• Главная

Продвижение чтения через сайт. О продвижении чтения


Продвижение чтения в социальных медиа

Безусловно, положительным моментом является тот факт, что книги занимают второе место в списке товаров, которые люди чаще всего покупают через Интернет, поэтому, говоря о продвижении чтения и книг в соцмедиа, нельзя не согласиться, что инструментам SMM может и должно уделяться значительное внимание. Сеть предоставляет исключительные возможности для информирования, рекомендаций, ознакомления и, наконец, покупки либо традиционного бумажного варианта книги, либо её электронной версии.

При этом следует понимать, что продвижение книг и чтения в социальных медиа осложняется отраслевыми особенностями: выпускаемых названий – десятки тысяч, и каждое издание имеет уникальные потребительские характеристики и свою читательскую аудиторию. Каковы тенденции развития сетей, структура рынка и ключевых игроков, каковы успешные издательские кейсы и стратегии ритейла?

Sozialnye setiПредставляем итоги конференции, посвящённой анализу ситуации, мировым и отечественным трендам, инструментам продвижения книжных проектов в социальных сетях*.

* Организаторы конференции: ООО «Информресурс», ЗАО «РостМедиа», журнал «Университетская КНИГА»

 

СОЦМЕДИЙНЫЙ ЛАНДШАФТ

prodv-pikulevaМарина ПИКУЛЕВА, ведущий медиааналитик TNS Россия

В России сегодня примерно 70 млн человек пользуются Интернетом, при этом его среднесуточная аудитория составляет 33 млн, из них 22,7 млн – те люди, которые не просто выходят в Интернет, а активно пользуются социальными медиа.

Рынок действительно есть, и рынок большой: 7 из 10 посетителей Интернета – это пользователи соцсетей, и что очень важно – для них это времяёмкое занятие, т.е. примерно половину всего времени, которое россияне проводят в Интернете, они общаются в соцмедиа.

Интернет, несмотря на то, что его охват уже большой, по-прежнему молодое медиа, и возрастной портрет пользователей соцмедиа повторяет портрет пользователей Интернета. Нельзя сказать, что это прерогатива совсем молодых пользователей, но основной пик – 25–35 лет.

prodv-1

Из 15 крупнейших интернет-проектов пять – это социальные медиа (рис. 1), причём самые крупные игроки – локальные отечественные площадки – «ВКонтакте» (23 млн человек) и «Одноклассники» (16,5 млн человек). Довольно активно растут Facebook и Twitter.

prodv-2

Анализ показывает, что социальные медиа в целом «населяет» женская аудитория, за исключением Google+. Её средний возраст можно оценить в диапазоне 32–36 лет (рис. 2).

Интересно отметить, что четверть активных участников соцмедиа зарегистрированы на трёх социальных площадках, примерно по 20% составляют люди, участвующие в двух или четырёх сетях. Поэтому эксклюзивной аудитории практически нет, по крайней мере, её довольно сложно выделить.

prodv-4Хотя и принято считать, что в России социальные медиа развиваются наиболее активно, количество «друзей» на одного пользователя у нас пока ещё на среднем мировом уровне. Если в США примерно 250 «друзей» на человека, то в России – 160. Возможно, играет роль языковой барьер: российские пользователи, как правило, общаются со своими соотечественниками. Очень ярко выражена зависимость между количеством «друзей» и возрастом пользователей (рис. 3).

Социальные сети – это не только средство для общения с друзьями, но и мультимедийная площадка. 87% пользователей, помимо того что они что-то пишут, читают или комментируют, просматривают и выкладывают фотографии, 82% смотрят или выкладывают видео, 78% слушают музыку, 57% играют в онлайн-игры и 52% используют приложения.

Один из глобальных трендов Интернета, который проявляется и в нашей стране, – это то, что Интернет становится всё более мобильным. 12 млн россиян регулярно выходят в Интернет с мобильных устройств, 73% из них проверяют аккаунты в соцсетях, 34% пишут и читают блоги и микроблоги. Прирост людей, которые выходят в Интернет с планшета, за год – 300%.

Очевидно, что большинство брендов, особенно если это мировые лидеры, уже задумались о том, каким образом использовать аудиторию социальных медиа, для того чтобы продвигать свой бренд, наращивать объёмы продаж. 58% пользователей Интернета говорят о том, что они так или иначе оставляют в Интернете какую-то информацию о брендах, которыми пользуются. Это означает, что они что-то комментируют, пишут отзывы. 29% пользователей соцсетей либо «дружат» с брендами, либо ставят «лайки» на какие-либо материалы, посвящённые брендам. Эта цифра для России достаточно велика, но в целом по миру она ещё больше.

prodv-lapukМария ЛАПУК, пресс-служба проекта «Одноклассники»

 «Одноклассниками» сегодня пользуются 34 млн человек, из них 60% – Россия, 20% – СНГ и ещё 20% – страны дальнего зарубежья. Несмотря на то, что аудитория социальных сетей пересекается, в каждой из них существуют особенности восприятия. «Одноклассники» – это очень тёплое, близкое общение, всё то, что связано с реалиями жизни, семьёй. Дополнительно к этому у нас большое количество онлайн-развлечений. У каждого пользователя в среднем около 80 «друзей», и он, как правило, знает их в реальности.

Изучая сетевой ландшафт, наши эксперты попробовали найти формулу «идеального содержания» для каждой соцсети. Для Facebook актуален «умный» контент.  ВКонтакте» – это всё, что касается злободневности, сатиры, этой сетью активно потребляется аудиовизуальный контент. Пользователи «ВКонтакте» не будут читать длинные посты. Twitter хорош для ежедневных коротких новостей. Идеальный контент с точки зрения «Одноклассников» – всё, что касается детей, близкого общения, кухни, работы, мест отдыха, выбора учебных заведений.

SMM в «Одноклассниках» возможен. При запуске мультфильма «Три богатыря» производители собрали в группу более 180 тыс. поклонников, «Комсомольскую правду» читают более 120 тыс. пользователей. Книги обязательно имеет смысл продвигать, но не всем, а чётко оценивая читательскую аудиторию. Если при этом вы «попадаете» в тему, которая характерна для «Одноклассников», вы будете иметь успех. В первую очередь, это кулинария, дизайн, уход за собой и т.п., в целом женские темы, потому что у нас преобладание женской аудитории (57% пользователей). «Одноклассники» – отличная площадка для пропаганды детского и семейного чтения.

В КОНТАКТЕ С КНИГОЙ

prodv-kuznetsovСергей КУЗНЕЦОВ, руководитель Информационно-аналитического центра SKCG

Чем популярные социальные сети могут быть полезны издателям и авторам? 54 млн человек проводят в среднем 50 минут в день в социальных сетях. Это те люди, которых можно получить для наших целей, а именно – для продвижения книги и чтения. Мы говорим, прежде всего, о таких социальных сетях, как «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook и LiveJournal. Возможности Twitter для продвижения чтения представляются ограниченными, этому не способствует формат короткой записи.

«ВКонтакте» – самая популярная сеть. На сайте зарегистрировано более 190 млн пользователей, ежедневно открываются более 2,5 млрд страниц. Примерно 67% пользователей соцсети проживают в России, из них 25% – москвичи, 13% – петербуржцы. Более 70% пользователей соцсети – старше 25 лет.

Важно то, что 95% российских школьников старше 12 лет и студентов являются пользователями «ВКонтакте». Иными словами, если вы работаете для молодёжной аудитории, то она в Сети. Но читают ли эти пользователи книги, или они только слушают музыку, смотрят видео и общаются друг с другом?

Мы провели исследование существующих в «ВКонтакте» групп и сообществ, связанных с чтением. Так, в сообществе «Книги, изменившие мою жизнь» более 160 тыс. человек. Есть сообщества «Что почитать», «Что читать» на 10–20 тыс. пользователей и ещё ряд сообществ по 1000 человек, так или иначе связанных с темой чтения вообще.

Что же происходит с конкретными авторами? У Паоло Коэльо количество поклонников в «ВКонтакте» – около 150 тыс. человек, у Харуки Мураками – 30 тыс. Что касается отечественных писателей, то, например, у Виктора Пелевина пять разных сообществ от 4 до 20 тыс. поклонников, которые обсуждают его творчество, постят цитаты и т.п. То же самое наблюдается с Максом Фраем. Много сообществ посвящено Анне Ахматовой, в них 21 тыс., 16 тыс., 10 тыс. участников, примерно та же картина у Марины Цветаевой. Если обратиться к классикам школьной программы – Льву Толстому и Фёдору Достоевскому, то у них тоже есть сообщества, правда, не очень большие. Интересно, что цитаты из классиков активно живут в соцсети, их каждый день кто-нибудь вывешивает у себя на стену, а остальные активно «лайкают».

Можно сделать вывод, что чтение для пользователей «ВКонтакте» – довольно привлекательное занятие. Имеет смысл обсуждать, что они читают, но, по большому счёту, они читают всё то же самое, что и генеральная совокупность россиян.

Facebook принято считать самой быстрорастущей социальной сетью. Вопреки распространённому мнению Facebook перестал быть сетью только для Москвы и Санкт-Петербурга.

Что же происходит в Facebook там, где он является явным лидером? Из миллиарда пользователей соцсети, более 5 млн указали в качестве интересов чтение книг. Однако при этом нужно понимать, что заполняют профиль только около 20% пользователей.

Что касается конкретных авторов, то, например, самая популярная страница, посвящённая Льву Толстому, насчитывает 238 тыс. поклонников. Эта страница создана издательством, публикующим Толстого в Америке, – Vintage Books, они вкладываются в её продвижение и поддерживают его. Число поклонников Достоевского достигает 487 тыс. При этом надо понимать, что это академические авторы. А то, что лежит на полке у входа в магазин, – «50 оттенков серого», например, – привлекает 735 тыс. поклонников. Есть сообщества меньшего размера – 300–500 тыс.

Существуют два подхода к работе с читателями, и первый заключается в том, что мы стараемся присутствовать там, где они есть. Это такие сообщества, как «Моя любимая книга», «Книги, которые изменили мою жизнь», «Что почитать». Там мы можем рассказывать о тех книгах, которые мы издали. Это требует довольно высокого мастерства, потому что если это делает ненастоящий читатель, то ему никто не верит. Самый действенный способ – найти настоящего читателя и замотивировать его разместить рецензию на книгу. Можно искать людей, которые говорят о книгах, близких вам по тематике. Но все эти способы имеют большой недостаток – они «делаются руками», поэтому они довольно дорогие, при том что это должен делать умный или опытный человек. Охват пользователей, которых получается таким образом «зацепить», не очень велик. Если вы – автор, который готов много времени проводить в Сети, общаться, то это тоже хорошо, но понятно, что это неисчисляемая в деньгах работа. А если вы нанимаете человека, который вёл бы для издательства такую работу, то это плохо масштабируется.

Следующий способ – это создание и ведение страницы книги. При этом фронт работ делится на три части. Во-первых, это ежедневная работа с контентом: цитаты из книги, рассказы о каких-то событиях, связанных с книгой, интервью с автором, сообщения о встречах с автором. Удачные посты репостят 1,5–2 тыс. раз. Прежде всего, это относится к цитатам-афоризмам.

Вторая часть – работа с читателями, которые приходят на эту страницу. Важно не только выкладывать информацию, но и общаться – отвечать на комментарии, задавать вопросы, пытаться понять, что ещё интересно аудитории.

Наиболее важная и масштабируемая часть – рекламная кампания. В соцсетях есть специальные рекламные объявления, которые принципиально отличаются от больших баннеров в Интернете. Например, если мы хотим отрекламировать новую книгу автора, пишущего в жанре исторического детектива, то имеет смысл показывать её поклонникам Бориса Акунина, их в Сети легко обнаружить. При этом можно таргетироваться по полу, возрасту, географии. Так, нужно показывать анонс встречи с автором не всем, а только жителям того города, где она проходит. Если город не очень большой, это вполне эффективно.

У этой рекламы есть особенность – цена за переход не фиксирована. Обычно этим занимаются специализированные агентства, но, обладая небольшим бюджетом, можно попробовать это делать самому. Важно не лениться, здесь на входе много ручной работы, но она окупается. Только таким образом можно точно нацелиться и выявить свою аудиторию.

В настоящее время уже начали появляться сервисы, позволяющие покупать и читать книги в соцсетях, а что касается пиратства, то соцсети очень быстро реагируют на требования правообладателей убрать нелегальный контент.

Опубликовано в номере март 2013

www.unkniga.ru

Привлекательный имидж чтения, или Маленькие секреты школьной библиотеки по его продвижению

Разделы: Организация школьной библиотеки

В небольшом уральском городке энергетиков, что раскинулся в живописной долине реки Тагил, в центре города более 50-ти лет стоит средняя общеобразовательная школа № 4. (Рисунок 1). Школьная библиотека располагается в старом здании, где проходят обучение учащиеся 5-11 классов. Начальная школа находится в здании бывшего детского сада, где для библиотеки выделено только книгохранилище для учебников, отсюда вытекают все проблемы в работе по привлечению к чтению младших школьников.

Нас выручает тесное сотрудничество с Центральной городской библиотекой (ЦГДБ). Ежегодно разрабатывается координационный план работы с учащимися 1-4 классов школы, составляется график посещений библиотеки. Каждый класс один раз в неделю приходит в младший отдел обслуживания, где дети меняют книги, активно участвуют в различных мероприятиях, связанных с творчеством детских писателей, для них проводят обзоры новинок и многое другое. Такие «походы» в библиотеку очень удобны для детей – многие из учащихся после уроков спешат на занятия в кружки и секции, в музыкальную или художественную школу, а для педагогов эти посещения становятся маленьким ликбезом о новых отечественных и зарубежных именах в детской литературе.

При такой организации работы с младшими школьниками уделяется больше внимания организации семейного чтения. На родительских собраниях проводится тестирование «Знаете ли Вы своего ребенка как читателя?» (по И.И. Тихомировой), родителям   дается возможность задуматься над тем, как чтение влияет на успешность ребенка в учебе и жизни; раздаются рекомендательные списки книг «Читалочка» для совместного чтения с детьми, рассказывается о детских периодических изданиях и сайтах в Интернете. Родителям первоклассников вручаются буклеты «10 практических советов как вырастить книгочея» (Приложение 1).

Кроме посещения детской библиотеки в классах проводятся громкие чтения и обсуждения книг, литературные викторины, библиотечные уроки по программе «БИБЛИОЛИЦЕЙ: школа информационного комфорта» по основам информационной культуры для младших школьников. На библиотечных уроках активно использую библиографические сказки, придуманные студентами Пермского института культуры.

Словарный запас у детей еще невелик, поэтому после прочтения и обсуждения рассказов или сказок, предлагаю ребятам стать художниками – иллюстраторами, а затем вместе оформляем галерею рисунков в классе. Младшие школьники любят играть, поэтому при проведении мероприятий в классе использую моменты театрализации, когда каждый может побывать в роли актера или кукловода, что очень раскрепощает детей и развивает фантазию.

Для участия в общегородских литературных мероприятиях, помогаю детям в подготовке – подбираю стихи и произведения писателей, организую участие в городских конкурсах чтецов и знатоков литературы. Ученики школы ежегодно побеждают в городских конкурсах, организованных ЦГДБ в номинации «Читатель года».

Работа с младшими школьниками по продвижению чтения активно ведется и летом. В течение двух смен оздоровительного лагеря при школе, дети принимают участие в летней программе чтения при ЦГДБ. Каждый отряд в течение смены четыре или пять раз участвует в мероприятиях библиотеки, дети зарабатывают «лукоморчики» и в конце смены получают призы.

В летнем оздоровительном лагере мы с детьми читаем книги, рисуем, делаем поделки, разыгрываем сценки по произведениям писателей-юбиляров. Знакомство с книгами, игры со словами, сказки и рассказы помогают ребятам скоротать дождливую непогоду в помещении. К тому же это замечательный повод поговорить о прочитанном, предложить детям творческие конкурсы – «нарисуй любимого героя сказки…», «напиши письмо автору полюбившегося рассказа…»  и др.

Книжный фонд нашей библиотеки старый, новых поступлений очень мало, подписка на периодические издания очень скудная.  Самый лучший выход из сложившейся ситуации – использование богатых фондов детской и городской библиотек города. Оформляется это как передвижка. Более 30 наименований журналов в распоряжении наших читателей – учащихся и педагогов. Ребята привыкли, что каждый день на библиотечной кафедре выкладывается разлинованный листочек, где учащиеся записывают свою фамилию, имя, класс, какие журналы читают или просматривают – это очень помогает мне в оформлении отчета  по передвижке.

Периодические издания и книги передвижки выдаются только в читальном зале, но дети знают, где их можно взять почитать домой, а для городских библиотек – это лучшая реклама. Перейдя в старшую школу, дети, как правило, неохотно посещают городскую детскую библиотеку, а передвижка – это хороший повод заглянуть в старший отдел обслуживания, полистать новые журналы, взять почитать периодику и книги  домой.

Для библиотекарей не секрет, что подростки – самая трудная категория читателей. Они жаждут свободы, самостоятельности, общения на равных со сверстниками и взрослыми. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы создать такие условия, чтобы подросток использовал право выбирать книги самостоятельно.

В нашей библиотеке есть несколько категорий читателей: одних я называю «кладоискатели» – они  любят путешествовать среди стеллажей, перебирать книги на полках, перелистывать, знакомиться со списками литературы; «торопыгам» книга необходима «здесь и сейчас», а главное – «побыстрее и поинтереснее»; категория «нехочух» самая трудная – не хотят выбирать, не нужны рекомендательные списки, ссылаются на свое право «не читать», но  любят проводить время в библиотеке и изредка поддаются на советы своих друзей почитать «интересненькое».

Для привлечения к чтению «торопыг» и «нехочух» в открытом доступе библиотеки специально выделен тематический стеллаж «По книжным меридианам», где каждый может прочитать следующее обращение:

« – Свистать всех наверх! – Отдать швартовы! – Поднять паруса! Любознательный  читатель! Тебя ждет невероятно фантастическое, сказочное путешествие по меридианам прочитанных и непрочитанных книг! Итак!  Необходимо прихватить с собой немного фантазии и … готовность к потрясающим открытиям! Как говорят моряки: «Семь футов под килем!» И пусть ветер удачи сопутствует тебе, мой пытливый читатель!»

ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ унесет тебя в увлекательный мир книг о путешествиях, дальних странах и географических открытиях.

На ОСТРОВЕ РОБИНЗОНА перед тобой откроется удивительный мир природы.

У ВУЛКАНА ИСТОРИИ тебя подстерегает огнедышащая книжная лава художественных образов, занимательных исторических фактов и таинственных событий, а также неординарных личностей и детективных сюжетов.

В БУХТЕ РАЗДУМИЙ тебя встретят герои книг – твои ровесники. Вместе с ними ты будешь смеяться, плакать, дружить, ссориться или влюбляться. Тебе предстоит прожить множество интереснейших жизней в разных временах и странах.

МЫС ПРИКЛЮЧЕНИЙ подарит тебе увлекательные, смешные, а порой и опасные приключения. Тебя ждут незабываемые часы захватывающего чтения.

Фантастический мир ЗАЗЕРКАЛЬЕ поможет тебе преодолеть космические пространства, перешагнуть через бездну времени, поучаствовать в звездных войнах и услышать зов иных миров.

БЕРЕГ СКАЗОК заманит чудесами и выдумкой, очарует волшебством. «Там чудеса…»

Волны РЕКИ ПОЭЗИИплавно перенесут тебя в поэтический мир книг, полный романтики, чувств, любви… (Рисунок 2)

В распоряжении детей восемь тематических полок, где книги расставлены не в алфавитном порядке, что очень нравится подросткам – не надо пользоваться закладкой. Для меня этот стеллаж – своеобразная палочка-выручалочка, в любой момент можно порекомендовать самые интересные книги, которые всегда под рукой.

Для «нехочух» и «торопыг» это как маленький трамплин в страну чтения, выбрал такой «торопыга» книгу о каком-либо путешественнике в разделе «Ветер странствий», прочитал, понравилась, вот тут-то я и предлагаю ему уже научно-популярную книгу об этом путешественнике, знакомлю с книгами из раздела «26.8. География». Предлагаю выбрать другие книги из рекомендательного списка о путешественниках или обратиться к периодическим изданиям «Юный путешественник», «Geoлёнок», «Geofоcus», «Вокруг света». Часто использую готовые рекомендательные списки со страниц Интернет-сайта bibliogid.ru и biblioguide.ru, например иллюстрированный список литературы по географии «История географических открытий».

Каждый подросток считает себя «продвинутым», поэтому я предлагаю посмотреть электронный вариант списка о путешественниках и географических открытий, рекомендованный РГДБ на сайтах www.bibliogid.ru  и www.biblioguide.ru. Часто такой ход, как использование информационных технологий для рекомендации литературы для чтения таких категорий подростков имеет свои результаты. Главное – найти уже выбранную книгу, если ее нет в фонде школьной библиотеки, подростку дается информация о библиотеках города, где он может ее найти. Подросткам это тоже нравится, привыкшие  к школьной библиотеке, они неохотно идут в другие библиотеки, другое дело, когда у тебя «на руках» информация о конкретной книге, которой нет в нашем фонде. Такой своеобразный мостик между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту ее популярности, соединению старых и новых информационных средств, это тоже один из ходов продвижения подростка к чтению.

С библиотеками города у нас очень тесные связи и я, по возможности, пытаюсь отслеживать, пришел ли подросток в библиотеку с запросом, есть ли такая книга в фонде, заинтересовался ли еще какими-либо изданиями. Конечно, предварительно созваниваюсь с библиотекарями и сообщаю о своем «торопыге» или «нехочухе», прошу обратить особое внимание и помочь найти нужную книгу. Город у нас небольшой и читатели в библиотеках, в отличие от библиотек крупных городов, можно сказать, обласканы вниманием.

Для тех ребят, которые любят читать  и дружат с компьютером, подготовлен аннотированный указатель «Тем, кто не боится мышей или путеводитель по электронным библиотекам Интернет». Предлагаю поучаствовать в небольшом эксперименте – сравнить традиционную и «говорящую» (звучащую) книгу, используя сайт «Говорящая книга» (http://www.speakingbook.ru/), а потом поделиться впечатлениями. Очень помогает журнал «Мир фантастики», где наряду с описанием новых игр всегда можно познакомиться с новыми книгами, прочитать о писателях – фантастах, узнать адреса сайтов полюбившихся авторов.

Для привлечения к чтению часто использую мероприятия, где активное участие принимают сами учащиеся. По моей просьбе специалисты библиотек города готовят для нас обзоры новых книг «Пошелестим страницами», и презентации периодических изданий «Не проплывай мимо: девиз журнала «Остров сокровищ». После знакомства с новинками, ученики с помощью цветных закладок отмечают те книги или периодические издания, которые они бы хотели прочитать, выбирают пять-десять изданий, которые бы они порекомендовали  своим сверстникам, а затем, ребята из редакции школьной газеты «Ученый кот» оформляют их в виде книжных закладок. Эти закладки используют в работе библиотеки города, и мы делимся ими с другими школьными библиотеками. (Рисунок 3)

Замечательно, всегда «на ура!», проходят встречи старшеклассников с нашими земляками – уральскими поэтессами Охотниковой Верой Александровной и Смирновой Надеждой Васильевной, которые мы организуем совместно с педагогами литературы и сотрудниками городской библиотеки. Разговор идет о жизни уральской поэзии, о том, что она жива, развивается, о новых именах поэтов ныне живущих и уже ушедших. Тишина уютного читального зала наполняется звучащими строками и по восторженным глазам можно понять, что ребят «зацепило». Ведь во все века поэты для многих – небожители. Ребята и педагоги литературы обычно бывают захвачены процессом анализа стихотворений поэтами.  Оказывается, что у поэтов другой взгляд, например, на  произведения классиков, в отличие от традиционных методов анализа стихотворений, применяемых на уроках литературы. Разговор «на равных» со знаменитыми поэтами нравится ребятам, а те из старшеклассников, кто заглядывает «на огонек»,  остаются, несмотря на то, что приходится стоять – мест в читальном зале не так много, как бы хотелось. Обычно, после таких встреч педагоги и поэты еще долго сидят и обсуждают вопросы преподавания литературы в школе, узнают у поэтесс новости поэтической жизни Урала. (Рисунок 4)

Стало хорошей традицией ежегодно, совместно со школьным музеем, для пятиклассников проводить презентацию книги очерков «Не школьный урок – война» Т.И. Плотниковой об учителях-ветеранах ВОВ, ушедших на фронт из школ нашего города. На встречу с ребятами приглашаются учителя школы, которые работали с педагогами, воевавшими на фронте. В теплой, дружеской обстановке, за чашечкой чая звучат воспоминания, смех, ребята с интересом слушают педагогов о пионерском прошлом школы, о педагогах-участниках войны, которые вошли в историю школы. Любовь к Родине и школе нельзя навязывать, но создавать среду для пробуждения этого чувства – в наших силах. (Рисунок 5)

Для привлечения внимания учащихся к литературе о природе и истории края при библиотеке работает эколого-краеведческое агентство «Ёж и К°». На занятиях кружка я делаю ставку на интерактивные формы проведения мероприятий, предполагающие «обратную связь» с учащимися, приглашение их к действию, к активному участию в общем деле. Ребята организуют и проводят общешкольные эколого-краеведческие мероприятия: викторины, КВНы, конкурсы, театрализованные постановки для младших школьников, а также выпускают листовки, рекомендательные списки литературы по краеведению и экологии. Во все мероприятия, организованные агентством стараемся вовлекать как можно больше учащихся школы.

Ребята из агентства работают над проектами, которые поддерживают педагоги-предметники. Один из таких проектов – это своеобразное литературно-краеведческое путешествие по родникам города, за которыми ухаживают детские организации и кружки, в том числе и наши «Хранители родника». Ребята собирают сведения об истории родников, отмечают их на карте города и потом проводят для младших школьников экскурсии. В рамках этого проекта проводятся конкурсы: «Подари роднику стихотворение» или «Сказка в подарок роднику». (Рисунок 6)

В школе проводятся библиотечные уроки по программе «БИБЛИОЛИЦЕЙ: школа информационного комфорта», а для 9-х классов в учебную программу школы введено 17 часов элективного курса «Основы информационной культуры». Считаю, что информация, которую получают дети на этих занятиях, помогает им в учебе и работе над проектами.

В течение года отслеживаю все литературные и творческие конкурсы, которые проводятся на областном и всероссийском уровне, чтобы наши ученики обязательно принимали в них участие. Ежегодно дети участвуют в областном литературном конкурсе «Волшебная строка», проводимом Областной библиотекой для детей и юношества и Союзом писателей Урала. В 2008 году ученики и педагоги получили диплом РГДБ за участие во Всероссийском конкурсе «Мой Берестов», а 2010 год был ознаменован победой учеников 4 б класса в конкурсе журнала «Мурзилка» к юбилейной дате Великой Отечественной войны.

Работа школьного библиотекаря с документацией, учебниками, конечно, отнимает очень много времени, но никогда не заменит настоящего удовольствия общения с детьми. Если привлекать всех социальных партнеров, а в нашем городе это библиотеки, Центр детско-юношеский «Содружество», Дворец культуры, городской музей, Детская школа искусств, то никогда не будешь одинок в своем стремлении как можно больше детей приобщить к чтению.

Ярким примером такого сотрудничества для нашей школы стало ежегодное участие во всероссийском Открытом Уроке Чтения. Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц: детских и школьных библиотек, авторами книг, дворцами культуры и др.

Идея проведения первого Урока Чтения в нашей школе была сразу одобрена педагогами и администрацией. Создали инициативную группу, разработали этапы подготовки и проведения Урока, продумали все до мелочей: кого из партнеров и спонсоров будем приглашать к сотрудничеству, где проводить и каким гостям рассылать приглашения, какие технические средства использовать и как оформить школу и библиотеку к этому знаменательному дню. Совместно с организаторами Дворца культуры и специалистами городской и детской библиотек был создан координационный план действий, продумано расписание уроков, чтобы  не выбиться из ежедневного образовательного процесса, и началась активная подготовка к Уроку.

С первых же дней подготовки к этому Уроку стартовала акция «Приглашаю к чтению». Каждый педагог получил листок со следующим обращением:

Уважаема(ый) ________________________________________________

Приглашаем  принять участие в акции «ПРИГЛАШАЮ К ЧТЕНИЮ» в рамках всероссийского «Открытого урока чтения», который будет проводиться 9 октября 2007 года во всех образовательных учреждениях России.

Цель: развитие у ребят интереса к чтению на основе мотивирующего примера и укрепления живой связи поколений.

Задача лично для Вас: Рассказать ребятам о книге, которая стала для Вас «потрясением», открытием в детстве. Сделать «рекламу» этой книге так, чтобы появилось желание ее прочитать. Можно порекомендовать книгу  современного автора.

Итог: оформление выставки отзывов на стенде «Читай, и ты полетишь! Любимые книги любимых учителей» и выставки рекомендуемых книг в школьной библиотеке.

В коллективе началось активное обсуждение любимых детских книг, в учительской педагоги делились своими воспоминаниями, брали в библиотеке книги, чтобы дома еще раз перечитать. Для многих это задание показалось очень сложным, порекомендовать книгу, т.е. создать для нее «рекламу», где в нескольких строчках выразить свой детский восторг от ее прочтения, да еще так, чтобы у детей появилось желание тоже взять ее в руки – дело нелегкое. Для примера приведу обращение учителя истории Шурыгиной Ольги Юрьевны:

«Какое для тебя самое страшное наказание? Отругают, не отпустят погулять, запретят играть в компьютерные игры? Поверь, это все ерунда по сравнению с тем, что тебе могут запретить читать какую-нибудь очень интересную книгу, пока ты не сделаешь уроки, не вынесешь мусор и не помоешь посуду! Но когда сделаешь все дела, окажется, что уже поздно и пора спать, ведь контрольная по математике. Но как хочется узнать, что скрывается в колодце пещеры, и кого там чувствует пес, воя каждый вечер в черную бездну, и, вообще, так ли уж необитаем этот загадочный остров! Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает, когда под подушкой лежит фонарик…Наверное, у всех в детстве любимыми были книги о далеких странах, путешествиях и героях, которые смело, шагали навстречу опасностям. Одной из моих любимых книг была, и остается, книга Ж. Верна «Таинственный остров». Откройте ее, и вы сможете полетать на воздушном шаре, опуститься в подводной лодке на дно океана, сразиться с морским чудовищем и, главное, разгадать тайну загадочного острова. А еще поймете, почему в пятом  классе я получила двойку за контрольную по математике». 

В день проведения Открытого Урока на втором этаже ребят встречала белая птица на синем фоне с распростертыми крыльями-страницами и приглашала окунуться в мир детских литературных «открытий» – самых любимых книг из детства учителей на выставке. (Рисунок 7)

Фотография учителя, изображение любимой книги и короткий рассказ о том, чем захватила, поразила книга, как повлияла на жизнь в будущем. Можно было наблюдать, как ученики надолго задерживались перед выставкой, читали, обсуждали, обращались с вопросами к своим педагогам, а в школьной библиотеке на выставке ребят ждали  книги, которые советовали прочитать учителя. Ребята делились впечатлениями от акции – для многих учителя открылись с необычной стороны, а главное – появилось желание познакомиться с предложенными книгами. Можно бесконечно проводить такие акции, например «Читай и полетишь. Любимые книги любимых учителей о природе» «Читай и полетишь. Любимые книги любимых учителей по истории» и т. д.

«Эхом» этой акции стало желание учащихся поучаствовать в акции «Читай со мной» – написать о своей самой любимой книге. Отзывы были написаны при поддержке педагогов литературы, а для старшеклассников было предложено сделать это в виде пятистрочника – «синквейна». Синквейн – это одна из возможных форм читательской интерпретации произведения, поэтому именно в этой форме  можно выразить и свое отношение к литературному герою, и смысл произведения, и краткий пересказ. Дана была схема создания этого своеобразного «стихотворения», приведены примеры, но, не смотря на кажущуюся простоту и легкость, работа по созданию своего синквейна оказалась для многих очень сложной. Тем не менее, игровая природа синквейна очень понравилась старшеклассникам, а это замечательный повод проводить такие акции и в дальнейшем.

Ежегодно, с 2007 года в начале октября, взмахнув раскрытыми парусами и выбросив разноцветные флажки, школа № 4, как большой корабль, с дружной командой на борту отправляется в плавание по волнам «Открытого урока ЧТЕНИЯ». Для ребят и учителей этот день непривычный: непривычное расписание, форма проведения Урока чтения, большие перемены. (Рисунок 8) День начинается с проведения общешкольной линейки «Да здравствует страна Читалия!», где учащимся – победителям литературных конкурсов торжественно вручаются грамоты и небольшие призы. Классы получают маршрутные листы – расписания, с обозначением места проведения Урока чтения – Дворец культуры, кабинет информатики или кабинет литературы, городская библиотека или Центральная городская детская библиотека (ЦГДБ). О масштабе проведения мероприятий, задействованных лиц и организаций можно судить по «Плану мероприятий МОУ СОШ № 4 по проведению «Открытого урока ЧТЕНИЯ» 9 октября 2007 года».  (Приложение 2).

День прошел, корабль под названием «Школа», совершив свое головокружительное путешествие по стране Чтения, возвращается из плавания. Праздник Чтения заканчивается, оставив в воспоминаниях треволнения при его подготовке, а особенно при его проведении.

«Эхом дня» остаются рекомендательные списки книг и журналов, книжные закладки с любимыми книгами из детства педагогов, желание учащихся поучаствовать в акции «Читай со мной» – написать о своей самой любимой книге, а главное – желание устраивать такие Уроки Чтения каждый год, кроме проводимого в конце марта праздника Недели Детской Книги.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Чтение как основа жизни" Проект по продвижению чтения Марфенко О.А., библиограф-каталогизатор 2 категории

Приобщение населения, в том числе молодого поколения, к чтению, к пользованию библиотечной книгой всегда оставалось главной задачей библиотек.

Имея определенный опыт в продвижении книги, специалисты МУК МЦБ Зимовниковского района, включились в реализацию общегосударственной программы «Чтение». Активное участие в реализации Проекта приняли студенты и преподавательский состав Зимовниковского Сельскохозяйственного техникума

Деятельность Проекта «Чтение как основа жизни» направлена на продвижение книги и развитие читательских интересов студентов и педагогического коллектива техникума.

В основе проекта лежат не единичные мероприятия, а долгосрочная работа, рассчитанная на пять лет, способная не только инициировать, но и постоянно поддерживать читательский интерес к определенной теме или литературе.

Цель Проекта – активизировать интересы учащихся техникума и преподавателей к книге, чтению, библиотеке, быть навигатором в бескрайнем океане книжной продукции.

Деятельность Проекта по продвижению чтения достаточно разнообразна. Его основные направления:- информационное – информирование населения о книжно-читательской и литературной жизни страны и региона, издательствах, авторах, литературных премиях, поступлениях книг в библиотечные фонды;

- рекомендательно-библиографическое – отбор и рекомендация книг, как студентам, так и преподавателям.

- исследовательское – изучение читательской ситуации среди студентов и преподавателей.

Свою работу Проект начал в 2014 году. Его реализация происходит в три этапа. Задачей первого этапа стало изучение читательских интересов и заинтересованности в чтении студентов и преподавателей Зимовниковского Сельскохозяйственного техникума.

Задача второго этапа – реализация системы мероприятий по продвижению чтения. Задача третьего этапа – обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Проекта.

На первом этапе реализации проекта для изучения читательской ситуации в 2014 г. нами был проведен мониторинг «Что читаем и что почитываем?», который позволил проанализировать читательские потребности учащихся и преподавателей. Задачами мониторинга стали – выявление основных целей чтения и определение существующих предпочтений.

В опросе участвовали 100 респондентов, из них 32 % юношей-студентов, 48 % девушек-студентов и 20% преподавателей.

Возраст опрашиваемых – от 14 до 40 лет, в том числе до 20 - 41%, от 20 до 30 лет –34%, от 31 до 40 лет – 25%.

Основная часть респондентов (79%) за литературой для чтения обращается в библиотеку, 11% анкетируемых книги обычно покупают, 5% берут необходимую им литературу у друзей. Домашней библиотекой пользуются 5% опрошенных. То, что большинство читателей берут книги в библиотеках, говорит о высоком престиже библиотечных учреждений, несмотря на сложности с комплектованием.

Среди молодежи преобладает чтение художественной литературы. Респонденты во время опроса называли произведения классиков и современников, как отечественной литературы (Чехов А., Гоголь Н., Грибоедов А., Толстой Л., Булгаков М., Солженицын А., Шолохов М., Акунин Б. и др.), так и зарубежной (Митчелл М. «Унесе нные ветром», Бредбери Р. «451 градус по Фаренгейту», Коэльо П. («Дневник мага», «Одиннадцать минут», «Алхимик»), Ремарк Э., Толкиен Дж. «Властелин колец», Уайльд О. («Портрет Дориана Грея»), Дж. Роулинг «Гарри Поттер» и др.)

На основании полученной информации и с учетом интересов читателей был разработан план проведения мероприятий, который реализован во втором этапе. В контексте реализации проекта, безусловно, оказалась важна работа с фондом: его формирование, раскрытие, использование.

Различные формы работы были использованы в процессе реализации проекта. Библиотечные работники стремятся всячески разнообразить культурно-досуговую деятельность, уйти от шаблона в проведении массовых мероприятий, широко используя все современные информационные технологии: игровые программы, видео-просмотры, слайд-презентации, театрализации, буктрейлеры и др.

Так, например, в июне 2014 в Зимовниковском Сельскохозяйственном техникуме был организован «Книжный дворик» для студентов первого курса.

Мероприятие включало в себя визуальное и звуковое сопровождение, такие как слайд-презентации и музыкальные фрагменты.

Началось оно с представления книжной выставки, где разместилась литература по различным отраслям знаний: наука и техника, медицина и спорт, художественная литература. Студентам было предложено выбрать на выставке те книги, которые, по их мнению, должен прочитать каждый образованный человек. Из представленных книг наибольший интерес вызвала художественная литература.

Выяснилось, что студенты первого курса практически не знакомы с классической литературой.

Из представленных на выставке изданий многие захотели прочитать такие книги как: М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту», «Джейн Эйр», Шарлота Бронте. Привлекла внимание студентов краеведческая литература: большие красочные альбомы («Донские столицы», «Остров мустангов», «Спортивная слава Дона»). Студенческая аудитория с большим интересом восприняла такое мероприятие.

Завершением работы Проекта в 2014 году стало проведения «Круглого стола»

«Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?» для студентов старших курсов, активно принимавших участие во всех мероприятиях, проводимых МУК МЦБ Зимовниковского района. Основной целью мероприятия было обсуждение таких вопросов как: что сегодня читает молодежь, возможна ли альтернатива чтению и что делать, чтобы чтение не исчезло из жизни молодого поколения . В ходе мероприятия выяснилось, что предпочтения отдаются фантастике, любовным романам, детективам. Хотя нельзя сказать, что совсем не читают классику. Спорить о том, что лучше – интернет или книга – бесполезно . Альтернативы книге не будет. В Библии сказано, что вначале было Слово, оно и умрет последним.

В 2015 году работа по реализации Проекта продолжилась, проведены мероприятия:- «Читать или не читать» - анкетирование- «Чтение как открытие» - День книжных Колумбов- «Весь мир большой, от А до Я откроет книжная страна» - Аукцион книжных знаний- «Судеб скрещенье» (мемуарная литература) - Литературное обозрение- «Книга и ее «соперник» Интернет» - Диспут- «Книги – лауреаты премий» - Шорт – обозрение.

В текущем году Проект начал свою работу с проведения «круглого стола» по проблемам чтения детей и подростков. Заявленная тема обозначила круг проблем: определяющую роль в становлении новых представлений о современном образовании имеют взгляды на значение чтения и знание родного языка как базовой основы формирования интеллекта, творческих способностей, развития языкового сознания и национального самоопределения.

Ребятами были выдвинуты идеи о том, например, что книги, с одной стороны, явление глобальное, общественное, с другой – личное, интимное. Или о том, что мода на некоторые книги связана самым неожиданным образом с вопросами религии. Для тех, кто ищет в литературе готовые советы и рекомендации, книги П. Коэльо – полезная проповедь, которую можно получить, не выходя из дома. Но – полцарства за фразу "Читай – и ты полетишь"! Мода на отдельные книги – это то, что зависит от мнения, вкусов эпохи. В этом есть какая-то несамостоятельность. А мода на чтение – это совсем другое. И надо сделать все возможное, чтобы чтение стало модным. Чтобы с достоинством сказать: "Читать – модно! Посещать библиотеку – престижно!"

В библиотеке широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция. С недавнего времени это слово прочно вошло в нашу жизнь. Если перевести на русский язык, оно обозначает бесплатная ярмарка.

Книги – наши друзья, поэтому с ними расставаться всегда нелегко. А мы решили дать книгам новую жизнь и взяла старт акция – буккроссинг. Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал – отдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга – принести прочитанную книгу в Библиотек у, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей. Книги, представлены на стеллажах, их можно брать без записи и оставлять у себя для чтения или передавать друзьям.

Отдохнуть, провести время с пользой можно в компании верных и удивительных друзей – книг. На одном из мероприятий «Путешествие книжных колумбов» мы предложили студентам второго-третьего курсов представить себя «книжными колумбами» и отправиться в путешествие по «книжной Вселенной».

Вначале мероприятия студенты приняли участие в анкетировании и ответили на вопросы анкеты: Каковы мотивы Вашего чтения? Какой литературе вы отдаете предпочтение? Произведения каких авторов вы предпочитаете? и. т. д. Затем мы продолжили путешествие по «книжной Вселенной», многие участники мероприятия заново открывали для себя мир классики.

По отзывам студентов принявших участие в мероприятии, такая форма проведения им понравилась, было интересно. Вот один из отзывов: «Нам все понравилось, т.к. впервые принимали участие в таком мероприятии. В целом мы получили много впечатлений и кучу радостных эмоций, по чаще бы проводили такие мероприятия!»

Свою работу проект начал в 2014 году и впервые в Зимовниковском Сельскохозяйственном техникуме мы провели фестиваль славянской письменности и культуры «Живой родник русской литературы». В 2015 году, можно сказать, что этот фестиваль стал традиционным, он прошел на сцене техникума, театрализовано и уже с участием самих студентов. В этот же день мы награждаем лучших читателей-студентов благодарственными письмами

Продвигая книгу и чтение, Центральная библиотека постоянно изучает мнение читателей о литературе, выявляет их пристрастия и оценки, проводит опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас», «Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».

Обобщая итоги проделанной работы, можно сделать вывод что:- значительно выросло число желающих участвовать в проектной деятельности;- прослеживается положительная динамика в развитии интереса к книге, чтению.- улучшилось качество чтения пользователей библиотеки,- пришли новые читатели.На сегодняшний день участниками Проекта стали практически все студенты и преподаватели ЗСХТ. С начала реализации Проекта 60 из них записались в библиотеку и регулярно ее посещают.

Эта справка была включена в сборник, который находится на страница Библиотеки Дона:

Сегодня в библиотеках области. Выпуск 32. Проекты по продвижению чтения в год Литературы в муниципальных библиотеках Ростовской области / Донская гос. публ. б-ка. – Ростов-на-Дону, 2015. – 36 с. (далее)

mcbzimovniki.ru

Библиосейшн: Продвижение чтения

10.11.2010 в ЦБС был проведен семинар на тему "Чтение: реалии, возможности, перспективы". Предлагаем программу семинара, может натолкнет кого-нибудь на какие идеи.

ПРОГРАММА

1100-1105

Приветственное слово ведущей семинара Хромовой Е. Г., зав. инновационно-методическим отделом

1105 –1120

Виртуальная лаборатория «Продвижение книги и  чтения: опыт работы муниципальных библиотек России и Кемеровской области»,  Хромова Е. Г., зав. инновационно-методическим отделом

1120-1135

Обзор «Издательская продукция ЦДБ г. Белово — продвижению чтения»,   Т А. Губарева , главный библиограф по работе с детьми

1135-1150

 Аналитический доклад «Библиотекарь—книга—читатель», Кириллова С. В., главный методист

1150 -1200

Анализ читательских формуляров «Чтение обучающихся»; «Работа библиотеки по качественному наполнению чтения школьников»,  Пронина Л. С., заведующая библиотекой МОУ СОШ №1

1200—1230 Литературный триптих:

1. Обзор круглого стола «Библиотека и подросток: будет ли роман с продолжением?»

2. Видеоролик «Библиотека глазами подростков»

3.      Обзор «Современная мужская проза»,  Мочалова Е В., зав. юношеской библиотекой №8

1230—1300 Кофе-брейк

13 00- 1310  

Копилка периодики «Пресса для детей и подростков», Путинцева Е. П., главный методист по работе с детьми

13 10- 1320  

Электронная презентация «Библиопоиск — путь книги к сердцу читателя», Аньчкова Л. М., заведующая детской библиотекой №3

13 20- 1330  

Слайд-презентация «»Чтение для сердца и разума», Куликова Т. Н., заведующая библиотекой-центром по проблемам детей и юношества №7

1330 -1340

Обзор книжной выставки «Чтение как образ жизни», Р. Н. Дубленникова, библиотека №2

1340 -1350

Игра-треннинг «Отгадай писателя», Хромова Е.Г., зав. инновационно-методическим отделом

1350 -1355

Ролик ««Читайки» ЦБС г. Белово»», Хромова Е.Г., зав. инновационно-методическим отделом

1355 -1400

Заключительное слово ведущей

И в заключение несколько собственных рассуждений:

¢Работнику библиотеки необходимо взглянуть на проблему чтения с точки зрения не библиотекаря.

¢Покуда будут возникать вопросы типа: «А что, в библиотеки еще ходят читать?» – у нас серьезные проблемы!

¢Чтение надо не навязывать, а незатейливо «навязывать».

¢В вопросе преимуществ традиционного и электронного чтения необходима дипломатия.

¢«Если человек читает инструкцию по эксплуатации пылесоса, его уже можно назвать читающим?».

bibliosejshn.blogspot.com

Поддержка чтения подрастающего поколения за рубежом: роль и возможности библиотек

В начале XXI в. тема состояния и поддержки детского чтения стала актуальной во многих странах мира. Особенности «цифровых» детей волнуют всех взрослых, в той или иной мере занимающихся детским чтением и литературой, образованием и воcпитанием подрастающего поколения. Педагоги, библиотекари и другие специалисты многих стран ищут подходы и методики, позволяющие добиться того, чтобы дети и юношество более активно читали, поскольку умение читать на хорошем уровне крайне необходимо при работе с увеличивающимися потоками информации.

chudinova

Автор Вера Петровна ЧУДИНОВА, кандидат педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБУК «Российская государственная детская библиотека»

Информационная революция поставила перед многими странами сходные проблемы, связанные с изменением облика и образа жизни «цифрового» поколения. Фокус в поддержке чтения последние годы смещается на всё более ранний возраст. Согласно исследованиям, проведённым в разных странах, успехи чтения в детстве и в подростковом возрасте определяют качество и успешность дальнейшей жизни.

Многие страны в последние десятилетия выстраивают собственные стратегии, осуществляют различные общественные кампании по поддержке чтения детей, молодёжи и взрослого населения (особенно малообразованных родителей). Как правило, эти программы поддерживаются государством.

Наибольший интерес для развития нации читателей представляет политика поддержки детского чтения, которую автор рассматривает как сформулированную общественно-государственную стратегию действий по поддержке чтения подрастающего поколения, воплощённую в планах и реализуемую в комплексе мер, осуществлённых в определённый период.

Программы поддержки чтения могут развиваться по ряду направлений, имеющих ключевое значение для данной страны. Одной из их главных задач является развитие инфраструктуры поддержки чтения, в особенности детей и подростков. При этом важная роль принадлежит семье, поскольку именно здесь происходит приобщение к книге.

Опыт нескольких стран по поддержке чтения детей и семьи представлен ниже. Акцент сделан на проблемах и тенденциях, связанных с чтением детей и подростков, на роли публичных библиотек в этом процессе.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: БИБлИОтеКИ В АВАНгАрДе

Публичные библиотеки являются фундаментом улучшения состояния чтения граждан Великобритании. Люди в этой стране любят и посещают библиотеки, в Соединённом Королевстве государство поддерживает детское и семейное чтение. В 2000-е гг. библиотеки активно развивали масштабные программы: «Вызов летнего чтения», «Книжный старт», «Совместное чтение в семье» и др. Программы, адресованные детям и родителям, собрали тысячи участников [2, с. 24–32]. В основе «Книжного старта» (Bookstart) лежала общенациональная программа, цель которой — привить детям любовь к книгам с раннего возраста, предоставив каждому трёхлетнему ребёнку в Англии «портфель книг». Эти действия предпринимались с целью побудить родителей читать с детьми, вовлекать их в процесс обучения и поддерживать чтение и посещение библиотек как привычку на всю жизнь. Распространялись бесплатные комплекты книг для детей и справочные материалы для родителей и воспитателей. У программы было щедрое субсидирование благодаря поддержке местных и национальных спонсоров, включая продавцов детских книг, а в дальнейшем она послужила моделью для ряда других стран, где были приняты аналогичные программы.

Успешное проведение в стране второго Года чтения, состоявшегося в 2008 г., показало эффективность совместной работы многих участников программы. Библиотекари в Великобритании постоянно осуществляют проекты, ориентированные на различные группы населения: семьи с детьми, детей и подростков, молодёжь, а также взрослых. Роль библиотек в стране высоко оценивается как обществом, так и властью. Данные исследований показывают, что чтение для удовольствия повышает уверенность в себе, укрепляет контакты, способствует участию в жизни общины и улучшает знание и понимание других культур.

В марте 2016 г. Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании инициировал обсуждение нового документа «Библиотеки добиваются желаемого: амбициозные цели для публичных библиотек Великобритании на 2016–2021 гг.» (Libraries Deliver: Ambition for Public Libraries in England 2016–2021) [12]. Проект был подготовлен группой лидеров из различных организаций, занимающихся развитием библиотек (Leadership for Libraries Taskforce) при поддержке правительства. В документе излагается видение ценностей и влияния национальной сети публичных библиотек на социальный прогресс, цель которого — улучшение понимания роли библиотек в обществе.

Приведём опубликованные в тексте факты, касающиеся библиотек. Так, более половины населения Великобритании имеет читательский билет. В 2015 г. граждане страны физически посетили публичные библиотеки 225 млн раз, а на веб-сайты было зафиксировано 96 млн заходов. Согласно результатам проведённых исследований, библиотеки возвращают вложенные в них инвестиции в соотношении затраты/выгоды как 1/5. Вклад библиотек в экономический рост страны за 2013–2015 гг., по данным Британской библиотеки, составляет 38 млн фунтов стерлингов.

Цель сети публичных библиотек — развитие общества в семи областях: чтение и грамотность, цифровая грамотность, здоровье и благополучие, экономический рост, культура и творчество, сообщества, обучение. Библиотеки стимулируют стремление к новому, открывая для людей доступ к новым идеям и возможностям и предоставляя им инструменты и информацию, формируя навыки и уверенность, необходимую для достижения успеха, помогая им взаимодействовать со сферой культуры и творчества, обеспечивая безопасное пространство, в котором люди могут встречаться, думать, учиться, творить.

На сайте Агентства чтения (The Reading Agency) [15] предлагаются различные подходы и ресурсы для поддержки детского чтения, адресованные как целевой аудитории, так и специалистам: педагогам и библиотекарям.

Библиотеки — постоянные партнёры школ в программах по поддержке чтения детей и семьи. В качестве примера приведём масштабный проект, действующий в течение 20 лет при поддержке Агентства чтения, в котором принимают участие почти все публичные библиотеки страны, — «Вызов летнего чтения» (Summer Reading Challenge) [14]. Цель программы состоит в том, чтобы дети прочитали шесть и более книг на летних каникулах. Подросток может зарегистрироваться на сайте программы, почитать мнения сверстников, выбрать книги, которые ему интересны, а также поиграть в сюжеты, связанные с литературными произведениями. Когда школьник ответит на несколько вопросов о своих читательских предпочтениях, специальная программа «Сортировщик книг» (Book Sorter) порекомендует ему те или иные произведения.

На сайте программы есть возможность организовать читательские соревнования в масштабе класса или школы. Ученикам на ресурсе доступно создание профиля не только для себя, но и для своей семьи, а учителя с его помощью могут планировать уроки и мероприятия. Кроме того, для педагогов это хороший способ лучше познакомиться с библиотекарями и детской литературой. Для школ, активно участвующих в программе, библиотеки предлагают призы. В 2015 г. в программе приняли участие 786 547 детей в возрасте 4–11 лет. Благодаря этому каждый год в библиотеках регистрируются тысячи новых читателей.

Агентство чтения приводит аргументы о том, что чтение для удовольствия является более важным фактором для детского интеллектуального развития, чем уровень образования их родителей и даже чем уровень достатка семьи. В стране с 2001 г. работают клубы Chatterbooks (суть этого названия — лёгкий разговор / болтовня о книгах), помогающие детям и подросткам приобретать привычку читать [7]. Эта крупнейшая сеть детских читательских групп насчитывает более 10 тыс. участников. Клубы работают в библиотеках и школах для поощрения чтения на досуге. Группами управляют библиотекари, учителя, помощники преподавателей, волонтёры, любящие читать.

Клубы Chatterbooks — это гибкая модель, которая может быть использована для работы с детьми от 4 до 12 лет. На каждом занятии дети рассказывают о своих читательских предпочтениях, принимают участие в развлекательных мероприятиях и выбирают новые книги для прочтения дома. Клубы поддерживаются различными партнёрами: издателями, писателями, художниками-иллюстраторами и т.п.

Для подростков, молодёжи и взрослых Агентство чтения предлагает другие программы. Так, взрослым, которые хотят найти собеседников, агентство предлагает группы по читательским предпочтениям.

ЯПОНИЯ: уНИКАльНый ОПыт

В этой стране в конце XX — первом десятилетии XXI вв. активно развивалась политика поддержки чтения населения [1, 6, 11]. Особое внимание уделялось поддержке чтения подрастающего поколения и усилению роли различных типов библиотек.

В 2001 г. в Японии принят специальный закон о поддержке читательской активности детей; реализуется масштабная национальная политика поддержки школьных и публичных библиотек, работающих с детьми [6]. Причиной и поводом активизации процесса здесь (так же как и во многих других странах) были результаты международного сравнительного исследования оценки знаний учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Японцы в 2002 г. Были потрясены сравнительно низкими результатами оценки знаний 15-летних учащихся. Власти и общество, осознав необходимость масштабной деятельности по поддержке чтения детей и подростков, инициировали принятие поправок к закону о школьных библиотеках, различные меры по улучшению комплектования их книгами и оборудованием. 1 января 2000 г. была официально учреждена Международная библиотека детской литературы. Её основными задачами стали сотрудничество с библиотеками внутри страны и за рубежом и поддержка их деятельности; предоставление услуг, ориентированных на детей и направленных на развитие их интереса к чтению.

В том же году в Японии был проведён ряд кампаний и акций по поддержке детского чтения. Например, около 2 тыс. школ выделили в расписании время, в рамках которого учащимся предлагалось читать любимые книги перед началом уроков, чтобы выработать у них привычку к чтению. Также началась кампания Bookstart («Книжный старт»), разработанная по образцу описанной выше английской программы. В ходе этого проекта молодым родителям раздавали книги, чтобы дать детям возможность получать удовольствие от чтения в раннем возрасте.

После окончания Национального года детского чтения в 2001 г. был принят Закон о поддержке читательской деятельности детей (Kodomo no Dokusho Katsudo Suishin ni kansuru Horitsu). Его цель — «выработать основные принципы продвижения читательской деятельности детей, определить обязанности государства и органов местного самоуправления, а также проводить комплексную и систематическую политику путём решения необходимых вопросов, относящихся к продвижению читательской деятельности детей, и таким образом способствовать их здоровому развитию». Закон устанавливает ответственность национальных и местных органов власти, фирм, родителей и попечителей и имеющих отношение к детям учреждений, таких как школы и библиотеки, для того чтобы принимать меры и осуществлять деятельность по поддержке детского чтения, а также предписывает объявить 23 апреля Днём детского чтения в Японии.

В 2002 г. в соответствии с Законом о поддержке читательской активности детей был принят первый Основной план поддержки читательской активности детей. Все 47 префектур (крупнейших административных единиц местных органов власти в Японии) должны были составить свои собственные планы к концу 2005 г. С 2002 по 2004 г. местные сообщества по всей стране получили субсидии на финансирование школьных библиотек. Школы также начали в большей степени сотрудничать с местными публичными библиотеками. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии запустило Сетевой проект совместного использования библиотечных ресурсов (Gakko Toshokan Shigen Kyoyu Network Suishin Jigyo). Согласно итогам Основного плана количество школ, работающих в сотрудничестве с публичными библиотеками, значительно возросло; они стали серьёзнее поддерживать читательскую активность; во многих школах появилась ставка «учитель-библиотекарь».

В 2005 г. был принят новый Закон о поддержке культуры чтения и письма (Moji Katsuji Bunka Shinko Ho). Задача Японской библиотечной ассоциации состояла в том, чтобы сделать в нём акцент на практическом эффекте развития способности детей к чтению и письму. С 2005 г. Закон вступил в силу. Он определил основную концепцию поддержки культуры письма и чтения и в рамках её реализации сформулировал обязанности национальных и местных органов власти. Согласно Закону 27 октября, первый день Недели чтения книг, стал Днём культуры чтения и письма. Инициаторами Недели чтения выступают организации, связанные с издателями, библиотеками, дистрибуторами книг и книжными магазинами.

В 2007 г. Министерство образования утвердило новый пятилетний План по развитию школьных библиотек, который был осуществлён в 2007–2011 гг. [5]. С 2008 г. был реализован второй План поддержки читательской активности детей, в соответствии с которым предполагалось подключить все библиотеки к Сети, содействовать созданию собственных веб-сайтов публичных библиотек; оборудовать их компьютерами или OPAC; открывать библиотеки в маленьких городах и деревнях, улучшить обучение библиотекарей, содействовать школам в найме учителя-библиотекаря и т.д.

Во втором Плане также были установлены определённые количественные показатели для каждой цели. План поддержал национальные и местные государственные органы, родителей и школы в их стремлении предоставить всем детям доступ к книгам. Результаты проведённых исследований засвидетельствовали, что принятые меры дали хорошие результаты: многие дети и семьи стали читать больше и лучше.

Сегодня в Японии продолжает развиваться политика поддержки чтения подрастающего поколения. В 2013 г. на заседании правительства был одобрен третий Базовый план по развитию детского чтения. В 2014-м приняли новую версию закона о школьных библиотеках. В марте 2015 г. был принят окончательно сформулированный третий План мероприятий по поддержке и продвижению детского чтения, который вступил в действие с 2015 г. и будет действовать до 2019 г.

Курирует этот План Международная библиотека детской литературы [11]. В библиотеке существует объединенный каталог цифровых архивов детской литературы, рисунков и другой информации для детей, составленный на базе фондов ряда библиотек. Кроме работы с детьми и воспитателями, большой работы по информированию населения о детских книгах в фондах библиотеки, подготовки кадров, эта библиотека оказывает услуги детским и школьным библиотекарям (обучение, поддержка проектов, помощь в комплектовании фондов и т.д.).

С точки зрения автора, особенностью политики в Японии является системное решение проблемы поддержки чтения подрастающего поколения, поскольку здесь совместно работают основные социальные институты, имеющие отношение к детскому чтению. Государство уделяет большое внимание развитию инфраструктуры поддержки чтения, включая издание и распространение книг, содействие публичным, школьным и другим типам библиотек, а также повышение квалификации специалистов.

В предыдущей статье мы описали некоторые общие тенденции поддержки чтения подрастающего поколения, которые проявились в разных странах в последнее десятилетие, в частности:

·         повышение уровня грамотности населения через улучшение образования школьников и изменение роли педагогов;

·         развитие мотивации к чтению и поощрение чтения для удовольствия детей и подростков, юношей и девушек;

·         работа с семьёй в раннем детском возрасте. Повышение читательской грамотности родителей. Создание атмосферы поддержки чтения в семье;

·         усиление работы с мальчиками, которые не любят читать.

К ним можно добавить следующие.

·         Поддержка создания, издания и распространения детской литературы, в том числе национальной (книг на языках своей страны).

В условиях глобализации и продвижения продукции массовой культуры, в том числе литературы для детей и подростков, забота о развитии и поддержке национальной литературы является частью общей политики поддержки чтения. Так, это направление уже несколько десятилетий эффективно осуществляется в Швеции и Норвегии [2, с. 23–24; 3; 4].

·         Создание в Интернете новых коллективных информационных ресурсов, привлекающих детей и подростков к чтению, а также помогающих родителям, учителям и воспитателям.

Примерами могут служить упомянутая выше Международная электронная библиотека детской литературы в Японии [11], различные рекомендательные сервисы (в том числе сайты библиотек). Иногда на этих сайтах проводятся игры, связанные с книгами, организуются различные викторины и т.п. (Норвегия, Великобритания, Португалия и т.д.). Очень активно использует эти возможности Национальный библиотечный совет Сингапура, на сайте которого представлены различные сервисы, посвящённые лучшей детской литературе, ресурсы по активизации чтения детей и подростков (интернет-викторины, рекомендательные сервисы, информация о книжных клубах и т.п.).

·         Использование возможностей для чтения книг в электронной форме, в том числе с помощью мобильных устройств.

Сегодня в этом направлении активно работают развивающиеся страны, в том числе страны Африки [13]. Библиотекари активно используют открывающиеся возможности. Например, Национальная библиотека Кении в 2013–2015 гг. совместно с пятью детскими библиотеками развивала проект, в котором работники отделов обслуживания в библиотеках соединяли для детей и подростков возможности электронного (на смартфонах и ридерах) и традиционного чтения [10].

Приведённые выше примеры являются свидетельством того, что сегодня для «цифрового» поколения развиваются новые электронные ресурсы, которые помогают детям и их наставникам лучше ориентироваться в потоке литературы и способны привлечь к книге новых детей-читателей.

Библиотеки в разных странах мира остаются фундаментом поддержки чтения детей и взрослых, источником качественной литературы. В условиях лёгкого и быстрого получения поверхностной и несистематизированной информации они пользуются доверием, поскольку способны предоставить самую точную информацию о книге и дают возможность легально её получить. Это особенно важно для поддержки чтения детей, подростков и юношества.

Одной из главных тенденций последнего десятилетия в разных странах стало усиление библиотечной работы с детьми [2]. В ряде государств (Дании, Норвегии, Японии, Южной Корее, Сингапуре и др.) были приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей, в некоторых странах (Сингапуре, Египте и др.) — построены новые, хорошо оснащённые библиотеки для детей и подростков.

Опыт разных стран свидетельствует о том, что сегодня тема поддержки детского чтения является одной из самых актуальных. «Палитра» выбора подходов, методов и практик в мировом опыте очень велика. Его изучение показывает, что библиотеки — это организации, не только предоставляющие литературу и информацию, но и создающие лучшую комфортную среду для развития будущего читателя.

Интересным обстоятельством является активное использование идей развитых государств в странах, развивающихся быстрыми темпами. Изучение мирового опыта показывает, что сегодня многие идеи развития и поддержки детского чтения, концепции и программы «перетекают» из страны в страну и трансформируются. Созданы и аккумулирующие этот опыт платформы, что придаёт этому процессу новый импульс.

Таким примером могут служить информационные ресурсы для стран Европы, где сегодня проблеме грамотности (чтения и письма) уделяется большое внимание. Ещё в 2000-е гг. в Европе была создана структура, агрегирующая опыт стран в сфере поддержки чтения, — Европейская целевая группа для продвижения чтения (European task force for the promotion of reading, ЕU READ). Это своего рода консорциум европейских организаций по продвижению чтения [9], целью которого является обмен знаниями, опытом и новыми концепциями, а также совместная разработка стратегий по продвижению чтения.

В настоящее время её членами являются организации из Бельгии, Великобритании, Чехии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии и Португалии. Участники сети ЕU READ регулярно встречаются и проводят в своих странах большую просветительскую работу. С точки зрения создателей платформы, для продвижения чтения на европейском и национальном уровнях нужна сильная структурная основа. Существуют и другие организации и сети экспертов, о чём мы говорили выше (например, ELINET) [8]. Эти ресурсы постоянно обновляются и пополняются информацией о новых идеях и проектах.

Сегодня многие страны озабочены проблемами поддержки чтения подрастающего поколения. Новые возможности, которые предоставляет электронная среда, дают шанс усилить эту работу. Согласно данным зарубежных исследований, библиотеки сегодня активно посещаются. Они остаются организациями, предоставляющими большие возможности для «содержательного» чтения (чтения лучшей литературы). Читатели любят библиотеки и доверяют рекомендациям библиотекарей. Изучение меняющейся роли библиотек в поддержке и продвижении чтения детей и взрослых не только позволяет увидеть новые подходы, но и может принести большую пользу в построении новой стратегии и планов поддержки чтения подрастающих поколений.

Литература

1. Банака М. Международная библиотека детской литературы (ILCL – International Library of Children's Literature) // Библиотечное обслуживание детей и юношества в Японии, России и США. – М.: РШБА, 2013. – С. 99–122.

2. Библиотечное обслуживание детей за рубежом: опыт, инновации, источники информации // Российская государственная детская библиотека; сост.: В.П. Чудинова, К.О. Чудинова; пер. с англ. и яп. К.О. Чудиновой. – М., 2011. – 102 с.

3. Доцуг Д. Путеводитель по норвежской детской литературе от переводчика «Вафельного сердца» и «Простодурсена» Ольги Дробот [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dariadotsuk.ru/1041108310861075/31 .

4. Модиг Б. Читать и писать – это хорошо: размышления о шведской литературной политике // Как разорвать замкнутый круг. Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: науч. практ. сб. / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007. – С. 116–117.

5. Накамура Ю. Обзор библиотечного обслуживания детей и юношества в Японии // Библиотечное обслуживание молодёжи в Японии, России и США. – М.: РШБА, 2013. – С. 3–22.

6. Чудинова В.П., Чудинова К.О. Национальная политика поддержки чтения подрастающего поколения в Японии. Закон о продвижении читательской деятельности детей (Kodomo no Dokusho Katsudo Suishin ni kansuru Horitsu) // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации национальной программы поддержки и развития чтения в России): сб. ст. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. – C. 199–216.

7. Chatterbooks [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://readingagency.org.uk/children/quick-guides/chatterbooks/ .

8. ELINET – European Literacy Policy Network [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eaea.org/en/projects/partner-projects/elinet.html .

9. European task force for the promotion of reading [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.euread.com/about/ .

10. Inspiring young readers through digital and printed resources [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bookaid.org/2016/08/17/inspiring-youngreaders-digital-printed-resources .

11. International Library of Children's Literature (ILCL) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kodomo.go.jp/english/index.html .

12. Libraries Deliver: Ambition for Public Libraries in England 2016–2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gov.uk/government/consultations/libraries-deliver-ambition-for-publiclibraries-in-england-2016-2021 .

13. Reading in the Mobile Era [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.unesco.org/new/en/unesco/themes/icts/m4ed/mobile-reading/reading-in-the-mobile-era/ .

14. Summer Reading Challenge [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://summerreadingchallenge.org.uk/ .

15. The Reading Agency [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://readingagency.org.uk/children/ .

 

Опубликовано в номере май 2017

www.unkniga.ru

Продвижение чтения через сайт - PDF

Летний читальный зал 2016

Летний читальный зал 2016 Летний читальный зал 2016 Лето это такая пора, когда хочется проводить на свежем воздухе как можно больше времени. Лето это прекрасное время, чтобы отвлечься от городской суеты и круговорота проблем, выбрать

Подробнее

«Читаем всей семьей»

«Читаем всей семьей» Муниципальное учреждение «Методический центр управления образования администрации Пугачевского муниципального района» ПРОЕКТ «Читаем всей семьей» Пугачев 2016 г. Издавна русский народ ценил силу Слова,

Подробнее

Проекты для издательства и библиотеки

Проекты для издательства и библиотеки Проекты для издательства и библиотеки Проекты интересны библиотеке и издательству, если 1. Есть шанс сделать их популярными 2. Они встроены в издательский бизнес и рабочие планы библиотеки есть финансирование

Подробнее

Анализ работы БИЦ за учебный год

Анализ работы БИЦ за учебный год Анализ работы БИЦ за 2015-16 учебный год Анализ обеспеченности учебниками на 2016-17 учебный год Класс Количество учащихся Количество необходимых Наличие необходимых % обеспеченности учебников учебников

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Кружок любителей творческой литературы «Айар кут» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 1 декабря 2014 г. 2426-р МОСКВА Во исполнение Указа Президента от 5 марта 2014 г. 114 "О праздновании 200-летия со дня рождения И.С.Тургенева":

Подробнее

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. ЗАДАЧИ КОНКУРСА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. ЗАДАЧИ КОНКУРСА ПОЛОЖЕНИЕ Городского конкурса «Лучший библиотекарь столицы 2014» в рамках Межрегионального конкурса-фестиваля проектов «Первые мустаевские чтения», посвященного 95-летию со дня рождения народного поэта

Подробнее

Обоснование программы

Обоснование программы Обоснование программы «Давая детям книгу, мы даем им крылья», говорила Й. Лепман, основательница Международного совета по детской книге. Действительно, чтение очень нужно ребенку, недаром о нем произносят

Подробнее

Проект «Подрастаю с книжкой я»

Проект «Подрастаю с книжкой я» Приложение 8 ГКУК «Белгородская государственная детская библиотека А. А. Лиханова» Отдел обслуживания читателей «Дошкольник» Проект «Подрастаю с книжкой я» (для детей 0-7лет) г. Белгород, 2016 г. Организация

Подробнее

5и бл йоте ка дл я еле пых»

5и бл йоте ка дл я еле пых» Утверждено: Директор ГАУК ТО «Тюменская _ с. У. ьная W \ 4\0': jjgwa (Щ 5и бл йоте ка дл я еле пых» Согласовано: Заместитель директора ента культуры асти. А. Москвитина 2016 г. 2016 г. Положение об областном

Подробнее

Анализ работы школьной библиотеки

Анализ работы школьной библиотеки ГБОУ ООШ пос. Сборный муниципального района Сызранский Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 учебный год Библиотекарь Щербакова Е.Н. Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 уч. год В прошедшем

Подробнее

Читатели Ейского филиала

Читатели Ейского филиала 3 ноября ГБУК «Краснодарская краевая специальная библиотека» приняла активное участие в Третьей культурно-образовательной акции «Ночь искусств» с 15-00 до 19-00. Отдел делового и досугового чтения в городе

Подробнее

От проекта к реализации

От проекта к реализации От проекта к реализации повестка дня Концепция развития Российской государственной детской библиотеки М.А. Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки РГДБ Более 45 лет Российская

Подробнее

План работы библиотеки на учебный год

План работы библиотеки на учебный год Извлечение из Плана работы МБОУ «СШ 3» на 2016-2017 учебный год приказ «Об утверждении решений педагогического совета» от 31.08.2016 г. 321 План работы библиотеки на 2016-2017 учебный год Задачи библиотеки:

Подробнее

Основные цели библиотеки

Основные цели библиотеки Образовательная - деятельность библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества. Поддержка и обеспечение образовательных целей, сформулированных в программе развития

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Министерство культуры Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова»

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также