Виды разработки по: Модели и методологии разработки ПО | GeekBrains

Содержание

Ещё раз про семь основных методологий разработки / Хабр

Разработка программного продукта знает много достойных методологий — иначе говоря, устоявшихся best practices. Выбор зависит от специфики проекта, системы бюджетирования, субъективных предпочтений и даже темперамента руководителя. В статье описаны методологии, с которыми мы регулярно сталкиваемся в Эдисоне.

1. «Waterfall Model» (каскадная модель или «водопад»)

Одна из самых старых, подразумевает последовательное прохождение стадий, каждая из которых должна завершиться полностью до начала следующей. В модели Waterfall легко управлять проектом. Благодаря её жесткости, разработка проходит быстро, стоимость и срок заранее определены. Но это палка о двух концах. Каскадная модель будет давать отличный результат только в проектах с четко и заранее определенными требованиями и способами их реализации. Нет возможности сделать шаг назад, тестирование начинается только после того, как разработка завершена или почти завершена. Продукты, разработанные по данной модели без обоснованного ее выбора, могут иметь недочеты (список требований нельзя скорректировать в любой момент), о которых становится известно лишь в конце из-за строгой последовательности действий. Стоимость внесения изменений высока, так как для ее инициализации приходится ждать завершения всего проекта. Тем не менее, фиксированная стоимость часто перевешивает минусы подхода. Исправление осознанных в процессе создания недостатков возможно, и, по нашему опыту, требует от одного до трех дополнительных соглашений к контракту с небольшим ТЗ.

С помощью каскадной модели мы создали множество проектов «с нуля», включая разработку только ТЗ. Проекты, о которых написано на Хабре: средний — рентгеновский микротомограф, мелкий — автообновление службы Windows на AWS.

Когда использовать каскадную методологию?

  • Только тогда, когда требования известны, понятны и зафиксированы. Противоречивых требований не имеется.
  • Нет проблем с доступностью программистов нужной квалификации.
  • В относительно небольших проектах.

2. «V-Model»

Унаследовала структуру «шаг за шагом» от каскадной модели. V-образная модель применима к системам, которым особенно важно бесперебойное функционирование. Например, прикладные программы в клиниках для наблюдения за пациентами, интегрированное ПО для механизмов управления аварийными подушками безопасности в транспортных средствах и так далее. Особенностью модели можно считать то, что она направлена на тщательную проверку и тестирование продукта, находящегося уже на первоначальных стадиях проектирования. Стадия тестирования проводится одновременно с соответствующей стадией разработки, например, во время кодирования пишутся модульные тесты.

Пример нашей работы на основе V-методологии — мобильное приложение для европейского сотового оператора, который экономит расходы на роуминг во время путешествий. Проект выполняется по четкому ТЗ, но в него включен значительный этап тестирования: удобства интерфейса, функционального, нагрузочного и в том числе интеграционного, которое должно подтверждать, что несколько компонентов от различных производителей вместе работают стабильно, невозможна кража денег и кредитов.

Когда использовать V-модель?

  • Если требуется тщательное тестирование продукта, то V-модель оправдает заложенную в себя идею: validation and verification.
  • Для малых и средних проектов, где требования четко определены и фиксированы.
  • В условиях доступности инженеров необходимой квалификации, особенно тестировщиков.

3. «Incremental Model» (инкрементная модель)


В инкрементной модели полные требования к системе делятся на различные сборки. Терминология часто используется для описания поэтапной сборки ПО. Имеют место несколько циклов разработки, и вместе они составляют жизненный цикл «мульти-водопад». Цикл разделен на более мелкие легко создаваемые модули. Каждый модуль проходит через фазы определения требований, проектирования, кодирования, внедрения и тестирования. Процедура разработки по инкрементной модели предполагает выпуск на первом большом этапе продукта в базовой функциональности, а затем уже последовательное добавление новых функций, так называемых «инкрементов». Процесс продолжается до тех пор, пока не будет создана полная система.

Инкрементные модели используются там, где отдельные запросы на изменение ясны, могут быть легко формализованы и реализованы. В наших проектах мы применяли ее для создания читалки DefView, а следом и сети электронных библиотек Vivaldi.

Как пример опишем cуть одного инкремента. Сеть электронных библиотек Vivaldi пришла на смену DefView. DefView подключалась к одному серверу документов, а теперь может подключаться ко многим. На площадку учреждения, желающего транслировать свой контент определенной аудитории, устанавливается сервер хранения, который напрямую обращается к документам и преобразует их в нужный формат. Появился корневой элемент архитектуры — центральный сервер Vivaldi, выступающий в роли единой поисковой системы по всем серверам хранения, установленным в различных учреждениях.

Когда использовать инкрементную модель?

  • Когда основные требования к системе четко определены и понятны. В то же время некоторые детали могут дорабатываться с течением времени.
  • Требуется ранний вывод продукта на рынок.
  • Есть несколько рисковых фич или целей.

4. «RAD Model» (rapid application development model или быстрая разработка приложений)


RAD-модель — разновидность инкрементной модели. В RAD-модели компоненты или функции разрабатываются несколькими высококвалифицированными командами параллельно, будто несколько мини-проектов. Временные рамки одного цикла жестко ограничены. Созданные модули затем интегрируются в один рабочий прототип. Синергия позволяет очень быстро предоставить клиенту для обозрения что-то рабочее с целью получения обратной связи и внесения изменений.

Модель быстрой разработки приложений включает следующие фазы:

  • Бизнес-моделирование: определение списка информационных потоков между различными подразделениями.
  • Моделирование данных: информация, собранная на предыдущем этапе, используется для определения объектов и иных сущностей, необходимых для циркуляции информации.
  • Моделирование процесса: информационные потоки связывают объекты для достижения целей разработки.
  • Сборка приложения: используются средства автоматической сборки для преобразования моделей системы автоматического проектирования в код.
  • Тестирование: тестируются новые компоненты и интерфейсы.

Когда используется RAD-модель?

Может использоваться только при наличии высококвалифицированных и узкоспециализированных архитекторов. Бюджет проекта большой, чтобы оплатить этих специалистов вместе со стоимостью готовых инструментов автоматизированной сборки. RAD-модель может быть выбрана при уверенном знании целевого бизнеса и необходимости срочного производства системы в течение 2-3 месяцев.

5. «Agile Model» (гибкая методология разработки)

В «гибкой» методологии разработки после каждой итерации заказчик может наблюдать результат и понимать, удовлетворяет он его или нет. Это одно из преимуществ гибкой модели. К ее недостаткам относят то, что из-за отсутствия конкретных формулировок результатов сложно оценить трудозатраты и стоимость, требуемые на разработку. Экстремальное программирование (XP) является одним из наиболее известных применений гибкой модели на практике.

В основе такого типа — непродолжительные ежедневные встречи — «Scrum» и регулярно повторяющиеся собрания (раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц), которые называются «Sprint». На ежедневных совещаниях участники команды обсуждают:

  • отчёт о проделанной работе с момента последнего Scrum’a;
  • список задач, которые сотрудник должен выполнить до следующего собрания;
  • затруднения, возникшие в ходе работы.


Методология подходит для больших или нацеленных на длительный жизненный цикл проектов, постоянно адаптируемых к условиям рынка. Соответственно, в процессе реализации требования изменяются. Стоит вспомнить класс творческих людей, которым свойственно генерировать, выдавать и опробовать новые идеи еженедельно или даже ежедневно. Гибкая разработка лучше всего подходит для этого психотипа руководителей. Внутренние стартапы компании мы разрабатываем по Agile. Примером клиентских проектов является Электронная Система Медицинских Осмотров, созданная для проведения массовых медосмотров в считанные минуты. Во втором абзаце этого отзыва, наши американские партнеры описали очень важную вещь, принципиальную для успеха на Agile.

Когда использовать Agile?

  • Когда потребности пользователей постоянно меняются в динамическом бизнесе.
  • Изменения на Agile реализуются за меньшую цену из-за частых инкрементов.
  • В отличие от модели водопада, в гибкой модели для старта проекта достаточно лишь небольшого планирования.

6. «Iterative Model» (итеративная или итерационная модель)


Итерационная модель жизненного цикла не требует для начала полной спецификации требований. Вместо этого, создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований. Этот процесс повторяется. Версия может быть неидеальна, главное, чтобы она работала. Понимая конечную цель, мы стремимся к ней так, чтобы каждый шаг был результативен, а каждая версия — работоспособна.

На диаграмме показана итерационная «разработка» Мона Лизы. Как видно, в первой итерации есть лишь набросок Джоконды, во второй — появляются цвета, а третья итерация добавляет деталей, насыщенности и завершает процесс. В инкрементной же модели функционал продукта наращивается по кусочкам, продукт составляется из частей. В отличие от итерационной модели, каждый кусочек представляет собой целостный элемент.

Примером итерационной разработки может служить распознавание голоса. Первые исследования и подготовка научного аппарата начались давно, в начале — в мыслях, затем — на бумаге. С каждой новой итерацией качество распознавания улучшалось. Тем не менее, идеальное распознавание еще не достигнуто, следовательно, задача еще не решена полностью.

Когда оптимально использовать итеративную модель?

  • Требования к конечной системе заранее четко определены и понятны.
  • Проект большой или очень большой.
  • Основная задача должна быть определена, но детали реализации могут эволюционировать с течением времени.

7. «Spiral Model» (спиральная модель)

«Спиральная модель» похожа на инкрементную, но с акцентом на анализ рисков. Она хорошо работает для решения критически важных бизнес-задач, когда неудача несовместима с деятельностью компании, в условиях выпуска новых продуктовых линеек, при необходимости научных исследований и практической апробации.

Спиральная модель предполагает 4 этапа для каждого витка:

  1. планирование;
  2. анализ рисков;
  3. конструирование;
  4. оценка результата и при удовлетворительном качестве переход к новому витку.


Эта модель не подойдет для малых проектов, она резонна для сложных и дорогих, например, таких, как разработка системы документооборота для банка, когда каждый следующий шаг требует большего анализа для оценки последствий, чем программирование. На проекте по разработке СЭД для ОДУ Сибири СО ЕЭС два совещания об изменении кодификации разделов электронного архива занимают в 10 раз больше времени, чем объединение двух папок программистом. Государственные проекты, в которых мы участвовали, начинались с подготовки экспертным сообществом дорогостоящей концепции, которая отнюдь не всегда бесполезна, поскольку окупается в масштабах страны.

Подытожим

На слайде продемонстрированы различия двух наиболее распространенных методологий.

В современной практике модели разработки программного обеспечения многовариантны. Нет единственно верной для всех проектов, стартовых условий и моделей оплаты. Даже столь любимая всеми нами Agile не может применяться повсеместно из-за неготовности некоторых заказчиков или невозможности гибкого финансирования. Методологии частично пересекаются в средствах и отчасти похожи друг на друга. Некоторые другие концепции использовались лишь для пропаганды собственных компиляторов и не привносили в практику ничего нового.

О технологиях разработки:
Ещё раз про семь основных методологий разработки.
10 главных ошибок масштабирования систем.
8 принципов планирования разработки, упрощающих жизнь.
5 главных рисков при заказной разработке ПО.

Методология разработки программного обеспечения — Wezom

Разработка качественного продукта начинается с определения его жизненного цикла. Это четкий план действий, позволяющий понять, что должно выйти у разработчиков, как добиться результата и какие методы для этого использовать. Методология разработки программного обеспечения – это проверенные способы и практики, позволяющие создать диджитал-продукт правильно и качественно. В IT существует несколько фундаментальных методик разработки программного обеспечения, о них сегодня и поговорим.

Что такое модель разработки продукта и для чего она нужна

У каждого продукта есть свой жизненный цикл. Это этапы, через которые проходит вся разработка. Начинается он с момента создания идеи и принятия решений. Вы решили сделать сайт или приложение для своей компании — в этот момент жизненный цикл проекта уже начался.

Далее проводится подготовка и анализ, прорабатывается концепция продукта. Когда становится понятно, что вы хотите сделать, нужно решить, как этого достичь. На этапе проекта идея превращается в план действий, подбирается стек технологий, выбираются методологии разработки программного обеспечения.

Это подход, при помощи которого будет разрабатываться продукт, и от выбора этого подхода в итоге зависит его качество. Ведь выбор модели разработки ПО позволяет определить порядок выполнения и реализации задач, разработать систему контроля и оценки разработки, обозначить сроки создания продукта, определить стоимость. Выбор методики позволяет добиться стабильности в ходе разработки, это одна из ключевых задач на старте проекта.

Сам процесс разработки ПО состоит из приблизительно одинаковых этапов. О них мы поговорим далее. Но вот как эти этапы будут реализовываться, как они связаны между собой и по каким принципам работают – определяет методология разработки ПО. Ее задачи следующие:

  • помогает понять, как реализовать идею и создать продукт, полезный для бизнеса;
  • дает четкое представление о методах работы и план действий, что снижает вероятность ошибок в ходе разработки;
  • помогает экономить на этапе разработки, минимизируя количество правок и ускоряя процесс за счет четкого плана действий;
  • позволяет распределять задачи внутри команды в зависимости от выбранного метода;
  • образует последовательность действий, формирует требования к продукту.

Необходимость выбирать методологии разработки ПО обоснована нацеленностью на результат. В противном случае можно начать создавать продукт и никогда его не закончить, потому что не будет четкого плана действий, как и критериев окончания проекта. Но даже такой метод можно охарактеризовать как методологию, просто она будет менее эффективной. Существует множество моделей, некоторые компании предлагают работу по уникальным методикам. Но за основу всегда берутся 7 базовых, проверенных годами и работающих методик.

Основные методологии разработки

Каждая модель разработки ПО имеет свои уникальные особенности, преимущества и недостатки. Определить, какая из них лучше – нельзя, потому что под разные задачи, продукты и идеи выбирается свой принцип разработки. Давайте разберем основные виды, которые используются в программировании.

«Waterfall Model» (каскадная модель или «водопад»)

Это классическая модель, которая использовалась на заре разработки, и продолжает активно применяться и сегодня. Ее принцип работы довольно прост: каждый последующий этап выполняется только тогда, когда полностью закончен предыдущий. Есть четкое разделение этапов, и разработка идет как бы каскадом, постепенно спускаясь от первого этапа к последнему.

Данная модель разработки ПО довольно жесткая, имеет строгие правила. Она четко определяет сроки прохождения каждого этапа. Но есть и недостаток: сделать шаг назад очень сложно. Внесение правок в существующий проект обходится очень дорого и сопряжено с проблемами. Такой способ подходит только для проектов, которые четко расписаны, есть полное понимание, что создается, для каких целей и какие требования выставляются.

Можно использовать такой подход в том случае, если есть подробный прототип или уже существующее подобное приложение. Кроме того, каскадную модель нужно использовать при работе с государственными учреждениями, где важно строго сдавать отчетности, следовать графику и не отклоняться от заданного первоначально плана.

«Incremental Model» (инкрементная модель)

Инкрементная модель разработки ПО подходит в том случае, если в проекте есть четкий план действий, но продукт нужно запустить быстро, а изменения можно будет вносить позже. Ее суть заключается в том, что сначала прорабатывается набор задач, они распределяются по приоритетности. Далее каждый «блок» разрабатывается по традиционной каскадной модели. Первоначально делается «базовый» продукт с минимальными, но важными функциями. Постепенно он дополняется за счет разработки других компонентов, которые называются инкрементами. Процесс зацикливается, пока не будет полностью собранной единой системы.

Каждая часть представляет собой готовый элемент. Иногда его можно даже использовать отдельно. Как правило, он разрабатывается так, чтобы уже не переделывать его. Именно поэтому и используется каскадная модель внутри инкрементной модели.

Что дает такая методология разработки программного обеспечения? В первую очередь, минимизируются риски, обеспечивается быстрый выход на рынок и запуск продукта. Кроме того, базовый функционал уже будет работать и приносить выгоды для бизнеса, всегда можно внедрить новые сформированные инструменты, если появляется необходимость.

«Iterative Model» (итеративная или итерационная модель)

Такой подход немного по своей конструкции напоминает предыдущий. Суть итеративной методологии разработки программного обеспечения заключается в том, чтобы создать базовый функционал и постепенно его улучшать. Пока звучит похоже с предыдущим вариантом, но есть разница.

Инкрементную модель можно сравнить с пазлом, где все элементы выкладываются поэтапно и постепенно собираются в единую картинку. Итеративная модель – это эскиз художника, который сначала делает набросок карандашом, далее берет в руки краски, а потом прорисовывает детали и создает картину.

Такой метод подходит для крупных проектов, в котором определены основные задачи и есть общее представление, что должно получиться в итоге. Но при этом детали не ясны — не до конца понятно, как будет работать та или иная функция. По такому методу разрабатываются, например, социальные сети, корпоративные платформы. Общий функционал понятен, но количество функций и возможности не определены до конца. Такой подход позволяет постепенно добавлять компоненты и улучшать существующие.

«Agile Model» (гибкая методология разработки)

Гибкая методология разработки программного обеспечения – это отличное решение для создания продукта, который не до конца сформирован в своей идее. Особенность данного метода заключается в том, что заказчик может сразу наблюдать за изменениями в разработке и корректировать действия. Это возможно благодаря определению спринтов – отрезков, за которые выполняются задачи. В ходе обсуждения ставятся цели, определяется время отрезка и разработчики выполняют задачу. Далее проходит обсуждение, вносятся изменения, назначается новый спринт.

Метод гибкой разработки очень эффективен, но имеет свои недостатки. Из-за того, что невозможно определить точные результаты и понять, сколько понадобится времени на реализацию идеи, нельзя точно заранее определить стоимость.

Если проект настроен на длительный жизненный цикл, должен иметь адаптивность к изменениям на рынке, то Agile метод отлично подходит. Он позволяет подстраиваться под требования и вносить правки.

«Spiral Model» (спиральная модель)

Спиральные модели разработки ПО подходят для крупных проектов, где ошибки сулят большие потери или непредсказуемые последствия. Акцент делается на оценке рисков и проработке конкретных бизнес-задач. Принцип работы следующий:

Работа идет по спирали, на каждом витке которой осуществляется 4 основных действия: создание плана, анализ рисков, разработка и конструирование, оценка результата и сбор фидбека. Если все 4 этапа успешно пройдены, то разработка переходит на новый виток.

Сам же переход на новый виток напоминает инкрементную модель, где каждый блок разрабатывается независимо и присоединяется к первоначально созданному базовому функционалу. Особенность подхода заключается в том, что большинство времени уходит на анализ и попытку выполнить расчеты и оценить последствия, чем на саму разработку. Программисты иногда гораздо быстрее реализовывают функцию, чем она изучается аналитиками.

Спиральная модель подходит крупным компаниям, так как обходится недешево. Кроме того, разработка занимает больше времени. Этот метод для тех, кто ставит на кон все. Если в случае провала проект перестает существовать, то нужно обезопасить себя и устранить риски. А для этого используется данный метод.

«V-Model» (V-образная модель)

Особенность подхода заключается в упоре на тестирование и проверку работоспособности систем в ходе разработки. Тесты проводятся параллельно с самим процессом создания продукта. Сам же принцип наследует базовый подход при каскадной разработке. Процесс идет пошагово, есть четкий план действий, составляется строгое техническое задание. Но параллельно проводятся тесты, в случае обнаружения ошибок они сразу же исправляются, независимо от этапа разработки.

Особенность этой методологии разработки ПО в том, что уже на ранних стадиях создания проводятся тесты, а к новой стадии можно перейти только тогда, когда устраняются все ошибки. При этом на новой стадии тесты анализируют не только новый этап, но и все предыдущие. Это позволяет контролировать взаимосвязь компонентов и их работоспособность.

«RAD Model» (rapid application development model или быстрая разработка приложений)

Методология разработки RAD подходит тем компаниям, которые хотят максимально быстро запустить продукт. Суть заключается в том, что все этапы создания программы делятся не несколько отдельных блоков, с каждым из которых работает отдельная команда разработчиков.

После этого рабочие небольшие модули собираются в единую систему и образуют работающий прототип, который можно показать клиенту. Дальше собираются отзывы и вносятся изменения. Метод позволяет быстро разрабатывать даже сложные продукты, но имеет ряд особенностей:

  • клиент должен активно участвовать в разработке и постоянно наблюдать за результатами;
  • стоимость использования такого метода высокая, так как придется нанимать большой штат разработчиков;
  • нужно четкое видение конечного результата, чтобы каждая команда знала, за что отвечает их модуль.

Такой подход дает возможность быстро протестировать идею, вывести новый продукт на рынок за короткое время, создавать массивные приложения с большим функционалом.

Основные стадии разработки ПО

Независимо от того, какая методология разработки софта выбрана, процесс все равно будет идти по типичным стадиям разработки. В зависимости от выбранного метода стадии могут немного изменяться, используются другие подходы, но принцип остается таким же. Разработка ПО проходит по таким этапам:

  1. Анализ требований. Сначала изучается идея. Важно понять, что клиент хочет получить, как он видит свой будущий продукт. Это позволяет сформировать идею и оценить ее перспективы. Далее изучаются конкуренты, подобные продукты на рынке, целевая аудитория, возможности и проводится ряд аналитических исследований, позволяющих понять, как превратить идею в работающий продукт.
  2. Проектирование. Составляется план задач, создается проект, позволяющий уже на этом этапе увидеть, как продукт будет выглядеть, как он будет реализован. Учитывается дизайн элементов, продумывается структура, создается архитектура приложения. Для разработчиков составляется техническое задание.
  3. Разработка и программирование. Дизайнеры приступают к созданию внешней части приложения и разработке UX. Они создают модули, связки компонентов, продумывают полную структуру и осуществляют верстку. Программисты воплощают это в рабочий инструмент, используя выбранный стек технологий. На этой стадии разработки ПО появляется готовый продукт, который можно внедрять в бизнес.
  4. Документация. Каждое действие в разработке описывается. Создается техническая документация для программистов, которые будут в дальнейшем вести техническую поддержку, а также руководство пользователя. В документации детально описываются основные принципы работы программы и ее функционал.
  5. Тестирование. Когда программа готова, она проходит тщательное тестирование. Методология разработки ПО определяет варианты тестов, способы оценки эффективности разработки. Если в ходе тестирования определяются ошибки, они исправляются. Также разрабатывается система дальнейшей оценки работоспособности программы.
  6. Внедрение и сопровождение. Как только продукт прошел тесты, он внедряется в бизнес. Обучаются сотрудники, техническая команда, которая будет оказывать сопровождение. Если такой нет, вы можете заказать услугу полного сопровождения и быть уверенным, что программное обеспечение работает без сбоев.

Это основные стадии разработки ПО. Каждый этап – это комплекс мер, позволяющий создать продукт для бизнеса. В зависимости от выбранной модели разработки ПО они могут немного меняться, проходить циклами или быть гибкими. Как раз в этом и заключается главная задача выбора метода – определить наиболее эффективный и рациональный путь создания продукта.

В своей практике мы подходим к каждому проекту индивидуально, учитывая технические и бизнес-требования. Соответственно формируется и более или менее уникальная методология разработки под потребности клиента: кому-то важны сроки и жесткая отчетность, кто-то хочет иметь возможность влиять на концепцию уже при разработке и т.д. Если у вас есть идея продукта , то ее следует обсудить с нашими экспертами. Они помогут выбрать лучший путь.

Остались вопросы?

Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.

Как вам статья?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 StarsEmpty

Проголосовало: 11

Физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие

Области развития подростков переплетены и находятся под сильным влиянием опыта и окружающей среды.

© Griffith University

Области развития подростков тесно переплетены и находятся под сильным влиянием опыта и окружающей среды.

Изменения в развитии, которые обычно происходят в подростковом возрасте, подробно описаны в общедоступной литературе. Важно отметить, что каждая область развития переплетается с другой — физическим, социальным, эмоциональным и когнитивным развитием — наряду с социокультурными и экологическими влияниями и опытом. Ниже приводится краткое изложение некоторых ключевых аспектов развития подросткового возраста и характера этих изменений.

Физическое развитие

В раннем подростковом возрасте тело претерпевает больше изменений, чем в любое другое время, за исключением периода от рождения до двухлетнего возраста. Темпы роста быстрые и неравномерные, с разными темпами и темпами изменений для каждого человека. Физические изменения включают увеличение роста, веса и размера внутренних органов, а также изменения в скелетной и мышечной системах.

Половая зрелость наступает в раннем подростковом возрасте, вызванная высвобождением гормонов, которые приводят к развитию первичных половых признаков (гениталий) и вторичных половых признаков (например, развитие молочных желез у девочек; растительность на лице у мальчиков). Повышенная выработка гормонов влияет на рост скелета, рост волос и изменения кожи.

Физические изменения видны всем и подчеркивают диапазон и скорость изменений. Это иногда приводит к тому, что подростки чувствуют себя более или менее зрелыми, чем другие. Всплески физического развития у девочек происходят примерно на два года раньше, чем у мальчиков.

Социальное развитие подростков часто описывается как процесс формирования чувства идентичности и определения роли и цели. Это внешнее ощущение себя. Образ тела является ключевым фактором в развитии чувства собственного достоинства и идентичности, особенно для девочек, а семья и все чаще сверстники играют важную роль, помогая и поддерживая подростка в достижении им взрослых ролей. Риск — естественная часть пути подростка. Социальное развитие и эмоциональное развитие тесно переплетаются, поскольку молодые люди ищут ощущение себя и своей личности.

Эмоциональное развитие

То, как человек думает и чувствует о себе и других, его внутренние мысли, является ключом к его эмоциональному развитию. Развитие и демонстрация индивидуальных эмоциональных качеств, таких как устойчивость, самооценка и навыки преодоления трудностей, усиливается в подростковом возрасте из-за происходящих быстрых изменений. Школы являются важными местами для социального и эмоционального обучения и разработали политику и программы, направленные на оздоровление учащихся, часто с упором на подход, основанный на сильных сторонах.

Когнитивное развитие

Познание – это процесс, включающий мышление, обоснование и восприятие. Физические изменения мозга, происходящие в подростковом возрасте, следуют типичным моделям когнитивного развития. Для них характерно развитие когнитивных функций более высокого уровня, которое соответствует изменениям в структуре и функциях мозга, особенно в области префронтальной коры.

Структурные и функциональные изменения мозга влияют на возможность увеличения памяти и обработки. Они также могут способствовать уязвимости, например склонность к риску и повышенная восприимчивость к психическим заболеваниям.

В последние годы данные нейровизуализации развития позволили лучше понять изменения, которые происходят в человеческом мозге в подростковом возрасте. Эти данные указывают на второе окно возможностей в развитии мозга. Подростковый возраст — это период чувствительности мозга, то есть время, когда пластичность мозга повышается. В это время есть возможность для обучения и когнитивного роста, поскольку мозг адаптируется по структуре и функциям в ответ на опыт.

На следующем этапе мы объединим ключевые аспекты развития подросткового возраста с обсуждением вашего собственного опыта.

Ваша задача

Прочитайте статью Кэски и Анфары «Характеристики развития подростков». 1

  • Что из прочитанного в этой статье может изменить ваше отношение к подросткам в вашей сфере?
  • Как вы будете действовать по-другому, учитывая последствия для практики?

Делитесь своими ответами в комментариях.

Каталожные номера

  1. Каски М., Анфара В.А. Особенности развития молодых подростков: Резюме исследований [Интернет]. Вестервиль, Огайо: Ассоциация образования среднего уровня; 2014. Доступно по адресу: https://www.amle.org/BrowsebyTopic/WhatsNew/WNDet/TabId/270/ArtMID/888/ArticleID/455/Developmental-Characteristics-of-Young-Adolescents.aspx ↩

© Университет Гриффита

5 типов развития (физическое, когнитивное, социальное и т. д.) (2023)

Существует 5 типов развития: физическое, интеллектуальное/познавательное, социальное, эмоциональное и моральное. Каждый тип относится к определенным характеристикам развивающегося ребенка, которые сначала являются базовыми, а затем становятся все более продвинутыми.

Ученые, изучающие развитие, смогли определить отдельные стадии, которые происходят с каждым типом развития. Эти этапы инвариантны, что означает, что все дети проходят этапы в одинаковой последовательности.

Несмотря на то, что теоретики развития считают стадии неизменными, скорость, с которой дети проходят эти стадии, сильно различается.

Примечание эксперта: Стоит помнить, что социокультурные теоретики, такие как Выготский, оспаривают идею линейности стадий развития. Они утверждают, что дети из разных культур по всему миру могут развиваться на разных этапах из-за родительского и культурного влияния. См.: Социокультурная теория обучения .

Некоторые дети могут очень быстро пройти первые пару стадий, а затем немного задержаться, прежде чем двигаться дальше.

Другие дети могут проходить первые этапы медленнее, но затем начинают быстро развиваться.

Исследования обычно сосредоточены на выявлении стадий и факторов, влияющих на характер их развития.

Подробное объяснение 5 типов развития

1. Физическое развитие

Физическое развитие относится к росту мышц и скелетной структуры тела от младенчества до взрослой жизни. Этот тип развития обычно делится на мелкую моторику и общую моторику.

Мелкая моторика относится к управлению пальцами и руками, а крупная моторика относится к управлению конечностями (то есть руками и ногами).

Младенец рождается практически без контроля над своим телом. Первое развитие происходит в области шеи и рта, что позволяет новорожденному поворачивать голову для сосания.

Затем развитие идет вниз и наружу по телу по мере того, как ребенок растет в процессах, называемых цефалокаудальным и проксимодистальным развитием.

Навыки крупной моторики развиваются первыми, и их можно увидеть, когда ребенок может сидеть, подтягиваться до положения стоя, ходить с поддержкой и, в конечном итоге, бегать (неуклюже) и прыгать обеими ногами.

После этого физическая координация станет более продвинутой и будет включать способность отбивать и ловить мяч.

Мелкая моторика проявляется в способности ребенка брать крупные предметы, подносить чашку ко рту и перекладывать предметы из руки в руку.

Позднее физическое развитие будет прогрессировать от способности писать каракули, держать карандаш в кулаке и, наконец, держать карандаш между указательным и большим пальцами, чтобы писать буквы и делать грубые рисунки.

2. Интеллектуальное/когнитивное развитие

Изображение: этапы развития по Пиаже. Подробнее см. в нашей статье о теориях обучения. Изображение (C) Полезный профессор.

Интеллектуальное или когнитивное развитие относится к тому, как люди получают, организуют и обрабатывают информацию из окружающей среды. Швейцарский психолог Жан Пиаже — самый известный ученый в этой области.

Поскольку дети рождаются с сильно недоразвитым мозгом, в первые месяцы жизни работают только сенсорные области. Поэтому новорожденный способен обрабатывать информацию только через 5 модальностей чувств: осязание, зрение, обоняние, вкус и слух.

По мере взросления мозга происходит и интеллектуальное развитие. Младенцы начинают развивать языковые навыки и могут понимать значение слов. Их усилия по общению проявляются в виде бормотания и, конечно же, плача.

В течение следующих нескольких лет будет наблюдаться устойчивое развитие интеллектуальных навыков, включая быстро расширяющийся словарный запас и элементарные навыки решения проблем.

Эти аспекты интеллектуального развития продолжают становиться все более продвинутыми и сложными. В конце концов, молодой взрослый способен заниматься научными рассуждениями, критическим мышлением и новаторским творчеством.

3. Социальное развитие

Изображение: Таблица стадий развития Эриксона. Подробнее см. в нашей статье о теориях обучения. Изображение (C) Полезный профессор.

Социальное развитие — это взаимодействие с другими людьми. Это относится к тому, как ребенок играет с одноклассниками, заводит дружбу, а позже, во взрослом возрасте, к тому, как человек ведет себя в романтических отношениях.

Есть четыре основных ученых, чьи работы наиболее известны:

  • Альберт Бадура и его теория социального обучения
  • Теория психосоциального развития Эрика Эриксона и
  • Работа Джона Боулби и Мэри Эйнсворт о стилях привязанности.

Ранние формы социального взаимодействия имеют место между матерью и младенцем. Независимо от того, формируется ли здоровая эмоциональная связь во время этих ранних взаимодействий, огромное влияние на то, как ребенок смотрит на окружающий мир.

По мере того, как ребенок растет, другие взрослые, образцы для подражания и сверстники начинают влиять на его социальное развитие. Некоторые дети вырабатывают дружелюбный и непредубежденный стиль взаимодействия с другими, и поэтому они способны формировать позитивные и здоровые отношения.

К сожалению, другие дети могут расти во враждебной или холодной среде и, следовательно, вести себя агрессивно или замкнуто при взаимодействии с другими.

4. Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие связано с эмоциональным состоянием ребенка и его способностью к саморегуляции. Эмоциональное развитие напрямую связано с социальным развитием, и поэтому на него влияют лица, осуществляющие уход, сверстники и образцы для подражания.

Подобно другим типам развития, человеческий младенец рождается с минимальными способностями. В первые несколько месяцев младенцы испытывают только самые основные эмоции, такие как страх, счастье, гнев, удивление и отвращение.

Когда дети становятся старше, их эмоции усложняются и включают смущение, гордость и ревность.

Один из ключевых компонентов эмоционального развития связан с эмоциональной регуляцией. Со временем дети учатся контролировать свои чувства и то, как они выражаются.

Например, когда очень маленький ребенок хочет игрушку, с которой играет другой ребенок, он может просто схватить ее и убежать.

Однако, когда они учатся контролировать свои эмоциональные порывы, они могут подавлять желание взять игрушку и вместо этого находят способ получить то, что хотят, спрашивая или договариваясь.

Со временем дети учатся подавлять выражение своих чувств и могут даже изображать эмоции, которые не являются подлинными, но соответствуют ситуации.

Эмоциональная саморегуляция необходима для здорового функционирования взрослого человека.

5. Нравственное развитие  

Нравственное развитие относится к развитию этического мышления от раннего детства к взрослой жизни. Это включает в себя способность учитывать ситуационные факторы и принципы правильного и неправильного, чтобы прийти к моральному заключению или курсу действий.

Лоуренс Кольберг чаще всего ассоциируется с нравственным развитием, поскольку он постулировал ряд стадий, через которые проходят дети/взрослые, известные как стадии нравственного развития Кольберга.

Кольберг утверждал, что моральное мышление проходит через 6 стадий. Каждая стадия демонстрирует более продвинутый уровень мышления, который напрямую связан с когнитивным развитием и индивидуальным жизненным опытом.

На ранних стадиях моральные рассуждения основаны на строгом следовании правилам. Если рассматриваемое поведение противоречит правилам, то действие является аморальным.

На более поздних стадиях то, что является морально правильным или неправильным, зависит от точки зрения. Дети способны учитывать различные мнения людей, вовлеченных в исследуемую ситуацию.

На самых продвинутых стадиях моральные рассуждения сосредотачиваются на индивидуальных правах и универсальных принципах. Тот факт, что конкретное действие противоречит закону, менее важен, чем право человека действовать или защищать универсальное дело.

Заключение

Пять основных типов развития имеют сходство. Каждый начинается как рудиментарный и основной в своем выражении и функции. Например, младенец очень слабо контролирует свои конечности и может испытывать только несколько эмоций.

По мере созревания мозга и тела способности становятся все более совершенными. Со временем малыш учится стоять, ходить, прыгать и бегать. Они могут хватать предметы и в конечном итоге могут писать буквы и простые слова, хотя это может занять 5 или 6 лет.

Эмоции становятся более сложными. Дети учатся контролировать свои эмоциональные порывы и даже могут скрывать свои истинные чувства, когда это необходимо.

Все люди проходят стадии каждого типа развития в одной и той же последовательности, но скорость этого прогресса сильно различается.

Ссылки

Ainsworth, M.D.S., Blehar, M.C., Waters, E., & Wall, S. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Кембридж; Прентис Холл.

Берк, Л. Э. (2003). Развитие на протяжении всей жизни . Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn & Bacon.

Боулби, Дж. (1958). Природа привязанности ребенка к матери. Международный журнал психоанализа, 39 , 350-371.

Кейси, Б.Дж., Хеллер, А.С., Джи, Д.Г., и Коэн, А.О. (2019). Развитие эмоционального мозга. Neuroscience Letters , 693 , 29–34. https://doi.org/10.1016/j.neulet.2017. 11.055

Эриксон, Э. Х. (1993). Детство и общество . (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон.

Пиаже, Дж. (1936). Происхождение интеллекта у ребенка . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Полезный профессор включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии.

This entry was posted in Популярное