Содержание
Что означает аватарка в социальных сетях — Dudom
Сегодня аватарка – один из главных способов презентовать себя. Неудивительно, что психологи вовсю исследуют типы личностей по их страницам в соцсетях и уже обнаружили массу закономерностей. Люди с однотипными аватарками проявляют одинаковые свойства характера и, сами того не желая, демонстрируют все свои слабые стороны. Как читать личность и ставить «диагноз» по аватарке? Начните проверку с себя!
Своими наблюдениями поделились врач Евгения Стрелецкая и практический психолог Ольга Минчик. На основе анализа большого количества профилей в соцсетях они выделили целый список «диагнозов» по аватаркам. Любопытно, что результаты проведенных по отдельности наблюдений во многом совпадают. Предупреждаем: это не научные исследования, а личный опыт, но такая информация может натолкнуть на размышления.
Неодушевленный предмет, растение или пейзаж
Такая картинка может говорить даже о пограничном расстройстве личности, о том, что человек либо плохо знает себя, либо не принимает таким, какой он есть, относится с пренебрежением. Проблемы и самоопределением будут давить, отношения с человеком будут сложными, непредсказуемыми и хаотичными.
Кадр из фильма, изображение мультяшного или любого другого вымышленного персонажа
У человека есть сильная (одна или несколько) непереносимая эмоция. Он не может ее принять и в виде изображения «выплескивает» на аватарку. Разгадать эту эмоцию поможет герой картинки. Присмотритесь внимательнее: что за персонаж? Где находится? Какие чувства пытается передать?
Такой человек может любить и жалеть себя, но по отношению к миру испытывать боль, неприятие и отчаяние, принимать все очень близко к сердцу. Мультгерой может означать нежелание брать на себя ответственность, становиться самостоятельным. Ему удобнее будет признать себя жертвой обстоятельств. Отношения с таким человеком точно не будут скучными, ведь у него богатое воображение. Сложности могут возникнуть из-за его сверхчувствительности.
Снимок животного
Тоже присмотритесь, с каким зверем себя ассоциирует человек. Пантера на аватарке у женщины или волк у мужчины… О многом говорит, не правда ли? Но если это домашний кот/пес, принадлежащий самому человеку, аватарка явно кричит об одиночестве, недостатке душевного тепла и внимания.
Селфи с выгодных ракурсов и секси-фото
Человек сконцентрирован не на том, чтобы передать с помощью фото свое настроение, эмоцию от того, что его окружает. Это исключительно сексуальный призыв. Такие люди чаще всего неспособны к близким и доверительным отношениям и страдают нарциссизмом, а душевному разговору с вами предпочтут очередное селфи. Отношения для них – обмен выгодой, и самих себя они воспринимают, как выгодный лот. Кстати, часто у таких людей бывают проблемы с личной жизнью, какими бы звездами они не выглядели на фото.
Знаменитости
Кстати, о звездах. Если на картинке вместо самого человека вы увидите голливудского актера, это даже не внешняя маска. Владелец страницы может быть довольно симпатичным. Это способ выдать чужой авторитет за свой, сыграть на имидже знаменитости. Такой человек часто бывает не уверен в собственных словах и поступках.
Фото, где видно только часть лица, части тела, фото со спины, фото в очках
Стеснительная персона, страдающая от социальных фобий, которая в отношениях будет зажатой и боязливой. Скорее всего, у такого человека уже есть сложившийся образ самого себя, который он вам и продемонстрирует. Чтобы узнать его настоящего, нужно будет постараться и создать наиболее комфортные условия. И не факт, что получится.
Снимок со специально сделанной фотосессии
Это характерно для невротиков, которые прямо сейчас находятся в процессе познания самих себя. Они нечетко понимают собственный образ и за помощью обращаются к профессионалу. Им важно разъяснить, что в них эксклюзивного, необычного. В отношениях ищут разнообразия и одобрения, им важны похвалы.
Обычное фото с полностью открытым лицом, фото в полный рост
Полноценные, зрелые, активные, сформировавшиеся личности. На разных фото вы увидите их в разных настроениях, они не стесняются самовыражаться и быть негативно оцененными. Уровень их уверенности в себе позволяет им быть настолько открытыми. Фото в полный рост говорит о том, что человек любит обращать на себя внимание: «Вот я, принимайте меня таким, какой я есть».
Надписи
Точечный удар для отстаивания или навязывания какого-либо мнения. Ясно, что человек для себя что-то бесповоротно решил, и спорить на эту тему с ним будет бесполезно. Он любит контролировать ситуацию и умеет заключить весь мир в один броский слоган.
Реквизит
Фото на фоне дорогих машин, на курорте или с охапкой роз – дополненная реальность, необходимая тем, кто желает показать или доказать свое устойчивое материальное положение. Иногда такие фото кричат: «У меня все в порядке!» даже чересчур громко.
Хобби
Выставляя вперед свои увлечения, автор фото желает расставить акценты. Сюда смотрите, а на остальные стороны моей жизни – нет. Если на странице только такие фото, стоит задуматься. А еще демонстрация успехов – это желание разделить их с кем-то, недостаток внимания. Так что не скупитесь на лайки и комплименты.
Счастливые родители и влюбленные пары
Фото, которым человек утверждает психологическую неотделимость от мужа/жены/ребенка. Отличный способ утвердиться в новом статусе и подчеркнуть серьезность отношений. Такое фото призывает всех считаться с переменами в жизни человека, со сменой его приоритетов.
Социальные сети уже не представляются, как что то новое и необычное. Наоборот, когда встречаешь нового человека и спрашиваешь у него «Как найти тебя Вконтаке или Фейсбуке?«, а он говорит, что не зарегистрирован в социальных сетях, это воспринимается, как-то странно.
Социальные сети стали обыденным настолько, что превратились в личные дневники. Каждый человек, заполняя профиль на страничке, указывает личные данные, свои интересы и увлечения, а так же выделяет себя из массы уникальной аватаркой. Для психологов, этой информации достаточно, чтобы составить точный психологический портрет человека.
Кстати говоря, из всей информации на странице социальной сети, автарка является самой важной. Поскольку через нее, сообщается другим, искренние желания и намеренья человека.
Значение аватарок пользователей социальных сетей
- Аватарка с друзьями или с любимым человеком.
Такая аватарка, как бы говорит всем «Посмотрите, я не один, у меня есть друзья!». Однако истинное значение такой аватарки, заключается в другом. Человек, который ассоциирует себя со своими друзьями или же с любимым человеком, говорит о том, что он неуверен в себе и боится потерять этих людей.
- Аватарка с милыми животными или маленькими детьми.
Изображения таких аватарок, говорят нам «Посмотрите, какой я милый!«. Опять таки, такие аватарки истинный смысл несут другой. Люди которые выбирают такие фотографии неуверенные в себе, нуждающиеся в заботе и внимании. Им не свойственна активность, им больше нравиться, когда инициатор кто-то другой.
- Аватарка собственного ребенка.
Те пользователи, которые ставят такую аватарку, как бы хотят сказать нам «Посмотрите, какой у меня малыш!«. Как и в других случаях истинный смыл такой аватарки другой. Значение этой аватарки заключается в том, что этому человеку очень дорог этот ребенок и он не мыслит жизни без него. По сути, такие люди утрачивают собственный смысл жизни и живут ради другого. Сказать про них что они не счастливы, нельзя, но и то что, такой человек живет полноценной жизнью тоже.
- Аватарка знаменитости или неизвестной личности.
Когда смотришь на такие аватарки хочется сказать «Да это же …! или А кто это …?«. Те люди, которые скрывают свою личность, за масками известных или неизвестных людей, хотят показать свою уникальность, ну или продемонстрировать искреннюю любовь к этому персонажу. Про любовь к персонажу, я говорить не стану, здесь и так все понятно, а вот про уникальность расскажу. Уникальность заключается в том, что они думают о себе, как о людях у которых иное мышление и понимание мира. Эти люди замкнуты в себе и малообщительны, у них специфические интересы и узкий круг общения.
- Аватарки с изображением дорогих вещей или предметов.
На такие аватарки обычно смотришь с завистью, их владельцы хотят как бы сказать «Вон, посмотри, что у меня есть!«. Люди, которые в своем профиле выставляют такие фотографии, натуры с завышенной самооценкой. Им нравиться публичность и все, что с ней связано. У них не богатый внутренний мир, но общаться могут на любые темы.
- Аватарки с изображением природы и пейзажа.
Такие аватарки интерпретировать проще всего, когда смотришь на них думается «О, как красиво!«. А значение, этой аватарки, говорит о том, что человек устал и ему требуется отдых. Такой картинкой он просто демонстрирует, что возможность отдыха у него есть, но обстоятельства, пока не могут позволить воспользоваться им.
- Представительская аватарка.
Аватарки такого характера, подчеркивают статус обладателя. Такие люди либо занимают, либо хотят занимать высокие должности. Но сама аватарка говорит о том, что человек не очень то и успешен, ему не хватает того, что у него уже есть. Показывая всем свой статус, он неосознанно желает, чтобы все восхищались им и признавали его успехи.
- Аватарка с обычной фотографией.
Люди, у которых изображение аватарок, является обычная фотография самого себя. Сами по себе очень простые и открытые. Они всегда готовы к новым знакомствам и приключениям. Обладают средней самооценкой, но очень доверчивы и внушаемы.
- Аватарка со смешной фотографией.
Люди, которые ставят смешную фотографию в профиле, кажется нам очень веселыми по жизни. Но часто бывает, у таких людей есть проблема, которая их долго мучает. Они никогда о ней никому не расскажут, предпочитая разобраться с ней самостоятельно.
- Отсутствие или пессимистичность фотографии.
Отсутствие аватарки наводит на мысль, что человек не хочет показывать свою личность. И совершенно верно, такие люди малообщительны у них много комплексов и заниженная самооценка. Очень сложно адаптируются к новым условиям. Если у человека стоит аватарка, но она пессимистического характера, то это говорит о том, что человек в данный момент переживает, какую то серьезную проблему. К примеру, у большей половины людей, которые на аватарку ставят изображение черного квадрата, выявлена депрессия средней тяжести.
Как самому понять значение аватарок в социальных сетях?
Любая аватарка в социальных сетях, является отражением неосознанных желаний. То есть, когда вы смотрите на аватарку пользователя, вы видите прежде всего то, кем он хочет быть, а не является на самом деле. Поэтому когда смотрите на фотографию, обращайте внимание на, что заостряет внимание ее владелец. К примеру, если вы видите на фотографии, человек в руках держит много денег, то это означает, что он хочет быть богатым, но в данный момент не является таковым.
Составить психологический портрет человека, по аватарке в социальных сетях, вполне реально. Но следует учитывать индивидуальные особенности человека. То есть если вы, сделали психологический портрет, не факт, что он будет соответствовать реальности, так как для того, чтобы подтвердить ваши выводы, вам потребуется провести еще несколько, психологических исследований используя другие методики.
В 21 веке – веке информационных технологий – мы все больше и больше времени проводим в сети Интернет. Общение реальное постепенно вытесняется виртуальным, коммуникации носят опосредованный характер.
Презентуем мы себя в сети – в социальной, в профессиональном сообществе, на форумах, в онлайн дневниках и т.п. – в первую очередь, с помощью аватара (аватарки) – изображения в личном профиле. Если при реальной встрече первое впечатление формируется за несколько секунд исходя из того, как человек выглядит (мимика, жесты, осанка) и как он говорит (тон, тембр, темп голоса), то в виртуальной среде мы ориентируемся на картинку-фотографию пользователя. Именно это изображение чаще всего на бессознательном уровне закладывает основы нашего отношения к тому или иному участнику сетевого сообщества.
Аватар позволяет нам предъявлять себя другим в Интернет-пространстве, а результатом является сформированное впечатление у собеседника или аудитории в сети.
Мы выбираем определенную фотографию или картинку для выражения нашего визуального образа, потому что они нам нравятся. А наше подсознание говорит о том, что именно это изображение соответствует если не особенностям нашей личности, характеру, внутреннему миру и взглядам на жизнь, то, по крайней мере, актуальному душевному состоянию, эмоциональному настроению, интересам. По аватару можно составить ту или иную характеристику, определить психологические особенности владельца страницы, поскольку любое наше проявление (слова, действия, фотографии в сети и не только) говорит что-то о нас самих.
Выделяют две основные группы аватаров: личные фотографии пользователя с его изображением и фотографии или картинки, не имеющие прямого отношения к пользователю. Картинки могут свидетельствовать о двух моментах: во-первых, обладатель такого аватара предпочитает показать себя образно, скрыть некоторые стороны своей личности, демонстрирует те качества, которыми он хотел бы обладать, во-вторых, с помощью картинки человек может подчеркнуть какую-либо черту своего характера, которая является для него значимой.
Так, если человек выбирает для самопрезентации изображение животного, то основные природные качества данного животного есть у него самого или ему хотелось бы обладать подобными чертами, они представляют ценность (например, сила, мудрость, верность, независимость, хитрость и др.).
Если на аватаре изображен герой мультфильма или кино, то такой человек склонен проецировать на себя лучшие качества данного персонажа – силу, ловкость, красоту, ум и др. Выбор персонажей мультфильмов также может говорить о непосредственности, желании играть. С героями существуют устойчивые ассоциации, как правило, вызывающие эмоции, — позитивные или негативные. Таким образом, пользователь может транслировать аудитории свое эмоциональное состояние.
Выбор в качестве изображения фотографии знаменитого человека говорит о желании быть на него похожим (отчасти носит компенсаторный характер) или заявлении о себе как о современной и информированной личности (в курсе последних новостей кино, музыки, спорта, политики и т. д.).
Эксклюзивные аватары, созданные самостоятельно, можно наблюдать у личностей, знающих себе цену, нестандартно мыслящих, стремящихся выделяться из толпы.
Человек, размещающий на аватаре фантастических существ, имеет развитое воображение, фантазию, нестандартное мышление. Чем больше возможностей у существа, тем шире спектр деятельности человека, охват различных сфер. Так, персонаж, который имеет крылья, заявляет о стремлении пользователя к свободе, отрыву от проблем, к освоению нового.
Пейзажи на аватаре отражают душевное состояние пользователя, а также стремление обсуждать темы мироздания. Владелец «природного» аватара не склонен прямо рассказывать о себе. Безмятежные пейзажи – показатель мягкости, спокойствия, доброты; яркие, экспрессивные – энергии, активности. При анализе важно обращать внимание на цвета, линии, детали.
Если пользователь выбирает в качестве аватара фотографию ребенка, размещает свою собственную детскую фотографию или детёнышей животных, это может быть связано с нехваткой любви, заботы, тепла. Человек не хочет взрослеть, возможно ностальгирует по прошлому. Это же относится к фотографиям 10-летней и более давности.
Аватар, представляющий фотографию пользователя, считается менее информативным, нежели символическое изображение. Тем не менее, использование в качестве аватара собственной фотографии свидетельствует об открытости личности и собственной позиции, готовности перейти от общения в сети к реальному взаимодействию. Можно сказать, что такого человека устраивает собственная жизнь, он ощущает самодостаточность и принимает особенности своей личности.
Все это верно, только с одной оговоркой. «Псевдооткрытыми» считаются аватары, на которых человек изображен в темных очках, со спины, с расстояния в несколько метров, так что не видно глаз, а также если что-то заслоняет большую часть лица. Это может являться бессознательной попыткой человека казаться открытым, но на самом деле он не вполне является таковым.
Какие могут быть особенности собственной фотографии, выбранной в качестве аватара:
Мимика отражает эмоциональное состояние пользователя. Если человек на аватаре улыбается, скорее всего, это личность открытая и позитивная, если грустит, значит склонен предаваться задумчивости и меланхолии, что-то говорит – активен и ценит общение.
Руки, скрещенные на груди, могут быть признаком замкнутости или высокомерия. Рука у лица, закрывающая рот – признак желания высказаться. Рука у щеки свидетельствует о внимательности и сосредоточенности. Если рука подпирает подбородок, особенно если указательный палец при этом смотрит вверх, — это жест оценки, некой критичности по отношению к другим. Руки, заведенные за голову, могут быть показателем внутренней свободы человека, уверенности, готовности к диалогу, в определенных случаях – превосходства.
Ровная спина с расправленными плечами свидетельствует об активной жизненной позиции и уверенности в своей правоте, готовности к действиям. Расслабленная поза, свободные плечи – признак гармонии и уверенности. Неровная осанка выдает неуверенность, скромность или робость человека.
Прямой, открытый взгляд является признаком интереса, готовности к общению, взаимодействию, позитивного восприятия мира. Если глаза смотрят вниз – это говорит о желании быть проще, ближе к реальности, возможно застенчивости, если вверх – о мечтательности, фантазиях. Прищуренный взгляд может быть признаком наблюдательности, определенной напряженности, а также критичности.
Голова, приподнятая вверх, характеризует человека уверенного, готового выслушать другого и высказать свое мнение. Наклон головы в сторону означает интерес, возможность согласия с чем-либо или с кем-либо.
Предметы в руках нужно оценивать, исходя из первой ассоциации, которая приходит в голову, и с чем мы можем связать эту вещь, для чего она нужна, провести аналогию с чувствами. Если человек держит в руках цветы – это символ романтичности, нежности, мечтательности; книга – символ знаний, мудрости, телефон – желание быть на связи, мобильность, общение.
То же самое можно сказать и относительно фона. Фон аватаров чаще всего нейтральный. Но если он имеется на фото, то, как правило, говорит о ценностях личности: отдых, умиротворение, близость к природе (на фоне пейзажа), профессиональная занятость (за рабочим столом), успех (в дорогом автомобиле) и т. д.
Если на аватаре изображен более чем один человек, то это может означать ценность семьи, дружбы, общения, а также реализации себя в личной жизни.
Изображение пользователя, выполненное в форме рисунка или обработанное в фото-редакторе, говорит о желании личности приукрасить себя.
Таким образом, аватары могут одновременно скрывать одни черты личности и демонстрировать другие. Важную роль играет также первое впечатление и те эмоции, которые возникают при восприятии фотографии/картинки пользователя.
Отличительные черты аватаров далеко не исчерпываются данным постом, здесь я постаралась выделить наиболее яркие и часто употребляемые.
Безусловно, мы не можем по одному лишь аватару однозначно определить особенности личности и поведения, систему ценностей человека. Мы можем только предполагать эти особенности, учитывать их при общении, проверять свои догадки, узнавать собеседника и лучше понимать его в среде виртуального общения, а значит взаимодействовать более эффективно.
Зырянов Б. В. Фото профиля в социальных сетях: фактор восприятия
В статье аватар социальной сети рассматривается как элемент, который идентифицирует пользователя. Эксперимент, проведенный в рамках пилотного исследования, подтвердил гипотезу: пользователи различают фото по набору характеристик, соответствующих социальному контексту. Установлено, что Facebook при этом чаще воспринимается как пространство для неформального общения, а критерии визуальной коммуникации для профессионального сообщества более однозначны.
Разработанность темы самопрезентации в пространстве социальных сетей
Социальные сети − современный инструмент электронного общения, которым, по данным опроса фонда «Общественное мнение», пользуется не менее 87% пользователей Рунета (1).
В российской науке этой теме уделили внимание следующие исследователи: Д. В. Туркин (2008), Е.А. Милова (2012), К.Г. Устинкина (2016), А.С. Воронкин (2014), К.С. Вебер, А.А. Пименова (2014). Ряд работ рассматривает активность пользователей в российской социальной сети «ВКонтакте» (Щекотуров, 2012; Щебетенко, 2013; Черемисова, 2016), что позволяет рассуждать о национальных особенностях поведения пользователей локальных платформ, которые противопоставляются глобальным игрокам рынка (таким как Facebook). Школу Московского университета при разработке данной проблемы представляет группа исследователей факультета психологии во главе с А.Е. Войскунским (2013, 2014), а также факультета журналистики (Щепилова, 2010; Шилина, 2010; Игнаткина, 2012; Муронец, 2015; Ганюшин, 2014).
Теме самопрезентации в виртуальном пространстве посвящены работы отечественных исследователей в области социологии (Зайцева, 2012; Тихонов, 2012; Селезенев, Скрипак, 2013), психологии и педагогики (Шаповаленко, 2013; Максимов, Голубева,2014), философии и политологии (Погонцева, 2012; Балуев, 2013), культурологии и языкознания (Агеева, 2012; Сидорова, 2013; Матусевич, 2015). При этом виртуальную проекцию пользовательского Я различные исследователи именуют«цифровым лицом» и «цифровым телом» (Орех, Сергеева, 2015) или даже «виртуальной татуировкой» (Погонцева, 2013).
Визуальную составляющую такой самопрезентации рассматривают, например, С.Г. Ушкин (2012), а также Ю.А. Антонова и С.А. Демина (2010). Они определяют аватар как элемент самопрезентации в социальной сети, однако ограничиваются условной классификацией изображений на основе контент-анализа профилей «ВКонтакте», что, на наш взгляд, не позволяет экстраполировать полученные выводы: а) за пределы Рунета; б) на другие онлайн-платформы.
Наша гипотеза заключается в том, что пользователи интуитивно различают набор визуальных характеристик, соответствующий социальному контексту, и склонны подбирать отличные друг от друга изображения для профилей в социальных сетях. В случае с глобальными сетевыми платформами респонденты из разных стран будут демонстрировать схожее поведение. Этому и посвящена данная статья.
Фото профиля в социальных сетях: фактор восприятия
В пространстве социальных сетей аккаунт (сетевой профиль, виртуальная страница) реализует две задачи: он способствует идентификации пользователя другими участниками и выполняет функцию самопрезентации.
Подобно тому, как в реальной жизни облик собеседника зачастую определяет наше первое впечатление о нем, фото профиля (так называемый аватар, или юзерпик, от англ. сокр. userpic, user picture − букв. пользовательское фото) зачастую сообщает о владельце страницы больше, чем сопровождающий его текст.
Первенство визуальной составляющей подтверждают лабораторные измерения: наше бессознательное формирует впечатление о человеке по его внешности за 40 миллисекунд (Fong, Mar, 2015; Vernon, Sutherland, Young, Hartley, 2014). Первое и главное, в чем следует убедиться владельцу страницы (или делегированному специалисту − так называемому SMM, менеджеру социальных медиа), − в соответствии фото контексту коммуникации. Кадр, который украшает профиль на сайте онлайн-знакомств, не всегда подойдет для страницы в профессиональном сообществе.
Проблема кроется в различиях между компетенциями, которые владелец профиля желает транслировать потенциальной аудитории. И если такие качества, как открытость и хорошие манеры актуальны всегда (на фото их можно передать вежливой улыбкой), то сексуальную привлекательность следует оставлять за порогом делового общения.
В 2014 г. исследователь Университета штата Орегон Э. Дэниелс провела эксперимент, в ходе которого 118 респондентов оценивали профессиональные качества девушки по ее профилю в соцсети. Половине участников достался вариант профиля с фотографией провокационного характера. Он был оценен респондентами значительно ниже, чем профиль со сдержанным фото (Daniels, 2016).
Общение с реальными представителями компаний подтверждает находку Дэниелс − попытки выделиться из толпы могут быть неоднозначно восприняты экспертами по найму. Так, в интервью hh.ru издатель Look At Media Алексей Аметов сообщает: «Фотоальбомы наш HR-менеджер изучает не часто. Но на юзерпик внимание, разумеется, обращает всегда. Если там обнаженка, религиозная, политическая или националистическая символика, этот соискатель не впишется в нашу компанию». В том же материале указывается текущая статистика: по данным опроса HeadHunter, профили кандидатов в социальных сетях изучают рекрутеры в 76% компаний (2).
«Не ставьте логотип компании и ни в коем случае не публикуйте забавные фото. Вариант как на паспорт тоже оставьте для других целей, − советует в интервью журналу “Секрет фирмы” рекрутер международной IT-компании Parallels Анхель Гарсия. − Подумайте, как ваше фото может показать, кто вы, какое впечатление о себе вы бы хотели продать тем, кто его увидит» (3).
Что побуждает пользователей выбирать конкретные фото в качестве аватара и являются ли их мотивы осознанными? Частично обнажить подноготную пользовательской саморепрезентации в Сети помогают междисциплинарные исследования в сфере обработки естественного языка, объединяющие компьютерный анализ и синтез естественных языков.
Доктор Пенсильванского университета Д. Преоцюк-Пьетро, который исследует темпоральные модели социальных медиа, в своей работе отталкивается от распространенной в психологии личности диспозиционной модели, известной как «Большая пятерка». Сформулированная в 1960 гг. и выводимая эмпирически, она включает в себя пять независимых черт (диспозиций), которые, как предполагают специалисты, отражают стороны каждой отдельно взятой человеческой личности: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, нейротизм (склонность к эмоциональной нестабильности) и открытость новому опыту (служит характеристикой интеллекта). Вместе они составляют полноценный психологический портрет личности, что подтверждает исследование отечественных ученых А.Г. Шмелева и В.И. Похилько (1993).
В работе «Анализ личности на основе выбора изображений профиля в социальной сети» доктор Преоцюк-Пьетро пред- полагает, что открытость, свойственная людям с высокой степенью экстраверсии, может обуславливать их выбор изображений профиля: такие пользователи чаще других выбирают фото с широкой улыбкой в качестве юзерпика. Также для иллюстрации личного профиля экстраверт нередко выбирает совместное фото с друзьями или близкими, что, как считает исследователь, отражает его потребность в общении. Более того, экстравертам свойственно использовать нестандартные приемы: позирование, костюмы/маски, коллажи и т.п. Пользователи с высоким показателем сознательности зачастую подходят к вопросу более утилитарно, демонстрируя конформизм. Их поведение четко спланировано, что сказывается на методах саморепрезентации. Визуальные решения таких пользователей более предсказуемы, консервативны: взгляд в камеру, минимум эмоций (Liu, Preoţiuc-Pietro, Samani, Moghaddam et al., 2016).
Эксперты компании PhotoFeeler, предлагающей бесплатный сервис для оценки фотографии профиля, проанализировали 60 000 оценок, которые пользователи сервиса поставили 800 фотографиям. Пользователи оценивали фотопортреты по трем характеристикам: К1 − компетентность, К2 − степень расположения к себе (считывается как приветливость и доброта) и К3 − влияние (человек на фото воспринимается как лидер и внушает уважение). Оценивание проводилось по шкале от -5 до +5 («совсем не соответствует заявленной характеристике… максимально соответствует характеристике»). Результаты были оформлены в инфографике (4).
Самые важные наблюдения специалисты компании изложили в виде практических советов. Они рекомендуют не закрывать глаза солнечными очками − в этом случае фото рискует получить низкую оценку по критерию приветливости (К2). Небольшой прищур и мягкая улыбка говорят об уверенности и увеличивают оценку сразу по двум критериям: компетентности (К1) и влияния (К3). Более широкая улыбка или смех увеличивают восприятие по критерию К2 почти на полтора балла. Выбор формальной одежды значительно улучшает восприятие по критериям К1 и К3. Примечательно, что фото, сделанные в условиях недостаточного освещения, ухудшают восприятие по критерию К2, но не влияют на характеристики К1 и К3, в отличие от фото с чрезмерной насыщенностью цвета, которые негативно влияют на оценку по всем показателям (5).
Представители компании не предлагают объяснения последнему факту и вместо этого задают риторический вопрос: «Кто бы мог подумать, что люди не любят яркие цвета?». На наш взгляд, этот факт объясняется тем, что высокий уровень насыщенности цвета говорит о явной ретуши кадра. Откровенное (очевидное) использование фильтров и инструментов, например таких как Photoshop, вызывает чувство фальши, неестественности и заставляет других пользователей ставить под сомнение искренность автора фото.
Мы считаем, что залог эффективной самопрезентации онлайн − умение соблюсти баланс индивидуальности и конформизма при подборе фото профиля. Обратная сторона заключается в том, что использование профессионального фото на платформах, предназначенных для неформального общения, может произвести впечатление зажатости, неискренности или заносчивости. Поэтому совет использовать одно и то же удачное фото в качестве аватара на всех платформах представляется нам устаревшим. Напротив, разные платформы реализуют различные социальные задачи и требуют индивидуального подхода. Для проверки этой гипотезы мы провели эксперимент. который является ступенью пилотного исследования.
Методология
Цель эксперимента − выяснить, будут ли фотографии одного индивида последовательно выбираться респондентами в соответствии со сценарием взаимодействия, обозначенным исследователем: профессиональная коммуникация / романтическое знакомство / общение в социальной сети общего плана.
В эксперименте приняли участие 118 учащихся Датской школы медиа и журналистики в Копенгагене (Danmarks Medie- og Journalisthøjskole) (6) (70 женщин, 48 мужчин; средний возраст = 24,44 года, SD* = 2,43 года), которые были привлечены к тестированию путем массовой email-рассылки.
Выбор учебного заведения обусловлен двумя факторами. Для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы респонденты не были знакомы с анализируемыми персонами. Проведение опроса среди иностранцев позволило реализовать это условие. Также Дания входит в первый эшелон стран с высокой степенью проникновения Интернета (Graham, DeSabbata, 2016), а Датская школа журналистики является старейшим и крупнейшим медиавузом в этой стране с уникальной экспертизой в области медиаисследований (7).
В то время как большую часть респондентов составили коренные жители Датского королевства, 1/5 участников эксперимента (27 человек) − студенты из Нидерландов, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, США, Канады и Мексики. Их участие позволило нам исключить национальный фактор при интерпретации результатов опроса. Участники произвольным образом были разбиты на три сценарные группы. Респондентам было необходимо выбрать фото профиля для профессионального сообщества LinkedIn (группа № 1: n1 = 47**), для сервиса знакомств Tinder (группа № 2: n2 = 40) и для социальной сети общего плана Facebook (группа № 3: n3 = 31).
Рисунок 1. Средняя доля респондентов, которые сделали доминантный выбор в каждом из трех сценариев*.
* Ось x проведена на уровне случайного распределения (.20).
Планки демонстрируют стандартную погрешность ±1.
** n – количество опрошенных.
Каждому респонденту одновременно (на одном экране, в виде сетки 2×2) демонстрировались четыре фотографии одного человека, после чего он должен был поставить себя на место героя фото и выбрать один кадр, который лучше остальных подходит выбранному сценарию. Всем участникам демонстрировался единый набор материала − фотографии 20 профессионалов (десяти мужчин и десяти женщин) из разных стран мира в возрасте от 22 до 47 лет (8). Респонденты не были знакомы с людьми на фото. Порядок фотографий в выборке перемешивался для каждого участника тестирования.
Тестирование проводилось на платформе SurveyMonkey, результаты были экспортированы в Microsoft Excel и проанализированы с помощью надстройки XLSTAT.
Результат эксперимента
Если бы респонденты не имели специальных предпочтений при выборе фото, при подсчете результатов мы бы столкнулись со стандартным нормальным распределением, которое возникает при произвольных ответах. Результаты, представленные ниже, опровергают эту установку.
Прежде чем изложить результаты эксперимента, напомним: в теории статистики мóда − значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. При анализе результатов для каждого вопроса нами был определен самый часто встречаемый вариант ответа, или мода конкретного сценария. Среднее число респондентов, которые выбрали наиболее часто встречаемые варианты ответа, оказалось значительно выше, чем при случайном распределении (см. рис. 1).
Мы задались следующим вопросом: повлияет ли сценарий на выбор фото? И получили утвердительный ответ.
Иллюстрируем результаты примером одного из двадцати оцениваемых субъектов (см. рис. 2).
Рисунок 2. Пример распределения ответов для одного из оцениваемых субъектов*.
* Граф демонстрирует, как часто каждая из четырех предложенных фотографий была выбрана в каждом из трех сценариев.
Выбирая подходящий кадр, участники первого сценария − «профессиональное сообщество LinkedIn» − чаще всего выбирали фото № 4. При этом фото № 2, которое редко фигурировало в ответах первой группы, с завидной регулярностью выбирали респонденты двух других групп − «сервис знакомств Tinder» и «социальная сеть общего плана Facebook».
Для 14 из 20 оцениваемых персон моды сценариев № 1 (профессиональное сообщество) и № 2 (сервис знакомств) были различными. Это подтверждает наш тезис о том, что активные пользователи социальных сетей различают набор визуальных характеристик, соответствующих двум социальным контекстам, на интуитивном уровне. Также для 15 из 20 оцениваемых персон моды сценариев № 2 (Tinder) и № 3 (Facebook) совпали. Это свидетельствует о том, что пользователи чаще склонны рассматривать Facebook как пространство для неформального общения.
Мы также проанализировали уровни дисперсии (разброс значений среди респондентов в рамках каждого сценария). Среднее значение дисперсии среди респондентов, которые оценивали фотографии с точки зрения профессиональной коммуникации (LinkedIn: 0,52), в два раза ниже разброса значений среди тех, кто оценивал их с позиции личных знакомств (Tinder: 1,08), и более чем в два раза ниже дисперсии для социальной сети общего плана (Facebook: 1,23).
Эти данные говорят о том, что представления пользователей о визуальной составляющей успешной бизнес-коммуникации в Интернете гораздо более однородны, чем мнения о правильном позиционировании в неформальной онлайн-среде.
Пользовательский аккаунт одновременно идентифицирует индивида в пространстве социальной сети и служит средством самопрезентации. Важным критерием успешной коммуникации служит первое впечатление о субъекте; его формированию способствует фото профиля. Со стороны владельца аккаунта выбор изображения для отдельной социальной сети характеризуется целью коммуникации и ее предполагаемым сценарием.
Реакция аудитории при первичной оценке субъекта формируется на основе соответствия изображения контексту коммуникации, а также на основании критерия предполагаемой искренности.
Проведенный эксперимент приводит нас к выводу: несмотря на то что администрации платформ не регламентируют выбор фотографий в качестве аватара, интуитивные представления о приемлемых визуальных характеристиках оказываются интернализированными для значительной доли активных пользователей.
Примечания
(1) Онлайн-практики россиян: социальные сети // ФОМ. 2016.
(2) Смотреть в профиль: как работодатели проверяют соцсети кандидатов // HeadHunter. 2015.
(3) Васильченко В. Как эффективно использовать LinkedIn // Секрет Фирмы. 2015. Сент., 25.
(4) Stec C. The Anatomy of the Perfect Profile Photo For Facebook, Twitter, LinkedIn & More [Infographic]. HubSpot. 2015. October, 30.
(5) New Research Study Breaks Down “The Perfect Profile Photo”. Profiled by PhotoFeeler. 2014. May, 13.
(6) Danish School of Media and Journalism. Global Campus Network.
(7) International / About // Danmarks Medieog Journalisthøjskole.
(8) Фотографии были взяты из альбомов пользователей в социальных сетях, которые находятся в общем доступе. При подборе оцениваемых индивидов мы стремились соблюсти возрастное и национальное разнообразие; основные факторы при выборе четырех фото каждого человека − их визуальное разнообразие и высокое качество изображения.
Библиография
- Агеева Г.М. Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях // Вестн. Томск. ун-та. 2012. № 363. С. 68−74.
- Антонова Ю.А., Демина С.А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Лингвокультурология. 2010. № 4. С. 15−20.
- Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образовательные технологии и общество. 2013. № 2. С. 604−616.
- Вебер К.С., Пименова А.А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестн. Там- бовск. ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. 2014. № 2. С. 634−636.
- Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 14: Психология. 2014. № 2. С. 90−104. - Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66−83.
- Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. 2014. № 1. С. 650−675.
- Ганюшин А.А. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 301−305.
- Зайцева Ю.Е. Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Социология. 2012. № 1. С. 134−143.
- Игнаткина В.В. Социальные сети в современном рекрутинге // Медиаскоп. 2012. Вып. 2.
- Максимов А.А., Голубева Н.М. Влияние социальных сетей на современного подростка // Наука и современность. 2014. № 28. С. 105−109.
- Матусевич А.А. Актуальная лексика социальных сетей как отражение развития интернет-технологий // Вестн. ВятГГУ. 2015. № 7. С. 74−79.
- Милова Е.А. Влияние социальных сетей на психологию личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. № 6. С. 81−83.
- Муронец О.В. Контент социальных сетей: тенденции и закономерности // Медиа- скоп. 2015. Вып. 3.
- Орех Е.А., Сергеева О.В. Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Социология. 2015. № 2. С. 137−145.
- Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространст- ва. 2013. № 1. С. 92−98.
- Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66−72.
- Селезенев Р.С., Скрипак Е.И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестн. КемГУ. 2013. № 2 (54). С. 125−131.
- Сидорова И.Г. Способы позиционирования интернет-личности в социальной сети // Изв. ВГПУ. 2013. № 9 (84). С. 29−33.
- Тихонов О.В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида //
Вестн. Казанск. технологическ. ун-та. 2012. № 22. С. 196−198. - Туркин Д.В. Социальная коммуникация в Сети Интернет // Вестн. ЧелГУ. 2008. № 33. С. 58−62.
- Устинкина К.Г. Виртуальные социальные сети как объект изучения // Социология науки и технологий. 2016. № 1. С. 194−200.
- Ушкин С.Г. Визуальные образы пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. 2012. № 5 (111). С. 159−169.
- Черемисова И.В. Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. ВолГУ. Сер. 11. Естественные науки. 2016. № 2 (16). С. 74−80.
- Шаповаленко А.А. Активность пользователя социальной сети (на примере vk.com) и особенности личностного самоопределения в юности // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 133−138.
- Шилина М.Г. Интернет-гипертекст общественных связей: характеристики, осо- бенности, тенденции развития // Медиаскоп. 2010. Вып. 2.
- Щебетенко С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Психология. 2013. № 4. С. 73−83.
- Щекотуров А.В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. 2012. № 4 (110). С. 80−88.
- Щепилова Г.Г. Поведение пользователей Facebook: исследовательский проект // Медиаскоп. 2010. Вып. 4.
- Daniels E. (2016) The Price of Sexy: Viewers’ Perceptions of a Sexualized Versus NonSexualized Facebook Profile Photo. Psychology of Popular Media Culture 5(1), Jan: 2−14.
- Fong K., Mar R.A. (2015) What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars. Personality and Social Psychology Bulletin, February 41: 237−249 (first published on January 9, 2015).
- Graham M., De Sabbata S. (2016) Internet Population and Penetration. Information Geographies at the Oxford Internet Institute.
- Liu L., Preoţiuc-Pietro D., Samani Z. R., Moghaddam M. E., Ungar L. (2016) Analyzing Personality through Social Media Profile Picture Choice. In: Tenth International AAAI Conference on Web and Social Media, pp. 211−220.
- Shmelyov A.G., Pokhilko V.I. (1993) A taxonomy-oriented study of Russian personalitytrait names. European Journal of Personality 7: 1−17.
- Vernon R. J. W., Sutherland C. A. M., Young A. W., Hartley T. (2014) Modeling First Impressions From Highly Variable Facial Images. PNAS 111 (32), Aug.: E3353–E3361.
Источник: МедиаАльманах №3 [80], 2017. С. 21-29
Об авторе
Зырянов Богдан Владимирович — преподаватель-исследователь факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (кафедра рекламы и связей с общественностью), участник программы Erasmus+ по специальности «корпоративные коммуникации» в Датской школе медиа и журналистики (Копенгаген).
Смотрите также:
- Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности
- Вязигина С.Ю. Аватар как смысловой элемент самопрезентации в интернет-блогах
- Дятлова Е.В, Михина М.В. Визуальные образы пользователей сети Интернет: от фотографии до аватара
- Ефремова О.И. Диагностика риска развития селфи-аддикции у подростков и юношества
исследование самопрезентация социальные сети
дизайнов аватаров для социальных сетей, тем, шаблонов и загружаемых графических элементов на Dribbble
Просмотр SMM – Управление социальными сетями – Пользовательский интерфейс приложения
SMM — управление социальными сетями — интерфейс приложения
Посмотреть иллюстрацию социальной сети
Иллюстрация социальной сети
Посмотреть талисман LOL Sober
Талисман LOL Sober
Посмотреть LOL Трезвый
ЛОЛ Трезвый
Посмотреть мою Сейлор Мун ✨
Моя Сейлор Мун ✨
Просмотр веб-дизайна — Creative Social Network
Веб-дизайн — креативная социальная сеть
Просмотр панели управления приложением для подкастов
Панель управления приложения подкастов
Посмотреть Утвержденный дизайн логотипа Contraption Collection для Youtube-канала
Утвержденный дизайн логотипа Contraption Collection для канала Youtube
Посмотреть набор значков аватаров
Набор иконок Аватары
Просмотреть набор «Аватар»
Аватар Люкс
Посмотреть доказательство FTW
Доказательство FTW
Посмотреть социальные сети🌐📱👍🏻
Социальные сети🌐📱👍🏻
Посмотреть набор значков аватара
Набор значков аватара
Просмотр шаблона ленты instagram
шаблон ленты Instagram
Просмотреть социальные сети Saaremaa Gümnaasium
Сааремааская гимназия Социальные сети
View Tik Tik — интеграция с социальными сетями 💃
Tik Tik — Интеграция с социальной сетью 💃
Посмотреть рекламу в Instagram по работе с клиентами
Отношения с клиентами Реклама в Instagram
Просмотр социальных сетей — 2
Социальные сети — 2
Просмотр сообщений в социальных сетях
Посты в социальных сетях
Посмотреть набор значков аватаров
Набор иконок Аватары
Посмотреть дизайн социальных сетей
Дизайн для социальных сетей
Посмотреть Догму — Профиль и настройки
Догма — Профиль и настройки
Просмотр историй о моде в Instagram — исследование
Модные истории Instagram — исследование
Посмотреть дизайн социальных сетей | Сообщение в Instagram | Социальные сети | Рекламный баннер
Дизайн социальных сетей | Сообщение в Instagram | Социальные сети | Баннерная реклама
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
или войдите
Идет загрузка…
Ваш аватар в социальных сетях убивает ваш бизнес?
18 ноября 2014 г.
Резюме
Несмотря на свой небольшой размер, ваш аватар в социальных сетях производит сильное впечатление, когда нужно произвести первое впечатление о вашем бизнесе. Убедитесь, что это не отпугивает клиентов.
В наши дни социальные сети стали неотъемлемой частью нашей личной и профессиональной жизни. Мы можем общаться с друзьями и клиентами независимо от того, сидим ли мы за рабочим столом или в дороге.
Это хорошо, когда у вас небольшой бизнес. Никогда еще в истории не было столько возможностей связаться с вашим целевым рынком.
Но это также возможность совершить новые ошибки в ведении бизнеса. Неправильные слова или неподобающие действия в социальных сетях могут негативно сказаться на росте вашего бизнеса, и все начинается с вашего аватара в социальных сетях.
Влияние
Существуют различные определения термина «аватар в социальных сетях», но в основном это крошечная картинка, которая представляет вас или ваш бизнес в сети социальных сетей.
Важно помнить, что даже если он очень маленький, он может оказать большое влияние на впечатление, которое вы производите на потенциальных клиентов и клиентов. Ваш аватар — это визитная карточка вашего бизнеса, поэтому вам нужно убедиться, что он действительно представляет, кто вы и что вы представляете.
Если вы мало (или вообще) не задумывались над аватаром своего бизнеса, вы можете не осознавать, какое впечатление вы производите. Вот три способа, которыми ваш аватар в социальных сетях может навредить вашему бизнесу:
1. Никто не знает, что это вы. В каждой социальной сети ваш профиль позволяет вам загрузить фотографию или логотип, который будет представлять вас или ваш бизнес. Если вы не потратите время на загрузку изображения, сеть разместит на его месте изображение по умолчанию. Уверен, вы видели знаменитое яйцо в Твиттере и пустой силуэт в Фейсбуке:
Twitter Egg
Facebook Silhouette
Для других людей в этих сетях изображение по умолчанию будет кричать, что вам все равно. Когда люди имеют дело с компанией, они хотят точно знать, с кем они связываются. Будет сложно установить связи с другими, если вы не загрузите фотографию или логотип, чтобы люди поняли, кто вы есть.
2. Помните, это для бизнеса. Тщательно подумайте о факторе «первого впечатления» вашего бизнес-профиля. Потенциальные клиенты и покупатели за доли секунды примут решение о вашем бизнесе на основе вашего аватара. И как только они уволили вас, они, как правило, не дадут вам второго шанса.
Вот результаты неофициального опроса, который я провел на тему «претензий» к аватару в социальных сетях и о том, что может помешать кому-то связаться (или оставаться на связи) с вашим бизнесом:
- Постоянно менять аватар. Наши потоки в социальных сетях проходят так быстро, что мы в основном ищем знакомые аватары. Регулярная смена аватара только запутает людей. И наоборот, если вы не меняли его несколько лет, возможно, пришло время его обновить.
- Наличие аватара с изображением вашей собаки, кошки или детей. Речь идет о бизнесе, а не о вашей семье. Кроме того, ваша собака, кошка или дети, вероятно, не сделают ваш аватар узнаваемым для ваших клиентов.
- Слишком мал, чтобы сказать, что это за картина. Фотография, на которой изображены вы или ваша компания с вдохновляющим фоном, вероятно, выглядит великолепно, когда она нормального размера, но когда она уменьшена до размера аватара, это просто большой сгусток неопознаваемого ничего.
- Политические мемы. Если ваш бизнес каким-либо образом напрямую не связан с политикой, вам следует держаться подальше от аватара, транслирующего ваши политические предпочтения. Да, у вас есть право на свободу слова, но это может навредить вашему бизнесу, если ваши клиенты не согласны с вами в политическом отношении.
- Герои мультфильмов или карикатуры на лица. Любой из них просто кричит фальшиво или незрело и отсрочит многие ваши связи.
- Картины природы. Так же, как публиковать фотографию своей семьи или домашних животных — плохая идея, аватар с изображением природы не сделает ваш бизнес узнаваемым в Интернете.
- Обрезанные семейные снимки или свадебные фотографии. Этот тип аватаров говорит вашим знакомым, что вам все равно, что вы не торопитесь, чтобы добавить вдумчивое изображение в свой профиль.
- Используя свою старую фотографию. Vanity не получает призов в социальных сетях. Нет ничего более шокирующего, чем встретиться с кем-то по видео или лично и узнать, что он совсем не похож на свой аватар.
3. Вы используете логотип вместо фотографии (или наоборот). Ваше присутствие в социальных сетях является частью стратегии вашего бренда для вашего бизнеса. Facebook и Twitter позволяют вам иметь личное и деловое присутствие. LinkedIn тоже. Последнее, что вы хотите сделать, это сбить людей с толку, используя логотип компании в своем личном профиле или свою фотографию на своих бизнес-страницах, поэтому хорошенько подумайте о долгосрочных последствиях выбора вашего аватара, прежде чем прыгать.