Содержание
Обсценная лексика | Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России
14
Сен,2011
Byadmin
Обсценная лексика
Обсценная лексика (от лат. obscenus — отвратительный, непристойный) — терминологическое именование непристойной, неприличной лексики. В разных языковых картинах разные непристойные слова; непристойная лексика больше, чем другая лексика, характеризуется национальной специфичностью; в каждой национальной культуре есть самые разнообразные способы оскорбительно-эмоционального воздействия на оппонента, от язвительных замечаний в его адрес до вульгарных ругательств.
Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:
- повышение эмоциональности речи;
- разрядка психологического напряжения;
- оскорбление, унижение адресата речи;
- демонстрация раскованности, независимости говорящего;
- демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
- демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.
В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным [1]:
- как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,
- катартическая,
- средство понижения социального статуса адресата,
- средство установления контакта между равными людьми,
- средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
- «дуэльное» средство,
- выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
- криптолалическая функция (как пароль),
- для самоподбадривания,
- для самоуничижения,
- представить себя «человеком без предрассудков»,
- реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,
- символ сочувствия угнетённым классам,
- нарративная группа — привлечение внимания,
- апотропаическая функция — «сбить с толку»,
- передача оппонента во власть злых сил,
- магическая функция,
- ощущение власти над «демоном сексуальности»,
- демонстрация половой принадлежности говорящего,
- эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),
- в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,
- патологическое сквернословие,
- инвектива как искусство,
- инвектива как бунт,
- как средство вербальной агрессии,
- деление на разрешенные и неразрешенные группы,
- как междометие.
Обсценная лексика и общество
Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и семантически связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы поддерживался православной церковью, а в Новое время — школой и иными культурными институтами.
В связи с этим характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию обсценной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80 %) негативно относится к использованию обсценной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.
13 % опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3 % полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении — это просто ханжество.
Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.
Прецедент «Ароян против Киркорова»
Анатолий Баранов, один из исследователей современной нецензурной лексики, говорит по этому поводу: «Я выступаю за ограничение обсценной лексики, потому что если она будет использоваться слишком широко, она потеряет свою табуированность, и русский язык лишится важной особенности, которой нет в других языках мира. И я прекрасно понимаю тех людей, которые возмущены использованием обсценной лексики в СМИ. Мне даже представляется, что это нарушение прав человека — ведь кого-то это оскорбляет. Но нельзя запрещать её употребление тем, кто этого хочет. Идеальный вариант — это предупреждение, скажем, такое: „В этой книге используются такие-то слова“, чтобы предоставить читателю возможность выбора».
С практической стороной реализации его позиции можно ознакомиться в цитатах его экспертного заключения по делу «Ароян против Киркорова» (приведены в разделе «Российская юридическая практика» статьи Оскорбление).
Нецензурная лексика: зачем она нужна и можно ли от неё избавиться? | Культура
Многие люди не находят других слов для выражения эмоций и начинают ругаться через каждое слово. Из уст русских людей начнут исчезать простые выражения, что может деструктивно повлиять на язык. К тому же, не очень приятно общаться с человеком, который матерится практически в каждом предложении.
Об этом задумались даже в Госдуме. Так, в 2014 году был принят закон о запрете использования ненормативной лексики в широкой культуре. В связи с этим появляется новая проблема: а можно ли найти альтернативу?
На телевидении и радио не услышишь ни одного ругательства — только запикивания. В печати брань заменяется звездочками или многоточиями. Но это всего лишь вуаль. Аудитория сразу поймет, что под ней прячется. По мнению журналистки Ольги Серебряной, «мат — это способ адекватного описания действительности в её взаимодействии с нами. И наличие этого денотата ярче всего проявляется с помощью запикиваний». Необходимо придумать альтернативу, выбрать выражения, не менее экспрессивные по своей сути, но более культурные.
Не зря русский язык называют великим и богатым — он полон выражений, представляющих отличную замену, передающих суть экспрессивно и ярко. «Мат — это экспрессивная, оценочно-выразительная лексика, исторически возникшая как нарушение табу, как проклятие и кощунство. Поэтому дело не только в том, чтобы найти замену мату в пристойных словах для обозначения „этого“. Важно, чтобы эти слова обладали не меньшей экспрессией, чем матерные, но чтобы в них звучала не брань, а страсть», — размышляет журналист Михаил Эпштейн.
Люди бранятся ещё с детства, услышав мат от старших. «Подросткам нравится ругаться, поскольку им кажется, что они говорят на „взрослом“ языке, на „языке кино“, и это даёт им взрослый статус», — объясняет психолог Сергей Ениклопов.
Многие родители и педагоги находят весьма поверхностное решение проблемы. Например, всем известный метод «матерной копилки» — платишь рубль за нехорошее слово. Так, дети отучаются браниться при родителях, но продолжают делать это, когда взрослых нет рядом. А что если выбрать какое-нибудь другое слово взамен? Хочешь выругаться — говори, например, «лютик» или «ромашка». Но на поверку этот метод также не эффективен — никакой экспрессии и страсти в названиях цветков нет.
Так что же делать? Ответ, кажется, лежит на поверхности. Не хотите, чтобы дети ругались матом? Показывайте им правильный пример. Ведь они, как губка, впитывают всё, что видят, и «зеркалят» поведение взрослых. Не ругайтесь при детях. Но даже это не гарантия — ребёнок может услышать мат на улице или прочитать в Интернете.
Это подтверждают и психологи. По их мнению, детям нужно быть более откровенным с родителями. Последним же следует объяснить, что ругаться некрасиво, и в то же время, конечно, за своей речью следить.
Брань в целом не является чем-то деструктивным. Как заметил русский режиссёр Никита Михалков, «русский мат — это тонкая материя». И с этой материей необходимо обращаться аккуратно.
В Интернете распространена точка зрения, что ругань вполне уместна в нашей жизни. Мат очень эффективен — он подавляет негативную энергию. Ведь лучше хорошенько выругаться, чем наживать себе неприятности, влезая в драку. Брань зачастую становится нормой в общении с коллегами. Компания «HeadHunter» (www. hh.ru) провела опрос, результаты которого показали, что мат используют более 85% коллективов. Йегуда Бархуа, специалист по управлению персоналом, считает, что «мат позволяет преодолеть усталость и найти решение в кризисной ситуации. Кроме того, сквернословие ставит работников компании на один уровень, усиливая солидарность коллектива».
Конечно, русский язык предлагает варианты синонимов. Но заменить мат они не смогут. Причина этому в его табуированности. А запретный плод, как известно, сладок. Выругавшись, человек выбрасывает весь скопившийся негатив, и ему становится легче. А экспрессивные, но цензурные выражения подобным эффектом похвастаться не могут.
Мат можно и порой нужно использовать. Но лучше как можно реже и только в критических ситуациях. Это увлекательно и даже полезно, если ругаться нечасто и принимать во внимание чувства и отношение окружающих.
Теги:
ругательства,
культура поведения,
речь,
матерщина,
мат,
русский мат
Когда сквернословить — это грех
Нынешний культурный и политический климат кажется постоянным полем битвы, где самое грязное и грубое высказывание привлекает наибольшее внимание. Когда это, казалось бы, становится «обычным», когда сквернословить грешно?
Вместо того, чтобы спрашивать себя, когда сквернословить можно или грешно, вы должны сначала спросить себя, почему вы так говорите. Не тратьте время на то, чтобы найти минимальный стандарт для получения проходного балла или какие «слова» приемлемы. Короткий ответ — грех есть грех.
Однако важно учитывать, почему нецензурная брань противоречит той жизни, к которой мы призваны. Если вы просто слышите «христиане не ругаются», то вы можете начать следовать правилу ради правила, вместо того чтобы иметь истинное понимание того, почему ваши слова имеют значение. Кроме того, вы можете попасть в ловушку, полагая, что назначенные «ругательства» — это единственные нецензурные выражения.
Почему это считается фолом?
Словарь Merriam-Webster определяет нецензурную лексику как «оскорбительную или вульгарную лексику». Как правило, американцы считают, что это означает ненормативную лексику (или слова из четырех букв). Однако нецензурная брань включает в себя гораздо больше, чем просто слова из четырех букв, особенно когда речь идет о христианстве. По мере развития слов важно отметить, что многие нечестивые термины в сегодняшнем словаре не использовались, когда Иисус ходил по земле.
Поэтому, когда вы применяете то, что говорит Библия к определению «оскорбительного или вульгарного языка», оно становится более актуальным для того, как мы говорим сегодня. Библия ясно говорит, что мы должны охранять то, что исходит из наших уст. Хотя Библия не определяет современные четырехбуквенные слова, она решительно выступает против оскорбительных или вульгарных слов, которые многие считают оскорбительными.
Кроме того, Библия говорит верующим избегать слов, оскорбляющих других или используемых для сплетен. Таким образом, даже если вы не используете бранные слова, вы все равно можете использовать слова, которые приносят вред. Мы можем манипулировать, казалось бы, невинными словами и использовать их злонамеренно, что так же плохо.
Что говорит нам Библия
Библия ясно говорит о грехе и силе слов. Грех – это все, что мы делаем, что отделяет нас от Бога. Поэтому то, как мы используем язык, может быть греховным. Например, одна из Десяти Заповедей касается нашего языка по отношению к Господу. В Исходе 20:7 говорится: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит безнаказанным того, кто произносит имя Его напрасно».
Но это не заканчивается напрасным употреблением имени Господа. На протяжении всей Библии нас предостерегают от греховного использования языка. Согласно Притчам 10:32, «Уста праведника знают, что нравится, а уста нечестивых — только зло». В эту категорию попадают грубые выражения, непристойности и многое другое.
Тем не менее, самым горьким может быть тот факт, что мы будем нести ответственность за все слова, которые мы произнесем на земле, когда встретим нашего Спасителя. В Евангелии от Матфея 12:36-37 говорится: «А Я говорю вам, что за неосторожных слов, которые скажут люди, они дадут ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Не знаю, как вас, но эта правда определенно заставляет меня бережнее относиться к словам, которые я произношу.
Суть дела
Давайте будем честными. Нецензурная брань — это проблема сердца. Слова, которые мы используем, будь то ругательства или невинные слова, используемые во вред, являются отражением наших сердец. В Луки 6:45 объясняется: «Добрый человек из доброго, накопленного в его сердце, выносит доброе, а злой человек из злого, накопленного в его сердце, выносит злое. Ибо уста говорят то, чем полно сердце». Если вы боретесь с проблемами, которые заставляют вас использовать нецензурную лексику, доберитесь до сути дела и попросите прощения. Признайтесь в своих грехах и покайтесь.
Кроме того, Колоссянам 3:8-10 напоминает нам: «Но теперь и вы должны удалить из себя все подобные вещи: гнев, ярость, злобу, клевету и сквернословие из уст ваших. Не лгите друг другу, так как вы сняли свое ветхое я с его практиками и облеклись в новое, которое обновляется в знании по образу своего Творца». Во Христе мы новое творение и Его отражение. Поэтому мы должны чтить Его словами, которые говорим.
Что мы должны говорить вместо
В конечном счете, наш язык должен использоваться для прославления Бога и ободрения других. Мы должны говорить правду, любовь, благодать и милосердие. Попросите Бога помочь вам жить в соответствии с Ефесянам 4:29.
«Никакое нездоровое слово да не исходит из уст ваших, а только то, что полезно для назидания других в соответствии с их нуждами, дабы оно принесло пользу тем, кто слушает». – Ефесянам 4:29
Чему нас учит ненормативная лексика о нас самих
Ненормативная лексика напрямую связана с нашими эмоциями. Они являются спонтанным отражением сильных эмоциональных состояний, таких как гнев, страх или страсть. Они также не имеют себе равных в своей способности причинять эмоциональную боль и разжигать насильственные разногласия. Это слова, вызывающие самые репрессивные регулятивные реакции со стороны государства в виде цензуры и законодательства. Короче говоря, плохие слова обладают силой — эмоциональной, физиологической, психологической и социальной. И поскольку ненормативная лексика сильна, она ведет себя не так, как другие типы языка. Он по-разному кодируется в мозгу. Учат по-другому. Оно сформулировано иначе. Он меняется со временем по-разному. И это наделяет его уникальным потенциалом для раскрытия фактов о нашем языке и нас самих, которые иначе мы бы никогда не смогли себе представить.
Тем не менее, на протяжении всей своей многотысячелетней истории научное изучение языка в основном старается избегать ненормативной лексики. В немалой степени это связано с институциональными опасениями ученых по поводу возможной репрессии. И не зря. В прошлом году профессор ЛГУ Тереза Бьюкенен была уволена, несмотря на то, что занимала должность, за нецензурную брань на лекциях.
Но ситуация начала меняться, в значительной степени из-за изменений в общедоступных языковых нормах. Строго регулируемые общественные радиоволны уже не передают большую часть массовых коммуникаций, как это было раньше. Сначала кабельное телевидение, а затем и Интернет создали для слов Дикий Запад, где творится истинная воля народа. И, судя по соцсетям, люди хотят иметь возможность ругаться. И услышать ругань. И читать ругань. По мере того как общественность все больше привыкала к ненормативной лексике, табуированные слова стали все более заметным образом проникать в господствующую науку и принесли с собой множество новых идей.
Одна из самых важных вещей, которую мы узнали из ненормативной лексики, касается того, как мозг генерирует язык. Традиционная точка зрения, которую до сих пор преподают во вводных учебниках по психологии, состоит в том, что специфические нейронные схемы выполняют определенные языковые функции у людей, но не у других животных. Вот небольшое техническое пособие: считается, что площадь Вернике вычисляет значение слова. Считается, что зона Брока координирует звуки речи. Эти области находятся в левом полушарии мозга у большинства людей (это основа популярного, но по большей части преувеличенного мнения о том, что логические, рациональные и вербальные люди обладают «левым полушарием»). Эта хорошо изученная языковая система является частью эволюционно новой (а у людей увеличенной) коры головного мозга — этого самого последнего и наиболее человеческого украшения мозга приматов, которое делает нас настолько умнее, чем другие животные.
Хорошая, чистая история. Но это верно лишь отчасти, как мы теперь знаем из нейропсихиатрических исследований ненормативной лексики — исследований людей с повреждениями мозга или с атипичным развитием. Эта область началась с исследования французского врача по имени Жак Лорда в 1843 году. Он написал о приходском священнике, человеке Божием, который перенес серьезный инсульт. И вследствие инсульта священник почти не мог говорить. У него было то, что мы теперь знаем как афазию, от которой в настоящее время страдает более миллиона американцев. Его словарный запас сократился до двух слов. Первый был je , французское слово, обозначающее «я». А что касается другого слова, Лордат писал, что это была «самая сильная клятва языка, которая начинается с «ф» и которую наши словари никогда не осмеливались печатать». Это было французское слово foutre , чей английский перевод, знакомое слово из четырех букв, по совпадению также начинается с «f». И благодаря двум столетиям накопленных наблюдений мы теперь знаем, что у многих людей с афазией наблюдается тот же самый синдром, который Лорда наблюдал у своего священника. Им трудно или невозможно намеренно произносить слова или связывать их вместе. Но некоторый спонтанный язык все же сохраняется, в том числе некоторые из самых вульгарных словесных восклицаний в языке.
Это открытие означает, что разные способы использования языка — например, рациональная речь или спонтанная ругань — должны генерироваться разными частями мозга. Знаменитые языковые цепи, описанные мною ранее, являются лишь одним из двух путей в мозге, которые производят язык. Спонтанные ругательства генерируются где-то еще. Но где?
Мы знаем, что это где-то еще должно быть в правом полушарии мозга, а не в левом, как традиционные языковые центры. И доказательства исходят из довольно удивительного источника. Есть люди, например, пациент, которого назвали псевдонимом EC, у которых полностью удалено левое полушарие, обычно для того, чтобы разрушить судорожные припадки, которые в противном случае были бы фатальными. У Э. К. была опухоль головного мозга, и когда врачи удалили ему все левое полушарие мозга, он потерял всякую способность к интенциональной речи. Но он по-прежнему спонтанно и членораздельно произносил ругательства от расстройства.
Значит, для спонтанной ругани не нужны языковые центры левого полушария. Вместо этого им движет эволюционно старая структура, известная как лимбическая система, скрытая глубоко в мозгу, которую мы разделяем с приматами и другими млекопитающими, где они отвечают за эмоциональные призывы, визги, плач и рычание. Изменения в этих самых структурах мозга — в частности, в базальных ганглиях — наблюдаются у людей с копролалией, неконтролируемым использованием запретной речи, часто наблюдаемой при синдроме Туретта.
Это означает, что когда вы ругаетесь из-за разочарования, страха, гнева или страсти, произносимые вами слова открывают привилегированный доступ к вашим эмоциям, обнажая ваши скрытые внутренние переживания, не опосредованные рациональным и преднамеренным планированием.
И это лишь один из десятков выводов, которые мы теперь можем извлечь из серьезного отношения к ненормативной лексике.