Содержание
Комментарий к Ст. 1274 ГК РФ
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
Комментарий к Ст. 1274 ГК РФ:
1. См. пункт 1 комментария к ст. 1273 ГК РФ.
2. В пункте 1 комментируемой статьи перечислены шесть случаев свободного безвозмездного использования произведений, которое может осуществляться «с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования».
Под именем автора следует понимать имя, указанное на произведении; если автор выступает под псевдонимом, псевдоним должен быть указан вместо имени. Под источником заимствования можно понимать прежде всего название произведения либо место и время обнародования, опубликования или появления иного источника, содержащего произведение. Таким образом, «источник заимствования» может быть истолкован по-разному.
На практике возникают вопросы, как следует оценивать различные случаи использования произведений, которые хотя и подпадают по своему содержанию под один из подпунктов п. 1, но не содержат указания имени автора и источника заимствования либо содержат эти указания не полностью: подпадают эти случаи под действие п. 1 или мы имеем дело с нарушением имущественных прав, личных прав, либо с нарушением как личных, так и имущественных прав?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует: следует дополнительно учитывать объем использования, наличие или отсутствие признаков присвоения авторства (плагиата), вину пользователя, практику того или иного свободного использования.
В частности, следует считать допустимым и подпадающим под п. 1 комментируемой статьи использование короткой цитаты. Например, все прошло, как с белых яблонь дым — с указанием за ней в скобках: Сергей Есенин (без указания каких-либо источников заимствования), и даже без указания имени автора, но тогда эта цитата обязательно должна быть взята в кавычки.
3. В подпункте 1 п. 1 указывается на два случая свободного использования — цитирование и использование в форме обзоров печати.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
И в том и в другом случае возможно использование чужого произведения «в оригинале и в переводе». Это выражение означает, что при таких случаях свободного использования не допускается использовать произведение в других формах переработки (переделки), кроме перевода. Вместе с тем следует считать допустимым внесение в чужое используемое произведение некоторых редакционных поправок (перестановка слов, замена времени глагола и т.п.), не приводящих, однако, к искажению произведения.
Выражение «в оригинале или в переводе», хотя и не содержится в подп. 2 — 5 п. 1 комментируемой статьи, по смыслу применимо и должно применяться для определения пределов свободного использования на основе норм этих подпунктов.
4. Цитирование — первый случай свободного использования, указанный в подп. 1, — это включение в свое произведение чужого произведения (обычно частей чужого произведения). Под частью чужого произведения имеется в виду часть, охраняемая авторским правом: использование в своем произведении частей чужого произведения, которые не охраняются авторским правом (в частности, относящихся к содержанию произведения), выходит за сферу действия авторского права и анализируемого подпункта и всегда осуществляется свободно.
Обычно цитирование осуществляется в отношении литературных произведений, однако в музыковедческой литературе допускается цитирование из музыкальных произведений.
Цитата всегда должна быть отделена от основного текста, выделена из него. Если неясно, где цитата начинается и где заканчивается, то это не цитата.
Включение в аудиовизуальные произведения фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из контекста произведения, следует рассматривать как цитирование, если в конечных титрах аудиовизуального произведения указано, что «использованы фрагменты» из определенных произведений.
На вопрос, можно ли рассматривать как цитату включение произведения искусства или фотографии в коллаж, может быть дан положительный ответ, если это обусловлено какой-либо допустимой целью цитирования.
Указывается, что свободное цитирование допустимо в «научных, полемических, критических или информационных целях». Если цитирование производится в иных целях, оно должно быть основано на договоре с правообладателем. В частности, цитирование, направленное на усиление художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем, не может осуществляться свободно. Так, если бы произведения М.Ю. Лермонтова охранялись авторским правом, В. Катаев должен был бы получить согласие на включение его стихотворения в роман «Белеет парус одинокий».
Однако в научно-художественной литературе допустимо свободное цитирование.
Объем цитирования определяется его целью: если критикуется одна строка песни, нельзя цитировать песню целиком, и т.п. В виде цитаты может быть использовано и все произведение целиком.
5. Второй случай свободного использования, подпадающий под подп. 1 п. 1, — воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. В анализируемой норме воспроизведение отрывка в обзоре печати названо разновидностью цитирования. Поэтому к данному случаю свободного использования применимы положения, касающиеся формы использования произведения (в оригинале или в переводе) и цели использования.
В некоторых случаях обзор печати представляет собой новое, целостное составное произведение; тогда использование чужого произведения в таком обзоре рассматривается как цитирование.
Обзор печати может не приводить к созданию нового произведения; это лишь «россыпь» отрывков из газетных и журнальных статей. Такое свободное использование тоже подпадает под подп. 1, но уже как самостоятельный случай свободного использования.
Обзоры поступивших в редакцию СМИ писем читателей не подпадают под нормы подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, так как сами письма не были опубликованы; однако если поступившие в редакцию СМИ письма не искажаются, можно полагать, что они могут использоваться свободно.
6. В подпункте 2 п. 1 данной статьи устанавливается возможность свободного использования некоторых произведений в учебных целях. Для применения данной нормы учебная цель — ключевое понятие; она может частично совпадать с целью просвещения, образования, с научной целью, но полного совпадения здесь нет.
Под произведениями, которые могут свободно использоваться в соответствии с данной нормой, имеются в виду любые правомерно обнародованные произведения и отрывки из них (их части).
Эти произведения могут использоваться свободно в качестве иллюстраций (т.е. в качестве примеров для подкрепления каких-то положений) в произведениях учебного характера, а именно: 1) в изданиях; 2) радио- и телепередачах; 3) в звуко- и видеозаписях. Следует надеяться, что судебная практика распространит этот случай свободного использования на доведение до всеобщего сведения (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Объем включения чужих произведений в виде иллюстраций в произведения учебного характера должен определяться учебной целью.
Исходя из общего смысла этой нормы, чужое произведение может использоваться в этом случае и в переводе; однако иная переработка может осуществляться лишь с согласия правообладателя.
Указанные выше учебные произведения вместе с иллюстрациями могут затем воспроизводиться, распространяться, сдаваться в прокат, доводиться до всеобщего сведения свободно, т.е. без согласия со стороны владельцев исключительных прав на приложенные к ним (или — включенные в них) иллюстрации.
Термин «иллюстрация» используется здесь в широком значении этого слова: это не только фото, репродукция произведения изобразительного искусства, но и иллюстративное использование литературного произведения. Иллюстрация должна быть воплощена в том же материальном объекте, что и основное, учебное произведение. Отдельно изданная хрестоматия, отдельный диск с записью песен и т.п. не могут считаться иллюстрациями.
7. Различные случаи свободного использования, подпадающие под подп. 3 п. 1, объединяет текущий, актуальный характер используемого материала. Это — газетные и журнальные статьи по экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; переданные в эфир произведения такого же характера. Свободно используемое произведение обязательно должно быть злободневным. Различные обозрения, аналитические материалы, как можно полагать, под эту категорию не подпадают.
Такие статьи актуального, текущего характера иногда сопровождаются фотографиями, рисунками, схемами. Следует полагать, что, поскольку такие объекты составляют часть актуальной статьи, они могут использоваться свободно.
Свободное использование состоит в том, что указанные опубликованные в прессе или переданные в эфир актуальные произведения затем могут быть воспроизведены в прессе (с дальнейшим распространением экземпляров), сообщены в эфир или по кабелю.
Следует надеяться, что судебная практика распространит этот случай свободного использования на доведение произведения до всеобщего сведения (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
8. Свободное использование, упомянутое в подп. 3 п. 1, не может, однако, осуществляться, если правообладатель специально его запретил. Такой специальный запрет может быть установлен прямо или косвенно. Прямой и наиболее полный запрет может быть установлен следующим указанием: «Свободное использование настоящего произведения на основе подп. 3 п. 1 ст. 1274 ГК РФ запрещается». Краткая форма прямого запрета — указание «Перепечатка запрещена». Наконец, косвенный запрет — помещение рядом с произведением знака охраны авторского права (ст. 1271 ГК РФ). Следует считать, что помещение на номере газеты или журнала в целом знака охраны авторского права или указания «Перепечатки запрещаются» не является таким специальным запретом.
9. В подпункте 4 п. 1 комментируемой статьи указывается случай свободного использования произведений, для понимания которого важны два ключевых слова: речь идет о свободном использовании произведений, носящих политический характер, а само свободное использование преследует информационные цели.
Произведения, которые могут свободно использоваться, — это политические речи, обращения, доклады, выступления, причем произнесенные публично. Кроме литературного текста, указанные произведения могут включать также диаграммы, рисунки, чертежи, схемы и т. п.
По-видимому, под эту категорию подпадают и интервью политических деятелей. Однако чисто научные доклады, даже если они произносятся политическими деятелями, выходят за рамки этой категории.
Произведения данной категории могут быть свободно воспроизведены в прессе (т.е. в газетах и журналах, сообщены в эфир или по кабелю), но только в объеме, оправданном информационной целью. При этом небольшие по объему или очень важные политические произведения могут быть использованы целиком. На практике такие произведения часто используются в критических и полемических целях; эти цели тесно переплетаются с информационными.
Следует надеяться, что судебная практика распространит этот случай свободного использования на доведение произведения до всеобщего сведения (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
10. В соответствии со второй фразой подп. 4 п. 1 комментируемой статьи за авторами указанных публично произнесенных политических речей «сохраняется право на их опубликование в сборниках».
Сама эта норма никаких возражений не вызывает; однако возникает вопрос: кто вообще имеет право на использование произведений, указанных в подп. 4 п. 1? Ответ не вызывает сомнений: исключительное право на использование такого произведения принадлежит автору или иному правообладателю. Поэтому следует считать, что вне пределов свободного использования, указанных в первой фразе подп. 4 п. 1, все права на использование произведений указанных категорий принадлежат их правообладателям, и никакие выводы a contrario из второй фразы подп. 4 п. 1 делать не следует.
11. Подпункт 5 п. 1 комментируемой статьи относится к произведениям, которые случайно или попутно включены в состав других произведений.
Последние произведения условно названы «обзоры текущих событий». Очевидно, что это какие-то актуальные, злободневные произведения. Это могут быть действительно обзоры текущих событий в виде аудиовизуального произведения (хроника дня и т.п.) или звукозаписи. Но сюда же относятся и фотографии с места события.
В обзоре текущих событий (включая в это понятие упомянутые фотографии) случайно или попутно может быть использовано какое-либо произведение другого автора: «фоновая» музыка, изображение картины или скульптуры на заднем плане и т.п. Подпункт 5 п. 1 устанавливает свободное использование этих чужих произведений, включенных в обзоры текущих событий. Включение в обзоры текущих событий этих чужих, свободно используемых произведений может быть осуществлено только в объеме, оправданном информационной целью. Эти произведения, иными словами, не должны специально «подставляться» для включения в обзор текущих событий.
12. Норма, содержащаяся в подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, сформулирована крайне запутанно, и из нее практически невозможно понять, содержит ли она ограничения, касающиеся способов использования упоминаемого здесь обзора событий. В связи с этим следует считать, что наилучшим является толкование, сводящееся к тому, что данная норма не содержит ограничений, касающихся способов использования указанного обзора событий.
13. В соответствии с подп. 6 п. 1 любое правомерно опубликованное (не обнародованное, а именно опубликованное) произведение может быть свободно воспроизведено в такой форме, чтобы оно стало доступным для слепых людей. Обычная форма такого воспроизведения — рельефно-точечный шрифт; но, очевидно, это может быть и иная форма, например «говорящая книга».
При этом должно быть соблюдено одно дополнительное условие: такое воспроизведение и, видимо, дальнейшее распространение произведения в такой форме должны осуществляться без извлечения прибыли, т.е. либо бесплатно, либо за плату, но продажная цена не может быть выше себестоимости.
Следует полагать, что при этом произведение нельзя перерабатывать, но переводить на другой язык — допустимо.
Указанный случай свободного использования произведений для слепых не относится к тем произведениям, которые специально созданы для слепых, т.е. для использования в указанных особых формах.
14. Термин «воспроизведение», применяемый в подп. 1, 3, 4 п. 1 комментируемой статьи, включает в себя «распространение» полученных экземпляров.
В некоторых случаях свободное использование может одновременно подпадать под два или большее число подпунктов п. 1 комментируемой статьи.
15. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правила свободного использования произведений библиотеками.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» библиотека — это «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражируемых документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам».
В первой фразе п. 2 данной статьи указывается, что библиотека вправе свободно предоставлять во временное безвозмездное пользование экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот.
Из этой нормы со всей очевидностью вытекает, что иные физические и юридические лица (кроме библиотек) не имеют права предоставлять другим лицам во временное безвозмездное пользование экземпляры правомерно введенных в гражданский оборот произведений без согласия правообладателей. Этот вывод, несмотря на всю абсурдность складывающейся ситуации, закономерно вытекает из нормы, устанавливающей «безбрежное» исключительное право (ст. 1229 и 1270 ГК РФ).
16. Вторая фраза п. 2 относится к случаям, когда библиотеки предоставляют во временное безвозмездное пользование экземпляры произведений, которые выражены в электронной форме. Это могут быть экземпляры, находящиеся на постоянном хранении в библиотеке, а также полученные библиотекой в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов. Выраженные в электронной форме экземпляры, очевидно, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек, причем таким образом, чтобы была исключена возможность создания копии этого произведения в цифровой форме.
Эта норма является дополнительным исключением из общей нормы, допускающей воспроизведение произведения в личных целях, предусмотренной в ст. 1273 ГК РФ.
Установленный данной нормой запрет на свободное изготовление электронных (цифровых) копий не ограничивает возможности свободного создания копии такого произведения в бумажной (нецифровой) форме для личного пользования (ст. 1273 ГК РФ).
17. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен пародиям и карикатурам. Эти произведения могут относиться к литературному, музыкальному, изобразительному и иному жанру. Указывается, что если первоначальные (оригинальные) произведения, которые являются объектом пародии или карикатуры, правомерно обнародованы, то создание и пародии, и карикатуры может осуществляться свободно и безвозмездно.
Отсюда вытекает, что необнародованные произведения не могут быть объектом пародии или карикатуры.
Следует учитывать, что создание пародии или карикатуры не является переделкой (переработкой) первоначального (оригинального) произведения; это создание нового, независимого произведения, создание новой формы. Пародии и карикатуры «узнаваемы», т.е. ассоциируются с первоначальным (оригинальным) произведением из-за сходства содержания (не охраняемого авторским правом), а не из-за сходства с формой (которая авторским правом охраняется).
Законное использование произведения без согласия правообладателя.
13.03.2019 ликбез | Все публикации
Законное использование произведения без согласия правообладателя.
В данной заметке речь пойдет о правомерном и безвозмездном использовании объекта авторского права, именуемого произведение, с учетом норм Гражданского кодекса РФ с примерами такого использования в сети Интернет.
Произведение — это результат интеллектуальной деятельности в области науки, литературы или искусства, созданный творческим трудом его автора.
Гражданский кодекс РФ (часть 4) предусматривает следующие случаи использования произведения без согласия автора (правообладателя):
- Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст.1273 ГК РФ)
- Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
- Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями
- Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
- Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
Свободное воспроизведение произведения в личных целях
В личных целях закон допускает воспроизведение обнародованного произведения, за исключением следующего:
- произведений архитектуры (зданий и сооружений)
- баз данный и их существенных частей
- программ для ЭВМ
- репродуцирования книг и нотных текстов
- видеозаписи аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения (например фильма в кинотеатре, концерта)
- воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования
Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
Без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, допускается:
- цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати (блоги, научные публикации, образовательные и аналитические порталы)
- цитирование произведений (текстов, изображений, скриншотов и другого контента) в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора
- использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (вебинары, видеолекции и иной подобный контент)
- сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем (перепосты новостей, новостные порталы и агрегаторы)
- сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью (видеохостинги, новостные порталы и агрегаторы)
- воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (сервисы предоставляющие возможность создания трансляций в прямом эфире)
- публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях (студенческая самодеятельность, караоке и т. п)
- запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
- Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими, а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
- Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети.
- Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями
Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот (например, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, Википедия, Архив интернета)
Такие библиотеки и архивы вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, экземпляров произведений, принадлежащих им и правомерно введенных в гражданский оборот:
- в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей ветхих и редких экземпляров произведений, ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений;
- в целях восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведений, а также для предоставления экземпляров произведений другим утратившим их по каким-либо причинам общедоступным библиотекам или архивам, доступ к архивным документам которых не ограничен.
Указанные библиотеки и архивы при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей.
Образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять эти копии обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в необходимых для этого количествах (сервисы дистанционного и онлайн-обучения)
Государственные архивы в пределах своей компетенции вправе создавать единичные копии произведений, размещенных в сети «Интернет», для хранения в архиве с исключением последующего воспроизведения и доведения до всеобщего сведения.
Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
- Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли
- Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.
Важно знать, что Интернет не является местом, открытым для свободного посещения (пункт 13 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 сентября 2015 г.), следовательно безвозмездное использование объектов авторских прав, размещенных в сети, не предполагается.
Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью. (к случаям такого использования произведений в сети Интернет можно отнести судебные акты или иные документы, включающие такие произведения и опубликованные на сайтах судов в общем доступе или доступные для участников дела)
Добросовестное использование (FAQ) | Бюро регистрации авторских прав США
Могу ли я использовать чужую работу? Может ли кто-то другой использовать мой?
Как получить разрешение на использование чужой работы?
Вы можете попросить об этом. Если вы знаете, кто является владельцем авторских прав, вы можете связаться с ним напрямую. Если вы не уверены в праве собственности или у вас есть другие связанные вопросы, вы можете запросить, чтобы Бюро регистрации авторских прав провело поиск в своих записях, или вы можете провести поиск самостоятельно. Смотрите следующий вопрос для более подробной информации.
Как узнать, кому принадлежат авторские права?
Мы можем предоставить вам информацию, имеющуюся в наших записях. Поиск регистраций, продлений и зарегистрированных передач прав собственности, сделанных до 1978 года, требует ручного поиска в наших файлах. По запросу наши сотрудники проведут поиск в наших записях, см. Циркуляр 4 Сборы Бюро регистрации авторских прав. Плата не взимается, если вы проводите поиск лично в Бюро регистрации авторских прав. Сделанные регистрации авторских прав и документы, записанные с 1978 года по настоящее время, доступны для поиска в Интернете. Для получения дополнительной информации см. Циркуляр 22, 9.0015 Как определить статус авторского права на произведение и Циркуляр 23, Каталог карт авторского права и онлайн-файл . Ознакомьтесь также с Proof of Concept Каталога виртуальных карт.
Как я могу получить копии чужих работ и/или свидетельство о регистрации?
Бюро регистрации авторских прав не удовлетворит запрос на получение копии чужой охраняемой работы без письменного разрешения владельца авторских прав или его или ее назначенного агента, за исключением случаев, когда работа связана с судебным разбирательством. В последнем случае требуется судебное заявление. Свидетельство о регистрации для любой зарегистрированной работы можно получить, см. Циркуляр 4 Сборы Бюро регистрации авторских прав за эту и другие записи и услуги. Циркуляр 6, Доступ и копии записей об авторских правах и депозита содержит дополнительную информацию.
Какую часть чужой работы я могу использовать без разрешения?
В соответствии с доктриной добросовестного использования закона США об авторском праве разрешено использовать ограниченные части произведения, включая цитаты, для таких целей, как комментарии, критика, новостные репортажи и научные отчеты. Не существует юридических правил, разрешающих использование определенного количества слов, определенного количества музыкальных нот или процента произведения. Квалифицируется ли конкретное использование как добросовестное использование, зависит от всех обстоятельств. См. Индекс добросовестного использования и Циркуляр 21, 9.0015 Репродукции произведений педагогов и библиотекарей, защищенных авторским правом .
Сколько я должен изменить, чтобы заявить авторские права на чужую работу?
Только владелец авторских прав на произведение имеет право подготовить или уполномочить кого-либо еще на создание новой версии этого произведения. Соответственно, вы не можете претендовать на авторское право на чужое произведение, сколько бы вы его ни изменяли, если у вас нет согласия владельца. См. Циркуляр 14, Регистрация авторских прав на производные произведения и сборники .
Кто-то нарушил мои авторские права. Что я могу сделать?
Сторона может попытаться защитить свои авторские права от несанкционированного использования, подав гражданский иск в федеральный окружной суд. Если вы считаете, что ваши авторские права были нарушены, обратитесь к юристу. В случае умышленного нарушения прав с целью получения прибыли прокурор США может возбудить уголовное расследование.
Могу ли я подать в суд за использование чужой работы? Как насчет цитат или образцов?
Если вы используете произведение, защищенное авторским правом, без разрешения, владелец может иметь право возбудить против вас иск о нарушении авторских прав. В соответствии с доктриной добросовестного использования существуют обстоятельства, при которых цитата или образец могут быть использованы без разрешения. Однако в сомнительных случаях Бюро регистрации авторских прав рекомендует получить разрешение.
У вас есть список песен или фильмов в открытом доступе?
Нет, мы не составляем и не поддерживаем такой список. Однако поиск в наших записях может выявить, не находится ли конкретная работа под защитой авторских прав. Мы проведем поиск в наших записях по названию произведения, имени автора или имени заявителя. По запросу наши сотрудники проведут поиск в наших записях, см. Циркуляр 4 «Сборы Бюро регистрации авторских прав» за эту и другие записи и услуги. Вы также можете искать записи лично без уплаты пошлины.
На веб-сайте Библиотеки Конгресса я увидел изображение, которое хотел бы использовать. Нужно ли мне получать разрешение?
За некоторыми исключениями, Библиотека Конгресса не владеет авторскими правами на материалы своих коллекций и не дает и не отказывает в разрешении на использование контента, размещенного на ее веб-сайте. Ответственность за проведение независимой правовой оценки предмета из фондов Библиотеки и получение необходимых разрешений лежит на лицах, желающих использовать предмет. Насколько это возможно, Библиотека пытается предоставить любую известную информацию о правах на свои коллекции. Такую информацию можно найти в заявлениях «Авторские права и другие ограничения» на каждой домашней странице онлайн-коллекции American Memory. Если изображение не является частью коллекций American Memory, свяжитесь с отделом хранения библиотеки, которому зачислено изображение. Библиографические записи и средства поиска, доступные в каждом отделе хранения, включают информацию, которая может помочь в оценке статуса авторского права. Ищите наши каталоги в онлайн-каталоге библиотеки. Чтобы получить доступ к информации из читальных залов библиотеки, перейдите в Исследовательские центры.
Законно ли загружать произведения из одноранговых сетей, и если нет, то как за это полагается наказание?
Загрузка или скачивание произведений, защищенных авторским правом, без разрешения правообладателя является нарушением исключительных прав правообладателя на воспроизведение и/или распространение. Любое лицо, уличенное в нарушении авторских прав на произведение, может нести ответственность за установленный законом ущерб в размере до 30 000 долларов США за каждое произведение, на которое были нарушены авторские права, и, если умышленное нарушение будет доказано владельцем авторских прав, эта сумма может быть увеличена до 150 000 долларов США за каждое произведение, на которое были нарушены права. Кроме того, нарушитель произведения может также нести ответственность за гонорары адвоката, понесенные владельцем авторских прав для защиты своих прав.
Является ли конкретная работа доступной с разрешения владельца авторских прав, это вопрос факта. Но поскольку любая оригинальная авторская работа, зафиксированная на материальном носителе (включая компьютерный файл), с момента создания защищена федеральным законом об авторском праве, в отсутствие четкой информации об обратном можно предположить, что большинство работ защищены федеральным законом об авторском праве.
Поскольку файлы, распространяемые через одноранговые сети, в первую очередь являются произведениями, защищенными авторским правом, существует риск ответственности за загрузку материалов из этих сетей. Чтобы избежать этих рисков, в настоящее время существует множество «авторизованных» сервисов в Интернете, которые позволяют потребителям приобретать в Интернете произведения, защищенные авторским правом, будь то музыка, электронные книги или кинофильмы. Приобретая работы через авторизованные службы, потребители могут избежать рисков ответственности за нарушение прав и могут ограничить свою подверженность другим потенциальным рискам, например, вирусам, неожиданным материалам или шпионскому ПО.
Для получения дополнительной информации по этому вопросу см. показания Реестра авторских прав перед Юридическим комитетом Сената.
Может ли школа показывать фильм без разрешения владельца авторских прав?
Если фильм предназначен для развлекательных целей, вам необходимо получить разрешение или лицензию на его показ.
Получение разрешения не требуется, если вы демонстрируете фильм в ходе «очной преподавательской деятельности» в некоммерческом образовательном учреждении, в классе или подобном месте, предназначенном для обучения, если копия фильма выполнено является законной копией. 17 США § 110(1). Это освобождение распространяется на учебную деятельность, относящуюся к широкому кругу предметов, но не распространяется на выступления в развлекательных или развлекательных целях, даже если они имеют культурную ценность или интеллектуальную привлекательность.
С вопросами относительно этого положения закона об авторском праве следует обращаться к юрисконсульту школы или школьной системы.
Мой местный копировальный центр не будет делать репродукции старых семейных фотографий. Что я могу сделать?
Фотокопировальные, фотоателье и другие фотоателье часто отказываются делать репродукции старых фотографий, опасаясь нарушения закона об авторском праве и судебного преследования. Эти опасения небезосновательны, поскольку на копировальные центры предъявлялись иски за воспроизведение произведений, защищенных авторским правом, и от них требовали возмещения существенного ущерба за нарушение произведений, защищенных авторским правом. Политика, установленная магазином, представляет собой деловое решение и оценку рисков, на которые предприятие имеет право, поскольку предприятие может столкнуться с ответственностью, если оно воспроизведет произведение, даже если оно не знало, что произведение защищено авторским правом.
В случае с фотографиями иногда бывает трудно определить, кому принадлежат авторские права, и на отдельных копиях может быть мало информации о владельце или ее отсутствие. Право собственности на «копию» фотографии — материальное воплощение «произведения» — отличается от самого «произведения» — нематериальной интеллектуальной собственности. Владельцем «работы» обычно является фотограф или, в некоторых случаях, работодатель фотографа. Даже если человек нанимает фотографа, например, для съемки свадьбы, фотограф будет владеть авторскими правами на фотографии, если только авторские права на фотографии не будут переданы в письменной форме и подписаны владельцем авторских прав другому лицу. Тема фотографии обычно не имеет ничего общего с авторскими правами на фотографию. Если фотографа уже нет в живых, права на фотографию определяются по завещанию фотографа или переходят в личную собственность в соответствии с применимыми законами о наследовании по закону.
Могут возникнуть ситуации, когда воспроизведение фотографии может считаться «добросовестным использованием» в соответствии с законом об авторском праве. Информацию о добросовестном использовании можно найти в Индексе добросовестного использования. Однако, даже если лицо определяет использование как «добросовестное использование» в соответствии с факторами раздела 107 Закона об авторском праве, копировальный центр или другая третья сторона не обязаны принимать утверждение лица о том, что использование не нарушает авторских прав. В конечном счете, только федеральный суд может определить, действительно ли конкретное использование является добросовестным использованием в соответствии с законом.
Правило «добросовестного использования»: когда использование материалов, защищенных авторским правом, допустимо
В некоторых ситуациях вы можете использовать защищенную авторским правом работу другого лица или организации, не спрашивая разрешения.
Ричард Стим, адвокат
|
Обновлено Брайаном Фаркасом, прокурором
Закон об авторском праве наделяет авторов определенными исключительными правами. Например, в соответствии со статьей 17 § 106 Кодекса США правообладатели имеют исключительное право воспроизводить свою работу, создавать производные работы и публично исполнять эту работу. Но эти исключительные права не являются абсолютными. Доктрина добросовестного использования создает важные исключения.
Понимание добросовестного использования
Писателям, ученым и журналистам часто приходится заимствовать слова других. Рано или поздно почти все писатели цитируют или близко перефразируют материал, написанный кем-то другим. Например:
- Энди, составляя информационный бюллетень на своем домашнем компьютере, перепечатывает понравившуюся ему редакционную статью из ежедневной газеты.
- Фил, биограф и историк, цитирует несколько неопубликованных писем и дневников, написанных его субъектом.
- Регина, писатель-фрилансер, подробно перефразирует два абзаца из Британской энциклопедии a в статье, которую она пишет.
- Сильвия, поэт, цитирует строчку из стихотворения Т.С. Элиот в знак уважения к одному из своих стихотворений.
- Комик Донни пишет пародию на известную песню, которую исполняет в своем комедийном номере.
Если предположить, что материал, цитируемый в этих примерах, защищен авторским правом, нужно ли Энди, Филу, Реджине, Сильвии или Донни разрешение от автора или другого владельца авторских прав для его использования? Вы можете удивиться, узнав, что ответ «не обязательно».
В рамках защиты «добросовестного использования» другой автор может ограниченно использовать работу оригинального автора, не спрашивая разрешения. В соответствии с § 107 Кодекса США 17, определенное использование материалов, защищенных авторским правом, «в таких целях, как критика, комментарии, репортажи, обучение (включая несколько копий для использования в классе), стипендия или исследование, не является нарушением авторских прав».
В соответствии с политикой добросовестное использование основано на вере в то, что общественность имеет право свободно использовать части материалов, защищенных авторским правом, для комментариев и критики. Привилегия добросовестного использования, возможно, является наиболее существенным ограничением исключительных прав владельца авторских прав. Если вы пишете или публикуете, вам необходимо базовое понимание того, что является добросовестным использованием, а что нет.
Использование, которое обычно считается юридически «добросовестным»
С учетом некоторых общих ограничений, обсуждаемых далее в этой статье, следующие типы использования обычно считаются добросовестным использованием:
- Критика и комментарии: Например, цитирование или выдержка работа в обзоре или критике в целях иллюстрации или комментария обычно считается добросовестным использованием. Рецензенту будет разрешено цитировать отрывки из книги в газетной колонке в рамках изучения книги.
- Новостной репортаж: Обобщение адреса или статьи с краткими цитатами в новостном репортаже является добросовестным использованием. Журналисту будет разрешено цитировать текст политического выступления без разрешения политика.
- Исследования и стипендии: Цитирование короткого отрывка из научной, научной или технической работы для иллюстрации или пояснения наблюдений автора считается приемлемым. Историк искусства мог бы использовать изображение картины в академической статье, анализирующей картину.
- Некоммерческое образовательное использование: Когда учителя фотокопируют ограниченные части письменных работ для использования в классе, это обычно приемлемо. Учителю английского будет разрешено скопировать несколько страниц книги, чтобы показать классу в рамках плана урока. (Обратите внимание, что , а не ей будет разрешено фотокопировать всю книгу).
- Пародия: Пародия — это произведение, которое высмеивает другое, обычно известное произведение, имитируя его в комической форме. Комик мог процитировать речь кинозвезды, чтобы высмеять эту звезду.
Существует несколько факторов, которые суд будет учитывать при определении того, квалифицируется ли случай нарушения как добросовестное использование. Некоммерческое использование имеет большое значение в пользу того, что нарушение является добросовестным использованием. Нарушения часто происходят, когда использование мотивировано в первую очередь стремлением к коммерческой выгоде. Тот факт, что произведение публикуется в первую очередь для частной коммерческой выгоды, перевешивает вывод о добросовестном использовании.
Например, использование строки Боба Дилана «Вам не нужен метеоролог, чтобы знать, куда дует ветер» в стихотворении, опубликованном в небольшом литературном журнале, вероятно, было бы справедливым использованием; использование той же строки в рекламе плащей, вероятно, не было бы.
Аналогичным образом, использование, которое приносит пользу обществу или способствует образованию, также имеет большое значение в пользу признания добросовестного использования. Например, в своей рекламе производителю пылесосов было разрешено цитировать статью Consumer Reports , в которой сравнивались пылесосы. Почему? Эта реклама значительно увеличила число людей, которые ознакомились с оценками из Consumers Reports, и тем самым распространила полезную информацию для потребителей.