Нецензурная лексика это: Использование ненормативной лексики — Оренбург

Нецензурная лексика: зачем она нужна и можно ли от неё избавиться? | Культура

Многие люди не находят других слов для выражения эмоций и начинают ругаться через каждое слово. Из уст русских людей начнут исчезать простые выражения, что может деструктивно повлиять на язык. К тому же, не очень приятно общаться с человеком, который матерится практически в каждом предложении.

Об этом задумались даже в Госдуме. Так, в 2014 году был принят закон о запрете использования ненормативной лексики в широкой культуре. В связи с этим появляется новая проблема: а можно ли найти альтернативу?

На телевидении и радио не услышишь ни одного ругательства — только запикивания. В печати брань заменяется звездочками или многоточиями. Но это всего лишь вуаль. Аудитория сразу поймет, что под ней прячется. По мнению журналистки Ольги Серебряной, «мат — это способ адекватного описания действительности в её взаимодействии с нами. И наличие этого денотата ярче всего проявляется с помощью запикиваний». Необходимо придумать альтернативу, выбрать выражения, не менее экспрессивные по своей сути, но более культурные.

Не зря русский язык называют великим и богатым — он полон выражений, представляющих отличную замену, передающих суть экспрессивно и ярко. «Мат — это экспрессивная, оценочно-выразительная лексика, исторически возникшая как нарушение табу, как проклятие и кощунство. Поэтому дело не только в том, чтобы найти замену мату в пристойных словах для обозначения „этого“. Важно, чтобы эти слова обладали не меньшей экспрессией, чем матерные, но чтобы в них звучала не брань, а страсть», — размышляет журналист Михаил Эпштейн.

Люди бранятся ещё с детства, услышав мат от старших. «Подросткам нравится ругаться, поскольку им кажется, что они говорят на „взрослом“ языке, на „языке кино“, и это даёт им взрослый статус», — объясняет психолог Сергей Ениклопов.

Многие родители и педагоги находят весьма поверхностное решение проблемы. Например, всем известный метод «матерной копилки» — платишь рубль за нехорошее слово. Так, дети отучаются браниться при родителях, но продолжают делать это, когда взрослых нет рядом. А что если выбрать какое-нибудь другое слово взамен? Хочешь выругаться — говори, например, «лютик» или «ромашка». Но на поверку этот метод также не эффективен — никакой экспрессии и страсти в названиях цветков нет.

Так что же делать? Ответ, кажется, лежит на поверхности. Не хотите, чтобы дети ругались матом? Показывайте им правильный пример. Ведь они, как губка, впитывают всё, что видят, и «зеркалят» поведение взрослых. Не ругайтесь при детях. Но даже это не гарантия — ребёнок может услышать мат на улице или прочитать в Интернете.

Это подтверждают и психологи. По их мнению, детям нужно быть более откровенным с родителями. Последним же следует объяснить, что ругаться некрасиво, и в то же время, конечно, за своей речью следить.

Брань в целом не является чем-то деструктивным. Как заметил русский режиссёр Никита Михалков, «русский мат — это тонкая материя». И с этой материей необходимо обращаться аккуратно.

В Интернете распространена точка зрения, что ругань вполне уместна в нашей жизни. Мат очень эффективен — он подавляет негативную энергию. Ведь лучше хорошенько выругаться, чем наживать себе неприятности, влезая в драку. Брань зачастую становится нормой в общении с коллегами. Компания «HeadHunter» (www.hh.ru) провела опрос, результаты которого показали, что мат используют более 85% коллективов. Йегуда Бархуа, специалист по управлению персоналом, считает, что «мат позволяет преодолеть усталость и найти решение в кризисной ситуации. Кроме того, сквернословие ставит работников компании на один уровень, усиливая солидарность коллектива».

Конечно, русский язык предлагает варианты синонимов. Но заменить мат они не смогут. Причина этому в его табуированности. А запретный плод, как известно, сладок. Выругавшись, человек выбрасывает весь скопившийся негатив, и ему становится легче. А экспрессивные, но цензурные выражения подобным эффектом похвастаться не могут.

Мат можно и порой нужно использовать. Но лучше как можно реже и только в критических ситуациях. Это увлекательно и даже полезно, если ругаться нечасто и принимать во внимание чувства и отношение окружающих.

Теги:

ругательства,
культура поведения,
речь,
матерщина,
мат,
русский мат

Или чем опасна ненормативная лексика — «Ингушетия» — интернет-газета

Как мы знаем, жизнь людей немыслима без языка и речи. А само слово является самым главным средством общения между людьми, способом обмена информацией.

Нередко мы судим о людях по тому, как они умеют говорить, какими собеседниками являются. Словом можно поддержать в трудную минуту, порадовать другого человека, но также можно и обидеть ненароком сказанным невежественным словом.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) говорил так: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей».

Отнюдь не лишним будет вспомнить и слова легендарного мастера русской словесности Владимира Даля, который говорил: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Вслушайтесь в это высказывание, ощутите, насколько глубокий смысл вложил Даль в эту фразу — «союзное звено между телом и духом»! Недаром ведь и наши предки считали, что слово как лечит, так и калечит.

В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения. К сожалению, есть и такие слова-паразиты, которые засоряют нашу речь и делают её бескультурной. Бранные, жаргонные, вульгарные выражения и всякое специфическое общение в интернет-пространстве стало для нас, к сожалению, нормой. Всё это называется ненормативной лексикой, потому как всегда осуждалась общественной моралью, ведь она воспринимается как признак некультурности и как принадлежность к «низшим слоям общества».

Безусловно, употребление ненормативной лексики говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека. И поэтому с этим злом борьба ведется очень давно. История нам говорит, что даже в старину сквернословие запрещалось царскими указами. Например, Иван Грозный повелел, чтобы православные христиане «матерно не лаялись, скверными речами друг друга не упрекали».

На борьбу со сквернословием были также направлены указы царя Алексея Михайловича, когда за сквернословие было положено телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые чиновники, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, наказывали их розгами для примера прочим.

А Пётр I требовал от своих современников писать «как можно вразумительней», не злоупотребляя нерусскими словами и не произносить непристойные слова в обществе.

Сегодня, несмотря на то, что на пути сквернословия выставлены законодательные препоны, мат неизменно присутствует в нашей повседневной жизни. Мы смеемся и аплодируем, когда кто-то из публичных людей вставляет в свою речь крепкое словцо, мы цитируем неоднозначные крылатые фразы и напеваем песни, содержащие ненормативную лексику. Мат превращается в нашу национальную визитную карточку? Имеем ли мы право подобным образом модернизировать свой родной язык, заменяя простые и понятные слова теми, которые несут в своем корне безобидную, на первый взгляд, скверну? Должны ли мы бороться за чистоту родного языка и исключать из него выражения, несущие грубую эмоциональную нагрузку? Или все-таки не стоит обращать внимания на подобные мелочи, решив для себя, что мат, это тоже часть нашего национального колорита?

Задавшись такими непростыми вопросами, мы решили предложить нашим читателям присоединиться к размышлениям и дискуссии на эту тему, и вот что интересного нам удалось услышать и увидеть из различных средств связи.

Жительница Назрани Залина Манкиева, которую, как она призналась, очень сильно заинтересовала тема нашей дискуссии, сказала нам по телефону буквально следующее: «Мы — ингуши, по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых древних, богатых и выразительных языков мира. Но присутствующий при этом слоган «мат», ставший неотъемлемой частью общения различных слоёв населения, — это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый воспитанный ингуш должен стремиться к тому, чтобы очистить от этого стыда как собственную речь, так и язык в целом».

Другой наш читатель, пожелавший остаться неназванным, почему-то был уверен в своей правоте и отметил, что никого из нас нельзя назвать эталоном правильного поведения и ставить в пример для подражания. «Большинство из нас, если не использует мат в своем повседневном лексиконе, то, как минимум, вставляет в свою речь крепкие словечки, когда есть необходимость придать своей речи резкий, эмоциональный окрас», — сказал он и, как бы размышляя вслух, заметил, что время от времени каждый из нас может поймать себя на том, что крепкое слово иногда так и рвется из груди, что удержать его уже бывает невозможно.

«Да, вопреки расхожему мнению, мат — это далеко не наша национальная особенность, и подобные термины присутствуют в большинстве языков мира». Таким категоричным был комментарий от нашего постоянного читателя Илеза Матиева, который является истинным знатоком родной речи. «Сказать точнее, мат вообще нам не присущ, — уверенно сказал наш собеседник, — так как ингушский язык настолько богат и ёмок, что обойтись без сквернословия можно без существенной потери в словарном запасе».

«Когда у человека бедный словарный запас и у него не хватает слов, чтобы оппонировать своему противнику, он прибегает к мату». Такое интересное мнение высказала нам в соцсетях женщина под ником «Ингушка», которая пишет, что её внучка как-то сказала мужчине, ругавшемуся матом о том, что «все знают плохие слова, дядя, но не все их произносят». С досадой отмечает «Ингушка» и то, что в «Фейсбуке» и на других сайтах Интернета иногда даже женщины позволяют себе писать матерные слова. «Обычно я таких невоспитанных отправляю в баню, — сказала она, — и очень жаль, что в реальной жизни этого сделать нельзя. Жизнь стала бы чище».

В одном из своих выступлений на встрече с молодежью известный ингушский писатель Иса Кодзоев сказал, что ингушский язык в умелых руках и опытных устах бесподобно красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. «Хоть и говорят, что матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер, твёрдо могу сказать, что у нас, на Кавказе, скверное слово всегда считалось таким же тяжким грехом, как и плохое дело», — подчеркнул писатель и добавил, что словесная брань, чрезмерно громкая и крикливая речь также рассматривались нашими предками как проявление бесовского начала.

Ни для кого не секрет, что в последние годы широко распространилось печатное и экранное сквернословие. В том, что мат получил статус печатных слов, «постарались» и многие современные писатели, которые перенесли сквернословие на страницы своих произведений ради «правды жизни», а вернее, коммерческого успеха.

Вряд ли сегодняшние писатели превзойдут когда-нибудь ушедших классиков пера, которые тоже знали непристойные слова, но умели в своих произведениях обходиться без них.

Например, Фёдор Достоевский, описывая в «Дневнике писателя» сцену с пьяными мастеровыми, которые по очереди произносят одно и то же «нелексиконное», «запрещенное при дамах» существительное, само это слово не называет.

У Николая Гоголя в «Мертвых душах» матерное слово тоже остается в подтексте. Если бы Гоголь употребил на страницах «Мертвых душ» непристойное ругательство, ему вряд ли удалось достичь таких высот в размышлениях о русском народе и русском языке.

В 2015 году Владимир Путин, выступая на вечере, посвященном открытию Года литературы, сказал: «Говорят, для выразительности нужно еще использовать и неформальную лексику. Толстому не нужно было, Чехову тоже, Бунину… Но вам, литераторам, видней. Хотя я считаю, чтобы быть ближе к народу, надо писать на правильном языке».

Но, тем не менее, сегодня ненормативная лексика проникла не только в литературу, но и в кино, и даже в средства массовой информации. Да что там говорить, фраза «мы матом не ругаемся, мы им разговариваем» стала своеобразной шуткой, в которой, безусловно, есть большая доля правды. Как мы имеем возможность наблюдать, во многих кинофильмах и телевизионных передачах широко начали употреблять мат как в «забибиканном» виде, так и в прямом звучании. Ученые на этот счет говорят, что проникновение сквернословия в элитарную культуру ведет к оскудению ее духовности, подмене писательского и режиссерского мастерства эпатажем, откровенным цинизмом.

Слова, несущие скверну, противоречат исламу. Обратите внимание, насколько сильную эмоциональную нагрузку несут эти примитивные выражения и слова! Нет лучше способа вызвать у собеседника эмоции, чем использование в своем лексиконе ненормативной лексики. Каждое подобное выражение способно ранить любого, даже на вид самого спокойного человека.

Получается, что скверные слова — это оружие, которое направлено не только на уничтожение самого языка, но и на причинение боли и страданий другому человеку. Сквернословие ранит душу, режет слух, калечит мировоззрение, но, даже осознавая это, мы продолжаем использовать его в своей повседневной жизни.

Наверное, всё же многих матерящихся хоть иногда посещает мысль, что это не очень хорошо. А что обеспечивает нецензурной брани жизнестойкость? Подумав об этом, мы решили обратиться к психологам и выяснили следующее. Дело в том, что одной из главных причин, обеспечивающих сквернословию жизнестойкость, является то, что многие считают его хорошим средством эмоциональной разрядки, оказывающим помощь в снятии стресса. Поэтому бытует мнение, что нельзя обойтись без мата в армии, на стройке, производстве и т. п.

Но внутренняя диалектичность нецензурной брани в том и состоит, что, давая временное, сиюминутное освобождение от стресса, она в то же время создает нигилистическую модель дальнейшего поведения, ориентирует человека на циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Все это влияет на моральное здоровье как самого сквернослова, так и окружающих его людей.

Одним словом, все ученые и специалисты признают, что нецензурная брань и прочее употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. А один известный биолог рассказал недавно по телевизору, что современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли добрые и ласковые слова, а также молитвы и классическую музыку, а на другие — матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения стали хуже расти, больше болели и перестали давать урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой.

Таким образом, учёные обнаружили, что мат опасен для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям.

По словам психологов, в подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Однако часть людей обращается к мату просто как к яркому и резкому языковому жесту, который выделяет и подчеркивает сказанное, а иногда и характеризует автора как типа смелого человека, чуждого условностей и ограничений.

По мнению экспертного сообщества, вряд ли сегодня возможно искоренить мат. Тем не менее, граждане должны знать, что сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности. Оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций. В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах. Статья 20.1 Кодекса об административных правонарушениях расценивает ее как мелкое хулиганство.

Кроме того, с 2012 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ включена статья 5. 61, предусматривающая ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Совершение указанного правонарушения влечет за собой наказание в виде административного штрафа.

Так что, дорогие читатели, призываем вас к бдительности и просим, прежде чем сказать что-то непристойное, подумайте, а стоит ли портить себе отношения, прибегая к неоправданному риску, и загрязнять наш великий и мудрый ингушский язык.

Когда нецензурная брань является грехом

Сегодняшний культурный и политический климат кажется постоянным полем битвы, где самое грязное и грубое высказывание привлекает наибольшее внимание. Когда это, казалось бы, становится «обычным», когда сквернословить грешно?

Вместо того, чтобы спрашивать себя, когда сквернословить можно или грешно, вы должны сначала спросить себя, почему вы так говорите. Не тратьте время на то, чтобы найти минимальный стандарт для получения проходного балла или какие «слова» приемлемы. Короткий ответ — грех есть грех.

Однако важно учитывать, почему нецензурная брань противоречит той жизни, к которой мы призваны. Если вы просто слышите «христиане не ругаются», то вы можете начать следовать правилу ради правила, вместо того чтобы иметь истинное понимание того, почему ваши слова имеют значение. Кроме того, вы можете попасть в ловушку, полагая, что назначенные «ругательства» — это единственные нецензурные выражения.

Почему это считается фолом?

Словарь Merriam-Webster определяет нецензурную лексику как «оскорбительную или вульгарную лексику». Как правило, американцы считают, что это означает ненормативную лексику (или слова из четырех букв). Однако нецензурная брань включает в себя гораздо больше, чем просто слова из четырех букв, особенно когда речь идет о христианстве. По мере развития слов важно отметить, что многие нечестивые термины в сегодняшнем словаре не использовались, когда Иисус ходил по земле.

Поэтому, когда вы применяете то, что говорит Библия к определению «оскорбительного или вульгарного языка», оно становится более актуальным для того, как мы говорим сегодня. Библия ясно говорит, что мы должны охранять то, что исходит из наших уст. Хотя Библия не определяет современные четырехбуквенные слова, она решительно выступает против оскорбительных или вульгарных слов, которые многие считают оскорбительными.

Кроме того, Библия говорит верующим избегать слов, оскорбляющих других или используемых для сплетен. Таким образом, даже если вы не используете бранные слова, вы все равно можете использовать слова, которые приносят вред. Мы можем манипулировать, казалось бы, невинными словами и использовать их злонамеренно, что так же плохо.

Что говорит нам Библия

Библия ясно говорит о грехе и силе слов. Грех – это все, что мы делаем, что отделяет нас от Бога. Поэтому то, как мы используем язык, может быть греховным. Например, одна из Десяти Заповедей касается нашего языка по отношению к Господу. В Исходе 20:7 говорится: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит безнаказанным того, кто произносит имя Его напрасно».

Но это не заканчивается напрасным употреблением имени Господа. На протяжении всей Библии нас предостерегают от греховного использования языка. Согласно Притчам 10:32, «Уста праведника знают, что нравится, а уста нечестивых — только зло». В эту категорию попадают грубые выражения, непристойности и многое другое.

Тем не менее, самым горьким может быть тот факт, что мы будем нести ответственность за все слова, которые мы произнесем на земле, когда встретим нашего Спасителя. В Евангелии от Матфея 12:36-37 говорится: «А Я говорю вам, что за неосторожных слов, которые скажут люди, они дадут ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Не знаю, как вас, но эта правда определенно заставляет меня бережнее относиться к словам, которые я произношу.

Суть дела

Давайте будем честными. Нецензурная брань — это проблема сердца. Слова, которые мы используем, будь то ругательства или невинные слова, используемые во вред, являются отражением наших сердец. В Луки 6:45 объясняется: «Добрый человек из доброго, накопленного в его сердце, выносит доброе, а злой человек из злого, накопленного в его сердце, выносит злое. Ибо уста говорят то, чем полно сердце». Если вы боретесь с проблемами, которые заставляют вас использовать нецензурную лексику, доберитесь до сути дела и попросите прощения. Признайтесь в своих грехах и покайтесь.

Кроме того, Колоссянам 3:8-10 напоминает нам: «Но теперь и вы должны удалить из себя все подобные вещи: гнев, ярость, злобу, клевету и сквернословие из уст ваших. Не лгите друг другу, так как вы сняли свое ветхое я с его практиками и облеклись в новое, которое обновляется в знании по образу своего Творца». Во Христе мы новое творение и Его отражение. Поэтому мы должны чтить Его словами, которые говорим.

Что мы должны говорить вместо

В конечном счете, наш язык должен использоваться для прославления Бога и ободрения других. Мы должны говорить правду, любовь, благодать и милосердие. Попросите Бога помочь вам жить в соответствии с Ефесянам 4:29.


«Никакое нездоровое слово да не исходит из уст ваших, а только то, что полезно для назидания других в соответствии с их нуждами, дабы оно принесло пользу тем, кто слушает». – Ефесянам 4:29


 

Чему нас учит ненормативная лексика о нас самих

Ненормативная лексика напрямую связана с нашими эмоциями. Они являются спонтанным отражением сильных эмоциональных состояний, таких как гнев, страх или страсть. Они также не имеют себе равных в своей способности причинять эмоциональную боль и разжигать насильственные разногласия. Это слова, вызывающие самые репрессивные регулятивные реакции со стороны государства в виде цензуры и законодательства. Короче говоря, плохие слова обладают силой — эмоциональной, физиологической, психологической и социальной. И поскольку ненормативная лексика сильна, она ведет себя не так, как другие типы языка. Он по-разному кодируется в мозгу. Учат по-другому. Оно сформулировано иначе. Он меняется со временем по-разному. И это наделяет его уникальным потенциалом для раскрытия фактов о нашем языке и нас самих, которые иначе мы бы никогда не смогли себе представить.

Тем не менее, на протяжении всей своей многотысячелетней истории научное изучение языка в основном старается избегать ненормативной лексики. В немалой степени это связано с институциональными опасениями ученых по поводу возможной репрессии. И не зря. В прошлом году профессор ЛГУ Тереза ​​Бьюкенен была уволена, несмотря на то, что занимала должность, за нецензурную брань на лекциях.

Но ситуация начала меняться, в значительной степени из-за изменений в общедоступных языковых нормах. Строго регулируемые общественные радиоволны уже не передают большую часть массовых коммуникаций, как это было раньше. Сначала кабельное телевидение, а затем и Интернет создали для слов Дикий Запад, где творится истинная воля народа. И, судя по соцсетям, люди хотят иметь возможность ругаться. И услышать ругань. И читать ругань. По мере того как общественность все больше привыкала к ненормативной лексике, табуированные слова стали все более заметным образом проникать в господствующую науку и принесли с собой множество новых идей.

Одна из самых важных вещей, которую мы узнали из ненормативной лексики, касается того, как мозг генерирует язык. Традиционная точка зрения, которую до сих пор преподают во вводных учебниках по психологии, заключается в том, что специфические нейронные схемы выполняют определенные языковые функции у людей, но не у других животных. Вот небольшое техническое пособие: считается, что площадь Вернике вычисляет значение слова. Считается, что зона Брока координирует звуки речи. Эти области находятся в левом полушарии мозга у большинства людей (это основа популярного, но по большей части преувеличенного мнения о том, что логические, рациональные и вербальные люди обладают «левым полушарием»). Эта хорошо изученная языковая система является частью эволюционно новой (а у людей увеличенной) коры головного мозга — этого самого последнего и наиболее человеческого украшения мозга приматов, которое делает нас намного умнее других животных.

Хорошая, чистая история. Но это верно лишь отчасти, как мы теперь знаем из нейропсихиатрических исследований ненормативной лексики — исследований людей с повреждениями мозга или с атипичным развитием. Эта область началась с исследования французского врача по имени Жак Лорда в 1843 году. Он написал о приходском священнике, человеке Божием, который перенес серьезный инсульт. И вследствие инсульта священник почти не мог говорить. У него было то, что мы теперь знаем как афазию, от которой в настоящее время страдает более миллиона американцев. Его словарный запас сократился до двух слов. Первый был je , французское слово, означающее «я». А что касается другого слова, Лордат писал, что это была «самая сильная клятва языка, которая начинается с «ф» и которую наши словари никогда не осмеливались печатать». Это было французское слово foutre , чей английский перевод, знакомое слово из четырех букв, по совпадению также начинается с «f». И благодаря двум векам накопленных наблюдений мы теперь знаем, что у многих людей с афазией наблюдается тот же самый синдром, который Лорда наблюдал у своего священника. Им трудно или невозможно намеренно произносить слова или связывать их вместе. Но некоторый спонтанный язык все же сохраняется, в том числе некоторые из самых вульгарных словесных восклицаний в языке.

Это открытие означает, что разные способы использования языка — например, рациональная речь или спонтанная ругань — должны генерироваться разными частями мозга. Знаменитые языковые цепи, описанные мною ранее, являются лишь одним из двух путей в мозге, которые производят язык. Спонтанные ругательства генерируются где-то еще. Но где?

Мы знаем, что это где-то еще должно быть в правом полушарии мозга, а не в левом, как традиционные языковые центры. И доказательства исходят из довольно удивительного источника. Есть люди, например, пациент, которого назвали псевдонимом EC, у которых полностью удалено левое полушарие, обычно для того, чтобы разрушить судорожные припадки, которые в противном случае были бы фатальными. У Э. К. была опухоль головного мозга, и когда врачи удалили ему все левое полушарие мозга, он потерял всякую способность к интенциональной речи. Но он по-прежнему спонтанно и членораздельно произносил ругательства от расстройства.

Значит, для спонтанной ругани не нужны языковые центры левого полушария. Вместо этого им движет эволюционно старая структура, известная как лимбическая система, скрытая глубоко в мозгу, которую мы разделяем с приматами и другими млекопитающими, где они отвечают за эмоциональные призывы, визги, плач и рычание. Изменения в этих самых структурах мозга — в частности, в базальных ганглиях — наблюдаются у людей с копролалией, неконтролируемым использованием запретной речи, часто наблюдаемой при синдроме Туретта.

Это означает, что когда вы ругаетесь из-за разочарования, страха, гнева или страсти, произносимые вами слова открывают привилегированный доступ к вашим эмоциям, обнажая ваши скрытые внутренние переживания, не опосредованные рациональным и преднамеренным планированием.

И это лишь один из десятков выводов, которые мы теперь можем извлечь из серьезного отношения к ненормативной лексике.

This entry was posted in Популярное