• Главная

3. Особенности организации личностно-ориентированного направления в организационном консультировании. Консультативная помощь в продвижении по службе


7.4. Консультативная помощь в продвижении по службе, поддержании и сохранении работоспособности

В своем исследовании Р.С. Немов обращает внимание на тот факт, что причины неудач в продвижении по служ­бе могут носить как объективный, так и субъективно-психологический характер. Очевидно, что устранить при­чины объективного характера с помощью психологичес­ких средств воздействия не представляется возможным. В связи с этим остановимся на выявлении причин субъек­тивно-психологического свойства.

Наиболее распространенными общими психологичес­кими причинами неудач в продвижении по службе могут быть следующие1.

1. Незнание клиентом условий, в силу которых он мо­жет или не может реально претендовать на продвиже­ние по службе.

Эта причина достаточно легко устраняется и может быть выявлена в результате личной беседы психолога-консультанта с клиентом. Для этого достаточно задать клиенту следующие вопросы:

  • Знаете ли вы то, от чего зависит ваше продвижение по службе и что обеспечит его практически?

  • Каковы условия, при которых вы можете успешно про­двигаться по службе?

  • Соответствуете ли вы и ваши возможности этим ус­ловиям?

  • Каким конкретно из указанных выше условий вы пол­ностью и не полностью соответствуете?

  • На чем основываются ваши ответы на предыдущие воп­росы? Если они базируются на каких-либо конкрет­ных фактах, то назовите эти факты,

1 Немов Р.С- Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

В том случае, если клиент определенно и быстро, дос­таточно легко ответит на все эти вопросы, можно будет сделать вывод о том, что основная причина его неудач в продвижении по службе не связана со знанием условий такого продвижения.

Может, однако, иметь место случай, при котором от­веты клиента на эти вопросы окажутся не вполне опреде­ленными и точными. В данном случае рекомендация кли­енту может быть следующей: выяснить, при каких усло­виях возможно его продвижение по службе, что этому может способствовать или препятствовать.

2. Неспособность клиента производить благоприят­ное впечатление на тех людей, от которых зависит его продвижение по службе.

В том случае, если причина неудач клиента — его не­способность производить благоприятное впечатление на людей, то желательно будет научить клиента, как это лучше делать. Для этого рекомендуется оказать помощь в освоении знаний невербального общения, правил эф­фективного взаимодействия и межличностного восприя­тия (социальной перцепции).

3. Завышенный уровень притязаний клиента в продвижении по службе, не вполне соответствующий его способностям и реальным возможностям.

Это тот случай, когда клиент продвигается по службе, но то, как это происходит, его не устраивает. В этом слу­чае основная задача консультанта будет состоять в том, чтобы убедить клиента снизить свой уровень притязаний.

Одной из проблем, с которыми сталкивается психо­лог-консультант в организации, является проблема сни­жения работоспособности человека. Причем запрос на оказание помощи может исходить как от самого сотруд­ника, так и от его непосредственного руководства.

Существует несколько вероятных причин снижения ра­ботоспособности человека, и их можно разделить на две группы: психологические причины и физиологические причины1. Часто они сосуществуют друг с другом и дей­ствуют совместно, оказывая комплексное влияние на ра­ботоспособность человека.

Психологическими называются такие причины, кото­рые ведут к понижению работоспособности вследствие дей­ствия одного из следующих факторов:

  • отсутствие должной мотивации деятельности, интере­са человека к тому виду занятий, в котором снижает­ся работоспособность;

  • достаточно сильная озабоченность человека чем-то, что отвлекает его от основной работы;

  • неблагоприятное эмоциональное состояние человека в данный момент времени, например фрустрация, апа­тия, скука, безразличие и т.п.;

  • неверие в успех дела, связанное с одним из следую­щих обстоятельств: неуверенность человека в себе, от­сутствие надежды на успех дела в данных конкрет­ных условиях.

Физиологическими называются следующие причины снижения работоспособности:

  • болезнь;

  • усталость, слабость нервной системы, ее повышенная утомляемость;

■ общая физическая ослабленность организма.

Рассмотрим, как определить, какая из названных причин или групп причин является реально действующей, какие рекомендации психолог-консультант в каждом та­ком случае может предложить клиенту.

Первую из названных причин — отсутствие мотива­ции — можно идентифицировать в результате прямого разговора с клиентом и выяснения того, есть ли у него интерес к занятиям соответствующим видом деятельнос­ти. Р.С. Немов отмечает, что отсутствие должной моти­вации деятельности у клиента можно установить и кос­венным путем, задавая клиенту и получая от него ответы на следующие вопросы1:

  1. Что интересного для себя вы находите в той работе, в процессе которой вы замечаете, что у вас снижается работоспособность?

  2. Что можно и нужно сделать для того, чтобы соот­ветствующая работа стала для вас более привлекатель­ной и интересной?

  3. Что изменится в вашей жизни, если вы совсем пе­рестанете заниматься этой работой?

  4. Можно ли данную работу для вас заменить какой-либо другой?

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

Выяснив реальность первой из указанных выше при­чин, вернее — наличие положительной мотивации к дея­тельности, психолог-консультант может далее переходить к выяснению второй причины — отвлечения внимания или наличия конкурирующей мотивации.

Действенность этой возможной причины определяет­ся следующим способом2. Клиента спрашивают, есть ли у него в данный момент времени, в текущий период его жизни какие-либо другие проблемы, которые не позво­ляют ему полностью сосредоточиться на деле, в связи с которым он и жалуется на снижение работоспособности. Если выяснится, что такие проблемы есть, то это будет означать, что возможной причиной снижения работоспо­собности клиента являются именно эти проблемы. В слу­чае отсутствия у клиента других проблем такое предпо­ложение является маловероятным.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

2 Там же.

Неблагоприятные эмоциональные состояния можно выявить, наблюдая за поведением клиента во время кон­сультации. Если в процессе разговора с психологом-кон­сультантом клиент постоянно находится в состоянии по­вышенного эмоционального возбуждения и психологичес­кого напряжения, то вполне можно предположить, что в таком же состоянии он находится и во время той работы, в которой у него снижается его работоспособность.

Клиенту далее можно задать ряд вопросов, ответы на которые покажут, действительно ли ему свойственны от­рицательные эмоциональные переживания, возникающие тогда, когда он работает.

Такими вопросами могут быть, например, следующие:

  • Какие эмоции вы обычно переживаете во время рабо­ты: положительные или отрицательные?

  • Беспокоитесь ли вы о чем-либо, когда работаете? Если да, то о чем конкретно?

Неверие в свой успех как возможная причина сниже­ния работоспособности или наличие отрицательных ожи­даний (ожиданий неудачи), связанных с выполняемой работой, констатируется по ряду признаков. Прежде все­го, по ответам клиента, на вопросы типа:

Если клиент дает на эти вопросы положительные от­веты, то это позволяет сделать вывод о том, что ожида­ния клиента также являются положительными.

Неуверенность в себе как причина снижения работоспо­собности может быть установлена по поведению клиента и по его ответам на соответствующие вопросы психолога-кон­сультанта. Если клиент ведет себя достаточно уверенно, если он так же уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то это является основанием для предположения, что подобная уверенность свойственна ему и в работе.

Если же клиент ведет себя недостаточно уверенно и так же не вполне уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то можно сделать вывод, что неуверенность в себе, вероятно, свойственна ему и в работе. Можно задать дополнительные вопросы:

  • Всегда ли вы чувствуете себя достаточно уверенно, ког­да занимаетесь работой?

  • Верите ли вы в то, что в этой работе сможете добиться успеха?

В том случае, если причина снижения работоспособнос­ти клиента имеет чисто физиологический характер (небла­гоприятное состояние организма), то клиенту все же следу­ет дать некоторые рекомендации психологического свой­ства, так как определенное влияние на физическое состоя­ние человека оказывают психологические факторы1.

Прежде всего здесь надо иметь виду то, что положи­тельные эмоции повышают, а отрицательные эмоции по­нижают работоспособность человека. Следовательно, не­обходимо стремиться к тому, чтобы работа вызывала у человека преимущественно положительные эмоции и по мере возможности исключала отрицательные эмоциональ­ные переживания. Следует также помнить о том, что со­стояние усталости легче предупредить, чем устранить, если оно уже возникло.

По этой причине для поддержания работоспособности на достаточно высоком уровне важно заботиться о созда­нии оптимального режима работы. Такой режим заклю­чается в том, чтобы не допускать возникновения выра­женного состояния физической усталости, делая в рабо­те частые, небольшие перерывы на отдых, рассчитанные на достаточно быстрое восстановление сил2.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

2 Там же.

studfiles.net

3.3. Практические рекомендации по проведению личностно-ориентированного консультирования в рамках организации Руководство личными отношениями людей

В большинстве исследований отмечается, что чаще всего личные и деловые проблемы в реальных челове­ческих отношениях сопутствуют друг другу, очень ред­ко возникают и решаются в отдельности друг от друга. Как правило, у одного и того же человека они возника­ют одновременно и в своей динамике непосредственно зависят друг от друга. Так, человек, имеющий пробле­мы личного характера, как правило, испытывает зат­руднения и в деловых отношениях. И наоборот: тот, у кого есть деловые проблемы, редко не имеет проблем личного характера1.

Поэтому, проводя психологическое консультирование по вопросам делового руководства людьми, управления их деловыми взаимоотношениями, следует вначале вы­яснить, нет ли у них проблем личного характера, меша­ющих установлению нормальных деловых взаимоотно­шений.

Р.С. Немов описывает типичные ситуации, в ко­торых такие проблемы возникают, и предлагает рассмот­реть особенности проведения психологического консуль­тирования в соответствующих случаях2. Обратимся к не­которым из них.

Ситуация 1. У руководителя коллектива имеются отрицательные черты характера, которые невольно про­являются в его взаимоотношениях с людьми.

С этой ситуацией, по мнению Р.С. Немова, психолог-консультант чаще всего сталкивается тогда, когда к нему обращается или малоопытный, или опытный, достаточ­но давно работающий в должности руководителя клиент. Если речь идет о молодом руководителе, то он, как правило, не осознает недостатки своего характера. Если же дело касается опытного руководителя, то он их осоз­нает, хотел бы, но не в состоянии от них практически избавиться1.

1 Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

2 Там же.

В первом из указанных случаев задача психолога-кон­сультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту осоз­нать собственные характерологические недостатки, а во втором случае — в том, чтобы помочь от них избавиться. Работа должна проводиться в несколько этапов.

1 этап. Определение недостатков, имеющихся в ха­рактере клиента-руководителя. Для реализации этой за­дачи психолог-консультант;

  • проводит беседу о ситуациях, в которых у руководите­ля реально и чаще всего возникают проблемы во взаи­моотношениях с людьми;

  • формулирует гипотезу (на основе рассказа клиента) о тех недостатках в характере, которые мешают клиен­ту устанавливать нормальные взаимоотношения с под­чиненными людьми;

  • проверяет на достоверность выдвинутую гипотезу с помощью различных методик (личностных опросни­ков и проективных методов).

2 этап. Ознакомление клиента с полученной досто­верной, научно-обоснованной информацией. На данном эта­пе работы с клиентом психолог-консультант старается убе­дить клиента в том, что решение его проблемы, касаю­щейся личных взаимоотношений с подчиненными, зави­сит от него самого, в частности от того, признает ли он свои недостатки и сможет ли он избавиться от них. Для этого можно порекомендовать следующее:

■ определить, когда, в общении с кем и при каких обстоятельствах эти недостатки проявляются чаще все­ го и сильнее всего;

  • научиться самостоятельно идентифицировать соответ­ствующие социальные ситуации, наблюдая за проис­ходящим вокруг и за своим собственным поведением;

  • выработать у себя приемы контроля своего поведения в подобных жизненных ситуациях в том случае, если такие ситуации невольно возникают;

  • выработать у себя привычку заранее предупреждать людей, с которыми приходится вступать в личные и деловые контакты, об имеющихся недостатках в соб­ственном характере;

  • научиться приносить извинения людям, невольно по страдавшим из-за непреднамеренного проявления в об­щении с ними недостатков его характера.

3 этап. Принятие плана совместных действий, на­правленных на постепенное избавление клиента от име­ющихся у него характерологических недостатков, рас­считанного на длительный срок. Во время практичес­кой реализации этого плана клиент должен иметь воз­можность регулярно, не реже одного раза в неделю или в две недели, обращаться за советом к психологу-консуль­танту, получая от него дополнительные рекомендации о том, как действовать дальше.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.— 394 с.

Ситуация 2. Подчиненные в отношении руководите­ля проявляют неприязнь и антипатию. Сам же он до конца не понимает, почему это происходит, и не в состо­янии что-либо изменить. Психолог-консультант должен постараться помочь руководителю разобраться в том, по­чему его подчиненные относятся к нему не вполне добро­желательно.

Причин такого отношения подчиненных к руководите­лю может быть несколько. Во-первых, это недоброжела­тельное отношение самого руководителя к своим подчи­ненным. Во-вторых, это вполне определенные, но также недостаточно хорошо контролируемые самим руководи­телем его собственные действия, которые он предприни­мает и которые вызывают ответную, отрицательную ре­акцию со стороны подчиненных. В-третьих, тот факт, что руководитель может невольно напоминать подчиненным человека, который им в прошлом уже доставил немало неприятностей. В-четвертых, это часто встреча­ющаяся в практике общения руководителя с подчинен­ными ситуация, в которой руководитель своими непро­думанными, до конца не осознаваемыми действиями не­вольно вызывает отрицательную реакцию со стороны под­чиненных.

Как отмечает Р.С. Немов1, все указанные причины в реальной жизни могут действовать порознь и совместно, причем в любом их сочетании, и консультант-психолог, прежде чем переходить от анализа ситуации к практи­ческим рекомендациям по решению возникшей пробле­мы, должен будет выяснить ее действительные причины. Действия психолога-консультанта в данной ситуации могут быть следующие.

  • Если реально действующими окажутся первая и вто­рая из упомянутых выше причин, то устранить их можно, изменив отношение самого руководителя к под­чиненным. В этом случае руководитель должен осоз­нать и признать недостатки в своем поведении и на­ учиться контролировать его, внимательно следя за тем, чтобы его поведение и отношение к подчиненным были безусловно доброжелательными.

  • Если ситуация обусловлена третьей или четвертой из названных выше причин, то руководителю сможет в этом помочь психолог-консультант, поработав с теми его подчиненными» с которыми у руководителя не скла­дываются взаимоотношения.

Ситуация 3. Руководитель коллектива не представляет, как правильно вести себя в отношении своих подчинен­ных. Он не может, например, определиться в том, нужно или не нужно устанавливать и поддерживать с ними доста­точно близкие личные взаимоотношения или же ограни­читься только хорошими деловыми взаимоотношениями.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

В этой ситуации психолог-консультант прежде всего должен провести с клиентом разъяснительную работу. Ему следует объяснить клиенту, какими должны быть и обыч­но бывают нормальные взаимоотношения между руково­дителем и его подчиненными, какими достоинствами и недостатками обладают разные виды подобных взаимо­отношений, какие выгоды дает и какие дополнительные проблемы создает установление между руководителем и подчиненными определенных взаимоотношений.

При этом нужно помнить, что выгода от установления таких взаимоотношений состоит в следующем1.

Во-первых, руководитель, имеющий хорошие личные, неофициальные взаимоотношения со своими подчинен­ными, в любой момент может рассчитывать на откры­тость и доверие к себе с их стороны.

Во-вторых, такой руководитель всегда может положить­ся на своих подчиненных и рассчитывать на то, что они его не подведут. Руководитель, имеющий хорошие лич­ные взаимоотношения со своими подчиненными, обосно­ванно может рассчитывать на то, что в любую минуту они его поддержат, пойдут ему навстречу, выполнят то, что требуется без какого-то ни было давления или контроля.

Отрицательные последствия слишком близких взаи­моотношений между руководителем и его подчиненны­ми следующие.

Во-первых, при близких взаимоотношениях с подчи­ненными руководитель в своих решениях оказывается психологически зависимым от подчиненных, не вполне свободным человеком. Он, например, будет не в состоя­нии принимать объективные, самостоятельные решения, особенно тогда, когда эти решения не одобряются его под­чиненными.

Во-вторых, руководитель, психологически зависящий от подчиненных, отчасти теряет контроль и власть над ними и над ситуацией в целом. Со своей стороны, подчи­ненные теряют уважение к нему как к руководителю и перестают с ним считаться.

После этого сам руководитель должен будет решить, стоит или не стоит ему устанавливать определенные вза­имоотношения со своими подчиненными, стоит ли, на­пример, идти на сближение с ними или лучше сохранить психологическую дистанцию.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

studfiles.net

4.3. Содержание кадрового консультирования

Периодические кадровые собеседования, так называе­мые «оценочные интервью», проводятся обычно раз в год» в форме непринужденной, демократичной дискуссии.

Главные задачи оценочного интервью:

  • получить информацию «снизу» о состоянии дел в орга­низации;

  • рассмотреть результаты работы сотрудника, выявить проблемы, наметить пути их устранения;

  • обсудить с сотрудниками его перспективный потенци­ал и направления повышения квалификации1.

В беседе вопросы должны формулироваться так, что­бы ответы не исчерпывались словами «да» или «нет», например:

  • Какую интересную работу вам довелось выполнять в этом году?

  • Как, по вашему мнению, проходит реорганизация в отделе?

  • В какой области вам нужна поддержка или помощь?

  • Чему бы вы хотели научиться, чтобы быстрее и лучше работать?

  • Какая работа была для вас самой трудной?

  • Как вы видите ваше будущее в организации?

  • Каковы, по-вашему, должны быть главные направле­ния вашей деятельности и работы отдела на следую­щий год? На перспективу?

Е.В. Ксенчук и М.К. Киянова выделяют следующие основные правила оценочного интервью2.

  1. Оценочное интервью должно быть диалогом.

  2. Необходимо заранее подготовиться к беседе и дать такую возможность сотруднику.

  3. Беседу лучше проводить в неформальной атмосфе­ре, способствующей дискуссии.

  1. Давать работнику возможность высказаться о своей профессиональной деятельности.

  2. Важно обсудить работу, а не работника.

  3. Обсуждаться должны лишь те вопросы, которые могут быть реально решены.

  4. Нельзя делать заключений, не дав сотруднику выс­казаться и отреагировать на замечания.

  5. Интервью необходимо завершать на положитель­ной ноте.

1 Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с.

2 Там же.

Кадровое консультирование проводится в случае воз­никновения различных ситуаций1:

  • поиск руководителем рационального распределения обязанностей между подчиненными;

  • координация совместных действий подчиненных, пре­доставление им самостоятельности;

  • контроль и оценка деятельности подчиненных, по­ощрения и наказания подчиненных за успехи и не­ удачи и т. д.

Рассмотрим все эти вопросы более подробно, включая возможные, психологически обоснованные рекомендации, касающиеся действий руководителя при решении дан­ных вопросов. Данные рекомендации может использовать в своей работе психолог-консультант, занимающийся воп­росами кадрового консультирования.

1. Распределение обязанностей между подчиненными2. Решая этот вопрос, необходимо, прежде всего, исходить из интересов дела, из пожеланий подчиненных, их ква­лификации, индивидуальных особенностей, опыта рабо­ты и личных взаимоотношений.

Интересы дела требуют, чтобы все необходимые обя­занности в коллективе непременно были распределены и за кем-либо персонально закреплены, причем их распределение должно быть равномерным и справедливым, со­ответствующим реальному вкладу каждого члена коллек­тива в совместную работу.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

2 Там же.

Справедливость в распределении обязанностей озна­чает, что каждый член коллектива должен иметь обязан­ности, соответствующие его правам и привилегиям, на­пример, должности, заработной плате.

Равномерность распределения обязанностей между чле­нами коллектива означает примерно равную фактическую загруженность каждого работой, с учетом реализации ука­занного выше принципа справедливости в распределении обязанностей. Более или менее равномерным считается такое распределение обязанностей между людьми в кол­лективе, при котором все они могут без перегрузки, ус­пешно и в намеченные сроки выполнять свою работу.

Личные пожелания самих подчиненных по вопросу о распределении обязанностей между ними учитываются, но не являются определяющими. Здесь необходим разум­ный компромисс между личными пожеланиями каждо­го, интересами дела и требованиями справедливости и равномерности, учитывая также квалификацию и опыт работы каждого члена коллектива.

Необходимо также учитывать личные взаимоотноше­ния, так как именно они определяют психологическую совместимость людей. Люди, психологически несовмес­тимые, или те, между которыми существуют стойкие личные антипатии, конфликты, не смогут эффективно заниматься деятельностью. Помимо этого, такая ситуа­ция может приводить к ухудшению психологического климата коллектива. В решении этого вопроса есть, прав­да, одно важное исключение: тогда, когда необходимо скорректировать отношения и наладить между людьми, не очень симпатизирующими друг другу, нормальные взаимоотношения, то их можно привлечь к совместной работе, где им придется общаться друг с другом. Тогда они смогут лучше узнать друг друга, их предубежден­ность относительно друг друга уменьшится или исчез­нет полностью.

2. Проблема координации совместных действий лю­дей в коллективе, предоставление им самостоятельнос­ти1. Для того чтобы действия людей были оптимальным образом скоординированы, каждый из участников совмес­тной деятельности должен как минимум знать следующее:

  • Кто и что конкретно должен делать при совместной работе?

  • Что данный человек должен делать вместе с другими людьми и что, в частности, во взаимодействии лично со мной?

  • Что я сам должен делать вместе с другими людьми, с кем и что конкретно?

  • Каким образом все участники взаимодействия будут об­мениваться друг с другом результатами своей работы?

  • Каковы режимные, временные и другие требования, предъявляемые к координируемым действиям?

  • Как и кем эти действия должны будут оцениваться? Сами координируемые действия обязательно должны быть не только осознаваемыми (опираться на четкие ответы на все сформулированные выше вопросы), но и прак­тически отработанными, доведенными до уровня конк­ретных, автоматизированных умений и навыков.

Вопрос о предоставлении самим подчиненным само­стоятельности в работе практически и психологически оптимально решается следующим образом. Прежде всего выясняется, какую степень реальной самостоятельности, независимости людей в работе допускает их совместная деятельность. Затем определяется, в какой мере на само­стоятельность претендует каждый из участников совмес­тной деятельности, и каждому предоставляется самосто­ятельность в работе с учетом индивидуальных запросов и интересов дела.

Принцип, которым следует руководствоваться в прак­тическом решении обсуждаемого вопроса, можно сформулировать следующим образом: предоставление макси­мума самостоятельности, на которую претендует данный человек, при максимально возможном учете интересов дела. В связи с этим руководителю коллектива можно посоветовать следующее: в течение определенного време­ни поэкспериментировать с распределением обязаннос­тей между членами коллектива и совместно с ними опре­делить, какой из возможных вариантов распределения обязанностей лучше всего для них и для дела1.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

studfiles.net

3.2. Беседа как основа личностно-ориентированного консультирования в организации

Основа для любой консультации — отчет психолога о проведенном исследовании. Сама консультация обычно проводится в форме беседы.

Соответственно консультативная беседа имеет два ас­пекта: диагностический и психотерапевтический. Для ре­шения диагностической задачи психологу нужно осуще­ствить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помощью. В пер­вую очередь выясняются причины и источники развития проблем клиента. Терапевтическая задача — это собствен­но процесс реализации психологической помощи с ис­пользованием специальных приемов и техник. Он вклю­чает психологическую поддержку, оптимизацию психи­ческого состояния и актуализацию психологических ре­сурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опи­рается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая2.

1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. — М.: Издательство Московского психолого-соци­ального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.

2 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с; Исмагилова Ф.С. Основы профес­сионального консультирования,— М-: Издательство Москов­ского психолого-социального института; Воронеж: Издатель­ство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.

Основным способом воздействия психолога на клиен­та в ходе интервью являются вопросы. В литературе обыч­но выделяют пятишаговую модель интервью1. Кратко оп­ределим каждую стадию:

а) Структурирование, задача достигнуть взаимопони­мания (часто маркируют как «Привет»), психологичес­кого комфорта и доверия;

б) В чем проблема...?» — происходит выделение про­блемы;

в) «Чего вы хотите добиться...?», то есть желаемый результат;

г) «Что еще мы можем сделать по этому поводу...?» - выработка альтернативных решений;

д) Обобщение результатов («Вы будете делать это...?»). Одной из особенностей делового консультирования в системе психолог - клиент является профессиональ­ная деятельность клиента. Именно она определяет мо­тивы обращения человека к консультанту. При этом психолог-консультант должен ориентироваться в спе­цифике профессиональной деятельности клиента, что­бы оказать ему эффективную помощь и поддержку в вопросах адаптации, профессиональной пригодности и профессиональной компетентности. Помочь в этом пси­хологу-консультанту могли бы ответы на следующие вопросы, которые в начале консультации можно задать клиенту2:

  • Расскажите, пожалуйста, в самых общих чертах о своей работе.

  • Чем вы конкретно занимаетесь?

  • В какие деловые связи и отношения по работе вы обыч­но вступаете с окружающими людьми?

  • Как складываются ваши личные взаимоотношения с теми людьми, с которыми вы уже находитесь в тес­ных деловых связях?

  • Как вы реально, официально и неофициально, зависи­те по работе от окружающих людей? Кому вы непос­редственно подчиняетесь?

  • Кто находится в вашем личном подчинении?

  • Какие у вас имеются служебные, официальные и нео­фициальные возможности оказания влияния на людей?

  • Каким образом ваши коллеги по работе могут оказать на вас влияние?

  • Есть ли какие-либо правила, нормы поведения и взаимоотношений, которые давно сложились и более или менее строго соблюдаются в вашем трудовом коллек­тиве? Если они есть, то в чем они состоят и кто их особенно активно поддерживает?

1 Абрамова Г.С. Практическая психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

2 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

В процессе проведения консультирования психологи-консультанты воздействуют на клиента. Эффективность воздействия психолога на клиента в процессе делового консультирования определяется, прежде всего, опытом и личностью психотерапевта, кроме того, выделяют целый ряд факторов, определяющих данное воздействие. Отме­тим некоторые из них1:

  • ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью;

  • расширение репертуара когнитивных схем;

  • изменение поведения клиента за счет нового эмоцио­нального опыта, полученного на сессии;

  • убеждение и внушение, явное или скрытое;

  • усвоенное или осознанное отношение клиента к но­вым формам поведения.

Обратимся к основным приемам и методам, позволяю­щим воздействовать на собеседника. При этом под воз действием понимается активизация внутренних ресурсов самого человека.

1 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.

В основе любой беседы лежат навыки активного слу­шания: перефразирование, резюмирование, уточнение и другие. При этом, кроме технических приемов, психоло­гу необходимо1:

  • желание выслушать и понимание, что для этого тре­буется время;

  • желание помочь, т. е. готовность к совместному поис­ку внешних и внутренних резервов для выхода из про­блемной ситуации, к оказанию помощи в определе­нии альтернативных решений и их вероятностных по­ следствий;

  • искреннее стремление принять чувства и установки собеседника такими, каковы они в данный момент;

  • вера в то, что данный сотрудник сам может управ­лять своими эмоциями и находить свои собственные решения;

  • принятие уникальности личности собеседника, при­нятие его системы ценностей, отсутствие желания «на­править на путь истинный».

Результатом подобной беседы должны быть:

  1. Осознание и выражение в терминах действия цели, которую ставит перед собой сотрудник. При этом гло­бальная цель разбивается на конкретные задачи.

  2. Определение показателей, указывающих на то, что цель достигнута.

  3. Выявление внутренних и внешних ресурсов, необ­ходимых для достижения клиентом цели. При их недо­статочности необходимо наметить пути исправления по­добной ситуации.

  4. Выяснение, насколько полученный результат мо­жет помешать достижению других целей, с которыми он зачастую тесно связан.

1 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.

studfiles.net

Глава 1. Специфика работы психолога в организации

1. Психологическая служба организации: основные функции и направления работы

Необходимость психологической помощи человеку, обусловленная ростом темпов жизни, увеличением объе­ма информации, кризисными явлениями в природе и об­ществе, сегодня признается как специалистами, так и населением вообще. Организация психологической служ­бы стала одним из направлений оптимизации работы, на­пример, учреждений образования. Однако, только ста­бильные средние предприятия и крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более — пси­хологическую службу. По ряду экономических причин мелкие и средние предприятия и фирмы обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обус­ловлена неразработанность нормативных основ работы психологической службы организации. Часто организа­ции отдельных отраслей разрабатывают свою норматив­ную систему, основанную на общих принципах, функци­ях и направлениях работы практического психолога1.

В приложении А представлены нормативные основы дея­тельности психолога исправительного учреждения.

В данном пособии представлен примерный вариант положения о психологической службе предприятия (организации)1.

Положение о структурном подразделении является ос­новным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, ос­новные его функции и задачи, права и ответственность. Положение о подразделении утверждается руководите­лем предприятия (организации).

1.1. Положение о психологической службе предприятия (организации)

I. Общая часть

  1. Психологическая служба подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам.

  2. Психологическая служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказами директора по решению прав­ления предприятия.

  3. Руководитель психологической службы должен иметь высшее психологическое образование и опыт практической работы. На должности психологов принимаются специали­сты с высшим базовым психологическим образованием, а также специалисты с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области практической пси­хологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвер­жденную документом государственного образца.

  4. В своей деятельности психологическая служба ру­ководствуется следующими нормативно-правовыми доку­ментами:

  • Устав предприятия;

  • Философия предприятия;

  • План экономического и социального развития пред­приятия;

  • Положение об оплате труда;

  • Правила внутреннего трудового распорядка;

  • Коллективный договор;

  • Организационно-методологические принципы пси­хологической службы.

5. Основной целью деятельности психологической службы является психологическое обеспечение реализа­ции кадровой политики предприятия.

1 Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001.— 224 с, с. 20-26.

П. Функции и задачи

1. Проведение профессионально-психологического от­бора кандидатов на работу.

1.1 Разработка и оптимизация критериев профотбора различных должностных и профессиональных категорий работников.

1.2. Подбор и стандартизация методик профотбора.

2. Работа по оценке и аттестации персонала.

  1. Участие в работе аттестационной комиссии.

  2. Проведение психологического анализа трудового вклада и потенциальных возможностей аттестуемых со­трудников.

  3. Проведение работы по психологической профи­лактике должностных преступлений и нарушений трудо­вой дисциплины.

3. Участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работ­ников.

  1. Проведение работы по анализу социально-психо­логических процессов в структурных подразделениях и выработка рекомендаций по управлению ими.

  2. Осуществление динамического психологического наблюдения за сотрудниками (регулярное повторное тес­тирование, анализ поведенческих фактов в быту и на ра­боте и т. д.).

3.3. Проведение психологического анализа управлен­ческой деятельности должностных лиц и кадровых ре­шений (по решению первого лица организации).

4. Обучение персонала основам психологических знаний.

4.1. Обучение сотрудников приемам эффективного об­щения и разрешения конфликтных ситуаций.

  1. Проведение психолого-педагогического обучения руководителей структурных подразделений.

  2. Обучение персонала приемам саморегуляции пси­хического состояния.

studfiles.net

1. Постановка цели.

Что конкретно надо сделать?

Как это будет выглядеть в результате?

Каковы критерии оценки результата?

Для чего это нужно компании?

Зачем это нужно именно сейчас?

Сколько времени понадобится?

Что получит в результате сотрудник(и)?

2. Анализ реальности.

Что уже сделано в этом направлении?

Что из сделанного наиболее эффективно, дало хоро­шие результаты?

Что оказалось малоэффективным?

Каковы причины этого? Что помешало сделать больше?

Каковы основные выводы на основании этого опыта?

Каковы имеющиеся ресурсы?

Каковы препятствия - внутренние и внешние (при­чины, почему это может не получиться)?

3. Поиск возможностей.

Мозговой штурм:

Каковы возможные пути решения?

Что можно сделать, если бы все необходимые ресурсы у вас были?

Что в этом случае сделал бы (имя)...?

Что бы сделал, если бы времени было сколько хочешь?

4. Принятие решения.

Что из этого точно делать не будем?

Какие из путей наиболее интересны, приятны вам?

Какие из интересных путей необходимы и реальны для компании?

Что конкретно вы будете делать?

Как это будет выглядеть в конечном итоге?

Какие первые конкретные шаги и когда будут сделаны?

Какие требуются ресурсы и как они будут привлечены?

Чем Я могу помочь в решении этой задачи?

5. Конкретные действия (реализация плана).

6. Оценка результатов организационного психологического консультирования

Под результативностью психологического консультиро­вания понимаются его конечные итоги для клиента, а имен­но — то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования1.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

Предполагается, что результаты психологического кон­сультирования в большинстве случаев его проведения яв­ляются положительными, по крайней мере, такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Одна­ко, одно дело ожидания и надежды, другое дело — реаль­ная действительность. Иногда явный положительный, си­юминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться от­рицательным. В итоге проведения психологического кон­сультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу. (Р.С. Немов подчеркивает, что возможны и непред­виденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко слу­чается тогда, когда что-то существенное в консульти­ровании заранее недостаточно продумано с точки зре­ния возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профес­сионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог.)1

О положительном результате психологического кон­сультирования можно судить по ряду признаков.

  1. Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той про­блемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

  2. Эффективность результата подтверждается совокуп­ностью положительных итогов. По завершении консуль­тации обе ее стороны - консультант и клиент - призна­ют, что проблема, ради которой консультирование про­водилось, успешно разрешена, причем для этого имеют­ся убедительные объективные доказательства.

  3. Положительные изменения в тех аспектах психоло­гии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультиро­вание. Имеются в виду основные, прогнозируемые и воз­можные дополнительные, позитивные эффекты, получен­ные от проведения психологического консультирования.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

В соответствии с приведенным выше определением результативности психологического консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:

  • во-первых, по самоощущению клиента, по тому, на­сколько лучше он стал себя чувствовать после прове­дения психологического консультирования;

  • во-вторых, по результатам психологического тестиро­вания состояний и психологических свойств (особен­ностей личности) клиента;

  • в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента.

Оценивать итоги проведенного консультирования мож­но по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше — по всем таким критериям, вместе взятым.

Как отмечает Р.С. Немов, для того чтобы оценка ре­зультатов консультирования была достаточно точной, не­обходимо заранее, до начала психологического консуль­тирования, решить, каким образом будут оцениваться его результаты1. Возможные способы оценки желательно об­говорить с клиентом, причем это касается как основ­ных результатов, так и процедуры оценивания. Это необ­ходимо сделать для того, чтобы еще до начала консуль­тирования клиент определенно знал о том, каким обра­зом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различ­ными. Оценку можно производить, например, в ходе са­мого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов пси­хологического консультирования позволяет клиенту убе­диться в том, что оно проходит успешно.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

Причины недостаточной результативности психоло­гического консультирования.

Под недостаточно высокой результативностью психо­логического консультирования понимаются случаи, ког­да реальные итоги консультирования на самом деле ока­зываются меньше ожидаемых, или тогда, когда резуль­таты консультирования в общем соответствуют ожида­ниям клиента, но не полностью решают его проблему.

Типичных причин несоответствия реальных результа­тов, консультирования ожидаемым может оказаться не­сколько1.

Причина 1. Незнание психологом-консультантом за­конов развития и изменения того или иного психологи­ческого свойства и формы поведения клиента, на кото­рые оказывается воздействие в ходе проведения психоло­гического консультирования.

Причина 2. Отсутствие оптимальных условий, при на­личии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации, полученные клиентом от психолога-кон­сультанта, и рассчитывать на положительные результаты.

Причина 3. Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным от психолога-консультанта реко­мендациям.

Причина 4. Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных реко­мендаций.

Причина 5. Еще одной причиной невысокой результа­тивности психологического консультирования могут стать неправильные действия клиента по практической реализа­ции полученных от психолога-консультанта рекомендаций.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

studfiles.net

3. Особенности организации личностно-ориентированного направления в организационном консультировании

3.1. Схема консультационного взаимодействия психолога и клиента в организации

Можно выделить следующие основные варианты орга­низации взаимоотношений психолога с клиентом в дело­вом консультационном процессе2:

  1. диагностико-рекомендательная консультация, осно­ванная на предварительной профдиагностике клиента и последующей «выдаче» ему рекомендации о «пригоднос­ти» или о «непригодности» его к профессии. В большин­стве случаев клиент остается в пассивной позиции «об­следуемого», а то и «испытуемого», т. е. говорить о диа­логе и взаимодействии часто не приходится;

  2. «свободная беседа», когда важные вопросы самоо­пределения, профадаптации и профпригодности обсуж­даются в свободном стиле, когда можно перескакивать с одной темы на другие близкие темы. Часто все это созда­ет некоторый логический хаос, и поэтому бывает сложно не потерять главную логическую нить (а то и смысловую суть) разговора. Поскольку клиент обычно не в состоя­нии отследить логику такого разговора, то инициативу здесь приходится брать психологу-профконсультанту;

3) подлинный диалог, взаимодействие, сотрудничество с клиентом. Реально достаточно сложно организовать такое взаимодействие и нередко для этого требуется провести спе­циальную подготовительную работу (у клиента еще долж­на быть сформирована потребность в диалоге, а также го­товность участвовать в совместной работе с психологом).

1 Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Са­мара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. — 224 с.

2 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. — М.: Издательство Московского психолого-соци­ального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.

Ф.С. Исмагилова предлагает следующую схему орга­низации взаимодействия психолога и клиента в рамках делового консультирования (см. табл. 1)1.

Естественно, нельзя воспринимать данную схему как некий «алгоритм» работы. Например, с какими-то кли­ентами очень быстро удается совместно выделить цели и проблемы (иногда клиент может прийти с хорошо обо­снованным пониманием своей проблемы), и тогда вся работа будет направлена на решение этой проблемы. В другом случае основные усилия могут быть направлены на уточнение проблемы (бывают случаи, когда клиент, «наконец-то осознавший» свою проблему, заявляет, что «дальше он и сам сумеет ее разрешить, т. е. для него глав­ным было понять, «увидеть» свою проблему).

Если так и не удается совместными усилиями опреде­лить проблему и выйти на реальное взаимодействие, то консультант продолжает работу с данным клиентом в обычном (неактивизирующем) режиме1.

1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. — М.: Издательство Московского психолого-соци­ального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.

Таблица 1

Концептуальная схема организации взаимодействия консультанта с клиентом

Основные этапы консультации как активиза­ции клиента

Преимущественные задачи выделенных этапов

Организация и развитие эмоционально-доверительного контакта

Подготовитель­ный этап

Предварительная оценка ситуа­ции консультирования и выдви­жение предварительной кон­сультационной гипотезы

Реального контакта пока нет

Реальная встреча профконсультанта с клиентом

(подготовка к взаимо­действию)

1-й этап

Общая оценка реальной ситуа­ции консультирования: помощь оптанту в формулировании про­блемы; оценка условий консуль­тирования; оценка консультан­том своей готовности помочь данному человеку

Максимальная доброжела­тельность и минимальная словесная активность консультанта (больше задавать вопросов и слу­шать клиента, чтобы луч­ше понять его)

2-й этап

Уточнение (или выдвижение) консультационной гипотезы: понимание проблемы оптанта и определение путей ее решения

Повышение степени кон­структивности (меньше эмоций)

Начало реального взаимодействия (сотрудничества)

3-й этап

Совместное с клиентом уточне­ние проблемы и целей дальней­шей работы

Доброжелательная конст­руктивность

4-й этап

Совместное с клиентом дости­жение намеченных целей (воз­можно в течение нескольких консультаций)

Конструктивная работа (эмоции только по необ­ходимости)

5-й этап

Совместное подведение итогов всей работы, ее отдельных на­правлений или текущих кон­сультаций, если работа предпо­лагает серию встреч с клиентом

Максимальная доброже­лательность и эмоцио­нальность (клиент должен уйти с чувством удовле­творения и оптимизма)

studfiles.net


Смотрите также