Платон щукин журналист: кто это и как ему написать, блог Платона на Яндекс

кто это и как ему написать, блог Платона на Яндекс

Оглавление

  1. Чем Яндексу так полюбилось имя Платон Щукин?

  2. С кем любит переписываться Платон?

  3. Кто такой Платон?

  4. Зачем?

Платон — псевдоним техподдержки Яндекса, под которым они общаются с пользователями.

Яндекс ратует за очеловечивание поиска, вследствие чего имя Платон Щукин прижилось на просторах Рунета. Сотрудники технической поддержки обычно подписываются следующим образом: «С уважением, Платон Щукин».

Чем Яндексу так полюбилось имя Платон Щукин?

Версий много, но как обычно все это лишь догадки. Например, в одном из интервью было сказано, что в службе техподдержки работают только Платоны и только Щукины, что весьма маловероятно. Вполне возможно, что ответ знает только сам Платон, но он вряд ли скажет правду.

С кем любит переписываться Платон?

При возникновении недопонимания между поисковой системой, вебмастером или оптимизатором Платон Щукин получает от последних письма. Обычные пользователи редко пишут, но при возникновении трений с Яндексом или идей по его улучшению Платон всегда готов ответить им: «Ваш сигнал принят к сведению. С уважением, Платон Щукин».

В основном к Платону за незамедлительным ответом обращаются, когда сайт исключили из индекса или нарушена его индексация, и т.п.

Кто такой Платон?

Кто скрывается за этим именем, человек или робот? Некоторые считают, что человеку не под силу ответить на столько запросов, другие полагают, что ни один робот не может писать так осмысленно. В любом случае, точно не знает никто.

Наиболее распространенной версией считается комбинация усилий робота и человека. На первом этапе общения с вебмастером робот переписывается стандартными «наши алгоритмы приняли решение исключить ваш сайт из результатов поиска». Если вебмастер последовал совету Платона и исправил все ошибки, которые привели к наложению санкций, то в случае повторного обращения в службу поддержки в переписку с ним может вступить человек.

Ниже представлен пример письма вебмастеру, который жаловался на исключение страниц своего сайта из поискового индекса. На творческий порыв вебмастера («С каждым днем саранча истребляет на своем пути тысячи страниц») Платон ответил: «Здравствуйте, Webmaster! Вы привлекли не только мое внимание, но и сотрудников всего отдела. Ухаживайте за Вашим садом в соответствии с рекомендациями квалифицированных агрономов, выводите в нем новые и уникальные растения, делайте сад красивым, удобным для посещений, и никакая саранча, в том числе, и наша ему не будет угрожать. С течением времени все узнают про красоту Вашего сада. С уважением, Платон Щукин Служба поддержки Яндекс.Ру ».

Зачем?

По сути дела, Яндекс – один из единственных поисковиков Рунета, который выступает за очеловечивание поиска. На сайты Яндекс накладывает фильтры или бан за то, что те обманывают поисковых роботов и за мошенничество по отношению к простым пользователям.

А простое человеческое общение с псевдочеловеком по имени Платон Щукин располагает к себе и мотивирует на продуктивную работу по улучшению сайта.

симптомы и лечение — SEO на vc.ru

Читайте экспертный разбор от Альтеры — какие виды наказаний существуют у Яндекса, их симптомы и способы выхода.

1028
просмотров

Содержание

  1. Манипуляции с текстовыми факторами
    — Переоптимизация
    — «Новый», или «Севальневский» фильтр
    — Фильтр на одинаковые сниппеты
    — Баден-Баден запросозависимый (младший брат)
    — Баден-Баден хостовый (старший брат)
  2. Манипуляции со ссылочными факторами

    — Минусинск
    — Непот-фильтр (внешний)
    — Непот-фильтр (внутренний)

  3. Фильтр за накрутку поведенческих факторов

  4. Фильтр за назойливую (избыточную) рекламу

  5. Фильтр за «взрослый» контент (Adult-фильтр)

  6. АГС (низкое качество сайта, продажа ссылок)
  7. Мимикрия
  8. Фильтр за кликджекинг
  9. Фильтр аффилиатов

Ежегодно крупнейший поисковик Рунета подкидывает оптимизаторам что-нибудь новенькое из штрафов, чтобы не расслаблялись и искали новые возможности. Часто в SEO выигрывает тот, кто находится на грани между «добром» и «злом», в нескольких шагах от границы переспама.

Цель Яндекса – показывать пользователям как можно более качественные ответы на их запросы. Санкциями он старается регулировать качество сайтов на выдаче и пресекать попытки попадания в ТОПы сайтов с помощью накруток.

Разберем, какие виды наказаний существуют у Яндекса, их симптомы и способы выхода.

Манипуляции с текстовыми факторами

Фильтр «Переспам» существует с февраля 2010 года и уже практически не встречается, поэтому в рамках статьи его рассматривать не будем.

Переоптимизация

Достаточно популярный автоматический фильтр, цель которого – наказывать документы за переизбыток использования ключевых фраз или несоответствие страницы ключевым словам, под которые она оптимизирована.

Симптомы

1. Проседание документа по позициям по большинству распределенных на него запросов после апдейта.

2. Запросы теряют примерно 20-30 позиций.

3. Трафик на посадочную страницу сильно падает.

4. Редко, но бывают случаи ручного наложения санкций. При этом в Яндекс.Вебмастере появится уведомление:

Способы проверки: воспользоваться методом попарного сравнения документов. Для этого есть бесплатные инструменты от Пиксель Тулс «Проверка на переоптимизацию» и Александра Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра Переоптимизация».

Как выйти: уменьшать плотность вхождений в контенте страницы, заголовке Title, атрибутах картинок Alt и Title, а лучше всего полностью поменять контент страницы:

  • Определить интент пользователей, которые попадают на вашу страницу.
  • Придумать блоки, которые помогут решить задачу пользователя.
  • Выстроить блоки в виде макета.
  • Заказать и разместить контент.
  • Отправить URL измененной страницы в «Переобход страниц» в Я. Вебмастере.

Срок выхода: 2-3 апдейта.

«Новый», или «Севальневский» фильтр

Появился на свет в 2014 году, но так и не получил за это время собственного имени. Севальневским его называют по фамилии эксперта Дмитрия Севальнева, который первый диагностировал его появление.

Симптомы

  • В отличие от фильтра «Переоптимизация» проседает не одна, а сразу группа тематических страниц (кластер сайта).
  • Запросы сильнее проседают и выпадают из ТОП-100.

Способы проверки: по методу попарного сравнения документов. При этом нужно анализировать сразу несколько документов по нескольким запросам. Инструмент Александра Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра Переоптимизация» умеет определять данный фильтр:

Как выйти: повторить комплекс мер для выхода из-под фильтра «Переоптимизация», при этом также рекомендуют:

Срок выхода: 2-3 апдейта.

Как отслеживать здоровье своего сайта и контролировать все изменения — читайте в чек-листе

Фильтр на одинаковые сниппеты

Накладывается в случае, когда у страниц совпадают метатеги Title, Description и текст описания. При этом сниппет может формироваться из различных источников. Наиболее часто такая ситуация встречается у карточек товаров и категорий интернет-магазинов.

Симптомы

  • Страницы выпадают из ТОП-100, при этом оставаясь видимыми, если добавляешь в адресную строку параметр &rd=0.

Способы проверки: вбивать запросы, распределенные на исследуемую страницу, с параметром &rd=0 и анализировать результаты выдачи. Также полезно в качестве запроса использовать точную форму заголовка Title.

Как выйти: использовать глобальную уникализацию.

Срок выхода: 2-3 апдейта в зависимости от количества страниц и скорости их переиндексации.

Баден-Баден запросозависимый (младший брат)

Накладывается на документ за использование SEO-текстов. Цель: понижать в выдаче переоптимизированные страницы и избавить рунет от напичканных ключами бессмысленных текстов.

По сути, это всё тот же пост-фильтр «Переоптимизация», но в новой реализации. Название «запросозависимый» он получил за то, что часть запросов с зафильтрованного документа не проседает.

Симптомы

  • Аналогично переоптимизации: проседание документа по позициям по большинству распределенных на него запросов.
  • Запросы теряют примерно 20-30 позиций.
  • Трафик на посадочную страницу сильно падает (возможен анализ с помощью Я.Метрики: фильтрация по точкам входа с трафиком только из Яндекса).

Способы проверки: проверять наличие фильтра по методу попарного сравнения документов. Проще воспользоваться бесплатным инструментом от Пиксель Тулс «Проверка на переоптимизацию» или Арсенкина «Проверка текстового пост-фильтра Переоптимизация».

Как выйти:

  • Для интернет-магазинов: ликвидация текстов на категориях.
  • Для сайтов услуг: вычитка текстов и удаление водных блоков «ни о чем», не несущих полезной информации для пользователя.
  • Удаление скрытых или частично скрытых текстов, например, через конструкции display:none и средствами jquery.
  • Уделить внимание заголовку Title: как минимум убрать из него двойные вхождения ключевиков.
  • Заняться удалением в текстах повторений ключевиков из двух, трех и более слов, особенно с использованием регионов.
  • Отправить переработанные страницы в «Переобход страниц» в Я.Вебмастере.

Срок выхода: 1-2 апдейта.

Баден-Баден хостовый (старший брат)

Накладывается на весь сайт за использование SEO-текстов, когда количество нарушений на сайте по мнению Яндекса становится очень велико. Фильтры накладываются, как и снимаются, волнами, отследить которые можно только в специализированных форумах и группах в социальных сетях. Периодичность волн также постоянно меняется.

Симптомы

  • Сайты под этим фильтром теряют до 90% трафика, оставляя по большому счету только брендовый.
  • Проседания позиций по всем запросам составляют примерно 20 позиций.

Способы проверки: В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:

Как выйти: провести мероприятия аналогично запросозависимому, за исключением того, что изменения нужно вносить на всём сайте. Закрытие блоков в NOINDEX не поможет.

  • Для интернет-магазинов: ликвидация текстов на категориях.
  • Для сайтов услуг: вычитка текстов и удаление водных блоков «ни о чем», не несущих полезной информации для пользователя.
  • Удаление скрытых или частично скрытых текстов, например, через конструкции display:none и средствами jquery.
  • Уделить внимание заголовку Title: как минимум убрать из него двойные вхождения ключевиков.
  • Заняться удалением в текстах повторений ключевиков из двух, трех и более слов, особенно с использованием регионов.
  • Отправить переработанные страницы в «Переобход страниц» в Я.Вебмастере.
  • Выждать около недели на переиндексацию и нажать кнопку «Я всё исправил» в Я.Вебмастере.
  • После внесения правок написать в поддержку Яндекса с целью определения, все ли правки внесены. В некоторых случаях Платон Щукин присылает примеры страниц с нарушениями.

Срок выхода: 2-4 месяца в зависимости от размера сайта и правильности выполненных действий.

Манипуляции со ссылочными факторами

Фильтр «Ссылочный взрыв» часто упоминается в литературе, но мало кто знает, какие последствия для сайта он несет. Суть его в резком накоплении ссылочной массы, например, в сотни доменов за короткий период. Результатом является обнуление эффекта ссылок на ранжирование вашего сайта. В связи с появлением других фильтров такая ситуация маловероятна.

Минусинск

Как и хостовый Баден-Баден, Минусинск накладывается на весь сайт целиком. Причина: чрезмерное использование SEO-ссылок для продвижения.

Яндекс утверждает, что может определять, является ли ссылка коммерческой (купленной, неестественной) в 96% случаев. При накоплении критической массы таких ссылок накладывается фильтр.

Безопасным является порог в 200 ссылающихся доменов. При наличии большого количества естественных ссылок этот порог можно увеличить.

Симптомы

Способы проверки: в Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:

Как выйти: наиболее короткий путь к выходу из-под фильтра – максимально быстрое снятие коммерческих ссылок на сайт. Если есть доступы к биржам и нужным кампаниям – отлично! Это ускорит процесс.

  • Выгрузить архив внешних ссылок из Я.Вебмастера.
  • Вычислить, какие ссылки в каких биржах закупались. Если доступов к кампаниям нет, может помочь бесплатный инструмент «Барыга Чекер» от Check Trust.

  • Арендованные ссылки снять все разом.
  • Почти во всех биржах есть функционал съема ссылок – пользуйтесь.
  • Если ссылки закупались с компании другого подрядчика, можно через поддержку биржи получить права на управлению кампанией.
  • Писать вебмастерам напрямую через контакты или whois.
  • Выждать какое-то время и нажать кнопку «Я всё исправил» в Я.Вебмастере.

Срок выхода: от 1 до 4 месяцев в зависимости от количества ссылок и скорости их снятия.

Непот-фильтр (внешний)

Цель фильтра – борьба с покупной ссылочной массой. Его характерное отличие от других санкций – воздействие не на сайт пользователя, а на конкретные внешние ссылки.

Если алгоритмы Яндекса считают ссылку спамной, она не учитывается в ранжировании. Другими словами – это «выкинутые деньги». При этом Яндекс принимает решение на анализе пары «Донор» — «Анкор», где «Донор» – это сайт, с которого ставится ссылка, а «Анкор» – текст ссылки.

Симптомы

Заметить отсутствие влияния конкретной ссылки довольно сложно. Есть специальные техники диагностики, работает ли ссылка или нет.

Способы проверки

Существующие способы имеют ряд ограничений – когда выявить, находится ли ссылка под Непотом, невозможно:

  • Анкор ссылки встречается в тексте документа в точном виде.
  • Есть другие ссылки с таким же анкором.
  • Ссылка учтена Яндексом, и страница с ней проиндексирована.
  • Страница, на которую ведет ссылка, также проиндексирована.

В этом случае можно воспользоваться инструментом от Пиксель Тулс «Проверка на Непот», т.к. в ручную проводить проверки трудоемко.

Как выйти: случаев выхода ссылки из-под фильтра не было. От смены анкора санкции не снимаются.

Непот-фильтр (внутренний)

Наказывает за излишние манипуляции с внутренней перелинковкой. Часто накладывается в ручном порядке сотрудниками антиспама Яндекса.

Причины:

  • Отсутствие пользы для пользователей
  • Спамные длинные конструкции текстов ссылок
  • Отсутствие достойного оформления
  • Только уникальные анкоры ссылок

Симптомы

  • Проседания позиций по всем запросам составляют примерно 20 позиций.

Способы проверки: при подозрении на фильтр имеет смысл обратиться в службу поддержки.

Как выйти: в случае подтверждения со стороны поддержки, необходимо ликвидировать спамные блоки, отправить нужные страницы в «Переобход страниц» и ещё раз написать в поддержку.

Срок выхода: от 1 месяца.

Манипуляции с поведенческими факторами:

Фильтр за накрутку поведенческих факторов

Одно из самых жестоких наказаний. Карается за попытки накрутки поведенческих факторов с помощью специализированных бирж. Например, за регулярные переходы по ключевым словам из Яндекса и выполнения на сайте целевых действий по шаблонным методикам.

Симптомы

  • Сайты под этим фильтром теряют до 90% трафика.
  • Проседания позиций по всем запросам могут начинаться от 20 позиций и более, вплоть до полного выпадания из ТОП-100.
  • В ТОПе остаются только брендовые запросы и часть низкочастотных.

Способы проверки

В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:

Также о факте наложения санкций можно узнать, написав в службу поддержки Яндекса.

Однако стоит учитывать, что данные методы проверки не являются 100% гарантией отсутствия санкций. Часто бывает, что про фильтр не скажет ни Я.Вебмастер, ни поддержка Яндекса.

Как выйти:

  • Остановить любые виды накрутки.
  • Проанализировать Я.Метрику на предмет необычной активности со стороны пользователей, в особенности изучить переходы из Яндекса, поведение пользователей.
  • Удостовериться в том, что любые накрутки прекратились.
  • Начать переписку со службой поддержки Яндекса.

Бывают случаи накрутки конкурентов, поэтому мониторингом не стоит пренебрегать.

Срок выхода: от 6 месяцев. Сразу имеет смысл задуматься о смене домена, если это возможно.

Другие фильтры:

Фильтр за назойливую (избыточную) рекламу

Присутствие на сайте большого количества рекламы, а в особенности агрессивной (попандеры, кликандеры и другие) может стать причиной наложения фильтра. Ключевым фактором является раздражение пользователей, что отражается на поведенческих метриках сайта.

Симптомы

  • Сайты под этим фильтром теряют до 50% трафика.
  • Присутствие на сайте большого количества всплывающих окон с рекламой.

Способы проверки

В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:

Как выйти:

  • Убрать рекламу.
  • Написать в поддержку Яндекса.
  • Ждать апдейта.

Срок выхода: 1-2 недели.

Фильтр за «взрослый» контент (Adult-фильтр)

Яндекс стремиться ограничивать показ сайтов с неприличным контентом по приличным запросам. Необходимо следить за наличием на сайте контента 18+, ненормативной лексики, ссылки на adult-сайты.

Симптомы

Сайт исчезает из выдачи Яндекса по коммерческим и инфозапросам, кроме «взрослых» запросов.

Способы проверки

Можно попробовать поискать сайт, отключив фильтрацию страниц в настройках поиска:

Опции довольно сложно найти: Настройки -> Поиск -> Результаты поиска.

Как выйти:

  • Ликвидировать причины наложения фильтра.
  • Написать в поддержку Яндекса.

Срок выхода: до 1 месяца.

АГС (низкое качество сайта, продажа ссылок)

Фильтр наказывает низкокачественные сайты и сайты, активно торгующие внешними ссылками. Так сказать, оборотная сторона Минусинска.

Симптомы

  • Падение позиций по многим запросам.
  • Трафик с Яндекса существенно проседает.

Способы проверки

В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:

Как выйти:

  • Снять размещенные внешние ссылки с сайта.
  • Отправить страницы в «Переобход страниц».
  • В случае наложения фильтра за качество сайта провести комплекс мер по его улучшению, например:

— удалить бессмысленные статьи с сайта

— проработать оформление контента

— сменить хостинг

— провести технический аудит и исправить проблемы

— добавить качественный уникальный контент

  • Написать в поддержку, нажать кнопку «Я все исправил» в Яндекс. Вебмастере.

Срок выхода: от 1 до 3 месяцев.

Мимикрия

Фильтр, появившийся в начале августа 2022. Его цель – убрать из выдачи сайты, которые копируют (мимикрируют) под другие популярные ресурсы. В результате в ТОПе должны остаться только оригинальные сайты известных компаний, брендов или организаций.

Симптомы

  • Падение позиций по многим запросам.
  • Трафик с Яндекса существенно проседает.

Способы проверки

В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:

Как выйти:

К сожалению, при наложении санкций Яндекс не сообщает, под какой именно сайт мимикрирует ваш ресурс. Это придется выяснять самостоятельно.

Если ваш сайт попал под фильтр «Мимикрия», то стоит удостовериться, что он не попадает под следующие критерии:

  • Оптимизирован под навигационные запросы о популярных компаниях, сайтах и брендах.
  • Не обладает собственным ценным контентом или функционалом.
  • Имеет включение бренда в домен.
  • Слишком схож с популярным сайтом. Копирует логотип, заголовки, favicon, контент, дизайн или структуру с оригинального ресурса.
  • Плохо решает задачи пользователей (человек хотел зайти на Госуслуги, а попал на мимикрирующий сайт).

Чтобы избавиться от фильтра, нужно доказать, что ваш ресурс полезен для пользователей и не вводит их в заблуждение, а также не пытается монетизировать чужой навигационный трафик. Для этого может потребоваться сменить визуальное оформление сайта, убрать страницы, оптимизированные под чужие навигационные запросы, добавить больше полезного функционала и т.п. После внесения правок написать в поддержку и нажать кнопку «Я все исправил» в Яндекс.Вебмастере.

Яндекс.Справка сообщает, что если сайт похож на оригинальный ресурс известного бренда или компании, но не стремится ввести пользователей в заблуждение, а также приносит пользу, то санкции к нему применяться не будут.

Срок выхода: до 1 месяца.

Фильтр за кликджекинг

Клиджекинг – это метод обмана пользователей, основанный на размещении невидимых элементов, покрывающих собой всю страницу или отдельный объект на ней. При клике на такие невидимые элементы происходит выполнение определенного сценария не по воле пользователя. К таким сценариям может относиться манипуляция целевыми действиями и поведенческими метриками, похищение личных данных посетителей и т.п. Фильтр за кликджекинг был введен Яндексом ещё в 2015 году.

Симптомы

  • Падение сайта в выдаче по всем запросам примерно на 20 позиций.
  • Трафик с Яндекса существенно проседает.

Способы проверки

В Я.Вебмастере в разделе «Нарушения и угрозы безопасности» появляется уведомление:

Как выйти:

  • Найти и избавиться от кода кликджекинга на всех страницах сайта (включая поддомены).
  • После внесения правок написать в поддержку и нажать кнопку «Я все исправил» в Яндекс. Вебмастере.

Срок выхода: до 1 месяца.

Фильтр аффилиатов

Задача фильтра аффилиатов – не дать сайтам одной компании по одинаковой тематике монополизировать ТОП выдачи в регионе. Поэтому если у вашей компании есть несколько сайтов по разным направлениям деятельности или в одной тематике, но по разным регионам, то бояться нечего.

При наложении фильтра Яндекс зачастую оставляет в выдаче только один сайт из группы, остальные же ресурсы пессимизируются.

Ранее пессимизированные ресурсы полностью скрывались из выдачи (уходили из ТОП-100). Сейчас же при наложенном фильтре просадка может быть около 30-40 позиций.

Также бывают случаи, когда оба сайта, попавшие под фильтр, можно найти в ТОП-10 одновременно. Но это относится только к некоторым типам запросов, например, навигационным или с топонимом.

Симптомы

  • Наблюдается резкая просадка всех запросов примерно на 50 позиций.
  • Появляются «качели» между сайтами: один взлетает, другой падает и потом наоборот.

Способы проверки:

  • Стоит учитывать, что Яндекс никогда не признаёт наложение фильтра и активно борется со способами его выявления.
  • Наиболее показательный и простой в выявлении симптом – это наличие «качелей» в позициях у подозреваемых сайтов, когда один растет, а другой в этот же момент проседает. При наличии такой картины можно со 100%-ной уверенностью сказать, что сайт попал под фильтр аффилиатов.
  • Один из способов проверки – составление запроса, по которому в ТОПе выдачи обязаны оказаться оба сайта (но не навигационного). Тест должен проводиться в режиме инкогнито с параметром «&rd=0», чтобы исключить фильтр за одинаковые сниппеты. Если в выдаче появляется только один сайт, а при исключении его из результатов поиска (например, по домену) появляется второй, то это может говорить об аффилированности данных ресурсов.

Как выйти:

Существует два типа наложения фильтра аффилиатов:

1. Ручной – по чьей-то наводке

2. Автоматический – по срабатыванию алгоритма. Является наиболее распространенным. Чтобы его снять, необходимо устранить все пересечения между ресурсами.

Ключевые факторы аффилированности:

  • Пересечение контактных данных: телефон, адрес, реквизиты.
  • Одинаковые CMS или код HTML-верстки.
  • Похожие названия компании или домены.
  • Совпадение URL структуры сайтов.
  • Неуникальный контент на подозреваемых сайтах относительно друг друга.
  • Наличие перелинковки между подозреваемыми сайтами.
  • Повторяющиеся цены на одни и те же товары и услуги.
  • Сайты подключены к одному аккаунту Яндекс.Метрики и Яндекс.Вебмастера.
  • Размещение сайтов на одном хостинге.
  • Использование одинаковых регистраторов домена, а также регистрация домена на одно и то же контактное лицо.
  • Наличие большого количества совпадающих доноров ссылочной массы.

Для снятия ручного фильтра также нужно устранить все пересечения по факторам аффилированности. Затем потребуется написать в поддержку Яндекса, приведя достаточное количество аргументов, которые смогут доказать вашу обособленность от другой компании.

Срок выхода: от 1 месяца.

Мы рассмотрели наиболее популярные виды санкций Яндекса, знание которых поможет вам сэкономить время и деньги. Желаем удачи в SEO-борьбе, и пусть качество вашего сайта будет держать фильтры Яндекса на расстоянии!

Если вам нужна помощь с выходом из-под санкций, скорее пишите нам в личные сообщения или на почту [email protected].

Подписывайтесь на нас в Telegram, чтобы не пропустить выход новых статей. А еще мы делимся последними трендами и новостями digital-маркетинга, полезными чек-листами и лайфхаками.

Война как цивилизационный сдвиг

Война против Украины стала механизмом масштабного социального и культурного раскола внутри России, своего рода цивилизационного сдвига. Хотя политические и экономические цели этой войны не могут быть определены рационально, ее внутриполитические цели довольно легко разобрать. Война использовалась как инструмент радикального разрыва связей России с Западом, что привело к столь же радикальной, почти революционной трансформации внутри российского общества, изменив траекторию его естественного развития.

Этот процесс разворачивается в разных сферах и на разных уровнях общественной инфраструктуры. В этом обзоре показано, как «военные потери» России проявились в области театра. Предвоенное десятилетие было не только периодом бурного и разностороннего развития и расцвета русского театра, определившего его видное место на театральной карте мира, но и периодом театральной политизации, отражавшей более общую тенденцию политизации. в общественной жизни России. Было бы неправильно просто констатировать, что русская театральная жизнь разрушена: в России продолжало работать огромное количество сильных, талантливых трупп, режиссеров и актеров. И хотя идеологический контроль постепенно усиливается, он ни в коем случае не является тотальным, а пока лишь сосредоточен на определенных темах и предметах. В то же время колоссальный удар был нанесен инфраструктуре, которая сделала русский театр частью европейского и мирового театрального мира.

В специальной статье для Re:Russia Марина Давыдова, один из главных идеологов и организаторов интеграции русского и европейского театра в последнее десятилетие, а до недавнего времени главный редактор журнала «Театр» и художественный руководитель NET (Новый европейский театр) описывает природу и последствия этого культурного и цивилизационного сдвига.

Культурная контрреволюция: что наверху, то и внизу

Марина Давыдова

Режиссер драмы Зальцбургского фестиваля

24 февраля 2022 года Россия напала не только на Украину, но и на себя. Мы наблюдаем, разыгрывая одновременно в реальном времени катастрофу не в одной, а в двух странах. В одной (Украина) планомерно и жестоко разрушается инфраструктура и так же варварски убивают людей, а в другой (Россия) мы наблюдаем разрушение искусства, науки, образования, СМИ, учреждений социальной помощи , и всю гуманитарную сферу с невероятной скоростью.

Геополитически и экономически война с Украиной не имеет абсолютно никакого смысла для России, и Кремлю приходится придумывать оправдания по ходу дела — то ли для защиты детей Донбасса, то ли для упреждения нападения украинских военных, или для формирования нового мирового порядка, или для защиты традиционных ценностей от разрушительного влияния Запада.

Но если рассматривать события, происходившие с февраля, как внутреннюю войну, в которой Россия напала на себя, становится очевидным, почему большая часть нашего общества, в том числе значительная часть культурного сообщества, считала эту внешнюю войну необходимо, и в определенном смысле может извлечь из этого пользу.

Со времен Петра Великого Россия была каким-то кентавром: ее политический строй напоминал деспотизм Востока, а культура была ориентирована на Запад. Этого не смогли изменить даже большевистская революция и последовавшая за ней радикальная смена элит. Фигуры советского авангарда 1920-х годов существовали в контексте европейских тенденций в той же степени, что и те, кто покинул родину на так называемых «философских кораблях» в первой волне эмиграции. Более того, в некоторых случаях они определяли эти тенденции и даже превосходили их.

Товарищ Сталин был первым руководителем, разрешившим противоречие между путями политического и культурного развития. Именно при нем впервые со времен Петра Великого культура огромной империи оказалась насильственно изолированной от Запада. В этом смысле противостояние авангарда 1920-х и темных сталинских десятилетий было даже более острым, чем противостояние царской и большевистской России.

Нынешняя культурная революция буквально создана по образцу сталинской революции.

В политическом плане с 2012 года Россия превращается в типичную модель азиатской деспотии, где политические свободы сжимаются, как шагреневая кожа. Но в культурном отношении за последнее десятилетие он все больше интегрировался с Европой. До 24 февраля 2022 года я без колебаний назвал бы Москву одной из важнейших культурных столиц мира. На протяжении 2010-х годов по количеству интересных премьер, выставок, концертов и международных фестивалей он превосходил Берлин, Париж, Рим и Вену.

Даже за пределами Москвы и Петербурга русская театральная жизнь в последние годы процветала. В нем были представлены все виды исполнительского искусства, от современного танца до нового цирка. Социальный, визуальный, иммерсивный, инклюзивный и феминистский театр можно было найти на огромном пространстве страны, которая неуклонно скатывалась к тоталитаризму.

Наряду с дорогими футуристическими опусами Андрея Могучего в Большом драматическом театре имени Товстоногова ставились небольшие квартирные постановки (выдающимся был «Исследуя террор» Бориса Павловича, основанный на документальном материале об обэриутистах). Наряду с увлекательными прогулками по петербургским закоулкам и миру граффити («Человек в маске» Кирилла Люкевича) шли представления документального театра. Многочасовые работы Бориса Юхананова, гуру авторского театра, шли рядом с малобюджетными проектами народных театров (один из лучших назывался «Университет птиц» — пересказ идей Бруно Латура языком театра).

Этот театральный ренессанс напоминал послереволюционные 1920-е, когда даже уничтожение политических свобод не могло помешать расцвету искусства. Можно с уверенностью сказать, что наша культура испытала наибольшую интеграцию с западной культурой в два момента своей истории — в 1920-е годы и накануне войны 2022 года.

24 февраля все изменилось.

Впечатляет скорость, с которой происходит разрушение всего, что помещало Россию в сферу западной цивилизации. Даже товарищу Сталину понадобилось два десятилетия, чтобы провинциализировать советскую культуру и отгородить ее от мира возведением железного занавеса. Этот процесс начался в 1929, в год «Великого перелома», и подошла к концу к началу 1950-х, когда весь талант и живость в сфере искусства — Театр Мейерхольда, Камерный театр Александра Таирова, ГОСЕТ Соломона Михоэлса, выдающиеся образцы национальной абсурдизм, все многочисленные течения в изобразительном искусстве и прочее и прочее — были отсеяны. Нынешнему отряду убийц удалось выполнить аналогичную задачу без казни всех участников и всего за несколько месяцев.

Де-факто уничтожены важнейшие институции современного искусства (от Гоголь-центра до Центра Мейерхольда или Центра документального кино). Театры, переживавшие ренессанс до февраля (например, «Современник», директором которого совсем недавно был назначен талантливый и энергичный Виктор Рыжаков), фактически обезглавлены. С каждым днем ​​из России уезжает все больше выдающихся режиссеров, сценографов и драматургов — Кирилл Серебренников, Дмитрий Крымов, Римас Туминас, Юрий Бутусов, Тимофей Кулябин, Вера Мартынова, Ксения Перетрухина, Максим Диденко, Филипп Григорян. У этого списка нет конца.

Совсем недавно в Театре Наций в Москве работали Томас Остермайер, Роберт Уилсон и Роберт Лепаж, а Электрический театр Станиславского работал с Ромео Кастеллуччи и Хайнером Геббельсом. Сейчас это кажется далеким и безвозвратным прошлым.

А не так давно в Москве был спектакль «Горбачев» в постановке латвийского режиссера Алвиса Херманиса с участием Евгения Миронова (Михаил Горбачев) и Чулпан Хаматовой (Раиса Горбачева).

Сегодня Хаматова, протестовавшая и ясно заявившая о своей позиции против войны, эмигрировала и работает с Херманисом в Риге; ее коллега по фильму и директор Театра Наций Евгений Миронов заключил сделку с правительством и взял на себя шефство над театром в оккупированном и разрушенном Мариуполе. Сам Херманис отрекся от Миронова и его оставшихся театральных друзей в России. Хотя сама пьеса, возможно, осталась безвестной, ее запись продолжает жить в сети как свидетельство довоенного времени, времени, которое безвозвратно прошло.

Начавшаяся война способствовала полной чистке русского театра. До 24 февраля запретить культурные связи с Западом было невозможно. Как ни подавлялась политическая свобода в России, в области гуманитарных наук такие связи воспринимались как нечто само собой разумеющееся, и даже самые патриотически настроенные политики охотно посещали спектакли мировых знаменитостей вроде Роберта Уилсона или премьеры опальных режиссеров типа в роли Кирилла Серебренникова (спектакль Большого театра «Нуреев» вызвал бурные аплодисменты пресс-секретаря президента Путина Дмитрия Пескова, сидевшего во втором ряду).

Теперь любой, кто хотя бы посмотрит в сторону Евросоюза или США, может быть объявлен национал-предателем и может в результате лишиться театра, выставочного зала, кафедры, концертов и так далее. То, что когда-то было заветной лихорадочной мечтой мракобесов, теперь обрело легитимность. Ориентированная на Запад культурная надстройка, казавшаяся огромной, мощной и устойчивой, рухнула, как карточный домик. И вдруг стало слишком ясно, насколько он хрупок, как он идет вразрез с общим укладом жизни страны и даже с запросами самого театрального сообщества. Ведь без молчаливого согласия этой самой общины такая огульная художественная чистка от ее «предателей» вряд ли была бы возможна.

Театры снимают со своего репертуара постановки режиссеров и драматургов, которые на словах властей высказались против войны. Так были сняты постановки пьес Ивана Вырыпаева. Они шли в десятках российских театров, часто с участием звезд первой величины, а теперь в мгновение ока исчезли без малейшей попытки сопротивления или намека на солидарность.

Это привело к сильному ощущению, что многими людьми в сфере искусства движет не только страх, но и то же негодование, которое определяет политику страны на международной арене.

Пока русская культура интегрировалась в культуру Западной Европы и мира, огромная армия театральных деятелей выглядела неконкурентоспособной. У них не было возможности гастролировать по всему миру, и они не получали ни приглашений с престижных фестивалей, ни интереса со стороны гастролирующих на этих фестивалях театральных критиков. Теперь они существуют исключительно для внутреннего рынка, где их талант и особенно их международная значимость не имеют большого значения. Вместо этого важна лояльность режиму.

Нынешнюю волну русской эмиграции часто сравнивают с первой послереволюционной волной. Но на смену утонченной дореволюционной интеллигенции, многие из которой были вынуждены покинуть Россию после 1917 года, пришел не менее талантливый культурный авангард. То, что происходит сейчас, — это культурная революция никого. И действительно, сталинская культурная революция проводилась примерно так же.

Это также была революция посредственности. Никто не правил балом. Была абсолютная уверенность, что любой неординарный человек станет жертвой режима. Чтобы выжить, они должны были либо уйти в подполье, либо полностью переродиться, буквально перестав быть самими собой.

С идеологической точки зрения сталинская чистка культуры казалась парадоксальной. Ведь планомерно устраняемые авангардисты — будь то Мейерхольд, Бабель или Малевич — в большинстве своем были сторонниками большевистской власти, а не противниками. Но они были истреблены по эстетическим соображениям, а не по политическим.

Если посмотреть на сталинский период через призму его отношения к культуре и яростной борьбы с «дегенеративным искусством», становится ясно, что после 1929 в СССР реализовывался не левый проект, а ультраправый. Это просто проводилось под левыми лозунгами. В данном случае фашистская идеология выросла из фашистской эстетики. Это именно тот порядок, в котором это произошло, а не наоборот. Фашизм — это всегда торжество посредственности и полная победа средних обывательских вкусов.

Я чувствую, что точно такой же процесс происходит прямо сейчас. Невероятная творческая свобода и фантастический расцвет театра, которые мы наблюдали в России вплоть до недавнего времени, вступили в судьбоносное столкновение не только с закручивающимися гайками политической машины, но и с интересами огромного числа мракобесов и посредственных личностей. из области гуманитарных наук. Именно их триумф мы наблюдаем сегодня в путинской империи. Именно они, следующие в очереди после людей из могущественной ФСБ, являются реальными бенефициарами нынешней войны.

Иногда мне кажется, что война была затеяна не для победы на фронтах, а как инструмент для тех, кто боится самой возможности жить в открытом мире, чтобы отомстить. И если российская армия очень далека от победы в войне с Украиной, то на внутреннем фронте уже победили сторонники изоляционизма.

Парадокс в том, что по ту сторону границы призывы отгородиться от России, исходящие от самого Запада и, соответственно, от его прозападной интеллигенции, порой звучат не менее настойчиво. Авторы этих обращений как будто не понимают, что подливают масла в огонь самой страшной части российского общества, той части, которая мечтает не только о политической изоляции, но о полной, абсолютной изоляции.

Их совместными усилиями второй раз в истории был прерван западный путь русской культуры. Этот мост, веками связывавший огромную страну с цивилизованным миром, может быть снова разрушен.

Театральная чистка: Сопротивление и «потери» Русского театра в годы войны

Игнат Давыдов

Десятки театральных деятелей покинули Россию с 24 февраля. Многие популярные имена исчезли с театральных афиш, а некоторые учреждения, такие как Гоголь-центр и фестиваль NET, больше не существуют или перенесли свою деятельность за пределы России. Власти продолжают отменять антивоенные постановки или возбуждать уголовные и административные дела в отношении театральных актеров. По прошествии девяти месяцев мы можем четко констатировать, что российский театр сильно пострадал, и что те, кто готов записывать патриотические видео и выражать свое одобрение войне в Украине, имеют больше шансов выжить.

Сопротивление

Как сообщает сайт журнала «Театр», в первые дни войны против вторжения в Украину высказались десятки театральных деятелей и даже целые учреждения. Свою позицию в социальных сетях высказали ЦИМ, Театр.doc, фестивали «Любимовка» и «Территория», прима-балерина Диана Вишнева, основатель театра АХЕ Максим Исаев, Евгений Гришковец и другие. Коллективное письмо, выражающее несогласие с военными действиями на Украине, подписали руководители многих московских театров, в том числе художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, художественный руководитель Камерного театра в Воронеже Михаил Бычков и др. Главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова в первый день войны опубликовала на своей странице в Facebook петицию с требованием «немедленного прекращения боевых действий на Украине», которую тут же подписали несколько сотен профессионалов театра. Директор ЦИМ Елена Ковальская в тот же день сообщила об уходе в Facebook, уточнив, что «работать на убийцу, получать от него зарплату невозможно». Лев Додин, художественный руководитель театра, не только опубликовал петицию, но и написал личное письмо Владимиру Путину, в котором «умолял его остановиться». МХТ имени Чехова, Большой драматический театр им. Товстоногова, Гоголь-центр, РАМТ и Александринский театр в знак солидарности с украинцами добавили к своим логотипам символическое изображение голубя.

Давление

Против театральных деятелей теперь возбуждаются административные, а иногда и уголовные дела за их антивоенную позицию. Всего в бюллетене журнала «Театр» опубликовано 25 таких случаев.

В первые дни войны появились новости о задержании на антивоенных митингах композитора и режиссера Александра Маноцкова и режиссера Юрия Шехватова. Их обвинили по статье 20.2 КоАП («нарушение правил проведения митинга»). 27 февраля также была задержана драматург Екатерина Августеняк. По той же статье на 10 суток арестовали театроведа Юлию Осееву за то, что она якобы «создавала препятствия для передвижения граждан». В трех разных случаях (9 мая20 мая и 2 сентября) режиссера Всеволода Лисовского и его труппу задержали во время уличного исполнения текстов Брехта и Платона. Полиция дважды предъявляла обвинения директору Государственного русского драматического театра имени Бестужева (Улан-Удэ) Сергею Левицкому, уволенному в марте за антивоенные заявления.

Еще на четырех человек возбуждены уголовные дела по обвинению в телефонном экстремизме (статья 205.2), реабилитации нацизма (статья 354.1 часть 3), распространении ложных сведений об армии (статья 207.3) и распространении заведомо ложных сведений с тяжкими последствиями ( статья 207.2). Один из обвиняемых, журналист Андрей Новашов, сейчас находится под домашним арестом и ему грозит до трех лет лишения свободы.

Сотрудничество

Но гораздо большее количество театральных профессионалов, вольно или невольно, выразили свое одобрение вторжению в Украину.

Одним из первых был Валерий Гергиев, главный дирижер Мариинского театра. Вскоре после этого он был уволен с поста главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. Многие театральные вузы, в том числе ГИТИС, ВТУ, ВГИК и Щукинский театральный институт, подписали письмо о признании автономии республик Донбасса. Некоторые театры украсили свои здания буквой Z. Инициатива была начата Театром-студией Олега Табакова и его художественным руководителем Владимиром Машковым. Среди театров, награжденных буквой З, журнал «Театр» назвал Брянский драматический театр, Новосибирский театр кукол, Ульяновский драматический театр, театр Камала и другие. видеоролики в поддержку российских солдат, а Псковский драматический театр им. Пушкина объявил о выделении средств на помощь 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии Псковских воздушно-десантных войск. В ответ на такие инициативы режиссер Никита Бетехтин начал составлять список «патриотических» театров и призывал критиков не посещать их. Вскоре он был вынужден покинуть Россию из-за угроз, которые ему поступали.

Переезд и эмиграция

Всего с начала войны страну покинули десятки режиссеров, критиков, актеров и театральных руководителей. Среди них были актрисы Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Варвара Шмыкова, актеры Анатолий Белый, Филипп Авдеев, Александр Горчилин, драматург Ася Волошина, сценографы Ксения Перетрухина, Вера Мартынов, Галя Солодовникова.

Из страны уехали и целые труппы, в том числе театр КНАМ, который сейчас базируется в Лионе. Петербургский театр АХЕ объявил о закрытии; ее основатели Максим Исаев и Павел Семченко сейчас живут в Европе. Кирилл Серебренников, директор Гоголь-центра, Миндаугас Карбаускис, режиссер Театра Маяковского, Римас Туминас, режиссер Театра Вахтангова, Тимофей Кулябин, режиссер Театра Красный факел и Лоран Илер, главный балетмейстер Музыки Станиславского и Немировича-Данченко Все театры покинули страну. В России больше не работают режиссеры Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов, Максим Диденко, Александр Молочников, Семен Александровский, Филипп Григорян, Роман Каганович, Илья Мощицкий, Марфа Горвиц, Сергей Левицкий, Никита Бетехтин, Талгат Баталов.

Очищение

Йозеф Райхельгауз, основатель Театральной школы современной драмы; Денис Азаров, главный режиссер Театра Виктюка; и Дмитрий Волкострелов, художественный руководитель театра ЦИМ, лишены своих должностей.

С театральной карты России исчезают не только люди, но и многие важные институты. Прекратили существование фестивали «Точка доступа» и «NET», Фестиваль современной драмы «Любимовка» теперь проводится за границей, журнал «Театр» закрыл свое издание (главный редактор Марина Давыдова уехала из России из-за угроз в ее адрес), ЦИМ практически прекратил свое существование (слился с театром Драматического училища). Событием, которое, пожалуй, наделало больше шума, стало закрытие одного из самых популярных московских театров, Гоголь-центра.

В то же время из расписания театров исчезли премьеры с участием людей, выступавших против войны, а из театральных афиш исчезли спектакли, которые они уже ставили. По всей стране отменены десятки постановок пьес Ивана Вырыпаева, который обещал пожертвовать любые гонорары, которые он получит в России, на помощь Украине. В московском репертуаре больше нет спектаклей с участием актрисы и режиссера Юлии Ауг. Один из таких спектаклей, «Сад» в постановке Дениса Азарова, был отменен по жалобе народного депутата Александра Хинштейна, назвавшего актрису «русофобом». Иногда имена режиссеров и авторов просто убирают с афиш, сохраняя их, как правило, очень прибыльные постановки. Например, Борис Акунин исчез с сайта и афиш РАМТ, Римас Туминас исчез с сайта и афиш Вахтанговского театра, а МХТ имени Чехова удалил имена Дмитрия Крымова, Кирилла Серебренникова и Александра Молочникова. В этих случаях в программах МХТ просто отображается загадочное «РЕЖИССЕР» вместо имени.

Дело Михаила Дурненкова вызвало большой общественный резонанс в театральной среде. В апреле он опубликовал пост в Facebook, в котором пожелал «полного и сокрушительного поражения российской армии». Несколько театров тогда отменили постановки его пьес, самого Дурненкова уволили из Школы-студии МХАТ, а председатель Союза драматических театров России Александр Калягин предложил исключить Дурненкова из Союза. Многие театральные деятели выступили в поддержку драматурга, некоторые заявили о выходе из Союза и отмене спектаклей на калягинской площадке в Боярских палатах.

Стабилизация

К осени протестная активность театральных профессионалов пошла на убыль. Их протесты против войны больше не фиксируются на сайте журнала «Театр». Все, кто хотел, к тому моменту уже высказались и чаще всего уезжали из страны. Многие замолчали. Некоторые публично выражали поддержку Кремлю: например, Евгений Миронов, директор Театра Наций, посетивший Донбасс и заявивший, что собирается «взять шефство над Мариупольским драматическим театром».

В то же время театральный коллаборационизм начал принимать новые формы. В театре имени Вахтангова на открытии сезона в гостях был глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, Театр Ермоловой подписал «соглашение о сотрудничестве» с тем же Следственным комитетом, аналогичный договор с Министерством обороны подписал Малый театр. Стоит отметить, что в подписанных документах не дается никаких пояснений относительно того, как спецслужбы намерены сотрудничать с этими ТВД.

Поделиться:
Телеграмма
фейсбук
twitter

Наполняя наши глаза солнечным светом | Ингрид Д. Роуленд

Фотография Тейт, Эндрю Данкли и Маркус Лейт

Олафур Элиассон: Прогноз погоды , 2003

Галерея Тейт Модерн, светящаяся сквозь облака клубящегося тумана. Проект Олафура Элиассона Погодный проект , открывшийся в октябре 2003 года, представлял собой волшебный микроклимат, созданный в тот момент, когда все думали о погоде: адски перегретое лето — ранний предвестник грядущих зловещих климатических изменений — наконец начало сгущаться. ослабить свою хватку в Европе. Если воздух снаружи приносил приятное прикосновение осеннего холода, то огромный светящийся круг внутренней вселенной Элиассона мерцал, как мираж, над красноватой дымкой, заставляя высокий полдень на южном берегу Темзы ощущаться почти как закат в вельде. Монотонный желтый цвет великого солнца стер все остальные цвета, превратив всех и вся в крошечные силуэты цвета сепии. Люди реагировали на их трансформацию самым необычным образом: они ложились плашмя, хлопая руками и ногами, словно могли слепить снежных ангелов на бетонном полу Тейт, разговаривая с незнакомцами в тумане. Никто еще не был привязан к маленькому портативному экрану; мы все были в Погода проект вместе, товарищи участники чуда.

Любой, кто внимательно смотрел на механику установки Элиассона, мог видеть, что все это было иллюзией. Круглое солнце на самом деле представляло собой полукруглый экран, освещенный сзади двумя сотнями моночастотных ламп (таких, какие используются для уличных фонарей), отражался в зеркальном потолке, который завершал его круглый контур и, казалось, вытягивал и без того грандиозные размеры Машинного зала до головокружительной высоты. Перевернутая публика в воздухе имитировала движения публики внизу, с эффектом, столь же сбивающим с толку, как дом смеха, но выполненным с простой элегантностью и в великолепном масштабе. Зная как Работавший погодный проект не нарушил его очарования; целое оставалось неизмеримо и непредсказуемо большим, чем сумма его частей. Турбинный зал никогда не был таким счастливым, как за эти пять месяцев с октября 2003 года по март 2004 года.

Элиассону было тридцать шесть лет, датчанину исландского происхождения, который провел большую часть лета, исследуя Исландию со своим отцом, Элиасом Хьёрлейфссоном. , художник, который также работал поваром на рыболовецком траулере. Их приключения по суровой вулканической местности и непредсказуемым морям произвели на сына неизгладимое впечатление. В Олафур Элиассон: Опыт , большой ретроспективный каталог, в котором рассказывается о работе Элиассона на сегодняшний день (его обложка такая же ярко-желтая, как и у каталога Проект погоды ), он вспоминает, что его отец и другой художник, Орн «Гуннар» Гуннарссон ,

ходили рисовать и рисовать, болтали о мхе и камнях и терялись в различных красных, коричневых и зеленых тонах. Их художественный инструментарий часто был мифологическим и повествовательным. Они увидят лица троллей на склонах гор.

Примерно в возрасте двенадцати лет Олафур нарисовал скалистое ущелье, в котором «у всех камней были носы, рты и глаза — наверное, чтобы осчастливить моего отца и Гуннара. Я вырос в окружении искусства, которое включало в себя как абстракцию, так и мифологию и оставляло много места для воображения».

Он также вырос в мире интенсивной физической активности. Дома в Копенгагене он еще подростком влюбился в уличные танцы в американском стиле и занимался ими с присущей ему интенсивностью; его труппа Harlem Gun Crew выиграла чемпионат Скандинавии по брейк-дансу в 1919 году.84. Танец, как он вспоминает в «Опыт », уточнил его ощущение того, как его тело движется в пространстве, и показал ему, насколько глубоко его осознание своего собственного положения в мире влияет на его другие восприятия. Недавнее видео на YouTube показывает, как Элиассон танцует в мешковатых джинсах на крыше своей студии в окружении молодых людей, которые работают с ним каждый день. В среднем возрасте он двигается осторожно и экономно, в то время как они бросаются в сумасшедшие позы, которые он принимал в юности. Подобно пожилым грекам, танцующим зейбекико со свирепой концентрацией, необходимой для борьбы с болью, он достиг точки, когда атлетизм должен уступить место стремлению к грации: больше никаких стратосферных прыжков и захвата столов зубами, только океан чувство, передаваемое мелкими, преднамеренными движениями.

После триумфа с Harlem Gun Crew Элиассон поступил в Датскую королевскую академию изящных искусств в 1989 году. По окончании учебы в 1995 году он открыл студию в Берлине, городе, где он продолжает жить и работать, в обстановке, которая по-прежнему дает «много места для воображения». Этим летом, спустя шестнадцать лет после того, как он преобразил Машинный зал, Элиассон вернулся в Тейт Модерн с ретроспективной выставкой «В реальной жизни», которая охватывает как его студенческие годы, так и специальные инсталляции, адаптированные к этому случаю. Вместо эпической необъятности погодный проект , эффект этой антологии вдохновенной карьеры почти интимный.

Реклама

Самые ранние работы выставки предсказуемо малобюджетны. Window Projection , студенческий проект 1990 года, явно вырос из его интереса к световым экспериментам американских художников, таких как Джеймс Таррелл и Роберт Ирвин. Трафарет, размещенный над проектором, отбрасывает на стену изображение, скромно напоминающее застекленное окно. В 19В 67-м году, в год рождения Элиассона, Таррелл направил слайд-проектор в угол в такой же низкотехнологичной попытке, названной Afrum I (White) , получить три измерения из света, падающего на плоскую поверхность. Результат едва ли намекал на чудеса технологии LED , которые позволили ему достичь нескольких десятилетий спустя.

В конце концов Таррелл спрятал лампы, излучавшие его ярко окрашенные поля изменчивого света. Элиассон, с другой стороны, продолжал раскрывать свои методы как неотъемлемую часть своего мастерства. Оконная проекция , возможно, пытается обмануть нас, заставив думать, что шестнадцать прямоугольников света — это окно, выходящее на что-то (хотя и теневая кукольная версия окна), но присутствие проектора, излучающего этот свет, продолжает напоминать нам что стена — сплошная плоскость, а окно — иллюзия.

Wannabe (1991), если уж на то пошло, дело попроще. Прожектор на потолке предоставляет зрителям выбор, как вести себя в его присутствии: войти в заколдованный круг, вообще избегать его или парить в стороне. Это был выбор, с которым Элиассон вскоре столкнулся сам, «в реальной жизни», когда его собственная карьера пошла наперекосяк. Что продвинуло его работу от ума студента-искусствоведа до международного признания, так это ее способность соединяться с глубокими человеческими чувствами. Куратор Тейт Марк Годфри пишет в каталоге выставки:

В ответ на безудержный капитализм он счел все более необходимым вернуть чудо и красоту из коммерции и, в отличие от многоцветных техно-очков, которые мы находим в городских торговых центрах, создать радугу с помощью всего лишь проколотого шланга и прожектор.

И все же самое поразительное качество Beauty (1993), радуга, о которой говорит Годфри, имеет отношение не столько к свету, сколько к тишине. Инсталляция действительно состоит из проколотого шланга и прожектора, расположенного вдоль потолка выкрашенной в черный цвет комнаты, чтобы создать миниатюрный душ того, что покойный немецкий писатель и поэт Вернер Бергенгруен назвал «капли, загоревшиеся цветом»: всегда -перемещающийся радужный туман. Но мягкий пол означает, что единственный звук, который мы слышим в этой комнате, исходит от воды, мягко падающей в совершенном спокойствии.

Еще одна замечательная ранняя работа — Moss Wall (1994), гигантский лист живого арктического мха, лишайник с губчатой ​​упругой текстурой и проникающим травяным запахом, достаточно прочный, чтобы посетители могли прикоснуться к нему, гобелен, который продолжает поддерживать свое самостоятельное существование в качестве форпоста природы среди искусства.

Однако с самого начала стремление Элиассона к простоте всегда сосуществовало с равной одержимостью сложной геометрией, от пяти правильных многогранников — фигур, которые очаровывали как древних греков, так и художников европейского Возрождения, — до форм, по-настоящему вообразимых только в компьютерного века, таких как пятикратная симметрия и фракталы, до непостижимых сложностей природы. На протяжении десятилетий он фотографировал ледники, вулканы, береговые линии и чудеса природы Исландии, которые не поддаются классификации, с ужасом наблюдая, как знакомые очертания его острова и нашего мира тают с изменением климата. Когда Метеорологический проект появился в Машинном зале в 2003 году, планета уже ощутимо нагревалась, но каскад эффектов потепления, нарушающий хрупкий баланс Арктики, был далеко не так ощутим, как сегодня.

Чтобы привлечь внимание общественности к разворачивающейся в настоящее время трагедии, Элиассон создал Ice Watch , блоки устрашающе синего гренландского льда, предназначенные для таяния, впервые на Ратушной площади Копенгагена в октябре 2014 года, когда Межправительственная группа ООН по изменению климата опубликовала его пятый доклад; затем на площади Пантеон в Париже на Климатической конференции ООН в декабре 2015 года; и в Лондоне в декабре прошлого года в качестве прелюдии к своей ретроспективе Тейт. Инсталляция представляет миниатюрную версию катастрофического таяния Гренландии достаточно близко, чтобы ее можно было потрогать, и трогательную фотографию в Опыт показывает парижскую женщину, сжавшуюся в центре плавящегося блока, изо всех сил держась за его замерзшую поверхность.

Martin Argyroglo

Olafur Eliasson: Ice Watch , 2014

Model Room , кабинет чудес, открывающий выставку Тейт, представляет собой стеклянную витрину, заполненную моделями для бесконечного разнообразия проектов Элиассона, в любой среде и состояние завершения: сложенная бумага, стекло, камень, металл и керамика, напоминающие формы прозрачные, непрозрачные, обтекаемые и колючие — воплощенные мысли, которые, кажется, вышли из мозга Платона, или Леонардо, или какой-то сюрреалистической космической программы. Сборка собралась на Model Room останавливается в 2003 году, переломном году в карьере художника; в дополнение к инсталляции The Weather Project в Лондоне, он представлял Данию на Венецианской биеннале и организовал две другие амбициозные персональные выставки в Музее королевы Софии в Мадриде и Кунстбау в Ленбаххаусе в Мюнхене.

Реклама

К этому времени работа Элиассона превратилась в сложную сеть сотрудничества с людьми, которые помогали ему выполнять его проекты, совершенствовать его идеи, заниматься логистикой или просто обучать его тому, что он хотел знать. В 2008 году он перенес свою студию в четырехэтажное здание пивоварни, где пять отдельных команд занимались дизайном и производством, исследованиями и коммуникациями, финансами, планированием выставок, дизайном и архитектурой, а также общим обедом, чтобы собрать их всех вместе. Он говорит в Почувствуйте , что он больше всего присутствует в начале и в конце проекта, но он все еще несет пламя практического художника.

Набор недавних акварелей, выставленных в сентябре-декабре прошлого года в галерее Тани Бонакдар в Лос-Анджелесе, продемонстрировал уверенный, тонкий штрих в детализации цветовых переходов через ряд эллиптических форм — двенадцатилетний художник, рисующий лица троллей, эволюционировал , через сорок лет, в живописца, который может наделять абстрактные фигуры буквально красочными личностями. Еще одна серия недавних акварелей Тани Бонакдар стала результатом необычного сотрудничества: Элиассон и лед. Художник поместил небольшие блоки ледникового льда на пигмент на акварельную бумагу и позволил узорам, созданным таянием, свободно течь. Две другие картины в этом 9Серия 0126 Glacial Currents делит место на выставке Тейт с The Presence of Absence Pavilion (2019): большой бронзовый предмет, отлитый в продолговатой форме вокруг ядра гренландского льда, который растаял в процессе. Пустое пространство, оставленное отступающим льдом, — это зловещее отсутствие: напоминание о подобных событиях, которые происходят по всему этому нагревающемуся земному шару.

Шоу Тейт эффективно разделено Din Blinde Passager (Your Blinde Passager; 2010), длинным туннелем, заполненным густым цветным туманом, который уменьшает видимость примерно до метра. Некоторые люди находят дорогу сквозь плотную атмосферу, поддерживая контакт со стеной. Кто-то идет на цыпочках, кто-то идет вперед вслепую, выходя за пределы собственного видения, что, безусловно, является самым забавным — многие из этих более поздних работ предполагают, что отцовство выявило игривые аспекты натуры художника. Туман начинается интенсивным оттенком моночастотного желтого, почти ставшим визитной карточкой Элиассона, но через некоторое время глаз, немного утомленный монотонностью, начинает подшучивать над собой в комплементарном фиолетовом. Закрывать глаза во время шага — самое веселое из всех, потому что моргание приносит не темноту, а интенсивный фиолетовый свет. В конце концов всепроникающий желтый цвет уступает место беловатому цвету рассвета, а рассвет, в свою очередь, уступает место небесно-голубому, цветам нормальности, сигнализирующим о приближении выходной двери.

Родительское прикосновение ощущается и в Водопаде (2019), который весело плещется на территории Тейт, собранном на скорую руку из труб и металлических балок, который привлекает внимание к своей искусственности, даже когда изливается один из самых надежных чудес природы: каскадная вода. В солнечный день капли падают, как крошечные бриллианты, а фонтан притягивает малышей, которые кричат ​​от восторга от шума и колоссальной лужи, образующейся вокруг основания водопада.

Увлечение Элиассона геометрией с самого начала его карьеры черпало вдохновение у исландского архитектора-математика Эйнара Торстейна (1942–2015), который со временем стал сотрудником его мастерской. Есть очевидные отголоски геометрических рисунков художников эпохи Возрождения, таких как Леонардо и Пьеро делла Франческа, а законченные работы имеют безошибочно платонический оттенок. Огромные сферы из стекла или металла, такие как Stardust Particle (2014), или граненые калейдоскопы, такие как Ваше Планетарное Окно (2019) существуют и как самостоятельные объекты, и как отбрасываемые отражения их окружения. В известном отрывке из платоновской «Республики » Сократ сравнивает нормальное человеческое существование с группой узников, скованных в пещере, которые никогда не видели ничего, кроме мерцающих теней фигур, отбрасываемых огнем на стену пещеры, и спрашивает:

Если один из этих людей был внезапно освобожден от рабства и вынужден встать, повернуть голову и выйти, чтобы посмотреть на свет, не будет ли все это болезненным, и разве яркий свет не сделает невозможным видеть что было видно в тени?.. И если бы кто-нибудь вытащил его на свет солнца, разве он не стал бы страдать и жаловаться на то, что его вытащили, и, выйдя на свет, с глазами, полными солнечного света, не стал бы ему трудно увидеть хоть одну вещь, которую мы считаем реальной?

Один из самых выдающихся приемов Олафура Элиассона — наполнить наши глаза солнечным светом.

Как рождаются произведения искусства в мастерской, насчитывающей около ста человек? Пятьсот лет назад Рафаэль руководил чем-то похожим на промышленную деятельность, собрав толпу нетерпеливых молодых людей и пожилых мудрецов, чтобы помочь ему исследовать дальние уголки того, что одно слово, disegno , «дизайн», может означать. , от Божьего плана спасения человечества до содержания альбома для рисования, воспламеняющего воображение всех окружающих своими яркими видениями. Благодаря его энергии, проницательности и сверхъестественному таланту мастерская под его руководством процветала; величайший бунтарь против его строгости, Джулио Романо, был также, что неудивительно, самым одаренным участником семинара, на которого Рафаэль, как правило, возлагал огромную ответственность.

Вечно любопытный и феноменально энергичный Элиассон окружил себя поварами, учеными и архитекторами, а также художниками, механиками и ремесленниками, полагая, что все виды человеческих усилий подпитывают друг друга. На время его выставки кафе в новом крыле Блаватника Тейт Модерн предлагает вегетарианские рецепты из его собственной кухни, приготовленные с минимальным добавлением CO 2 в уже насыщенную атмосферу земли и подаваемые в коллективном духе студии. Студия Элиассона даже издала собственную кулинарную книгу 9.0126 Студия Олафура Элиассона: Кухня , с рецептами, рассчитанными на то, чтобы накормить семью или армию. Кафе Тейт увешано корягами Элиассона, и все они направлены в одном направлении: на магнитный север.

Каталог, сопровождающий «В реальной жизни», как и Опыт , содержит одно эссе о творчестве художника; остальное состоит из его интервью с людьми, которые его вдохновили, от датского шеф-повара Рене Редзепи до климатической активистки Мэри Робинсон. Его собственный язык ясен и прямолинеен, и его собеседники отвечают тем же. Книга предназначена для того, чтобы вывести искусство Элиассона за пределы выставки и стать еще одним продолжением его вечного любопытства, а также разоблачающим изображением его экстравертного, всеобъемлющего представления о том, каким может быть искусство и артистизм.

Большой успех принес с собой и большие испытания. Элиассон продемонстрировал свою приверженность преодолению мирового разрыва между богатыми и бедными с помощью таких проектов, как Little Sun и Green light . Little Sun, представленный на Венецианской архитектурной биеннале 2012 года, представляет собой лампу на солнечной энергии, которая излучает особенно яркий свет и горит несколько часов, чтобы дети, не имеющие доступа к электричеству, могли учиться ночью. Лампа в форме желтого подсолнуха (а теперь и в уменьшенной версии, похожей на бриллиант) продается по высокой цене в развитых странах, так что ее можно продавать в развивающихся странах за небольшую часть этой суммы. Зеленый свет , показанный на Венецианской биеннале 2017 года, предоставил студийное пространство, где беженцы, стекавшиеся в Италию, могли собирать светильники из переработанных материалов, общаясь друг с другом и с публикой. В том же духе на выставке Тейт представлен огромный стол из белых блоков Lego, чтобы люди могли построить свое видение идеального города. С другой стороны, этот бывший критик капиталистического спектакля также создавал инсталляции для таких фондов, как Fondation Louis Vuitton и 9.0168 BMW и спроектировал свое первое здание для холдинговой и инвестиционной компании Kirk Kapital.

Несмотря на все трудности и противоречия, которые окружают художника с таким устрашающим общественным резонансом, Элиассон продолжает проникать в самое сердце вещей и людей, переживающих его творчество. Его мобили из коряги и металла почти всегда содержат магнит, чтобы они точно указывали на север. Они внушают такую ​​же уверенность в добросовестности своего создателя, который знает, сколько детского веселья бывает в том, чтобы наблюдать, как сбившийся с пути веер бешено качается на шнуре, как неуправляемый маятник (9).0126 Аппарат ИВЛ , 1997 г.). Что может быть проще зажженной свечи, стоящей вертикально на круглом зеркале? Эта инсталляция, Я вырос в одиночестве и тишине (1991), может быть любым из нас, горящим своими личными надеждами и страстями, и все же по всему серебряному кругу мы можем видеть отражения внешнего мира, других людей , а в зеркальном отражении свечи — непоколебимая поддержка родственной души.

This entry was posted in Популярное