Содержание
Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5
С 5-го класса требования к знаниям резко возрастают. Отрывочными разрозненными знаниями не обойтись. Нужна система представлений о языке, его уровнях и единицах. Знания нужно уметь применять, например в разборах. Поэтому здесь вся теория школьного курса изложена последовательно, по главам. В конце каждой главы тест. Ответы узнаешь сразу! Согласись, это очень удобно. И важно. Важно узнать про ошибку сразу, как только она допущена и не закрепилась в сознании в качестве твоего личного «правильного» варианта.
Главы читай по параграфам. Итоговый тест в конце каждой главы посложнее, чем тест в разделе Проба сил. Если что-то не запомнилось, не беда: вернитесь к тексту ещё раз.
Вопросы в тестах — моя особая гордость, потому что они не простые, а обучающие. Они учат думать, не сбиваться, если увидел непривычную формулировку, хорошо ориентироваться, замечать подсказки, использовать логику. Тесты выполняются очень быстро, всего за несколько минут. Но поверь, это отличный метод закрепления только что прочитанного материала.
Есть у нашего теоретического раздела и ещё одно новшество. Мы намеренно отказались от скучных таблиц и схем. Наш художник закодировал в цветных иллюстрациях всю важную информацию. Работают и цвет, и форма изображений. В иллюстрациях нет случайностей: они информативны, в них заложена система знаний. Кто захочет отнестись к ним с вниманием и интересом, существенно облегчит себе и понимание, и запоминание материала. Для повторения уже не придётся перечитывать параграфы. Посмотришь на картинку и вспомнишь то, что нужно. Слова — это только слова. А когда учишься, лучше подключать все каналы получения информации. Мы проверили наши грамматические картинки на знакомых ребятах. Сработало, да ещё как! Надеемся, и ты оценишь то, как на этом сайте преподаётся лингвистическая теория.
Авторы раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В., Кутырев А. Ю.
Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись
§1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
§3. Состав слова. Морфемика
§4. Производство слов. Словообразование
§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
§7. Уровни языка и языковые единицы
§8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
Проба сил. Итоговый тестГлава 2. Фонетика
§1. Звук
§2. Транскрипция
§3. Гласные и согласные звуки
§4. Способ образования согласных
§5. Звонкие и глухие согласные
§6. Твёрдые и мягкие согласные
§7. Обозначение мягкости согласных на письме
§8. Место образования согласных
§9. Позиционные изменения звуков
1. Сильные — слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
2. Сильные — слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
§10. Буквы и звуки
Проба сил. Итоговый тестГлава 3. Лексика
§1. Значение слова
1. Однозначные — многозначные слова
2. Прямое — переносное значение слова
3. Отношения между словами на основе их значения
§2. Фразеология
§3. Происхождение слов
§4. Употребительность слов.
§5. Стилистические пласты лексики
Проба сил. Итоговый тестГлава 4. Морфемика
§1. Морфема
§2. Виды словообразовательных морфем
§3. Виды формообразующих морфем
Проба сил. Итоговый тестГлава 5. Словообразование
§1. Что такое словообразование
§2. Производная и производящая основы
§3. Средства словообразования
§4. Способы словообразования
Проба сил. Итоговый тестГлава 6. Морфология. Части речи
§1. На чём строится классификация слов по частям речи?
§2. Части речи
§3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?
§4. Служебные — самостоятельные части речи
Проба сил. Итоговый тестГлава 7. Морфология. Имя существительное
§1. Общая характеристика имени существительного
§2. Морфологические признаки существительных
§3. Нарицательные — собственные имена существительные
§4. Одушевлённость — неодушевлённость
§5. Род
§6. Склонение
§7. Число
§8. Падеж
§9. Синтаксическая роль существительных в предложении
Проба сил. Итоговый тестГлава 8. Морфология. Имя прилагательное
§1. Общая характеристика имени прилагательного
§2. Морфологические признаки прилагательных
§3. Разряды прилагательных по значению
§4. Полная и краткая формы качественных прилагательных
§5. Степени сравнения
Проба сил. Итоговый тестГлава 9. Морфология. Имя числительное
§1. Общая характеристика имени числительного
§2. Разряд по значению
§3. Структура числительных
§4. Количественные числительные. Морфологические особенности
§5. Порядковые числительные. Морфологические особенности
§6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными
§7. Синтаксическая роль в предложении
Проба сил. Итоговый тестГлава 10. Морфология. Местоимения
§1. Общая характеристика местоимения как части речи
§2. Разряды по значению
§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами
1. Местоимения, соотносимые с существительными
2. Местоимения, соотносимые с прилагательными
3. Местоимения, соотносимые с числительными
Проба сил. Итоговый тестГлава 11. Морфология. Глагол
§1. Общая характеристика глагола как части речи
§2. Виды глагола
§3. Переходность
§4. Возвратность
§5. Спряжение
§6. Наклонение
§7. Время
§8. Лицо
§9. Род
§10. Число
Проба сил. Итоговый тестГлава 12. Морфология. Причастие
§1. Что чем считать?
§2. Общая характеристика причастия
§3. Формы причастий
§4. Полная — краткая форма страдательных причастий.
§5. Образование причастий
§6. Причастия — не причастия: отглагольные прилагательные
§7. Причастный оборот
Проба сил. Итоговый тестГлава 13. Морфология. Деепричастие
§1. Что чем считать?
§2. Общая характеристика деепричастий
§3. Образование деепричастий
§4. Деепричастный оборот
Проба сил. Итоговый тестГлава 14. Морфология. Наречие
§1. Общая характеристика наречия
§2. Разряды по значению
§3. Качественные наречия. Степени сравнения
§4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния
Проба сил. Итоговый тестГлава 15. Морфология. Категория состояния
§1. Категория состояния. Общая характеристика
§2. Омонимия. Различение омонимов
§3. Альтернативная точка зрения
Проба сил. Итоговый тестГлава 16. Морфология. Предлог
§1. Общая характеристика предлогов
§2. Образование предлогов. Непроизводные — производные предлоги
§3. Структура предлогов. Простые — составные предлоги
§4. Разряды по значению
Проба сил. Итоговый тестГлава 17. Морфология. Союз
§1. Общая характеристика союзов
§2. Образование союзов. Непроизводные — производные союзы
§3. Структура союзов. Простые — составные союзы
§4. Функция (роль) союзов: сочинительные — подчинительные союзы
§5. Разряды по значению
Проба сил. Итоговый тестГлава 18. Морфология. Частица
§1. Общая характеристика частиц
§2. Формообразующие и смысловые частицы
§3. Смысловые частицы. Разряды по значению
Проба сил. Итоговый тестГлава 19. Морфология. Междометие
§1. Общая характеристика междометий
§2. Образование междометий
§3. Разряды по значению
§4. Синтаксическая роль междометий
Проба сил. Итоговый тестГлава 20. Синтаксис. Предмет и единицы синтаксиса
§1. Предмет синтаксиса
§2. Единицы синтаксиса
Проба сил. Итоговый тестГлава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
§1. Словосочетание. Типы словосочетаний. Схемы словосочетаний
§2. Синтаксические связи слов: согласование, управление, примыкание
Проба сил. Итоговый тестГлава 22. Синтаксис. Предложение
§1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания
§2. Классификации предложений
Проба сил. Итоговый тестГлава 23. Синтаксис. Простое предложение. Структура простого предложения
§1. Структура простого предложения
§2. Двусоставные-односоставные предложения
§3. Распространённые-нераспространённые предложения
§4. Полные-неполные предложения
Проба сил. Итоговый тестГлава 24. Синтаксис. Главные члены предложения в двусоставном предложении
§1. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое
Подлежащее
Чем выражено подлежащее
Сказуемое
Простое и составное сказуемое
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
Именная часть составного именного сказуемого
Проба сил. Итоговый тестГлава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения
§1. Общие понятия
§2. Дополнение
§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение
§4. Обстоятельство
Проба сил. Итоговый тестГлава 26. Синтаксис. Односоставные предложения
§1. Общие данные
§2. Односоставные предложения с главным членом — подлежащим
Назывные предложения
§3. Односоставные предложения с главным членом — сказуемым
Определённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения
Обобщённо-личные предложения
Безличные предложения
Проба сил. Итоговый тестГлава 27. Синтаксис. Неполные предложения
Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений
Проба сил. Итоговый тестГлава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений
§1. Однородные члены предложения
§2. Обособление
§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
§4. Обращение
Проба сил. Итоговый тестГлава 29. Синтаксис. Однородные члены предложения
§1. Однородные члены предложения
§2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах
§3. Различение однородных и неоднородных определений
Проба сил. Итоговый тестГлава 30. Синтаксис. Обособленные члены предложения
§1. Обособление. Общее понятие
§2. Обособленные определения
§3. Обособленные приложения
§4. Обособленные дополнения
§5. Обособленные обстоятельства
§6. Обособление сравнительных оборотов
§7. Обособленные уточняющие члены предложения
Проба сил. итоговый тестГлава 31. Синтаксис. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
§1. Вводные слова и сочетания
§2. Вводные предложения
§3. Вставные конструкции
Проба сил. Итоговый тестГлава 32. Обращение
Обращение
Проба сил. Итоговый тестГлава 33.
Синтаксис. Прямая речь
§1. Прямая речь
§2. Взаимное расположение компонентов
Проба сил. Итоговый тестГлава 34. Синтаксис. Цитирование
Цитата
Способы оформления цитат
Проба сил. Итоговый тестГлава 35. Синтаксис. Сложное предложение
§1. Сложное предложение. Общие понятия
§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения
§3. Классификация сложных предложений
Проба сил. Итоговый тестГлава 36. Синтаксис. Сложносочинённые предложения
§1. Общие понятия
§2. Классификация сложносочинённых предложений
Виды ССП
Схемы ССП
Проба сил. Итоговый тестГлава 37. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения
§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика
§2. Классификация СПП по значению и союзным средствам
§3. Средства синтаксической связи в СПП
§4. Место придаточного предложения относительно главного
Проба сил. Итоговый тестГлава 38.
Синтаксис. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными
Последовательное подчинение
Параллельное подчинение
Однородное подчинение
Проба сил. Итоговый тестГлава 39. Синтаксис. Бессоюзные сложные предложения
§1. Общие понятия
§2. Классификация бессоюзных сложных предложений
Проба сил. Итоговый тестГлава 40. Сложные предложения смешанного типа с разными видами синтаксической связи
§1. Общие понятия
§2. Виды комбинаций
Сочинительная и бессоюзная связь
Подчинительная и бессоюзная связь
Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь
Сочинительная и подчинительная связь
Проба сил. Итоговый тест
Как выучить язык жестов: способы и необходимость, русский язык жестов, значения
#ютуб и тв
Поделиться:
Михаил Морозов
Скриншот с ютуб-канала BBC Breakfast (сайт BBC заблокирован в России)
Язык жестов используется для коммуникации с глухими и слабослышащими людьми. Раньше люди использовали разрозненные самопридуманные наборы жестов, но с XVIII века на их основе стали создавать единые систематические языки. Особенно этим занимались Франция (Мишель де л’Эпе) и Германия (Самуэль Гейнике).
Мысли передавались с помощью жестов рук и пальцев. Отсюда появился похожий на современный пальцевый алфавит.
Есть ли сейчас универсальный язык жестов для всех
На самом деле нет. У каждой страны собственный язык. В одной стране даже может быть несколько разновидностей: например, испанский и каталанский в Испании. В России тоже есть особенный язык жестов.
Поэтому люди из разных стран могут не понять друг друга, используя тот язык жестов, который изучили внутри страны. Считается, что их больше 120 в мире. На них суммарно общаются более 300 миллионов человек.
Получите новую профессию от Skypro: разработчик, программист, аналитик данных
Как создавался русский язык жестов
На русском языке жестов общаются не менее 120 тысяч человек. На его формирование влияли французский жестовый язык вместе с американским и ирландским.
Первая сурдопедагогическая школа в России появилась более двухсот лет назад – в 1806 году. В Москве такая открылась в 1860-м. В мире же первое учебное заведение для глухонемых появилось ровно за сто лет до этого.
Самым популярным в мире считается амслен – американский жестовый язык.
ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Как устроен язык жестов
Обычный язык слов состоит из фонем – звуков речи. Язык жестов – из хирем, которые выполняют функцию аналога фонемы. Жестовая азбука называется «дактиль». Что нужно знать:
- В жесте содержится до пяти элементов: форма руки, ориентация ладони, местоположение руки, движение и мимика.
- Каждая буква показывается при помощи определенного жеста.
- Не всегда для разговора на языке жестов люди должны показывать каждую букву – у них есть своя система, в которой отдельные жесты обозначают все слово целиком: цвет, явление, какой-либо предмет или чувство.
- Не всегда существует логика в построении жестового языка. Например, буквы «Л» (два пальца вниз) или «М» (три пальца вниз) похожи, буква «О» показывается по внешней форме, зато «В» – это просто ладонь, а «А» – кулак.
- Жесты показываются рабочей рукой, вторая может быть вспомогательной, если этого требует жест.
Получите новую профессию от Skypro: разработчик, программист, аналитик данных
Как учить язык жестов
В совершенстве им владеют те, кто учился с детства. Но сейчас тоже можно научиться самостоятельно с нуля:
- С помощью жестовой азбуки.
- С помощью видеоуроков и жестовых песен.
- С помощью курсов для выхода на разговорный уровень.
Кстати, на основе знания языка жестов можно получить диплом сурдопереводчика.
www.imago-images.de / Global Look Press
Но даже без диплома можно просто общаться и запомниться на весь мир доброй историей. Как нападающий «МЮ» Маркус Рэшфорд, который базово выучил язык жестов ради того, чтобы судить детский конкурс.
Какие есть примеры слов в языке жестов
Рассмотрим несколько:
«Здравствуйте». Поднять обе ладони до груди и сделать ими одно круговое движение.
«Меня зовут». Указать на себя, затем погладить себя там, где соединяются указательный и большой палец. Но имя нужно составить из дактильной азбуки.
«Спасибо». Касание кулаком правой руки сначала ко лбу – это первый слог. Затем костяшками – к подбородку, это второй слог.
«Извините». Провести ладонью по другой ладони.
«Будьте здоровы». Отвести ладонь от виска и на уровне груди собрать ладони в кулаки.
Нужен ли язык жестов, когда есть слуховые аппараты и кохлеарные импланты (протезы для стимуляции слухового нерва)
Даже в современных условиях, когда у слабослышащих людей гораздо больше возможностей, язык жестов остается универсальным способом общения:
- Не все могут пользоваться аппаратами и поставить импланты.
- Кому-то это просто не нужно: общение именно на языке жестов имеет особый для них смысл.
- Если у людей нарушение речи, то все эти аппараты не помогут. А язык жестов поможет.
Получите новую профессию от Skypro: разработчик, программист, аналитик данных
НЕ ПРОПУСТИ ГОЛ
Михаил Морозов
Автор и редактор. Лучшая память на «Голе».
Как понять еще один язык
Как работает язык | Psychology Today
Мы все воспринимаем язык как должное, но мы полагаемся на него на протяжении всей жизни, чтобы выполнять ряд функций. Представьте, как вы могли бы сделать все, что могли бы сделать, даже за один день, без языка: купить товар в магазине, предоставить или запросить информацию, провести время дня, выразить мнение, признаться в вечной любви, согласиться или не согласиться. , сигнализируя о неудовольствии или радости, споря, оскорбляя кого-то и так далее. Представьте себе, как другие формы поведения могли бы осуществляться без языка: такие ритуалы, как брак, деловые встречи, использование Интернета, телефона и так далее. Хотя некоторые из этих вещей мы могли бы выполнить без языка (например, церемония бракосочетания), менее ясно, как в отсутствие телепатии можно было бы совершить телефонный звонок или отправить электронное письмо.
Почти во всех ситуациях, в которых мы оказываемся, язык позволяет быстро и эффективно выражать свои мысли и предоставляет хорошо развитые средства кодирования и передачи сложных и тонких идей. На самом деле эти понятия кодирования и передачи оказываются важными, поскольку они связаны с двумя ключевыми функциями, связанными с языком, символической функцией и интерактивной функцией, идеями, которые я представил в предыдущем посте: для чего мы используем язык? Здесь я более подробно рассматриваю, что это за функции, и как они работают.
Символическая функция языка
Одной из важнейших функций языка является выражение мыслей и идей: язык кодирует и воплощает наши мысли. Язык делает это с помощью символов. Символы — это «кусочки языка». Это могут быть смысловые части слов (например, недовольство как в отвращение ), целые слова (например, кот, бег, завтра ) или «цепочки» слов (например, Он мог не написать поп-джингл, не говоря уже о целом мюзикле ). Эти символы состоят из форм, которые могут быть произнесены, написаны или подписаны, и значений, с которыми эти формы обычно сочетаются. На самом деле символ лучше называть символической сборкой, так как он состоит из двух условно связанных частей. Короче говоря, эта символическая сборка представляет собой пару форма-значение.
Форма может быть звуком, как в [kæt] – здесь я представляю звуки речи с помощью символов Международного фонетического алфавита. Форма может быть орфографическим представлением, которое мы видим на странице: кот , или знаковый жест на языке жестов. Значение — это обычное идейное или семантическое содержание, связанное с символом. Символическое собрание формы и значения представлено на следующем изображении.
Символическое собрание формы и значения
Источник: Vyvyan Evans (2019)
Однако важно понимать, что изображение кошки на этом изображении предназначено для представления не какого-то определенного референта в мире, а но идея кота. Изображение представляет значение, условно связанное с формой, произносимой на английском языке как [kæt]. Значение, связанное с лингвистическим символом, связано с конкретным ментальным представлением, называемым понятием.
Понятия, в свою очередь, вытекают из восприятий. Например, рассмотрим фрукт, такой как груша. Различные участки мозга воспринимают его форму, цвет, консистенцию, вкус, запах и так далее. Этот разнообразный спектр перцептивной информации, поступающей из мира «там», интегрируется в единый ментальный образ — представление, доступное сознанию, — что порождает концепцию Пира. Когда мы используем язык и произносим форму груши, этот символ соответствует общепринятому значению и, следовательно, «подключается» к понятию, а не напрямую к физическому объекту во внешнем мире (см. рисунок ниже).
Уровни репрезентации
Источник: Вивьян Эванс (2019)
Наши когнитивные способности интегрируют необработанную перцептивную информацию в связное и четко определенное восприятие. Таким образом, значения, закодированные лингвистическими символами, относятся к ментальному представлению реальности, истолкованному человеческим разумом, опосредованному нашими уникальными системами восприятия и понятий.
Выше я заметил, что символическая функция языка служит для кодирования и воплощения наших мыслей. Теперь мы можем уточнить эту точку зрения. В то время как наши концептуализации — способы, которыми мы истолковываем или «видим» диапазон ощущений, переживаний, размышлений и т. д., составляющих нашу ментальную жизнь — кажутся неограниченными по масштабу, язык представляет собой ограниченную и действительно ограничивающую систему для выражения. мысли; мы все испытывали разочарование из-за того, что не могли «изложить идею словами». В конце концов, существует конечное число слов, каждое из которых имеет ограниченный набор общепринятых значений. Таким образом, с этой точки зрения язык просто дает подсказки для построения концептуализации, которая намного богаче и сложнее, чем минимальные значения, предоставляемые языком.
Использование языка для создания богатых значений
Соответственно, то, что кодирует язык, не является мыслью в ее сложной целостности, а вместо этого рудиментарными инструкциями концептуальной системе — нашему хранилищу понятий — для доступа или создания богатых и сложных идей, известных технически как симуляции. Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим следующий пример:
(1) Кошка перепрыгнула через стену.
Это предложение описывает прыжок кошки. Прежде чем читать дальше, выберите диаграмму (a)–(d) на рисунке ниже, которая, на ваш взгляд, лучше всего описывает траекторию прыжка.
Возможные траектории для: «Кошка перепрыгнула через стену»
Источник: Вивьян Эванс (2019)
Я предполагаю, что вы выбрали четвертую диаграмму, (d). В конце концов, общепринятая интерпретация предложения состоит в том, что кошка начинает прыжок с одной стороны стены, движется по дугообразной траектории и приземляется на другой стороне стены. Изображение (d) лучше всего отражает эту интерпретацию.
На первый взгляд это упражнение кажется простым. Однако даже такое простое предложение, как (1), вызывает ряд недоумений. В конце концов, откуда мы знаем, что траектория прыжка кошки имеет вид, представленный в (d)? Какая информация содержится в предложении, которое обеспечивает эту интерпретацию и исключает траектории, представленные в (a–c)?
Несмотря на то, что предложение в (1) обычно считается недвусмысленным, оно содержит ряд слов, которые можно интерпретировать по-разному. Поведение, описываемое прыжком, потенциально может включать различные формы траекторий. Например, прыжок с земли на стол включает траекторию, представленную на изображении (а). Прыжки на батуте относятся к траектории, представленной на изображении (b). Банджи-джампинг включает в себя траекторию, представленную на изображении (с), на которой банджи-джампер останавливается непосредственно перед контактом с поверхностью. Наконец, перепрыгивание через лужу, препятствие, стену и т. д. происходит по дугообразной траектории, как на изображении (d).
Если лексическая единица прыжок сама по себе не определяет дугообразную траекторию, но неопределенна в отношении формы траектории, то, возможно, за это отвечает предлог над . Тем не менее, over также может иметь ряд возможных интерпретаций. Например, над в этом предложении может означать «через», когда мы идем по мосту (горизонтальная траектория). Это может означать «выше», когда существо, подобное колибри, находится над цветком (выше, но в непосредственной близости от него). Равно, над может означать «выше», когда самолет пролетает над городом (намного выше и не в непосредственной близости). Это лишь некоторые из возможностей. Из этого краткого обсуждения следует, что английское слово вместо может использоваться, когда речь идет о различных видах или размерах пространства, а также о ряде различных траекторий или путей движения.
Рассмотрим еще одно усложнение. Изображение (d) в решающей степени представляет движение кошки, заканчивающееся в точке на противоположной стороне стены относительно начальной позиции прыжка. Тем не менее, ни один лингвистический элемент в предложении явно не предоставляет нам эту информацию.
Таким образом, предложение в (1) иллюстрирует следующий момент: даже в обыденном предложении сами слова, хотя и обеспечивают значения, лишь частично ответственны за концептуализацию (или симуляцию), порожденную этими значениями. Мысль опирается на богатый массив энциклопедических знаний. Например, при построении интерпретации, основанной на предложении в (1), это включает, по крайней мере, следующее знание:
i) что тип прыжков, который выполняют кошки, включает в себя преодоление препятствий, а не банджи-джампинг;
ii) что если кошка начинает прыжок в точке с одной стороны препятствия и проходит через точку над этим препятствием, то гравитация гарантирует, что кошка остановится на другой стороне препятствия;
iii) что стены являются непреодолимыми препятствиями для движения вперед;
iv) что кошки знают об этом и поэтому пытаются обойти препятствие, преодолев его.
Мы используем всю эту информацию (и многое другое) при построении богатой концептуализации — симуляции — связанной с предложением в (1). Сами слова являются просто подсказками для процесса построения симуляции.
Таким образом, мы установили, что одной из функций языка является представление или символизация понятий. Лингвистические символы, или, точнее, символические сборки, позволяют это сделать, служа подсказками для построения гораздо более сложных симуляций. Теперь я перехожу ко второй функции языка.
Интерактивная функция языка
В наших повседневных социальных контактах язык выполняет интерактивную функцию. Недостаточно, чтобы язык просто соединял формы и значения. Эти сочетания форма-значение должны быть распознаны и доступны другим в нашем сообществе. В конце концов, мы используем язык для того, чтобы «донести наши идеи»: чтобы общаться. Это включает в себя процесс передачи говорящим, а также декодирование и интерпретацию слушающим, процессы, которые включают построение симуляций (см. рисунок ниже).
Симуляция на работе
Источник: Vyvyan Evans (2019)
Сообщения, которые мы выбираем для общения, могут выполнять различные интерактивные и социальные функции. Например, мы можем использовать язык, чтобы изменить мир или заставить вещи происходить:
(2) a. Я объявляю вас мужем и женой.
б. Выходя, закрой дверь!
Высказывание в (2а), произнесенное лицом с соответствующей квалификацией, например, членом духовенства, имеющим лицензию на заключение браков, в соответствующей обстановке, например, в церкви, в присутствии двух взрослых, не состоящих в браке, которые соглашаются соединиться супружество приводит к необратимому изменению социальных, правовых и даже морально-духовных отношений между двумя людьми. То есть сам язык может служить речевым актом, который навсегда изменяет аспект нашей реальности.
Аналогично, в примере (2b) высказывание представляет собой команду, которая также является типом речевого акта. Язык обеспечивает средство общения, позволяя нам делиться своими пожеланиями и стремлениями. Более того, то, как эти пожелания и стремления выражены, сигнализирует о том, кто мы есть, и какие у нас отношения с нашим адресатом. Например, мы вряд ли отдали бы такую команду, как (2b), королеве Соединенного Королевства.
Еще один способ, которым язык выполняет интерактивную функцию, связан с понятием экспрессивности. Язык «загружен», что позволяет нам выражать свои мысли и чувства по поводу мира; подумайте о совершенно разных идеях, вызванных следующими выражениями, которые могут использоваться разными говорящими по отношению к одному и тому же человеку:
(3) а. выдающийся актер
b. лихой дамский угодник
В то время как пример в (3a) фокусируется на профессии человека и относительном положении человека в этой профессии, пример в (3b) фокусируется на аспектах их внешности, личности, поведения и компании индивида держит. Более того, хотя оба эти предложения относятся к актеру-мужчине, из предложения в (3а) нельзя вывести пол человека — в сегодняшнем языке обозначение актера может относиться как к мужчине, так и к женщине — это можно сделать из второго предложения. предложение обусловлено нормативными моделями языкового поведения и социальными стереотипами. Мы обычно используем выражение лихой для описания физических качеств и личности мужчин, а не женщин, в то время как женский угодник может относиться только к мужчине.
Язык также играет роль в том, как мы влияем на других людей в мире и как мы заставляем других чувствовать себя, выбирая слова. Короче говоря, язык может предоставить информацию об аффекте (эмоциональной реакции):
(4) а. Замолчи!
б. Мне ужасно жаль прерывать вас, но… . .
Эти примеры также иллюстрируют то, как мы представляем себя публично через язык. Язык, который мы выбираем, передает информацию о нашем отношении к другим, к самим себе и к ситуациям, в которых мы оказываемся.
Язык также можно использовать для создания сцен или кадров опыта, индексации и даже построения определенного контекста. Использование языка может вызывать фреймы, вызывающие богатые структуры знаний, которые вызывают и заполняют фоновые знания:
(5) a. Как дела?
б. Давным-давно . . .
Пример в (5a) создает кадр приветствия, сигнализирующий о признании другого человека и о том, что они впервые встретились. Это также сигнализирует о степени формальности, какие выражения типа «привет, как дела»? или привет не будет. Точно так же высказывание в (5b) сигнализирует о начале сказки. Просто услышав или прочитав выражение в (5b), вызывается весь фрейм, который определяет, как мы реагируем на то, что последует, каковы наши ожидания и так далее.
Короче говоря, мы видели, что не только язык кодирует определенные значения, но и благодаря этим значениям и формам, используемым для обозначения этих значений, которые составляют часть общего знания в конкретном речевом сообществе, язык может служить интерактивному функция. И при этом он одновременно облегчает и обогащает общение несколькими способами.
Как работает язык — Lexis Education
Результаты
- Объяснение того, как работа языковой системы формирует знания во всех областях обучения и во всех аспектах преподавания и обучения
- Развитие понимания учителями шаблонных способов передачи значений внутри и между жанрами, чтобы преподаватели могли развивать языковые ресурсы учащихся для понимания и воспроизведения этих жанров
- Развитие понимания учителями и использования различий между устной речью и письменный язык как средство преподавания и обучения
- Развитие способности однозначно и эффективно оценивать язык для поддержки обучения всех учащихся
- Продвижение цикла преподавания и обучения, который предоставляет возможности для явного сосредоточения внимания на языке как на части богатой учебной среды.
Все курсы повышения квалификации Lexis Education предназначены для классных учителей и состоят из курса обучения наставников и курса учителя.
Tutor Training
Tutor Training — это интенсивная 5-дневная программа обучения инструкторов, которая охватывает содержание курса для учителей, а также развивает навыки и знания наставника. Он проводится Lexis Education на площадках по всему миру для небольших групп до 15 учителей.
Лицензированные преподаватели затем проводят курс для учителей, предоставляя своей школе экономически эффективное, управляемое школой профессиональное развитие.
Стоимость обучения репетиторов составляет 4 850 австралийских долларов (плюс налог на товары и услуги для австралийских заведений). В стоимость входит обучение, учебные материалы, а также обеды и напитки в дни обучения. Другие расходы, такие как транспорт или проживание, не покрываются.
Курс для учителей
Лицензированные преподаватели проводят курс для учителей в своих школах.
Курс включает групповые обсуждения, занятия в малых группах, исследования в классе и практические чтения. Он предназначен для развития понимания учителями языка и грамотности с использованием функциональной модели языка.
Курс включает 30 часов личного профессионального развития в 10 модулях, что в сочетании с занятиями между модулями и чтением эквивалентно более чем 60 часам профессионального развития для учителей.
Перед тем, как зарегистрироваться для обучения репетиторов, мы настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из наших тематических исследований и отчетов.
Являетесь ли вы обученным преподавателем ВАО?
Почему бы не подумать о запуске нашей программы «Грамотность для обучения»? Ваш опыт работы с HLW позволит вам подать заявку на получение лицензии. Стоимость лицензии составляет всего 3 140 австралийских долларов (включая копию программы), и вы сэкономите как на проезде, так и на проживании, связанных с посещением курса. Свяжитесь с нами по адресу [email protected], чтобы узнать о покупке лицензии.
Содержание курса
Этот модуль посвящен жанрам, их структуре и их важности в школьном контексте. Участников знакомят с функциональной моделью языка.
Модуль 2 рассматривает взаимосвязь между документами учебной программы и языковыми результатами, этапы цикла преподавания и обучения, а также роль жанра и регистра в цикле и в планировании учебной программы.
Модуль 3 исследует, как устроен язык для достижения своих значений. Он использует функциональную модель языка для идентификации процессов, участников и обстоятельств в текстах. Участники рассматривают функцию активного и пассивного залога и учатся использовать методы перехода между активным и пассивным залогом.
В этом модуле участники учатся распознавать шаблоны участников и обстоятельства в различных жанрах и регистрах, а также развивают понимание номинальных групп и номинализации и роли, которую они играют в студенческой работе.
В Модуле 5 участники работают с предложениями, чтобы определить границы предложений, зависимые и независимые предложения, неограниченные предложения и встроенные предложения и фразы. Участники также анализируют разницу между устной и письменной речью.
Этот модуль направлен на то, чтобы участники узнали о том, что делает текст связным, и о роли союзов в связывании и организации текстов.
Модуль 7 развивает понимание того, как язык организует различные уровни текста: уровень предложения, уровень предложения, уровень абзаца и уровень всего текста.
Он рассматривает модели ориентации на этих разных уровнях, а также в разных регистрах (особенно роль номинализации в более формальных, академических регистрах) и в разных жанрах.
Модуль 8 смещает акцент на межличностные значения, и поэтому участники развивают свое понимание влияния на выбор языка в соответствии с пятью аспектами: какие роли берут на себя люди, каковы их отношения, какова может быть их разница в статусе и власти, и каковы их отношение не только к окружающим, но и к теме, на которую они общаются.