Нетривиальная история дзен: Старые фотографии, Соборы, Старые фото

Содержание

Государственный музей истории космонавтики в Калуге

Отделы музея

Дом-музей К.Э. Циолковского

Работает выставка «В Калугу к Циолковскому», приуроченная к 85-летию музея.
Представлены уникальные материалы и предметы из собрания музея и личного архива семьи Циолковских: фотографии, документы, книги, подарки ученых и космонавтов, макеты летательных аппаратов.

Небольшая выставка «Из рода Циолковских» познакомит с историей семьи великого русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского.

Музей-квартира К.Э. Циолковского

Работает выставка «Чижевский и Солнце».

На выставке представлен раздел о начальном этапе исследования А.Л. Чижевским солнечно-земных связей. В настоящее время изучение солнечно-земных связей, солнечного ветра ведется в Институте космических исследований РАН. Посетители выставки также познакомятся с исследованиями ИКИ РАН в этой области.

Дом-музей А.Л. Чижевского

Работает выставка «К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский. Годы дружбы».

Успехи в освоении космоса находили отражение в искусстве, кинематографе, на страницах периодических изданий. Мощным инструментом, позволяющим донести информацию о громких победах отечественной космонавтики до граждан страны, были агитационные плакаты.

Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского

Открыта выставка «100 лет на земле, воде и в небесах», посвященная 100-летнему юбилею ОКБ А.Н. Туполева.

Вековая история Опытного конструкторского бюро А.Н. Туполева вписана яркими страницами в большую историю Отечества созданием передовых технологий и машин, значительным вкладом в фундамент научно-технического прогресса страны, в изменение образа жизни людей.

Что посетить

Планетарий

Астрономическая обсерватория

Экскурсии и наблюдения Солнца, Луны, планет и других объектов на небесной сфере, включая искусственные спутники Земли.

Кинозал

Со 2 по 22 января 2023 года в кинозале Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского будет демонстрироваться новый российский семейный комедийный фильм режиссёра Дмитрия Дьяченко «Чебурашка».

КУПИТЬ БИЛЕТЫ

Научно-приключенческий комплекс

Вы станете участниками космической экспедиции в корабле будущего, совершающего путешествия во времени и пространстве.

Новости музея, события, анонсы мероприятий

Он не был первым космонавтом, но о каждом его полете писали «впервые в мире». В космосе Валерий Кубасов бывал трижды. Его экипаж впервые использовал сварочный аппарат в космосе, впервые состыковался с американским космическим кораблём, принял участие в первой советско-венгерской космической миссии. Валерий Николаевич родился 7 января 1935 года в небольшом городе Вязники Владимирской области, в…

Подробнее…

3 января – день рождения Героя Российской Федерации, лётчика-космонавта РФ Фёдора Николаевича Юрчихина. Участник пяти космических полетов, Фёдор Юрчихин имеет суммарный космический налёт 672 суток и девять выходов в открытый космос общей длительностью 59 часов 27 минут.

Подробнее…

1 января празднует день рождения Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Сергей Васильевич Авдеев.

Подробнее…

Сегодня Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР Владимир Титов сегодня празднует свой 76-й день рождения.

Подробнее…

31 декабря – день рождения Героя Советского Союза, Лётчика-космонавта СССР Виктора Михайловича Афанасьева.

Подробнее…

Дорогие друзья! Коллектив Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского сердечно поздравляет вас с Новым 2023 годом!

Подробнее…

28 декабря 2022 года в Доме-музее А.Л. Чижевского состоялось торжественное открытие выставки «Калуга Чижевского». На выставке представлены работы четырнадцати художников из Калуги, Калужской области и Подмосковья, выполненные акварелью, карандашом, цветными карандашами, гуашью, пастелью, соусом и с использованием компьютерной графики. Этот выставочный проект завершает мероприятия юбилейного года, посвящённого 125-летию А.Л. Чижевского.

Подробнее…

Сегодня, 29 декабря, Герою России, лётчику-космонавту РФ Евгению Тарелкину исполняется 48 лет.

Подробнее…

Планетарий ГМИК им. К.Э. Циолковского традиционно в конце года обращает внимание наших зрителей на некоторые наиболее интересные астрономические явления грядущего года.

Подробнее…

28 декабря отмечает свой 52-й день рождения Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Олег Германович Артемьев.

Подробнее. ..

В новом 2023 году посетителей планетария Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского ждет удивительная премьера – новая полнокупольная программа «Космическая история России», посвященная 65-летию начала космической эры человечества.

Подробнее…

Сегодня, 24 декабря, празднует свой день рождения Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Олег Иванович Скрипочка.

Подробнее…

Правила посещения

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ

Чтобы присутствие в музее было максимально безопасным для наших гостей и сотрудников, приняты правила посещения музея.

Надеемся на ваше понимание и желаем вам крепкого здоровья!

Сейчас в музее

Работают выставки «О, я недаром в этом мире жил!», «Калуга. Настоящее. Будущее (в рисунках художника А.В Анфилова)», «Калуга Циолковского», «Кино PROCOSMOS», фотовыставка «Первый космический. Вехи истории».

Поиск на сайте

Оценка качества услуг

Заказ экскурсий

Вы можете заказать групповую экскурсию по музею и его отделам по телефонам 8 800 200 79 22, (4842) 705-025, (919) 037-33-22 или прямо сейчас на нашем сайте.

Музей в соцсетях

Отзывы посетителей

  • Присоединяюсь ко всему вышесказанному. Счастье, гордость и ностальгия по ушедшей Родине — СССР — чувства, которые переполняют.

    Я родилась в Калуге, выросла в Людиново, живу в Петербурге. Выставка, посвященная Юрию Гагарину, вернула в детство, В семейном архиве у моих родителей тоже были фотографии встречи Гагарина с людиновцами. Удивительные чувства!

    Спасибо всем, кто не просто хранит память, но многое делает для воспитания патриотизма, что сегодня крайне необходимо.

    Галина Петухова

  • Огромное спасибо сотрудникам музея за доставленную радость и гордость!

    Впервые в Калуге и в музее. Совершенно потрясен увиденным! Грандиозно! В душе все вздрогнуло от ностальгии по Советскому Союзу — моей Родине! Я словно снова побывал в СССР! Спасибо Вам всем огромное! Рад, что увидел выставку, посвященную Юрию Гагарину!

    С великой благодарностью и искренним уважением,

    художник, член Союза художников России

    Бахлул Исмаилов, Санкт-Петербург

    Бахлул Исмаилов (Санкт-Петербург)

  • Добрый день!

    Спасибо вам огромное!

    Ездили в Калугу с дочкой (11 лет) на первые майские, все замечательно: и ваш город, и музей, и планетарий! В планетарии побывали аж на 8 сеансах! 🙂 В восторге!

    Желаем вам дальнейших успехов и с нетерпением будем ждать пуска 2-ой очереди :), чтобы вернуться к вам снова!

    Светлана и Аня (Москва)

  • Хочу выразить свою благодарность сотрудникам музея за доставленное удовольствия при посещении музея. Получили большое впечатление от экспозиции в залах музея. А какие внимательные сотрудники. Купили сувениры у Елены Анатольевны Прасоловой, вежливая, внимательная, рассказала нам о каждом сувенире. Так как 12 апреля нам не получилось попасть в планетарий, мы посетили его вчера (18 апреля), как же здорово, что такое грандиозное зрелище сохранили в Калуге.

    Тимофеева Лариса Владимировна

  • Очень нравится Ваш музей и особенно — планетарий!

    Отдельное спасибо лектору Фетисову Д. О. за отличные лекции, особенно за «Космические катастрофы»!

    9 ноября 2014 года

    Наташа

  • Нетривиальный музей. Причем замечательно то, что большинство экспонатов настоящие, а не «созданные для музея». Есть и предметы космического происхождения.

    Ну а самое главное, конечно, планетарий! Действительно, завораживает!!! Кстати, важно правильно выбирать возраст, на который рассчитано «представление». И если абстрагироваться от окружающего мира, то как будто ОКАЗЫВАЕШЬСЯ В КОСМОСЕ.

  • Прекрасный музей истории советской космонавтики! Перед музеем стоят либо макеты либо настоящие ракетоносители, выглядит все это очень величественно.

    В музее много экспонатов, скафандры, космическое питание и т.д. Очень интересно.

    Inta98

  • Приехали в Калугу утром в субботу, 16 ноября, и сразу — «с корабля — на бал» — в музей А.Л.Чижевского. Ну что сказать… Впечатлений масса прямо с порога. Чистое, светлое помещение, приветливые дамы. Экспозиция интереснейшая, множество экспонатов, дающих практически полное представление о жизни и труде великого русского учёного, поэта и художника Чижевского.

    Милые, обаятельные экскурсоводы со знанием дела расскажут вам об этом человеке и даже посоветуют, как не напороться на фейк, если будете покупать знаменитую люстру Чижевского (в музее она не продаётся, к сожалению!).

    Одним словом, очень советуем посетить этот музей всем, кому не безразлична история нашей страны и жизнь великих русских людей.

    Геннадий и Елена

  • Понравился «Восток». К сожалению, он был опущен (красили). Планетарий — я думал, что там будут СССРские кресла и техника тоже, но нет! Удобные мягкие кресла, техника современная!!! Высший пилотаж!

  • Был в музее в 1989 году, когда принимали в пионеры, впечатление незабываемое. Очень хочется посетить музей ещё хотя бы раз. Надеюсь, летом придем всей семьёй.

    Огромное спасибо всем работникам музея!

    Сергей

  • Потрясающий музей!!! Был проездом в Калуге, и посчитал обязательным заехать для себя в этот музей, так как сам из славного города Королёв, тесными узами связанного с космонавтикой, ну и плюс увлечения и вечный интерес к бескрайнему космосу и мечты о космических полётах на дальние расстояния…мечта.

    Воодушевлён был крайне, особенно после того, как заглянул за один из отсеков, представленный в музее, станции «МИР».

    Столько космических аппаратов и различного вида техники я не ожидал увидеть. В моих мечтах теперь только приехать туда лет через 10, и увидеть модель аппарата, побывавшего где-нибудь на Марсе, фото первопроходцев…

    Александр

  • В очередной раз с ребенком с удовольствием посетили музей. Очень порадовала встреча со Звездочетом. Сотрудники музея молодцы. Творческие, внимательные. Очень приятно.

    Спасибо.

    Светлана Яшина

Оставьте отзыв о посещении музея

Как добраться

Напишите свой отзыв о музее!

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского

Российская Федерация
248000, г. Калуга
ул. Академика Королева, 2
Телефоны (4842) 705-025, (919) 037-33-22
E-mail: [email protected]

Как добраться: из Москвы и других городов до Калуги — см. расписание транспорта; по Калуге: с ж/д и автовокзалов — маршрутное такси и троллейбус №1 — до остановки «Парк Циолковского», маршрутные такси №29, 31 — до остановки «6-я школа», троллейбус №12 — до остановки «улица Кирова» с дальнейшей пересадкой на троллейбус №3 и маршрутное такси №4 до остановки «Парк Циолковского». Из других районов Калуги: троллейбусы и маршрутное такси №2, троллейбусы №3, маршрутные такси №66, 71, 77 — до остановки «Парк Циолковского», троллейбус №18, маршрутные такси №3, 4, 20, 22, 26, 29, 73 — до остановки «6-я школа», маршрутное такси №63 — до остановки «3-я больница».

Автомаршрут из Москвы

Автомаршрут из Тулы

Стоимость посещения

ВХОДНЫЕ БИЛЕТЫ

ВХОДНОЙ БИЛЕТ
(посещение исторического здания и комплекса «Вторая очередь» с посещением временных выставок*):

ПОЛНЫЙ: 450 Р
ЛЬГОТНЫЙ (студенты (курсанты), пенсионеры): 300 Р
ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 17 ЛЕТ: 150 Р
ДЕТИ, НЕ ДОСТИГШИЕ ВОЗРАСТА 7 ЛЕТ: Бесплатно
* Перечень актуальных выставок доступен на сайте музея. Стоимость посещения выставок может быть установлена отдельным приказом.

КОМПЛЕКСНЫЙ БИЛЕТ
(входной билет на посещение исторического здания и комплекса «Вторая очередь» с посещением временных выставок, посещение мультимедийного комплекса «Интерактивная планета» и научно-приключенческого комплекса):

ПОЛНЫЙ: 700 Р
ЛЬГОТНЫЙ (студенты (курсанты), пенсионеры, дети от 7 до 17 лет; дети, не достигшие возраста 7 лет): 500 Р

БИЛЕТ «ПРОГРАММА «КОД ЦИОЛКОВСКОГО»
(входной билет на посещение исторического здания и комплекса «Вторая очередь» с посещением временных выставок, посещение научно-приключенческого комплекса и интерактивного квеста «По стопам Циолковского»):

ПОЛНЫЙ: 650 Р
ЛЬГОТНЫЙ (студенты (курсанты), пенсионеры; дети от 7 до 17 лет): 500 Р

ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

(необходимо приобретение входного билета)

Экскурсия по историческому зданию познакомит с научной биографией основоположника теоретической космонавтики К. Э. Циолковского, историей развития ракетной техники в нашей стране до 1957 г., с первыми успехами и главными направлениями в освоении космоса. В экспозиции представлены уникальные образцы техники, в том числе подлинные. Продолжительность 1 час.

Экскурсия по комплексу «Вторая очередь» знакомит с экспозицией «Ракеты. Корабли. Люди» и рассказывает о главных направлениях освоения космоса – искусственных спутниках Земли, автоматических межпланетных станциях, пилотируемой космонавтике. В экспозиции представлены уникальные образцы техники, в том числе подлинники, побывавшие на орбите. Продолжительность 1,5 часа.

Стоимость обслуживания на русском языке/на иностранном языке:

Индивидуальная экскурсия (от 1 до 10 человек)

По историческому зданию и комплексу «Вторая очередь»: 3500 / 4500 Р
По историческому зданию: 2000 / 3000 Р
По комплексу «Вторая очередь»: 2500 / 4000 Р
Индивидуальная экскурсия по временным выставкам: 1500 / 2000 Р

Обзорная экскурсия в составе организованной экскурсионной группы (от 11 до 20 человек):

По историческому зданию и комплексу «Вторая очередь»: 6000 / 7000 Р
Дополнительное место в составе экскурсионной группы
свыше 20 человек (не более 5 человек): 300 / 350 Р

По историческому зданию: 3000 / 4000 Р
Дополнительное место в составе экскурсионной группы
свыше 20 человек (не более 5 человек): 150 / 200 Р

По комплексу «Вторая очередь»: 4000 / 5000 Р
Дополнительное место в составе экскурсионной группы
свыше 20 человек (не более 5 мест): 200 / 250 Р

По временным выставкам: 2000 / 3000 Р
Дополнительное место в составе экскурсионной группы
свыше 20 человек (не более 5 мест): 100 / 150 Р

Обзорная экскурсия в составе сборных групп — групп посетителей, собравшихся в музее (до 25 человек, за человека):

По историческому зданию и комплексу «Вторая очередь»: 300 Р
По историческому зданию: 150 Р
По комплексу «Вторая очередь»: 200 Р
По временным выставкам: 100 Р

Тематические экскурсии:

ПОЛНЫЙ (Взрослые): 200 Р
ЛЬГОТНЫЙ (Пенсионеры, студенты): 50 Р
Дети до 7 лет и от 7 до 17 лет: 100 Р

ДРУГИЕ БИЛЕТЫ

ПОСЕЩЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ
(необходимо приобретение входного билета)

«Интерактивная планета»: 200 Р
«Научно-приключенческий комплекс» с 5-d кабинами: 350 Р
«Образовательный центр»: 150 Р
«Симулятор стыковки космического корабля»: 200 Р

ПОСЕЩЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КВЕСТА «ПО СТОПАМ ЦИОЛКОВСКОГО»
(необходимо приобретение входного билета)
ПОЛНЫЙ (все категории посетителей): 150 Р

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЙНОГО ЗАНЯТИЯ
ПОЛНЫЙ: 200 Р
ЛЬГОТНЫЙ (учащиеся, студенты (курсанты), пенсионеры): 150 Р
Дошкольники: 100 Р

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Все категории посетителей: бесплатно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Любительская фотосъемка и видеосъемка в залах музеев*: бесплатно.
Профессиональная фотосъемка и видеосъемка** за 1 час: 3000 р.
Фотосъемка и видеосъемка с целью коммерческого использования***: по договору.
* Фото- и видеосъемка общих планов. В том числе с использованием мобильных устройств. Без применения фотовспышек и дополнительного оборудования, в том числе штативов для селфи. Без права публикации и тиражирования отснятого материала в коммерческих целях.
** С применением специального/дополнительного оборудования, в том числе фотовспышек и штативов. Без права публикации и тиражирования отснятого материала в коммерческих целях.
*** Фотосъемка и видеосъемка с целью коммерческого использования отснятых материалов, а также воспроизведение изображений экспонатов, музейных коллекций, экспозиций, зданий и интерьеров Музея осуществляется по предварительному согласованию с администрацией Музея и в соответствии с утвержденным ею порядком.

Все съемки с музейными предметами (экспонатами) производятся без выноса их за пределы зданий.

Любая съемка в зале планетария во время сеанса запрещена.

ОПЛАТА УСЛУГ

Оплата услуг возможна по безналичному расчету через банк, наличными и банковскими картами в кассах музея, банковскими картами на сайте музея.


Пожалуйста, ознакомьтесь с приказами о ценах, а также с информацией о льготах и днях бесплатного посещения музея.

Режим работы

Понедельник — выходной день.

Вторник — с 10:00 до 18:00.

Среда — с 10:00 до 18:00.

Четверг — с 10:00 до 18:00.

Пятница — с 10:00 до 18:00. Последняя пятница месяца — санитарный день.

Суббота — с 10:00 до 19:00.

Воскресенье — с 10:00 до 19:00.

Никто, кроме вас: нетривиальные истории российских десантниц

Общество

5227

Поделиться

Слабый пол? Это не про них. Они прыгают с парашютом, стреляют из всех видов оружия, водят по бездорожью тяжелые «ЗИЛ-131» и боевые машины десанта, отрабатывают на глубине элементы рукопашного боя…

Наравне с мужчинами они служат на должностях сержантов, прапорщиков и офицеров, а также работают как гражданские специалисты. И зачастую в Международный женский день 8 Марта остаются на боевом посту.

Накануне праздника спецкор «МК» побывала в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии Маргелова, где служат и работают самые преданные ВДВ представительницы прекрасного пола.

По сложившейся традиции инструктора водолазной подготовки Татьяну Головину поздравляют прямо в воде. Курсанты вручают преподавателю цветы на дне бассейна. Фото: пресс-служба ВДВ

«Учу курсантов дружить с водой»

Униформа Татьяны Головиной — гидрокостюм мокрого типа, шлем, боты и ласты.

Татьяна вместе с мужем Андреем Головиным много лет отдали службе в ВДВ и уже седьмой год в Рязанском десантном училище преподают водолазную подготовку.

Вдоль бортика бассейна лежат жилеты — компенсаторы плавучести, баллоны с запасом воздуха. Совсем скоро начнутся занятия. А пока курсанты переодеваются, Татьяна рассказывает о специфике своей работы:

— Наша задача — адаптировать ребят под водой, чтобы они, находясь на глубине, не допускали паники, — говорит преподаватель. — Вода — это стихия. Ее не нужно покорять — с ней нужно научиться взаимодействовать.

Курс водолазной подготовки проходят все курсанты вне зависимости от специализации. Первое погружение под воду они помнят так же, как первый прыжок с парашютом.

Из группы в 30 человек примерно пятеро курсантов, погружаясь с легочным аппаратом, сначала попросту не могут дышать под водой. Но этот страх проходит.

— Многие пребывают в постоянном напряжении, а в воде надо расслабиться, — объясняет преподаватель.

Все действия будущие офицеры отрабатывают до автоматизма еще на суше. Татьяна еще раз дает подопечным четкие пошаговые инструкции. Напоминает, как правильно распределить свои силы. И, сделав широкий шаг, они уходят под воду.

Татьяна Алексеевна для курсантов — непререкаемый авторитет. У нее за плечами — 40 лет подводного стажа. А начинала осваивать водолазное дело она еще во времена существования Советского Союза, в ДОСААФ. Ей пришлось погружаться во многих морях и океанах, в том числе и под лед, при низких температурах. Не обошлось и без экстремальных ситуаций. Однажды при погружении на 30 метров один из неопытных дайверов в панике попытался сорвать с инструктора маску и вырвать регулятор (приспособление, которое дает возможность дышать под водой воздухом, сжатым в баллоне). Татьяне удалось его успокоить и медленно вывести на поверхность. Было дело, на Кубе, при ночном погружении, Татьяне пришлось всплывать к спидботу в окружении акул. Действовала не торопясь, хладнокровно. Благо хищники не усмотрели в хрупкой фигуре в гидрокостюме объект охоты.

Теперь до каждого курсанта она старается донести: воду надо уважать.

— В воде насаждается избыточное давление. Если неправильно погружаться — можно получить баротравму среднего уха, если неправильно всплывать — есть риск баротравмы легких, — говорит инструктор.

Курсантам специально создают нештатные ситуации. Учат пользоваться легочным аппаратом товарища, действовать скрытно.

Под руководством Татьяны Головиной будущие офицеры отрабатывают на глубине элементы рукопашного боя. Чтобы нейтрализовать противника, достаточно вырвать у него регулятор изо рта или сорвать с него маску.

Инструктор водолазной подготовки Татьяна Головина.

Фото: Светлана Самоделова

По мнению инструктора, сложнее всего курсантам бывает привыкнуть к тому, что на глубине нет привычной опоры.

— Если определенным образом двигаться, опорой может стать вода. И помогают нам в этом ласты. Мы учим курсантов «ходить» под водой.

Это особенно важно при отработке под водой стрельбы из боевого оружия. Для этого в бассейне есть специальный подводный тир.

Современный учебно-тренировочный комплекс поражает своим размахом. В огромном бассейне есть водолазная башня глубиной 21 метр, это высота 7-этажного дома. Курсанты уходят практически в гидрокосмос. А под сводами бассейна укреплен настоящий корпус вертолета Ми-8. С этого тренажера курсанты отрабатывают беспарашютное десантирование. Прыгают с 10-метровой высоты в воду. Или в полном обмундировании, с грузами и легочным аппаратом, скользят в бассейн по веревке — спусковому концу. Также отрабатывается эвакуация группы с воды с помощью вертолетной грузовой лебедки.

Пока мы беседуем, один из курсантов отрабатывает спуск в универсальном водолазном снаряжении СВУ-5 к затопленному объекту. Татьяна Алексеевна смотрит на часы. Инструктор знает: время под водой бежит по-другому. Кажется, что прошло 15 минут, а на самом деле — час.

Больше всего занятий в бассейне — у будущих инженеров-десантников. Кроме фортификации — возведения различных укреплений и заслонов, инженерной разведки, минирования и разминирования местности — им предстоит заниматься организацией переправ через различные водоемы. Безопасность переправам и обеспечивают водолазные специалисты.

Занятия Татьяны Головиной курсанты стараются не пропускать. Когда на эти часы выпадает наряд, будущие офицеры подменяют друг друга.

Будущие офицеры обучаются как в бассейне, так и на открытой воде.

— Каждый год мы с командой чистим водоем около плотины, где потом погружаются курсанты, — рассказывает Татьяна. — Доходит до того, что весь участок с четырех сторон бывает перегорожен сетями. Вырезаем все и выбрасываем.

Татьяна Головина — настоящий «универсальный солдат». Она водит машину и мотоцикл, занимается конным спортом, летает на параплане, а еще у нее за плечами — серьезная парашютная подготовка.

— Я начала прыгать с парашютом, когда еще училась в Рязанском радиотехническом институте, — рассказывает инструктор. — Всего на счету — 214 прыжков. А самый экстремальный прыжок случился в Азербайджане, когда мы с мужем служили в 104-й воздушно-десантной дивизии, которая дислоцировалась в Кировабаде (ныне — Гянджа). Внизу были кошары, которые охраняли собаки волкодавы. Мы знали, что они нападали на солдат, которые возвращались со стрельбищ, бросались даже на машины. Я была самой легкой, вышла из самолета последней. И меня понесло как раз на один из таких загонов для овец. Признаюсь, было по-настоящему страшно. Парашют Д-6 ведь частично управляемый, мне пришлось приложить немало усилий, чтобы не угодить прямиком в кошару…

Близится 8 Марта. По сложившейся традиции поздравлять инструктора будущие офицеры будут под водой. Курсанты собираются вручить Татьяне Алексеевне цветы на дне бассейна.

«Когда в фильме звучит морзянка, автоматически начинаю принимать текст»

— Я не знаю, когда больше получаю поздравлений — 23 февраля или 8 Марта, — признается майор ВДВ Виктория Алешина.

Она — и кадровый офицер, которая продолжает десантную династию, и очаровательная женщина. В Рязанском десантном училище служит уже 15 лет. На кафедре радио-, радиорелейной, тропосферной, спутниковой и проводной связи считается одним из лучших преподавателей.

— Вся моя жизнь тесно связана с армией. Папа, Юрий Николаевич Калибернов, окончил Свердловское высшее военно-политическое танковое училище. 32 года служил в Воздушно-десантных войсках, в том числе — три года в Афганистане. Мы часто переезжали. Особо запомнился Кировабад в Азербайджане, где прошло мое детство. Закрываю глаза и вижу: старая гончарная мастерская, могучие чинары, осыпающаяся шелковица… Но потом случились сумгаитские и карабахские события. Начались погромы и резня. По городу ходили националисты с канистрами бензина и самодельными гранатами. Десантники стояли на мосту и сдерживали обезумевшую толпу… В 1989 году мы переехали в Рязань. Началась другая жизнь.

Майор ВДВ Виктория Алешина продолжает десантную династию.

Фото: Из личного архива

Как и сестра, я должна была поступать в Академию права и управления. Но за три месяца до окончания школы стало известно, что в наш рязанский филиал Санкт-Петербургской академии связи набирают женскую группу. Конкурс был огромный, на рассмотрение пришло 500 личных дел. Все претендентки проходили психологическое профтестирование и собеседование. Кроме основных экзаменов сдавали физподготовку.

Я долго не верила, что поступила. Начались занятия. Бегая кроссы, я не раз добрым словом вспомнила отца, который поднимал меня в школьные годы на пробежку в 6 утра. Первые два года в училище были очень сложными. Ребята постоянно над нами насмехались. Мы ходили в военных рубашках с карманами на груди. Нам вслед кричали: «Девчонки, что это у вас в кармашках лежит?..» Были моменты, когда я порывалась забрать документы и уйти из училища. Но тот жизненный стержень, что заложил во мне отец, помог мне выстоять.

23 июня 2001 года у меня был выпуск, а 24 июня я ушла в декрет. Стояла на плацу с голубыми погонами и округлившимся животом, у меня был седьмой месяц беременности. Ребята шутили: «Она уже с запаской стоит». Отец твердил: «Доча, я знаю, что у тебя родится сын, назови его Юрцом. А то в доме даже собака женского рода».

Распределилась я на соседнюю улицу, в Рязанское десантное училище, где служу уже 15 лет. Сейчас преподаю курсантам основы телевидения, системы и средства вещания, направляющие системы, радиооптические связи. Девушек-курсантов обучаю азбуке Морзе и работе на ключе. Всего у меня — шесть взводов, два из них — женские.

Кстати, когда по телевизору показывают фильмы про Великую Отечественную войну и на заднем плане звучит морзянка, Виктория автоматически начинает принимать текст. Но чаще всего в фильмах идет не осмысленный текст, а простой набор букв.

Майор Алешина хорошо стреляет. Особенно четко она поражает движущиеся мишени. При этом шутит: «Я просто не люблю, когда от меня убегают…»

У Виктории — голубые глаза. И ей так идет голубой берет и тельняшка! У ее отца за плечами не одна сотня прыжков с парашютом, у Вики — 54.

— Когда первый раз прыгала с парашютом, вообще не переживала, — делится с нами майор Алешина. — Я выходила крайняя, за мной шел только выпускающий. Корабельная группа ведь строится по весу. Первыми покидают самолет самые тяжелые. Мне казалось, что оттолкнулась и отделилась я хорошо. А на площадке приземления в это время говорили: «Смотри, девятый сейчас уйдет под хвост». Это я. Отсчитала, как положено — 501, 502, 503… (Отсчет начинается с 500, произнесенное вслух число 501 по времени точно соответствует секунде. — Авт.) Купол наполнился воздухом. В лицо бьет струя ветра, в ушах свист — полный восторг. Взлетали мы в Дягилеве, а приземлялись в Житове. И, конечно, не обошлось без посвящения. Муж ударил меня запаской по мягкому месту…

А вот когда прыгала второй раз — было страшно. Старалась смотреть не вниз, а на край двери самолета. Потом уже чувствовала в небе себя уверенно. Все прыжки проходили штатно. Лишь однажды около земли резко поменялся ветер, меня потянуло назад, но удалось развернуться по ветру.

Отец у Виктории — полковник, старшая сестра — полковник в Академии юстиции. А значит, ей есть куда расти.

«Двойной выжим сцепления и перегазовка»

Тяжелый «ЗИЛ-131» аккуратно вписывается в поворот и, сдав назад, встает на стоянку. Из кабины спускается миниатюрная женщина в камуфляже и берцах.

— Начальник аппаратной связи гвардии прапорщик Оксана Макушина! — представляется водитель. Улыбается. На щеках играют ямочки. Ей бы в конкурсах красоты участвовать, а она водит по бездорожью армейский грузовик, в качестве электрика запитывает аппаратуру, которая размещается в кузове.

Гвардии прапорщику Оксане Макушиной впору участвовать в конкурсах красоты, а она водит 12-тонный ЗИЛ-131.

Фото: Из личного архива

В армии Оксана Макушина уже 24 года. В роду военных у нее не было.

— Я местная, а в Рязани размещалось три военных училища, — рассказывает прапорщик. — После школы, недобрав в институт один балл, пошла работать машинисткой в отдел кадров Рязанского военного училища связи. А через пять лет в училище был объявлен набор женщин-телефонисток. Я решила заключить контракт. 4 апреля 1994 года началась моя военная судьба. На узле связи я прослужила 16 лет.

В 2009 году в ходе военной реформы училище было расформировано. И в качестве факультета связи вошло в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.

— Мне пришлось сменить и специальность, и должность. Многих женщин сократили. Требовался только начальник аппаратной связи. Нужно было водить «ЗИЛ-131». А я боялась автомобилей панически. У меня не было даже водительского удостоверения категории «В», не то что «С». Переселила страх. Села за баранку «КамАЗа». Мне попался очень хороший инструктор. Ему самому было очень интересно посмотреть, какой будет результат. Три месяца училась. И с первого раза сдала автодром. Помню, эстакада была настолько высокой, что, когда заехала на нее, у меня буквально захватило дух… Было ощущение, что стою на крыше трехэтажного дома. Но сдала и эстакаду.

Я хорошо запомнила день, когда принимала свою аппаратную на базе «ЗИЛ-131». Это было при минус 25 градусах мороза, в холодном боксе. В кузове автомобиля была сосредоточена техника связи. Машина со всей «начинкой» тянула на 12 тонн.

Начала потихоньку водить. В аппаратной предусмотрен экипаж. Курсанты в классах получают первичные навыки, а потом выезжают с нами на практические занятия. На полевых выходах внутри аппаратной может работать до семи человек. Останавливаемся в лесах, полях, разворачиваем аппаратную, и начинается работа.

А экстремальных ситуаций было предостаточно. Однажды пришлось выезжать по первому снегу. Когда были еще в парке, командир роты спросил: «Может, кого-то другого за руль посадить?» Я говорю: ну кто мою машину знает лучше, чем я? Она 1991 года выпуска. Я знаю, какое у нее сцепление, насколько туго включаются передачи. Помню, после первой длительной поездки у меня плечо несколько дней болело. Потом привыкла. Меня научили двойному выжиму сцепления и перегазовке.

А в тот снежный день обочин дорог не было видно. Стеклоочистители сломались. Со мной в кабине был командир взвода, он мне помогал очищать стекла, руками двигая «дворники».

Позже была ситуация, когда я могла оказаться в кювете. Машина у меня трехмостовая, шесть колес, очень проходимая. Была осень, обочины дорог — влажные. Мы ехали по узкой дороге, я решила пропустить обгоняющую меня машину, коснулась колесом обочины, и меня раскачало… Но смогла удержать руль.

В другой раз во время полевого выхода мы сосредоточили машины в капонирах. Уезжали в темноте, а там кругом окопы. Я не заметила рва и одним колесом заехала в окоп. Кабина накренилась на 45 градусов. Паники не было. Больше испугались те, кто был рядом. Пришли мне на помощь.

За рулем Оксана Макушина уже 6 лет. Может сама и колесо поменять, и сцепление. Прапорщик уже привыкла к повышенному вниманию к собственной персоне на дорогах.

— Выхожу из машины, прохожие неизменно останавливаются, смотрят вслед округлившимися глазами… — говорит, улыбаясь, прапорщик.

Так как Оксана служит в ВДВ, ей хотелось по праву носить и голубой берет, и тельняшку. Готовясь прыгнуть с парашютом, она прошла всю необходимую подготовку.

— Больше за меня волновался муж. Он оканчивал военное училище связи, но десантную роту, и всю жизнь служил в Воздушно-десантных войсках. Помню, он наставлял меня: «Ксюша, при приземлении — две ноги вместе как одна, до боли в коленках…» Перед первым прыжком я потеряла сережку, расстроилась. Но потом поняла, что небо «потребовало жертву», и успокоилась. Прыгали первый раз с высоты 800 метров. В 6 утра приехали на аэродром, а прыгнули только в два часа дня. Чувство полета — ни с чем не сравнимо. На землю смотришь будто через какую-то призму. Воздух преломляется, и цвета все яркие-яркие…

На счету Оксаны Макушиной — 12 прыжков с парашютом.

В завершение беседы она признается: «Мне нравится форму носить, нравятся строевая подготовка, дисциплина и порядок». Через 4 года у Оксаны заканчивается контракт. Будет ровно 28 лет, как она в армии. «Хотелось бы уйти на пенсию старшим прапорщиком», — говорит, улыбаясь, моя собеседница.

8 Марта женщин-военнослужащих буквально заваливают цветами. Девиз десантников: «Никто, кроме нас». Коллеги в праздник говорят: «Никто, кроме вас!»

Подписаться

Авторы:

Армия
Рязань
Рязанская область
Праздник

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27632 от 7 марта 2018

Заголовок в газете:
«Нас мало, но мы в тельняшках»

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Собака породы алабай насмерть загрызла жительницу Барнаула

    27981

    Барнаул

    Александр Захаров

  • Астролог из Бурятии дала прогноз по знакам Зодиака на 2023 год

    20131

    Улан-Удэ

    Елена Кокорина

  • Сегодня чтут Богородицу: что категорически нельзя делать 8 января

    15370

    Крым

    Фото: //t. me/Aksenov82/

  • Что известно о перестрелке на Кольском проспекте

    11455

    Мурманск

    Анастасия Рудницкая

  • В районе Севастополя российские военные сбили несколько вражеских беспилотников

    11317

    Крым

    Фото: //t.me/razvozhaev/

  • Массовая авария произошла на трассе Барнаул-Алейск

    11300

    Барнаул

    Александр Захаров

В регионах:Ещё материалы

историй о дзен, которые стоит рассказать своим соседям: так ли это?

Реакция людей на эту историю:

«Мы вольны сказать горе, что она слишком высока, дороге, что она
ветер слишком сильный, а океан слишком влажный. »

«Хозяин учил деревню, что восприятие — относительное явление
и эта реальность такова, какая она есть, несмотря на то, как люди ее обозначают.»

«Общественная критика — средство для тех, кто плохо себя знает.
Но для хорошо понимающих себя людей это ничего не значит».0007

Меня щекочет выбор ZenMasterNames, да.
Бьюсь об заклад, «Iza tsohaw qu-een» — это какое-то мистическое пение, которое автор
хотел, чтобы читатели бормотали снова и снова, читая этот коан.

«У всех нас есть обязанности. Иногда другие создают их за нас. Тогда мы
есть выбор: принять эти обязанности или бороться с ними. Мастер дзен
видит большую пользу в принятии на себя ответственности, о которой он не просил
или планирую.»

Эта девушка — лживая шлюха.

Хакуин, должно быть, знал о своем предполагаемом статусе в обществе.
Он принял свою обязанность членом сообщества без каких-либо обременений. С
сострадание он выполнил миссию.

Неважно.
Этот ребенок был таким, каким когда-то были все мы.
Единственная разница в бытии.
Хакуин заменил чужую ложь правдой
как доказательство его добродетели этики и морали.

«Быть ​​в гармонии с миром».

Спокойствие монахов достойно восхищения, но мысль о том, что нельзя говорить на
правда при столкновении с ложью потенциально очень вредна. Возможно,
Монах не осознавал своей репутации среди людей и того влияния, которое она окажет
иметь на них, потому что, если дочь никогда не признавалась во лжи о том, кто
истинным отцом ребенка был, она, возможно, создала дух цинизма среди
люди. Что даже самые «духовные» типы людей на самом деле не таковы,
но просто притворяются, это то, что многие люди взяли бы из
эта ситуация, если правда никогда не возникала. Люди не должны зависеть от
мнения других для их счастья, но они также должны признать
влияние, которое их жизнь окажет на других и, следовательно, не позволит
клевета восторжествовала.

это так?

Ну и что? Так что, если он был или не был отцом. Подробности не могу
затмить то, что правильно или неправильно. Каждый позволял себе быть
беспокоили действительно тривиальные детали, и позволил этим тривиальным деталям
выступать в качестве этического руководства к действию.

вопросов ведут к истине. Вы когда-нибудь слышали в разговоре следующее: «Ну,
почему ты мне не сказал?! — Потому что ты не спросил. «? Здесь то же самое. Никто
спросил Хакуина, отец ли он, никто не спросил, будет ли он заботиться о ребенке, и
обратно никто не просил. Мы должны научиться задавать правильные вопросы окружающему миру
нас, и просить, а не требовать все время.

Люди будут действовать по своим убеждениям, если не будет ответа.

Тот факт, что все «знают», что что-то является правдой, не означает, что это
является.

Люди, говорящие что-то, не делают это правдой… Познание себя — это
самое главное.

Неважно, какова ваша репутация, независимо от того, насколько велика ваша добродетель
хвалят, потому что это зависит от мнения других, это не
отражать Настоящего Вас.

Мне нравится «Справочник Мессии» Ричарда Баха из «Иллюзий»:
Живи, никогда не стыдись, если то, что ты делаешь или говоришь, публикуется во всем мире.
Мир. Даже то, что опубликовано, не соответствует действительности.

Реку не остановить даже большим камнем. Его сопротивление знаменует его кончину.

Возможно, слишком очевидно, что «Это так?» одновременно является пассивным вызовом
обвинителям и приглашение глубже разобраться в этом вопросе —
оба из которых были неоднократно отклонены. Хакуин мудро отказывается
форсировать проблему, принимая незначительную несправедливость, избегая при этом большей
дисгармония.

Мастер добился полного принятия каждого человека, ситуации
и эмоции. Он не боится, что на него несправедливо навесят ярлык. Он получает
ребенка и отказывается от ребенка с тем же душевным спокойствием. Он одновременно
отстраненный наблюдатель и полноценный участник.

Мастер дзэн учил, что нет разницы между истиной
и лгать, потому что все события в жизни будут переживаться через
фильтр наших органов чувств. Вот почему он одинаково реагировал на обоих,
обвинение и извинения.
Еще один пример того, как детей, рожденных вне брака, навязывают.
другие, которые затем должны заплатить за связку радости. Не упоминается о
разрушительные последствия разрыва первоначальной привязанности ребенка к
смотритель. Держу пари, монах никогда не получал открытку ко Дню отца.

Когда я впервые прочитал этот рассказ, я подумал, что единственные слова
которые, как знал Хакуин, были «это так?». Я тогда подумал, что этого не может быть
правильно, поэтому я прочитал это снова. Теперь я просто не знаю, что думать.

Ну и что?

При задании вопроса «так ли это?» возможно, мастер дзэн пытался
информировать людей об истине. Это не субъективно. Это. Он может не
поверил их извинениям в конце так же верно, как и не поверил
их обвинения как истинные. Их мнение о нем не имело значения (к
его.) Истина ЕСТЬ правда, и это то, что имеет значение.

«Вы не можете рассказать всю историю, прочитав первую полосу»

Истина — это то, что вы делаете. В обществе Истина — это то, что большинство людей
думаю, что это — или это?

«Правда? Что это такое?»


|| Возможно || Дар оскорблений || Эгоизм ||



~ Дзен-истории, которые стоит рассказать своим соседям ~

 

«Быстро! Кто может спасти эту кошку?»

Изображение «Дело Мумонкан 14: Нанчуаньская кошка» Сенгаи Гибона.

Zoketsu Комментарий Нормана Фишера к делу Мумонкан 14: Нанчуаньская кошка.

Дело

Наньчуань видел, как монахи восточного и западного залов дрались из-за кота. Схватив кошку, он сказал монахам: «Если кто-нибудь из вас сможет сказать хоть слово дзен, вы спасете кошку». Никто не ответил. Наньчуань разрезал кота пополам. В тот же вечер Чжаочжо вернулся в монастырь, и Наньчуань рассказал ему, что произошло. Чжаочжо снял сандалии, надел их на голову и вышел. Наньчуань сказал: «Если бы ты был там, ты бы спас кошку».

Комментарий Мумона

Почему Чжаочжо надел сандалии на голову? Если вы сможете ответить на этот вопрос, то точно поймете, что действия Наньчуаня не были напрасными. Если нет, опасность!

Поэма Мумона

Если бы Чжаочжо был там
Он бы взял на себя ответственность.
Чжаочжо выхватывает меч
И Наньчуань умоляет сохранить ему жизнь.

В этой истории участвуют Наньчуань (яп. Нансен) и Чжаожо (Джошу), две самые важные фигуры в истории дзэн. Чжаочжо приехал в Наньчуань, когда ему было всего около двадцати лет. Наньчуань лежал и вздремнул, когда подошел молодой человек. Сев в постели, он задал дзенский вопрос (прекрасный вопрос для любого человека в любое время): «Откуда ты пришел?» Чжаожо ответил: «Я пришел из храма Стоящего Будды». «Есть ли там стоящие Будды?» — спросил Наньчуань. Чжаочжо ответил: «Здесь я вижу лежащего Будду». Чжаочжо был искренним, стойким практикующим, преданным своему учителю, с которым он оставался в течение сорока лет. Они были очень близки, как показывает эта история, и работали вместе, чтобы создать для монахов хорошие условия обучения.

И Наньчуань, и Чжаочжо фигурируют во многих рассказах из сборников коанов. Нынешний случай, вероятно, самый известный и самый тревожный во всем дзэн. Мы могли бы сравнить это с похожей историей из Библии, в которой участвуют мудрый царь Соломон и младенец. Как гласит легенда, две женщины спорят из-за ребенка, обе утверждают, что они его мать. Как и Наньчуань, Соломон предлагает решить спор, разрезав младенца надвое. Он намерен дать половину каждой из женщин, в высшей степени справедливое решение. Одна из женщин тут же заговорила и сказала: «Нет, не делай этого. Я не мать. Отдай ей ребенка!» И вот Соломон обнаруживает, что она настоящая мать, та, кто больше всего заботится о благополучии ребенка.

История Соломона аккуратнее и приятнее, чем история Наньчуаня и кота. Мы можем легко различить его точку зрения, тогда как истории дзен кажутся трудными для понимания. Люди приходят в замешательство, когда вы говорите им: «Скажи хоть слово о дзен!» Они не могут не думать, что в этом есть что-то, чего они не понимают. Это парализует их. Они ничего не могут сказать. Они думают об этом в панике, и чем больше они думают, тем больше сбиваются с толку. Дзен-монах и вполовину не так умен, как мать. Мать знает о любви и преданности, поэтому никогда не теряет дар речи, когда речь идет о благополучии ее ребенка. Если бы мать из истории Соломона была там, она бы сказала Наньчуаню: «Что с тобой? Как ты вообще можешь думать об убийстве этого кота? Ты жрец дзен, принявший запрет на убийство!» Наверняка эти слова спасли бы кошку. Если бы монахи были разумными, обычными чувствующими людьми, а не глупыми монахами с золотой пылью дзен в глазах, они бы так и сказали или просто схватили кота и убежали. Но они не могли этого сделать. Может быть, они были слишком запуганы престижем учителя.

Комментируя этот случай, Догэн сказал: «Если бы я был наньчуаньцем, я бы сказал: «Если ты не можешь сказать истинное слово дзен, я разрежу кошку, и если ты сможешь сказать истинное слово дзен, я также порежьте кошку ». Это было бы гораздо менее вводящим в заблуждение вызовом, чем тот, который поставил Наньчуань. Если бы я был одним из монахов, я бы сказал: «Мы не можем ответить. Пожалуйста, Хозяин, разрубите кошку надвое, если можете. Или: «Наньчуань, ты знаешь, как разрезать кошку пополам, но можешь ли ты показать нам, как разрезать кошку на одну часть?» И снова Догэн говорит: «Если бы я был Наньчуанем и монахи не могли ответить, я бы сказал: «Жаль, что вы не можете ответить», а затем отпустил бы кошку».

Конечно, мы все разделены надвое. Это жизнь в этом мире дискриминации и различий. Я — это я; следовательно, я не ты. Но мы тоже врублены в одном, только мы этого не знаем. Быть вырезанным в одном — это «я — это я, и все включено в это, ты и все остальное». Мы практикуем дзадзэн, чтобы помнить, что мы разрезаны не только на две части, но и на одну. Когда мы умрем, нас всех разрубят на части. Но мы все время умираем. Если мы дзэнские монахи, мы посвящаем себя сидению на подушках, чтобы видеть это и интегрировать это в нашу повседневную жизнь. Когда Чжаочжо возвращается позже и надевает сандалии на голову, он говорит вот что. Надевание сандалии на голову было знаком траура в древнем Китае. Чжаожо говорит: «Учитель, не обманывай меня своей пантомимой. Мы оба знаем, что кот уже мертв. Мы с тобой уже мертвы. Все споры уже улажены. Все вещи за пределами прихода и ухода, обширные и широкие, в покое».

Эта же история появляется в двух других крупных коллекциях коанов, Записи Голубой Утеса и Книге Безмятежности , и в комментариях там говорится, что Наньчуань не разрезала кошку надвое, а только изобразила это в пантомиме. Учителя дзэн не совершают убийств, говорится в комментариях, даже для того, чтобы сделать важное замечание.

При изучении обетов дзен всегда отмечается, что существует три уровня практики обетов — буквальный, сострадательный и высший. На буквальном уровне мы следуем предписаниям в соответствии с их явным значением — не убивать означает не убивать, даже жука. Но на уровне сострадания мы осознаем сложность жизни — иногда не убить одно — значит убить что-то другое. Сеть причинно-следственных связей бесконечно сложна; наши человеческие идеи не могут его охватить. Мы признаем, что заповеди иногда нарушаются, и мы утверждаем, что нашим руководством для практики обетов будет не буквальность, а сострадание. Мы будем следовать заповедям с сердцем любви к существам. Эта мотивация может иногда побуждать нас нарушать обеты, чтобы помочь кому-то.

На третьем уровне изучения заповедей, высшем уровне, мы понимаем, что нет нарушения заповедей. Обеты нельзя ни нарушать, ни соблюдать, поскольку они, как и все сущее, лишены какого-либо опознаваемого «я». Когда мы понимаем эту глубокую истину, мы, естественно, хотим следовать заповедям с широким и гибким сердцем. Этот случай включает в себя высший уровень практики наставлений: признание того, что убийства нет, что жизнь никогда не может быть убита — или, другими словами, что жизнь уже мертва. Когда мы познаем жизнь на этом уровне, мы сможем по-настоящему оценить ее ценность. Именно это признание есть у Наньчуаня и Чжаочжоу, но его нет у монахов.

Это не просто разговор о дзен. Это действительно так. Мы думаем, что смерть позже, но смерть не позже. Это сейчас, когда каждое мгновение проходит безвозвратно. Неудивительно, что мы этого не видим. Это слишком страшно! Наша смерть не случается внезапно; это происходит постепенно — и всегда. Но также верно и то, что наша смерть никогда не приходит. Когда мы входим в то, что условно называется «смертью», то «я», которым мы всегда считали себя, тает, но то «я», которым мы всегда были и всегда будем, остается, как всегда, неподвижным. Хотя это может показаться парадоксальным, это простая истина, возможно, самая основная из всех человеческих истин: мы всегда умираем, и смерти не существует. С этой точки зрения заповеди в конечном счете представляют собой не просто правила этического поведения, список того, что можно и чего нельзя делать. Они дают нам возможность понять глубину жизни через наше поведение в обычном мире. Практика заповедей приводит нас к истокам того, что значит быть живым, к центру человеческой проблемы смысла. Мы всегда сталкиваемся с вопросом, глубины которого мы никогда не сможем постичь: что мне теперь делать с этой жизнью? Это практика заповедей.

Однако нам следует немного отступить: монахи в восточном и западном залах спорили о кошке. В большинстве монастырей древнего Китая община была разделена. Некоторые монахи жили в зале для медитации, посвящая все свое время формальной практике, в то время как другие были работающими монахами, которые выполняли необходимую вспомогательную работу для монастыря: готовили, занимались сельским хозяйством, чинили, рубили дрова и так далее. Эти два типа монахов, вероятно, жили в разных залах, восточном и западном.

Как только есть два зала и две функции, появляются разные точки зрения и неизбежно возникают споры о том, какая точка зрения правильная. В нашем Дзен-центре постоянно происходило именно это. Вероятно, это все еще так. Монахи, которые специализируются на работе, думают, что монахи, которые много медитируют, потворствуют своему вкусу к тишине и покою и нереалистичны в отношении мира; тем временем медитирующие думают, что работники слишком мирские и на самом деле не заинтересованы в выполнении практики. Это столкновение точек зрения происходит во всех монастырях, и иногда возникают большие раздоры. У католиков были конфликты между монахами-хористами и братьями-мирянами, которые продолжались веками до II Ватиканского собора, широкомасштабной программы реформ, начатой ​​в 19 веке.60-х годов отменили традицию мирян.

То же самое происходит, конечно, и гораздо трагичнее, в мире в целом. Евреи — если взять один яркий пример из многих — думают, что Израиль — это их место, и что их обычаи и традиции должны преобладать там, в то время как палестинцы думают, что это их место, и поэтому их обычаи и традиции должны превалировать. Ни одна из сторон не считает свою точку зрения просто предпочтением, одним из вариантов. Это правда. В монастыре Наньчуань монахи-работники, возможно, думали, что кошка отлично справится на кухне в качестве мышелова. Медитирующие монахи, чей ум был очень тонким, нежным и сострадательным, не могли вынести мысли о кошке, убивающей мышей. Ведь это было убийство! Так монахи подрались из-за кота. Когда есть различие, а лежащая в его основе суть различия — единство — не понята и не оценена, всегда будет борьба. Никто из нас не свободен от того, чтобы быть ослепленным собственными взглядами. Итак, как вы справляетесь с такой ситуацией? На чьей ты стороне? Что вы делаете? Наньчуань демонстрирует.

В дзэн нож всегда напоминает меч мудрости Манджушри, который рассекает пустоту, рассекает двойственность. Он видит, что жизнь и смерть переплетаются, добро и зло переплетаются, израильтяне и палестинцы зависят друг от друга. Меч Манджушри пронзает привязанность к взгляду, показывая, что все взгляды зависят друг от друга и возникают из лежащего в их основе единства, которое не есть вид. Истина вне взглядов; это просто жизнь, какая она есть на самом деле — необъяснимая.

Итак, Наньчуань использует меч Манджушри в небольшом уличном театре, призванном вывести спор монахов на новый уровень. Не обращай внимания на кота, говорит он, — что такое жизнь, что такое смерть, зачем мы живы? Вы, монахи, и все мы, люди, спорите из-за кота, в то время как мир сгорает на наших глазах! Просыпайся! Не теряйте время! Проблемы мира на самом деле довольно легко решить. Но люди не могут ужиться, не могут работать вместе, не могут согласовать свои взгляды, поэтому ничего не получается. Все становится только хуже. Технические и социальные решения под рукой, но политические проблемы блокируют их на каждом шагу — и это самая большая проблема в мире.

Я думаю, что этот случай затрагивает самую суть того, что значит быть монахом в этом мире, что является нашей задачей как учеников Дхармы: полностью посвятить себя нашей практике, сделать ее единственной вещью в нашей жизни, и все же чтить нашу повседневную деятельность в мире как выражение нашей практики. Как мы это делаем? Мы все монахи восточного зала — и западного зала. Мы все активисты и квиетисты. Как мы справляемся с этим?

Томас Мертон писал об особой функции монаха для мира. Монах, по его мнению, проживает жизнь радикально в святости, отдельно от мира. Монахи — необычные люди. Они есть и должны быть аутсайдерами. Это означает, что они не находятся ни на одной стороне. Они привержены истине, а значит любви, поэтому не могут быть привязаны к той или иной стороне. Монахи не могут ненавидеть. Они не могут обосновать свои взгляды как правильные. Они всегда должны возвращаться к центру, к нулю, к настоящему моменту, к промежуточному моменту, за пределы взглядов.

Итак, хотя монахи могут жить в гармонии с обществом, они всегда бунтари, работающие внутри и снаружи против господствующих гун жадности, ненависти и заблуждений, которые заставляют мир вращаться. Монахи являются живыми примерами альтернативы эгоистичным путям мира. Они тайные агенты чужой силы — силы бескорыстной любви. Не то, чтобы у них было превосходное отношение к этому. На самом деле, наиболее важной практикой для монаха является смирение, то есть практика осознания эгоизма, постоянно возникающего в нашем собственном уме, при этом оставаясь твердо приверженным усилиям выйти за пределы эгоизма и поощрять других делать то же самое. .

Я знаю христианского отшельника, всю жизнь посвятившего изучению трудов Симоны Вейль. Вейль был необыкновенной личностью, французским евреем, католическим мистиком. Ее жизнь была свидетельством этого союза противоположностей активизма и квиетизма. Она была мистиком насквозь, и все же большую часть своей жизни провела в крайней политической деятельности. Она была свидетельницей мира во время гражданской войны в Испании, марксисткой, писавшей для рабочей газеты и активисткой рабочих партий. Она работала на автомобильном заводе и сборщиком винограда, чтобы быть солидарной с простыми трудящимися. Живя в Англии во время Второй мировой войны, больная от переутомления, она умерла от голода, потому что отказывалась есть больше, чем бойцы французского сопротивления, которые в то время жили под землей. Вейл думал о ее деятельности в мистических терминах. Она говорила не о справедливости или силе, а о внимании, которое определяла как «точку вечности в душе». Если мы сможем быть достаточно внимательными, думала она, мы познаем трансцендентное, ибо оно находится в центре человеческого сердца и разума.

С точки зрения нашей истории, если вы достаточно внимательно потренируетесь, вы увидите, что разрезание кота надвое равносильно разрезанию кота на одного: поскольку мы все разные, мы все уже одно целое. Итак, какими бы страстными ни были ваши взгляды, вы не хотите становиться на чью-либо сторону и вступать в ожесточенные споры. Вместо этого вы хотите ценить и понимать и оплакивать страдания мира. Вам хочется вмешиваться в споры, хватая кота и говоря всем: «Проснись, посмотри. Давайте посмотрим вместе. Давайте выйдем за пределы наших различий и посмотрим, что мы на самом деле представляем собой как человеческие существа». Как это сделать в разгар той или иной ситуации, не всегда очевидно.

This entry was posted in Популярное