• Главная

Константин Костюк: «Партворки и прочие причуды». Директ медиа костюк


Костюк Константин Николаевич

Ученая степень, звание: кандидат политических наук.Место работы (университет, кафедра): руководитель издательства «Директ-Медиа» и ЭБС «Университетская библиотека онлайн».Область научных интересов: современная философия коммуникации, формирование новой медийной среды, философия цифровых медиа, социальные последствия изменений в информационном постиндустриальном обществе.Краткая биография: В 1994 году окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, где позже работал преподавателем. В 1998–2002 годах находился на стажировке в Германии, защитил диссертацию «Понятие политического в русской православной традиции». Написал несколько научных публикаций и монографий. Автор издания «Книга в новой медийной среде», которое затрагивает культурные социальные и экономические процессы в области книгоиздания, образования и библиотечного дела, связанные с развитием электронной книги.Связаться с автором: [email protected]

Дополнительная информация об авторе:

Список публикаций в РИНЦ

Книги автора

Kostiuk K.N. The archaic modernism in russia culture. (2002)Kostiuk K.N. The Russian Orthodox Church and society. (2003)Костюк К.Н. "Русский мир": богословский смысл и политические экспликации. (2015)Костюк К.Н. "Система ухудшающего отбора" и оптимизация электронной подписки. (2014)Костюк К.Н. Антизападничество и антимодернизм в восточном православии. (2001)Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви. (2001)Костюк К.Н. Использование электронных книг в библиотеках США: на перерегулируемом перекрестке. (2013)Костюк К.Н. Как работают профессиональные контентные системы? (2015)Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России. (2000)Костюк К.Н. Понятие политического в истории мысли и современной науке. (1999)Костюк К.Н. Православный фундаментализм. (2000)Костюк К.Н. Проблема введения сиротских произведений в пространство легального рынка электронных книг. (2013)Костюк К.Н. Русская православная церковь в гражданском обществе. (1998)Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт? (2002)Костюк К.Н. Формирование и эволюция "богословия власти" в Московском государстве в XIV-XVI вв. (2014)Костюк К.Н. ЭБС vs издательства: истина где-то рядом. (2012)Костюк К.Н. ЭБС: есть ли альтернатива. (2012)Костюк К.Н. Электронно-библиотечная система - атрибут эффективного образования. (2013)

www.directmedia.ru

О проекте

Мы подготовили для вас новую интересную программу вебинаров. Наряду с привычным циклом продуктовых вебинаров, в которых сотрудники компании расскажут о наших проектах, мы продолжим традицию приглашения в качестве спикеров ведущих экспертов в области высшего образования, библиотечного дела, электронного обучения, искусствоведения, IT.

Мы решили отойти от принятого нами в прошлом году «академического» стиля деления вебинаров на многочисленные тематические циклы. В этом году у нас будет три цикла: «От первого лица» — в нём первые лица и создатели компаний поделятся с вами опытом и расскажут о своих продуктах и системах; «Эксперт на связи» — в этом цикле ведущие специалисты-эксперты будут освещать актуальные вопросы в прикладных областях и цикл «В полдень с „Директ-Медиа“» — это цикл наших продуктовых вебинаров, а также вебинаров прикладного характера, который будут вести сотрудники нашей компании.

Характерной особенностью этого года будет увеличение общего количества вебинаров до 150+ в год. Почти каждый рабочий день этого учебного года ровно в 12.00 по московскому времени будет проводиться какой-либо вебинар!

Но это еще не всё! В этом году мы проведём вебинары с очень интересными людьми и блестящими специалистами, приложения которых стоят почти на каждом компьютере. О создании легендарной программы PuntoSwitcher расскажет её создатель Сергей Москалёв. Юрий Майский расскажет о том, как правильно готовить голос к выступлению. Сергей Гевлич — о своём замечательном приложении «Объясняшки», делающим производство анимационных роликов простым и понятным. Алла Носкова расскажет о своём детище — сайте Поступи.ру. Вендоры программного обеспечения предложат нам различные системы дистанционного обучения. И это только малая часть тех спикеров, которые стоят упоминания в этом кратком анонсе!

В этом году мы дадим слово издательствам — партнёрам. Уже в сентябре-октябре будет два таких вебинара — от издательства «Владос» и «Инфра-инженерия». Мы также продолжим знакомить слушателей с достижениями компаний-партнёров, с опытом вузовских библиотек, с состоянием дел в области стандартизации электронных библиотек.

Мы будем продолжать треки из 6−20 вебинаров, проводимых одним автором. Известная вам по прошлому году Татьяна Телегина сделает ряд вебинаров на тему «Библиография для не библиографов». Замечательная блогер и библиотекарь Марина Орешко проведёт серию вебинаров о работе с контентом в библиотечном деле. Блистательная Софья Багдасарова, историк искусства и искусствовед, будет вести вебинары об искусстве и о свободном контенте в Википедии. Умудрённый опытом Юрий Белоножкин продолжит свой рассказ о техниках дистанционного обучения. Наконец, наш сотрудник, организатор и ведущий всего проекта «Директ-Академия» Павел Каллиников расскажет о продуктах и сервисах нашей компании и о работе с учебным контентом.

Активное участие в работе «Директ-Академии» примет и генеральный директор «Директ-Медиа» Константин Костюк. Его вебинары — это всегда серьёзный академический разговор о судьбе отрасли, вузовском и школьном образовании, электронной книге.

direct-academia.tilda.ws

Константин Костюк: «Партворки и прочие причуды»

Константин Костюк: «Партворки и прочие причуды»

Генеральный директор издательства «Директ-Медиа» — об электронноим книгоиздании, рынке электронных библиотек, книжном пиратстве и существующих проблемах в сфере авторского права.

В больших и малых городах России попадаются такие удивительные люди, которые без всякого административного принуждения долго тянут какие-то «гуманитарные проекты». Иногда такие проекты превращаются в небольшой бизнес. Иногда – остаются целиком спонсорскими. Десять лет назад Константин Костюк вернулся в Россию из Германии (а мог бы, кстати, этого и не делать!), имея за спиной уже прекрасную монографию о русской религиозной философии, написанную и изданную по-немецки. В начале нулевых он выпустил первые коллекции русской и мировой философской классики на CD под лейблом «Директ-Медиа Паблишинг». Прошло десять лет и «Директ-Медиа» Константина Костюка все еще на рынке. Если, конечно, все это можно назвать «рынком». Об этом рынке с К. Костюком побеседовала корреспондент РЖ.

— Как выглядит ваш рынок? Кто ваш читатель?

— Наше издательство охватывает три рынка. Первый — издания на CD. У нас около 400 мультимедийных дисков, на этом рынке мы сделали себе имя, но сейчас он стремительно теряет в популярности. Второй рынок связан с онлайн-технологиями. По новейшим образовательным стандартам каждый вуз подключен к электронно-библиотечной системе, которая предоставляет необходимую научно-образовательную литературу. Здесь другая аудитория: ученые, преподаватели, студенты. Мы активно участвуем в формировании ресурса для вузов, создании единого информационного пространства.

Однако мы выживаем не столько за счет электронного формата, сколько находя новые возможности работы с бумажной книгой. Сейчас быстро растет рынок партворков, коллекционных журналов. Для книжной индустрии у них фантастические тиражи: если обычный альбом выходит тиражом в 2-3 тысячи, в формате партворка он может иметь тираж 200-300 тысяч. Выпуски распространяются через крупнейшие СМИ, имеющих общенациональную аудиторию. Соответственно, читатель самый разнообразный.

— Существует ли отклик со стороны публики на подобную продукцию?

— Это безусловно коммерческий проект. И он показывает, что массовая аудитория интересуется не только слухами из жизни селебритис. Есть широкие круги, которых интересует история, архитектура, история искусства.

— Как происходит оцифровка архивов?

— По классической схеме мы выбирали интересную тему, с экспертами отбирали необходимую литературу, очищали авторские права и оцифровывали. Сейчас у нас другая форма работы: мы заключаем договора с издательствами и становимся дистрибьюторами лицензионного контента.

— Понятие электронной библиотеки очень размыто. Чем отличается электронная библиотека от ЭБС (электронно-библиотечной системы)?

— Библиотекой можно назвать все. Понятие электронной библиотеки широкое, потому что оно обозначает практически всю индустрию. Когда мы начинали работать с CD, вся наша серия называлась «электронная библиотека «Директмедиа». Сейчас «электронная библиотека» — это обозначение формата и типа контента. Наверно, в будущем будет какая-то дифференциация. Как пример, понятие ЭБС, оно сначала всех запутало, но потом мы поняли, что электронно-библиотечная система ориентирована на корпоративного пользователя, сферу образования.

— Каковы особенности развития электронных библиотек за рубежом?

— В Европе ситуация на несколько шагов впереди, она сильно облегчается тем, что пираты не доминируют на рынке. Но издательская деятельность так же поделена на две сферы: массовая литература и специализированная, причем в сфере образовательно-научного контента работают традиционные издательства с именем. Российские же издатели не спешат вступать на рынок электронного книгоиздания. Движемся тем же путем, что и Европа, но со своими особенностями.

— Почему начинают угасать проекты с именем, вроде «Гутенберга»?

— Это связано с копирайтом. Всю эту сферу определяет коммерческий сектор, первую скрипку играют крупные издательства. «Гутенберг» — проект из того времени, когда интернет только набирал популярность, он охватывал очень небольшой сегмент. То же самое было с библиотекой Мошкова: до определенной стадии он был номер один, потом столкнулся с проблемой авторских прав.

— На рынке несомненно существует перевес в сторону гуманитарных наук, находит ли своего издателя техническая литература?

— Что касается цифрового контента, культурное наследие имеет ценность именно в гуманитарной сфере. Все крупные библиотечные проекты ориентированы на религиозную, историческую литературу. Две трети студентов — это гуманитарии, соответственно, две трети рынка коммерческой литературы — это гуманитарная литература. Русскоязычный рынок завязан на гуманитарную литературу, техническая литература преимущественно издается на английском языке. Рынок наукоемкой литературы маленький и узкоспециализированный и поэтому пиратство бьет по нему больнее. Тем не менее, это литература высокого спроса.

— Окупается ли электронное книгоиздательство? Как привлекаются инвестиции?

— Сначала мы использовали немецкие инвестиции, а дальше развивались в своем ключе. На данный момент уже вышли из инвестиционной фазы, наш бизнес окупается. Новым проектам приходится тяжело, потому что пиратский рынок сильно корректирует условия. В большинстве своем эти проекты не окупаются, потому что перевод книжного рынка в электронный формат требует очень серьезных вложений. Но у нас сформировалось несколько сильных игроков, рынок в целом определен в своих контурах.

— Получаете ли вы поддержку со стороны государства?

— Раньше, когда создавали цифровые коллекции на CD, мы участвовали в традиционной издательской деятельности, получали гранты. Сейчас для нас роль государства заключается в том, что оно устанавливает правила. В свое время библиотеки свободно оцифровывали авторские массивы, невзирая на авторские права. Конечно, в таких условия никакой издатель не встанет на ноги. Сейчас ведется работа с законодательством, авторские нарушения преследуются, появляются новые инициативы в этой области, ведутся дискуссии. И конечно, наши основные клиенты — государственные учреждения: вузы, школы, библиотеки.

— С чем связаны основные трудности?

— Основные трудности связаны со сложностью приобретения авторских прав. Хотя издательства страдают от падения тиражей, они с неохотой смотрят на наш маленький, становящийся рынок и никак не способствуют его развитию. Приходится бороться с их инерцией, проявлять инициативу, чтобы рынок стабилизировался.

Приходится бороться и с пиратами. Мы можем только противопоставлять им наше доброе имя и качество продукта и рассчитывать на честность пользователей. «Честными пользователями» для нас являются юридические лица, корпоративные подписчики. Хочется надеяться, что цивилизованный читатель возьмет верх.

— Возможен ли симбиоз между правообладателями и пиратами?

— На первых порах возможны переходные форматы, например, у Либрусека уже есть договоренности, они что-то не выкладывают, просят месячный абонемент. Но те деньги, которые они собирают, не могут прийти к автору. Структура рынка меняется, уже сейчас существуют варианты, когда авторы хотят не коммерческого использования, а просто распространения информации, так называемый копилефт.

Сейчас мы работаем совместно с консорциумом «Контекстум», ориентированным на образовательную среду. Это целая технология лицензирования авторских прав, благодаря которой ВУЗы получают совершенно легальную возможность выйти на некоммерческий рынок. Тем не менее, даже на открытом рынке должно быть лицензирование. Это взаимодействие копирайт и копилефт — та модель, которая ждет нас в будущем, мы активно участвуем в ее становлении. Как один из ведущих игроков рынка, «Директмедиа» участвует в конференциях, выставках, работает с библиотечным сообществом.

— Мешают ли электронные копии бумажным? Как отражается на тиражах переход на электронный формат?

— Сегодняшний читатель отказывается от приверженности сугубо к бумажным книгам. Если пользователю нужно пролистать книгу, он приобретает электронную версию, если это любимая книга, которую хочется поставить на полку — вот бумажная книга. То же самое с издателем: если раньше он мыслил только категорией тиража, то сейчас издатель мыслит категорией формата. Он просто издает книгу, а она может существовать в электронном формате и печататься по технологии Print on demand.

— В какую сторону будет двигаться электронное книгоиздание? Как можно привлечь современного читателя, используя цифровые технологии?

— Мультимедийный образовательный контент, утратив почву в виде компакт-дисков, ищет, как ему жить в интернет-среде. Мы работаем с таким интерактивным контентом. На нашем сайте можно, купив абонентский доступ, заходить удаленно в медиатеку и работать с ней в современном формате. У нас сформировался самый крупный в Рунете ресурс после Википедии — около полумиллиона статей. Будем предоставлять книги и на мобильные устройства.

Беседовала Катя Поличенкова, источник: Русский Журнал

pro-books.ru

LIB.BIBLIOCLUB.RU. Константин Костюк ООО «Директ-Медиа» Тверь, 02 октября 2016 г.

Адрес сайта Количество точек доступа

Адрес сайта Количество точек доступа Библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса п/п Наименование и краткая характеристика библиотечноинформационных Электронная библиотечная система BOOK.ruдоступ читателей

Подробнее

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» ЭБС «Университетская библиотека онлайн» ЭБС «Университетская библиотека oнлайн» является одним из ведущих, быстро растущих агрегаторов учебного контента, фонды которого содержат учебную, научную и иную

Подробнее

Виртуальные службы на портале ЧОУНБ

Виртуальные службы на портале ЧОУНБ chelreglib.ru Виртуальные службы на портале ЧОУНБ Доступ к электронному каталогу Книги Периодика Статьи Виртуальная справочная служба Поиск информации библиотекарем Разовые запросы пользователей Форум

Подробнее

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ о нас ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ КОМПАНИИ «КНОРУС» Созданная в 1993 г. компания «КНОРУС» занимает лидирующие позиции в области издания и распространения

Подробнее

«Университетская библиотека онлайн»

«Университетская библиотека онлайн» Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» Несколько советов о том, как начать работу 1. Об ЭБС. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» это электронная библиотека, обеспечивающая

Подробнее

КиберЛенинка открытый доступ к науке

КиберЛенинка открытый доступ к науке КиберЛенинка открытый доступ к науке Что такое открытый доступ? Открытый доступ (Open Access)* это бесплатный, оперативный, постоянный, полнотекстовый, онлайн доступ к научно-исследовательским рецензируемым

Подробнее

Онлайн-проект «Библиотека ЛитРес» 2015 г.

Онлайн-проект «Библиотека ЛитРес» 2015 г. Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края Онлайн-проект «Библиотека ЛитРес» 2015 г. Компания «ЛитРес», основанная в 2005 году, является лидером на рынке распространения лицензионных

Подробнее

ИАС «Аверс: Библиотека»

ИАС «Аверс: Библиотека» ИАС «Аверс: Библиотека» Назначение программы - элемент единой информационноаналитической системы образовательного учреждения предназначенный для комплексной автоматизации повседневной деятельности школьных

Подробнее

Инструкция читателя. Аннотация

Инструкция читателя. Аннотация Инструкция читателя Аннотация Онлайн-проект «ЛитРес: Библиотека» (biblio.litres.ru) позволяет читателям библиотек получить бесплатный доступ практически ко всем электронным и аудиокнигам, представленным

Подробнее

Электронная Форма Учебников

Электронная Форма Учебников Электронная Форма Учебников поставляем, обучаем, внедряем Предложение для школ «Библиотека ЭФУ» «Класс под ключ» «Комплект педагога» Электронные формы учебников (ЭФУ) Комплект для библиотеки (500 экз)

Подробнее

«Есть такое в свете чудо»

«Есть такое в свете чудо» «Есть такое в свете чудо» В Античности и на Древнем Востоке библиотеки существовали в двух ипостасях: как книгохранилища и как общественные центры, в задачи которых входило распространение знаний. В эпоху

Подробнее

Уважаемые преподаватели!

Уважаемые преподаватели! Уважаемые преподаватели! Научная библиотека НГУ является важнейшей частью информационной инфраструктуры университета. Развитие новых технологий, широкое распространение баз данных и электронных изданий

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ 6 МУК централизованная библиотечная система г.арзамаса ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ Одна из главных задач библиотеки удовлетворение информационных потребностей пользователей. Для этого необходим

Подробнее

МЕДИЦИНСКИЕ БИБЛИОТЕКИ: зарубежный опыт

МЕДИЦИНСКИЕ БИБЛИОТЕКИ: зарубежный опыт МЕДИЦИНСКИЕ БИБЛИОТЕКИ: зарубежный опыт Молодцова Н.В. Сибирский государственный медицинский университет (Томск) Стратегическая сессия библиотек университетов России Томск, 27-28 июня 2017 г. Виды библиотек

Подробнее

ПАСПОРТ целевой программы ведомства

ПАСПОРТ целевой программы ведомства УТВЕРЖДЕНА приказом управления культуры и архивного дела Тамбовской области от «27» 09 2011 г. 175 Ведомственная целевая программа «Организация библиотечного обслуживания населения государственными библиотеками

Подробнее

Polpred.com Обзор СМИ

Polpred.com Обзор СМИ Polpred.com Обзор СМИ Средства массовой информации России и зарубежья, деловая пресса. Миллионы полнотекстовых статей, по отраслям и странам. кнопка меню слева. Сотня разделов и иллюстраций по работе с

Подробнее

docplayer.ru

«Наша задача — не дать книге уйти в электроны» « Год Литературы 2018

Константин Костюк, руководитель издательства «Директ-Медиа», представил на ярмарке Non/fiction №17 свою новую работу — «Книга в новой медийной среде»

Текст: Альбина ГимрановаФото: www.directmedia.ru

В основе монографии — трехлетний опыт осмысления трансформаций, связанных с восприятием книги как способа передачи сообщения.

Костюк рассматривает книгу как медиум. Медиум — это не просто посредник коммуникации, а среда жизни. Это не буквы на бумаге, а форма мировоззрения. Сегодня мы живем в медийной среде. И мы принимаем эту среду как электричество, как новую реальность. Но при этом наблюдаем, как электронная среда форматирует человеческое сознание. Виртуальная среда и колоссальные объемы информации начинают диктовать условия поведения в обществе — появляются социальные сети, возникает сетевое общество. А в сетевом обществе господствуют иные способы коммуникации. Места книгам остается все меньше, они занимают 2% от потребляемых медиа.

Современная книга уже рождается текстом, набранным на компьютере, редактируется, верстается, и лишь на финише появляется ее бумажный «эквивалент». Разница между электронной и бумажной книгой практически свелась к минимуму. Так что революция уже совершилась.

Можно ли представить информационный мир без книги? На этот вопрос автор отвечает положительно. Костюк не видит проблемы в том, что читательское внимание захватывают другие медиа. Интернет-сайты легче собирают читательскую аудиторию. Книга может уйти в аналогичные мультимедийные формы с гипертекстом. Потенциал гиипертекста огромен: он способен разворачиваться во множестве текстов, он более структурный и комплексный, а эту многомерность тяжело передать на бумаге.

По мнению автора, сейчас общество живет не поиском истины, а поиском информации, оно мыслит новыми информационными единицами. Переизбыток информации сильно меняет людей. Книг выпускается все больше, их стало тяжелее выбирать. В ближайшей перспективе книга будет ориентирована на визуальное восприятие. Она останется, а электронные курсы будут ее дополнять. Уже сейчас книги по естествознанию в Германии выпускаются в электронном виде. А онлайн-курсы стали настоящим трендом.

Костюк видит в электронной книге мост между традиционной и новой информационной средой. Стоит ценить электронное издание как тот образ, в которой сохраняются все атрибуты настоящей книги. Единственное отличие фолианта от электронного образа в том, что фолиант — это завершенное издание, законченное высказывание.«Книга выживет, если она сохранит себя как бумага. И наша задача не дать ей уйти в электроны», — заключил автор.

Ссылка по теме:В Ашхабаде завершилась книжная ярмарка — ГодЛитературы.РФ, 29.09.2015

Просмотры: 492

27.11.2015

godliteratury.ru

Министру Фурсенко подделали лоббистов » СКАНДАЛЫ.ру

Чтобы протащить через правительство выгодный для себя проект, гендиректор «Директ медиа» Константин Костюк созвал фальшивых единомышленников

 

В последнее время всё больше ломается копий вокруг модернизации библиотечной системы. Оно и понятно – на дворе век электронных носителей и электронных ресурсов. Подобную информационную революцию человечество пережило после изобретения в 1440 году книгопечатания, потеснившего рукописные манускрипты. А теперь электронные книги замелькали в руках читателя, пока еще не вытесняя бумажные издания, но уже заявляя о себе.

Подобно тому, как в свое время первопечатники делали состояние на пахнущих типографской краской листах книг, так и сейчас многие компании с надеждой смотрят на новый рынок. Рефреном «люди гибнут за металл», пожалуй, будут отмечены ближайшие годы на этом информационном рынке. И крайне важным становится, кто первым править здесь будет бал.

Шпаги скрещены, прежде всего, вокруг возможностей оцифровки произведений, авторских прав, внесения поправок в соответствующие разделы Гражданского кодекса и т.д. В последнее время новым витком борьбы на этом фронте эксперты называют Электронно-библиотечные системы (ЭБС). Вот уж клондайк, если закрыть глаза на все рассуждения о борьбе с пиратством и протащить через высшие инстанции нормативные акты, согласно которым любое авторское произведение можно будет разместить в любой электронной библиотеке без уплаты гонорара.

У этого возможного нововведения есть горячие сторонники, хотя и противников немало. Особенно это видно по нынешнему давлению на министерство образования и науки, по той причине, что вузовские и другие учебники – это постоянно востребованный продукт.

15 декабря 2010 года главе минборнауки г-ну Фурсенко было направлено коллективное письмо с просьбой рассмотреть новую редакцию проекта основных требований (критериев) отбора ЭБС. Основанием его была якобы озабоченность у представителей издательств и агрегаторов электронного контента, в поте лица работающих в системе высшего профессионального образования, множественностью и жесткостью ранее предложенных критериев для ЭБС. Как понимаете, не каждый игрок на этом рынке мог технически и организационно им соответствовать. К тому же 4-й частью Гражданского кодекса установлен жёсткий запрет на оцифровку любой книги без согласия автора, вернее, без лицензионного соглашения с ним.

Как вы уже догадываетесь, в бой за иные требования (критерии) отбора Электронно-библиотечных систем пошли, образно говоря, сторонники «упрощенки», при которой авторам можно и не платить.

У каждого начинания есть свои герои. Организаторами упомянутого письма к министру Фурсенко сейчас называют генерального директора издательства «Директ-Медиа» Константина Костюка и компанию Alee Software, которые лоббируют новую редакцию проекта основных требований (критериев) отбора ЭБС.

Господин Костюк вообще продвинутая личность на этом рынке, можно сказать: авангардист. С его взглядами легко похоронить многие традиционные для книжного рынка понятия. Если, к примеру, издатели и авторы испокон века зарабатывали на хлеб с маслом на продаже экземпляров книг, то в своих выступлениях руководитель ООО «Директ-Медиа» проводит мысль, что с переводом бизнеса в Интернет книгоиздатели должны освоить альтернативные способы заработка. «Возможно, что существенная часть доходов будет поступать не от продажи доступа к цифровым книгам, — а, например, от включенной рекламы» – полагает г-н Костюк. То есть, указывает на путь, по которому идут медиасайты и ТВ, где рекламному богу, кажется, уже подчиняется не только расширение аудитории и рейтинги, но и сам контент. Понятно, что «по-костюкски» Электронно-библиотечные системы задышат тем же воздухом, если не будет досадных препятствий, вроде авторских прав или сложных критериев отбора.

Надо отметить, что сие информационные хлопоты за эту «упрощенку» требований к ЭБС их организаторы начали с маленького подлога. Дело в том, что среди якобы подписавших данное письмо к министру Фурсенко лиц есть, как минимум, три фамилии людей (это генеральные директора издательств «Литрес», «Омега-Л», «Библиотех»), которые НЕ ПОДПИСЫВАЛИ данное письмо и, более того, придерживаются противоположной точки зрения. Что вызывает сомнение в подлинности и других подписей. Если дело начато с такого грязного приёма, то чего же ждать от внесенных в Минобрнауки предложений?

Увы, унылое лоббирование, помноженное на субъективизм, бросается в глаза экспертам, анализирующим предложенный генеральным директором «Директ медиа» и проекта «Университетская книга онлайн» Константином Костюком документ!

Прежде всего, из проекта г-н Костюк предлагает исключить любые количественные критерии, допускающие объективную проверку для признания ресурса полноценной Электронно-библиотечной системой. Грубо говоря, чтобы создать такую систему требуется очень большой труд. Естественно, у слабых игроков рынка вызывает тревогу, что пока всем заявленным требованиям к ЭБС отвечают лишь единичные электронные библиотеки. Да и в будущем видится, что ЭБС будут мощными компьютерными центрами, критериями которых будут разные показатели – вплоть до количества просмотров изданий и их цитируемости. В проекте руководителя «Директ-Медиа» всё проще. Там не предусмотрены никакие количественные показатели, которые позволяют объективным образом оценивать ресурс, позиционирующий себя в качестве ЭБС, его возможности по агрегации значительных объемов используемых в образовательном процессе изданий и предоставлению к ним широкого доступа. Ну, а оставленные в новом проекте критерии в большинстве случаев является формальными или чрезвычайно субъективным, поскольку могут толковаться любым заинтересованным лицом по-своему в отличие от показателей количественных, дающих действительно объективную и беспристрастную оценку.

При такой системе фактически любой ресурс – вплоть до сайтов, созданных мошенниками, – может заявить о себе как об ЭБС даже в том случае, если он состоит из нескольких десятков книжек.

Кстати, сайт г-на Костюка biblioclub.ru – пример такой неполноты и слабой комплектации. «Найти там сколь-нибудь значимое количество учебных изданий даже по основным дисциплинам, наиболее широко изучаемым в вузах России, не удастся при всем желании, а в некоторых разделах вообще отсутствуют современные учебники для высшей школы», – вот один из отзывов на этот ресурс. Например, все юридические науки представлены единственным разделом «Правоведение», где размещены в основном кодексы и иные законодательные акты, которые без труда можно найти на просторах Интернета, есть несколько пособий и курсов лекций по отдельным темам. Недостаток учебных пособий, по-видимому, должна восполнить развлекательно-уголовная «клубничка», вроде помещенной здесь книги «Воры в законе и авторитеты»…

Современных учебников не удалось найти даже в разделе «История России» — контент ограничивается в основном неохраняемыми дореволюционными изданиями и «исторической» романистикой. Поиск в разделе преподносит в качестве пособий такие перлы, как «Абеляр. История моих бедствий», «Эпикур. Фрагменты» и т.д. И хотя, по утверждению Костюка, на сайте наличествует 385 учебников для вузов, однако он молчит насчет того, сколько и каких книг и пособий имеется по конкретным дисциплинам. Едва ли столь ограниченного числа учебников можно признать достаточным для обеспечения российских вузов учебными и учебно-методическими изданиями по всем основным изучаемым дисциплинам в соответствии с требованиями государственных стандартов в сфере образования.

Однако не качеством хочет привлечь автор проекта «Университетская книга – online», а дешевизной. Согласно сведениям, полученным от вузов, их подключают к этой системе от 50 000 рублей в год. Неважно, что продажа изданий по демпинговым ценам разрушает рынок электронной литературы! Давая возможность вузам подключаться к слабой ЭБС по таким сниженным критериям зачинщики этого действа побуждают вузы нарушать тендерное законодательство. Так, Бурятский Университет напрямую указал в тендерной документации параметры, нарушающие условия честной конкуренции, и создал преференции электронной базе «Университетская библиотека онлайн», указав в ТЗ основное требование: «Оказание услуг по предоставлению доступа к Университетской библиотеке оналайн (ЭБС) по сети Интернет». Самарский государственный университет вообще отказался от составления какого-либо ТЗ и просто разместил заказ на «Оказание услуг по предоставлению доступа к ЭБС «Университетская библиотека «Online»». Так что затеянная г-ном Костюком схема претворяется в жизнь по тому же принципу, по которому продавали товар на вьетнамских рынках, где за копейки расхватывали некачественные вещи… Т.е. за упомянутые 50 000 рублей вузы приобретают то, что им в принципе, не нужно, – лишь потому, что это дешево.

Надо отметить, что натиск подписантов письма министру Фурсенко происходит не в одиночку. Они лишь часть «цифрового лобби», штурмующего бастионы в ожидании прибылей.

20 декабря Совет по кодификации гражданского законодательства в целом одобрил изменения в законодательстве об авторском праве. Предложенные Центром частного права поправки по преимуществу касались 4-й части Гражданского Кодекса, регулирующей законодательство в сфере интеллектуальной собственности, и якобы были направлены на его либерализацию. На деле они предоставляют возможность российским библиотекам переводить любые печатные издания, в том числе книги, в электронный формат. При этом им не нужно будет заручаться разрешением авторов и издателей «в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей». Таким образом, инициаторы поправок хотят вывести из области действующего авторского права все библиотеки. Чего и добивается Костюк сотоварищи.

В этой связи, как отметило РБК, многие издатели предрекают возникновение новой пиратской сети и предупреждают, что упомянутые законодательные инициативы поставят в затруднительное положение представителей книжного бизнеса. Против этих поправок уже высказались музыкант Андрей Макаревич, кинорежиссёр Андрей Кончаловский, писательница Дарья Донцова и другие деятели культуры.

Однако ясно, кто рвется править балом, когда идет такая битва «за металл». Сейчас, по оценкам экспертов, в России, скачивается до полумиллиона электронных книг в день. И лишь 2% экземпляров продается легально! Деловые издатели с этого рынка упирают на тот факт, что «годами занимались оцифровкой библиотек», даже пытаются на фоне разговоров о борьбе с пиратством апеллировать к сроку давности незаконно оцифрованной литературы. Но при этом производят и продают программное обеспечение для незаконной оцифровки библиотечных фондов, способствуют формированию пиратских библиотек. Именно эта плеяда совместно с г-ном Костюком выступают за отсутствие регуляции в отрасли и являются представителями того «цифрового лобби», которое ратует за принятие нужных им поправок в закон.

Надо отметить изобретательность лобби, оно осадило позиции сторонников регулирования отрасли со всех сторон. К примеру, 22 декабря 2010 состоялось учредительное собрание некой» Российской ассоциации производителей образовательных ресурсов» (РАПОР).

Эта отраслевая общественная организация, за которой, по сути, стоит всё тот же Константин Костюк, как бы призвана представлять интересы всех издателей и разработчиков ЭБС и других электронных ресурсов в России и вести конструктивный договор с властью. Тем более что среди её учредителей – ряд издательств учебной литературы в ВПО и многие существующие на рынке ЭБС. Но, как гласит восточная мудрость, осла всегда выдают уши и упрямство. Вместо того, чтобы на деле заниматься разработкой проектов, выработкой правил работы и т.п., что могло бы принести ощутимую пользу рынку, новорожденное дитя начинает свою деятельность с конфронтации. Уже известно, что среди ближайших действий Ассоциации – обращение (а по сути жалоба) в Федеральную антимонопольную службу по поводу якобы злостных нарушений в «Проекте основных требований (критериев) отбора ЭБС», опубликованном Минобрнауки РФ. Как говорится, лобби пытается добиться целей не мытьем так катаньем…

Нынешний пробный шар в ведомство министра Фурсенко – это еще одна проверка на «вшивость». Авось прокатит – а там и глядишь, и Электронно-библиотечную систему не отличишь от пиратского корабля или цеха, штампующего «левые» диски.

Михаил СОРОКИН

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

scandaly.ru

Константин Костюк: «Партворки и прочие причуды»

Константин Костюк: «Партворки и прочие причуды»

Генеральный директор издательства «Директ-Медиа» — об электронноим книгоиздании, рынке электронных библиотек, книжном пиратстве и существующих проблемах в сфере авторского права.

В больших и малых городах России попадаются такие удивительные люди, которые без всякого административного принуждения долго тянут какие-то «гуманитарные проекты». Иногда такие проекты превращаются в небольшой бизнес. Иногда – остаются целиком спонсорскими. Десять лет назад Константин Костюк вернулся в Россию из Германии (а мог бы, кстати, этого и не делать!), имея за спиной уже прекрасную монографию о русской религиозной философии, написанную и изданную по-немецки. В начале нулевых он выпустил первые коллекции русской и мировой философской классики на CD под лейблом «Директ-Медиа Паблишинг». Прошло десять лет и «Директ-Медиа» Константина Костюка все еще на рынке. Если, конечно, все это можно назвать «рынком». Об этом рынке с К. Костюком побеседовала корреспондент РЖ.

— Как выглядит ваш рынок? Кто ваш читатель?

— Наше издательство охватывает три рынка. Первый — издания на CD. У нас около 400 мультимедийных дисков, на этом рынке мы сделали себе имя, но сейчас он стремительно теряет в популярности. Второй рынок связан с онлайн-технологиями. По новейшим образовательным стандартам каждый вуз подключен к электронно-библиотечной системе, которая предоставляет необходимую научно-образовательную литературу. Здесь другая аудитория: ученые, преподаватели, студенты. Мы активно участвуем в формировании ресурса для вузов, создании единого информационного пространства.

Однако мы выживаем не столько за счет электронного формата, сколько находя новые возможности работы с бумажной книгой. Сейчас быстро растет рынок партворков, коллекционных журналов. Для книжной индустрии у них фантастические тиражи: если обычный альбом выходит тиражом в 2-3 тысячи, в формате партворка он может иметь тираж 200-300 тысяч. Выпуски распространяются через крупнейшие СМИ, имеющих общенациональную аудиторию. Соответственно, читатель самый разнообразный.

— Существует ли отклик со стороны публики на подобную продукцию?

— Это безусловно коммерческий проект. И он показывает, что массовая аудитория интересуется не только слухами из жизни селебритис. Есть широкие круги, которых интересует история, архитектура, история искусства.

— Как происходит оцифровка архивов?

— По классической схеме мы выбирали интересную тему, с экспертами отбирали необходимую литературу, очищали авторские права и оцифровывали. Сейчас у нас другая форма работы: мы заключаем договора с издательствами и становимся дистрибьюторами лицензионного контента.

— Понятие электронной библиотеки очень размыто. Чем отличается электронная библиотека от ЭБС (электронно-библиотечной системы)?

— Библиотекой можно назвать все. Понятие электронной библиотеки широкое, потому что оно обозначает практически всю индустрию. Когда мы начинали работать с CD, вся наша серия называлась «электронная библиотека «Директмедиа». Сейчас «электронная библиотека» — это обозначение формата и типа контента. Наверно, в будущем будет какая-то дифференциация. Как пример, понятие ЭБС, оно сначала всех запутало, но потом мы поняли, что электронно-библиотечная система ориентирована на корпоративного пользователя, сферу образования.

— Каковы особенности развития электронных библиотек за рубежом?

— В Европе ситуация на несколько шагов впереди, она сильно облегчается тем, что пираты не доминируют на рынке. Но издательская деятельность так же поделена на две сферы: массовая литература и специализированная, причем в сфере образовательно-научного контента работают традиционные издательства с именем. Российские же издатели не спешат вступать на рынок электронного книгоиздания. Движемся тем же путем, что и Европа, но со своими особенностями.

— Почему начинают угасать проекты с именем, вроде «Гутенберга»?

— Это связано с копирайтом. Всю эту сферу определяет коммерческий сектор, первую скрипку играют крупные издательства. «Гутенберг» — проект из того времени, когда интернет только набирал популярность, он охватывал очень небольшой сегмент. То же самое было с библиотекой Мошкова: до определенной стадии он был номер один, потом столкнулся с проблемой авторских прав.

— На рынке несомненно существует перевес в сторону гуманитарных наук, находит ли своего издателя техническая литература?

— Что касается цифрового контента, культурное наследие имеет ценность именно в гуманитарной сфере. Все крупные библиотечные проекты ориентированы на религиозную, историческую литературу. Две трети студентов — это гуманитарии, соответственно, две трети рынка коммерческой литературы — это гуманитарная литература. Русскоязычный рынок завязан на гуманитарную литературу, техническая литература преимущественно издается на английском языке. Рынок наукоемкой литературы маленький и узкоспециализированный и поэтому пиратство бьет по нему больнее. Тем не менее, это литература высокого спроса.

— Окупается ли электронное книгоиздательство? Как привлекаются инвестиции?

— Сначала мы использовали немецкие инвестиции, а дальше развивались в своем ключе. На данный момент уже вышли из инвестиционной фазы, наш бизнес окупается. Новым проектам приходится тяжело, потому что пиратский рынок сильно корректирует условия. В большинстве своем эти проекты не окупаются, потому что перевод книжного рынка в электронный формат требует очень серьезных вложений. Но у нас сформировалось несколько сильных игроков, рынок в целом определен в своих контурах.

— Получаете ли вы поддержку со стороны государства?

— Раньше, когда создавали цифровые коллекции на CD, мы участвовали в традиционной издательской деятельности, получали гранты. Сейчас для нас роль государства заключается в том, что оно устанавливает правила. В свое время библиотеки свободно оцифровывали авторские массивы, невзирая на авторские права. Конечно, в таких условия никакой издатель не встанет на ноги. Сейчас ведется работа с законодательством, авторские нарушения преследуются, появляются новые инициативы в этой области, ведутся дискуссии. И конечно, наши основные клиенты — государственные учреждения: вузы, школы, библиотеки.

— С чем связаны основные трудности?

— Основные трудности связаны со сложностью приобретения авторских прав. Хотя издательства страдают от падения тиражей, они с неохотой смотрят на наш маленький, становящийся рынок и никак не способствуют его развитию. Приходится бороться с их инерцией, проявлять инициативу, чтобы рынок стабилизировался.

Приходится бороться и с пиратами. Мы можем только противопоставлять им наше доброе имя и качество продукта и рассчитывать на честность пользователей. «Честными пользователями» для нас являются юридические лица, корпоративные подписчики. Хочется надеяться, что цивилизованный читатель возьмет верх.

— Возможен ли симбиоз между правообладателями и пиратами?

— На первых порах возможны переходные форматы, например, у Либрусека уже есть договоренности, они что-то не выкладывают, просят месячный абонемент. Но те деньги, которые они собирают, не могут прийти к автору. Структура рынка меняется, уже сейчас существуют варианты, когда авторы хотят не коммерческого использования, а просто распространения информации, так называемый копилефт.

Сейчас мы работаем совместно с консорциумом «Контекстум», ориентированным на образовательную среду. Это целая технология лицензирования авторских прав, благодаря которой ВУЗы получают совершенно легальную возможность выйти на некоммерческий рынок. Тем не менее, даже на открытом рынке должно быть лицензирование. Это взаимодействие копирайт и копилефт — та модель, которая ждет нас в будущем, мы активно участвуем в ее становлении. Как один из ведущих игроков рынка, «Директмедиа» участвует в конференциях, выставках, работает с библиотечным сообществом.

— Мешают ли электронные копии бумажным? Как отражается на тиражах переход на электронный формат?

— Сегодняшний читатель отказывается от приверженности сугубо к бумажным книгам. Если пользователю нужно пролистать книгу, он приобретает электронную версию, если это любимая книга, которую хочется поставить на полку — вот бумажная книга. То же самое с издателем: если раньше он мыслил только категорией тиража, то сейчас издатель мыслит категорией формата. Он просто издает книгу, а она может существовать в электронном формате и печататься по технологии Print on demand.

— В какую сторону будет двигаться электронное книгоиздание? Как можно привлечь современного читателя, используя цифровые технологии?

— Мультимедийный образовательный контент, утратив почву в виде компакт-дисков, ищет, как ему жить в интернет-среде. Мы работаем с таким интерактивным контентом. На нашем сайте можно, купив абонентский доступ, заходить удаленно в медиатеку и работать с ней в современном формате. У нас сформировался самый крупный в Рунете ресурс после Википедии — около полумиллиона статей. Будем предоставлять книги и на мобильные устройства.

Беседовала Катя Поличенкова, источник: Русский Журнал

pro-books.ru


Смотрите также