Рассчитайте какое соединение богаче хромом. школьные олимпиады по химии
  • Главная

Олимпиадные работы по химии. Рассчитайте какое соединение богаче хромом


школьные олимпиады по химии

Олимпиада по химии

(школьный этап)

8 класс (16 баллов)

1. Брутто-формула каолина (белой глины) может быть записана как h5 Si2 Al2 O9. Установлено, что это вещество состоит из нескольких хорошо известных оксидов. Представьте формулу каолина в виде оксидов. (2 балла)

2. В каком случае масса образующегося соединения будет больше: если на 4 г серы подействовать избытком алюминия или если на 4 г алюминия подействовать избытком серы? (3 балла)

3. Рассчитайте, какое соединение богаче хромом: бихромат аммония (Nh5)2 Cr2 O7 или сульфат хрома(III) Cr2(SO4)3. (4 балла)

4. На двух чашах весов уравновешены стаканчики, содержащие по 200 г 10%-й соляной кислоты, т.е. m(HCl) = 20 г. Как изменится положение равновесия по окончании реакции, если в один стаканчик поместить 1 г магния, а во второй – 1 г цинка? (3 балла)

5. Подберите коэффициенты в следующих уравнениях реакций:

Nh4 + O2 → N2 + h3 O,

K + h3 O → KOH + h3,

(Nh5)2Cr2 O7 → N2 + h3 O + Cr2 O3,

P2 O5 + h3 O → h4 PO4. (4 балла)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

9 класс (21 балл)

Доктор Пилюлькин готовит к полету раствор иода. Для этого он в 100 мл спирта (плотность 0,8 г/мл) растворяет 0,5 г иода. Определите массовую долю йода в полученном растворе. (3балла)

Определите формулу кристаллогидрата карбоната натрия, если известно, что при прокаливании образца этого кристаллогидрата массой 14,5 г его масса уменьшилась на 9 г. (4 балла)

Имеется смесь цинка и меди массой 20 г. При обработке этой смеси избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Какова массовая доля каждого металла в смеси? (4 балла)

На двух чашках весов уравновешены стаканчики, содержащие по 10 г азотной кислоты. Как изменится положение равновесия, если в первый стаканчик поместить

2 г карбоната кальция, а во второй – 2 г сульфида железа (II)? (7 баллов)

Как различить разбавленные растворы соляной кислоты, хлорида натрия и едкого натра, имея только фенолфталеин. (3 балла)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

10 класс (20 баллов)

При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 г монобромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкана. (3 балла)

Какой объем 2-иодпропана (плотность 1,703 г/мл) нужно взять для синтеза одного из изомеров гексана массой 6,02 г при условии, что реакция протекает с выходом 55,0%? (4 балла)

Раствор хлорида кальция применяется в медицине в качестве кровоостанавливающего средства. Вычислите, сколько ионов кальция поступит в организм при приеме внутрь столовой ложки (15 мл) раствора, содержащего в

100 мл 5 г СаCl2.6Н2О. (4 балла).

При обработке смеси меди и железа концентрированной азотной кислотой выделилось 4,48 л газа, а при действии на ту же смесь соляной кислоты – 2,24 л. Определите массовые доли меди и железа в смеси. (5 баллов)

В пробирках находятся: безводный сульфат меди (II), аммиачная селитра, гидроксид калия, карбонат кальция. Как с помощью только воды распознать эти вещества? (4 балла)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

11 класс (23 балла)

1. Лимонная кислота содержится не только в лимонах, но также в незрелых яблоках, вишне, смородине и т.п. При выпаривании водных растворов это органическое вещество выделяется виде кристаллогидрата, формула которого С6Н8О7 . Н2О. Лимонную кислоту используют в кулинарии и в домашнем хозяйстве (например, для выведения ржавых пятен с ткани). Определите массу кристаллогидрата лимонной кислоты и объем воды, которые требуются для приготовления 100 г 5%-ного раствора лимонной кислоты. (3 балла)

2. Даны вещества А, Б, В, Г. При высокой температуре вещество А разлагается на углерод и водород, а промежуточным продуктом разложения является вещество Б. При взаимодействии вещества Б с хлороводородом образуется вещество В, которое легко полимеризуется в вещество Г. Определите вещества. Напишите уравнения соответствующих реакций. (4 балла)

3. При сгорании органического вещества образовалось 0,63 г воды, 0,448 л углекислого газа и 0,112 л азота. Определите возможные формулы вещества, если плотность его паров по аргону равна 1,125. (4 балла)

4. При действии избытка металлического натрия на смесь этилового спирта с фенолом выделилось 6,72 литра водорода. Эта же смесь может прореагировать с 25 миллилитрами 40%-ного раствора гидроксида калия, плотность которого 1,4 г/мл. Какова массовая доля каждого вещества в этой смеси? (8 баллов)

5. Как распознать растворы глицерина, глюкозы, уксусного альдегида, используя лишь один реактив. Опишите план эксперимента. (4 балла)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

8 класс

Ответы и решения

1. Исходя из приведенного атомного состава каолина, можно предположить, что в него входят следующие оксиды: SiO2, Al2 O3, h3 O. Если учесть индексы, стоящие при атомах химических элементов в брутто-формуле каолина, можно сделать вывод о мольных соотношениях указанных оксидов. Формула каолина будет иметь вид: 2SiO2•Al2 O3•2h3 O (2 балла)

2. 2Al + 3S = Al2S3(1 балл)

4/96 = x1/150, x1 = 6,25 г; (1 балл)

4/54 = х2/150, х2 = 11,11 г. (1 балл)

Ответ. m(Al2 S3), полученного из 4 г алюминия, больше, чем из 4 г серы.

3. 1) Mr((Nh5)2Cr2 O7) = 252, Аr(Cr) = 52, (1 балл)

1(Cr) = 2Аr(Cr)/Mr((Nh5)2Cr2 O7)•100(%) = 104/252•100(%) = 41,27%. (1 балл)

2) Mr(Cr2(SO4)3) = 392, Аr(Cr) = 52, (1 балл)

2(Cr) = 2Аr(Cr)/Mr(Cr2(SO4)3)•100(%) = 104/392•100(%) = 26,5%. (1 балл)

Ответ. В соединении (Nh5)2Cr2 O7 содержание хрома выше.

4. Поскольку кислота дана в избытке, расчет ведем по веществам, взятым в недостатке, – по металлам. (1 балл)

1/65 = х2/22,4, х2 = 0,34 л. 1 балл)

Ответ. В случае с магнием выделится больший объем водорода, следовательно, эта чаша потеряет в весе больше. Чаша с магнием окажется выше. (1 балл)

5.

4Nh4 + 3O2 = 2N2 + 6h3 O,

2K + 2h3 O = 2KOH + h3,

(Nh5)2Cr2 O7 = N2 + 4h3 O + Cr2 O3,

P2 O5 + 3h3 O = 2h4 PO4. (по 1 баллу за каждую реакцию)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

9 класс

Ответы и решения

1. m(спирта) = 100 мл . 0,8 г/мл = 80 г (1 балл)

m(р-ра) = 80 г + 0,5 г = 80,5 г (1 балл)

ω (йода) = 0,5 г / 80,5 г = 0,006 или 0,6% (1 балл)

2. Na2CO3 . х h3O = Na2CO3+ х h3O

m(Na2CO3) = 14,3 г – 9 г = 5,3 г ( 1 балл)

n (Na2CO3) = 5,3 / 106 = 0,05 моль, n( h3O) = 9 /18 = 0,05 моль (1 балл)

0,05 моль Na2CO3 — 0,5 моль h3O

1 моль Na2CO3 — 10 моль h3O

Na2CO3 . 10 h3O (1 балл)

3. Уравнение реакции: Zn + 2HCl = ZnCl2 + h3 ( 1 балл)

n (h3) = 0,25 моль, n (Zn) = 0,25 моль ( 1 балл)

m (Zn) =16,25 г (1 балл)

w (Zn) =81,25 %, w (Cu) =18,75 % (1 балл)

4. Найдем массу углекислого газа, выделяющегося при взаимодействии HNO3 и CaCO3. Изменение положения весов будет обусловлено лишь убылью газа.

CaCO3 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 = h3O + CO2↑ ( 1 балл)

Рассчитаем мольные количества реагентов и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке:

(CaCO3) = m/M = 2/100 = 0,02 моль,(HNO3) = m/M = 10/63 = 0,16 моль. (1 балл)

Кислота дана в избытке, расчет ведем по веществу, взятому в недостатке, – по карбонату кальция:

m(CO2) = 44 . 0,02 = 0,88 г. ( 1 балл)

Чтобы найти массу газа, выделяющегося при взаимодействии HNO3 и FeS, запишем уравнение реакции:

FeS + 2HNO3 = Fe(NO3)2 + h3S↑ (1 балл)

Найдем количество cульфида железа (II):

ν(FeS) = 2 / 88 = 0,023 моль в недостатке

ν(HNO3) = 0,16 моль (1 балл)

Найдем массу сероводорода:

m(h3S) = 34 . 0,023 =0,77 г (1балл)

В первом случае масса выделяющегося газа (СО2) больше, чем во втором случае (выделение h3S). Поэтому чаша с карбонатом кальция по окончании реакции с азотной кислотой окажется выше. (1 балл)Ответ. Чаша весов с добавленным карбонатом кальция по окончании реакции будет выше чаши с добавленным сульфидом железа(II).

Раствор едкого натра – по малиновой окраске фенолфталеина. Соляную кислоту – по исчезновению окраски фенолфталеина при приливании кислоты к раствору щелочи. Хлорид натрия – окраска индикатора не изменялась.

За каждое правильно определенное вещество – 1 балл.

Олимпиада по химии

(школьный этап)

10 класс

Ответы и решения

1. Сnh3n+2 + Br2 → Cnh3n+1Br + HBr (1 балл)

n(Cnh3n+2) = n(Cnh3n+1Br)

1,74 / (14n+2) = 4,11 / (14n+81) (1 балл)

n = 4 C4h20 (1 балл)

2. C3H7I + 2Na → C6h24 + 2NaI (1 балл)

m теор.(С6Н12) = 6,02 / 0,55 = 10,945 г (1 балл)

n (C6h22) = 0,127 моль n (C3H7I) = 0,254 моль (1 балл)

m (C3H7I) = 0, 254моль . 170 = 43,18 г V (C3H7I) = 43,18 / 1,703 = 25,4 мл (4 балла)

3. В 15 мл раствора содержится 0,75 г СаCl2.6Н2О (1 балл)

n (СаCl2.6Н2О) = 0,75 / 219 = 0,00342 моль (1 балл)

n (Са2+ ) = n (СаCl2.6Н2О) = 0,00342 моль ( 1 балл)

N (Ca2+) = 0,00342 . 6,02 . 10-23 = 0,02 .10-23 (1 балл)

4. Уравнения реакций:

Cu + 4HNO3 (конц) = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2h3O (1) (1 балл)

Fe + 2HCl = FeCl2 + h3 (2) (0,5 балла)

По уравнению 1: n (NO2) = 0,2 моль, n (Cu) = 0,1 моль, m (Cu) = 6,4 г (1 балл)

По уравнению 2: n (h3) = 0,1 моль, n (Fe) = 0,1 моль, m (Fe) = 5,6 г. (1 балл)

Масса смеси: 6,4 г + 5,6 г = 12 г (0,5 балла)

ω (Cu) = 6,4 / 12 = 0,53 ω (Fe) = 0,47 (1 балл)

5.Раствор сульфата меди голубого цвета.

Аммиачная селитра растворяется с поглощением теплоты (пробирка холодная).

Гидроксид калия растворяется с выделением теплоты (пробирка теплая).

Карбонат кальция не растворяется.

( за каждое правильно определенное вещество — по 1 баллу)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

11 класс

Ответы и решения

В 100г 5%-ного раствора находится 5г С6Н8О7. (1 балл)

М(С6Н8О7) = 192 г/моль, М(С6Н8О7. Н2О) = 210 г/моль

192г С6Н8О7 содержится в 210 г С6Н8О7. Н2О,

5 г С6Н8О7 —————- в Хг кристаллогидрата.

Х = 5,47г кристаллогидрата потребуется, (1 балл)

100г – 5,47г = 94,53г Воды потребуется 94,53мл. (1 балл)

2. Ch5 → C + 2h3 (по 0,5 балла за каждое уравнение и определенное вещество)

2Ch5 → C2h3 + 3h3

C2h3 + HCl → C2h4Cl

nC2h4Cl → (C2h4Cl)n

А – метан, Б – ацетилен, В – хлорэтен, Г – поливинилхлорид.

3. Определена молярная масса вещества М= 1,125 . 40 = 45 (г|моль) (1балл)

Найдены количества атомов

Углерода n= 0,448 : 22,4 = 0,02 (моль)

Водорода n= 2(0,63 : 18) = 0,07 (моль)

Азота n= 2(0,112 : 22,4) = 0,01 (моль) (1 балл)

Найдено соотношение атомов в молекуле вещества С2Н7N (1 балл)

Проверено соответствие молярной массы М (С2Н7N) = 45 г|моль

C2H5Nh3 — этиламин или (Ch4)2NH – диметиламин (1 балл)

4. 1)Расчёт массы и количества вещества щелочи:

m(KOH)=V(p-pa).w(KOH).p m(KOH)=25.0,4.1,4=14(г)

n(KOH)=m(KOH)/M(KOH) n(KOH)=14:56=0,25 моль (1 балл)

2)Реакции, подтверждающие взаимосвязь кислородсодержащих соединений спирта и фенола с металлическим натрием:

2C2H5OH+2Na=2C2H5ONa+h3

2C6H5OH+2Na=2C6H5ONa+h3 (2 балла)

3)Реакция нейтрализации, подтверждающая кислотные свойства фенола:

C6H5OH+KOH=C6H5OK+h3O (1 балл)

4)Расчёты количества вещества и массы фенола:

n(KOH)=n(C6H5OH)=0,25 моль

m(C6H5OH)=n(C6H5OH).M(C6H5OH)=0,25.94=23,5(г) (1 балл)

5) Расчёт, исходя из условия задачи, всего количества выделившегося водорода:

V(h3)=6,72л:22,4л/моль=0,3 моль (0,5 балла)

6) Расчёт, исходя из уравнения реакции, выделившегося из фенола количества водорода:

0,25 моль:2=0,125 моль (h3) ( 0,5 балла)

7) Расчёт оставшегося водорода, который выделился из этанола:

0,3 моль _ 0,125 моль=0,175 моль (h3) (0,5 балла)

8 )Расчёт количества израсходованного этанола и его массы:

n(C2H5OH)=0,175.2=0,35 моль

m(C2H5OH)=n(C2H5OH).M(C2H5OH)=0,35.46=16,1(г) (0,5 балла)

9) Массовые доли веществ в смеси:

ω(C6H5OH)=23,5/(23,5+16,1)=0,593 или 59,3%

ω(C2H5OH)=100%-59,3%=40,7% (1 балл)

Используемый реактив – гидроксид меди (II). В растворах глюкозы и глицерина при добавлении Cu(OH)2 образуется ярко-синее окрашивание, а при нагревании этих пробирок образуется осадок оранжевого цвета только в пробирке с глюкозой. В пробирке с альдегидом при добавлении реактива ярко-синее окрашивание не наблюдается, но при нагревании смеси образуется осадок оранжевого цвета. (План анализа может быть представлен в виде таблицы) (Выбор реактива – 1 балл, распознавание каждого вещества – по 1 баллу.)

aplik.ru

Олимпиадные работы по химии

Олимпиада по химии

(школьный этап)

8 класс (16 баллов)

1. Брутто-формула каолина (белой глины) может быть записана как h5 Si2 Al2 O9. Установлено, что это вещество состоит из нескольких хорошо известных оксидов. Представьте формулу каолина в виде оксидов. (2 балла)

2. В каком случае масса образующегося соединения будет больше: если на 4 г серы подействовать избытком алюминия или если на 4 г алюминия подействовать избытком серы? (3 балла)

3. Рассчитайте, какое соединение богаче хромом: бихромат аммония (Nh5)2 Cr2 O7 или сульфат хрома(III) Cr2(SO4)3. (4 балла)

4. На двух чашах весов уравновешены стаканчики, содержащие по 200 г 10%-й соляной кислоты, т.е. m(HCl) = 20 г. Как изменится положение равновесия по окончании реакции, если в один стаканчик поместить 1 г магния, а во второй – 1 г цинка? (3 балла)

5. Подберите коэффициенты в следующих уравнениях реакций:

Nh4 + O2 → N2 + h3 O,

K + h3 O → KOH + h3,

(Nh5)2Cr2 O7 → N2 + h3 O + Cr2 O3,

P2 O5 + h3 O → h4 PO4. (4 балла)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

9 класс (21 балл)

Доктор Пилюлькин готовит к полету раствор иода. Для этого он в 100 мл спирта (плотность 0,8 г/мл) растворяет 0,5 г иода. Определите массовую долю йода в полученном растворе. (3балла)

Определите формулу кристаллогидрата карбоната натрия, если известно, что при прокаливании образца этого кристаллогидрата массой 14,5 г его масса уменьшилась на 9 г. (4 балла)

Имеется смесь цинка и меди массой 20 г. При обработке этой смеси избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Какова массовая доля каждого металла в смеси? (4 балла)

На двух чашках весов уравновешены стаканчики, содержащие по 10 г азотной кислоты. Как изменится положение равновесия, если в первый стаканчик поместить

2 г карбоната кальция, а во второй – 2 г сульфида железа (II)? (7 баллов)

Как различить разбавленные растворы соляной кислоты, хлорида натрия и едкого натра, имея только фенолфталеин. (3 балла)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

10 класс (20 баллов)

При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 г монобромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкана. (3 балла)

Какой объем 2-иодпропана (плотность 1,703 г/мл) нужно взять для синтеза одного из изомеров гексана массой 6,02 г при условии, что реакция протекает с выходом 55,0%? (4 балла)

Раствор хлорида кальция применяется в медицине в качестве кровоостанавливающего средства. Вычислите, сколько ионов кальция поступит в организм при приеме внутрь столовой ложки (15 мл) раствора, содержащего в

100 мл 5 г СаCl2.6Н2О. (4 балла).

При обработке смеси меди и железа концентрированной азотной кислотой выделилось 4,48 л газа, а при действии на ту же смесь соляной кислоты – 2,24 л. Определите массовые доли меди и железа в смеси. (5 баллов)

В пробирках находятся: безводный сульфат меди (II), аммиачная селитра, гидроксид калия, карбонат кальция. Как с помощью только воды распознать эти вещества? (4 балла)

Олимпиада по химии

(школьный этап)

11 класс (23 балла)

1. Лимонная кислота содержится не только в лимонах, но также в незрелых яблоках, вишне, смородине и т.п. При выпаривании водных растворов это органическое вещество выделяется виде кристаллогидрата, формула которого С6Н8О7 . Н2О. Лимонную кислоту используют в кулинарии и в домашнем хозяйстве (например, для выведения ржавых пятен с ткани). Определите массу кристаллогидрата лимонной кислоты и объем воды, которые требуются для приготовления 100 г 5%-ного раствора лимонной кислоты. (3 балла)

infourok.ru

Задания олимпиады 8 класс

ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

8 класс

1. Брутто-формула каолина (белой глины) может быть записана как h5Si2Al2O9. Установлено, что это вещество состоит из нескольких хорошо известных оксидов. Представьте формулу каолина в виде оксидов.2. В каком случае масса образующегося соединения будет больше: если на 4 г серы подействовать избытком алюминия или если на 4 г алюминия подействовать избытком серы?3. Рассчитайте, какое соединение богаче хромом: бихромат аммония (Nh5)2Cr2O7 или сульфат хрома(III) Cr2(SO4)3.4. На двух чашах весов уравновешены стаканчики, содержащие по 200 г 10%-й соляной кислоты, т.е. m (HCl) = 20 г. Как изменится положение равновесия по окончании реакции, если в один стаканчик поместить 1 г магния, а во второй – 1 г цинка?5. Подберите коэффициенты в следующих уравнениях реакций:

Nh4 + O2 = N2 + h3O,

K + h3O = KOH + h3,

(Nh5)2Cr2O7 = N2 + h3O + Cr2O3,

P2O5 + h3O = h4PO4.

9 класс

1. К 500 мл 10%-го раствора гидроксида калия плотностью 1,11 г/мл прибавили 800 мл 20%-й соляной кислоты плотностью 1,18 г/мл. Найдите процентные концентрации всех веществ в растворе по окончании реакции.2. На двух чашах весов уравновешены стаканчики, содержащие по 10 г азотной кислоты. Как изменится положение равновесия после протекания реакции, если в первый стаканчик поместили 2 г карбоната кальция, а во второй – 2 г сульфида железа(II)?3. При частичном растворении 4 г смеси медных и магниевых опилок в избытке соляной кислоты выделилось 1,12 л водорода. Установите состав исходной смеси в процентах по массе.4. Кубик металлического калия с длиной ребра 0,8 см и плотностью 0,96 г/см3 поместили в 10%-й раствор гидроксида калия массой 500 г. Найдите концентрацию щелочи в растворе по окончании реакции.5. Методом электронного баланса подберите коэффициенты в уравнениях реакций:

P + HNO3 (конц.) = h4PO4 + NO,

HNO3 (конц.) + S = NO2 + h3SO4 + h3O.

6. Юный химик, желая получить карбонат железа(III), слил растворы хлорида железа(III) и карбоната натрия. Однако планируемую соль он так и не получил. Вместо карбоната железа(III) в пробирке оказался коричневый осадок одного из известных гидроксидов. Какое вещество получил юный химик? Ответ подтвердите соответствующим уравнением реакции.

10 класс

1. Цинковую пластинку массой 10 г погрузили в 20%-й раствор нитрата серебра массой 500 г. Через некоторое время пластинку вынули, высушили и взвесили, ее масса оказалась 10,8 г. Найдите массу серебра, восстановившегося из раствора, массу цинка, перешедшего в раствор, и концентрацию нитрата серебра по окончании реакции.

2. В каком массовом отношении нужно смешать ацетат натрия и натронную известь (смесь твердых прокаленных гидроксида натрия и оксида кальция, 1:1 по массе), чтобы объем выделившегося метана был равен объему водорода, выделяющегося при действии 44 г магния на избыток соляной кислоты?

3. Через 250 мл раствора бромида калия пропустили некоторое количество хлора. Полученный раствор был выпарен досуха, и остаток слегка прокален. Масса сухого остатка оказалась равной 40 г. Анализ остатка показал, что в нем содержится 25% связанного брома. Вычислите объем хлора (н.у.), пропущенного через исходный раствор, если весь хлор вступил в химическую реакцию.

4. При пропускании 15,68 л смеси метана, углекислого газа и угарного газа через раствор гидроксида калия, взятого в избытке, объем исходной смеси уменьшился на 8,96 л (н.у.). Для полного сгорания оставшейся смеси потребовалось 6,72 л (н.у.) кислорода. Определите объемные доли компонентов в исходной смеси.

5. На 8,24 г смеси оксида марганца(IV) с неизвестным оксидом ЭО2, который не реагирует с соляной кислотой, подействовали соляной кислотой, взятой в избытке. При этом выделилось 1,344 л газа (н.у.).В ходе других экспериментов установили, что мольное отношение оксида марганца(IV) и неизвестного оксида равно 3:1. Напишите формулу этого оксида.

6. При хлорировании 90 г алкана образовалась смесь моно-, ди- и трихлоридов. Объемное отношение продуктов реакции в газовой фазе составляет 1:2:3, а плотность монохлоралкана по водороду равна 32,25. Найдите состав образовавшейся смеси в граммах.

7. Колбу, содержащую газообразный сероводород при н. у., заполнили водой. При этом весь газ растворился в воде. Определите процентную концентрацию сероводородной кислоты в полученном растворе.

11 класс

1. При обработке 0,84 г сплава двух простых веществ из элементов, проявляющих валентности II и IV, избытком соляной кислоты выделилось 224 мл водорода (н.у.) и осталось 0,28 г нерастворимого остатка. При действии на такую же по массе навеску сплава избытком раствора гидроксида калия выделилось 448 мл водорода (н.у.) и осталось 0,56 г нерастворимого остатка. Определите элементы в сплаве.

2. В стакан с дистиллированной водой поместили 24 г десятиводного кристаллогидрата карбоната натрия, затем туда же добавили 8 г безводного карбоната натрия и наконец к образовавшемуся раствору прилили 500 г 15%-го раствора той же соли. Определите процентную концентрацию карбоната натрия в полученном растворе.

3. Некоторое органическое вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала» и обесцвечивает раствор бромной воды. При нагревании в присутствии концентрированной серной кислоты 1 моль этого вещества присоединяет 1 моль воды. Известно, что вещество содержит 68,57% углерода, 22,86% кислорода и 8,57% водорода. Установите структурную формулу вещества, дайте ему название. Напишите уравнения реакций взаимодействия вещества с аммиачным раствором оксида серебра и с бромной водой.

4. Смесь карбоната кальция и перманганата калия общей массой 22,64 г обработали избытком соляной кислоты, при этом выделилось 6,72 л газов (н.у.). Определите состав смеси в процентах по массе.

5. Смесь массой 20 г содержит метиламин, -аминопропионовую кислоту и этилацетат. С данной массой смеси может полностью связаться 4,85 л хлороводорода (н.у.). Та же смесь массой 40 г при нагревании в присутствии концентрированной серной кислоты может полностью прореагировать с этиловым спиртом объемом 7,76 мл (плотность 0,8 г/мл). Найдите массу каждого компонента смеси.

6. При окислении неизвестного кислородсодержащего вещества массой 11,4 г образовалась одноосновная карбоновая кислота массой 15 г, для нейтрализации которой потребовалось 59,4 мл 20%-го раствора гидроксида калия с плотностью 1,18 г/мл. Определите формулу исходного вещества.

7. Допишите уравнения реакций и методом электронного баланса подберите в них коэффициенты:

uch.znate.ru

"Расчеты по химическим уравнениям". Вариант 4

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ

8 КЛАСС

ТЕМА: "РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ"

ВАРИАНТ 4

  Самостоятельные работы предназначены для текущей проверки знаний учащихся по всем программным темам 8 класса. Самостоятельные работы включают в себя 2 - 4 задания, на выполнение которых отводится от 10 до 20 минут. По усмотрению учителя задания самостоятельных работ могут быть использованы для индивидуального опроса учащихся или в качестве практических заданий во время зачетов или переводных экзаменов.

 

  1. Рассчитайте количество вещества хрома, которое может быть получено из оксида хрома (III), если для его восстановления потребовалось 20,16 л водорода (н.у.). Вторым продуктом реакции является вода. 

 

  2. Какая масса алюминия может вступить в реакцию с раствором, содержащем 48,6 г бромоводорода, если продуктами реакции являются бромид алюминия и водород?

 

 

  3. Какие массы соли и воды образуются при взаимодействии 200 г 8,55 %-го раствора гидроксида бария с соляной кислотой?

 

 

  4. Какой объем воздуха потребуется для окисления технического фосфора массой 1 кг, содержащего 7% примесей, до оксида фосфора (V)? Объемная доля кислорода в воздухе равна 21%.

 

 

  Химия / 8 класс / Самостоятельные работы / Расчеты по химическим уравнениям

  Преподавателю: Данная самостоятельная работа по химии проводится с учащимися 8 класса общеобразовательной школы. По структуре и сложности задания самостоятельной работы соответствуют обязательному минимуму содержания по химии в полной средней школе, а также соответствуют тематическому поурочному планированию к учебнику О.С. Габриеляна для 2-х часовой программы. Данная самостоятельная работа может быть использована для контроля знаний учащихся по химии учителями, работающими по любым другим учебникам.

   Целью данной самостоятельной работы является контроль усвоения учащимися темы "Расчеты по химическим уравнениям".

< Предыдущая Следующая >
 

www.1variant.ru

Задания олимпиады

ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

8 класс

1. Брутто-формула каолина (белой глины) может быть записана как h5Si2Al2O9. Установлено, что это вещество состоит из нескольких хорошо известных оксидов. Представьте формулу каолина в виде оксидов.2. В каком случае масса образующегося соединения будет больше: если на 4 г серы подействовать избытком алюминия или если на 4 г алюминия подействовать избытком серы?3. Рассчитайте, какое соединение богаче хромом: бихромат аммония (Nh5)2Cr2O7 или сульфат хрома(III) Cr2(SO4)3.4. На двух чашах весов уравновешены стаканчики, содержащие по 200 г 10%-й соляной кислоты, т.е. m (HCl) = 20 г. Как изменится положение равновесия по окончании реакции, если в один стаканчик поместить 1 г магния, а во второй – 1 г цинка?5. Подберите коэффициенты в следующих уравнениях реакций:

Nh4 + O2 = N2 + h3O,

K + h3O = KOH + h3,

(Nh5)2Cr2O7 = N2 + h3O + Cr2O3,

P2O5 + h3O = h4PO4.

9 класс

1. К 500 мл 10%-го раствора гидроксида калия плотностью 1,11 г/мл прибавили 800 мл 20%-й соляной кислоты плотностью 1,18 г/мл. Найдите процентные концентрации всех веществ в растворе по окончании реакции.2. На двух чашах весов уравновешены стаканчики, содержащие по 10 г азотной кислоты. Как изменится положение равновесия после протекания реакции, если в первый стаканчик поместили 2 г карбоната кальция, а во второй – 2 г сульфида железа(II)?3. При частичном растворении 4 г смеси медных и магниевых опилок в избытке соляной кислоты выделилось 1,12 л водорода. Установите состав исходной смеси в процентах по массе.4. Кубик металлического калия с длиной ребра 0,8 см и плотностью 0,96 г/см3 поместили в 10%-й раствор гидроксида калия массой 500 г. Найдите концентрацию щелочи в растворе по окончании реакции.5. Методом электронного баланса подберите коэффициенты в уравнениях реакций:

P + HNO3 (конц.) = h4PO4 + NO,

HNO3 (конц.) + S = NO2 + h3SO4 + h3O.

6. Юный химик, желая получить карбонат железа(III), слил растворы хлорида железа(III) и карбоната натрия. Однако планируемую соль он так и не получил. Вместо карбоната железа(III) в пробирке оказался коричневый осадок одного из известных гидроксидов. Какое вещество получил юный химик? Ответ подтвердите соответствующим уравнением реакции.

10 класс

1. Цинковую пластинку массой 10 г погрузили в 20%-й раствор нитрата серебра массой 500 г. Через некоторое время пластинку вынули, высушили и взвесили, ее масса оказалась 10,8 г. Найдите массу серебра, восстановившегося из раствора, массу цинка, перешедшего в раствор, и концентрацию нитрата серебра по окончании реакции.

2. В каком массовом отношении нужно смешать ацетат натрия и натронную известь (смесь твердых прокаленных гидроксида натрия и оксида кальция, 1:1 по массе), чтобы объем выделившегося метана был равен объему водорода, выделяющегося при действии 44 г магния на избыток соляной кислоты?

3. Через 250 мл раствора бромида калия пропустили некоторое количество хлора. Полученный раствор был выпарен досуха, и остаток слегка прокален. Масса сухого остатка оказалась равной 40 г. Анализ остатка показал, что в нем содержится 25% связанного брома. Вычислите объем хлора (н.у.), пропущенного через исходный раствор, если весь хлор вступил в химическую реакцию.

4. При пропускании 15,68 л смеси метана, углекислого газа и угарного газа через раствор гидроксида калия, взятого в избытке, объем исходной смеси уменьшился на 8,96 л (н.у.). Для полного сгорания оставшейся смеси потребовалось 6,72 л (н.у.) кислорода. Определите объемные доли компонентов в исходной смеси.

5. На 8,24 г смеси оксида марганца(IV) с неизвестным оксидом ЭО2, который не реагирует с соляной кислотой, подействовали соляной кислотой, взятой в избытке. При этом выделилось 1,344 л газа (н.у.).В ходе других экспериментов установили, что мольное отношение оксида марганца(IV) и неизвестного оксида равно 3:1. Напишите формулу этого оксида.

6. При хлорировании 90 г алкана образовалась смесь моно-, ди- и трихлоридов. Объемное отношение продуктов реакции в газовой фазе составляет 1:2:3, а плотность монохлоралкана по водороду равна 32,25. Найдите состав образовавшейся смеси в граммах.

7. Колбу, содержащую газообразный сероводород при н. у., заполнили водой. При этом весь газ растворился в воде. Определите процентную концентрацию сероводородной кислоты в полученном растворе.

11 класс

1. При обработке 0,84 г сплава двух простых веществ из элементов, проявляющих валентности II и IV, избытком соляной кислоты выделилось 224 мл водорода (н.у.) и осталось 0,28 г нерастворимого остатка. При действии на такую же по массе навеску сплава избытком раствора гидроксида калия выделилось 448 мл водорода (н.у.) и осталось 0,56 г нерастворимого остатка. Определите элементы в сплаве.

2. В стакан с дистиллированной водой поместили 24 г десятиводного кристаллогидрата карбоната натрия, затем туда же добавили 8 г безводного карбоната натрия и наконец к образовавшемуся раствору прилили 500 г 15%-го раствора той же соли. Определите процентную концентрацию карбоната натрия в полученном растворе.

3. Некоторое органическое вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала» и обесцвечивает раствор бромной воды. При нагревании в присутствии концентрированной серной кислоты 1 моль этого вещества присоединяет 1 моль воды. Известно, что вещество содержит 68,57% углерода, 22,86% кислорода и 8,57% водорода. Установите структурную формулу вещества, дайте ему название. Напишите уравнения реакций взаимодействия вещества с аммиачным раствором оксида серебра и с бромной водой.

4. Смесь карбоната кальция и перманганата калия общей массой 22,64 г обработали избытком соляной кислоты, при этом выделилось 6,72 л газов (н.у.). Определите состав смеси в процентах по массе.

5. Смесь массой 20 г содержит метиламин, -аминопропионовую кислоту и этилацетат. С данной массой смеси может полностью связаться 4,85 л хлороводорода (н.у.). Та же смесь массой 40 г при нагревании в присутствии концентрированной серной кислоты может полностью прореагировать с этиловым спиртом объемом 7,76 мл (плотность 0,8 г/мл). Найдите массу каждого компонента смеси.

6. При окислении неизвестного кислородсодержащего вещества массой 11,4 г образовалась одноосновная карбоновая кислота массой 15 г, для нейтрализации которой потребовалось 59,4 мл 20%-го раствора гидроксида калия с плотностью 1,18 г/мл. Определите формулу исходного вещества.

7. Допишите уравнения реакций и методом электронного баланса подберите в них коэффициенты:

podelise.ru

Решение задач по химии - Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии.

Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Рабиновича и Х.М. Рубиной. – 23-е изд., исправленное – Л.: Химия, 1985. – 264с., ил.

Задачи 1-27

Файлы в формате *.doc: 0001 0002 0003 0004 0005 0006 0007 0008 0009 0010 0011 0012 0013 0014 0015 0016 0017 0018 0019 0020 0021 0022 0023 0024 0025 0026 0027

1. При сгорании 5,00 г металла образуется 9,44 г оксида металла. Определить эквивалентную массу металла. Решение

2. Одно и то же количество металла соединяется с 0,200 г кислорода и с 3,17 г одного из галогенов. Определить эквивалентную массу галогена. Решение

3. Масса 1 л кислорода равна 1,4 г. Сколько литров кислорода расходуется при сгорании 21 г магния, эквивалент которого равен 1/2 моля? Решение с SMS-ключом

4. Определить эквивалентные массы металла и серы, если 3,24 г металла образует 3,48 г оксида и 3,72 г сульфида. Решение с SMS-ключом

5. Вычислить атомную массу двухвалентного металла и определить, какой это металл, если 8,34 г металла окисляются 0,680 л кислорода (условия нормальные). Решение

6. Мышьяк образует два оксида, из которых один содержит 65,2% (масс.) As, а другой 75,7% (масс.) As. Определить эквивалентные массы мышьяка в обоих случаях. Решение с SMS-ключом

7. 1,00 г некоторого металла соединяется с 8,89 г брома и с 1,78 г серы. Найти эквивалентные массы брома и металла, зная, что эквивалентная масса серы равна 16,0 г/моль. Решение

8. Эквивалентная масса хлора равна 35,5 г/моль, мольная масса атомов меди равна 63,5 г/моль. Эквивалентная масса хлорида меди равна 99,5 г/моль. Какова формула хлорида меди? Решение

9. Для растворения 16,8 г металла потребовалось 14,7 г серной кислоты. Определить эквивалентную массу металла и объем выделившегося водорода (условия нормальные). Решение с SMS-ключом

10. На восстановление 1,80 г оксида металла израсходовано 883 мл водорода, измеренного при нормальных условиях. Вычислить эквивалентные массы оксида и металла. Решение

11. Некоторое количество металла, эквивалентная масса которого равна 27,9 г/моль, вытесняет из кислоты 700 мл водорода, измеренного при нормальных условиях. Определить массу металла. Решение

12. 1,60 г кальция и 2,61 г цинка вытесняют из кислоты одинаковые количества водорода. Вычислить эквивалентную массу цинка, зная, что эквивалентная масса кальция равна 20,0 г/моль. Решение

13. Серная и ортофосфорная кислоты имеют одинаковую молекулярную массу. Каково отношение масс этих кислот, пошедших на нейтрализацию одного и того же количества щелочи, если образовались соответственно сульфат и дигидроортофосфат? Решение с SMS-ключом

14. Медь образует два оксида. На определенное количество меди при образовании первого оксида пошло вдвое больше кислорода, чем при образовании второго. Каково отношение валентности меди в первом оксиде к ее валентности во втором? Решение с SMS-ключом

15. При взаимодействии ортофосфорной кислоты со щелочью образовалась соль Na2HPO4. Найти для этого случая значение эквивалентной массы ортофосфорной кислоты. Решение

16. На нейтрализацию 2,45 г кислоты идет 2,00 г гидроксида натрия. Определить эквивалентную массу кислоты. Решение

17. При взаимодействии 5,95 г некоторого вещества с 2,75 г хлороводорода получилось 4,40 г соли. Вычислить эквивалентные массы вещества и образовавшейся соли. Решение с SMS-ключом

18. 0,376 г алюминия при взаимодействии с кислотой вытеснили 0,468 л водорода, измеренного при нормальных условиях. Определить эквивалентный объем водорода, зная, что эквивалентная масса алюминия равна 8,99 г/моль. Решение

19. От чего зависит эквивалент химического элемента: а) от валентности элемента; б) всегда является постоянной величиной? Решение

20. Какая формула правильно выражает закон эквивалентов:

 

а) m1/m2= Э2/Э1;                                  б) m1Э2=m2Э1

Решение

21. Фосфор образует два различных по составу хлорида. Эквивалент какого элемента сохраняется в этих соединениях постоянным: а) хлора; б) фосфора? Решение

22. Выбрать правильные значения эквивалентных объемов кислорода и водорода при нормальных условиях: а) 11,2 л O2 и 22,4 л h3; б) 11,2 л O2 и 11,2 л h3; в) 5,6 л O2 и 11,2 л h3. Решение

23. Эквивалентная масса металла равна 12 г/моль. Чему равна эквивалентная масса его оксида: а) 24 г/моль; б) нельзя определить; в) 20 г/моль? Решение

24. Эквивалентная масса металла в два раза больше, чем эквивалентная масса кислорода. Во сколько раз масса оксида больше массы металла: а) в 1,5 раза; б) в 2 раза; в) в 3 раза? Решение с SMS-ключом

25. Сера образует хлориды S2Cl2 и SCl2, эквивалентная масса серы в SCl2 равна 16 г/моль. Выбрать правильное значение эквивалентной массы серы в S2Cl2: а) 8 г/моль; б) 16 г/моль; в) 32 г/моль. Решение

26. Одинаков ли эквивалент хрома в соединениях CrCl3 и Cr2(SO4)3: а) да; б) нет? Решение

27. Одинакова ли эквивалентная масса железа в соединениях FeCl2 и FeCl3: а) да; б) нет? Решение

reshchem.ucoz.ru