Как устроен язык: что это, где находится, как выглядит и работает, почему может болеть

Содержание

Основные функции языка и возможные патологии

Язык почти полностью состоит из мышечных волокон, покрытых слизистой оболочкой. Двигаясь во рту, этот орган помогает нам говорить, есть и пить. Благодаря его вкусовым рецепторам мы ощущаем вкус пищи.

Как же устроен наш язык, в чем заключаются его основные функции, и какие патологические расстройства могут возникнуть в этом мышечном органе? На эти актуальные вопросы мы ответим в нашей статье.

Анатомия

Свободная часть языка находится в ротовой полости (тело и кончик). Корень языка – его глоточная часть связана с подъязычной костью и нижней челюстью. Корень отделяется от основного тела бороздой.

Верхняя часть языка называется спинкой. Она покрыта толстой слизистой оболочкой, усеянной крошечными выступами – сосочками.

Нижняя часть покрыта тонкой слизистой оболочкой, в складках которой расположены протоки слюнных желез. Нижняя поверхность соединяется с дном ротовой полости –уздечкой (складкой слизистой оболочки).

На спинке этого мышечного органа, находятся около 9000 рецепторов, которые помогают нам различать основные пищевые ароматы.

В строение вкусового рецептора входят основные клетки, отвечающие за распознание всех вкусовых ощущений, а также вспомогательные клетки. Над вкусовыми рецепторами располагаются специальные отверстия – вкусовые поры. Через них микрочастицы пищи проникают в рецепторы для дальнейшего взаимодействия с основными вкусовыми клетками.

Каждая такая клетка покрыта тонким волосяным выступом – микроворсинкой. Когда молекула пищи соприкасается с вкусовым волоском, основная рецепторная клетка, связанная с сеткой нервов, передает импульс в мозг. Эта информация о горьком, соленом, сладком или кислом вкусе сочетается в нашем мозге с обонятельным импульсом из носа.

Считается, что наше обоняние примерно в 10000 раз острее нашего вкуса, поэтому при заблокированных носовых пазухах человек не может ощутить большинство пищевых ароматов.

Функции

Основными задачами языка являются:

  • участие в пережевывании пищи и слюноотделении;
  • помощь в воспроизведении речи, звуков;
  • восприятие различных вкусов;
  • обеспечение процесса всасывания грудного молока младенцами.

Кроме того, изменение внешнего вида этого мышечного органа может сигнализировать о скрытых заболеваниях человеческого организма.

Болезненные состояния

К патологическим расстройствам языка относятся:

  • потеря вкуса;
  • болезненность языка;
  • «черный волосатый язык»;
  • глоссит.

Рассмотрим некоторые из этих нарушений.

Потеря вкуса

Вкус – это физиологическое чувство, которое активируется во время приема пищи и напитков. К причинам отсутствия вкусовых ощущений относятся:

  • повреждение лицевого нерва (например, паралич Белла) может снизить жевательную функцию и, следовательно, изменить вкус;
  • аутоиммунное расстройство, известное как синдром Шегрена, вызывающее снижение выработки слюны. Это связано с тем, что вкусовые рецепторы могут определять вкус при условии правильного смешения пищи со слюной;
  • глоссодония – состояние, характеризующееся жжением на поверхности языка, что в некоторых случаях приводит к потере вкуса;
  • прием некоторых лекарственных препаратов, например тетрациклина (антибиотик), карбоната лития (антипсихотик).

Болезненность языка

Такое расстройство обычно связывается с травмами языка:

  • прикус этого мышечного органа, а также его ожог очень горячей или кислой пищей;
  • несоответствие расположения верхнего и нижнего ряда зубов;
  • скрежет зубами (бруксизм).

Кроме того, болезненность этого органа может быть одним из симптомов некоторых видов заболеваний таких, как диабет, кожные патологии, анемия и дефицит витаминов.

«Черный волосатый язык»

Это расстройство проявляется окрашиванием разросшихся ороговевших сосочков на спинке языка в темно-желтый, коричневый, зеленый или черный цвет. Нитевидные ороговевшие сосочки задерживают пищу и бактерии, создавая характерную темную «шерсть» на поверхности языка.

Возникновение этой редкой патологии связывают с:

  • курением сигарет;
  • приемом антибиотиков;
  • прохождением курса химиотерапии при лечении рака головы или шеи.

Также разрастание, ороговение и окрашивание нитевидных сосочков может быть связано с плохой гигиеной ротовой полости.

Глоссодиния и глоссит

Основным симптомом глоссодинии является ощущение жжения на поверхности языка. Разные виды глоссита в основном характеризуется покраснением и отечностью этого органа. К причинам, вызывающим эти расстройства, относят инфекции, стрессы и механические повреждения.

Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

С 5-го класса требования к знаниям резко возрастают. Отрывочными разрозненными знаниями не обойтись. Нужна система представлений о языке, его уровнях и единицах. Знания нужно уметь применять, например в разборах. Поэтому здесь вся теория школьного курса изложена последовательно, по главам. В конце каждой главы тест. Ответы узнаешь сразу! Согласись, это очень удобно. И важно. Важно узнать про ошибку сразу, как только она допущена и не закрепилась в сознании в качестве твоего личного «правильного» варианта.
Главы читай по параграфам. Итоговый тест в конце каждой главы посложнее, чем тест в разделе Проба сил.  Если что-то не запомнилось, не беда: вернитесь к тексту ещё раз.

Вопросы в тестах — моя особая гордость, потому что они не простые, а обучающие. Они учат думать, не сбиваться, если увидел непривычную формулировку, хорошо ориентироваться, замечать подсказки, использовать логику. Тесты выполняются очень быстро, всего за несколько минут. Но поверь, это отличный метод закрепления только что прочитанного материала.

Есть у нашего теоретического раздела и ещё одно новшество. Мы намеренно отказались от скучных таблиц и схем. Наш художник закодировал в цветных иллюстрациях всю важную информацию. Работают и цвет, и форма изображений. В иллюстрациях нет случайностей: они информативны, в них заложена система знаний. Кто захочет отнестись к ним с вниманием и интересом, существенно облегчит себе и понимание, и запоминание материала. Для повторения уже не придётся перечитывать параграфы. Посмотришь на картинку и вспомнишь то, что нужно. Слова — это только слова. А когда учишься, лучше подключать все каналы получения информации. Мы проверили наши грамматические картинки на знакомых ребятах. Сработало, да ещё как! Надеемся, и ты оценишь то, как на этом сайте преподаётся лингвистическая теория.
Авторы раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В., Кутырев А. Ю.

  • Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись

    §1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
    §2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
    §3. Состав слова. Морфемика
    §4. Производство слов. Словообразование
    §5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
    §6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
    §7. Уровни языка и языковые единицы
    §8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 2. Фонетика

    §1. Звук
    §2. Транскрипция
    §3. Гласные и согласные звуки
    §4. Способ образования согласных
    §5. Звонкие и глухие согласные
    §6. Твёрдые и мягкие согласные
    §7. Обозначение мягкости согласных на письме
    §8. Место образования согласных
    §9. Позиционные изменения звуков
       1. Сильные — слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция 
       2. Сильные — слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
    §10. Буквы и звуки
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 3. Лексика

    §1. Значение слова
       1. Однозначные — многозначные слова
       2. Прямое — переносное значение слова
       3. Отношения между словами на основе их значения
    §2. Фразеология
    §3. Происхождение слов
    §4. Употребительность слов.
    §5. Стилистические пласты лексики
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 4. Морфемика

    §1. Морфема
    §2. Виды словообразовательных морфем
    §3. Виды формообразующих морфем
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 5. Словообразование

    §1. Что такое словообразование
    §2. Производная и производящая основы
    §3. Средства словообразования
    §4. Способы словообразования
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 6. Морфология. Части речи

    §1. На чём строится классификация слов по частям речи?
    §2. Части речи
    §3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?
    §4. Служебные — самостоятельные части речи
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 7. Морфология. Имя существительное

    §1. Общая характеристика имени существительного
    §2. Морфологические признаки существительных
    §3. Нарицательные — собственные имена существительные
    §4. Одушевлённость — неодушевлённость
    §5. Род
    §6. Склонение
    §7. Число
    §8. Падеж 
    §9. Синтаксическая роль существительных в предложении
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 8. Морфология. Имя прилагательное

    §1. Общая характеристика имени прилагательного
    §2. Морфологические признаки прилагательных
    §3. Разряды прилагательных по значению
    §4. Полная и краткая формы качественных прилагательных
    §5. Степени сравнения
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 9. Морфология. Имя числительное

    §1. Общая характеристика имени числительного
    §2. Разряд по значению
    §3. Структура числительных
    §4. Количественные числительные. Морфологические особенности
    §5. Порядковые числительные. Морфологические особенности
    §6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными 
    §7. Синтаксическая роль в предложении
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 10. Морфология. Местоимения

    §1. Общая характеристика местоимения как части речи
    §2. Разряды по значению
    §3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами
       1. Местоимения, соотносимые с существительными
       2. Местоимения, соотносимые с прилагательными
       3. Местоимения, соотносимые с числительными
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 11. Морфология. Глагол

    §1. Общая характеристика глагола как части речи
    §2.  Виды глагола
    §3. Переходность
    §4. Возвратность
    §5. Спряжение
    §6. Наклонение
    §7. Время
    §8. Лицо
    §9. Род
    §10. Число
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 12. Морфология. Причастие

    §1. Что чем считать?
    §2. Общая характеристика причастия
    §3. Формы причастий
    §4. Полная — краткая форма страдательных причастий.
    §5. Образование причастий
    §6. Причастия — не причастия: отглагольные прилагательные 
    §7. Причастный оборот
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 13. Морфология. Деепричастие

    §1. Что чем считать?
    §2. Общая характеристика деепричастий
    §3. Образование деепричастий
    §4. Деепричастный оборот 
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 14. Морфология. Наречие

    §1. Общая характеристика наречия
    §2. Разряды по значению
    §3. Качественные наречия. Степени сравнения
    §4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния 
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 15.

    Морфология. Категория состояния

    §1. Категория состояния. Общая характеристика
    §2. Омонимия. Различение омонимов
    §3. Альтернативная точка зрения
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 16. Морфология. Предлог

    §1. Общая характеристика предлогов
    §2. Образование предлогов. Непроизводные — производные предлоги
    §3. Структура предлогов. Простые — составные предлоги
    §4. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 17. Морфология. Союз

    §1. Общая характеристика союзов
    §2. Образование союзов. Непроизводные — производные союзы
    §3. Структура союзов. Простые — составные союзы
    §4. Функция (роль) союзов: сочинительные — подчинительные союзы
    §5. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 18. Морфология. Частица

    §1. Общая характеристика частиц
    §2. Формообразующие и смысловые частицы
    §3. Смысловые частицы. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 19.

    Морфология. Междометие

    §1. Общая характеристика междометий
    §2. Образование междометий
    §3. Разряды по значению
    §4. Синтаксическая роль междометий
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 20. Синтаксис. Предмет и единицы синтаксиса

    §1. Предмет синтаксиса
    §2. Единицы синтаксиса
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

    §1. Словосочетание. Типы словосочетаний. Схемы словосочетаний
    §2. Синтаксические связи слов: согласование, управление, примыкание
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 22. Синтаксис. Предложение

    §1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания
    §2. Классификации предложений
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 23. Синтаксис. Простое предложение. Структура простого предложения

    §1. Структура простого предложения
    §2. Двусоставные-односоставные предложения
    §3. Распространённые-нераспространённые предложения
    §4. Полные-неполные предложения
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 24. Синтаксис. Главные члены предложения в двусоставном предложении

    §1. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое
         Подлежащее
         Чем выражено подлежащее
         Сказуемое
         Простое и составное сказуемое
         Составное глагольное сказуемое
         Составное именное сказуемое
         Именная часть составного именного сказуемого
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения

    §1. Общие понятия
    §2. Дополнение
    §3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение
    §4. Обстоятельство 
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 26. Синтаксис. Односоставные предложения

    §1. Общие данные
    §2. Односоставные предложения с главным членом — подлежащим
          Назывные предложения
    §3. Односоставные предложения с главным членом — сказуемым
          Определённо-личные предложения
          Неопределённо-личные предложения
          Обобщённо-личные предложения
          Безличные предложения
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 27. Синтаксис. Неполные предложения

    Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений

    §1. Однородные члены предложения
    §2. Обособление
    §3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
    §4. Обращение
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 29. Синтаксис. Однородные члены предложения

    §1. Однородные члены предложения
    §2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах
    §3. Различение однородных и неоднородных определений
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 30. Синтаксис. Обособленные члены предложения

    §1. Обособление. Общее понятие
    §2. Обособленные определения
    §3. Обособленные приложения
    §4. Обособленные дополнения
    §5. Обособленные обстоятельства
    §6. Обособление сравнительных оборотов
    §7. Обособленные уточняющие члены предложения
    Проба сил. итоговый тест 

  • Глава 31. Синтаксис. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

    §1. Вводные слова и сочетания
    §2. Вводные предложения
    §3. Вставные конструкции
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 32. Обращение

    Обращение
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 33. Синтаксис. Прямая речь

    §1. Прямая речь
    §2. Взаимное расположение компонентов 
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 34. Синтаксис. Цитирование

    Цитата
    Способы оформления цитат 
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 35. Синтаксис. Сложное предложение

    §1. Сложное предложение. Общие понятия
    §2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения
    §3. Классификация сложных предложений
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 36. Синтаксис. Сложносочинённые предложения

    §1. Общие понятия
    §2. Классификация сложносочинённых предложений
          Виды ССП
          Схемы ССП 
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 37. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения

    §1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика
    §2. Классификация СПП по значению и союзным средствам
    §3. Средства синтаксической связи в СПП
    §4. Место придаточного предложения относительно главного 
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 38. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

    Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными
    Последовательное подчинение
    Параллельное подчинение
    Однородное подчинение 
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 39. Синтаксис. Бессоюзные сложные предложения

    §1. Общие понятия
    §2. Классификация бессоюзных сложных предложений
    Проба сил. Итоговый тест 

  • Глава 40. Сложные предложения смешанного типа с разными видами синтаксической связи

    §1. Общие понятия
    §2. Виды комбинаций
          Сочинительная и бессоюзная связь
          Подчинительная и бессоюзная связь
          Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь
          Сочинительная и подчинительная связь
    Проба сил. Итоговый тест 

Как работает язык | Psychology Today

Мы все воспринимаем язык как должное, но мы полагаемся на него на протяжении всей жизни, чтобы выполнять ряд функций. Представьте, как вы могли бы сделать все, что могли бы сделать, даже за один день, без языка: купить товар в магазине, предоставить или запросить информацию, провести время дня, выразить мнение, признаться в вечной любви, согласиться или не согласиться. , сигнализируя о неудовольствии или радости, споря, оскорбляя кого-то и так далее. Представьте себе, как другие формы поведения могли бы осуществляться без языка: такие ритуалы, как брак, деловые встречи, использование Интернета, телефона и так далее. Хотя некоторые из этих вещей мы могли бы выполнить без языка (например, церемония бракосочетания), менее ясно, как в отсутствие телепатии можно было бы совершить телефонный звонок или отправить электронное письмо.

Почти во всех ситуациях, в которых мы оказываемся, язык позволяет быстро и эффективно выражать свои мысли и предоставляет хорошо развитые средства кодирования и передачи сложных и тонких идей. На самом деле эти понятия кодирования и передачи оказываются важными, поскольку они связаны с двумя ключевыми функциями, связанными с языком, символической функцией и интерактивной функцией, идеями, которые я представил в предыдущем посте: для чего мы используем язык? Здесь я более подробно рассматриваю, что это за функции, и как они работают.

Символическая функция языка
Одной из важнейших функций языка является выражение мыслей и идей: язык кодирует и воплощает наши мысли. Язык делает это с помощью символов. Символы — это «кусочки языка». Это могут быть значащие части слов (например, отвращение как в отвращение ), целые слова (например, кот, бег, завтра ) или «цепочки» слов (например, Он мог не написать поп-джингл, не говоря уже о целом мюзикле ). Эти символы состоят из форм, которые могут быть произнесены, написаны или подписаны, и значений, с которыми эти формы обычно сочетаются. На самом деле символ лучше называть символической сборкой, так как он состоит из двух условно связанных частей. Короче говоря, эта символическая сборка представляет собой пару форма-значение.

Форма может быть звуком, как в [kæt] – здесь я представляю звуки речи с помощью символов Международного фонетического алфавита. Форма может быть орфографическим представлением, которое мы видим на странице: кот , или знаковый жест на языке жестов. Значение — это обычное идейное или семантическое содержание, связанное с символом. Символическое собрание формы и значения представлено на следующем изображении.

Символическое собрание формы и значения

Источник: Vyvyan Evans (2019)

Однако важно понимать, что изображение кошки на этом изображении предназначено для представления не какого-то определенного референта в мире, а но идея кота. Изображение представляет значение, условно связанное с формой, произносимой на английском языке как [kæt]. Значение, связанное с лингвистическим символом, связано с конкретным ментальным представлением, называемым понятием.

Понятия, в свою очередь, вытекают из восприятий. Например, рассмотрим фрукт, такой как груша. Различные участки мозга воспринимают его форму, цвет, консистенцию, вкус, запах и так далее. Этот разнообразный спектр перцептивной информации, поступающей из «внешнего мира», объединяется в единый ментальный образ — представление, доступное сознанию, — что порождает концепцию Пира. Когда мы используем язык и произносим форму «груша», этот символ соответствует общепринятому значению и, следовательно, «подключается» к понятию, а не напрямую к физическому объекту во внешнем мире (см. рисунок ниже).

Уровни репрезентации

Источник: Вивьян Эванс (2019)

Наши когнитивные способности интегрируют необработанную перцептивную информацию в связное и четко определенное восприятие. Таким образом, значения, закодированные лингвистическими символами, относятся к ментальному представлению реальности, истолкованному человеческим разумом, опосредованному нашими уникальными системами восприятия и понятий.

Выше я заметил, что символическая функция языка служит для кодирования и воплощения наших мыслей. Теперь мы можем уточнить эту точку зрения. В то время как наши концептуализации — способы, которыми мы истолковываем или «видим» диапазон ощущений, переживаний, размышлений и т. д., составляющих нашу ментальную жизнь — кажутся неограниченными по масштабу, язык представляет собой ограниченную и действительно ограничивающую систему для выражения. мысли; мы все испытывали разочарование из-за того, что не могли «изложить идею словами». В конце концов, существует конечное число слов, каждое из которых имеет ограниченный набор общепринятых значений. Таким образом, с этой точки зрения язык просто дает подсказки для построения концептуализации, которая намного богаче и сложнее, чем минимальные значения, предоставляемые языком.

Использование языка для создания богатых значений
Соответственно, то, что кодирует язык, не является мыслью в ее сложной целостности, а вместо этого рудиментарными инструкциями концептуальной системе — нашему хранилищу понятий — для доступа или создания богатых и сложных идей, известных технически как симуляции. Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим следующий пример:

(1) Кошка перепрыгнула через стену.

Это предложение описывает прыжок кошки. Прежде чем читать дальше, выберите диаграмму (a)–(d) на рисунке ниже, которая, на ваш взгляд, лучше всего отображает траекторию прыжка.

Возможные траектории для: «Кошка перепрыгнула через стену»

Источник: Вивьян Эванс (2019)

Я предполагаю, что вы выбрали четвертую диаграмму, (d). В конце концов, общепринятая интерпретация предложения состоит в том, что кошка начинает прыжок с одной стороны стены, движется по дугообразной траектории и приземляется на другой стороне стены. Изображение (d) лучше всего отражает эту интерпретацию.

На первый взгляд это упражнение кажется простым. Однако даже такое простое предложение, как (1), вызывает ряд недоумений. В конце концов, откуда мы знаем, что траектория прыжка кошки имеет вид, представленный в (d)? Какая информация содержится в предложении, которое обеспечивает эту интерпретацию и исключает траектории, представленные в (a–c)?

Несмотря на то, что предложение в (1) обычно считается недвусмысленным, оно содержит ряд слов, которые можно интерпретировать по-разному. Поведение, описываемое прыжком, потенциально может включать различные формы траекторий. Например, прыжок с земли на стол включает траекторию, представленную на изображении (а). Прыжки на батуте относятся к траектории, представленной на изображении (b). Банджи-джампинг включает в себя траекторию, представленную на изображении (с), на которой банджи-джампер останавливается непосредственно перед контактом с поверхностью. Наконец, перепрыгивание через лужу, препятствие, стену и т. д. происходит по дугообразной траектории, как на изображении (d).

Если лексическая единица прыжок сама по себе не определяет дугообразную траекторию, но неопределенна в отношении формы траектории, то, возможно, за это отвечает предлог над . Тем не менее, over также может иметь ряд возможных интерпретаций. Например, над в этом предложении может означать «через», когда мы идем по мосту (горизонтальная траектория). Это может означать «выше», когда существо, подобное колибри, находится над цветком (выше, но в непосредственной близости от него). Равно, над может означать «выше», когда самолет пролетает над городом (намного выше и не в непосредственной близости). Это лишь некоторые из возможностей. Из этого краткого обсуждения следует, что английское слово вместо может использоваться, когда речь идет о различных видах или размерах пространства, а также о ряде различных траекторий или путей движения.

Рассмотрим еще одно усложнение. Изображение (d) в решающей степени представляет движение кошки, заканчивающееся в точке на противоположной стороне стены относительно начальной позиции прыжка. Тем не менее, ни один лингвистический элемент в предложении явно не предоставляет нам эту информацию.

Таким образом, предложение в (1) иллюстрирует следующий момент: даже в обыденном предложении сами слова, хотя и обеспечивают значения, лишь частично ответственны за концептуализацию (или симуляцию), порожденную этими значениями. Мысль опирается на богатый массив энциклопедических знаний. Например, при построении интерпретации, основанной на предложении в (1), это включает, по крайней мере, следующее знание:

i) что тип прыжков, который выполняют кошки, включает в себя преодоление препятствий, а не банджи-джампинг;
ii) что если кошка начинает прыжок в точке с одной стороны препятствия и проходит через точку над этим препятствием, то гравитация гарантирует, что кошка остановится на другой стороне препятствия;
iii) что стены являются непреодолимыми препятствиями для движения вперед;
iv) что кошки знают об этом и поэтому пытаются обойти препятствие, преодолев его.

Мы используем всю эту информацию (и многое другое) при построении богатой концептуализации — симуляции — связанной с предложением в (1). Сами слова являются просто подсказками для процесса построения симуляции.

Таким образом, мы установили, что одной из функций языка является представление или символизация понятий. Лингвистические символы, или, точнее, символические сборки, позволяют это сделать, служа подсказками для построения гораздо более сложных симуляций. Теперь я перехожу ко второй функции языка.

Интерактивная функция языка
В наших повседневных социальных контактах язык выполняет интерактивную функцию. Недостаточно, чтобы язык просто соединял формы и значения. Эти сочетания форма-значение должны быть распознаны и доступны другим в нашем сообществе. В конце концов, мы используем язык для того, чтобы «донести наши идеи»: чтобы общаться. Это включает в себя процесс передачи говорящим, а также декодирование и интерпретацию слушающим, процессы, которые включают построение симуляций (см. рисунок ниже).

Симуляция на работе

Источник: Vyvyan Evans (2019)

Сообщения, которые мы выбираем для общения, могут выполнять различные интерактивные и социальные функции. Например, мы можем использовать язык, чтобы изменить мир или заставить вещи происходить:

(2) a. Я объявляю вас мужем и женой.
б. Выходя, закрой дверь!

Высказывание в (2а), произнесенное лицом с соответствующей квалификацией, например, членом духовенства, имеющим лицензию на заключение браков, в соответствующей обстановке, например, в церкви, в присутствии двух взрослых, не состоящих в браке, которые соглашаются соединиться супружество приводит к необратимому изменению социальных, правовых и даже морально-духовных отношений между двумя людьми. То есть сам язык может служить речевым актом, который навсегда изменяет аспект нашей реальности.

Аналогично, в примере (2b) высказывание представляет собой команду, которая также является типом речевого акта. Язык обеспечивает средство общения, позволяя нам делиться своими пожеланиями и стремлениями. Более того, то, как эти пожелания и стремления выражены, сигнализирует о том, кто мы есть, и какие у нас отношения с нашим адресатом. Например, мы вряд ли отдали бы такую ​​команду, как (2b), королеве Соединенного Королевства.

Еще один способ, которым язык выполняет интерактивную функцию, связан с понятием экспрессивности. Язык «загружен», что позволяет нам выражать свои мысли и чувства по поводу мира; подумайте о совершенно разных идеях, вызванных следующими выражениями, которые могут использоваться разными говорящими по отношению к одному и тому же человеку:

(3) а. выдающийся актер
b. лихой дамский угодник

В то время как пример в (3a) фокусируется на профессии человека и относительном положении человека в этой профессии, пример в (3b) фокусируется на аспектах их внешности, личности, поведения и компании индивида держит. Более того, хотя оба этих предложения относятся к актеру-мужчине, из предложения в (3а) нельзя вывести пол человека — в сегодняшнем языке обозначение актера может относиться как к мужчине, так и к женщине — это можно сделать из второго предложения. предложение обусловлено нормативными моделями языкового поведения и социальными стереотипами. Мы обычно используем выражение лихой для описания физических качеств и личности мужчин, а не женщин, в то время как женский угодник может относиться только к мужчине.

Язык также играет роль в том, как мы влияем на других людей в мире и как мы заставляем других чувствовать себя, выбирая слова. Короче говоря, язык может предоставить информацию об аффекте (эмоциональной реакции):

(4) а. Замолчи!
б. Мне ужасно жаль прерывать вас, но… . .

Эти примеры также иллюстрируют то, как мы представляем себя публично через язык. Язык, который мы выбираем, передает информацию о нашем отношении к другим, к самим себе и к ситуациям, в которых мы оказываемся.

Язык также можно использовать для создания сцен или кадров опыта, индексации и даже построения определенного контекста. Использование языка может вызывать фреймы, вызывающие богатые структуры знаний, которые вызывают и заполняют фоновые знания:

(5) a. Как дела?
б. Давным-давно . . .

Пример в (5a) создает кадр приветствия, сигнализирующий о признании другого человека и о том, что они впервые встретились. Это также сигнализирует о степени формальности, какие выражения типа «привет, как дела»? или привет не будет. Точно так же высказывание в (5b) сигнализирует о начале сказки. Просто услышав или прочитав выражение в (5b), вызывается весь фрейм, который определяет, как мы реагируем на то, что последует, каковы наши ожидания и так далее.

Короче говоря, мы видели, что не только язык кодирует определенные значения, но и благодаря этим значениям и формам, используемым для обозначения этих значений, которые составляют часть общего знания в конкретном речевом сообществе, язык может служить интерактивному функция. И при этом он одновременно облегчает и обогащает общение несколькими способами.

Как работает язык — Дэвид Кристал — Книги — Обзор

Книги|Книга о языке без измененной фонемы

https://www. nytimes.com/2006/12/18/books/18dick.html

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Books of the Times

Пол Диксон

Когда я впервые начал читать книгу Дэвида Кристала «Как работает язык», я был немного озадачен. Казалось, он движется слишком быстро и слишком резко по темам и подтемам. Не было переходов и болтливых отступлений. Это было похоже на сидение на заднем сиденье такси, водитель которого упирался ногой в пол.

Тогда я понял. Что сделал г-н Кристал, широко известный как ведущий авторитет в области лингвистики, так это взял на себя роль мастера дистилляции знаний, который берет весь предмет языка и разливает его в 73 четко маркированных бутылочки, каждая из которых начинается со слова «как». — например, «Как мы используем тон голоса», «Как дети учатся понимать», «Как работает разговор».

Эта книга не предназначена для чтения как повествование. Сам автор советует не обязательно читать эту книгу «слева направо». Он сравнивает это с руководством по эксплуатации автомобиля, в котором раздел, посвященный шинам, можно читать независимо от раздела, посвященного фарам. Книга знакомит нас с тонкостями устной, письменной и жестовой речи. Он охватывает такие темы, как лексикография, грамматика, сравнительное языкознание, с обширными разделами о диалектах, дислексии, дискурсе, многоязычии и многом другом.

Он снова и снова добивается успеха благодаря ясности, остроумию и энтузиазму. Г-н Кристал, британец, является тем редким академическим лингвистом, который может авторитетно обсуждать язык, не прибегая к многосложному жаргону, который часто служит стеной вокруг этой научной области.

Задумывались ли вы когда-нибудь: «Как рождаются языки»? Эта глава — прекрасный пример того, как он ловко объясняет тайную тему. В главе основное внимание уделяется «контактным языкам», которые возникают, когда две культуры вступают в контакт и нуждаются в быстром общем языке, часто по причинам торговли. Как он указывает, они известны как пиджины, и когда пиджин становится предпочтительным языком для сообщества, он становится креольским.

Дэвид КристалКредит… Хиллари Кристал

Установившееся мнение состояло в том, что эти языки развиваются независимо, и каждый из них уникален, независимо от того, основан ли он на английском или датском. Но г-н Кристал говорит, что современные исследования убедительно свидетельствуют о том, что все эти языки произошли от португальского пиджина 15-го века. По мере того, как португальцы исследовали Азию, Африку и Америку, этот прототип пиджина распространялся, и синтаксис оставался на месте, поскольку слова менялись, чтобы адаптироваться к другим языкам. Но до сих пор сохранились свидетельства существования этого старого португальского пиджина. Например, в английских пиджинах и креольских языках осталось несколько португальских слов, таких как «savi» для «знания» и «palava» для «неприятностей».

Еще одна тема, с которой мистер Кристал ловко справляется, — это язык жестов. Изложив все общепринятые представления о языке жестов (то есть, это не более чем система изощренных жестов, а вовсе не настоящий язык, что существует только один язык жестов), он объявляет все это неверным. Он говорит, что жестовые языки — это настоящие языки и что они развиваются независимо как языки даже в пределах одной и той же говорящей группы. Британский язык жестов и американский язык жестов не являются взаимно понятными. Когда «Дети меньшего бога», пьеса Марка Медоффа о глухоте, впервые была показана в Лондоне, актеры использовали американский язык жестов, и пользователям британской версии приходилось переводить знаки.

Снова и снова высказывается мнение и иллюстрируется фактом или анекдотом, который идеально доводит его до сознания. Например, он говорит нам, что каждый разговорный язык развился из большого набора звуковых единиц, на которые способен человеческий голос, но ни один язык не использует все доступные ему звуковые единицы. Его свидетельство состоит в том, что английский язык имеет (с некоторыми акцентами) 44 звуковых единицы, ротокас на островах Тихого океана — только 11, а !Xu в Южной Африке при произнесении произносит 141 звуковую единицу.

This entry was posted in Семантическое ядро