение всей ее работы.  Сотрудникам пришлось продлевать сроки выставки несколько раз.

Семь digital инструментов, которые мы рассмотрели, работают в рамках простого, но действенного алгоритма:

  • Информация
  • Интерактив
  • Мобильность
  • Обратная связь

С помощью digital музей становится доступным и понятным большему числу людей. А правильный алгоритм использования инструментов позволяет продвигать музейный бренд с минимальными вложениями.

Польза digital технологий для музейного бизнеса:

  1. Увеличение присутствия в интернете
  2. Дополнительная целевая аудитория
  3. Бесплатная реклама

Мария Ираидина, искусствовед

Похожее

outofcloud.ru

Продвижение сайта музеев, раскрутка музеев в интернете

Бюро Погодаева предлагает Вам продвижение сайта музеев в ТОП10 

выдачи поисковых систем Яндекс и Google.

Закажите продвижение сайта музеев - убедитесь сами!

Понимание вашей тематики и индивидуальный подход в раскрутке музеев в интернете помогут наиболее эффективно привлечь целевую аудиторию на сайт и превратить их в постоянных клиентов.

Музеи - популярный и конкурентный вид бизнеса. Потенциальные клиенты давно используют поисковые системы Яндекс и Google для выбора компании у которых они закажут услуги или купят интересующий их товар, при этом рынок музеев растет с каждым годом. 

Ваши конкуренты, владельцы сайтов музеев,

так же ищут услуги продвижения сайта по следующим запросам: 

  • раскрутка музеев;
  • раскрутка сайта музеев;
  • продвижение музеев;
  • продвижение сайта музеев;
  • раскрутка музеев в интернете;
  • раскрутка сайта музеев в интернете;
  • продвижение музеев в интернете;
  • продвижение сайта музеев в интернете.

 

 

Мы готовы предложить ВАМ:

- Разработать стратегию продвижения Вашего сайта.

- Составить полный список целевых поисковых запросов.

- Наполнить сайт качественными тематическими статьями.

- Грамотно разместить внешние ссылки.

- Анализировать рост позиций и посещаемости сайта.

 

Над Вашим проектом будет работать команда специалистов:

-Менеджер проекта;

-SEO оптимизатор;

-Линк менеджер;

-Программист;

-Копирайтер. 

 

Вам необходимо продвижение в интернете?

Наша компания предлагает услуги продвижения сайтов в поисковых системах, как наиболее эффективны и доступный метод рекламы в интернете.

 

Максимальное количество потенциальных клиентов  приходит на сайты, набирая в поисковой строке нужную комбинацию слов и кликая на сайты в первой десятке выдачи. Такие посетители наиболее лояльны к компаниям в ТОПе, считая их лучшими в тематике.

когда позиции сайта только начинают подниматься, но еще далеки от первой десятки выдачи поисковых систем, стоит разместить объявления в системах контекстной рекламы. Вы появляетесь в выдаче в день создания, но стоимость целевого посетителя значительно выше, первого метода.  Мы поможем снизить стоимость клика и увеличить количество переходов на сайт. 

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ - Услуги продвижения сайта.

 

Я представляю компанию HendrixStudio.ru После появления Сергея наша компания открыла второе дыхание в сети. Он не только отрабатывает свои деньги по SEO ,но и учавствует в развитии, предлагает новые подходы и имеет свой уникальный взгляд! Удачи! Уверен мы только всё начинаем!

Владимир Хоменко, генеральный директор HendrixStudio

До того как наша компания Cityradar.ru начала сотрудничать с seo специалистом - Сергеем, мы работали с другой seo компанией. Наши деньги уходили неизвестно куда. Запросы болтались на 40 - 50 позициях, но с появлением Сергея, большинство запросов вышло в топ-10, мы стали ощущать отдачу и появилось представление куда мы тратим деньги! Рекомендуем Вам Сергея, как от личного seo специалиста!

Игорь Поляченко, управляющий партнер Ситирадар

Я представляю интернет-магазин Det-m.ru Все устраивает, нравится его подход к работе: анализирует, дает советы по развитию магазина. За период работы с ним сайт существенно "поднялся" в поисковых системах, большая часть запросов находится в Топ-10. До него две другие компании показывали гораздо худшие результаты, поэтому нам есть с чем сравнить. Рекомендуем. 

Юлия Асташкина, владелец детского магазина DET-M

предыдущие записи

  • Как узнать посещаемость чужого сайта

    Как узнать посещаемость чужого сайта

    23:23 23/05/2014

    Перед началом продвижения сайта, многие клиенты хотят проанализировать посещаемость сайтов конкурентов, чтобы понимать какой результат получает конкурент находящийся в ТОПе по наиболее важным поисковым запросам.

  • Поисковое продвижение мобильного приложения

    Поисковое продвижение мобильного приложения

    23:12 23/05/2014

    На рынке мобильной рекламы представлено множество инструментов для продвижения вашего приложения. И если ваше приложение предназначено для широкого круга пользователей, то найти подходящий инструмент не составит труда.

  • Выбор ниши для интернет магазина

    Выбор ниши для интернет магазина

    23:10 23/05/2014

    Самый простой и популярный вид бизнеса - это открытие интернет магазина. Поэтому множество предпринимателей начинают свой путь именно с этого.

  • Аудит сайта тренинговой компании ПроРеальность

    Аудит сайта тренинговой компании ПроРеальность

    22:17 23/05/2014

    Prorealnost.com - сайт тренинговой компании Николая Воробьева. Сайт имеет качественный дизайн и постоянно обновляемый авторский контент.

pgdv.ru

Кейс по продвижению научного музея в социальных сетях – Webline Promotion

Тематика проекта: музей научных открытийПлощадки для продвижения: Facebook, InstagramПродолжительность работы: 2 месяцаРекламный бюджет в месяц: 10 000 руб.

Цели проекта:
  • наращивание массы подписчиков;
  • повышение показателей охвата и вовлеченности;
  • оптимизация контента;
  • ведение и модерация страниц в социальных сетях;
  • оформление страниц в социальных сетях.

 

Проблемы проекта на старте работ:

  1. Плохая узнаваемость бренда и низкая посещаемость музея.
  2. Отсутствие эффективной стратегии продвижения музея в социальных сетях.
  3. Недостаточное количество подписчиков.
  4. Высокие затраты на рекламный бюджет у предыдущего подрядчика.

 

Задачи:

  1. Формирование стратегии продвижения.
  2. Разработка контент-стратегии.
  3. Профессиональное оформление страниц в социальных сетях.
  4. Обеспечение контентом страниц в социальных сетях: для первого месяца 60 публикаций, для второго – 30.
  5. Создание и запуск таргетированной рекламы в Facebook с целью повышения показателя охвата и наращивания массы подписчиков.
  6. Создание и запуск таргетированной рекламной кампании в ленту Instagram с целью получения трафика в аккаунт.
  7. Создание и запуск таргетированной рекламной кампании в Instagram stories с целью получения трафика в аккаунт.
  8. Обеспечение нативной рекламы у локального лидера мнений.
  9. Подключение аккаунта в Instagram к сервису по автоматизации деятельности.
  10. Ведение и модерация страниц в социальных сетях.

 

Решение:

1 этап: подготовка стратегий и площадок для продвижения

  • формирование стратегии продвижения: подбор целевой аудитории, тона публикаций, методов продвижения, графического стиля;
  • разработка контент-стратегии: распределение типов контента на период продвижения исходя из распределения: в первый месяц – 60 публикаций, в последующие – 30;
  • текстовое и графическое оформление страниц в социальных сетях: обложки, аватары, описания.

 

Этап 2: создание контента и наполнение контент-плана

  • формирование контент-плана с распределением публикаций по две в день в первый месяц и по одной в сутки во второй, а также временем публикаций постов в период наибольшей активности целевой аудитории;
  • написание и оформление публикаций;
  • создание видеопостов и видео анонсов экспонатов музея.

 

Этап 3: создание и запуск таргетированных рекламных кампаний

  • создание и запуск рекламной кампании в Facebook с целью повышения показателя охвата в первый месяц;
  • создание и запуск рекламной кампании в Facebook с целью наращивания массы подписчиков во второй месяц;
  • создание и запуск рекламной кампании в ленте Instagram для привлечения трафика в аккаунт;
  • создание и запуск рекламной кампании в Instagram Stories для для привлечения трафика в аккаунт;
  • A/B-тестирование 3-х объявлений и подбор одного оптимального по соотношению результативность/цена для каждой рекламной кампании.

 

Этап 4: подключение дополнительных методов продвижения

  • нативная реклама у локального лидера мнений в категориях семейного отдыха, интересных локаций и заведений;
  • подключение Instagram к сервису по автоматизации подписок.

 

Результаты работы:

  • прирост подписчиков в Facebook на 775 человек;
  • увеличение подписчиков в Instagram на 1491 человека;
  • рост показателя охвата в Facebook в 3 раза;
  • увеличение показателя охвата в Instagram в 10 раз;
  • качественный прирост посетителей музея, что дало почву владельцу увеличить стоимость посещения в 2 раза.
Количественные показатели Facebook
Период Кол-во взаимодействий со страницей Органический  охват Охват за счет рекламы Полный охват Кол-во участников
До 4764 11 500 101 915 113 415 607
1 месяц 2455 130 025 101 323 231 348 721
2 месяц 2460 233 555 106 312 339 867 1382

 

Результат таргетированной рекламной кампании, направленной на повышение показателя охвата:

Охват Пользователи Частота Показы
54 749 54 749 1.79 показ на человека 97 774

Период работы рекламной кампании: 7 днейРекламный бюджет: 5900 руб.

 

Результат таргетированной рекламной кампании, направленной на наращивание массы подписчиков:

Число охваченных пользователей Прирост подписчиков
10 951  299

image

Период работы рекламной кампании: 7 днейРекламный бюджет: 4600 руб.

Instagram
Период Показы Охват Вовлеченность Мне нравится Сохранения Комментарии Кол-во участников
До 2679 1820 525 504 3 13 230
1 месяц 21 198 14 459 2376 2294 42 34 787
2 месяц 30 257 22 173 1610 1486 87 37 1721

 

Результат таргетированной рекламной кампании в ленту Instagram, направленной на трафик в аккаунт

Переходы в аккаунт Охват Частота Показы Уникальные пользователи
435 18 987 1,23 23 276 426

Период работы рекламной кампании: 7 днейРекламный бюджет: 2300 руб.

 

Результат таргетированной рекламной кампании в  Instagram stories,  направленной на трафик в аккаунт

Переходы в аккаунт Охват Частота Показы Уникальные пользователи
241 36 906 1,73 63 695 239

image

Период работы рекламной кампании: 7 днейРекламный бюджет: 2300 руб.

Вывод:

В условиях ограниченного рекламного бюджета и специфичности проекта нашим специалистам удалось сравнить показатели предыдущих подрядчиков и даже обогнать их. Несмотря на снижение числа публикаций во второй месяц, аудитория по-прежнему оставалась заинтересованной в деятельности проекта и страниц в социальных сетях. Качественным результатом можно считать увеличение количества посетителей музея, что неоднократно отмечал заказчик.

weblinepromo.ru

Какие инструменты, используемые в продвижении музеев, могут быть полезны бизнесу?

Фото предоставлено оргкомитетом конференции "Груша"

С точки зрения продвижения почти любой из музеев Новосибирска можно сравнить с «неглянцевой» компанией, выпускающей продукт, который не является товаром первой необходимости, и у которого отсутствует бюджет на продвижение. Как быть маркетологу и PR-специалисту в таких условиях? В какой степени по отношению к музею можно применять те же подходы, что и для коммерческой организации, а также какие инструменты из музейной отрасли можно применить в бизнесе? Об этом в публичном интервью «КС» в рамках прошедшей в конце октября конференции «Груша» рассказал пресс-секретарь музея города Новосибирска ЮРИЙ ЛОБАНОВ.

— Юрий, у многих людей бытует мнение, что музеи ─ это занудно, скучно, неактуально. Поэтому ваша задача в таких условиях выглядит еще большее амбициозной. Как доказать аудитории, которая ходит в кино, посещает квесты и лофты, обратное?

— На мой взгляд, нужно вообще отказаться от мысли силком тащить людей в музей. Это идея двадцатого века, и она второстепенна. Можно по пальцам одной руки пересчитать, сколько музеев в России способно создать хороший поток посетителей.

Нашим «заказчиком» можно считать мэрию Новосибирска, и ей, прежде всего, нужна культурная повестка дня, определенный график культурных мероприятий. Ей нужно повысить узнаваемость некоторых исторических брендов Новосибирска: отцов-основателей города, символов, памятных мест. Вот эти задачи первостепенны.

Когда я пришёл работать в музей, мы обсудили эту стратегию с директором Еленой Щукиной, и пришли к выводу, что в первую очередь нужно выходить за стены музея. И, прежде чем это сделать, обучить музейных пиарщиков и самого себя писать тексты для людей — живым языком, а не мёртвой «канцелярщиной». Начинающего журналиста этому учат в любой редакции. Привлечь людей к истории города, к её брендам и сюжетам — это задача, которая решается «очеловечиванием» канцелярской истории. А интерес к истории есть всегда у любого человека. Только с помощью знаний по истории можно понять, кто мы, куда мы идём и зачем живём.

— Какие мероприятия вы генерируете для реализации этих задач? Приведите примеры.

— Чтобы привлечь людей в музей, мы устраиваем мероприятия, в которых есть уникальное развлекательное действие, связанное с историей. Например, 4 ноября мы устраивали детский исторический квест,  уже в четвёртый раз. Как известно, в Новосибирске часто некуда пойти с детьми, мы это понимаем и пытаемся привлекать людей за счёт таких развлечений. В конце октября у нас проходила лекция о том, как обольщать аристократок, и это привело в наш музей немало желающих. Привлекать людей за счёт каких-то постоянных выставок нам довольно трудно, как впрочем и любому музею, кроме разве что Эрмитажа. Но могу отметить, что у новосибирцев сильна провинциальная тяга к великим личностям. Как только появляется возможность сказать, что некий подсвечник император Александр III подарил своей родственнице, или что некий подстаканник один раз держал Николай II, это надо обязательно сделать. Многих людей приведёт в музей желание прикоснуться к великому.

─  Поскольку мы говорим о продвижении, то в вашем случае можно провести некоторую аналогию музея как социального объекта с «неглянцевой» компанией, выпускающей продукт, который не является товаров первой необходимости, и при этом отсутствует бюджет на продвижение. Как быть маркетологу и PR-специалисту в таких условиях? Какие инструменты из тех, которые вы применяли в случае музея, могут подойти такой «неглянцевой» компании?

— У нас вообще нет рекламного бюджета. Никакого. Это не означает, что у музея нет денег, просто по закону, если директор муниципального музея потратит деньги на рекламу, он в тот же день может сесть в тюрьму. Если говорить про инструменты, то у нас всё основано на так называемом PR-продвижении. Грубо говоря, на умении скромно писать пресс-релизы.  На первый взгляд, может показаться, что этого не хватает.  Но где наша слабость, там наша сила. У каждой газеты есть колонка «Культура» или «Афиша», которую надо чем-то заполнять. Нам в этом смысле проще, чем коммерческой компании.

На мой взгляд, такая модель подходит для тех бизнесов, которые не могут или не должны что-то платить. Не для массового рынка, а для того, что связано с творчеством и культурой. Вспомните, как много писали про аквапарк. Это действительно было событием. Это не только бизнес, но и услуга для горожан, поэтому про него писали, и, насколько я знаю, писали на некоммерческой основе. Ведь если из магазинов пропадёт колбаса, там останется ещё много других колбас. Если из Новосибирска пропадёт планетарий, дельфинарий или аквапарк, то второй вряд ли быстро появится, его социальные и культурные функции перестанут выполняться.

— Вы говорили про важность преодоления канцеляризма. На это была воля руководства музея, поэтому вам было проще? Если же нет, то как с этим можно справиться? Опять же не только в вашем случае, а в целом для предприятий, которые пока работают таким образом?

— Если вы устраиваетесь в муниципальную или государственную контору пиарщиком или пресс-секретарём, надо сразу идти к самому главному человеку — директору и задать примерно такой вопрос: есть ли у пиарщика право стучать кулаком по столу и навязывать свою волю? Если вам дадут понять, что такого права у вас нет — нужно бежать. Важно добиться возможности участвовать самому в разработке продукта. Уже на этапе разработки должно быть заложено содержание, пригодное для СМИ. Например, тот же подстаканник Николая II легко превратить в заголовок, который продаст эту выставку. А когда его нет, довольно тяжело. Канцелярит может быть не только в словах, но и в содержании. Когда директор просит провести очередную формальную  выставку, чтобы выполнить планы по мероприятиям, это и есть канцелярит на уровне содержания. Такого лучше не допускать, иначе потом мероприятие не спасти.

— Как черпать идеи для мероприятий? В вашем случае это происходит естественным образом, или вы специально составляете план?

— Здесь всё по-разному. У нас есть начальство в лице Анны Терешковой, замечательного менеджера в сфере культуры. Иногда она предлагает свои идеи, говорит, что неплохо было бы провести у нас мероприятие, которое уже где-то проходило, и мы обдумываем, как это можно сделать. Часто внутри музея накапливаются материалы, которые жалко не показать. Примером может служить запуск в музее киноклуба, в рамках которого рассказывает про кино наш специальный экскурсовод Евгений Антропов. В последнее время к нам всё чаще это партнёры и предлагают провести, например, экскурсию для прессы, или  сделать экскурсию на какой-то масштабный объект.

— Если муниципальное мероприятие мало волнуют объёмы продаж и прибыли, то какая конечная цель продвижения у музея? Чем измеряется интерес посетителей?

— Изначально у нас была цель создать массовую культурную повестку дня в городе, вызвать интерес к краеведению, к истории родного края. В какой-то мере это получилось, но сейчас у нас кризис, и что делать дальше, мы пока не знаем. Теоретически интерес можно измерить количеством публикаций на ту или иную тему. Это один из показателей, который можно считать ключевым.

— Какими каналами коммуникациями вы пользуетесь, чтобы донести информацию до людей?

— С помощью городского портала, телевидения и популярного «паблика» во «ВКонтакте» можно организовать любое культурное мероприятие в нашем городе. Из соцсетей используем в первую очередь Facebook и «Вконтакте». А вот Instagram не используем, потому что там трудно собрать нашу местную аудиторию и начать развёрнутые обсуждения. Потому что историческая тема больше строится не на созерцании, а на обсуждении.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через наши группы в Facebook и ВКонтакте Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ksonline.ru

Использование ресурсов социальной сети Facebook в деле продвижения музеев на туристическом рынке усл: signorlna

Оксана_Чурюканова (signorlna) wrote, 2017-02-11 15:48:00 Оксана_Чурюкановаsignorlna 2017-02-11 15:48:00 Интернет быстро стал перспективным рекламоносителем, способным конкурировать по охвату аудитории с традиционными медиа. Уже сейчас в России аудитория крупных Интернет-площадок больше аудитории крупных печатных изданий. В результате использования Интернет-ресурсов пользователь может добиться:- Повышения уровня узнавания бренда музея- Расширения круга лиц, детально информированных о предложениях музея- Общего увеличения числа пользователей услуг музея.Facebook – является одной из самых популярных социальных сетей в мире, которую ежедневно посещает колоссальное количество людей. В России Facebook использует более 5 миллионов человек. У этой социальной сети хорошие перспективы, поэтому нужно уже сейчас занять в ней свое место. Аудитория Facebook очень качественная – 84% пользователей находятся в возрастном диапазоне от 18 до 44 лет, имеющие дружеские или деловые связи с заграницей, представители средств массовой информации, путешествующие по стране и миру. Эта аудитория является целевой для любого музея.Просто создать аккаунт еще не достаточно для того, чтобы привлекать посетителей на свой ресурс. Для эффективного использования ресурсов этой сети нужно создать именно страницу своего музея. В отличие от персонального аккаунта она быстро индексируется поисковиками, она доступна даже для незарегистрированных пользователей. Продвижение страницы музея на Facebook – одно из основных условий успешного продвижения музея на рынке туризма.Один из музеев Плесского музея-заповедника Музей пейзажа имеет свою страницу в сети Facebook с 2010 г. За это время нам удалось привлечь постоянных подписчиков, создать собственную аудиторию, наладить связи с турагенствами, галереями, музеями нашей страны, искусствоведами и коллекционерами. Собственная страница позволяет публиковать новости музея, демонстрировать виртуальные выставки, фотоотчеты, телепрограммы, размещать статьи и исследования в неограниченном количестве и совершенно бесплатно.Поделимся собственным опытом и покажем, как просто создать свою страницу в Facebook, и какие возможности она предоставляет. Итак, в адресной строке Интернет набираем адрес https://www.facebook.com :Кликаем на «Создать страницу» и переходим во второе окно:Выбираем тип своего предложения: местный бизнес, компания или учреждение (что относится к музеям), бренд или продукт (что относится к турам), известная личность (что может относиться к имени художника, артиста, ученого), развлечения, общественная цель или сообщество. После прохождения несложной процедуры регистрации, вы получите собственную страницу. Следующая задача – ее оформление и заполнение полезной информацией. Страница Музея пейзажа для пользователей Интернет выглядит так: Она доступна для зарегистрированных и незарегистрированных пользователей сети Facebook и индексируется на первых позициях поиска в поисковых системах. Например, в Google страница была обнаружена на 4 позиции после официальных сайтов музея-заповедника, города и всероссийского музейного сайта: Страница дает возможность размещения фотоотчетов о мероприятиях, прошедших в музее, выставок, экспозиций и т.д. Как показала статистика, именно эта информация пользуется большей популярностью:Важной составляющей наполняемости страницы являются Заметки. Это могут быть экскурсии, пресс-релизы, научные статьи и доклады, рассказы о достопримечательностях города и т.д. Заметки также могут сопровождаться фотографиями:На странице есть удобный раздел Мероприятие, который позволяет создавать анонс мероприятия, рассылать приглашения, указывать адрес и место проведения. Причем адрес автоматически связан с картами Интернет:Очень важно лаконично и по возможности емко заполнить Информацию о своем музее или услуге, указать адрес, телефоны, электронный адрес, сайт и пр., это поможет найти вас в реальной жизни: Человек, создавший страницу, назначается ее администратором и имеет больше возможностей, чем простой посетитель страницы: ему доступна Панель администратора (статистика, уведомления, чтение сообщений, возможность управлять доступностью страницы, размещение информации и т.д.), при желании можно добавить администраторов, они будут наделены теми же полномочиями:Администратор имеет доступ к статистике, что позволяет анализировать популярность того или иного вида информации на странице. Как показывает опыт, большой популярностью пользуются 1. фотографии, 2. Новости в хронике, 3. Мероприятия, 4. Заметки. Видео размещать можно, но оно часто не востребовано, по причине низкой скорости Интернет у большого числа пользователей.Раскрутка своего музея в Facebook – это привлечение как можно большего числа поклонников, тех, кто познакомившись с вами виртуально, обязательно захочет приехать к вам на экскурсию или посетить праздничное мероприятие, устраиваемое в музее.Страница позволит людям с ограниченными возможностями увидеть ваши выставки, не выходя из дому, прочитать тексты статей, не присутствуя на научных конференциях, просмотреть фотоотчет о значимом событии, просмотреть видео-ролики и быть в курсе культурной жизни.Будущее музеев в Интернет-мире - это музейные сайты, виртуальные туры по городам и экспозициям, электронные каталоги мирового историко-культурного наследия, в том числе и Страницы музее в социальных сетях, с их неограниченными возможностями живого общения.

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

signorlna.livejournal.com

Музейный маркетинг | Музеи Москвы

музейный маркетингмузейный маркетинг

Сегодня меняются представления о формах и содержании управления в современных музеях. Очень долго в стране финансовая основа деятельности музеев формировалась из бюджетных средств. Теперь же она год от года лишь сокращается. И финансовая помощь государством и спонсорами оказывается, только если музей сам эффективно работает. В постиндустриальном обществе развитие сферы, включающей в себя культурное наследие, стало стратегическим приоритетом в экономиках развитых стран. Культурное наследие формирует имидж территории, привлекает туристов. Культура становится действенным ресурсом развития стран. Сегодня создана мощная индустрия культурных услуг.

Маркетинг — это управленческая деятельность, направленная на согласование спроса и предложения в условиях конкуренции (маркетинг уже прочно вошел в индустрию культуры). Музейный маркетинг — это удовлетворение и формирование спроса в так называемом пространстве «свободного времени», или пространстве досуга. Ориентация «на потребителя», формирование и удовлетворение спроса становятся приоритетными направлениями. Успешное применение маркетинга при реализации некоммерческих проектов привела к бурному развитию так называемого социального маркетинга.

Музеи, бывшие ранее «сокровищницами искусства или истории», становятся культурными центрами, ориентированными на интерактивную коммуникацию. Появляется своеобразная гедонистическая концепция музейной деятельности, согласно которой музей должен развлекать посетителей, приносить им удовольствие, предоставляя возможность отдыха. Происходят изменения в социальной мотивации. Формируется аудитория нового типа: новые культурные потребители (the new culture consumers) отдают предпочтение как популярной, так и высокой культуре, как традиционной, так и современной культуре, но только если все вышеперечисленное доставляет им удовольствие. Сегодня они идут в оперу, завтра — на лазерное шоу. Граница между элитарной и массовой культурой, таким образом, размывается.

Для постиндустриального общества характерна экономика «символов», основным продуктом становится символ — бренд. Брендинг – метод завоевания и удержания рынка путем создания в сознании потребителей образа «фирменного товара». Бренд — это символ доверия аудитории к качеству, подлинности культурного продукта. Наиболее популярна концепция маркетинга МакКарти — Концепция «4 P» (где Product — продукт, Price — цена, Place — место, Promotion — продвижение). Под продукцией подразумевается планирование товарного ассортимента, цена здесь — формирование ценовой политики, место — определение рынков сбыта, продвижение — стратегии и способы продвижения товаров и услуг на различных рынках. Для музея это выливается в концепцию «1Р». Единственное применимое здесь Р — это продвижение, ведь музей привязан к месту (исключение — выставки), музеям нелегко кардинально изменить продукт для потребителя, цены на услуги музея тоже часто регулируются государством. Если рассматривать социальный маркетинг, то тут важны 4 дополнительных Р: Peoplе-Packing-Programming-Partnership. Люди — профессиональные специалисты. Комплектование и программирование — элементы, обеспечивающие комплекс услуг, ориентированных на конкретную группу потребителей, используя специально созданные культурные программы музея. Партнерство — потребности посетителей удовлетворены только тогда, когда он получил удовольствие от музея, кафе, магазина и так далее.

«Открытое окно для возможностей» — институт «членства». Между музеем и аудиторией могут возникнуть постоянные отношения — это видно на примере клубов друзей музея. Клуб друзей — систематический ресурс развития музея, через него привлекаются финансы, друзья — стабильный источник поддержки музейных проектов, создания благоприятной социально-экономической среды. В социальном маркетинге ресурсы привлекаются в прямой форме за счет продажи потребителям товаров и услуг и в опосредованной форме за счет привлечения ресурсов (бюджетные средства, гранты, спонсорство). Во всем мире доля средств, получаемых от продажи билетов, товаров и услуг — 15-25 %. Но всегда, чем выше популярность музея, тем больше возможностей привлекать деньги из внешних источников. Поэтому музейный маркетинг включает два стратегических направления — презентацию и продвижение музея и его деятельности, а также презентацию и продвижение конкретных товаров и услуг музея.

По сути, маркетинг — управление рынками. Рыночный минимум — отсутствие расходов на маркетинг. Применяются «стимулирующие» маркетинговые стратегии. Современные технологии расширили музейное предложение. Стратегия сегментирования рынка (для каждого сегмента целевой аудитории музей строит отдельную программу маркетинговой коммуникации, систематическое и комбинированное использование совокупности информационных связей). Жизненный цикл товара подвержен влиянию таких факторов как стиль, мода, увлечение. Можно попасть в волну интереса и усилить продолжительность действия. Как правило, товары и услуги, предлагаемые музеями, требуют от аудитории определенной предварительной подготовки. Развитие маркетинговых стратегий привело к переходу от массового к целевому маркетингу. Для массового маркетинга характерно использование однотипного предложения, без учета специфики потребностей отдельных групп потребителей. Усиление конкуренции привело к переориентации на целевой маркетинг — концентрации усилий музейных организаций на создании специального предложения для нескольких групп аудиторий. Целевой рынок музея — это однородная по тем или иным характеристикам совокупность потребителей, с которыми музей планирует работать и на которых планирует направить маркетинговые усилия.

moscow-museums.ru


Смотрите также