Содержание
в поисках выхода из кризиса
Рубрики : Литература, Последние статьи, Философия
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
Многим Джером Дэвид Сэлинджер известен как автор проникновенной повести о становлении подростка «Над пропастью во ржи». Однако творчество Сэлинджера выходит далеко за пределы этого произведения и его тематики. Он один из первых, кто обращается в американской литературе к духовным учениям Востока, в частности к дзен-буддизму, пытаясь найти выходы из духовного кризиса своего времени и новые основания для развития творческого отношения к действительности. Разбираемся, почему Дж. Д. Сэлинджер обращается к дзен-буддизму в своих произведениях, что за загадки и символы писатель оставил в своих текстах для будущих поколений и чем его привлекло понятие «сатори», помогающее очиститься от ярлыков и пойти по другому пути постижения мира.
Джером Дэвид Сэлинджер — один из самых загадочных писателей XX века. Искусный мастер американской новеллистики, он оказал большое влияние на формирование мировоззрения не только студенчества 50-60-х гг., но и последующих поколений. Кто не узнает себя в Холдене Колфилде, читая «Над пропастью во ржи», или же свою семью в героях «Зуи»? Однако, несмотря на свою известность, Сэлинджер отрекся от славы и с 1965 года не опубликовал ни одного рассказа. Хотя он и продолжал писать, но прекратил появляться на людях. Что же заставило его удалиться от мира и посвятить себя творчеству, о котором никто не узнает? Возможно, ключ к пониманию загадочного исчезновения Сэлинджера кроется в его произведениях? Попробуем разобраться.
В повести «Над пропастью во ржи» Сэлинджер всего лишь обозначил назревающую проблему существования человека в современном обществе, основные ценности которого могут оказаться враждебными в отношении личности. Лицемерие, слава и богатство не дают надежных оснований для спасения отдельного человека, каждый встает перед выбором: предательство или бунт. Холден Колфилд бунтует против мира взрослых с целью спасти свою идентичность, свое Я. Однако бунт — это первый шаг, он помогает выявить, но не решить проблему.
Американское общество, идеологией которого стал прагматизм, утратило духовные основания, и это остро почувствовали, в первую очередь, деятели культуры. Мыслители Запада откликнулись на этот кризис, обратившись к различным религиозным традициям, в частности, к дзен-буддизму. Японский вариант буддизма повлиял на многих художников, писателей и философов того времени, к примеру, Эрих Фромм увидел в буддизме основания для психоанализа и в 1960 году написал «Дзен-буддизм и психоанализ», а Дж. Д. Сэлинджер спустя несколько лет издал сборник «9 рассказов», в котором отразил идеи этой религии, пришедшей на американскую почву. Как пишет исследователь И. Л. Галинская, сам сборник изобилует «множеством «темных мест», загадочных эпизодов, символов, намеков и знаков, не поддающихся на первый взгляд логической интерпретации. Порой — это отдельные слова, фразы, иногда — целые эпизоды и даже сюжетные ходы» [1]. Наверное, ни один читатель не останется равнодушным к этим знакам и символам. Мы предлагаем свою интерпретацию творчества автора.
Что же такое дзен-буддизм? Чем он оказался интересен для автора знаменитой повести «Над пропастью во ржи»? Какие новые выходы он открывает для человека и общества в кризисный период?
Смотрите также: «Философия буддизма»: лекции Александра Пятигорского об отшельничестве, страдании и Дхарме
Дзен-буддизм и путь к просветлению
Дзен — это не просто религия, но мировоззренческое основание для развития творческого отношения к действительности. Основание этого учения находится за пределами вербальных форм: дзен — это передача знаний вне священных текстов путем общения учителя и ученика, цель которого просветление.
Теоретик и популяризатор дзен-буддизма в США Д. Судзуки говорит о том, что практика дзен направлена на достижение особого состояния просветления — сатори.
«Сатори раскрывает значение того, что обычно скрыто в наших обычных повседневных занятиях — еда, питье, разного рода дела»[2, с. 50].
По мнению Судзуки, передать смысл, раскрыть значение значит не строго определить, а обозначить их в своей «isness» («таковости»), или жизненности, раскрыть смысл вещи не извне, а из себя. Смысл сатори в духовном освобождении, в очищении от понятий, ярлыков, структуры словесных построений, мешающих непосредственному постижению мира.
Японский иероглиф «сатори» состоит из двух других, обозначающих «разум» и «я». Для образования сатори необходимо их соединение, при котором человек становится мудрецом.
Творческая свобода в дзен
«Мир художника — это мир свободного творчества, который может возникнуть только в прямой интуиции из есть-ности всех вещей, не замутненной чувствами и интеллектом» [2, с. 51].
Художник создает все из ничего, для творчества ему достаточно только своего Я, ведь созерцание уже есть творческий акт, со-творение. Главный смысл дзен в том, чтобы превратить жизнь в искусство, сделать ее осознанной и разумной.
Сэлинджер о сатори
В рассказе Сэлинджера «Голубой период де Домье-Смита» главный герой, молодой художник, уезжает из неуютного Нью-Йорка в Монреаль подработать преподавателем курсов для начинающих художников. В Монреале он живет в одной квартире с начальством – счастливой парой японцев. Поскольку эти курсы заочные, общение с учащимися происходит по переписке, поэтому директор школы и его жена — единственные люди, с которыми он общается. Национальность супругов связана не только с определенным поэтическим настроением, которое хочет передать автор, но и намекает на невербальную передачу традиционных для практики дзен смыслов. Хотя эти люди представляются ему как пресвитериане, он упорно говорит им о том, что изучает буддизм, сам не осознавая почему. Общение с японцами происходит без лишних слов: соседи художника ведут себя как два настоящих учителя дзен, обучающих героя этому искусству, о чем он не догадывается.
Состояние сатори внезапно нисходит на него, когда в окне ортопедической мастерской он неожиданно увидел девушку:
«И тут-то это и случилось. Внезапно вспыхнуло гигантское солнце и полетело прямо мне в переносицу со скоростью девяноста трех миллионов миль в секунду. Ослепленный и страшно перепуганный, я уперся в стекло витрины, чтобы не упасть. Вспышка длилась несколько секунд. Когда ослепление прошло, девушки уже не было»[3, с.608, 609].
Так Сэлинджер описывает состояние сатори. Главный герой постигает вещи такими, какие они есть. Он сливается с миром, переосмысляет отношение к нему и начинает открывать свое подлинное Я. Почему же сатори случается с главным героем?
Состояние сатори было бы невозможно достичь без наставлений его учителей. Сатори характеризуется внезапностью и непреднамеренностью, человек не знает, когда оно произойдет. Однако, в то же время сатори неотделимо от поступков, достижение сатори вплетено в повседневные действия, оно обнаруживает их значение, открывает перед человеком новую жизнь в гармонии с дзен.
В произведениях Сэлинджера герои переживают сатори неожиданно не только для себя, но и для читателя, одновременно с этим происходит преображение героев, они открывают духовное богатство, которое наделяет их жизнь смыслом. Мы никогда не узнаем, переживал ли автор подобные религиозные состояния, но вероятно, философия дзен-буддизма позволила ему примирить человека с бытием.
Сэлинджер не говорит нам о дзен-буддизме напрямую, его задача погрузить читателя в эстетику дзен при помощи символов, смысл которых может оказаться неясным.
Дзен и внимание к вещам
В японской культуре, особенно в дзен, новые вещи не особо ценятся. Новая вещь — это чистая вещь, а значит — пустая. Каждый предмет обладает своей историей, и чем он древнее, тем выше его ценность. Задача человека в дзен-буддизме — увидеть полноту, историчность, своеобразие каждой вещи. Человек входит в определенное состояние гармонии с миром и каждой вещью в нем. Такое переживание пространства как единого целого интересно и непонятно человеку западной культуры.
Обретение свободы есть начало жизни
Жизнь в дзен начинается с переживания сатори — обретения нового взгляда на мир, или просветления. Его можно определить как «интуитивный взгляд вовнутрь, в противовес интеллектуальному и логическому пониманию. В любом случае, сатори обозначает открытие нового мира, точнее, новое его восприятие, не замутненное противоречиями дуализма»[2, с. 62]. Это призыв к освобождению от уз понятийного аппарата для подлинного бытия.
Главная цель человека в дзен — освобождение. Сатори — это один из способов разрешения противоречия между человеком и обществом. Уход в созерцание не есть отшельничество, это особая духовная практика, способная защитить от низкого и суетливого мира. Сэлинджер считает постижение сатори переломным мгновением в духовном развитии, точкой невозврата в привычный обывательский мир, обретением гармонии, снимающем даже вопросы о жизни и смерти, позволяющим эстетизировать не только окурок, лежащий в конверте, но и собственное самоубийство — как физическое, так и социальное.
Дж. Д. Сэлинджер не перестал писать, даже когда разорвал связь с суетным миром лжи и лицемерия, это был его способ уединения, тот самый способ стать великим свободным Я, к которому он так стремился еще со школьных времен. Сэлинджер познал славу, но предпочел духовную жизнь мирской, оставив скрытое послание для будущих поколений в своих произведениях.
Ссылки на источники
1. Галинская И. Л.Загадки известных книг. Глава первая: Загадка Сэлинджера.
2. Мир дзэн / несколько замечаний о дзэн Д. Судзуки / Мир дзэн под редакцией С.В. Пахомова СПб.: Наука, 2007 491 с.
3. Дж. Д. Сэлинджер: над пропастью во ржи: роман, повести, рассказы / М.: Эксмо, 2010. 640 с.
Обложка: San Diego Historical Society / Getty Images
.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
буддизмлитературарелигияфилософия
Похожие статьи
Автороцентричное ранжирование.
Доклад Яндекса о поиске релевантной аудитории для авторов Дзена / Хабр
Важнее всего для сервиса Яндекс.Дзен — развивать и поддерживать платформу, которая соединяет аудитории с авторами. Чтобы быть привлекательной платформой для хороших авторов, Дзен должен уметь находить релевантную аудиторию для каналов, пишущих на любые темы, в том числе на самые узкие. Руководитель группы счастья авторов Борис Шарчилев рассказал про автороцентричное ранжирование, которое подбирает для авторов наиболее релевантных пользователей. Из доклада можно узнать о том, чем такой подход отличается от подбора релевантных айтемов — более популярного в рекомендательных системах.
Балансируя пользователецентричное и автороцентричное ранжирование, мы можем добиваться правильного соотношения счастья пользователей и счастья авторов.
— Коллеги, всем привет. Меня зовут Боря. Я занимаюсь качеством ранжирования в Дзене. Я уверен, что это один из самых интересных сервисов Яндекса, у нас очень крутое машинное обучение, и в следующие 17 минут я вас в этом постараюсь убедить.
Что такое Дзен? Если совсем просто, Дзен — это сервис персональных рекомендаций. Мы стараемся рекомендовать пользователям релевантный им контент, основываясь на том, что мы знаем об интересах этих пользователей. Наша высокоуровневая цель — чтобы пользователи хотели в Дзене проводить время. И что очень важно — чтобы они об этом времени не жалели.
Примерно так выглядит наша основная форма потребления контента. Это бесконечная лента рекомендаций. И тут видно, что мы, в принципе, стараемся рекомендовать очень материалы на очень разные темы. Тут есть разные тематики: что-то про бизнес, что-то про юмор, даже что-то про фэнтези. То есть в ленте можно найти как познавательные и образовательные статьи, так и более развлекательные. И, разумеется, персонализация. Лента Дзена у всех выглядит по-разному — в зависимости от того, что пользователю интересно. Плюс, конечно, немного рекламы.
Очень важный момент. В самом начале, когда мы только появились, мы были, по сути, агрегатором контента из интернета. То есть мы обходили существующие сайты, брали с них контент, и показывали его пользователю в зависимости от интересов. Сейчас ситуация иная. Сейчас Дзен — это целая блогерская платформа, на которой каждый человек может завести свой канал, будь то какой-нибудь известный блогер или начинающий автор, которому есть о чем рассказать. Новые авторы видят вот такой приятный приветственный экран, в котором мы рассказываем о сервисе — что Дзен сам будет подбирать аудиторию, а от него требуется только писать хорошие материалы.
Сейчас на платформу приходится более половины общего трафика в Дзене. И этот показатель будет только расти. Мы понимаем, что ранжировать уже имеющийся контент контент могут все. Разумеется, мы сделаем это лучше всех. Но уникальный контент есть далеко не у всех, и мы верим, что именно в этом будет наше конкурентное преимущество.
Важно понимать, что Дзен уже очень большой. По данным Яндекс.Радара, на конец прошлого года у нас число дневных читателей примерно 10–12 млн в день, число читателей в месяц примерно 35 млн в день, и даже по некоторым данным, из того же Яндекс.Радара, мы в прошлом году впервые обошли по аудитории Яндекс.Новости. Это значит, что мы на полном серьезе делаем интернет, у нас задачи очень серьезные, их много, и мы очень ждем вашей помощи.
Поговорим про детали того, как это работает, и обсудим то, чем же у нас можно заниматься стажеру, чем можно помочь нашему сервису.
Общая схема рекомендаций у нас устроена примерно так. Все начинается с нашей большой базы документов, из которой мы выбираем материалы для рекомендаций. Она состоит из десятков миллионов документов. Причем эта база постоянно пополняется — ежедневно в нее поступает около миллиона новых документов. В идеале мы бы хотели применить весь наш аппарат машинного обучения ко всем этим десяткам миллионов документов персонально для каждого пользователя, и выбрать ему самое-самое релевантное. Но, к сожалению, на практике так сделать не получается, потому что Дзен — это сервис, который работает в реальном времени. У нас есть очень жесткие гарантии на то, насколько быстро мы готовы отвечать, поэтому из практических соображений мы вынуждены на первом этапе сужать базу из десятков миллионов документов до тысяч потенциальных рекомендаций, которые мы можем уже полностью отранжировать нашей моделью и выбрать из них самые релевантные. Этот этап сужения базы с десятков миллионов примерно до тысяч у нас называется отбором кандидатов или легким ранжированием.
Когда у нас есть этот набор, мы применяем к нему нашу сложную большую модель машинного обучения, которая на верхнем уровне представляет из себя градиентный бустинг. Тут все без сюрпризов, но факторы у нас очень разнообразные — от каких-то простых, которые характеризуют, например, то, насколько пользователю релевантен данный домен, источник, насколько он часто на него заходит, кликает, оставляет фидбек, лайки и дизлайки. Так и более сложные факторы, которые основаны, например, на нейросетевых признаках. Мы обрабатываем текст статьи, мы обрабатываем картинки, другие источники данных, и используем такие композитные признаки тоже. Все это схема довольно сложная, в деталях рассказать не успею.
После того, как мы отранжировали наши 2 тыс. кандидатов, мы отбираем из них топ. Размер топа зависит от того, сколько нам надо порекомендовать материалов. Это всегда определяется по-разному. И таким образом мы формируем итоговую выдачу.
Так выглядит схема на высоком уровне. Теперь давайте поговорим о том, какие же компоненты всего этого процесса нам интересно улучшать.
Оказывается, что нам интересно заниматься примерно всем. Задач очень много. Мы хотим увеличивать скорость доставки данных для ранжирования: чем более свежие у нас данные, тем более релевантные мы делаем рекомендации. Хочется ускорять время работы сервиса: чем быстрее работаем, тем лучше пользовательский экспириенс. Мы хотим повышать надежность сервиса.
Нам важно улучшать ранжирование. То есть нам нужно применять и новые модели машинного обучения, и улучшать наши текущие модели в других странах. Мы рекомендуемся не только в России, но и во многих других странах мира.
Также мы хотим учитывать региональность и рекомендовать людям контент, который относится к их региону.
И очень важно — нам надо развивать нашу авторскую платформу. Это наше будущее, нам надо в нее вкладываться. Задач тут тоже очень много. В частности, нам надо уметь находить и бустить качественный контент. Нам важно показывать хорошие материалы, а не треш. Нам нужно уметь ранжировать новые форматы контента. У нас есть не только статьи, но и короткие видео, и посты, которые пользователи смотрят прямо в ленте. Все эти форматы нужно уметь ранжировать.
И очень важный момент, о котором я хочу поговорить немного подробнее в более технических деталях — нам важно уметь для каждого автора находить релевантную ему аудиторию, даже если речь идет о довольно нишевых авторах и темах. Давайте поговорим подробнее, в чем же здесь проблема и как мы ее решаем.
Давайте рассмотрим это на примере.
Мы выбираем, предположим, из двух карточек, которые мы хотим показать пользователю.
Так устроен мир и так устроен человек, что есть нечто более среднепопулярное, где вероятность клика в среднем процентов 20, а есть что-то более нишевое, например статьи про науку или про космос.
Если мы просто ранжируем карточки по вероятности клика, то, разумеется более кликабельный и более простой контент будет собирать очень большое количество показов, а даже очень хорошая статья про науку — нет. Конечно, нам такого не хочется. Мы хотим находить заинтересованную аудиторию даже для нишевых каналов.
Почему это хочется делать? На самом деле, здесь есть две причины. Первая — продуктовая. То есть мы хотим, чтобы Дзен был некоторым срезом интернета. Чтобы всё, что пользователь может найти и чем он интересуется в большом интернете, было представлено в Дзене. И чтобы он получал то, что ему интересно.
У научных каналов есть своя аудитория. Но есть такой нюанс. Если любителям науки показать науку и популярный контент, они на него кликнут с большей вероятностью, чем на науку. Но если им показать только науку, они на науку тоже кликнут, и даже ничуть об этом не пожалеют. Вопрос в том, как находить таких людей и как показывать контент, ориентируясь не на пользователя, а на автора.
Как же это делать? Обычная формула ранжирования, которая предсказывает вероятность кликов, нам здесь не поможет, потому что в среднем более нишевые статьи будут проигрывать. Но можно пойти другим путем — выделить некоторую квоту, и в ней более или менее равномерно дать показы авторам, дать им своего рода минимальную гарантию. Так делать можно, и это сделает авторов немного счастливее, но, к сожалению, это сделает менее счастливыми наших пользователей. Пользователи будут меньше кликать, больше расстраиваться и уходить. Мы этого, конечно, не хотим.
Как здесь быть?
Мы долго думали и придумали новую концепцию. Мы назвали ее автороцентричным ранжированием или показами для автора.
Какова наша цель в обычном ранжировании, которое мы называем пользователецентричным? Найти материал, который наиболее релевантен пользователю. Мы отвечаем на вопрос, что показать пользователю.
В автороцентричном ранжировании мы как бы переворачиваем постановку задачи и говорим, что мы хотим показать данного автора, и вопрос в том, кому его показать, кому он наиболее релевантен. Отсюда и разница в метриках. В первом случае нас больше интересуют пользовательские метрики, то есть интегральные клики, интегральное время в Дзене и так далее. Во втором случае нас интересуют так называемые авторские метрики. Например, мы измеряем то, насколько хорошо живется в Дзене, например, bottom 10% авторов. Если им живется достаточно хорошо, то и все остальные тоже счастливы.
Как же мы это делаем? Предположим, что у нас есть обычная формула ранжирования. Для простоты предположим, что она предсказывает вероятность клика пользователя на данный айтем, на данную карточку. Что мы сделаем? Давайте теперь для каждой статьи зафиксируем ее и применим нашу модель для этой статьи, в идеале — ко всем пользователям, на практике — к какому-то семплу пользователей. И построим распределение наших scores, то есть оценок вероятности кликнуть на статью, для каждой статьи по пользователям. Теперь для каждой статьи у нас есть такое распределение, как на графике (слайд выше — прим. ред.). После этого отранжируем статьи для пользователя и выберем топ не просто по вероятности клика, а по перцентили, в которую данный пользователь попадает для данной статьи. То есть мы оценим вероятность клика, посмотрим, куда пользователь попадает в этом распределении, и отранжируем по этой величине.
Вот у нас те же две карточки, одна из них более кликабельна, 20%, другая — менее, 1%. Теперь, если взять конкретного пользователя, возможна такая ситуация, что у него на более популярную карточку вероятность клика больше, чем на менее популярную, скажем, 10% против 3%. Но так как в среднем вероятность клика на популярную карточку 20%, а у пользователя 10%, то он в среднем менее релевантен данной публикации, чем средний пользователь Дзена. А в другой ситуации наоборот: у него вероятность клика 3%, но в среднем у статьи 1%. Поэтому он является более релевантной для статьи аудиторией в среднем, чем остальные пользователи Дзена. Поэтому ключевой инсайт здесь в том, что даже если вероятность клика на статью меньше, с помощью такого фреймворка мы имеем шанс показать менее популярную статью, если пользователь входит в наиболее доверенное ядро для данной публикации.
Если пользователи приходят к нам более или менее равномерно, то данный score, по которому мы ранжируем, то есть перцентиль, в который попадает каждый пользователь, будет распределена равномерно по пользователям. Это значит, что если все статьи ранжировать таким образом, то все они соберут более-менее одинаковое количество показов. Не будет выбросов в десятки миллионов показов против 10 показов у каких-нибудь менее релевантных карточек. Таким образом, балансируя пользователецентричное и автороцентричное ранжирование, мы можем добиваться того соотношения счастья пользователей и счастья авторов, которое мы считаем правильным.
Пару слов о том, как мы это реализовываем в продакшене. Нам нужно посмотреть на наши логи и из них посчитать данное распределение для каждой статьи. Важное ограничение: нам нужно уметь это делать, во-первых, быстро, во-вторых, в потоковом режиме. То есть в идеале для того, чтобы обновить оценку распределения по новым данным, нам нужно иметь в памяти не все предыдущие данные, а только текущую оценку. Такая система масштабируется, такая схема работает. В идеале нам нужно уметь это делать на маленьких данных. Если у какой-нибудь статьи всего 300 показов, то нам нужно уметь за такое количество наблюдений адекватно оценить распределение.
Мы провели эксперименты и обнаружили, что такие распределения scores на удивление хорошо приближаются к лог-нормальным распределениям. То есть это эмпирическое наблюдение. А раз так, то мы вместо того, чтобы оценивать не параметрически всю гистограмму распределения, можем оценить только два параметра данного распределения. Причем мы можем это делать в потоке, используя только текущую оценку параметров и новые наблюдения. Такая схема получается очень быстрой и работает очень хорошо. Сейчас она у нас находится в продакшене.
Результаты тоже получаются хорошими. Мы сильно растим счастье обделенных вниманием хороших авторов в Дзене и при этом не просаживаем общие пользовательские метрики. То есть бизнес-задача полностью достигается.
Я сейчас показал один из примеров задач, которыми у нас можно заниматься. Разумеется, этих задач много, и с каждой из них нам нужна ваша помощь. Очень надеемся, что вы захотите у нас работать. Напоследок скажу пару слов о том, чего же мы ждем от стажеров и чего мы от них не ждем. От стажера мы ждем самого главного — умения писать код. У нас в сервисе нет дата-саентистов в чистом виде. У нас все — ML-инженеры, они должны уметь делать полный цикл задач. Они должны уметь и имплементировать свое решение в продакшен, и применять ML. То есть мы ожидаем, что вы умеете писать код на базовом уровне, понимаете подходы, знаете алгоритмы, структуры данных, основы машинного обучения.
Чего мы не ждем от стажеров? В первую очередь, мы не ждем глубокого знания каких-то языков или фреймворков. То есть если вы не знаете, как работают корутины в Python — ничего страшного, мы вас всему научим. И мы не ждем от вас большого опыта. Мы ждем от вас знаний, желания работать. Если нет опыта — ничего страшного. Всему научим, и все будет хорошо. Спасибо!
Япония платит семьям 1 миллион иен за переезд в сельскую местность, но Токио от этого не станет меньше
Фото: Денис Невожай | Скрыть
Японское правительство объявило о новом раунде поощрений для людей, покидающих район Токио. С апреля 2023 года семьи, ищущие новую жизнь на более зеленых пастбищах, будут получать 1 миллион иен (6 380 фунтов стерлингов) на каждого ребенка. Это представляет собой увеличение на 700 000 иен по сравнению с предыдущими такими платежами.
После включения всего пакета льгот максимальная сумма, которую семья сможет получить, составит 5 миллионов иен. 5 миллионов иен могут звучать как большие деньги. Однако это составляет 31 900 фунтов стерлингов, которые будут быстро израсходованы на переезд в новый дом, работу и сообщество, а также на снижение доходов.
Основная цель программы — внести свой вклад как в уменьшение перенаселенности в районе Токио, так и в оживление более сельских и отдаленных районов Японии за счет прививки молодежи и предпринимательства.
Примечательно, что об этой новой схеме было объявлено в декабре, в преддверии новогодних праздников, когда многие горожане возвращаются к своим сельским корням, а разговоры неизбежно заходят о том, что их ждет в будущем.
Еще более показательным является тот факт, что это не первый раз, когда правительство запускает подобную схему. Фактически, сменявшие друг друга японские администрации пытались — и в основном безуспешно — стабилизировать население сельских префектур и уменьшить перенаселенность городов в течение 70 лет.
Попытки деурбанизации
Эта схема касается жителей 23 районов Токио, а также пригородных городов в соседних префектурах Тиба, Сайтама и Канагава, стремящихся переехать в один из 1800 провинциальных муниципалитетов. Правительство надеется, что этим предложением воспользуются около 10 000 человек ежегодно.
Есть условия, конечно. По крайней мере, один работник в каждом домохозяйстве должен либо открыть бизнес на новом месте, либо устроиться на работу в малое или среднее предприятие там. И семья должна оставаться минимум на пять лет. Невыполнение этого требования может привести к необходимости возврата всей суммы.
Япония — не единственная страна, где правительство платит людям за переезд в сельскую местность. В 2021 году Ирландия начала вывозить из Дублина до 68 000 государственных служащих в рамках своего плана «Наше сельское будущее».
Многие страны воспользовались аналогичным преимуществом повышенной гибкости удаленной работы, которую стимулировала пандемия, например, с так называемыми «масштабными городами» в сельской местности США. Другие примеры включают Альбинен в Швейцарии, различные испанские деревни и Пресичче в Италии, которые предлагает 30 000 фунтов стерлингов, чтобы купить пустующее жилье и получить вид на жительство.
Со времен Второй мировой войны в Японии был принят длинный список таких мер. Как подробно описал немецкий географ Томас Фельдхофф, начиная с Закона о продвижении удаленных островов 1953 года, большинство из них имели лишь незначительный успех.
В начале 1970-х годов правительство премьер-министра Танаки Какуэя инвестировало огромные средства в программы развития инфраструктуры в провинциях Японии. Отчасти это было сделано для увеличения занятости и стабилизации населения.
Танака был настолько амбициозен, что написал об этом книгу «Реконструкция японского архипелага», которая была опубликована в 1972. И его план какое-то время работал. Однако при этом был нанесен огромный ущерб окружающей среде, с которым Япония все еще не может смириться.
В 1980-х годах в префектуре Оита на острове Кюсю было запущено движение Isson Ippon , или движение «Одна деревня — один продукт», как его называют на английском языке. Это предоставило более мягкую альтернативу, которая до сих пор продвигается на международном уровне Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций в рамках деятельности Японии по развитию за рубежом.
Недавнее исследование, которое мы провели с моим коллегой Ясуюки Сато, показало, как сельские муниципалитеты смирились с постоянным сокращением населения. В попытке взять под контроль такое будущее они вместо этого начали сосредотачиваться на здоровье, благополучии и условиях жизни тех людей, которые остались.
Глобальная проблема
Разрастание городов и опустошение сельских районов — две стороны одной медали 21-го века, и они носят глобальный характер. В 19В 19-м и 20-м веках, когда население во всем мире росло в геометрической прогрессии, процессы урбанизации не обязательно негативно влияли на сельские регионы. Некоторые сообщества выиграли от того, что молодые люди уехали в поисках работы, образования и брака в близлежащие города, поскольку в семьях часто было больше детей, чем они могли должным образом содержать.
Однако в 21 веке, когда размер семьи резко сократился почти повсеместно, в развитых странах закончился так называемый демографический дивиденд, то есть выгоды от роста населения.
Япония лидирует в Восточной Азии. В 1974 году общий коэффициент рождаемости в Японии упал ниже коэффициента воспроизводства населения, равного 2,1. Тогда демографы знали бы, что, если условия сохранятся, в стране в конечном итоге наступит депопуляция. Конечно же, условия сохранялись, и в 2008 году в Японии впервые в мирное время было зарегистрировано сокращение населения.
Хотя население Токио сейчас составляет 13 миллионов человек, в регионе Канто, ядром которого он является, проживает более 37 миллионов человек — 30% всего населения Японии. В других частях страны сотням деревень и деревень грозит неминуемое исчезновение.
Япония не уникальна. В Большом Сеуле проживает около 25 миллионов человек, почти половина населения Южной Кореи проживает в одном городском районе, а остальные разбросаны по остальной части страны. А в Китае в районе дельты Жемчужной реки, который охватывает Гонконг, Шэньчжэнь, Макао и Гуанчжоу, проживает 100 миллионов человек, в то время как в более широкой стране сейчас насчитывается 155 городов с населением более 1 миллиона человек.
Еще дальше, в городе Окленд с населением 1,7 миллиона человек, проживает почти треть населения Новой Зеландии. Напротив, на всем Южном острове проживает всего 1,2 миллиона человек.
Пространственные последствия этого демографического перехода наиболее остро ощущаются в сельских районах Азиатско-Тихоокеанского региона. Они росли наиболее быстро в 20-м веке, и теперь сталкиваются с почти такой же быстрой депопуляцией в 21-м. Исчезают целые сообщества. Земля и жилье заброшены. Инфраструктура приходит в упадок.
Поскольку остальная часть Восточной и Юго-Восточной Азии следует по стопам Японии, архипелаг в какой-то степени является лабораторией для разработки эффективной политики по преодолению социально-экономических и экологических последствий депопуляции, явления, которое будет все больше ощущаться во всем мире.
Предоставлено
Разговор
Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.
Цитата :
Точка зрения: Япония платит семьям 1 миллион иен за переезд в сельскую местность, но Токио не станет меньше (2023, 17 января)
получено 5 мая 2023 г.
с https://phys.org/news/2023-01-viewpoint-japan-paying-families-million.html
Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.
Японское правительство предлагает семьям 1 миллион иен за ребенка, чтобы он уехал из Токио | Япония
Правительство Японии предлагает 1 миллион иен (7500 долларов США) на ребенка семьям, которые переезжают из большого Токио, в попытке обратить вспять сокращение численности населения в регионах.
Поощрение — резкое повышение по сравнению с предыдущей платой за переселение в размере 300 000 иен — будет введено в апреле, согласно сообщениям японских СМИ, в рамках официального стремления вдохнуть жизнь в приходящие в упадок города и деревни.
Несмотря на то, что в прошлом году население Токио впервые сократилось (эта тенденция отчасти связана с пандемией коронавируса), политики считают, что необходимо сделать больше, чтобы снизить плотность населения в городе и побудить людей начать новую жизнь в «немодных» частях страны, которые пострадали от старения, сокращения населения и миграции молодых людей в Токио, Осаку и другие крупные города.
Выплата, которая идет в дополнение к 3 миллионам иен, уже выделенных на финансовую поддержку, будет предложена семьям, проживающим в 23 «основных» районах Токио, других частях столичного региона и соседних пригородных префектурах Токио. Сайтама, Тиба и Канагава.
Чтобы получить пособие, семьи должны переехать за пределы Большого Токио, хотя некоторые из них могут получить наличные, если переедут в горные районы, расположенные в черте города, сообщило информационное агентство Kyodo со ссылкой на официальных лиц.
Около 1300 муниципалитетов — примерно 80% от общего числа — присоединились к схеме, надеясь извлечь выгоду из изменения отношения общества к качеству жизни, которое набрало обороты во время пандемии, когда больше работников узнали о преимуществах удаленной работы.
Однако семьи, надеющиеся получить легкую зарплату перед возвращением в столицу, будут разочарованы. Они должны прожить в своих новых домах не менее пяти лет, и один член семьи должен работать или планировать открытие нового бизнеса. Те, кто уедет до истечения пяти лет, должны будут вернуть деньги.
Чиновники надеются, что предлагаемые щедрые суммы побудят семьи с детьми в возрасте до 18 лет возродить регионы и ослабить нагрузку на космос и коммунальные услуги в Большом Токио, крупнейшем мегаполисе мира с населением около 35 миллионов человек.
В принципе, переселяющиеся семьи получают 1–3 млн иен на домохозяйство при условии, что они отвечают одному из трех критериев: трудоустройство в малой или средней компании в том районе, куда они переезжают; продолжать работать на прежней работе удаленно; или начать бизнес в своем новом доме, согласно деловой газете Nikkei. С учетом более высоких выплат семья с двумя детьми может иметь право на получение до 5 млн иен.
Половина наличных денег будет поступать от центрального правительства, а другая половина от местных муниципалитетов, сказала Киодо.
Схема изо всех сил пыталась привлечь общественное внимание с тех пор, как она была запущена три года назад, и в 2021 году, когда удаленная работа стала более распространенной, была оказана поддержка 1184 семьям по сравнению с 71 в 2019 году и 290 в 2020 году, сообщает Nikkei.
Правительство надеется, что к 2027 году 10 000 человек переедут из Токио в сельские районы.
Чтобы привлечь новых жителей, опустевшие города и деревни Японии подчеркивают прелести сельской жизни, легкий доступ к малооплачиваемым услугам по уходу за детьми и, в случае с деревней Отари в префектуре Нагано, наличие подходящих мужчин.
Последняя попытка оживить регионы предпринята на фоне очередного сокращения населения Японии.
По данным правительства, в 2020–2021 годах население третьей по величине экономики мира сократилось на рекордное количество человек — на 644 000 человек. Ожидается, что в 2065 году оно резко упадет с нынешних 125 миллионов до примерно 88 миллионов — снижение на 30% за 45 лет.