Содержание
Конверсия лапароскопического доступа в хирургии колоректального рака
В настоящее время многочисленными исследованиями установлено, что лапароскопические вмешательства при колоректальном раке снижают количество послеоперационных осложнений, способствуют быстрой реабилитации пациентов и уменьшают время пребывания в стационаре [1—7]. Важным при этом является отсутствие различий в отдаленных результатах лечения при лапароскопической и открытой хирургии колоректального рака [8, 9].
Однако широкое внедрение лапароскопических колоректальных оперативных вмешательств формирует также группу больных, у которых после начала лапароскопической операции по тем или иным причинам произошла конверсия доступа к лапаротомии. Конверсия лапароскопического доступа к открытой операции наблюдалась у 30% пациентов, участвовавших в рандомизированных контролируемых исследованиях [10]. При обзоре 18 исследований, включающих 53 329 пациентов, M. Allaix и соавт. [10] установили, что при раке ободочной кишки медиана конверсий доступа составила 12,8%, при раке прямой кишки — 10%. В исследовании A. Biondi и соавт. [11] частота конверсии доступа была выше при раке прямой, чем при раке ободочной кишки.
Изучение конверсии доступа актуально с двух позиций. Во-первых, это понимание причин конверсии с целью возможности их профилактики, во-вторых, это исследование влияния конверсии на хирургические и онкологические результаты.
Проведенный анализ выявил следующие группы причин конверсии доступа: анатомически обусловленные факторы, причины, связанные с самой опухолью, и причины, связанные с хирургом. В большинстве исследований факторы, связанные с опухолью (большие размеры, прорастание соседних органов), указываются как основная причина конверсии [10, 11]. Затем следуют спаечный процесс в брюшной полости и интраоперационное кровотечение [11]. На частоту конверсий оказывают также влияние ожирение (высокий индекс массы тела — ИМТ) и сопутствующие заболевания [12]. При раке прямой кишки предшествующая неоадъювантная химиолучевая терапия встречалась значительно чаще в группе пациентов с конверсией доступа, чем у пациентов с лапароскопическими вмешательствами [13], и, возможно, она способна увеличивать частоту конверсии.
На основе изучения причин конверсии доступа проводится попытка идентификации факторов риска конверсии [14], однако для колоректального рака они еще недостаточно специфичны. Тем не менее к независимым факторам оценки риска конверсии относят местную распространенность опухоли, высокий ИМТ, степень оценки по шкале ASA, пол пациентов (для рака прямой кишки) [15]. Шесть предикторов конверсии выделены G. Zhang и соавт. [16] при резекциях прямой кишки: мужской пол, незначительный опыт хирурга (менее 25 лапароскопических резекций прямой кишки), предшествующие открытые абдоминальные оперативные вмешательства в анамнезе, ИМТ 28 кг/м2 и более, диаметр опухоли 6 см и более, опухолевая инвазия. Однако они нуждаются в подтверждении дальнейшими исследованиями.
Особый интерес представляет изучение влияния конверсии на результаты лечения. Однако результаты исследований спорны, так как одни показывают худшие результаты конверсий, в других не находят существенных различий. Кажется логичным, что конверсия доступа может увеличивать продолжительность оперативного вмешательства. Это подтверждено в 11 из 15 исследованиях [10]. Объем интраоперационной кровопотери во всех исследованиях, где изучался этот показатель, оказался статистически значимо больше при конверсии доступа (147—500 мл), чем при стандартной лапароскопической операции (74—200 мл). Конечно, если интраоперационная кровопотеря явилась причиной конверсии доступа, ее объем будет больше. Но, по-видимому, и другие причины, связанные как с анатомическими факторами, так и с местным распространением опухоли, могут увеличивать объем интраоперационной кровопотери, если они привели к конверсии. Существуют также исследования, показывающие, что пациенты с конверсией доступа нуждаются в гемотрансфузии больше, чем пациенты, которым выполнены сложные лапароскопические колоректальные резекции [17].
Частота послеоперационных осложнений при конверсии доступа варьировала от 15,4 до 61,2%. При этом известно, что при лапароскопических операциях частота послеоперационных осложнений ниже — 6—36,8%. Тем не менее эта закономерность прослеживается не во всех исследованиях, да и разница в большинстве из них статистически незначима. В 4 из 10 исследований показано, что частота инфекционно-воспалительных осложнений со стороны послеоперационной раны существенно выше при конверсии доступа. Разница в частоте несостоятельности швов анастомоза выявлена в 1 из 11 исследований. Сроки восстановления кишечной функции изучали только в 4 исследованиях, и в 2 из них выявлено увеличение на 1 день сроков восстановления функции кишки при конверсии доступа [10].
Практически все исследования сообщают об отсутствии различий в частоте повторных операций и послеоперационной летальности в обеих группах больных, хотя метаанализ 7 исследований (включающих 1655 пациентов) демонстрирует, что пациенты с конверсией доступа имеют более высокий риск 30-дневной летальности по сравнению с пациентами со сложными лапароскопическими колоректальными резекциями [17]. В 10 из 14 исследований срок пребывания пациентов в стационаре был меньше в группе лапароскопии по сравнению с группой конверсий [10].
Представленные выше результаты относятся к объединенным группам больных раком ободочной и прямой кишки, а гетерогенность группы пациентов может откладывать отпечаток на результаты исследований. Поэтому научный и практический интерес представляет отдельное сравнение групп больных раком ободочной и прямой кишки. И такие исследования были проведены. Так, современные данные свидетельствуют о том, что при лапароскопических оперативных вмешательствах по поводу рака ободочной кишки конверсия доступа не ухудшает ближайших результатов лечения [10, 18]. При рассмотрении более отдаленных результатов лечения ретроспективное исследование из США, включающее 40 328 лапароскопических резекций ободочной кишки, установило несколько более продолжительный период пребывания в стационаре и более высокую частоту повторных госпитализаций и смертности в 30-дневный период после операции у пациентов с конверсией доступа [19].
При раке прямой кишки, напротив, выявлено ухудшение ближайших результатов лечения при конверсии доступа [18, 20, 21], что проявлялось увеличением потребности в трансфузионных средах, количества случаев инфекционно-воспалительных осложнений со стороны послеоперационных ран и легких, а также несостоятельности швов анастомоза и тонкокишечной непроходимости. Естественно, что при этом увеличивается и продолжительность пребывания пациентов в стационаре [11, 18, 20]. A. Agha и соавт. [22] провели анализ результатов 274 лапароскопических резекций прямой кишки и выявили увеличение частоты послеоперационных осложнений у пациентов при конверсии доступа. Однако это повышение было обусловлено увеличением частоты инфекционно-воспалительных осложнений со стороны послеоперационных ран, а остальные осложнения в группах были сопоставимы. Этот факт, вероятно, обусловлен не конверсией как таковой, а лапаротомным доступом.
В некоторых исследованиях выделяется ранняя (превентивная) и экстренная (реактивная) конверсия. Кроме того, есть сообщения, что ранняя конверсия может иметь более благоприятные результаты, чем экстренная, хотя их результаты изучены еще недостаточно. E. Aytac и соавт. [23], проанализировав 2483 лапароскопические колоректальные резекции, сделали вывод о том, что уровень послеоперационных осложнений был выше у пациентов с коротким периодом до конверсии. В то же время пациенты с конверсией доступа в течение 50 мин от начала операции входили в старшие возрастные группы и имели сопутствующие заболевания. Тем не менее среди пациентов, подвергшихся конверсии доступа, высокий уровень послеоперационных осложнений был ассоциирован не с конверсией как таковой, а с курением, сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями, предшествующими абдоминальными оперативными вмешательствами и спаечным процессом в брюшной полости.
C. Yang и соавт. [24] сравнили результаты 30 случаев реактивной конверсии (вызванной кровотечением, травмой кишки, мочеточника, селезенки) с результатами 60 случаев предупреждающей конверсии и 60 случаев завершенной лапароскопической колоректальной резекции. После реактивной конверсии у пациентов чаще наблюдались послеоперационные осложнения, более позднее возвращение к обычному питанию и тенденция к более продолжительному пребыванию в стационаре, чем у пациентов после предупреждающей конверсии. Они также установили, что реактивная конверсия была ассоциирована с более высоким риском послеоперационной пневмонии, кровотечения и более частой необходимостью повторных оперативных вмешательств по сравнению с пациентами, подвергшимися предупреждающей конверсии. Показатели летальности, продолжительности госпитализации и повторных госпитализаций были хуже у пациентов с реактивной конверсией, хотя статистически незначимо.
Вопрос относительно превентивной и реактивной конверсии еще не изучен. Так, A. Belizon и соавт. [25] выяснили, что уровень послеоперационной летальности достоверно ниже в случаях конверсии доступа в течение первых 30 мин от начала операции. Напротив, E. Aytac и соавт. [23], изучив результаты 72 конверсий доступа в первые 30 мин оперативного вмешательства и 198 случаев конверсий в более поздние сроки, сообщили, что время конверсии не оказывает отрицательного влияния на послеоперационные результаты.
Повышение частоты послеоперационных осложнений после реактивной конверсии, вероятнее всего, обусловлено не столько самой конверсией, сколько последствиями интраоперационных осложнений, явившихся ее причиной [11]. Это свидетельствует о том, что в сомнительных случаях следует решать вопрос в пользу конверсии, избегая опасных осложнений и длительных вмешательств. Однако лучшее время для конверсии пока не определено.
Большинство исследований сравнивают конверсии доступа и лапароскопические вмешательства. Для объективного анализа, конечно, необходимо сравнение и с плановыми открытыми хирургическими вмешательствами. M. Giglio и соавт. [26] провели метаанализ результатов 11 085 лапароскопических колоректальных резекций и 30 656 открытых резекций. У пациентов с конверсией доступа статистически значимым было только увеличение частоты инфекционно-воспалительных изменений со стороны послеоперационных ран. Остальные непосредственные результаты в группах были сопоставимы. Такие же результаты получены A. Rickert и соавт. [27]. Были проведены и более крупные исследования (например, B. Yerokun и соавт. [19], 104 400 пациентов), итоги которых продемонстрировали лучшие результаты у пациентов с конверсией доступа по сравнению с плановой открытой операцией по поводу рака ободочной кишки. Эти данные даже позволили рекомендовать лапароскопические вмешательства всем пациентам при раке ободочной кишки при отсутствии противопоказаний к лапароскопии. В отличие от рака ободочной кишки надежных данных об отсутствии ухудшения результатов при конверсии доступа при раке прямой кишки в настоящее время нет.
Интересными являются работы, которые даже при необходимости конверсии доступа используют преимущества лапароскопии. Так, A. Rickert и соавт. [27], проанализировав результаты лечения 276 больных раком прямой кишки, сообщили, что 2/3 конверсий при этом были лапароскопически ассоциированной процедурой с выполнением лапаротомии по Пфанненштилю. По сравнению со срединной лапаротомией лапаротомия по Пфанненштилю сопровождается меньшим болевым синдромом и небольшой частотой развития послеоперационных грыж. Сравнение такой группы пациентов с пациентами, у которых первично выполнены открытые вмешательства, может недооценивать негативное влияние конверсии.
Отдаленные онкологические результаты (общая и безрецидивная выживаемость) при конверсии лапароскопического доступа в хирургии колоректального рака в некоторых исследованиях представляются несколько худшими, чем при лапароскопических вмешательствах [12]. A. Biondi и соавт. [11] установили, что более высокая частота местного рецидива и худшие показатели выживаемости больных при конверсии доступа обусловлены более распространенными опухолями в группе больных с конверсией доступа, а также более частой при конверсиях локализацией опухоли в прямой кишке. А эти факторы сами по себе являются предикторами худших онкологических результатов лечения.
Многофакторный анализ предикторов общей и безрецидивной выживаемости при колоректальном раке, проведенный M. Allaix и соавт. [10], как независимые факторы выявил стадию опухоли рТ4 и наличие метастазов в лимфатические узлы, но не саму конверсию доступа. По разным данным, частота возникновения местного рецидива опухоли достигает 15,8% после лапароскопических вмешательств при колоректальном раке и 26,3% в случаях конверсии доступа. Однако в исследованиях [10], где частота местного рецидива при конверсии доступа превышала таковые при лапароскопии, статистической значимости различий не отмечено. Такая же закономерность наблюдается при изучении отдаленных метастазов колоректального рака в обеих группах пациентов. Отдаленные результаты исследования CLASICC также продемонстрировали одинаковые частоту рецидива и выживаемость после лапароскопии, конверсии и открытого вмешательства [8]. A. Rickert и соавт. [27] сообщают о сходных онкологических результатах (количество удаленных лимфатических узлов, частота R0-резекций, местного рецидива и отдаленных метастазов, выживаемость больных) у пациентов после лапароскопии, конверсии доступа и открытой хирургии рака прямой кишки.
Итак, в настоящее время сложно сформировать правильное заключение о влиянии конверсии доступа на результаты лечения больных колоректальным раком в связи с наличием гетерогенности результатов исследований, отсутствием в большинстве исследований отдельного анализа для больных раком ободочной и прямой кишки, а также с тем, что большинство исследований являются нерандомизированными. Кроме того, затрудняет анализ наличие человеческого фактора, т. к. решение о конверсии принимает хирург на основании своего опыта. Это свидетельствуют об актуальности дальнейшего исследования этого вопроса.
Цель исследования — изучение состояния вопроса конверсии доступа при лапароскопических вмешательствах по поводу колоректального рака.
Проведен анализ 906 оперативных вмешательств по поводу колоректального рака T14N01M0, выполненных в РНИОИ в 2015—2017 гг. У всех больных морфологически была аденокарцинома различной степени дифференцировки.
Статистическую обработку результатов исследования выполняли с использованием пакетов программ MicrosoftExcel 2010 и Statistica 8.0. Значимость различий сравниваемых показателей определяли с использованием χ2-критерия, критерия Манна—Уитни, а также точного двустороннего критерия Фишера для уровня статистической значимости р<0,05.
Операции открытым способом выполнены 562 больным (258 мужчин и 304 женщины), которые составили 1-ю группу. Средний возраст пациентов 61,7 года. Пациенты с местно-распространенными опухолями Т4 составили 55,7% (n=313). У большинства этих пациентов опухоль располагалась в прямой кишке (41,5%), сигмовидной кишке (22,2%) и правой половине ободочной кишки (22,1%) (табл. 1). Таблица 1. Распределение больных колоректальным раком в зависимости от локализации опухоли Примечание. * — р<0,05 во 2-й и 3-й группах. Соответственно локализации опухоли выполнены следующие объемы оперативных вмешательств (табл. 2): Таблица 2. Распределение больных колоректальным раком в зависимости от вида оперативного вмешательства Примечание. * — р<0,05 во 2-й и 3-й группах. резекция прямой кишки у 184 (32,7%) больных, резекция сигмовидной кишки у 124 (22,1%), правосторонняя гемиколэктомия у 123 (21,9%).
У 344 больных колоректальным раком оперативные вмешательства начаты лапароскопическим доступом. Завершены они из миниинвазивного доступа у 309 больных (110 (35,6%) мужчин и 199 (64,4%) женщин), составивших 2-ю группу. Возраст больных в среднем 58,2 года. С местно-распространенными опухолями Т4 было 123 (39,8%) пациента. Так же как и у больных с открытыми оперативными вмешательствами, опухоль чаще располагалась в прямой кишке (54,7%), сигмовидной кишке (23,3%) и правой половине ободочной кишки (15,5%) (см. табл. 1). Большинству больных выполнены резекция прямой кишки (36,6%), резекция сигмовидной кишки (23%), брюшно-промежностная экстирпация прямой кишки (18,1%).
У 35 (10,2%) больных операция началась с лапароскопического доступа, но потребовалась конверсия в лапаротомию (3-я группа). ИМТ у больных с конверсией доступа составил 25,8 кг/м2, возраст больных — в среднем 62,3 года. В этой группе больных преобладали больные раком прямой кишки — 22 (62,9%), 20 (57,1%) из них выполнена резекция прямой кишки (см. табл. 1, 2).
При перерасчете показателей на всю группу пациентов, которым оперативное вмешательство начато лапароскопическим доступом, получается следующая картина. При раке ректосигмоидного соединения лапароскопическое вмешательство приводит к конверсии доступа у 2 (22,2%) из 9 больных, при раке прямой кишки — у 22 (11,5%) из 191 больного, при раке ободочной кишки — у 11 (7,7%) из 142 больных, статистически значимые различия между частотой конверсии при указанных локализациях рака отсутствуют (p>0,05).
В зависимости от вида лапароскопического вмешательства конверсии доступа распределились следующим образом: при левосторонней гемиколэктомии конверсии доступа наблюдались у 5 (29,4%) из 17 больных, при резекции прямой кишки — у 20 (15%) из 133 больных, при брюшно-промежностной экстирпации прямой кишки — у 4 (6,7%) из 60, при правосторонней гемиколэктомии — у 3 (5,9%) из 51 больного. Наименьшее число конверсий было при лапароскопической резекции сигмовидной кишки — у 3 (4,1%) из 74 больных. При левосторонней гемиколэктомии частота конверсии доступа статистически значимо превышала частоту конверсии большинства других видов лапароскопического вмешательства (рис. 1). Рис. 1. Распределение причин конверсии лапароскопического доступа в хирургии колоректального рака, %.
Причины конверсии доступа приведены в табл. 3. Таблица 3. Распределение причин конверсии лапароскопического доступа в хирургии колоректального рака Примечание. р — значимость гендерных различий в группах.
У мужчин лапароскопическое вмешательство при колоректальном раке завершилось конверсией доступа в 16% случаев (21 из 131 больного), у женщин — в 6,6% случаев (14 из 213 больных). То есть конверсию лапароскопического доступа осуществляли преимущественно у мужчин — в 2,4 раза чаще, чем у женщин (р=0,018). При сравнении частоты причин конверсии у мужчин и женщин в 3-й группе и распределении по полу в группе больных с завершенными лапароскопическими вмешательствами значимые различия наблюдаются только для общего числа пациентов с конверсией доступа (p=0,0059) (см. табл. 3). Анализ причин конверсии доступа (см. табл. 3) (рис. 2, 3, Рис. 2. Местно-распространенная опухоль верхнеампулярного отдела прямой кишки (интраоперационная фотография). Рис. 3. Висцеральное ожирение, затрудняющее мобилизацию кишки (интраоперационная фотография). 4, 5, 6, 7) выявил наиболее часто встречающиеся причины конверсии доступа: местно-распространенный характер опухоли — 13 (37,1%) случаев, висцеральное ожирение — 7 (20%) и спаечный процесс — 6 (17,1%). Однако при сравнении частоты местно-распространенного характера опухоли, висцерального ожирения в группах пациентов с конверсией доступа и группой лапароскопических операций статистически значимых различий не найдено.
Рис. 4. Спаечный процесс в брюшной полости (интраоперационная фотография).
Рис. 5. Узкий таз у мужчины с опухолью прямой кишки (интраоперационная фотография).
Рис. 6. Раздутые петли тонкой и толстой кишки, затрудняющие визуализацию (интраоперационная фотография).
Рис. 7. Травма забрюшинного сосуда с образованием гематомы (интраоперационная фотография).
Конверсия доступа у мужчин осуществлена в 57,1% (n=12) при передней резекции прямой кишки, в 23,8% (n=5) при левосторонней гемиколэктомии, в 19% (n=4) при брюшно-промежностной экстирпации прямой кишки, у женщин в 57,1% (n=8) при резекции прямой кишки, в 21,4% (n=3) при правосторонней гемиколэктомии, в 21,4% (n=3) при резекции сигмовидной кишки, и у мужчин, и у женщин максимальное число случаев конверсии доступа наблюдалось при локализации опухоли в прямой кишке (71,4 и 50% соответственно).
Конверсия доступа при колоректальной опухоли Т1—3 выполнена в 21 (10,1%) из 207 случаев, при Т4 — в 14 (10,2%) из 137. Стадия опухоли Т4 при раке прямой кишки наблюдалась у 6 (40%) из 15 мужчин и у 3 (50%) из 6 женщин. Стадия опухоли Т4 была также у 2 (33,3%) из 6 мужчин при локализации опухоли в левой половине ободочной кишки и в ректосигмоидном соединении и у 3 (100%) женщин при локализации опухоли в сигмовидной кишке.
Сопутствующие заболевания не являлись причиной конверсии у наших пациентов. У пациентов с конверсией доступа, оперированных по поводу рака прямой кишки, в 5 (23,8%) случаях проведена неоадъювантная химиолучевая терапия, но это не стало причиной конверсии.
Средняя продолжительность операции в случаях конверсии доступа составила 256 мин, что сопоставимо со средней продолжительностью операции при лапароскопических (240 мин) и открытых (237 мин) вмешательствах. А вот средний объем кровопотери при конверсиях доступа (284 мл) не отличался от объема кровопотери при открытых вмешательствах (291 мл), но был достоверно больше, чем при лапароскопических вмешательствах (240 мл) (р<0,05).
Характер оперативного вмешательства можно оценивать и по течению послеоперационного периода, а именно по частоте послеоперационных осложнений и сроку нахождения в стационаре после оперативного вмешательства. Результаты исследования показали (табл. 4), Таблица 4. Характеристика послеоперационного периода в зависимости от вида оперативного вмешательства Примечание. * — p<0,05 по сравнению с группой лапароскопических вмешательств. что частота послеоперационных осложнений статистически значимо ниже, а срок нахождения в стационаре после операции — меньше при лапароскопических оперативных вмешательствах, что согласуется с данными литературы [3, 5, 7]. В группе больных с конверсией доступа эти показатели не отличались от таковых в группе пациентов с открытыми вмешательствами. Эти данные свидетельствуют о том, что конверсия доступа не ухудшает течение послеоперационного периода по сравнению с исходно открытыми оперативными вмешательствами, а лапароскопический доступ имеет несомненные преимущества.
Следовательно, в нашем исследовании конверсия доступа наблюдалась статистически значимо чаще у мужчин (что может быть обусловлено анатомическими особенностями — узкий таз) и в основном при раке прямой кишки и ректосигмоидного соединения. У женщин наряду с этими локализациями рака наблюдался рак правой половины ободочной и сигмовидной кишки, но не было такого преобладания рака прямой кишки, как у мужчин. По причинам конверсии доступа лидировали местно-распространенный характер опухоли, висцеральное ожирение и спаечный процесс в брюшной полости.
В ходе исследования также установлено, что конверсия доступа не увеличила продолжительность операции. Такие показатели, как объем интраоперационной кровопотери, количество послеоперационных осложнений и время нахождения в стационаре после операции, были выше, чем при лапароскопии, но не превышали данные показатели при открытых операциях по поводу колоректального рака.
Таким образом, основываясь на данных литературы и результатах собственного пилотного исследования, можно заключить, что конверсия доступа в лапароскопической хирургии колоректального рака может быть обусловлена как особенностями роста самой опухоли, так и клиническими характеристиками пациентов. Конверсия доступа в большинстве исследований, как и в нашем, не увеличивает частоту послеоперационных осложнений по сравнению с открытыми оперативными вмешательствами. Кроме того, конверсия лапароскопического доступа не ухудшает и онкологические результаты лечения. Худшие онкологические результаты при конверсии доступа в некоторых исследованиях могут быть обусловлены предсуществующими факторами, а не самим доступом. Тем не менее многие проблемы конверсии доступа все еще остаются дискутабельными. Это свидетельствует о том, что изучение конверсии лапароскопического доступа необходимо продолжить, а при отборе больных колоректальным раком для лапароскопической хирургии следует взвешенно оценивать риски и преимущества лапароскопии у пациентов с высокой вероятностью конверсии доступа.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Кит Олег Иванович — д. м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0003-3061-6108
Геворкян Юрий Артушевич — д.м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0003-1957-7363
Солдаткина Наталья Васильевна — д.м.н.; https://orcid.org/0000-0002-0118-4935
Харагезов Дмитрий Акимович — к.м.н.; https://orcid.org/0000-0003-0640-2994
Милакин Антон Григорьевич — хирург; https://orcid.org/0000-0001-7661-1340
Дашков Андрей Владимирович — к.м.н.; https://orcid.org/0000-0002-3867-4532
Егоров Георгий Юрьевич — https://orcid.org/0000-0002-1413-6406
Каймакчи Дмитрий Олегович — хирург; https://orcid.org/0000-0002-7556-9897
что это и как считать коэффициент конверсии
Коэффициент конверсии (CTR) – это
показатель, демонстрирующий соотношение целевых действий к количеству
переходов на сайт. Для его расчета используется формула: полученные
заявки / количество посещений x 100 %.
Для понимания рассмотрим простой пример. За неделю интернет-магазин
принял 2000 посетителей, которые оформили 50 покупок. В итоге конверсия
трафика составила: 50 / 2000 х 100 % = 2,5 %.
Конверсия во
многом определяет эффективность ведения бизнеса. Рост показателя
свидетельствует о том, что средства на привлечение трафика расходуются
правильно. В e-commerce удовлетворительный показатель CTR колеблется от
0,5 до 15 %. Все зависит от особенностей рынка. К примеру, недвижимость
редко покупают сразу после посещения сайта, а площадки служб такси очень
эффективно генерируют заявки.
Как добиться высокой конверсии
Для
выполнения целевого действия пользователю нужно преодолеть ряд
определенных этапов. Этот конверсионный путь в маркетинге называют
воронкой продаж. Для улучшения показателя CTR маркетологу нужно
оптимизировать каждый из 5 основных шагов.
1. Информирование о проблеме.
Начало взаимодействия с сайтом обычно не отличается целевой мотивацией.
«Холодные» пользователи еще не понимают, какую проблему сможет решить
бизнес. На этом этапе нужно коротко рассказать, какие преимущества
получит человек, если купит продукт компании. Важно вызвать живой
интерес, поэтому не стоит пытаться продать.
2. Знакомство. Допустим,
человек уже знает, что продукт компании или его аналоги существуют на
рынке. При этом он может не совершать никаких действий в направлении его
покупки. Для исправления ситуации маркетологу нужно «разогреть» интерес
пользователя. С помощью информации необходимо подтолкнуть к мысли о
том, что качество жизни или социальный статус будут улучшены после
покупки. Собственные выводы самые ценные, поэтому нужно подтолкнуть к
ним, а не хвалить продукт открыто. Если эта цель будет достигнута, то
уже на любом следующем этапе можно ожидать спонтанные покупки.
3. Конкурентная борьба. Информированные
и рациональные люди, а таких достаточно много, перед серьезной покупкой
стараются рассмотреть и проанализировать все возможные предложения. На
этом этапе бизнес должен рассказать о преимуществах сотрудничества
именно с ним. Предоставить всю необходимую потребительскую информацию, а
также предложить дополнительный сервис.
4. Убеждение. Когда
потребитель мысленно согласился с тем, что продукт ему нужен,
необходимо окружить его убедительными призывами к целевому действию.
5. Продажа. На
этапе оформления сделки у человека не должно возникать сомнений. Этот
процесс должен быть простым и понятным. К примеру, бизнес может
рассказать, что осталось всего 2 клика до возможности получить полезный
продукт.
При построении воронки продаж важно не давить на
потенциального покупателя. Не стоит торопить, иначе взаимодействие может
оборваться. Стабильно высокий коэффициент конверсии показывают сайты,
которые дают пользователям возможность подумать и сделать собственные
выводы.
Как увеличить конверсию трафика
Маркетинг
во многом пересекается с научной психологией. Здесь сложно заранее
делать однозначные выводы, ведь никто точно не знает, как отреагирует
аудитория на то или иное решение. К примеру, компания Bing решила
подсветить ссылки синим цветом, что в результате привело к повышению
дохода на $ 80 млн. Но есть универсальные методики, которые стабильно
помогают увеличивать показатель конверсии на сайте.
Комплексный редизайн.
На прибыльность проекта могут влиять даже самые, на первый взгляд,
незначительные элементы: позиционирование и размер кнопок, цветовые
решения, структура меню, шрифты и многое другое. Для определения слабых
мест необходимо пользоваться инструментами веб-аналитики. Особенно
хорошо в этом деле помогает «Яндекс.Вебвизор».
Редизайн главной страницы. Это
эффективный способ улучшения конверсии, который можно использовать
автономно, то есть не затрагивая другие страницы. Применяйте диаграмму
Гутенберга и F- и Z-паттерны, чтобы по-настоящему управлять вниманием
посетителей. Люди не читают сайт как книгу, а скорее сканируют его.
Чем важнее, тем выше.
Этот принцип соответствует самой распространенной модели взаимодействия
с сайтами. В верхней части страниц должна быть контактная информация,
меню, блок с акциями и самые привлекательные коммерческие предложения.
Скидки продают. Современные
продажи в интернете сложно представить без ярких специальных
предложений. Потребители хорошо реагируют на возможность получения
дополнительной выгоды. Работать со скидками и акциями нужно аккуратно.
Если это товары сознательного спроса, то нельзя просто повысить цену и
предложить скидку, выгода должна быть реальной. Блоки со скидками
обязательно должны присутствовать на главной странице. Они помогают
вовлечь пассивного пользователя в активное взаимодействие.
Создание эффективного УТП. Реальность
показывает, что коммерческой ниши без конкурентов не существует, при
этом ценовая политика у всех игроков обычно мало чем отличается. В такой
ситуации потребителю сложно определить, где именно лучше совершить
покупку. Разработка уникального торгового предложения поможет показать
преимущества бизнеса, которые недоступны у конкурентов. Без УТП сделки
во многом будут иметь случайный характер.
Убедительный призыв к действию.
Элементы CTA, или call to action, – это мощный фактор влияния на
конверсию в интернет-маркетинге. Чаще всего они выглядят как яркие
кнопки с коротким текстом. Обычно они используются для следующих целей:
- Сбора информации. Призыв поделиться опытом взаимодействия с продуктом или компанией.
- Мотивации к целевому действию. Для этого используются классические кнопки «Купить», «Заказать выезд замерщика» и пр.
- Распространения контента. Это призывы скачать коммерческое предложение, инструкцию и другие материалы.
На
заре развития интернет-маркетинга с помощью CTA-элементов специалисты
пытались привлечь внимание аудитории. Сегодня же пользователи уже
ожидают увидеть призывы. К примеру, если отказаться от яркой кнопки
«Купить», то конверсия неизбежно снизится. Люди просто привыкли
совершать заказы с помощью таких мотивационных функциональных элементов.
Кнопки должны быть заметными, контрастными, удобными и убедительными.
Это общие рекомендации, но есть вполне конкретные правила практической
работы с CTA-элементами, сформированные на базе обширного маркетингового
опыта.
Рассмотрим основные моменты, такие как:
- Позиционирование.
Блок с призывом к целевому действию лучше размещать в правой части
экрана. Слева располагается коммерческая информация, после ознакомления с
которой фокус внимания подсознательно перемещается в противоположную
сторону. Тесты показывают, что кнопки, расположенные справа, получают на
75 % больше кликов. - Тексты. По возможности нужно
использовать оригинальные креативы. Нужно помнить, что они должны
нравиться не маркетологу, а целевой аудитории. Поэтому их эффективность
можно измерить только с помощью сплит-тестирования. В стремлении
выделиться нужно не забывать о чувстве меры и целесообразности. К
примеру, в карточке товара все-таки лучше использовать традиционную
кнопку «Купить», а не «Приобрести». - Цветовые решения.
Кнопка с призывом одновременно должна сочетаться с общей концепцией
дизайна и быть контрастной. Хорошими вариантами считаются синий, красный
и зеленый цвета, но каждый из них нужно тестировать. - Количество.
Здесь все просто. Увеличение числа CTA-элементов на странице ведет к
резкому падению коэффициента конверсии. Несколько кнопок могут размыть
внимание пользователя, что заставит его сомневаться, а этого допускать
нельзя. - Выгода и интерес. Нет смысла оптимизировать кнопку, если предложение не вызывает потребительского интереса.
- «Бесплатно» продает.
Желание людей получить что-то бесплатно нельзя искоренить, но нужно
использовать. Кнопки с этим волшебным словом имеют очень высокую
конверсию. Предложить можно выезд замерщика, расчет стоимости, полезный
контент, демонстрационную продукцию и многое другое.
«Сквозная» шапка.
Главное меню должно оставаться в видимости пользователя вне
зависимости, на какой странице он находится и как глубоко вниз он ее
прокрутил. Возможность доступа к контактной информации, виртуальной
корзине или главному меню нельзя ограничивать.
Оригинальная реклама.
У большинства пользователей уже развилась так называемая баннерная
слепота: они просто не замечают рекламную информацию в стандартном
формате. Но это не значит, что нужно отказаться от баннеров. Необходимо
просто сделать их неожиданными и необычными. К примеру, можно внедрить в
баннер графический образ популярного кинематографического персонажа или
милое животное. К примеру, если реклама – это картинка с холодильником и
надписью «Купи сейчас и получи скидку 5 %», то она не будет работать. А
вот если милый мопс в спортивной форме предложит купить кроссовки, то
такой баннер точно привлечет внимание.
Продающие тексты.
Описания продукции должны не просто информировать, а формировать желание
купить прямо сейчас. Поэтому в них включают призывы и веские аргументы.
Описание товара должно быть полезным. К примеру, недостаточно сказать
«Угол обзора объектива этого видеорегистратора составляет 130°», так как
эта информация почти бесполезна для потребителя. Лучше сделать так:
«Угол обзора в 130° позволяет одновременно снимать три полосы движения».
Коммуникация.
Наличие на странице виджетов для обратной связи всегда улучшает
конверсию. Далеко не все посетители будут ими пользоваться, но их
присутствие будет выполнять функцию мощного фактора доверия. Важно,
чтобы диалоговые окна не раздражали. Нельзя пользоваться настройкой
автоматического появления, если окно чата перекрывает доступ к контенту,
так как это просто раздражает. Единственный допустимый вариант
автоматического появления большой диалоговой формы – это момент, когда
пользователь уже собирается закрыть вкладку. Не все любят
переписываться, поэтому на сайте необходимо предусмотреть функцию
«Перезвоните мне». Следите, чтобы все заявки на звонок оперативно
обрабатывались, иначе клиенты уйдут к конкурентам.
Знакомство с закулисьем. Для
увеличения конверсии нужно создать образ «живого» взаимодействия.
Стандартный интерфейс сайта не дает никакой информации о том, с кем
пользователь будет взаимодействовать после оформления покупки. Поэтому
нужно создать раздел с фотографиями с офиса, производства, кухни и пр.
Клиенту будет приятно, если он увидит на сайте фотографию «Менеджер
Татьяна», а в офисе его встретит этот же человек. Нужно помнить, что
стандартная фраза «Команда опытных специалистов» не вызывает доверия, а
фото реального замерщика Кирилла стимулирует к целевому действию.
Подведем итоги
Конверсия
– это базовый показатель эффективности в интернет-маркетинге.
Привлечение целевой аудитории на сайт – это дорогая и трудоемкая задача.
И если CTR будет низким, то, получается, деньги и усилия были потрачены
зря. Пользуйтесь нашими рекомендациями, тестируйте, изучайте аудиторию –
и коэффициент конверсии начнет увеличиваться.
Функции преобразования типов — служба поддержки Майкрософт
Каждая функция приводит выражение к определенному типу данных.
Синтаксис
CBool(
выражение
)
КБ (
выражение
)
CCur(
выражение
)
CДата(
выражение
)
CDbl(
выражение
)
CDec(
выражение
)
CInt(
выражение
)
КЛнг(
выражение
)
CSng(
выражение
)
CStr(
выражение
)
CVar(
выражение
)
Требуемый аргумент выражение представляет собой любое строковое выражение или числовое выражение.
Типы возврата
Имя функции определяет тип возвращаемого значения, как показано ниже:
Функция | Тип возврата | Диапазон для |
CBool | Логическое значение | Любая допустимая строка или числовое выражение. |
байт | Байт | от 0 до 255, |
CCur | Валюта | -922 337 203 685 477,5808 до 922 337 203 685 477,5807. |
CДата | Дата | Любое допустимое выражение даты. |
CDbl | Двойной | от -1,79769313486231E308 до |
CDec | Десятичный | +/-79 228 162 514 264 337 593 543 950 335 для чисел с нулевой шкалой, то есть чисел без десятичных знаков. Для чисел с 28 знаками после запятой диапазон равен |
Синт | Целое число | -32 768 до 32 767; дроби округлены. |
КЛнг | Длинный | -2 147 483 648 до 2 147 483 647; дроби округлены. |
CSng | Одноместный | -3.402823E38 до -1.401298E-45 для отрицательных значений; от 1.401298E-45 до 3.402823E38 для положительных значений. |
CStr | Строка | Возвраты для CStr зависят от выражения аргумент. |
CVar | Вариант | Тот же диапазон, что и у Двойное для числовых значений. Тот же диапазон, что и у String для нечисловых значений. |
Замечания
Если переданное в функцию выражение выходит за пределы диапазона преобразуемого типа данных, возникает ошибка.
В общем, вы можете документировать свой код, используя функции преобразования типов данных, чтобы показать, что результат некоторой операции должен быть выражен в виде определенного типа данных, а не типа данных по умолчанию. Например, используйте CCur для принудительной денежной арифметики в случаях, когда обычно используется арифметика с одинарной точностью, двойной точностью или целочисленная арифметика.
Вы должны использовать функции преобразования типов данных вместо Val , чтобы обеспечить преобразование из одного типа данных в другой с учетом международных стандартов. Например, когда вы используете CCur , разные десятичные разделители, разные разделители тысяч и различные параметры валюты правильно распознаются в зависимости от региональных настроек вашего компьютера.
Когда дробная часть равна точно 0,5, CInt и CLng всегда округляют до ближайшего четного числа. Например, 0,5 раунда до 0 и 1,5 раунда до 2. CInt и CLng отличаются от функций Fix и Int , которые усекают, а не округляют дробную часть числа. Кроме того, Fix и Int всегда возвращают значение того же типа, что и переданное.
Используйте функцию IsDate , чтобы определить, можно ли преобразовать дату в дату или время. CDate распознает литералы дат и литералы времени, а также некоторые числа, попадающие в диапазон допустимых дат. При преобразовании числа в дату вся числовая часть преобразуется в дату. Любая дробная часть числа преобразуется во время суток, начиная с полуночи.
CDate распознает форматы даты в соответствии с языковыми настройками вашей системы. Правильный порядок дня, месяца и года может быть не определен, если он предоставляется в формате, отличном от одной из распознаваемых настроек даты. Кроме того, длинный формат даты не распознается, если он также содержит строку дня недели.
Функция CVDate также предоставляется для совместимости с предыдущими версиями Visual Basic. Синтаксис функции CVDate идентичен функции CDate , однако CVDate возвращает Variant , подтипом которого является Date вместо фактического типа Date . Поскольку теперь существует встроенный тип Date , в CVDate больше нет необходимости. Тот же эффект может быть достигнут путем преобразования выражения в Date, , а затем присвоить его варианту . Этот метод согласуется с преобразованием всех других внутренних типов в их эквивалентные подтипы Variant .
Примечание: Функция CDec не возвращает дискретный тип данных; вместо этого он всегда возвращает Variant , значение которого было преобразовано в подтип Decimal .
Примеры запросов
| |
SELECT SalePrice,FinalPrice,CBool(SalePrice>FinalPrice) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «SalePrice», «FinalPrice» и оценивает, превышает ли SalePrice окончательную цену. Возвращает «-1», если истинно, и «0», если ложно. |
ВЫБЕРИТЕ ProductID, CByte (количество) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «Количество» в байтовый формат и отображает в столбце Expr1 Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «Количество» в формат валюты и отображает в столбце Expr1. |
ВЫБЕРИТЕ ProductID, CDate(DateofSale) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «DateofSale» в формат даты и отображает в столбце Expr1. |
ВЫБЕРИТЕ ProductID, CDbl(скидка) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «Скидка» в формат Double и отображает в столбце Expr1. |
ВЫБЕРИТЕ ProductID, CInt(скидка) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «Скидка» в целочисленный формат и отображает в столбце Expr1. |
ВЫБЕРИТЕ ProductID, CLng (скидка) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «Скидка» в длинный формат и отображает в столбце Expr1. |
ВЫБЕРИТЕ ProductID, CSng (скидка) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «Скидка» в формат Single и отображает в столбце Expr1. |
ВЫБЕРИТЕ ProductID, CStr(скидка) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «Скидка» в строковый формат и отображает в столбце Expr1. |
ВЫБЕРИТЕ ProductID, CVar(скидка) AS Expr1 FROM productSales; | Возвращает «ProductID», преобразует значения в поле «Скидка» в Double для числовых значений и String для нечисловых значений. |
Примеры VBA
Примечание. В следующих примерах показано использование этой функции в модуле Visual Basic для приложений (VBA). Для получения дополнительной информации о работе с VBA выберите Справочник разработчика в раскрывающемся списке рядом с Поиск и введите одно или несколько условий в поле поиска.
Функция CBool
Совет: Построитель выражений с IntelliSense, начиная с Access 2010, помогает создавать правильные выражения.
В этом примере функция CBool используется для преобразования выражения в Boolean . Если выражение дает ненулевое значение, CBool возвращает True ; в противном случае возвращается False .
Dim A, B, Check
A = 5: B = 5 ' Инициализировать переменные.
Check = CBool(A = B) ' Проверка содержит True.
A = 0 'Определить переменную.
Check = CBool(A) ' Проверка содержит False.
CByte Функция
В этом примере используется функция CByte для преобразования выражения в байт .
Dim MyDouble, MyByte
MyDouble = 125,5678 ' MyDouble является двойным.
MyByte = CByte(MyDouble) ' MyByte содержит 126.
Функция CCur
В этом примере функция CCur используется для преобразования выражения в числовое значение 9.0005 Валюта .
Dim MyDouble, MyCurr
MyDouble = 543,214588 ' MyDouble является двойным.
MyCurr = CCur(MyDouble * 2)
' Преобразование результата MyDouble * 2 (1086,429176) в валюту
(1086,4292).
Функция CDate
В этом примере используется функция CDate для преобразования строки в Date . Как правило, жесткое кодирование даты и времени в виде строк (как показано в этом примере) не рекомендуется. Используйте литералы даты и литералы времени, например #2/12/19.Вместо этого 69# и #16:45:23#.
Dim MyDate, MyShortDate, MyTime, MyShortTime
MyDate = "12 февраля 1969"
' Преобразование в тип данных Date.
MyShortDate = CDate(MyDate)
MyTime = "16:35:47"
' Преобразовать в тип данных Дата.
MyShortTime = CDate(MyTime)
Функция CDbl
В этом примере функция CDbl используется для преобразования выражения в Двойной .
Dim MyCurr, MyDouble
MyCurr = CCur(234.456784)
' Преобразовать результат в Double.
MyDouble = CDbl(MyCurr * 8,2 * 0,01)
Функция CDec
В этом примере функция CDec используется для преобразования числового значения в Decimal .
Dim MyDecimal, MyCurr
MyCurr = 10000000.0587 ' MyCurr — это валюта.
MyDecimal = CDec(MyCurr) ' MyDecimal является десятичным числом.
Функция CInt
В этом примере функция CInt используется для преобразования значения в целое число .
Dim MyDouble, MyInt
MyDouble = 2345,5678 ' MyDouble является двойным.
MyInt = CInt(MyDouble) ' MyInt содержит 2346.
Функция CLng
В этом примере используется функция CLng для преобразования значения в Long .
Dim MyVal1, MyVal2, MyLong1, MyLong2
MyVal1 = 25427,45
MyVal2 = 25427,55 ' MyVal1, MyVal2 являются двойными.
MyLong1 = CLng(MyVal1)
' MyLong1 содержит 25427.
MyLong2 = CLng(MyVal2)
' MyLong2 содержит 25428.
Функция CSng
В этом примере функция CSng используется для преобразования значения в Single .
Dim MyDouble1, MyDouble2, MySingle1, MySingle2
' MyDouble1, MyDouble2 являются двойными.
MyDouble1 = 75,3421115: MyDouble2 = 75,3421555
MySingle1 = CSng(MyDouble1)
' MySingle1 содержит 75,34211.
MySingle2 = CSng(MyDouble2)
' MySingle2 содержит 75.34216.
Cstr Функция
В этом примере используется функция CStr для преобразования числового значения в строку .
Dim MyDouble, MyString
MyDouble = 437,324 ' MyDouble является двойным.
MyString = CStr(MyDouble)
' MyString содержит "437.324".
Функция CVar
В этом примере функция CVar используется для преобразования выражения в вариант .
Dim MyInt, MyVar
MyInt = 4534 ' MyInt является целым числом.
MyVar = CVar(MyInt & "000")
' MyVar содержит строку 4534000.
Преобразование таблиц, форм и отчетов Microsoft Access
Редактировать
Твиттер
Фейсбук
Электронная почта
- Статья
Применимо к : Access 2013, Office 2013
Некоторые изменения, внесенные в Microsoft Access 2002, могут повлиять на работу приложений версии 1. x или 2.0. В следующих разделах содержится дополнительная информация об этих изменениях.
Индексы и отношения
Таблица Microsoft Access может содержать до 32 индексов. Очень сложные таблицы, которые являются частью многих отношений, могут превысить предел индекса, и вы не сможете преобразовать базу данных, содержащую эти таблицы. Ядро базы данных Microsoft Access создает индексы по обе стороны отношений между таблицами. Если ваша база данных не будет преобразована, удалите некоторые связи и повторите попытку преобразования базы данных.
Свойство LimitToList полей со списком
В Microsoft Access 2002 или более поздней версии поля со списком принимают значения Null , когда для свойства LimitToList установлено значение True (–1), независимо от того, содержит ли список значений Null . В версии 2.0 поле со списком, в котором для свойства LimitToList задано значение True , не будет принимать значение Null , если только список не содержит значение Null . Если вы хотите запретить пользователям вводить значение Null с помощью поля со списком, установите Обязательное свойство поля в таблице на Да .
Чтобы сделать доступными дополнительные функции при активации объектов OLE на месте, некоторые команды меню могли быть перемещены в меню, которое не заменяется при активации сервера OLE.
Макросы в преобразованном приложении, использующие действие DoMenuItem для выполнения команды меню версии 2.0 при активации компонента, не будут затронуты изменениями. Команды версии 2.0 сопоставляются с их эквивалентами в более поздних версиях Microsoft Access.
Ссылка на элемент управления в форме только для чтения
В Microsoft Access 2002 или более поздней версии нельзя использовать выражение для ссылки на значение элемента управления в форме только для чтения, привязанной к пустому источнику записи. В предыдущих версиях выражение возвращало значение Null . Прежде чем ссылаться на элемент управления в форме только для чтения, необходимо убедиться, что источник записей формы содержит записи.
Поля даты и ввод данных
Если ввести 3/3 в поле типа Дата в форме или таблице данных, текущий год автоматически добавляется в Microsoft Access 2002 или более поздней версии. Однако, если вы введете 3/3/ в том же поле Microsoft Access возвращает сообщение об ошибке. Вы должны опустить последний разделитель даты, чтобы Microsoft Access мог преобразовать дату в правильный формат.
Кнопки, созданные с помощью Мастера командных кнопок
Если вы использовали мастер командных кнопок в версии 2.0 или 7.0 Microsoft Access для создания кода, вызывающего другое приложение, вам следует удалить кнопку и создать ее заново с помощью Мастера командных кнопок в Microsoft Access 2002 или более поздней версии.
Модули классов форм и отчетов
В версиях Microsoft Access до 2002, Формы и Отчеты объекты имеют связанные модули классов, даже если за объектом нет кода. В Microsoft Access 2002 или более поздней версии для свойства HasModule формы или отчета можно установить значение False . Если вы установите для свойства HasModule значение False , форма или отчет будут занимать меньше места на диске и загружаться быстрее, поскольку у них больше не будет связанного модуля класса.
Преобразованный отчет версии 2.0 имеет другие поля
Вы можете столкнуться с проблемами при попытке распечатать или просмотреть отчет в Microsoft Access 2002 или более поздней версии, который был преобразован из Microsoft Access 2.0, если в отчете некоторые поля установлены на 0. При преобразовании в отчете Microsoft Access 2.0 поля не равны 0; вместо этого они устанавливаются на минимальное поле, допустимое для принтера по умолчанию. Это предотвращает печать отчета в непечатаемой области принтера.
Чтобы решить эту проблему, уменьшите ширину столбца, расстояние между столбцами или количество столбцов в отчете, чтобы ширина столбцов плюс ширина полей по умолчанию были равны ширине бумаги или меньше ее.