Содержание
Как писать «Яндекс.Дзен»: учимся делать заголовки
Один компонент отличает статьи, которые открывают, от материалов, которые даже не замечают. Заголовок. На его чтение уходит примерно две секунды, и за это время пользователь понимает, откроет он заметку или нет.
Мы проанализировали 24 дзен-канала и выделили основные ошибки. На 16 примерах рассказываем, каким должен быть хороший заголовок.
Для тех, кто пропустил: это разбор каналов наших читателей на «Яндекс.Дзене». Предыдущие части разборов:
- 7 ошибок при продвижении в «Яндекс.Дзене»: разбираем каналы наших читателей
- Как не нужно продвигаться на «Дзене»: разбираем популярные ошибки на каналах наших читателей
Читайте также
7 ошибок, которые тормозят ваш канал в «Яндекс.Дзен» Что если YouTube заблокируют – главные рекомендации [обновлено] 9 способов увеличить охват в «Дзене»: чек-лист
Оглавление:
Понятный
Решает проблему пользователя
Заточен под конкретную целевую аудиторию
Развернутый
Содержит цифры
Включает в себя инфозапросы
Не обманывает ожидания читателей
Описание усиливает заголовок
Оглавление:
Понятный
Решает проблему пользователя
Заточен под конкретную целевую аудиторию
Развернутый
Содержит цифры
Включает в себя инфозапросы
Не обманывает ожидания читателей
Описание усиливает заголовок
Понятный
Чтобы читатель потратил на вашу статью 10 минут жизни, мало сделать яркий интригующий заголовок – если он не будет сообщать, о чем материал, пользователь, скорее всего, пройдет мимо.
Да, читатель задержится на яркой метафоре, но не откроет заметку, потому что просто не поймет, что его ждет, как статья соотносится с его жизнью, отвечает ли на его вопрос. Покажите в заголовке, что читатель узнает из вашего материала. Он увидит, что заметка про него, и с большей вероятностью ее прочтет.
Как сейчас | Как исправить |
Пенсионный фонд России – частная контора | Как появился пенсионный фонд России и обязательно ли делать туда отчисления? |
Новруз-байрам – новый день, Новый год, новая жизнь | Как отмечают начало весны в Азербайджане: 9 интересных традиций |
Создадим и раскачаем ваш канал на «Яндекс.Дзене»
Быстро и эффективно
Подробнее
Решает проблему пользователя
Решайте проблему читателя в заголовке. Расскажите о пользе, которую он получит, если изучит вашу статью.
Как сейчас | Как исправить |
Почему нужно внимательно читать договор | Как выбрать добросовестного партнера для тендерного сопровождения: чек-лист по проверке деловой репутации |
Создаем опросы на Webtutor | Научитесь создавать опросы в Webtutor быстро: пошаговое руководство со скриншотами |
Заточен под конкретную целевую аудиторию
Укажите, для кого написана статья, чтобы задержать внимание целевой аудитории. Если в заголовке читатель увидит одну из своих социальных ролей, он поймет, что материал полезен именно для него, и захочет его открыть.
Как сейчас | Как исправить |
Хочешь отдать сына на бокс? | Отвечаю на три вопроса о боксе, которые задают все родители |
Как работать с техподдержкой Websoft | 3 лайфхака для менеджеров электронных курсов по общению с поддержкой Websoft |
Развернутый
Не бойтесь длинных заголовков: ваша задача понятно рассказать о пользе для читателя. Если не умещаетесь в пять слов, напишите более развернуто – главное, чтобы тема не оставляла больше вопросов, чем ответов.
Как сейчас | Как исправить |
Закупки СМП | Малому и среднему бизнесу больше не нужно подтверждать свой статус при участии в госзакупках. Разбираемся в нюансах нового постановления |
Новогодний Петербург | 5 лучших мест в Петербурге для загадывания желаний на Новый год |
Содержит цифры
Если в вашей статье можно пронумеровать шаги или что-то посчитать – считайте. Цифры помогают структурировать материал и делают заголовок конкретнее.
Как сейчас | Как исправить |
Растения для тенистого сада | 8 растений для выращивания в тени |
Этапы разработки мобильного приложения | 7 этапов разработки мобильного приложения |
Как автору на «Дзене» заработать с помощью рекламы и интеграций с компаниями
Включает в себя инфозапросы
Используйте инфозапросы аудитории в заголовках: статьи на «Дзене» могут попадать в поисковую выдачу «Яндекса». Если ваши материалы будут оптимизированы под поиск, их увидит больше людей.
Главное – не зацикливайтесь на этом сильно. Мониторьте, меняйте заголовок с учетом более высокочастотного запроса, но не пытайтесь запихнуть в тему все ключи на свете. Это просто рекомендация, а не правило.
Как сейчас | Как исправить |
Как привить корпоративные ценности компании новым сотрудникам | Адаптация новых сотрудников: как вовлечь новичка в корпоративную жизнь компании |
Так, как звучит заголовок в варианте слева, люди информацию не ищут. У запроса «адаптация новых сотрудников» частотность запросов по Wordstat 3 640. Адаптация – более широкое понятие, чем приобщение к корпоративной жизни, поэтому мы использовали уточнение – «как вовлечь новичка в корпоративную жизнь компании». Так понятнее, о чем речь в статье, а ключевой запрос все равно будет распознаваться поисковыми системами.
Не обманывает ожидания читателей
Вот что говорит о кликбейте сам «Яндекс.Дзен»:
В 2017 году компания BuzzSumo изучила 100 миллионов заголовков в Facebook, чтобы понять, какие находят больше всего отклика у аудитории. Исследование показало, что лучше всего работают фразы: «заставит вас», «именно поэтому», «ты не поверишь», «только X из…» Изменилось ли что-то сильно с 2017 года? Не думаю.
Грань между кликбейтом и не кликбейтом очень шаткая. Главное, не обманывать ожидания пользователей. Не заявляйте в заголовке о том, чего на самом деле нет в статье!
Как сейчас | Как исправить |
Как разбогатеть? Легко! | Как работает и зарабатывает один из самых посещаемых ресурсов в мире «Википедия»? |
В этом примере мы не просто так добавили ссылку на статью. Если вы ее прочитаете, то поймете, что речь там вовсе не об увеличении дохода. В заметке рассказывается о «Википедии»: как она была создана, что с ней сейчас и как она зарабатывает. То есть заголовок обманывает ожидания читателя – это и есть кликбейт.
Давайте посмотрим на еще один пример: «7 отличных актрис, имена которых должны знать все». Такой вариант работает по той же механике, что и кликбейт – а может я их и так знаю? Да что там за актрисы такие? Да, это немного манипуляция, но так делать можно, потому что, когда читатель откроет статью – он действительно прочтет про семь классных актрис.
Какие задачи бизнеса закрывает канал на «Дзене»: на примере 11 компаний
Описание усиливает заголовок
В «Яндекс.Дзене» есть возможность отдельно прописывать описание статьи. На обложке это выглядит так:
Описание удерживает внимание читателя и побуждает открыть статью. Оно добавляется при публикации материала:
Описание статьи нужно прописывать отдельно, иначе оно будет подтягиваться из первого абзаца. Укажите в описании информацию, которая еще больше убедит читателя, что статья полезная и интересная.
Как сейчас | Как исправить |
Почему я веган? | Почему я веган? Описание: Рассказываю не про диету, а про философию. |
6 мифов о рассаде | 6 мифов о рассаде Описание: И 6 советов, как сделать правильно |
В 2019 году команда Sumo тестировала два типа заголовков для привлечения подписчиков – прямолинейные и креативные (загадочные). В результате выяснилось, что в 88 % случаев понятные заголовки без всяких интриг оказались более эффективными для конверсии в подписчики. Экономьте время вашей аудитории и говорите прямо, что она найдет в статье, и она отблагодарит вас дочтением и конверсией.
Мы в TexTerra умеем собирать эффективный контент для «Дзена» и продвигать каналы с максимальной отдачей. Если нужна помощь в этих вопросах, обращайтесь за консультацией.
Как раскрутить канал в «Дзене» и заработать на видео – гайд
Как писать тексты для Яндекс.Дзена
Яндекс.Дзен — это один из самых популярных каналов продвижения, который подчиняется особому алгоритму. С одной стороны, это большое медиа, а с другой — непонятная соцсеть.
Когда видишь Дзен в первый раз, то и вовсе видишь что-то странное — кричащие заголовки, безумные темы и вопросы, которыми ты никогда не задавался.
Но нужно понимать, что Дзен входит в десятку крупнейших сервисов рунета и его каждый день читает более 18 млн человек. Это огромная аудитория, среди которой можно найти клиентов. Многие так и делают, но нужен особый подход. О нем и расскажем.
Сначала немного о том, как устроена лента Дзена. Она формируется по особому алгоритму Альфа Центавра — вы видите в ленте, то что хотите видеть (по крайней мере, как думают всякие нейронные сети). Если коротко, качественные публикации в Дзене получат больше внимания (просмотров), а нишевые и молодые каналы быстрее набирают заинтересованную аудиторию. Хакнуть алгоритм невозможно, но вникнуть в его суть — вполне реально.
И еще один момент. Нужно разделить тексты в Дзене на две категории — обычные и те, которые вы ставите на продвижение (в ленте они показывают с плашкой «Промо» или «Реклама в Дзене»). Мы будем больше говорить именно про рекламные материалы и то, как их писать лучше. Вот что важно знать при написании текста.
Живой язык
Дзен — очень живая площадка, поэтому на ней могут встречаться тексты, которые не блещут грамотностью или глубиной изложения. На этой площадке любят тексты с живой речью, приближенной к разговорной. Поэтому когда читаешь коммерческий текст, на Дзене должно складываться впечатление, что ты разговариваешь с человеком, а не с компанией.
Кажется, что это текст в канале обычного человека. Но нет — это текст самого настоящего банка.
Мы вошли в список 9 проверенных агентств, которые рекомендует команда Яндекс. Дзена для эффективных рекламных кампаний. Особенно много мы писали о финансах: про банковские карты, расчетные счета, кредитки и прочее.
Примеры:
- тексты для Альфа-Банка про рефинансирование ипотеки;
- тексты для Локо-Банка про открытие расчетного счета;
- тексты для Сферы про онлайн-бухгалтерию и еще десятки других кампаний.
Четкая структура
Из-за обилия кричащих заголовков и ярких превью, в Дзене очень сильно размывается внимание читателей. Люди не всегда вдумчиво читают текст от начала до конца — они быстро пробегаются по заголовкам, выделенным тезисам и картинкам.
Поэтому тексты на Дзене должны быть четко структурированы: текст разбит на подзаголовки, важные моменты выделены, а общее полотно разбавляется понятными иллюстрациями.
Хорошая структура напоминает матрешку: делится на большие блоки, внутри которых есть блоки поменьше, а внутри этих блоков — абзацы, а суть текста должна быть понятна даже при беглом прочтении. Особое внимание — на первые предложения.
“
Сколько стоит продвижение? Какие будут результаты в вашей компании? Подробнее…
Гипотезы и эксперименты
Дзен — отличная площадка для проверки гипотез и экспериментов. В ленту можно залить несколько одинаковых текстов, но с разными заголовками, обложками и лидами и посмотреть, что лучше зайдет. Обычно мы готовим по 5−10 заголовков и картинок для одного материала.
Связка «Заголовок +картинка» — половина успеха на Дзене, поэтому им нужно уделить особое внимание. Заголовок должен задеть нерв читателя и объяснить, почему ему нужно открыть именно вашу статью среди сотен других.
Когда вы придумываете заголовок, помните о том, что вы продаете не продукт или компанию, а прочтение статьи.
Заголовки на Дзене — отдельный вид искусства, поэтому просто зайдите на площадку и посмотрите, какие заголовки зацепят вас. Поставьте таймер, а то можно потерятся в пространственно-временном континууме.
Нативное повествование
Если вы хотите продвигать услугу или товар, они должны быть органично вписаны в повествование. Нельзя просто написать про свой продукт и его преимущества — такой текст никто читать не будет.
Вокруг продукта должен быть контекст — ситуация, боль, проблема, которую хочет решить читатель. Проще всего это сделать через проблемную ситуацию, затем показать сценарий использования и выгоду — как изменится жизнь читателя после применения этого продукта.
Чтобы проверить, органично ли у вас вписан продукт в текст или нет, нужно убрать все, что касается вашего продукта или услуги и посмотреть, что останется. Если получился хороший и крепкий текст без продукта, значит все органично. Если текст разваливается и в нем читать нечего — нужно переписывать.
Интересные призывы к действию
В рекламных статьях в Дзене работает механика Scroll2Site: для перехода на сайт не нужно нажимать на ссылку, а просто пролистать страницу дальше. Для многих это может быть неожиданно, поэтому надо проявить заботу и рассказать, что будет происходить дальше и зачем читателю вообще переходить на сайт.
Хорошо в качестве призывов к действию работают акции и промокоды. Если их нет — используйте конструкции вроде «Чтобы посмотреть…», ««Чтобы узнать…», «Чтобы заказать…».
Самое главное
Дзен — это и не СМИ, и не блог, и не соцсети. Это совершенно другая площадка, и она требует особого подхода. Она более нативна, и реклама в Дзене работает лучше, чем статьи в СМИ, баннеры или таргет.
Реклама в Дзене работает лучше, чем статьи в СМИ.
Механика площадки иная, но вам нечего бояться, если у вас есть опытные авторы, которые помогут определится с темой, объяснят механику работу и напишут органичные тексты.
Консультация с точечными ответами для вас
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Запишитесь на бесплатную онлайн-консультацию, чтобы получить первичные рекомендации и разработать план действий.
- Как правильно рассчитать охват аудитории
- Какие темы «зайдут» в Дзене
- Станет ли Дзен источником лидов
Еще статьи по теме
Подробнее
Инструкция
Как рассказать об услугах, если у вас «сложный» бизнес
Рассказываем, как написать так, чтобы ваша аудитория точно поняла, чем вы занимаетесь и выбрала именно вашу компанию.
Подробнее
Интервью
Хотите купить рекламу у блогеров, но у вас много вопросов? PR-менеджер рассказывает, сколько стоит один пост и как договориться на бесплатное размещение.
Как работать с блогерами: ответы на 10 вопросов
Подробнее
Советы
Рассказываем про ошибки, которые можно встретить практически на каждом сайте компании.
5 ошибок в дизайне сайта, которые лучше исправить
Подробнее
Инструкция
Как рассказать об услугах, если у вас «сложный» бизнес
Рассказываем, как написать так, чтобы ваша аудитория точно поняла, чем вы занимаетесь и выбрала именно вашу компанию.
Подробнее
Интервью
Хотите купить рекламу у блогеров, но у вас много вопросов? PR-менеджер рассказывает, сколько стоит один пост и как договориться на бесплатное размещение.
Как работать с блогерами: ответы на 10 вопросов
Подробнее
Советы
Рассказываем про ошибки, которые можно встретить практически на каждом сайте компании.
5 ошибок в дизайне сайта, которые лучше исправить
Обсудить задачу
ТЕЛЕФОН
+ 7 (800) 201-34-53
Казань, ул. Профсоюзная, 34
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
дзен и искусство письма. Традиционно письмо стало способом… | ДЖОННИ КЕНШО
Традиционно письмо стало способом записывать историю и описывать то, с чем сталкивались наши органы чувств. Вскоре после этого, по крайней мере, я думаю, появились истории как форма развлечения.
Эволюция письменности, какой бы ни была ее история, даже вошла в нашу жизнь в виде крошечных прямоугольных устройств, от которых мы, кажется, не можем оторваться благодаря выдающимся технологическим достижениям. Кажется, у нас больше нет предлога не писать, то есть, если ты писатель. Я считаю, что все мы писатели абстрактно. Пишем наши истории в наших сердцах и разуме, пока мы кувыркаемся в памяти. Если оставить в стороне философское отступление, некоторые, в том числе и я, пришли к выводу, что писательство — это нечто большее, чем способ заработать непристойные суммы денег или произвести впечатление на других глубиной наших слов. Нет, некоторые из нас считают, что писательство — это скорее призвание, искусство, а для некоторых — религия, как дзен.
Я, практикующий дзен, заметил много общего между ними. Оба требуют большой самоотдачи, и иногда оба вызывают у меня желание просто ударить что-нибудь и бросить. Дзен — это способ самоанализа как средство освобождения от иллюзии, что все вещи должны соперничать друг с другом и быть отдельными. Писательство также требует самоанализа, по крайней мере, по моему скромному мнению, как способ помочь идеям и историям вырваться за пределы собственного разума, чтобы иметь возможность поделиться ими с другими. Это может стать средством, с помощью которого можно, по крайней мере, попытаться выразить свое истинное «я», и оно может привести других в ваш мир, когда они прочитают то, что вы пишете, что также разрушит иллюзию разделения.
Когда я застреваю в письме, я отхожу от него и некоторое время занимаюсь дзадзэн. Иногда я пытаюсь разобрать проблему, чтобы выяснить, почему я не могу преодолеть блокировку, а иногда я просто сижу и сосредотачиваюсь на своем дыхании, забывая, о чем вообще пишу или хотя бы пытаюсь. В любом случае, в конце концов мысли вырываются на свободу. Что-то, кажется, отпадает, будь то мое эго, говорящее мне, что я должен преодолеть застой, потому что я умен и должен произвести впечатление на своих читателей, или я становлюсь настолько спокойным, что проблема, кажется, решается сама собой.
Совет, который я использую в своем письме, который я извлек из практики дзен, заключается в том, чтобы не торопиться и наслаждаться тем, что происходит в моем письме, а также тем, что меня окружает. Большинство будет удивлено, насколько свободными могут стать ваши мысли и письмо, когда вы перестанете думать о крайнем сроке или пытаться приспособить идею к тому, что ей не принадлежит, только для того, чтобы выполнить количество слов или цель главы. Я вовсе не имею в виду, что вы отказываетесь от того, чтобы быть целеустремленным и целеустремленным писателем, однако решимость и чрезмерные усилия — две разные вещи. Вы хотите втянуть читателя в свой мир через честное и вдумчивое письмо или кучу превосходных степеней. Таким образом, знать, когда вы написали достаточно или когда ваша медитация стала бесполезным упражнением, — это то, к чему, я считаю, писатели и практикующие дзен должны стремиться и стремиться, хотя бы для того, чтобы испытать свое письмо, а также жизнь немного более достоверно.
Итак, подхожу ли я к письму так же, как к медитации дзен? Да. Должны ли все писатели слушать меня и делать то же, что и я? Я считаю, что каждый должен следовать тому пути, который ему подходит. Я просто делюсь тем, что работает для меня, в надежде, что, возможно, кто-то сможет почерпнуть из этого все, что можно, и превратить это во что-то, что они смогут использовать в своих собственных произведениях. Потому что я считаю, что писатели легко адаптируются и могут взять что угодно, сделать это своим и красиво выразить, будь то в поэзии, прозе или изложении тайн вселенной. Писатели — хранители истории, развлекатели и осведомители мира. Что может быть лучше, чем работа, которую вы любите делать и помогаете человечеству на этом пути? Но откуда мне знать, я всего лишь писатель-ваннбе. Практикующий дзен с ручкой в руке сидит на дзафу и пытается выразить невыразимое.
ProWritingAid — это мощный набор из более чем 20 различных инструментов для письма и редактирования. Скопируйте свой черновик в их онлайн-редактор и проверьте грамматику, порядок предложений, часто используемые слова и многое другое. Попробуйте бесплатно!
Официальный спонсор писательского кооператива
Zen Mind, Writer’s Mind — Lions Roar
Классика Натали Голдберг
Write Down the Bones представила письмо как духовную практику. Она обсуждает дзен и писательскую практику с писателем и учителем буддизма Стивом Хагеном, модератором которого является Скотт Эдельштейн.
Фото Кинги Цихевич.
Натали Голдберг: Около двух часов назад в моей голове возникла мысль, о которой я хочу вам рассказать. Бабушка моего партнера Мишель выросла во Франции. Когда бабушке Мишель было 26 лет, а ее матери — пятилетняя девочка, в Париж пришли нацисты. Они забрали прабабушку и дедушку Микеле. Семье сказали, что они отправляются в трудовые лагеря. Затем были взяты трудоспособные мужчины, так что ее муж и брат тоже вскоре исчезли. Следующими были женщины и дети. В итоге всех забрали. Внезапно она проснулась и поняла, что никто не вернется. Она тут же связалась с подпольем, и они с дочерью скрывались на три года. Она была обычной домохозяйкой, которая любила танцевать и играть в карты, и вдруг оказалась в подполье, защищая свою дочь, скрываясь в маленьких французских городках, делая то и это, чтобы выжить.
Сегодня она живет в США. У нее короткая завивка, она любит Лас-Вегас и боевики. Но если вы пойдете к ней и продолжите: «О, Нана, я потеряла работу», — она все выслушает, а когда вы закончите, очень тихо скажет: «Не так уж и плохо».
Проведя с ней некоторое время, я понял, что она испытала глубокое пробуждение, когда поняла, что никто не вернется из лагерей. Ей некому было сказать ей: «О, ты проснулась». Но ее мнение изменилось. Она видела все по-настоящему.
Меня разбудило сочетание дзен и письма.
Когда ты с ней, она такая обычная, что ты не можешь в это поверить. В то же время в ней есть что-то другое. Вы чувствуете это полное принятие от нее. Но вы должны обратить внимание, потому что она такая же, как и любая другая 85-летняя Нана. Я люблю быть рядом с ней.
Я думаю, что сочетание письма и дзен сделало что-то подобное для меня. В моей первой книге «Цыпленок и любовь », сборнике стихов, я писала об обычных вещах, о которых, как вы думаете, написала бы американка-еврейка из Нью-Йорка. Я писал о Холокосте, о женитьбе на нееврейке, о временах, когда я был несчастен. Но я обрел свой истинный голос, когда японский учитель дзен и дзадзэн пересекли жизнь этой еврейской женщины. Эта комбинация сломала мой голос, и именно тогда я написал Записывая кости , который полностью основан на дхарме. Я думаю, если бы я просто продолжал писать материал для Натали, будучи евреем и из Бруклина, это было бы хорошо, но это не сломало бы мой голос. Меня разбудило сочетание дзен и письма.
Мне повезло. Мне не нужно было быть в Холокосте, чтобы проснуться. Я не допустил, чтобы мой любовник умер от СПИДа, или, как мастер дзен Догэн, моя мать не умерла, когда я был очень молод. У многих мастеров дзен было очень тяжелое раннее детство, они потеряли одного или обоих родителей в раннем возрасте.
Стив и я собрались здесь сегодня вечером, чтобы поговорить о том, чтобы быть писателями и быть буддистами, и о том, как эти две сферы работают вместе. Начну с того, что писать без буддизма для меня ничего не значит. Дзен без письменности — это хорошо, но без письменности он не так прекрасен и жив для меня. Для меня комбинация — это мое истинное выражение.
Стив Хаген: Пока Натали говорила, я думал о вице-президентских дебатах 1992 года. Вы помните адмирала Стокуэлла, напарника Росса Перо? Когда подошла его очередь говорить, первое, что он сказал, было: «Кто я и почему я здесь?» Я чувствую, что сейчас нахожусь в этой ситуации. Видите ли, нас позиционируют как двух буддийских писателей, и я полагаю, что я один из них — более двадцати лет назад я был посвящен в сан священника и опубликовал несколько книг. Но я не чувствую себя ни буддистом, ни писателем. На самом деле большую часть времени я пытаюсь забыть, кто я, и просто быть здесь и сейчас.
Тем не менее, должен признать, что еще в детстве я интересовался буддизмом, а также увлекался писательством. Эта практика писать и смотреть на свою жизнь, видеть, кто вы есть, также во многом является буддийской практикой. Это замечательная практика для того, чтобы выйти за пределы самих себя, отступить и освободиться от жестких структур, которые говорят: «Вы должны делать это так».
Я думаю, что каждый из нас должен найти свой собственный путь, найти свое собственное выражение, найти способ, которым мы можем лучше всего выразить себя. Вам не нужно идти по чьим-то стопам или подражать кому-то еще. Просто осознайте свой собственный голос, свой собственный ум и выразите это.
Сначала мне казалось, что я не могу думать о себе как о писателе, пока не опубликую книгу. Но когда я опубликовал свою первую книгу «Как мир может быть таким, какой он есть», я еще не чувствовал себя писателем, хотя и не знал, что должен чувствовать писатель. Я подумал: «Ну, наверное, мне придется опубликовать вторую книгу, потому что, чтобы действительно стать писателем, нужно уметь делать это снова». Потом я издал вторую книгу, и еще не чувствовал себя писателем. Поэтому я отказался от этого. Я бы просто сказал, кем бы вы ни были, просто будьте этим и выражайте это полностью и свободно. Не наше дело определять это заранее или пытаться навязать себе какую-то конкретную идею, которая у нас может возникнуть.
Скотт Эдельштейн (модератор): Таким образом, искусственная дисциплина, наложенная извне, может помешать подлинному творчеству и достижениям. Имея это в виду, может ли каждый из вас немного рассказать о надлежащей роли дисциплины в вашей практике как писателей и как буддистов?
Голдберг: Что ж, я обманываю себя, используя вместо этого слова «удовольствие» и «любовь». Я говорю себе: «Следуй за тем, что любишь, и это приведет тебя туда, куда тебе нужно». Конечно, вы должны явиться, но слово «дисциплина» в нашем обществе слишком тяжелое. «Ты должен сделать это». — Но я не хочу этого делать. «Сделай это!» «Нет!» Так что я вступаю в борьбу с собой. Между тем внутри меня есть другой человек, который просто затыкается и уходит к блокноту, или просто затыкается и встает на медитацию в пять утра. Как будто у меня нет причин. Я просто делаю это, пока другие части меня борются.
Я избегаю слова «дисциплина», в основном потому, что я учитель и знаю, что в нашем обществе существует резкое мнение о дисциплине. Наоборот, я великий соблазнитель; Я соблазняю себя и других людей писать и заниматься дзадзэн.
Хаген: Думаю, это действительно так. У нас есть мнение, что дисциплина — это нечто унылое и унылое, но на самом деле это просто переход к тетради или вставание для утреннего дзадзэн. Просто иди и сделай это — без всякой причины, как сказала Натали. В этом есть радость, настоящее удовлетворение — глубокое, искреннее удовлетворение и покой.
Помню, много лет назад я шел по полю и увидел собаку, которая вела себя очень странно. Он вставал, делал несколько шагов, приседал, потом снова двигался, и все это очень обдуманно. Вскоре я понял, что эта собака действовала не только по своей воле; он следовал чьим-то указаниям. Так что я посмотрел и вдали, в дальнем конце поля, я увидел человека, который держал перед собой руки, отдавая собаке тонкие команды пальцами и руками. Собака была полностью сосредоточена на этом человеке. Самое замечательное в этом было то, что я мог сказать, что эта собака была полна радости и счастья. Этот пес знал, о чем он, что он делает.
Я думаю, это то, что может предложить дисциплина. Если мы думаем о дисциплине как о какой-то рутине, о чем-то навязанном извне, мы не нашли, что дисциплина может нам предложить. Мы должны найти что-то внутри себя, что приведет нас к блокноту, к практике.
Недавно издатель спросил меня, не напишу ли я книгу ежедневных размышлений о письме. Я сказал им, что это самая нелепая вещь, которую я когда-либо слышал. Вы не размышляете о писательстве, вы пишете.
Чем бы вы ни хотели заняться в жизни, просто делайте это и делайте это полностью, от всего сердца. Даже в те дни, когда вам не хочется этого делать, просто продолжайте и делайте это в любом случае. В конечном счете, то, что мы культивируем, — это очень глубокая радость, покой и удовлетворенность, а также ощущение, что мы действительно имеем некоторый контроль над своей жизнью, а не вещи, контролирующие нас.
Голдберг: Мне нравится слово радость даже больше, чем удовольствие. Удовольствие имеет продолжительное качество, тогда как радость мгновенна.
Эдельштейн: Вы оба говорили о том, что у нас есть некоторые неверные представления о дисциплине. Какие еще заблуждения, по вашему мнению, существуют у людей относительно письменности или буддизма?
Голдберг: Один издатель недавно спросил меня, не напишу ли я книгу ежедневных размышлений о письме. Я сказал им, что это самая нелепая вещь, которую я когда-либо слышал. Вы не размышляете о писательстве, вы пишете. Существует идея, что медитация подобна размышлению. Но если вы собираетесь медитировать, не делайте этого, чтобы думать о письме.
Хаген: Когда люди берутся за практику буддизма или даже за практику письма, они часто смотрят вовне, ищут что-то там, что может приземлиться на них и каким-то образом улучшить их. Я думаю, мы можем просто забыть обо всем этом. Просто загляните внутрь себя и найдите что-то внутри себя, чтобы выразить.
Я был писателем до того, как меня опубликовали. Время от времени я думал: «Боже, было бы неплохо опубликоваться», но в целом я понял, что должен забыть об этом и обратить внимание на то, что я пишу. Мне было что сказать, и я хотел сказать это как можно яснее, наилучшим образом. Было большое удовольствие делать это. В той степени, в какой мы ищем что-то там, чтобы наполнить нас, мы теряем это. Мы должны найти это внутри себя и позволить этому быть.
Голдберг: Вы также должны быть терпеливы и не хвататься за что-то слишком быстро. Я закончил свою последнюю книгу около года назад. Я писал книги в течение предыдущих двенадцати лет без перерыва, поэтому я очень нервничал. Теперь я не работал над книгой почти год и все время говорю себе: «Нэт, продолжай давать ей место, дай ей место». Сначала я был в бешенстве, а потом пространство было действительно хорошим. Я счастлив. Мне действительно нравится ничего не делать. Тем не менее, появляются маленькие ростки. Даже когда я их не хочу.
Я хочу напомнить вам об этом: будьте терпеливы. Освободите место, чтобы то, что вы действительно хотите сказать, имело место.
Эдельштейн: Хочешь поговорить о предстоящих съемках?
Голдберг: Я начал одну вещь. Медитационные ретриты очень разрушительны для меня. Я говорю о семидневном ретрите, когда вы сидите в медитации с пяти утра до девяти или десяти вечера. Вы чередуете сидение и ходьбу, и это очень формально и убивает вас. Ничего органичного в этом нет. Вы действительно упираетесь в стену. В какой-то момент во время этих ретритов я становлюсь очень творческим. Я не хочу, но высвобождается колоссальная творческая энергия, и вдруг из ниоткуда возникают вещи, о которых я знаю, что должен писать. я их не ищу; Я не хочу их писать.
В марте прошлого года я проводил ретрит, и тут началось что-то, что не могло оставить меня в покое. В конце концов я сказал: «Послушайте, если вы сейчас оставите меня в покое, я обещаю, что когда ретрит закончится, я попробую написать его». Примерно через две недели после окончания ретрита я сказал себе: «Ну, я обещал; Я лучше сделаю это. В противном случае это будет мучить меня на следующем ретрите». Так что я пошел в кафе, сидел и писал около часа. Я подумал: «О, это было довольно весело», поэтому я вернулся на следующий день и написал, а затем просто продолжил. Я продолжал добавлять без всякой цели, позволяя этому случиться. Я писал только тогда, когда мне этого хотелось — примерно два или три раза в неделю. Я был очень мил к себе. Спроса на это не было, ничего.
Два или три месяца спустя я сидел в том же кафе и писал, и вдруг я зарыдал, только заплакал и заплакал, пока писал, и подумал: «Нат, куда, по-твоему, это приведет? Что вы думали, вы просто собирались писать долго и счастливо? Вы не думали, что это будет глубоко и иногда болезненно?» Так что это был почти трюк. Часто так и пишу. Я чувствую, что чувствую что-то далекое, и я начинаю здесь, но я знаю, что иду туда.
Вопрос из зала: Натали, в своих ранних книгах вы говорите об акте простого письма, не заботясь о том, что вы будете делать с тем, что получится. Но в Гром и Молния вы говорите: «Не просто пишите; сделай что-нибудь с этим». Это увеличивает жар и интенсивность. У меня должна быть какая-то цель?
Голдберг: Я сказал своим ученикам, что они должны просто практиковаться в письме как минимум два года. Я хотел бы сказать им, чтобы они сделали это за пятнадцать, но американцы меня не слушают. Итак, я начинаю с двух лет, когда просто пишу и открываю собственный разум и не беспокоюсь об этом. Но я чувствовал, что несу ответственность за то, чтобы помочь людям сделать следующий шаг, а не просто оставить всех с письменной практикой. Что вы делаете после того, как выпустили всех своих диких лошадей, после того, как вы действительно встретились с собственным разумом? Что вы делаете со всеми заполненными тетрадями? Люди продолжали спрашивать меня, поэтому я должен был ответить.
Вопрос: Думаете ли вы, что письмо естественным образом доходит до того места, где вы что-то с ним делаете?
Голдберг: Нет, не всем это нужно. Но я хотел сказать печатно: «Если хочешь, это следующий шаг». Вы не просто делаете это, когда вам хочется и получайте удовольствие. Я хотел вести людей дальше, а также хотел сделать письмо истинным путем дзен. Я думаю, что потерял свою популярность с этой книгой. Я имею в виду, что это было хорошо принято, но с Write Down the Bones все просто хотели списать свои задницы со счетов. Теперь я придал немного значения практике письма. Книга начинается с предупреждения, в котором говорится, что большинство моих друзей-писателей несчастны. Я также говорю, что если вы хотите увидеть свое собственное лицо, если вы хотите сбросить с себя старое желтое пальто, возьмите перо. Я надеюсь, что я тоже соблазняю людей, но это глубокое соблазнение.
Вопрос: Ранее сегодня вечером вы сказали кое-что, что меня заинтриговало: сначала вы писали как еврейская девушка из Бруклина, но потом ваша манера письма изменилась. Я прав в этом?
Голдберг: Да, я писал из своей жизни. Я до сих пор пишу о своей жизни, но она вывернута наизнанку.
Вопрос: Я прочитал много воспоминаний о жизни писателей, но как читатель я ищу нечто большее. Я ищу писателя, чтобы выйти за пределы своей жизни, чтобы попасть в большее пространство. Это то, что вы имели в виду, когда сказали, что начали писать своей жизнью, но больше не делаете этого?
Голдберг: Да, в некотором роде. Но мемуары могут открыться в более широком пространстве, если писатель действительно во многом связан с их жизнью. Я вспоминаю то, что сказал в «Громе и молнии». Вы спрашиваете себя: «Что я люблю глубоко? Что поставило меня на колени? Что меня окончательно сломало?» Сочетание этих ответов может дать вам голос.
Практика дзен сломала меня. Это сломало мое представление о том, как устроен мир.
Практика дзен сломала меня. Это сломало мое представление о том, как устроен мир. Это сломало весь мой еврейский, нью-йоркский, американский, женский взгляд на вещи; это раскрыло меня. Так что для меня это было сочетание настоящей любви к своей жизни, а затем сломленности и настоящей любви к писательству, но, будучи сломленным, я увидел это по-другому.
Вопрос: Некоторые люди пишут от собственной боли. Но я не об этом.
Голдберг: Я тоже о другом. Я не говорил о своей боли. То, что раскрыло меня, позволило мне увидеть мир шире, как Нана. С ней случилось что-то необыкновенное, и это сломало ее, разбудило. Я, конечно, не пропагандирую Холокост как лекарство для пробуждения.
Вопрос: Отличается ли открытие своего ума в письменной форме от открытия собственного ума в медитации?
Хаген: Как ты думаешь, сколько у тебя разумов? Отличается ли пишущий ум от вашего ума или от какого-то другого ума, который вы используете для чего-то другого?
Вопрос: Как я попал в это место? Думаю, нет; Я думаю, что они одинаковы.
Хаген: Правильно.
Голдберг: Я вернулся в Города-побратимы, потому что страдал от мысли, что мой писательский ум отличается от ума людей, получивших передачу Дхармы, официальное одобрение преподавания Дзэн, от моего учителя Дзэн Катагири Роши. . Или что пишущий ум отличался от ума учеников дзэн, ставших священниками. Но я бросил все это; Теперь я чувствую себя свободным от этого.
Хаген: У нас вообще нет разума. Мы думаем, что у нас есть разум; мы думаем, что у нас есть то, что называется «мой ум», что это особый ум. Затем мы замыкаемся в этой структуре нашего собственного творения. Это маленькая тюрьма, в которую мы себя загоняем. Но на самом деле мы вообще не являемся чем-то особенным. Как только мы это осознаем, у нас появляется полная свобода — изучаем ли мы сознание с помощью письма или просто тихо сидим, наблюдая за возникающими мыслями. Все то же самое; это тот же свободный поток ума, который имеет место. Его можно найти и выразить в любой деятельности.
Вопрос: Как актер, я знаю, что вам нужно развивать голос. В письменной форме то же самое. Но как вы собираетесь это делать?
Голдберг : Забудь об этом. Я понял только двадцать лет спустя, в классе, который я вел, что Дзен дал мне голос. Наконец-то я действительно что-то передавал, и мне действительно было чем поделиться. Но в течение двадцати лет я никогда не думал об этом. Я бы просто заткнулся и написал бы, просто взял свою жизнь, не думая об этом.
Вопрос: Когда вы берете все, о чем говорите, — обретаете свой голос, свое пространство и привыкаете к структуре, — как вы сохраняете все это перед лицом дедлайнов?
Голдберг: Это потрясающе, потому что дедлайн ставит тебя в тупик. Я так все пишу. Если у меня нет дедлайна от кого-то другого, я ставлю дедлайн. Я скажу другу: «У меня для тебя десять страниц». «Ну, Нат, мне не нужно десять страниц». — Мне все равно, я принесу тебе десять страниц. Иначе я мог бы сидеть вечно и мечтать о том, что я собираюсь написать. Единственное, что сделало меня писателем, — это физический акт письма. Когда я закончил Записывая кости, Я так боялся, что не стану писателем, что написал еще одну книгу, а потом еще одну. Так что сроки хорошие.
Иногда мне кажется, что я пишу сердцем. Мне больно, когда я пишу, но я просто там. Я доверяю этому больше, чем если бы я пишу из головы. Вы продолжаете писать несмотря ни на что; вы просто принимаете это и продолжаете идти.
Хаген: Я нахожу их ужасными. Я отказываюсь от дедлайнов, поэтому стараюсь их не устанавливать.
Голдберг: Да, но ты приходишь на утреннюю медитацию. Во сколько здесь дзадзэн, в 5:30? Для меня это то же самое, что дедлайн. Если быть до конца честным, у меня нет проблем со сроками в письменной форме, но в дзен я борюсь с ранними утренними медитациями как сумасшедший. Я не хочу вставать, я не хочу вставать…
Хаген: У меня с этим больше нет проблем.
Вопрос: Натали, ранее вы говорили о том, что рыдаете над своей работой. Что вы делаете, когда добираетесь до этого места в своем письме? Остаетесь ли вы с ним или позволяете ему рассеяться? Как вы идете вперед оттуда?
Голдберг: Иногда мне кажется, что я пишу сердцем. Мне больно, когда я пишу, но я просто там. Я доверяю этому больше, чем если бы я пишу из головы. Вы продолжаете писать несмотря ни на что; вы просто принимаете это и продолжаете идти.
Хаген: И вам не нужно ничего с ним делать. Просто идите и выражайте себя; забудьте о том, что вы собираетесь получить от этого, или что кто-то другой собирается получить от этого. Не пытайтесь намеренно использовать его. Если вы сделаете это, оно будет подниматься в голову и выходить из сердца.
Вопрос: Но когда вы не пишете в каком-то определенном порядке, а просто пишете в качестве практики, в какой момент у вас появляется процесс или спусковой механизм, который сводит все воедино? В какой момент кажется, что все части собраны вместе, и вы говорите: «Это то, что я действительно хочу сказать»? У вас вообще есть процесс, или это просто происходит?
Хаген: По моему опыту, это просто происходит.
Голдберг: Это случается, если ты проснулся. Что я делаю, что я делал раньше; Я так больше не делаю — когда закончу блокнот, сяду и прочитаю весь блокнот. Я шел туда, где обычно не бываю, читал его и подчеркивал то, что мне понравилось. Я изучал свой собственный разум: каковы мои навязчивые идеи? Что я продолжаю поднимать? Кто я вообще? Иногда я находил целое стихотворение и просто печатал его. Иногда я находил одну хорошую строчку. Когда я впервые жил здесь, в Миннесоте, для меня это было тяжелое время. Я переживал развод, но появилась эта строчка: «Я полюбил свою жизнь». Я все пытался написать из него стихотворение. У меня его никогда не было, но мне нравилась эта строчка, и, продолжая пытаться сочинить это стихотворение, я успел написать очень много. Вещи как бы развиваются, но они развиваются, когда я перевариваю то, что делаю. Что я говорил? «Компостирование».
Помимо Записывая кости , Натали Голдберг является автором Гром и молния, Банановая роза и Живой цвет: писатель рисует свой мир . Она работает помощником преподавателя в Дзен-центре «Облака в воде» в Сент-Поле, штат Миннесота.
Стив Хаген является автором книг Простой и понятный буддизм и Как мир может быть таким, какой он есть .