Содержание
цитирование и другие способы — n’RIS
Не существует так называемых “картинок из гугла” или “музыки без авторских прав”, которые можно использовать без разрешения автора или правообладателя — все, что опубликовано в Интернете, по умолчанию имеет своего автора, поскольку эти материалы были кем-то и когда-то созданы. Копирование, заимствование, отображение чужой работы независимо от того, хотите вы получить финансовую выгоду или нет, запрещено — за нарушение авторских прав может следовать гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Но есть способы легально пользоваться чужими работами — рассказываем, как использовать авторские фотографии, видео, музыку, литературные произведения и другой контент, чтобы не нарушить авторские права.
Использование чужого контента: цитирование, пиратство, плагиат
Согласно ст. 1274 Гражданского Кодекса, цитирование допускается без согласия автора и выплаты ему вознаграждения — это прямое использование отрывка из чужого произведения с указанием источника заимствования. Но цитировать работы других авторов можно только в том случае, если это делается в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях для раскрытия творческого замысла или идеи, которую хотел отобразить автор. Объем цитирования должен быть оправдан его целью, иначе подобное заимствование можно квалифицировать как нарушение авторских прав.
Незаконное использование результатов чужого творчества, распространение его без разрешения и ведома правообладателя считается пиратством. Часто злоумышленники “пиратят” авторский объект с целью получения коммерческой выгоды, например, перепродавая пиратские копии фильмов или музыкальных альбомов. Если пользователь присваивает себе еще и авторство, такие действия будут считаться плагиатом — он выражается в публикации полного произведения или выдержек из него без упоминания источника цитирования.
Получается, если человек чрезмерно цитирует произведение другого автора, это может считаться нарушением авторских прав. При этом, пират просто копирует или присваивает другим способом произведение и делает его доступным для использования, а плагиатор подписывается своим именем вместо имени автора.
Разница в коммерческом и некоммерческом использовании
Под использованием произведения в личных (некоммерческих) целях подразумевается воспроизведение авторской работы в узком кругу друзей и близких, например, просмотр фильма на домашней вечеринке или прослушивание музыкального альбома по пути на работу. Если тот же музыкальный альбом включить в качестве фоновой музыки в кафе, баре или ресторане, это уже будет считаться коммерческим использованием, то есть использование объекта таким образом может принести коммерческую выгоду. Коммерческое использование недопустимо без разрешения правообладателя!
Для использования объекта авторского права в коммерческих целях, например, для печати картинок на футболке, можно заключить лицензионное соглашение с автором на определенный срок, по которому часть средств с выручки за проданные футболки пойдет напрямую правообладателю (все зависит от того, как стороны договорятся и какие условия использования объекта согласуют) — так не будут нарушены авторские права. Эксперты сервиса n’RIS рекомендуют независимо от характера, целей и мотивов использования чужих произведений, всегда получать письменное согласие автора или правообладателя.
Как не нарушить авторские права, используя чужой контент
Так как использование в любых целях чьей-то работы без согласия автора — это заимствование результата интеллектуальной деятельности другого человека, то просто упомянуть автора, поставив знак копирайта ©, указав его имя и год опубликования под работой, чтобы якобы не нарушить авторские права в Интернете, недостаточно. Такой способ распространен в Интернете, но не является достаточным для соблюдения прав автора. С помощью этого знака вы только обозначаете, что материал защищен авторским правом, но подобное использование не означает согласие автора.
Самым простым способом получения документа, выражающего согласие автора и содержащего условия по использованию объекта, является подписание договора об отчуждении исключительного права в полном объеме или лицензионного соглашения — использование объекта осуществляется с ограничениями: в каком объеме допустимо использовать произведение, на какой территории и в течение какого срока, нужно ли указывать имя правообладателя, существуют ли какие-либо ограничения и так далее.
Договор с правообладателем
Автору принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародование произведения и право на защиту от искажения), которые являются неотчуждаемыми и не могут быть переданы другим лицам. Также автору принадлежит имущественное (исключительное) право, которое позволяет распоряжаться своей работой тем или иным способом, а также передавать его другим лицам. Именно это право можно передать по договору.
Купить авторские права невозможно, но можно получить исключительные права на произведение как частично (по лицензии), так и полностью, заключив с правообладателем один из видов договоров:
- Договор об отчуждении исключительного права.
Автор передает права на произведение в полном объеме другому лицу, после чего он может использовать произведение любым способом. Получается, у произведения появляется новый владелец.
- Лицензионный договор.
Лицензия может быть исключительной, при которой автор или правообладатель не может предоставлять аналогичные лицензии другим лицам и не может сам использовать данный объект интеллектуальной собственности тем способом, в течение того срока и на той территории, которые обозначены в выданной лицензии, а также неисключительной, когда правообладатель сохраняет за собой право выдавать аналогичные лицензии другим лицам.
Правила цитирования
Закон разрешает цитирование. Оно может быть прямым (дословным) или непрямым, когда текст пересказывается словами автора в информационных, научных, учебных и культурных целях. При использовании чужого текста можно оформить его в кавычки и указать сноску на источник заимствования.
При заимствовании чужих слов допускается сокращение предложения или отрывков — в этом случае в кавычки берется весь отрывок целиком, а опущенные части заменяются многоточием. Подобное оформление цитирования позволяет привести лаконичную выдержку с отдельными мыслями автора из больших частей текста.
Несмотря на то, что в законодательстве не прописан четкий объем цитирования, не стоит использовать неоправданно большие куски чужого текста, иначе это может быть признано плагиатом и нарушением авторских прав. Также нельзя вставлять цитату без ссылки на источник и выдавать чужие мысли за свои. Подробнее о том, что такое цитирование, зачем его применять и чего стоит остерегаться при использовании цитирования читайте в другом нашем материале.
Контент с открытой лицензией
Существуют ли объекты, которые использовать безопасно и просто? Да! Обычно в таких случаях речь идет о контенте, который предоставляется по открытой лицензии — это лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, популярный во всем мире. Как правило, договор с лицензией размещают в открытом доступе на сайте, и согласие с ним подтверждается путем нажатия на специальную галочку в окне браузера — лицензия считается предоставленной с момента согласия с условиями использования. Каким условиям должна соответствовать открытая лицензия, мы уже рассказывали в нашем блоге.
Публичные лицензии бывают разных видов, но самая распространенная — Creative Commons, по которой контент распространяется совершенно бесплатно, без каких-либо отчислений автору или правообладателю. Суть открытой лицензии в том, что каждый может использовать произведение по собственному усмотрению и неограниченное количество раз. У этого типа лицензий существуют подвиды, которые, в частности, могут налагать запрет на коммерческое использование авторского объекта, это:
- СС BY
Произведение с такой маркировкой можно распространять, редактировать и даже использовать в коммерческих целях, но обязательно нужно в титрах к проекту указывать автора.
- CC BY-SA
Можно распространять, изменять и использовать в коммерческих целях, но производный проект, созданный на основе чужого произведения, будет распространяться на условиях такой же лицензии.
- CC BY-ND
Можно распространять и использовать как в коммерческих, так и некоммерческих целях, но нельзя редактировать и переводить на другой язык.
- CC BY-NC
Разрешается перерабатывать, исправлять и развивать произведение только на некоммерческой основе, то есть можно создать производный проект на основе этой лицензии и показывать его другим, но распространять в коммерческих целях запрещено.
- CC BY-NC-SA
Можно распространять, редактировать и брать за основу для создания нового произведения в некоммерческих целях при условии, что производный проект будет распространяться на тех же правах.
- CC BY-NC-ND
Лицензия имеет наибольшее количество ограничений из всех. Можно другим получать и распространять произведение до тех пор, пока они упоминают автора и ссылаются на него, а изменять и использовать произведение в коммерческих целях запрещено. С этой отметкой не стоит использовать чужую работу в своем проекте.
Произведения общественного достояния
Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Смежные права на фонограммы, постановки и исполнения действуют 50 лет с даты совершения записи. После смерти автора исключительные права переходят к его наследникам или правообладателям, а через 70 лет оно становится объектом общественного достояния — такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения в соответствии со ст. 1259 и ст. 1282 ГК РФ.
Несмотря на то, что произведением, перешедшим в общественное достояние, может пользоваться каждый и реализовывать его в своих проектах, в него нельзя вносить изменения, которые будут порочить честь и достоинство автора или искажать авторский замысел. Перерабатывать произведение можно, так как в результате переработки вы не вносите изменения в существующее оригинальное произведение, а делаете на его основе новое.
Особенности использования чужого контента
В российском праве есть понятие «свободное использование», согласно которому без согласия автора и правообладателя допускается использовать чужой контент:
- Для цитирования, которое оправдано научной, полемической, критической, информационной или учебной целью без коммерческого использования. Например, при использовании в авторефератах и диссертациях, для реализации в медицинских организациях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и так далее.
- Для использования слепыми и слабовидящими людьми.
- Для комментирования и сурдоперевода.
- При создании произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры.
Но мы помним, что без одобрения автора брать чужую работу нельзя, и следует получить разрешение на использование авторской работы, чтобы не нарушить ничьи права. Помимо описанных выше способов оформления прав, можно пойти другим путем, например, написать автору или правообладателю напрямую через соцсети или электронную почту. Но желательно, чтобы на руках остался документ с живой подписью автора, так как при возникновении споров экспертиза документов, полученных электронным способом, будет довольно дорогой.
Многие картинки, видео, тексты и даже ПО с играми распространяются по открытой лицензии Creative Commons, допускающей использовать контент совершенно бесплатно. Обычно такой контент можно найти на специальных стоковых сайтах. Чтобы убедиться в наличии такой возможности читайте правила или положения платформ, на которых размещен контент, который вас заинтересовал. Также в «подвале» или футере каждого сайта обычно есть информация о лицензии, на условиях которой размещен контент — можно написать владельцу сайта на электронную почту и попросить разрешение на использование размещенного материала.
Изображения: фотографии, иллюстрации и коллажи
У любой фотографии всегда есть автор независимо от того, указал он имя или нет. Популярное заблуждение: если проставить источник, где получена фотография, то ее можно использовать. Действительно, хорошим тоном является не только упоминание названия сайта, с которого была заимствована фотография, но и наличие активной ссылки на него. Но не стоит пренебрегать требованием законодательства о необходимости получения согласия автора. Если автор обнаружит свою работу на стороннем ресурсе, он может потребовать удалить ее или выплатить компенсацию, у него для этого имеются все права.
Кадрирование изображения не освобождает от необходимости соблюдать авторские права. Обрезка фотографии или использование ее части может исказить замысел автора, а значит, будет нарушено право на неприкосновенность произведения. Для таких случаев, кроме согласия автора на использование, необходимо разрешение на его переработку даже для коррекции цвета.
Коллаж — это составное произведение из множества самостоятельных. Чтобы включить изображение в состав коллажа, нужно также заручиться согласием автора, либо приобрести лицензию на включение в составное произведение.
Ранее мы писали о том, что перед использованием нужно проверять изображение на авторские права. Без разрешения автора изображения можно использовать в нескольких случаях:
- В личных целях, например, вы скачали фотографию картины, чтобы найти ее в музее.
- При создании карикатур и пародий, то есть переработка произведения в юмористических целях.
- Для цитирования, например, фотография была включена в исследование, при котором один автор опирался на работу другого автора — так тоже авторское право не будет нарушено.
Легальный способ использовать фотографии — подписка на фотобанки, которые являются посредниками между авторами изображений и их покупателями. Фотобанки располагают огромным количеством легальных изображений, их услугами пользуются практически все издательские дома в мире.
Десятки специализированных сайтов распространяют фотографии по лицензии Royalty Free или Creative Commons. Такие фотографии можно скачать и использовать бесплатно без каких-либо дополнительных авторских отчислений. Самые популярные сайты, где представлены бесплатные фото:
- Shutterstock;
- Free Stock Photos;
- Pixabay;
- Free Digital Photos;
- IM Free;
- FreeMediaGoo.
Видео и музыка
Наряду с текстами, фотографиями, музыкой допускается цитирование отрывков видео без разрешения правообладателя — это не будет считаться нарушением авторских прав. Например, на YouTube разрешается добросовестное использование отрывков произведений в образовательных, научных, информационных, полемических целях, но четкий объем заимствования (цитирования) не установлен, поэтому сложно сказать, какова длительность заимствованного ролика допустима. Не исключено, что, использовав 5-секундный отрезок из чужого произведения в обучающем видеоролике, его не заблокируют
Если требуется музыка к видео для социальных сетей TikTok, Instagram, Facebook, YouTube, можно воспользоваться их бесплатными музыкальными библиотеками. При использовании композиций из этих библиотек размещенный видеоролик не будет заблокирован, так как авторы или правообладатели предоставили лицензию на использование своей музыки в рамках лицензионного договора.
Бесплатную музыку можно найти по лицензии Public Domain, по которой предоставляются композиции, перешедшие в общественное достояние, или же авторы передали права на свои работы общественности еще при жизни. По лицензии Creative Commons композиции распространяются совершенно бесплатно без каких-либо отчислений авторам и правообладателям — музыку по этой лицензии можно найти на SoundCloud, ccMixter, Free Music Archive, Freeplay Music.
Лицензия, позволяющая заплатить только один раз за песню и использовать ее неограниченно — Royalty Free. Но выбранную композицию могут включать в свое творчество и другие лица, а значит, она будет встречаться в работе и других авторов.
Также можно посмотреть сайты с платным контентом, такие как Shutterstock, Epidemic Sound, Audiosocket, на которых можно купить права на использование песни. Но обращайте внимание на условия использования: допускается ли реализация в коммерческих целях, на территории какой страны доступна, каков срок лицензии, нужно ли указывать имя автора в описании к видео и так далее.
Так как купить авторские права нельзя, можно приобрести право на использование музыки, например, обратившись к напрямую к правообладателю или в общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП), например, в РАО (Российское Авторское Общество) или ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности). Организации являются посредниками между правообладателем и покупателем, заключают соответствующие договоры и взимают гонорар за использование объектов авторского и смежного права.
Если композиция нужна на ограниченный срок, можно обратиться напрямую к правообладателю или его представителю и договориться о лицензии на ее использование в определенный временной период. Одним из условий следует предусмотреть выплату вознаграждения, например, единоразово, в форме ежемесячных отчислений или процентов от дохода с продаж и так далее.
К музыкальным произведениям, которые можно свободно использовать и не спрашивать разрешение автора, относятся государственные гимны и произведения, перешедшие в общественное достояние. В остальных случаях необходимо разрешение правообладателя.
Тексты и литературные произведения
Многие авторы в конце своего произведения ставят символ копирайта — он лишь информирует третьих лиц о том, кому принадлежит работа, но это не значит, что ее можно свободно использовать. Указание знака не означает согласие автора с такой публикацией. Без разрешения автора допускается цитирование текста в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях для раскрытия творческого замысла автора. Но и этим нельзя злоупотреблять: объем цитирования должен быть оправдан его целью.
Любые тексты на сайте тоже являются чьей-то собственностью, даже если внизу нет символа копирайта. Так как копирование и рерайт этих текстов без разрешения владельца сайта является нарушением, можно приобрести право на публикацию текста несколькими способами, не нарушая авторских прав:
- На условиях открытой лицензии, размещенной на сайте. Разрешается только копировать контент с сайта, но изменять его нельзя.
- По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения ограниченно.
- По договору об отчуждении исключительного права — права полностью переходят от автора к новому правообладателю.
Другой вариант — заказать написание текста у штатного или внештатного автора. В первом случае текст будет являться «служебным произведением», которое создается по заданию в рамках трудового договора, поэтому права на него переходят от автора к работодателю, если иное не предусмотрено договором. При работе с внештатным автором можно заключить договор авторского заказа, по которому исполнитель в указанные сроки должен подготовить нужный текст — в этот договор надо обязательно включить условие о переходе исключительных прав.
Использовать чужой контент, не нарушая авторские права, можно, но нужно быть внимательным. Всегда проверяйте, кто автор или правообладатель объекта интеллектуальной собственности. Даже если он представлен на условиях открытой лицензии и доступен для бесплатного использования, нужно изучать правила его реализации. Купить авторские права на чужой контент нельзя, но всегда можно приобрести лицензию на использование произведения. Не важно, какова длительность, качество и вид произведения — любая работа имеет автора, а, значит, будет защищена авторским правом!
Как это работает: бесплатное использование фото из интернета
Фото с сайта skreporting.com
В конце апреля Верховный суд вынес решение по иску известного блогера Ильи Варламова к интернет-порталу «Архи.ру». СМИ использовало 22 фотографии, взятые с сайта блогера. Их взяли для иллюстрации обзора блогов, в числе которых был и блог Варламова. Использование фото незаконно, считал автор изображений, требуя почти полумиллионной компенсации от СМИ (А40-142345/2015). Однако после трех судебных решений Верховный суд поставил в деле точку, полностью отказав заявителю (см. «Картинка в кавычках: Верховный суд решил, можно ли цитировать фотографии»). «Цитировать» фотографии – разрешено, заключил Верховный суд.
Когда же пользователь сети имеет право взять чужое фото и не бояться иска от автора?
1. А что, за чужие фото из интернета ещё и платить нужно?
Если вы используете фото в коммерческих целях – чаще всего, нужно. Все изображения защищены законом об авторском праве: на их использование необходимо разрешение автора или правообладателя или как минимум указание авторства и ссылки на источник.
2. А когда можно просто взять фото и не платить?
Да, есть ряд случаев, когда можно использовать фото бесплатно и без согласия правообладателя. Так, если вы используете фото в личных целях, согласовывать ничего не нужно.
Другие случаи, в которых возможно бесплатное использование фотографий, перечислены в ст. 1274 ГК. Например, это обзор текущих событий, создание карикатуры, воспроизведение изображения, находящегося в месте, открытом для свободного посещения (это не интернет, а, к примеру, выставка) и др.
В этих случаях фотографии следует «цитировать» – указывать авторство и ссылку на источник.
3. Разве цитировать можно не только тексты?
До недавнего времени было два мнения на этот счёт. Одни суды (например, СИП) считали, что цитировать фото нельзя – они могут быть только иллюстрацией высказывания, а понятие «цитаты» всегда связано с текстом. В судах обе юрисдикции, наоборот, признавали возможность цитировать фотографию.
Победил подход СОЮ: согласно последнему решению Верховного суда, цитировать можно не только текст или высказывание, а «любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения».
Но есть ряд условий.
4. И что это за условия и сколько их?
Их четыре:
-
фотография должна использоваться в информационных, научных, учебных или культурных целях;
-
необходимо указать автора;
-
надо указать источник заимствования;
- объём должен быть оправдан целью цитирования.
(ст. 1274 ГК)
5. Это всё или ещё что-то есть?
Действительно, есть.
Фотография должна оказаться в общем доступе на законных основаниях.
6. И что будет, если всего этого не делать?
Автор или другой правообладатель изображения может подать в суд и обвинить вас в нарушении авторских прав.
- Авторское право, Карточки, Суды и судьи
- Авторские и смежные права
Что мне делать, если кто-то сделает иллюстрацию или рисунок на основе моего – TheLawTog®
Тема: Авторское право, Лицензирование
Затраченное время: 5 минут
Предлагаемый продукт: Ultimate Copyright Kit Правообладатель обладает исключительными правами на творческое произведение, и только он может предоставить человеку лицензию на использование своего изображения или произведения.
А что, если вы считаете, что кто-то сымитировал или скопировал одно из ваших фотоизображений?
Краткий ответ: если художник создает иллюстрацию, картину или любое другое произведение искусства на основе фотографии, он может нарушать или не нарушать закон об авторском праве.
Например: если они основывают свои картины на часто фотографируемых или нарисованных местах, общих предметах или изображениях, сделанных многочисленными фотографами, они, скорее всего, не нарушают закон об авторском праве.
Однако: , если они создают свою картину, иллюстрацию или другое произведение искусства на основе определенной фотографии или если ваша фотография известна своим особым уникальным стилем, и их изображения легко идентифицировать с вами как фотографом, и художник копирует одна из ваших фотокомпозиций или включает ваш фотографический стиль в свою картину или иллюстрацию они могут быть привлечены к ответственности за нарушение авторских прав.
Иск о нарушении авторских прав — это то, что вы можете рассмотреть, если считаете, что художник «обширно, очевидно и сознательно» скопировал или имитировал вашу работу, и его легко идентифицировать с вами и вашей работой. В одном известном деле, например, участвовал фотограф, который успешно подал в суд на художника Джеффа Кунса за то, что он не запросил разрешения или лицензии, прежде чем сделать керамическую работу, которая очень напоминала ее фотографию пары, позирующей с несколькими щенками, сидя на скамейке в парке.
Нарушение авторских прав возможно только в том случае, если художник заранее не запрашивал у вас как у фотографа разрешения на использование рассматриваемого изображения в качестве основы для своей картины или иллюстрации.
Это особенно актуально, когда художник запрашивает разрешение и заранее договаривается с вами о том, как он намерен использовать изображение, где его работа будет продаваться или использоваться для заработка.
Если вы считаете, что картина или иллюстрация были нарисованы непосредственно с одной из ваших фотографий, и этот художник продает эту работу в любой форме, вы, вероятно, захотите проконсультироваться с адвокатом по поводу нарушения авторских прав.
Когда использование фотографии в процессе создания картины не является нарушением авторских прав
Так же, как вы можете черпать вдохновение из работы другого фотографа, художника или рекламной кампании, если художник создает картину, которая является их собственную личную интерпретацию методов фотографа для создания визуальных эффектов, например эффектов освещения или постобработки, и художник или иллюстратор использует эти методы в качестве вдохновения для своих картин или иллюстраций, а не копирует их напрямую, маловероятно, что они нарушили ваши авторские права. Художник также может использовать несколько эталонных фотографий с разных точек зрения или стилей и комбинировать их по-новому.
На данном этапе самый важный вопрос, который следует задать, заключается в том, можно ли легко идентифицировать картину или иллюстрацию как копию вашей работы?
Здесь может быть полезно иметь рядом с собой людей, которым вы доверяете, чтобы они были честны с вами, чтобы вы могли проверить себя в реальности — видят ли они то, что видите вы? Наличие адвоката в вашей команде гарантирует, что у вас есть человек, которому вы можете доверять, чтобы сказать вам правду.
Художники, в том числе фотографы, заимствуют или перенимают приемы других художников как в рамках процесса обучения и подготовки, так и в рамках вдохновения на творчество. Вопрос в том, насколько и насколько непосредственно они вдохновлены, насколько обширно и очевидно они заимствуют, а в некоторых случаях и причина, по которой они использовали вашу работу в качестве вдохновения.
Добросовестное использование
Художник, который использовал вашу работу как часть своей собственной, также может не нарушать авторские права, если он «добросовестно использует» вашу работу. Понимание «добросовестного использования» важно, потому что эту доктрину можно использовать в качестве защиты от обвинений в нарушении авторских прав, потому что существуют исключения, которые разрешают использование изображений, если использование служит общественному благу, удовлетворяя определенным исключениям.
Суды, как правило, оценивают добросовестное использование по этим четырем параметрам (иногда называемым ответвлениями), указанными в §107 Закона об авторском праве:
- цель и характер использования, в том числе носит ли такое использование коммерческий характер или в некоммерческих образовательных целях;
- характер работы, защищенной авторским правом;
- количество и существенность части, используемой в отношении охраняемой авторским правом работы в целом; и
- влияние использования на потенциальный рынок или стоимость произведения, защищенного авторским правом.
Широко распространено мнение, что первая часть добросовестного использования будет удовлетворена, если художник или любое другое лицо использует изображение в целях комментариев, критики, репортажей или обучения.
Кроме того, Верховный суд недвусмысленно постановил, что пародия и/или сатира могут квалифицироваться как добросовестное использование изображения в соответствии с Законом об авторском праве, поскольку это комментарий к оригинальному произведению.
Это может быть ударом по самолюбию, но если одно из ваших изображений используется в качестве основы для пародии или сатиры художником или иллюстратором, маловероятно, что вам удастся заявить о нарушении авторских прав. Это также касается использования изображений в учебных классах в образовательных целях, например, на уроках искусства.
Производные работы.
Давайте вернемся к тому, с чего начали, и немного покопаемся в юридических терминах. Когда мы говорим о художнике, создающем картину или иллюстрацию непосредственно из фотографии, с юридической точки зрения мы имеем в виду создание производной работы. Создание производной работы по определению является нарушением авторских прав. Единственным лицом, которое может дать разрешение на создание производной работы, является владелец авторских прав.
Вы можете сотрудничать с художниками и иллюстраторами. Если это является частью вашей практики или бизнеса в качестве фотографа, рекомендуется заранее договориться в письменной форме о любом обмене деньгами или лицензиями, которые вы готовы предложить художнику при использовании вашей работы, или даже если вы обнаружите, что работы художника или иллюстратора особенно вдохновляют и хотят воссоздать их работу в фотографической форме и хотят лицензировать их работу для использования в своей собственной. Если вы хотите составить лицензионное соглашение или контракт, лучше всего проконсультироваться с юристом.
Что делать, если вы хотите создать иллюстрацию или картину из своей фотографии? Это нормально; потому что вы владеете авторскими правами на свое изображение. Но вы также будете иметь авторские права на картину или иллюстрацию, поскольку это «новая» работа. Чтобы произведение было «новым», оно должно быть достаточно другим. Простое внесение незначительных изменений в оригинальную работу, защищенную авторским правом, не создает новую работу в соответствии с законом об авторском праве. Чтобы подчеркнуть, это не означает, что кто-то другой может внести незначительные изменения в вашу работу и заявить, что они не нарушили исходные авторские права — это определение копирования!
Вернуться к блогу
Авторское право в искусстве, объяснение | Artsy
Арт-маркет
Исаак Каплан
4 августа 2016 г. 22:51
Стертевант
Диптих Уорхола
Христос т.е.
Закон об авторском праве сложен, тотемичен и является источником почти бесконечных судебных разбирательств. С относительной регулярностью артисты-апроприаторы, такие как Джефф Кунс или Ричард Принс, попадают в заголовки из-за обвинений в ненадлежащем использовании их исходного материала. Для художников и тех, кто работает с изображениями произведений искусства, крайне важно понимать, какие полномочия предоставляются авторским правом, а какие нет. Итак, ниже мы составили краткий обзор темы.
Все дело в правах
Права на произведения искусства гораздо менее просты, чем можно было бы предположить. Когда дело доходит до определенного подмножества визуальных произведений, регулируемых Законом о правах художников-художников от 1990 г. (VARA), художники сохраняют за собой определенные полномочия атрибуции и дезавуирования в течение долгого времени после того, как право собственности на фактическое материальное произведение искусства находится во владении коллекционера или учреждение. Как я уже писал ранее, VARA предоставляет права в дополнение к тем, которые предусмотрены законом об авторском праве. В то время как отказ от произведения искусства через VARA может повлиять на денежную стоимость произведения, авторское право гораздо более напрямую связано с обеспечением экономических интересов художника. Вообще говоря, чем «оригинальнее» произведение, тем сильнее защита авторских прав.
Итак, какие права предоставляются художнику, когда речь идет об авторском праве? И как они могут повлиять на тех, кто владеет физическим произведением искусства? Смотрите не дальше Раздела 106 Закона об авторском праве 1976 года с поправками, кодифицированного в Разделе 17 Кодекса США. Для тех, кто слишком спешит, подытожу: авторское право дает художникам, создавшим фиксированные, материальные произведения, набор прав на эти произведения. Права обеспечивают как художественную защиту, так и гарантируют, что художники могут получать прибыль от того, что они сделали. После того, как художник создает произведение, он имеет право делать копии своей работы, распространять эти копии, публично исполнять или демонстрировать работу или создавать работы, основанные на оригинале.
Не все эти права переходят к коллекционеру, который покупает произведение. Хотя многие коллекционеры предполагают, что авторские права на произведение передаются при покупке картины или скульптуры, это не так. Авторские права переходят к новому владельцу произведения только в том случае, если его автор докажет, что намерен передать его. Что это значит на практике? Если вы покупаете Джеффа Кунса Balloon Dog , вы имеете право показать свою конкретную копию Собака из воздушных шаров . Но если вы не получили явного разрешения от художника, у вас нет законного права фотографировать произведение, делать открытки и продавать их.
Ограниченные права и добросовестное использование
Однако права, предоставляемые авторским правом, не безграничны. Существуют такие ограничения, что положения не душат творчество во имя его защиты. Многие из прав, закрепленных в авторском праве, связаны с физической работой. Но закон не распространяется на более нематериальные аспекты произведения искусства. Нельзя охранять права на идеи, процедуры, методы или концепции, если они не записаны и не записаны. При этом письменные атрибуты (названия, имена, фразы и слоганы) не подлежат авторскому праву.
Это хорошо, иначе назвать вашу работу Untitled было бы нарушением авторских прав. Также не защищены произведения, которые меняются, например произносимые слова, или фрагменты информации, являющиеся общедоступными фактами, например даты календаря. Авторское право на вид искусства, который по своей сути неосязаем, — например, представление — распространяется на записи хореографии или документацию события, но не на само событие или представление.
Затем следует раздел 107 Закона об авторском праве от 1976. Это положение, известное как добросовестное использование, обеспечивает правовую защиту от нарушения авторских прав. Проще говоря, это означает, что я признаю, что брал работу у других людей, но я могу утверждать, что мое использование этой работы по-прежнему заслуживает защиты. В случае, если изображение художника используется без разрешения, его принятие в рамках добросовестного использования зависит от четырех факторов. Все четыре информируют судью, который принимает окончательное решение относительно обоснованности довода о добросовестном использовании.
Это означает, что всегда существует определенная степень неопределенности в отношении того, что представляет собой добросовестное использование. Но самый важный вопрос заключается в том, используете ли вы изображение в коммерческих целях (если да, то у вас, вероятно, будут проблемы) или в некоммерческих и образовательных целях (если да, то вы, скорее всего, будете в чистоте)? Это также зависит от характера того, как вы используете произведение, защищенное авторским правом. Чем «менее оригинально» или менее креативно ваше использование, тем слабее ваше заявление о добросовестном использовании. Другим важным фактором является общий объем воспроизводимого изображения, защищенного авторским правом. Чем больше вы воспроизводите, тем меньше вероятность того, что вы будете защищены добросовестным использованием. Судьи будут смотреть на то, в какой степени это воспроизведение влияет на рынок и подрывает экономическую ценность авторского оригинала. Наконец, если изображение трансформируется или пародируется, оно также может быть защищено законом о добросовестном использовании.
Практика надлежащего присвоения
Если вы думаете о том, чтобы стать художником, занимающимся присвоением прав, вам может понадобиться нанять юриста, потому что рано или поздно вы, вероятно, окажетесь в эпицентре дела об авторском праве. Это немаловажно. Судебные решения об присвоении могут серьезно ограничить художественную практику, противопоставляя друг другу различные творческие сообщества.
Просто взгляните на Кариу против Принса . В ходе спора французский фотограф Патрик Кариу подал в суд на Ричарда Принса за работы, в которых использовались изображения растафарианцев Кариу. Принс, среди прочего, изменил фотографии, нарисовав пурпурное лицо поверх оригинальных изображений, вырванных из купленных экземпляров книги Кариу 9.0106 Да Раста . Первый суд, вынесший решение по делу в 2011 году, решил, что это не является достаточно существенной модификацией оригинальной работы, чтобы отличить произведения Принса от изображений Кариу в глазах «разумного наблюдателя». Однако апелляционный суд не согласился, отменив решение в 2013 году по большинству работ. Арт-рынок вздохнул с облегчением.
Потом Джефф Кунс. Два из числа дел, связанных с Кунсом, иллюстрируют тонкую грань между присвоением добросовестного использования и присвоением, нарушающим закон об авторском праве. В работе, которая привела к Rogers v. Koons , художник нашел открытку Арта Роджерса с фотографией улыбающихся мужчины и женщины, держащих помет щенков. Кунс удалил этикетку с авторскими правами с открытки, и его помощники создали почти идентичную скульптуру под названием «Ветка щенков » (1998). Роджерс подал в суд и в конечном итоге выиграл, когда суд установил, что «разумный наблюдатель» увидит, что Кунс скопировал произведение и что оно не было ни пародией, ни достаточно оригинальным, и, таким образом, добросовестное использование не имело значения.
Однако в деле Бланш против Кунса Андреа Бланш подала в суд на Кунса, утверждая, что художница нарушила авторские права на одну из своих фотографий. Кунс увидел фотографию в рекламе в журнале Allure Magazine и использовал ее часть в своей картине под названием Niagara (2000). Кунс утверждал, что использование им изображения было трансформационным, а это означает, что он в значительной степени изменил замысел и содержание изображения. В этом случае, в отличие от дела Роджерса, суд признал правомерность использования.
В более широком смысле добросовестное использование, как правило, защищает художника, когда он или она присваивает произведение, защищенное авторским правом, для коллажа или композитного результата, и баланс других обстоятельств находится в пользу художника.