Содержание
Usability (Юзабилити) сайта — удобство использования
Юзабилити (от англ. usability — удобство использования) — это объективная оценка комфортности и логики взаимодействия с веб-ресурсом. На удобном сайте посетитель даже при первом посещении должен быстро находить необходимые функциональные элементы, интересную информацию и подходящие страницы. Кроме того, уровень юзабилити привязан к степени субъективного эстетического удовольствия, получаемого при приобретении пользовательского опыта.
На что влияет качество юзабилити
Посещаемость. Представители целевой аудитории захотят повторно вернуться на сайт, если прошлая сессия взаимодействия с ним имела позитивный характер. В условиях активной конкуренции в большинстве ниш интернет-рынка пользователям просто нет смысла терпеть раздражающие или непонятные моменты, если всегда можно найти альтернативный, более качественный ресурс. Поэтому важно уделять внимание контенту, функциональным элементам, логике действий, навигации и пр.
Показатель конверсии. Грамотное веб-юзабитили стимулирует пользователей к полному проходу по конверсионному пути, вплоть до совершения целевого действия. Аналитика пользовательского поведения показывает, что посетители, которые задумались всего на 3–5 секунд о том, что дальше делать на сайте, скорее всего, покинут его. Поэтому нужно сделать все условия, чтобы юзеры получали максимально полный объем необходимой информации и функциональных возможностей. Следовательно, оптимизация юзабилити сайта – это хороший инструмент для увеличения эффективности инвестиций, направленных на привлечение трафика.
Критерии качественного юзабилити
Главное правило в создании приятного в использовании сайта: не усложнять без необходимости. Не стоит отказываться от общепринятых правил размещения важных элементов. К примеру, пользователи привыкли видеть «Корзину» интернет-магазина в верхней части страницы, а значит, не нужно заставлять искать ее. На привычном для себя сайте люди меньше отвлекаются, что увеличивает вероятность конверсионного исхода сессии. Даже незначительные отклонения от базовых принципов юзабилити замедляют действия посетителей. К примеру, синее выделение ссылок можно заменить любым другим цветом, но такие изменения приведут к легкому замешательству человека. Можно выделить следующие общепринятые основные принципы юзабилити.
1. Дизайн формирует доверие
При выборе концепции оформления веб-ресурса важно отказаться от цветовой и функциональной перегруженности, а также от анимированных элементов. Все это отвлекает человека от изучения информации и принятия решения о продолжении взаимодействия. Если специфика сайта предполагает продолжительные пользовательские сессии, то нужно отказаться от контрастных решений, так как они утомляют глаза и мозг. Мировые лидеры онлайн-отрасли успешно используют минималистичный, но уникальный дизайн. Критически важно помнить, что сайт должен нравиться не владельцу, а его целевой аудитории. Поэтому нужно составить портрет типичного клиента. Только после такого анализа можно заниматься разработкой дизайна.
2. Структура и логика контента
Важный элемент хорошей юзабельности — это наличие на сайте текстов, комфортных для изучения информации. Людям нравятся грамотные тексты, разбитые на небольшие логичные блоки. При желании пользователь должен иметь возможность получить достаточный объем информации при беглом чтении «от угла до угла». Для длинных текстов желательно использовать якорное меню со ссылками для быстрого перехода на нужный раздел. По данным аналитики компаний Clicktale и CX Partners, люди не боятся увидеть большой текст на странице, если он снабжен функциями для оперативной навигации и визуально выделенными блоками с самой важной информацией. Более того, такой контент часто воспринимается положительно, так как пользователь понимает, что при необходимости здесь он сможет найти ответы на все свои вопросы.
3. Левый угол для важной информации
При ознакомлении со страницей сайта глаза большинства людей двигаются по F-образному шаблону. Следовательно, основная концентрация наблюдается в верхней левой части страницы. Именно в этой части «первого экрана» должна располагать ценная информация и/или мотивационные призывы. В противном случае, если при беглом осмотре пользователь не найдет ничего интересного для себя, то его можно считать потерянным для бизнеса.
4. Коммуникация с аудиторией
Пользователь всегда должен понимать, что с ним происходит на сайте. Для реализации этого принципа хорошо подходят ненавязчивые уведомления. Они сообщают об успешном оформлении заказа, переходе на удаленную страницу, отправке заявки и других важных событиях. Удобство использования сайта предполагает не только информирование. Нужно предложить сценарий дальнейших действий. К примеру, при переходе на страницу 404 нужно помочь человеку найти то, что его может заинтересовать. Иначе человек просто покинет сайт, что снизит конверсию и ухудшит качество пользовательских факторов.
5. Легкая возможность отмены совершенного действия
Если человек выполнил определенное действие на сайте, то он должен иметь возможность изменить или отказаться от него. К примеру, в рамках оптимизации юзабилити сайта коммерческой направленности можно предусмотреть опцию отмены заказа или редактирования условий доставки. Если пользователь не имеет такой свободы, то в случае ошибки он, скорее всего, просто откажется от дальнейшего взаимодействия.
6. Ненавязчивая помощь
Многие люди заказывают товары и услуги в интернете из-за того, что хотят оградить себя от общения с настырными консультантами офлайн-магазинов. Поэтому не стоит настаивать на коммуникации, если у пользователя нет необходимости в общении. Следовательно, нужно отказаться от крупных всплывающих окон и баннеров с номерами контактных телефонов. Правильный модуль онлайн-помощника не мешает восприятию информации и легко сворачивается. Если человек один раз закрыл всплывающее окно, то не нужно предлагать ему помощь еще раз — это легко настраивается. Хорошо, если свернутое окно для связи с консультантом не будет самостоятельно раскрываться, но при этом его можно легко заметить и активировать.
7. Общение на одном языке с аудиторией
Не нужно создавать искусственных ограничений при коммуникации с пользователями. По возможности стоит отказаться от применения специфической профессиональной терминологии, если человек не просит выразить экспертное мнение. Люди обычно стесняются уточнять смысл непонятных слов, что заводит общение в тупик.
8. Нет кардинальным переменам
Нельзя забывать, что важная часть юзабилити — это стимулирование пользователя к повторным посещениям. Частые изменения в структуре сайта, функциональных элементах или дизайне приводят к растерянности. Вспомните свою реакцию на глобальную перестановку в любимом продуктовом супермаркете — после таких изменений некоторое время покупки занимают больше времени и вызывают чувство растерянности. Соблюдение этого принципа юзабилити особенно актуально для бизнеса, который нацелен на расширение аудитории постоянных клиентов. Не нужно вводить в ступор человека незначительными изменениями. К примеру, если он привык видеть кнопку «Добавить в корзину», то не стоит необдуманно менять ее на «Купить товар». Когда внесение изменений объективно необходимо, то их нужно внедрять постепенно, внимательно анализируя поведение пользователей.
9. Вся навигация в прямом доступе
Очень хорошо, если человек имеет возможность видеть на любой странице все разделы сайта, доступные для перехода. Это упрощает навигацию и логику возврата на ранее посещенные страницы. Для крупных сайтов с разветвленной структурой это реализуется путем одновременного использования сквозных горизонтальных и вертикальных меню, а также ссылок на второстепенные разделы в футере. Но лендинг или визитку не стоит так перегружать, ведь здесь достаточно одного верхнего горизонтального меню с разделами. Опросы юзеров показывают, что им нравится пользоваться «хлебными крошками», а значит, не стоит отказывать аудитории в приятных мелочах. Наличие такой цепочки значительно улучшает качество навигации, а также помогает человеку интуитивно понять логику структуры ресурса.
10. Ничего лишнего в лид-формах
Среднестатистический пользователь интернета по несколько часов в день проводит в Сети. При этом люди совершенно не любят тратить время на заполнение различных форм и анкет, даже если это занимает не больше минуты. Кроме того, наблюдается тенденция того, что все больше пользователей хотят сохранить свою анонимность в интернете. Поэтому при разработке форм создания заказа или регистрации важно отказаться от любых лишних и обязательных полей. Не нужно заставлять пользователя писать свое полное имя или оставлять контактный номер телефона — будьте уверены, что если ему это не понравится, то он найдет более лояльного конкурента. Первичная регистрация должна быть максимально простой. Но если нужно больше информации о человеке, то лучше предложить ему по желанию заполнить расширенную анкету, предложив взамен определенные бонусы.
11. Заметная строка поиска
Функцией внутреннего поиска на сайте регулярно пользуются многие люди. Более того, они привыкли видеть ее в верхней части сайта, поэтому с расположением этого элемента не нужно экспериментировать. Исследования известного веб-дизайнера Якоба Нильсена показали, что оптимальная длина поисковой строки составляет 27 символов. Многие популярные движки по умолчанию встраивают строку поиска, в которую вмещается только 18 символов. Этот момент нужно доработать вручную. Большое окно поиска позволяет вводить многословные запросы и легко корректировать их. Это важная особенность с учетом тенденции роста количества низкочастотных поисковых запросов.
12. Дайте аудитории больше свободного места
Посещение сайта можно сравнить с непродолжительным пребыванием в жилой комнате. Если все пространство будет занято бесполезными и громоздкими предметами, то в таком помещении не будет чувствоваться уют. При разработке концепции веб-юзабилити нужно ориентироваться на аналогичный принцип. Нужно избавить страницы ресурса от нетематических элементов. Действовать можно по принципу: если без чего-то можно обойтись, то его не должно быть на сайте. К примеру, на страницах интернет-магазина нельзя размещать виджеты с прогнозом погоды или новостями. Актуальное направление в веб-дизайне — это минимализм и легкость форм.
Подведем итоги
Нужно понимать, что понятие юзабилити не предполагает точной оценки качества. У каждой аудитории свои предпочтения и вкусы. После внедрения описанных принципов юзабилити нужно обязательно анализировать поведение посетителей. В процессе оптимизации удобства использования сайта нужно проводить сплит-тестирования — это оптимальный способ поиска лучших решений. Так вы сможете объективно понять, что именно нравится вашим клиентам, а что их отпугивает или раздражает.
понятно, удобно, комфортно. Коротко о главном / Хабр
WhiteEagle
Блог компании Digital Professionals Hub
В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т. д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам. Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.
Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:
- Правило 7-ми.
Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
С этой точки зрения сайт tutu.ru, безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
В то время как сайт Российских Железных дорог — отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить. - Правило 2х секунд.
Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru. - Правило 3х кликов.
Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов.Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
- Правило Фиттса
Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее. - Перевернутая пирамида
Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».
Тестирование состоит из четырех этапов:
- Подбор фокус-группы. Тестировщики должны соответствовать вашей целевой аудитории. Не стоит просить бабушку протестировать приложение для поиска обновлений драйверов.
- Составление плана тестирования – списка задач, для выполнения которых разработан ваш продукт. Именно этому списку будут следовать тестировщики. Если вы делаете интернет-магазин, в список должны быть включены такие задачи как поиск товара, получение информации о товаре, путь от получения информации о товаре к его заказу, удаление товара из корзины.
- Выполнение тестировщиками списка задач и фиксирование ошибок. Ошибкой можно считать все что угодно: слишком сложная капча, отсутствие сообщения от сервера о том, что «товар добавлен в корзину», невозможность изменить количество товаров в корзине или отменить действие, и т.д.
- После выявления и исправления ошибок цикл тестировки нужно пройти заново.
Цикл должен повторяться до тех пор, пока результаты не будут удовлетворять необходимым требованиям.
Оценка качества интерфейса должна проводиться на каждом этапе проекта. Не откладывайте тестирование юзабилити до самого последнего момента. Серьёзные ошибки просто нельзя будет исправить из-за того, что проект находится на завершающей стадии. И тогда — либо переделывать заново, либо получить низкий показатель юзабилити.
Как правило, достаточно 5 тестировщиков для выявления основных багов.
Пример по теме
Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова. Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.
Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».
Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.
Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!
Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса.
Теги:
- юзабилити
- юзабилити интерфейсов
Хабы:
- Блог компании Digital Professionals Hub
Всего голосов 13: ↑10 и ↓3 +7
Просмотры
49K
Комментарии
3
@WhiteEagle
Пользователь
Комментарии
Комментарии 3
Что такое юзабилити — Полное руководство
Вот вся литература по UX по Юзабилити от
Interaction Design Foundation, собранные в одном месте:
Взаимодействие человека с компьютером — краткое введение
Человеко-компьютерное взаимодействие (HCI) — это область исследований и практики, возникшая в начале 1980-х гг.
Глава книги
7 факторов, влияющих на взаимодействие с пользователем
Пользовательский опыт (UX) имеет решающее значение для успеха или провала продукта на рынке, но что мы подразумеваем под UX? Все слишком
1,2 тыс. акций
1 год назад
Юзабилити: часть пользовательского опыта
Эта тема может показаться невероятно «большой» для одной статьи, но она касается специфики юзабилити, которую мы часто
1,1 тыс. акций
2 года назад
Оценка удобства использования
Проще говоря, оценка удобства использования оценивает, насколько интерактивной системой легко и приятно пользоваться. Вещи
Глава книги
Введение в удобство использования
Юзабилити и пользовательский опыт (UX) — не одно и то же: удобство использования продукта — ключевая часть, определяющая его качество.
968 акций
2 года назад
Юзабилити и желательность мобильного UX
Вопрос о том, что юзабилити сравнивается с желательностью, часто возникает в UX-дизайне, и важно уметь
945 акций
2 года назад
Визуальная эстетика
Визуальная эстетика, как обсуждалось в этой главе, относится к красоте или приятному внешнему виду вещей. мы обсуждаем т
Глава книги
Доступность: удобство использования для всех
Давайте рассмотрим тему, которую мы часто принимаем как должное, чтобы понять, о чем она на самом деле. При этом вы сможете продолжить
836 акций
1 год назад
Как проводить фокус-группы
Фокус-группы долгое время были популярным инструментом в исследованиях рынка и стали более популярными в исследованиях пользователей в последнее время.
829 акций
2 года назад
Одеваем ваш пользовательский интерфейс с помощью цветов, подходящих
Как дизайнеры, у нас есть мощный союзник в цвете. Это может позволить нам работать над достижением ряда различных целей. Вы можете использовать его, т.
787 акций
1 год назад
Полезно, полезно и используется: почему они важны для дизайнеров
Сегодня мы рассмотрим три контекста концепции использования: полезный, полезный и используемый. Первые два термина,
767 акций
2 года назад
Дизайн для всех
42.1 Что такое дизайн для всех? Современные интерактивные технологии и среды используются множеством пользователей с
Глава 9 книги0005
Как спроектировать для простоты использования
Простота использования — это то, к чему стремятся дизайнеры, но как вы можете спроектировать так, чтобы было просто использовать? Это частый вопрос на
701 акция
2 года назад
Основы взаимодействия с пользователем | Юзабилити.
gov
Перейти к основному содержанию
Пользовательский опыт (UX) фокусируется на глубоком понимании пользователей, их потребностей, их ценностей, их способностей, а также их ограничений. Он также принимает во внимание бизнес-цели и задачи группы, управляющей проектом. Лучшие практики UX способствуют улучшению качества взаимодействия пользователя и восприятия вашего продукта и любых сопутствующих услуг.
Факторы, влияющие на UX
В основе UX лежит обеспечение того, чтобы пользователи находили ценность в том, что вы им предоставляете. Питер Морвилл представляет это в своей работе «Соты взаимодействия с пользователем».
Он отмечает, что для значимого и ценного взаимодействия с пользователем информация должна быть:
- Полезно : Ваш контент должен быть оригинальным и удовлетворять потребность
- Полезный : сайт должен быть простым в использовании
- Желаемый : изображение, фирменный стиль, бренд и другие элементы дизайна используются для того, чтобы вызывать эмоции и признательность
- Доступность для поиска : Контент должен быть доступным для навигации и локализации как на сайте, так и за его пределами
- Accessible : Контент должен быть доступен для людей с ограниченными возможностями
- Заслуживающий доверия : Пользователи должны доверять тому, что вы им говорите, и верить ему
Области, связанные с созданием пользовательского опыта
UX — это растущая область, которая еще во многом еще не определена. Создание успешного дизайна, ориентированного на пользователя, включает в себя принципы взаимодействия человека с компьютером (HCI) и включает следующие дисциплины:
- Управление проектами фокусируется на планировании и организации проекта и его ресурсов. Это включает в себя определение используемого жизненного цикла и управление им, его применение в процессе проектирования, ориентированном на пользователя, формирование команды проекта и эффективное руководство командой на всех этапах до завершения проекта.
- Исследование пользователей фокусируется на понимании поведения, потребностей и мотивации пользователей с помощью методов наблюдения, анализа задач и других методологий обратной связи.
- Оценка удобства использования фокусируется на том, насколько хорошо пользователи могут изучить и использовать продукт для достижения своих целей. Это также относится к тому, насколько пользователи удовлетворены этим процессом.
- Информационная архитектура (IA) фокусируется на том, как информация организована, структурирована и представлена пользователям.
- Дизайн пользовательского интерфейса фокусируется на прогнозировании того, что пользователям может понадобиться сделать, и обеспечении того, чтобы интерфейс имел элементы, которые легко доступны, понятны и используются для облегчения этих действий.
- Interaction Design (IxD) фокусируется на создании привлекательных интерактивных систем с хорошо продуманным поведением.
- Visual Design фокусируется на обеспечении эстетически приятного интерфейса, соответствующего целям бренда.
- Стратегия контента фокусируется на написании и курировании полезного контента путем планирования его создания, доставки и управления им.
- Доступность фокусируется на том, как человек с ограниченными возможностями получает доступ или получает пользу от сайта, системы или приложения.