Содержание
Как устроены Яндекс.Карты. Лекция Владимира Зайцева в Яндексе / Хабр
Яндекс.Карты – это высоконагруженный картографический портал, который работает с огромными объемами данных. В своей лекции Владимир Зайцев рассказывает старшеклассникам – студентам Малого ШАДа – о том, как создавать и поддерживать такие ресурсы, и о технологиях, которые для этого используются. А также на примерах объясняет, какие можно разрабатывать инструменты и проводить исследования на базе полученных данных.
Попробуем разобраться в том, что такое Яндекс.Карты так, как если бы мы ничего о них не знали, и слышим о них впервые. Если смотреть на них в общем, то это большой сайт, на котором собрано несколько сервисов:
- Спутниковые снимки и карта
- Народная карта
- Поиск
- Пробки
- Маршрутизатор и навигация
- Панорамы
- API
Спутниковые снимки и карта
Конечно же, все начинается с карты. Представим, что мы рассказываем своему приятелю, как добраться до вашей дачи. Ну и нарисовали небольшую карту, по которой он сможет пройти от электрички до вашего дома. Он по этой доге прошел и записал GPS-трек. Если вы потом попробуете наложить этот трек на карту, ничего хорошего из этого не выйдет, они просто не будут совпадать. Как же составить такую карту, которая соответствовала бы реальному GPS-треку? Например, мы при помощи лазерного дальномера с разных точек отмерять расстояния до различных точек на местности, а при помощи компаса вычисляем азимуты. При должной аккуратности измерений, у нас уже есть некоторый шанс, что после наложения у нас получится достаточно точная карта, которая будет совпадать с GPS-треком.
Но если применять этот метод для составления более масштабных карт, процесс окажется слишком длительным и трудоемким. Поэтому сегодня для этих целей применяются более технологичные решения. Например спутниковая фотосъемка. Спутники летают над Землей на высоте 200-500 километров и делают фотоснимки при помощи вот таких объективов:
Спутник вращается вокруг Земли, а наша планета вращается вокруг своей оси, поэтому если спроецировать траекторию спутника на ее поверхность, получится синусоида. При этом траектория спутника при каждом обороте будет немного смещаться, так что через некоторое количество облетов можно будет заснять всю поверхность Земли.
Но есть две проблемы. Во-первых пролеты над какими-то территориями обязательно придутся на ночное время. А ночные спутниковые снимки представляют исключительно эстетическую ценность, для картографии они бессмысленны. Это обязательно нужно учитывать, и снимать только освещенные части, что может потребовать большего количества пролетов. Вторая проблема – это облачность. Если часть города при съемке закрывают облака, то нам потребуется при следующем пролете спутника над ним снимать эту часть заново. Но если в следущий раз спутник полетит над этим городом в другое время, тени будут направлены в совершенно другую сторону. И если мы совместим два снимка, у нас будет ощущение диссонанса. Поэтому такие спутники летают по солнечно-синхронной орбите, рассчитанной таким образом, чтобы каждый пролет спутника над определенной местностью приходился на одно и то же локальное время.
Итак мы произвели фотосъемку, склеили фотографии, получили одно большое полотно в высоком разрешении. Но съемка производилась с какой-то одной точки, так что некоторые углы у нас будут искажаться. Чтобы скомпенсировать искажения нужно всю картинку перепроецировать. Сделать так, будто каждая фотография была сделана именно над этой точкой.
Есть и еще одна проблема спутниковой съемки. Мы ведь хотим получить цветные фотографии, но при проходе через атмосферу световые лучи разного спектра преломляются по-разному. Поэтому цветной снимок высокого разрешения из космоса сделать не получается. Делается по два снимка. Один – черно-белый, высокого разрешения, а второй меньшего разрешения, но цветной. Затем цветной снимок растягивают и накладывают как текстуру на черно-белый. Это становится заметно, когда в кадр попадают быстродвижущиеся объекты, например, самолеты.
Итак, мы произвели съемку, цветокоррекцию и почие необходимые манипуляции, уложили все эти терабайты данных в хранилища, сделали на их основе карты. Но почему бы не отдать пользователям и сами спутниковые снимки. Ведь посмотреть на них тоже полезно и интересно. На Яндекс.Картах эта функция появилась в 2004 году. Интернет тогда был помедленнее, чем сейчас, и передавать большие данных было не так просто. Поэтому большие картинки разбили на тайлы, умещающиеся ровно в один пользовательский экран.
Но вернемся к самим картам. Допустим, мы смогли разметить на снимках дороги, дома, подписать адреса. В итоге у нас получится вот такая картинка:
Теперь нам эту карту нужно раскрасить. Если мы раскрасим кварталы, дома, дороги и водоемы в разные цвета, получится у нас вот что:
Уже не так плохо, но мы-то хотим добиться совсем другого результата:
На самом деле, перед нами стоит сразу несколько задач. Во-первых, выделить из всего многообразия объектов самые значимые, и в зависимости от масштаба добавлять или убирать менее значимые. Кроме того, есть много пользователей с искажениями зрительного восприятия: примерно десять процентов мужчин страдают такими заболеваниями. И это тоже нужно принимать во внимание. На картинке ниже можно посмотреть, как видят карту люди страдающие дальтонизмом:
Как видно, карта остается вполне читаемой, так как цветовая палитра специально подобрана таким образом, чтобы цвета не сливались при наиболее часто встречающихся искажениях зрительного восприятия.
Еще один момент, который нужно учитывать при выборе цветовой палитры заключается в том, что карты часто печатают на черно-белых принтерах, и монохромная карта тоже должна оставаться читаемой:
Народная карта
Россия – огромная страна. Составление подробной карты всей ее территории требует огромных ресурсов. Поэтому, было решено предоставить пользователям возможность самостоятельно размечать те территории, где детализация карт недостаточна. Для этого нужно было реализовать следующие функции:
- доступ к спутниковым снимкам;
- инструмент для рисования и подписей;
- одновременная правка;
- моментальное отображение;
- надежность хранилища.
Доступ к спутниковым фотографиям у пользователей на тот момент уже был, все остальные необходимые инструменты также были постепенно созданы. И вот когда была реализована функция онлайн-рендеринга, появилась идея отображения на карте информации о состоянии на дорогах.
Пробки
Подробно о том, как работают Яндекс.Пробки уже рассказывал в своей лекции Леонид Медников, ну а общее представление можно составить из этой картинки:
Досмотрев лекцию до конца, вы узнаете, как устроены не менее интересные компоненты Яндекс.Карт: маршрутизация, Панорамы и API.
«Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» смогут работать без интернета :: Autonews
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Autonews
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Читайте также
Фото: Mos.ru, Яндекс
Приложения «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» теперь могут искать адреса и строить автомобильные маршруты без подключения к интернету. Офлайн-режим включается автоматически, когда сигнал мобильной сети становится слабым или совсем пропадает. Для этого необходимо сохранить карты региона в памяти устройства, сообщает пресс-служба «Яндекса».
«Офлайн-режим пригодится не только за городом, где много глухих зон, в которых теряется подключение к сети. В больших городах тоже хватает мест, куда не проникает мобильный интернет. Например, теперь не нужно сначала выезжать с подземной парковки, чтобы построить маршрут — он будет рассчитан сразу», — говорится в сообщении компании.
adv.rbc.ru
В «Яндексе» подчеркнули, что если интернет отключится уже в пути, приложение продолжит предупреждать о скоростных ограничениях и подсказывать водителю маневры. А если тот пропустит свой поворот — сразу перестроит маршрут.
С помощью офлайн-режима водители также смогут сэкономить на роуминге в дальних поездках. Для этого необходимо заранее скачать карты всех регионов, а в поездке отключить мобильный интернет. Проверить актуальность загруженных карт можно в любой момент — в настройках приложения.
Ранее компания «Яндекс» разработала новую платформу для мультимедийных систем автомобилей под названием «Яндекс.Авто». Комплекс сервисов получил голосовое управление и единый интерфейс.
Благодаря новой технологии, на одном экране доступна информация сразу нескольких сервисов. Например, в одной части дисплея можно следить за подсказками «Яндекс.Навигатора», а в другой — смотреть прогноз «Яндекс.Погоды» и при этом слушать музыку.
Новости
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Как зайти на Яндекс карты
Яндекс предоставляет услуги картографирования изображений в качестве альтернативы аналогичным сервисам, таким как Google Maps, OpenStreetMap и т. д. Яндекс предоставляет пользователям доступ к серверам тайловых карт (XYZ/TMS) для всей планеты, но с большей диффузией и детализацией для стран Восточной Европы.
Карты Яндекса, настроенные как динамические фоновые карты «Пространственный менеджер»
Хотя Яндекс — это глобальная сервисная платформа в Интернете, в этом посте блога мы сосредоточимся на доступе и использовании Карты Яндекса и их конфигурация и приложение в «Пространственном менеджере» в качестве пользовательских динамических фоновых карт
Как упоминалось выше, этот картографический сервер использует спецификации и протоколы XYZ/TMS , аналогичные, например, серверам Google Maps , широко обсуждаемым в этом блоге , хотя необходимо отметить некоторые отличительные нюансы:
Далее вы можете найти несколько примеров URL-адресов, подходящих для доступа к картам Яндекса:
Дорожная карта (русские топонимы) :
http:// vec{01,02,03,04} .maps.yandex.net/tiles? l=map & lang=ru-RU &v=2.26.0&x={x}&y={y}&z={level}
Дорожная карта (американские английские топонимы) :
http:// vec{01,02,03,04} .maps.yandex.net/tiles? l=map & lang=en-US &v=2.26.0&x={x}&y={y}&z={level}
Спутник :
http:// sat{01,02,03,04} .maps.yandex.net/tiles? l=sat &&v=2. 26.0&x={x}&y={y}&z={level}
Только дороги (которые вы можете Вынести на передний план над объектами чертежа/карты):
http:// vec{01,02,03,04} .maps.yandex.net/tiles? l=skl &v=2.26.0&x={x}&y={y}&z={level}
Детализация параметров:
- «http://vec» или «http://sat» : Картографические серверы (см. выше)
- «{01,02,03,04}» : Поддомены доступны на этих серверах (узнайте больше о в этой записи блога )
- « l= «: Слой карты
- «lang=» (опционально): Язык для карты Топонимы, в соответствии со спецификациями стандартный двухсимвольный код ISO
Вышеприведенные видеоролики покажут вам, как работать с Яндекс-картами в «Пространственном менеджере» (и небольшой трюк для получения Гибридных карт — Спутник + Дороги — в версиях приложения САПР)
Узнайте больше о настройке фоновых карт пользовательской динамики в «Spatial Manager»:
- Пространственный менеджер для AutoCAD
- Пространственный менеджер для BricsCAD
- Пространственный менеджер для ZWCAD
- Рабочий стол Spatial Manager
Примечание. В «Пространственном менеджере» для версий САПР (AutoCAD, BricsCAD и ZWCAD) функциональность фоновых карт доступна только в редакциях Standard и Professional
Related Posts
09
21 сентября
Новая палитра просмотра улиц в «Пространственном менеджере» (версии САПР) позволяет визуализировать динамические изображения Google Street View непосредственно в приложении САПР, выбрав точку на любом.. . больше
02
21 МАРТА
Услуга Airbus OneAtlas обеспечивает доступ к спутниковым снимкам высокого разрешения, инновационной геопространственной аналитике и отраслевой информации. В этом посте объясняется, как настроить фоновые карты «Пространственного менеджера» для динамического доступа… more
19
21 января
«Пространственный менеджер» (версии САПР) позволяет захватывать области фоновых карт в виде статических изображений в различные форматы изображений, но и в виде OLE-изображений, встроенных в чертеж, что упрощает. .. more
25
AUG.20
Технология фоновых карт, встроенная в Spatial Manager, обеспечивает доступ к определяемым пользователем картографическим серверам WMTS, WMTS и XYZ/TMS, а также включает доступ к некоторым наиболее широко используемым изображениям. . more
Яндекс Навигатор vs Яндекс Карты и Навигатор
Яндекс Карты — идеальное приложение для навигации по городу вокруг вас. Яндекс Карты содержат множество полезных функций, которые помогут вам передвигаться с комфортом и легкостью. Есть навигатор с информацией о пробках и камерах и голосовой помощник Алиса. Есть поиск мест по адресу, названию или категории. Общественный транспорт, такой как автобусы, троллейбусы и трамваи, движется по карте в режиме реального времени. Выберите любой вид транспорта, чтобы добраться до места назначения. Или создайте пешеходный маршрут, если хотите.
Навигатор
• Прогнозы дорожного движения в режиме реального времени помогут вам двигаться и избегать пробок.
• Голосовые подсказки о поворотах, камерах, ограничениях скорости, авариях и дорожных работах, которые помогут вам ориентироваться, не глядя на экран.
• Алиса также на борту: она поможет вам найти место, создать маршрут или позвонить по номеру из вашего списка контактов.
• Приложение рекомендует более быстрые маршруты, если условия движения изменились.
• Для навигации в автономном режиме просто загрузите автономную карту.
• Вы можете использовать приложение на экране автомобиля через Android Auto.
• Городская парковка и плата за парковку.
• Оплачивайте бензин в приложении на более чем 8000 АЗС по всей России.
Поиск мест и предприятий
• Удобный поиск в бизнес-каталоге с помощью фильтров и получение подробных адресных результатов с входами и проездами.
• Найдите все, что вам нужно знать о бизнесе: контактную информацию, время работы, список услуг, фотографии, отзывы посетителей и рейтинг.
• Проверьте внутренние карты крупных торговых центров, вокзалов и аэропортов.
• Нет интернета? Поиск с помощью офлайн-карты.
• Сохраняйте кафе, магазины и другие любимые места в Мои места и просматривайте их на других устройствах.
Общественный транспорт
• Маршрутные автобусы, трамваи, троллейбусы и маршрутки в режиме реального времени.
• Выберите отображение только выбранных маршрутов.
• Получите расписание общественного транспорта на следующие 30 дней.
• Проверьте предполагаемое время прибытия на остановку.
• Найдите остановки общественного транспорта, станции метро и другие важные объекты.
• Заранее узнавайте о пробках на станциях метро.
• Получите информацию о наиболее удобных выездах и пересадках на вашем маршруте.
• Проверьте, нужен ли вам первый или последний вагон метро – полезная функция для тех, кто путешествует на метро в Москве, Новосибирске или Санкт-Петербурге.
Маршруты для любого вида транспорта
• На автомобиле: Навигация, учитывающая условия движения и предупреждающая камера.
• Пешком: Голосовые подсказки облегчают прогулку, не глядя на экран.
• На общественном транспорте: Отслеживайте свой автобус или трамвай в режиме реального времени и проверяйте ожидаемое время прибытия.
• На велосипеде: Будьте предупреждены о пересечениях и выездах на автомагистрали.
• На скутере: мы порекомендуем велосипедные дорожки и тротуары и по возможности поможем вам избежать лестниц.
Делаем города удобнее
• Записывайтесь на прием в салоны красоты онлайн в любое время дня (или ночи!).
• Заказывайте еду в кафе и ресторанах и забирайте ее по дороге домой или на работу.
• Заказывайте электросамокаты для катания по Москве и Краснодару.
• Заказать такси прямо из приложения.
И многое другое
• Загрузите карты для создания маршрутов и поиска мест и адресов в автономном режиме.
• Никогда не заблудитесь в незнакомых местах с панорамами улиц и режимом 3D.
• Переключайтесь между типами карт (Карта, Спутник или Гибрид) в зависимости от ситуации.