Содержание
Что такое usability и зачем нужны usability тестирования? / Песочница / Хабр
Из этой статьи Вы узнаете:
- что такое usability, UX, CX и как они связаны между собой;
- что такое usability тестирование и для чего его проводить;
- когда и как часто проводить usability тесты.
Сегодня поговорим с Вами про usability и о том, как провести эффективное usability тестирование.
Начнем с самого термина usability, который многие часто путают с UX (user experience). UX — это весь опыт, который получает пользователь в процессе использования продукта. Некоторые иногда включают в понятие UX также и этапы до и после контакта с продуктом (маркетинговые материалы, впечатления от использования, обсуждения продукта с друзьями), однако это уже на самом деле относится уже к более широкому понятию customer experience (CX). Вот так это можно представить на схеме:
В сложившейся сейчас ситуации на рынке мобильных приложений, когда цена привлечения одного пользователя постоянно растет, UX становится краеугольным камнем вовлечение и долгосрочного удержания новых пользователей.
В отличие от UX, который формируется на стороне пользователя, usability — это свойство самого продукта быть простым и удобным в использовании. Usability сложно измерить в каких-то численных показателях: обычно он измеряется наличием или отсутствием у пользователя проблем или фрустрации во время использования продукта. Usability — это основа, фундамент UX вашего продукта, который должен обеспечить Вам рост вовлечение и удержание.
Выделяют пять основных критериев usability:
- Полезность (usefulness) — насколько приложение решает задачу пользователя;
- Эффективность (efficiency) — насколько быстро и просто (с минимальным количеством затраченных действий) пользователь может выполнить необходимые действия в игре или приложении;
- Интуитивность (learnability) — насколько просто пользователю разобраться в игре или приложении;
- Удовлетворение (satisfaction) — позитивные эмоции от использования игры или приложения, желание рекомендовать его друзьям и знакомым;
- Доступность (accessibility) — возможность использования приложения для людей с физическими ограничениями.
Usability тестирование — это пользовательское тестирование, которое проводится с целью оценить удобство, интуитивность, полезность и удовлетворенность от использования продукта для конечного пользователя.
Зачем тестировать? Одной из самых сложных задач в разработке игры ил иприложения является необходимость принятия дизайнерских решений в условиях минимальной или отсутствующей информации. Будет ли понятна игрокам основная механика? Ясно ли пользователям, для чего служит этот пункт меню? Как должен выглядеть HUD и какая информация на нем должна быть отображена?
Основной задачей usability тестирование является понимание того, как целевая аудитория воспринимает и взаимодействует с продуктом. Это помогает принимать информированные дизайнерские решения, видеть возникающие проблемы заранее и знать, как изменять продукт, чтобы сделать пользовательский опыт лучше. Юзабалити тесты, как и сам продукт, должны служить одной общей цели — сделать пользователей вашего продукта счастливыми.
Когда тестировать? Многие разработчики задаются вопросом. Всегда хочется показать свой продукт игрокам/пользователям в лучшем виде. А вот тут еще модели не закончены. А здесь хочется чуть-чуть баланс получше настроить. А здесь еще не все кнопки отрисовали и т.д.
На самом деле, проводить юзибилити тесты можно (и нужно!) уже начиная со стадии первых прототипов. Это позволит вам сэкономить время и деньги на работу над тем, что заведомо пользователю не подойдет. Нет ничего страшного в том, чтобы показывать пользователю прототип, собранный на Wireframe. Главное — заранее задать рамки и объяснить пользователю, какие функции нужно оценивать, а какие пока не готовы.
Безусловно, внешний вид и общий функционал приложения важны для пользователя, и когда он оценивает такую “урезанную” версию продукта это влияет на его впечатление в целом. Однако данные, собранные даже в таких условиях, намного ценнее полного информационного вакуума.
Разобрались, значит тестировать лучше раньше, чем позже. Однако это не значит, что usability тестирования не нужны на поздних стадиях разработки и даже после релиза. Просто на каждом этапе разработки usability тестирования, хоть и служат общей цели, выполняют, как правило, выполняют свою роль. Подробнее о том, на каких этапах какие виды тестирований (и не только) применять мы подробнее поговорим в следующих статьях.
Как часто тестировать? Если Ваша цель — создание хорошего UX в вашей игре или приложении, то usability тестирования стоит проводить несколько раз в процессе разработки, с каждой итерацией учитывая фидбек, полученный от пользователей, и тем самым улучшая продукт.
Во многих постмортемах игр в последнее время очень часто повторяется одна и та же проблема — недостаточное количество плейтестов. Хорошей практикой является проведение небольших плейтестов/usability тестов (с выборкой 5-10 человек) раз в две-три недели, когда ваша версия значимо меняется (вводятся новые фичи, изменения по сравнению с предыдущими тестами). Также в процессе разработки мы обычно рекомендуем проводить 2-3 плейтеста с большей выборкой (30-50 человек) для сбора оценок разных составляющих продукта и оценки его рыночного потенциала (Движется ли разработка в правильном направлении?)
На сегодня все. В следующей статье поделюсь с вами алгоритмом проведения usability тестирования, который мы используем у себя и которого рекомендуем придерживать нашим клиентам.
Юзабилити Тестирование Сайта – Plerdy
Вы узнаете, что это за исследование, из каких этапов оно состоит и почему в нем должен быть заинтересован каждый владелец веб-сайта. Также поговорим о методах исследования юзабилити сайта, рассмотрим полезные сервисы и посмотрим готовый отчет о юзабилити сайта. Вся перечисленная информация поможет понять, что такое юзабилити-тестирование, когда его стоит проводить самостоятельно и когда для тестирования сайта нужно привлекать квалифицированных UX-специалистов.
Часто задаваемые вопросы маркетологов и дизайнеров UX:
- Как провести юзабилити-тестирование сайта?
- Что такое юзабилити-тестирование сайта? Как написать заголовок для юзабилити-тестирования сайта?
- Какие виды юзабилити-тестирования мне следует проводить на сайте?
- Как провести юзабилити-тестирование веб-сайта до его создания?
- Что проверять при тестировании юзабилити сайта?
- Сколько вы можете заработать на тестировании юзабилити веб-сайта?
Андрей Чорный, CEO Plerdy. Тема: Юзабилити сайта: поколение Z и что изменилось в восприятии сайта?
Инструменты Plerdy предлагают тепловую карту веб-сайта и запись видео-сеанса, чтобы помочь проанализировать поведение пользователей. С Plerdy вы можете легко проверить удобство использования своего сайта, улучшить дизайн, проанализировать призывы к действию, повысить коэффициент конверсии и многое другое.
Что такое юзабилити-тестирование
Юзабилити-тест — это комплексная проверка сайта на предмет его удобного визуального восприятия и правильной работы всех технических элементов. За удобство визуального восприятия отвечает UI-дизайн, а для проверки технических элементов используется аудит сайта. Давайте разбираться, как это связано.
UI-дизайн — это создание прототипа продукта или визуального интерфейса, который по мнению разработчиков будет удобен пользователям. UX-тестирование — это проверка созданного продукта с помощью целевой аудитории или тех пользователей, которые могут быть заинтересованы в запускаемом сайте или приобретаемом продукте. Чтобы было понятно — определим разницу между UI и UX на примере бутылок для кетчупа и пешеходных дорожек.
По мнению дизайнера, продаваемая бутылка для кетчупа должна обладать следующими характеристиками: быть компактного размера, удобно сидеть в руке, иметь верхнюю крышку открывания, стильный внешний вид и дозатор на выходе. Это UI-дизайн — продукт, который кажется правильным с позиции разработчика. Далее созданная бутылка с UI-дизайном передается любителю кетчупа, который считает эту разработку бессмысленной: в нее помещается мало кетчупа, у нее нет нижней крышки открывания и зачем-то встроен дозатор. Это UX-тестирование — проверка созданного продукта на практике.
Разница между UI и UX на примере бутылки с кетчупом.
Теперь рассмотрим пример с пешеходными дорожками. Архитектор спроектировал парк, проложил пешеходные дорожки для прогулок и окружил их зеленым газоном с деревьями. Это UI-дизайн — архитектор сделал так, как по его мнению будет удобно другим. Когда проект был реализован, на одном участке прохожие практически не пользовались пешеходной дорожки и для перемещений использовали газон. Это UX-тестирование — в реальных условиях проект оказался не слишком удобным и пешеходам понадобилась дополнительная дорожка.
Разница между UI и UX на примере пешеходных дорожек.
Аудит — это комплексная проверка веб-сайта на предмет наличия технических уязвимостей. С помощью аудита сайта можно понять, достигает ли целевой трафик поставленной цели, какие существуют проблемы и какие действия нужно предпринять для исправления ситуации. Например, если на сайте появится вирус, то все поисковые системы его сразу увидят и начнут блокировать. Сайт сразу попадет в категорию опасных ресурсов и станет недоступен многим пользователям. Отсюда падение трафика, низкие продажи и сопутствующие последствия. Если провести аудит, то проблему можно быстро увидеть и устранить.
Теперь давайте разберемся, в какой точке UI-дизайн взаимодействует с аудитом веб-сайтов и как это связано с юзабилити-тестированием. Для этого составим таблицу и выпишем варианты исследования пользовательского поведения и варианты исследования комплексного аудита веб-сайта.
Варианты исследования пользовательского поведения | Компоненты комплексного аудита веб-сайта |
Интервью | Технический аудит |
Онлайн опросы | Аудит контента сайта |
Анкетирование | Проверка семантического ядра |
Дерево испытаний | Аудит целевой страницы |
Карточки | Проверка работы аналитических служб |
А/Б тесты | Ссылочный аудит |
Создание персон | Анализ конкурентов |
Тест кликов | Проверка качества внутренней оптимизации |
Навигационный тест | Маркетинговый аудит |
Текст 5 секунд | Аудит возможностей развития |
Тестирование юзабилити | Юзабилити аудит |
Пользовательская проверка или юзабилити — это связующее звено между UI-дизайном и аудитом веб-сайта. В UI-дизайне тестирование юзабилити помогает оценить удобство и практичность созданного сайта (вспоминаем кетчуп и дорожку). Пользовательский аудит помогает понять, какие у сайта технические проблемы и как их устранить, чтобы реализовать концепцию UI-дизайна. Из-за такой взаимосвязи тестирование юзабилити (UX-тест) и юзабилити аудит целесообразно объединить и считать частью одной комплексной проверки. Если же разграничить понятия, то достигнуть нужного результата не получится: никому не нужен нерабочий сайт или рабочий сайт с примитивным и непривлекательным дизайном.
На практике взаимосвязь между UI-дизайном, UX-тестом и юзабилити аудитом проявляется по следующей схеме:
- Сначала разработчики исследуют нишу, анализируют конкурентов, собирают материал и создают сайт по своему усмотрению. Это работает UI-дизайн.
- Далее сайт проверяется пользователями и на основе этой проверки улучшается исходный дизайн. Это работает UX-тест.
- На завершающей стадии спроектированный и протестированный сайт проверяется техническими специалистами. Эти специалисты делают так, чтобы все части UI-дизайна работали без ошибок. Это юзабилити-аудит.
Если сайт удобно спроектирован, есть высокая вероятность того, что он сможет выполнять свою полезную функцию.
Почему юзабилити-тестирование важно
Когда пользователь впервые попадает на сайт, то в первые три секунды обращает внимание на дизайн. Если с дизайном все хорошо — на протяжении следующих десяти секунд идет знакомство со структурой, навигацией и контентом. Если все работает и посетителю все понятно, то он изучит материал и совершит нужное целевое действие: оформить подписку, позвонит, приобретет товар или воспользуется предложенной услугой. Если в первые 15 секунд у нового посетителя возникнут сложности, то он закроет страницу и не вникнет в суть предложения. Если посетитель останется на странице, но ему будет что-то непонятно или что-то не понравится — ситуация повториться и сайт не выполнит полезную функцию.
1 $ вложенный в вопросы UX-тестирования возвращает обратно 100 $.
Чтобы лучше понять, какова цель юзабилити-тестирования, рассмотрим пример. Предположим, вы расположили на сайте всплывающее окно, которое предлагает указать телефон и получить обратный звонок от менеджера. Если посетителей сайта будет раздражать это окно, то они будут изучать контент и делать заказы у конкурентов. В этом случае своевременное юзабилити тестирование сайта позволит быстро обнаружить и устранить проблему: первый же опрос пользователей даст понять, что дело в всплывающем окне.
К чему приводит отсутствие юзабилити-тестов.
В сфере электронной коммерции обращаются триллионы долларов и из-за отсутствия обзоров пользовательского опыта 35% этих средств будут тратиться впустую.
Если же вместо аудита пользовательского интерфейса вы решите заказать дополнительную рекламу и проигнорируете мнение посетителей, то произойдет следующее:
- После увеличения рекламного бюджета на сайт придет больше трафика.
- Все недовольные посетители будут переходить к конкурентам, которые изучили руководство по юзабилити-тестированию и сделали удобный сайт.
- Сайт по-прежнему не будет выполнять полезную функцию.
- За счет возросших рекламных затрат вырастет убыток.
Обзор юзабилити помогает разобраться с фундаментальными проблемами, влияющие на показатели конверсии. Это основная задача, ради которое важно проводить пользовательское исследование и исправлять ошибки на сайте.
UX-тесты упрощают проектирование сайта и позволяют его запускать в два раза быстрее.
Вместе с этим у юзабилити-теста есть и другие преимущества: тестирование увеличивает объем продаж, позволяет реанимировать неудачно запущенные интернет-стартапы и экономит время разработчиков сайта.
Юзабилити-тест — это возможность возобновить неудачные стартапы.
Ежегодно на запуск новых IT-стартапов в мире тратится около триллиона долларов. Примерно 150 миллиардов долларов выпадает на долю неудачных интернет-стартапов, большую часть из которых можно реанимировать за счет своевременного тестирования юзабилити.
27% американских онлайн-покупателей отказываются от покупок из-за неудобного дизайна или слишком сложной формы заказа. Переводим эту цифру в денежный эквивалент и получаем, что американские интернет-магазины ежегодно недополучают 260 миллиардов. Примерно такая же ситуация и в других странах.
Как проверить юзабилити сайта: разбираем готовый кейс
Из этого раздела вы узнаете, что такое юзабилити-тестирование на примере. Мы проанализируем интернет-магазина wesco-shop.us и дадим рекомендации по его улучшению. Если планируете запускать Google Ads, заниматься SEO-продвижением или менять дизайн, то аналогичный анализ понадобится и вам. В одном из следующих разделов мы поговорим о том, как проверить юзабилити самостоятельно. Если вам некогда ждать — воспользуйтесь услугами специалистов.
Рекомендация №1 — Следите за правильностью категоризации товаров
Иногда продукция не соответствует цвету. Это создает ощущение беспорядка, добавляет ненужный акцент и отвлекает от изучения каталога. Если всю продукцию отобразить в одном цвете, то получится вернуть ощущение фирменности и порядка.
Каталог продукции до проведения юзабилити-аудита.
На анализируемой странице мы видим фиолетовые кухонные часы, которые выбиваются из общей цветовой гаммы. Чтобы воссоздать порядок, достаточно перекрасить кухонные часы в красный цвет. Мы бы не акцентировали внимание на цветах, если бы у сайта не было фирменного стиля. Поскольку стиль есть — следим за его исполнением.
Заказчик воспользовался рекомендацией и собрал на странице продукцию красного цвета. Выглядит аккуратно. Чтобы усилить эффект, можно пригласить дизайнера, поработать над оттенком и добиться того, чтобы весь каталог был одного цвета. Оставляем выполнение этой трудозатратной работы на усмотрение владельца сайта.
Рекомендация №2 — Некорректная работа скролла
На странице есть внутренняя прокрутка, которую необходимо удалить. Прокрутка разработана с помощью неправильного кода — его нужно отредактировать и сделать страницу без ошибок.
Проблема с прокруткой.
На примере полоса прокрутки выглядит слишком жирной и отдаленной от правого края. Плюс она выполнена в том же цвете, что и продукция на странице. Это отвлекает от просмотра и усложняет процесс перемещение. Если прокрутку удалить — страница станет аккуратней.
Совет по редактированию кода.
Смотрим код, находим ошибку, делаем скриншот и показываем, какую часть нужно отредактировать. Напоминаем заказчику о проблеме и высылаем скриншот.
Рекомендация №3 — Ошибка в верстке футера
Иногда после обновления главной страницы возникает ошибка в подвале сайта: возникает серая плашка с надписью и поиском, которых быть не должно. Нужно поправить код и добиться соблюдения первоначальной верстки.
Страница должна заканчиваться небольшим белым пространством. То есть после ссылки на соцсети и платежные системы не должно быть никаких отвлекающих элементов. Допускается форма вызова подписки «Sign Up» и еще можно добавить стрелку возврата к началу страницы.
Также появляется нерабочая форма поиска, которая будет всех раздражать.
Рекомендация №4 — Придерживайтесь дизайна и выравнивание элементов
Три блока с рубриками съехали в левую сторону и не вписываются в общий макет страницы. Для исправления ситуации нужно достаточно в админку и правильно выставить настройки центрирования. Дело на три секунды.
Вообще владельцу сайта нужно пересмотреть рубрикатор. Для такой страницы три мелких блока даже после центрирования будут смотреться неестественно. Предлагаем добавить новую рубрику, увеличить картинки и выровнять все по центру. Должно получиться хорошо.
Заказчик согласился с нашими аргументами и сразу все поправил. Получилось четыре одинаковых блока, которые аккуратно располагаются под основной картинкой страницы. Если в будущем у магазина появятся новые рубрики, то их удобно упаковывать в блоки и располагать друг под другом. Получится аккуратно и не будет проблем с навигацией.
Рекомендация №5 — Придерживайтесь органических размеров элементов
Поле для комментариев нужно уменьшить и расположить в центре. Сейчас это поле выглядит слишком широким и неудобным.
Отмечаем красным прямоугольником оптимальную область для блока комментариев. Такое сужение необходимо для того, чтобы читателю было удобно работать с текстом: писать сообщение, перепроверять его содержимое и вносить правки.
Владелец сайта воспользовался нашим советом частично: он уменьшил общую ширину поля, но оставил его растянутым на всю страницу. При таком расположении пользователю будет неудобно работать с длинными сообщениями, в которых он пытается структурировано описать какую-то проблему. Предупреждаем заказчика и двигаемся дальше.
Рекомендация №6 — Некорректная верстка изображения
В каждом блоке у всех изображений должен быть одинаковый размер. Если этого не соблюдать, возникает ощущение беспорядка и пользователь может подумать, что сайт склепали на скорую руку. Отсюда недоверие, падение продаж и прочие неприятности.
Отмечаем изображение, которое отличается от остальных. Передаем скриншот заказчику и объясняем важность немедленных правок. Проблема несложная и устраняется редактированием программного кода.
Рекомендация №7 — Исправьте изображение с 404 ошибкой
Находим на странице поврежденное изображение, которое располагается сразу под рубрикатором. Просим заказчика его удалить или заменить на рабочее.
Битое изображение, обнаруженное в процессе проведения юзабилити-аудита.
Отмечаем нерабочее изображение и показываем ошибку собственнику сайта. Просим, чтобы штатный программист перепроверил код и обновил тему сайта. Ничего сложного, но нужно выделить немного времени.
После исправления ошибок размер изображений поправлен и все блоки выглядят одинаковыми. Вместо поврежденного изображения стоит блок-скидка SALE.
Нас услышали: программист сделал обновление темы, поправил код и обновил изображение. Теперь на месте поврежденного изображения у нас баннер со скидкой. Можно ловить клиентов.
Рекомендация №8 — Удалите лишние исходящие ссылки
В форме отзывов присутствует ссылка «Powered by YOTPO» (работает на YOTPO). YOTPO — это специальный сервис, упрощающий работу с отзывами на сайте. Если ссылку не удалить, то она будет уводить часть трафика с сайта. Нам такое не нужно.
Ненужная ссылка, выявленная в процессе юзабилити-аудита.
Есть такое правило: на страницах интернет-магазина все элементы дизайна должны работать на то, чтобы не мешать пользователю покупать товар. Если какой-то элемент отвлекает от покупки — его нужно замаскировать или удалить. Иначе падение конверсии неизбежно.
Рекомендация №9 — Адаптируйте размеры элементов в мобильной версии
Если переключиться на мобильную версию сайта, то первый элемент коллекции будет больше других. Эту ошибку нужно исправить, поскольку дизайн на всех современных устройствах должен быть выполнен в одинаковом стиле.
Переключаемся на мобильную версию сайта и видим проблему с версткой: первый товар на странице крупнее остальных. Его нужно уменьшить и сделать так, чтобы рядом поместилось описание еще одной товарной единицы. То есть должно быть два товара в одной строке.
Собственник сайта внес правки и теперь у страницы каталога появился адаптивный дизайн. Это значит, что вы увидите упорядоченную верстку на любом устройстве, с которого зайдете на сайт. Если открыть каталог на смартфоне, то на одной строке будет два описания. Все как надо.
Смотрим сайт на планшете в горизонтальном положении. Все изображения отображаются корректно.
Рекомендация №10 — Адаптируйте мобильную версию
В мобильной версии сайта не полностью открывается меню и нет ссылки на главную страницу.
Красным прямоугольником отмечена проблемная область интерфейса. В мобильной версии сайта часть меню закрывается шапкой сайта.
Меню на смартфоне не открывается. При нажатии на решетку меню происходит обновление страницы.
Рекомендация №11 — Оптимизируйте размер картинок
На одной из страниц каталога некоторые элементы коллекции разного размера. Нам такой формат не подходит и мы стремимся к тому, чтобы все смотрелось одинаково.
В каталоге показывается миниатюра изображений. Задача этой миниатюры в том, чтобы пользователь быстро получил общее представлении о внешнем виде просмотриваемой продукции. Детали здесь не важны, поэтому и масштаб принимать в расчет не обязательно.
Как проводить юзабилити-тестирование
Этап №1. Сначала нужно сформулировать цели, гипотезы и задачи юзабилити-тестирования. Цель определяет проблему, ради решения которой проводится тестирование пользовательского сайта. Гипотезы помогает найти вероятную причину проблемы, а задачи помогают сформировать план по устранению этой причины.
Какова цель юзабилити-тестирования | Гипотезы | Задачи |
Определить причину снижения продаж на 50% и понять, почему грамотная стратегия продвижения сайта привела к отрицательному результату. | 1. Техническая неполадки. 2. Неправильная сео-оптимизация. 3. Проблемы в настройках рекламы. 4.Некачественный контент. 5. Умышленные действия конкурентов. | 1. Провести технический аудит и определить возможный неисправности. 2. Провести повторный анализ семантического ядра и использованных ключей. 3. Связаться с рекламодателям и проверить смысл опубликованных объявлений. 4. Пересмотреть блок и оценить качество опубликованных статей. 5. Проверить ютуб и тематические форумы на предмет отрицательных отзывов и критики. |
Этап №2. Если попробовать проверить все сразу, то вычислить настоящую причину проблемы будет проблематично. Вернемся к нашему примеру. После поверхностной проверки предложенных гипотез у нас такой результат: три проблемы не подтвердились, появилась одна очевидная проблема и одна гипотеза вызывает сомнения.
Неподтвержденные проблемы | Очевидная проблема | Гипотеза, нуждающаяся в дополнительной проверки |
Умышленные действия конкурентов. Это гипотеза не подтвердилась потому, что инструменты тестирования юзабилити помогли быстро проанализировать популярные ресурсы на предмет негатива со стороны третьих лиц. Никакой активности не обнаружено. | Некачественный контент. За контентное наполнение сайта отвечает три раздела: «Блог», «Карточки товаров» и «Новости». В большинстве «Карточек товаров» нет описания, фото и видео. Есть только базовый перечень характеристик, которые сами по себе не рекламируют товар. В разделе «Блог» мало публикаций. При этом каждая опубликованная статья написана с ошибками и не выполняет никакого полезного действия — не приносит пользу читателю. В разделе «Новости» только корпоративная информация, которую не интересно изучать даже сотрудникам компании. | Техническая неполадки. На некоторых устройствах часть страниц медленно загружается и не отображается так, как это было в первоначальной верстке. Еще проблемы с видеороликами, которые не воспроизводятся на планшетах и смартфонах. |
Проблемы в настройках рекламы. Рекламодатели дали обратную связь и подтвердили качество составленных объявлений. | ||
Неправильная сео-оптимизация. Специалисты провели запросы, за счет которых статьи попадают в ТОП-3 Яндекса и Гугла. Все сделано правильно и продвижение проходит по нужным ключам. |
Этап №3. Когда фокус на ключевых гипотезах определен — нужно сначала подобрать оптимальные методы юзабилити-тестирования, а после провести испытание на целевой аудитории. Перечислим популярные методы и применим их к нашим гипотезам:
- Коридорный метод тестирования — это когда небольшая группа пользователей поочередно проверяют возможности продукта или сайта, а модератор (организатор теста) фиксирует процесс через приложение для тестирования пользователей. Когда задание выполнено — действия пользователей анализируются и используются для улучшения юзабилити.
- Удаленное тестирование пользователя — это когда модератор наедине беседует с респондентами (целевой аудиторией) и узнает информацию через скайп, телефон или другой способ связи. Далее беседы фиксируются и используется для переработки юзабилити.
- Дистанционное не моделируемое тестирование юзабилити — это когда пользователи не общаются с модератором и тестируются через специальную программы. В этой программе есть перечень заданий, который каждый из пользователей должен выполнить так, как он считает нужным. Например, можно попросить респондентов найти контактные данные владельца сайта. Когда задание составлено, модераторам остается зафиксировать возникающие проблемы и на их основе переработать сайт.
- Проведение А/Б тестов — это когда создается несколько версий продукта и пользователь может выбрать лучший вариант. Больше информации про А/Б тестирование читайте в статье про оптимизацию конверсии сайта.
- Экспертная оценка — это когда для анализа продукта привлекается квалифицированный специалист, способный без целевой аудитории обнажить все проблемные места. Например, если нужно проанализировать мебельный сайт, то для экспертной оценки подойдет опытный продавец мебели. Поскольку такой человек всю жизнь принимал заявки на мебель, то именно он может подсказать о тех нюансах, которые повысят показатели сайта.
Методы тестирования юзабилити | Проверяемая гипотеза | Что можно узнать |
Дистанционное не моделируемое тестирование юзабилити | Гипотеза про некачественный контент | По пользователям можно увидеть, какие разделы сайта они посещают, как долго изучают контент, какие статьи быстрее закрывают, а на каких задерживаются и переходят к углубленному изучению. |
Экспертная оценка | Гипотеза про технические неполадки | Можно быстро проверить, как пользователь переключается между страницами, что мешает работать с сайтом и как это исправить. |
При этом важно помнить, что отчет о тестировании превращается в бесполезную бумагу, если владелец сайта по какой-то причине не будет выполнять составленные рекомендации.
Запомнить
Теперь вы знаете, что такое юзабилити-тестирование и какова его роль. Мы надеемся, что теперь вы будете постоянно пользоваться данной услугой и быстро заслужите поддержку аудитории.
Напишите в комментариях, что вы думаете о юзабилити-тестах: действительно ли это полезная штука или это очередной развод маркетологов?
Качественное юзабилити-тестирование: Учебное пособие
В следующем списке мы сгруппировали некоторые из наших статей и видеороликов по темам, связанным с качественным юзабилити-тестированием. В каждом разделе ресурсы показаны в рекомендуемом порядке чтения.
Качественное юзабилити-тестирование: метод
На сеансе тестирования юзабилити – исследователь (называемый «координатором» или «модератором») просит участника выполнить задачи, обычно используя один или несколько определенных пользовательских интерфейсов. Пока участник выполняет каждое задание, исследователь наблюдает за поведением участника и прислушивается к отзывам.
Если вы новичок в юзабилити-тестировании, мы рекомендуем вам изучить следующие ресурсы по порядку. Если у вас есть некоторый предыдущий опыт, не стесняйтесь выбрать подтему и начать с нее.
Номер | Ссылка | Формат | Описание |
1 | Юзабилити-тестирование 101 | Артикул | Базовое введение в концепцию качественного юзабилити-тестирования |
2 | Пользовательское тестирование: зачем и как | Видео | Краткое объяснение того, почему вы хотите провести юзабилити-тестирование (иногда называемое «пользовательским тестированием») и как эти тесты обычно выполняются |
3 | Как настроить юзабилити-тест рабочего стола | Видео | Оборудование, обычно используемое для личного тестирования удобства использования (на настольном компьютере/ноутбуке или мобильных устройствах), и как разместить это оборудование |
4 | Как настроить тест удобства использования мобильных устройств | Видео | |
5 | Юзабилити-тестирование контента | Видео | Советы по использованию юзабилити-тестирования для оценки контента |
6 | Количественные и качественные юзабилити-тесты
| Артикул | Как различные типы целей исследования влияют на настройку юзабилити-тестов |
7 | Совершенствование исследований юзабилити | Отчет | Сборник советов и методов по планированию и проведению юзабилити-тестов (Этот отчет платный, в отличие от других ресурсов, перечисленных в этом учебном пособии. ) |
Участники
Этот список ресурсов охватывает:
- Почему участники (люди, участвующие в вашем исследовании), которых вы набираете, так важны
- Как набирать участников
- Сколько человек набрать для вашего исследования
- Можно ли использовать одного и того же участника в нескольких исследованиях
- Как получить информированное согласие участников
Задачи
Этот список ресурсов охватывает:
- Почему нужно тщательно писать задачи юзабилити-тестирования
- Что делает задачу хорошей
- Как писать и заказывать хорошие задачи
Содействие тесту удобства использования
Этот список ресурсов охватывает:
- Важность наличия опытного фасилитатора
- Как улучшить свои навыки фасилитатора
- Поощрение участников думать вслух
- Как обращаться с наблюдателями
Удаленное тестирование удобства использования
Этот список ресурсов охватывает дистанционное тестирование удобства использования. Существует два основных типа удаленного тестирования удобства использования:
- Удаленное модерируемое юзабилити-тестирование проводится синхронно. Участник и ведущий встречаются виртуально, часто используя приложения для видеоконференций, такие как Zoom.
- Удаленное немодерируемое тестирование удобства использования проводится асинхронно — исследователь настраивает задания и инструкции в тестовой платформе, а участник самостоятельно выполняет задания во время записи видео.
Для получения дополнительных ресурсов ознакомьтесь с нашим отдельным учебным пособием по дистанционному тестированию удобства использования.
Специальные исследования юзабилити-тестирования или группы пользователей
Иногда нам нужно изменить нашу методологию, когда мы тестируем специальные группы пользователей или в особых контекстах. Эти ресурсы охватывают некоторые типичные особые ситуации, с которыми вы можете столкнуться.
Номер | Ссылка | Формат | Описание |
1 | Международное юзабилити-тестирование | Артикул | Языковые и культурные проблемы, связанные с тестированием людей, проживающих в разных странах |
2 | Юзабилити-тестирование с участием несовершеннолетних | Артикул | Изменение схемы тестирования, чтобы подростки и дети чувствовали себя комфортно и были сосредоточены во время исследования |
3 | Проведение юзабилити-тестирования с реальными данными реальных пользователей
| Артикул | Дополнительные шаги, необходимые для обеспечения комфорта, конфиденциальности и безопасности участников в исследованиях, связанных с личной информацией (в частности, медицинской или финансовой информацией) |
4 | Как проводить исследования юзабилити для обеспечения доступности | Отчет | Как адаптировать методы юзабилити-тестирования для тестирования с участием участников, использующих вспомогательные технологии (Этот отчет платный, в отличие от других ресурсов, перечисленных в этом учебном пособии. ) |
Курсы
NN/g предлагает следующие углубленные практические курсы:
- Юзабилити-тестирование
- Удаленное исследование пользователей
- Серия качественных исследований
Набор участников тестирования для изучения юзабилити
К настоящему времени большинство компаний признают необходимость улучшения юзабилити своих веб-сайтов, интрасетей, программного и аппаратного обеспечения и других проектов, имеющих пользовательский интерфейс. Многие компании также знают, что пользовательское тестирование — это самый быстрый и простой метод в наборе инструментов проектирования юзабилити. (К сожалению, многие не знают о других методах в наборе инструментов или о том, как эффективно комбинировать несколько методов удобства использования на протяжении всего жизненного цикла проекта, но это история для другого дня.)
Многие люди верят в пользовательское тестирование, но в реальных дизайн-проектах тестирование проводится не так часто . Почему несоответствие между верой и действием? Главным образом, это неспособность компании провести быстрый небольшой тест , когда она столкнулась с проектным решением. Немногие организации могут проводить такие тесты в сроки, необходимые для быстроразвивающихся проектов. Это отсутствие готовности к тестированию означает, что тестирование становится редким и ценным событием, которое — в лучшем случае — происходит один раз в проекте.
Проекты с одним тестом всегда откладывают тестирование удобства использования до тех пор, пока не будет готов полный дизайн. Эта практика по-прежнему применяется, несмотря на двадцатилетний опыт, однозначно показывающий, что для большинства проектов требуется многократных циклов тестирования и редизайн для достижения приемлемого качества взаимодействия с пользователем, а также убедительный вывод о том, что устранение проблем с удобством использования, обнаруженных на раннем этапе, обходится в в сто раз дешевле. в проекте , а не в его конце.
Упрощение пользовательского тестирования
Чтобы увеличить количество компаний, правильно применяющих методы юзабилити, мы должны упростить и удешевить выполнение правильных действий .
Три основных правила упрощенного пользовательского тестирования:
- Получить представителя пользователей
- Попросите их выполнить репрезентативные задания с дизайном
- Заткнись и пусть говорят пользователи
Третье правило на удивление сложное, а правило №2 требует некоторого опыта для правильного выполнения. Тем не менее, основным препятствием для быстрого и частого пользовательского тестирования является сложность поиска теплых тел, удовлетворяющих правилу №1. У большинства компаний нет процедуры для того, чтобы пять клиентов явились в указанное время в следующую среду , и все же это то, что требуется для успешного исследования юзабилити.
Привлечение участников — неприглядная основа для любого пользовательского тестирования. Без рекрутинга у вас не будет пользователей . Наличие систематической программы рекрутинга будет иметь огромное значение в том, сколько юзабилити-тестов проводит ваша организация, а качество вашего рекрутинга немедленно повысит качество результатов ваших тестов.
Рекрутинг: современное состояние
Чтобы оценить текущее состояние набора участников исследования юзабилити, Nielsen Norman Group опросила 201 специалиста по юзабилити . Поскольку мы хотели сообщить, как на самом деле происходит рекрутинг в современных дизайн-проектах, мы намеренно опросили необъективную выборку респондентов, которые активно участвовали в юзабилити-тестировании и рекрутинге. Конечно, поскольку большинство компаний в настоящее время не проводят пользовательское тестирование, они также не набирают участников тестирования. Приведенные здесь выводы относятся исключительно к практикам тех компаний, которые проводят тесты удобства использования.
Из респондентов опроса 54% проживали в США, 8% в Великобритании, 7% в Канаде и 5% в Австралии. Континентальная Европа составила 14% респондентов, также были представлены Бразилия, Китай, Эквадор, Индия, Израиль, Мексика, Новая Зеландия, Сингапур и Южная Африка. Ясно, что юзабилити-тестирование и, следовательно, рекрутинг участников — это всемирное явление.
Специализированные кадровые агентства
Большинство компаний сами набирали участников тестирования , возможно, из-за затрат на привлечение специализированного рекрутингового агентства. Только 36% наших респондентов обращались в сторонние агентства по подбору персонала . Эти компании, как правило, сами занимались подбором персонала; только 9% респондентов использовали сторонние агентства, чтобы найти всех своих участников тестирования.
Расходы рекрутингового агентства могут быть значительными: в среднем агентское вознаграждение составляло 107 долларов США на одного участника. Сборы значительно различались в зависимости от географии, с самыми высокими сборами в мире на западном побережье США, где в среднем было 125 долларов на участника. Как я могу подтвердить на собственном горьком опыте, Силиконовая долина — это не только дорогое место для ведения бизнеса, но и место, где вы должны очень усердно работать, чтобы набирать людей, которые еще не были заучены до смерти.
Компании , занимавшиеся рекрутингом самостоятельно , сообщили , что в среднем на каждого привлеченного участника тратится 1,15 часа рабочего времени . Тем не менее, 24% респондентов сообщили, что тратят более двух часов на каждого участника. Если у вас нет налаженного процесса найма с квалифицированным специалистом по найму, заниматься рекрутингом собственными силами может быть невыгодно.
Плата за рекрутинг также сильно различалась в зависимости от профиля пользователя. Неудивительно, что агентства берут в два раза больше за найм высококлассных специалистов (161 доллар на человека), чем за найм обычных потребителей или студентов (около 84 долларов на человека).
Поощрения для участников тестирования
Компании предлагали денежные поощрения только 10% участников внутренних исследований, таких как тесты интрасети или системы MIS. Этот вывод хорошо согласуется с моей рекомендацией компаниям не платить своим сотрудникам дополнительные деньги за участие в юзабилити-тестировании, потому что им уже платят за их время.
Около трети компаний (35%) предлагали неденежные поощрения участникам внутреннего тестирования. Как правило, это был небольшой подарок, например купон на бесплатную книгу или обед в столовой компании.
Напротив, компаний обычно предлагали наличные деньги участникам, нанятым не из , в качестве поощрения за участие в тестировании: 63% внешних пользователей получили денежную компенсацию, 41% получили неденежные поощрения, а 9% не получили ничего. (Суммарное число превышает 100 %, потому что удачливым 13 % внешних участников были предоставлены как денежные, так и неденежные поощрения. )
Среднее поощрение, выплачиваемое внешним пользователям, составляло 64 доллара США в час тестового времени. Опять же, Западное побережье США было самым дорогим, со средним вознаграждением в размере 81 доллар в час.
Поощрения еще больше различались в зависимости от профиля пользователя: Профессионалы высокого уровня получали почти в четыре раза больше, чем непрофессиональные пользователи (в среднем 118 долларов против 32 долларов в час).
Коэффициент неявки
Участники исследования сообщили, что средний показатель неявки составляет 11% , что означает, что каждый девятый пользователь не явился, как обещал. Однако из-за неконтролируемых событий, таких как погода, дорожное движение и случайные личные события, показатели неявки сильно варьируются от одного исследования к другому. Таким образом, если вы проводите «стандартный» простой тест с пятью пользователями, вы можете легко столкнуться с одним или двумя неявками.
Существует множество приемов, позволяющих свести к минимуму количество неявок и смягчить последствия их возникновения, но, к сожалению, мы не можем полностью устранить проблему. Неявки очень раздражают, и, следовательно, это одна из основных причин, по которой я рекомендую платить довольно щедрые поощрения участникам тестирования, даже если их обычная почасовая оплата относительно низка.
Начало систематической вербовки
Я настоятельно рекомендую вам относиться к набору участников как к важному компоненту вашего пользовательского процесса. Чем больше вы разработаете и систематизируете свой подход к подбору персонала, тем проще будет проводить исследования, когда вам понадобятся данные об удобстве использования.
Если у вас небольшая компания или вы мало проводили пользовательское тестирование в прошлом, я рекомендую вам подумать о найме профессионального рекрутингового агентства. Если вы не можете позволить себе агентское вознаграждение или проводите слишком мало исследований, чтобы нанять штатного специалиста по подбору персонала, вы, безусловно, можете набрать своих собственных участников тестирования, и это станет легче делать по мере приобретения опыта.