• Главная

Работа школьной библиотеки по пропаганде чтения. Проект школьной библиотеки по продвижению чтения


Реализация библиотечного проекта «Прочтение» как форма работы школьных библиотекарей г. Коломны по продвижению чтения | Библиотека школы

Реализация библиотечного проекта «Прочтение» как форма работы школьных библиотекарей г. Коломны по продвижению чтения

Автор: Чикунова Ирина Анатольевна

Организация: МБУ ДПО УМЦ «Коломна»

Населенный пункт: г. Коломна

Основной способ поиска и извлечения информации – чтение. Вот уже многие годы педагоги и библиотекари сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна, к сожалению, не стала исключением. Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

Как показывают опросы и анкетирование, проводимые школьными библиотекарями и педагогами, чтение не ушло на второй план, только читательский кругозор существенно изменился, потеряны читательские ориентиры. Школьные библиотекари отмечают заинтересованность обучающихся в библиотеке как источнике современной и популярной литературы, они с удовольствие ходят туда и проводят свободное время. Однако недостаточное пополнение и обновление фонда художественной литературы не позволяют удовлетворить спрос молодежи. Если в школьной библиотеке предлагаются новинки, то в ограниченном количестве и в виде распечаток из Интернета. Несмотря на это в школьных библиотеках проводится масса мероприятий, направленных на популяризацию книг и чтения, на продвижение в первую очередь отечественной и зарубежной классики.

Одной из форм работы школьных библиотекарей г. Коломны по продвижению чтения стала реализация библиотечного проекта «ПРОчтение. Читаем вместе в классе и семье».

Начало проектной деятельности в общеобразовательных организациях было положено в 2004 году. В течение нескольких лет подряд было реализовано несколько проектов: «Значит, нужные книжки ты в детстве читал» в 2004-2005; «Чтение – вот лучшее учение» в 2005-2006; «Homo Legens. Человек читающий» в 2007-2008.

Начиная с 2008-2009 учебного года реализуется проект «ПРОчтение». Целью проекта является содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей в ходе проектной и исследовательской деятельности в области чтения.

 

Работа над реализацией проекта продолжается в течение всего учебного года сначала на школьном, а потом и на муниципальном этапах. Участвовать в проекте могут учащиеся в трёх возрастных группах по направлениям: «Читающий класс», «Читающая семья» и индивидуальные работы.

Традиционно в рамках реализации проекта в школах в течение года проходят различные библиотечные мероприятия: выставки, обзоры книг, классные часы, литературные гостиные, а также конкурс «Читаем вместе в классе и семье».

На конкурс «Читаем вместе в классе и семье» учащиеся представляют разноплановые, качественные работы как исследовательского, так и творческого характера. Это презентации, видеоролики к сказкам, произведениям о Великой Отечественной войне, любимые произведения детских писателей. На суд жюри были представлены работы, посвященные писателям-коломенцам и любимому городу. Номинация «Я и моя библиотека» стала самой популярной. Ребята рассказывали о своих домашних библиотеках и любимых книгах, о традициях семейного чтения, и, конечно же, о школьных библиотеках.

Всего в муниципальном этапе конкурса «Читаем вместе в классе и семье» ежегодно принимают участие около 400 учащихся.

Чтобы сделать проект еще интереснее, разнообразить, осовременить его, было организовано проведение конкурса буктрейлеров в 2015-2016 учебном году.

Буктрейлер признан читателями как необычный и привлекательный способ узнать о книге. Буктрейлер настраивает на рекламное восприятие произведения, это намного интересней и зрелищней, чем просто прочитать аннотацию. Визуальные образы имеют реальное воздействие на современное поколение, которое наиболее подвержено внешнему влиянию, остро ощущает на себе воздействие окружающей среды, связанное с более глубоким проникновением видеокультуры в современную жизнь.

Результат работы превзошел все ожидания. Мы придали новый виток нашему проекту, сделали его увлекательным и интересным для учащихся. Количество читателей в библиотеках возросло, а рекламирумые книги были, что называется «нарасхват».

Данная форма работы нельзя назвать инновационной. Но совершенно очевидно, что грамотная организация и творческое сопровождение проектной деятельности - это продуктивный путь к привлечению ребенка к чтению, повышению его читательской активности, а также формированию его информационной культуры.

 

Список использованных источников

1. Буктрейлер – современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып. 1/Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] - Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014.

2. Мурашова, Е.В. Современный подросток: читать или не читать? – Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/pdf/Murashova-SOVREMENNYJ-PODROSTOK--ChITAT-ILI-NE-ChITAT.pdf

3. Плохотник, Т.М. Новое блюдо библиотечной кухни: буктрейлер подан // Библиотечное дело. - 2012 - №6. – с. 20-22.

4. Титова, О.В. Продвижение книг и чтения среди школьных библиотекарей. - Режим доступа: http://nlr.ru/tus/20161202/reports/titova.pdf

5. Федосеева, А. Н. Буктрейлеры как способ продвижения чтения [Текст] / А. Н. Федосеева // Молодые в библиотечном деле. – 2012. – №5/6. – С. 65–68

 

 

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,3 КБ
Опубликовано: 22.06.2018

www.1urok.ru

«Работа школьной библиотеки по привлечению и продвижению чтения»

МБОУ Первомайская СОШ

Тема: «Работа школьной библиотеки по привлечению и продвижению чтения».

Библиотекарь Пфайфер М.Н.Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека.

Главная цель работы библиотеки: научить детей рациональным приемам работы с книгой, поиску, анализу материала, привить учения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности. Научиться быстро, реагировать на изменения, критически мыслить искать и перерабатывать необходимую информацию. Если не будет библиотек, то не будет культуры.

Школьная библиотека должна не только осуществлять библиотечное обслуживание своих читателей, но и решать стоящие перед образованием стратегические задачи:

  • возвращение детей к чтению, остающемуся единственным надежным средством сохранения культуры;
  • организация информационной поддержки всего образовательного процесса;
  • использование библиотечных технологий и опыта дополнительного образования в реализации инновационных целей образования
В течении учебного года библиотека осуществляет информационно-библиографическое обслуживание учащихся и педагогов. В библиотеке действует стенд « Уголок книголюба», который играет большую роль в информировании читателей о деятельности библиотеки, знакомстве с книжными новинками, предлагает рекомендательные списки для чтения разной тематики.

Большое внимание библиотека уделяет индивидуальной работе с читателями, консультирует учащихся при выборе книг. Старшеклассники чаще всего обращаются в библиотеку в поисках информации для докладов, сообщений, рефератов. Для малышей 1-4 классов, постоянно организуются тематические выставки книг: « Наши любимые сказки», «Вместе с книгой мы растем» с разделами « О природе», « Друзья наши меньшие», « Любимые детские писатели». Для учащихся 5-6 классов — выставки: « Книги -лучшие друзья», а также тематические выставки. В целях эстетического воспитания и пропаганды художественной литературы в библиотеке дети знакомятся с произведениями писателей, поэтов. Как важно грамотно, эстетично оформить презентацию, которая украсит любое мероприятие. С помощью презентации прошло первое знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова для учащихся начального звена .«Первый академик России» ( о М.В. Ломоносове) в 6 классе. Традиционными мероприятиями стали сказочные посиделки, на которых присутствуют громкие читки сказок, проведение сказочных викторин « Сказочный ларец», беседы об иллюстрациях к сказкам, об истории их создания, конкурсы рисунков на сказочные темы, просмотры сказок и их обсуждение. Мероприятия сопровождаются показом любимых героев сказок, ведь с их узнавания начинается интерес к книге, возникает желание прочесть ее. В библиотеке собран небольшой фонд периодических изданий. Наибольший интерес у самых юных читателей вызывают журналы: « Мурзилка», Детская энциклопедия», « Клепа», «Юный натуралист».

Для успешного обеспечения учебного процесса, в помощь учащимся представлена литература по краеведению « Люби и знай родной край». Значительно расширился ассортимент библиотечно-информационных услуг в библиотеке, повысилось их качество на основе использования оргтехники:(проектор, компьютер, экран). Оформлена выставка-презентация « Алтайский край-родина героев». Библиотека также пополнилась новинками художественной литературы в количестве 56 экземпляров, что позволило максимально удовлетворить запрос младших читателей нашей библиотеки. С целью популярности детской книги проведены беседы по произведениям Г.Х. Андерсена, Н.И. Сладкова — 3 класс.

«Пятиминутки чтения» на уроках 2 - 4 классах. Ребятам в течении пяти минут просто читаются интересные отрывки из книг детских писателей ( Носова, Пришвина,и др.) после таких пятиминуток ребята бегут в библиотеку за книгами.

Ежегодно в библиотеке проводятся следующие праздники:

«Посвящение в читатели» для первоклассников, на котором они становятся полноправными читателями.

« Неделя детской книги» имеет свои цели и задачи:

  • развитие у детей интереса к художественной литературе.
  • Активизация творческой и читательской активности
  • Повышение престижа чтения и статуса читающего ребенка.

odtdocs.ru

Работа школьной библиотеки по пропаганде чтения

     Проблема чтения встала в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры и обеспечения безопасности страны. Одной из ключевых идей Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 год является создание условий и формирование развивающей среды для развития ребёнка. Важную роль в создании такой среды играет школьная библиотека, в которой необходимо создать условия для чтения, а также для образования, игры, творчества, общения, досуга обучающихся.

     Одним из направлений работы библиотеки МБОУ Таврический УВК является продвижение книги и чтения. Цель работы  – привлечь внимание обучающихся к книге, вызвать эмоциональную реакцию, желание прочитать книгу. Педагог-библиотекарь работает над научно-методической проблемой «Развитие читательского интереса обучающихся в условиях школьной библиотеки».

     Библиотека МБОУ Таврический УВК в течение года реализует комплекс мероприятий, направленных на продвижение чтения, воспитание информационной культуры обучающихся, развитие их творческой инициативы, воспитание интереса к книге, предусмотренных планом работы школьной библиотеки на 2016/2017 учебный год: выставки литературы к основным государственным праздникам, памятным литературным датам; выставки новой литературы «Читайте новинки»; библиотечно-библиографические уроки и беседы; экскурсии в библиотеку для обучающихся; внеклассные мероприятия («Прощание с Азбукой», «Посвящение в читатели»), устная реклама книг библиотеки.

     В 2016/2017 учебном году стартовали цикл библиотечных уроков с обучающимися и клуб любителей чтения «Наши любимые сказки», направленные на воспитание интереса к книге, чтению у обучающихся, начиная с младшего школьного возраста. Данные мероприятия собирают ежедневно до 15 обучающихся 1-11 классов.

     В работе с обучающимися учитываются следующие принципы: целенаправленность каждого занятия, воспитательная ценность читаемых произведений, систематичность занятий, дифференцированный подход к обучающимся и учёт их возрастных особенностей. Результативность работы отражается  в развитии устойчивого интереса к книге, потребности  к чтению.

    Ежегодно в библиотеке проходят мероприятия, посвященные Международному дню школьных библиотек и Дню детской и юношеской книги: конкурсы чтецов «Наши любимые стихи»; семейных рисунков «В гостях у сказочных героев», «Нам книга дарит вдохновенье»; пробы пера; литературные игры «Листая любимые книги»; викторины «Сказки приглашают в гости»; библиотечные уроки; внеклассные мероприятия.

     В феврале 2017 года обучающиеся осваивали современные методы пропаганды книги и чтения, принимали участие в конкурсе «Страна читающая. Снимаем буктрейлер по Чехову». Современный формат конкурса, использование ИКТ помогли привлечь внимание новых читателей, повысить внимание общественности к книге и чтению.

 

     Рекомендации для улучшения результативности работы по пропаганде чтения

 

  1. Продолжить систематическую работу по пропаганде чтения.
  2. Объединить усилия педагогического коллектива, обучающихся и их семей в пропаганде книги и чтения.
  3. Планомерно и систематически пополнять фонд библиотеки новыми изданиями (научная, методическая, художественная литература) для повышения читательского интереса обучающихся и сотрудников УВК.
  4. Обеспечить наличие технической базы в школьной библиотеке (ноутбуки, мультимедийный комплекс), доступа в Интернет для обучающихся и сотрудников в читальном зале.

 

kboeva-mbou-tavr-scool.educrimea.ru


Смотрите также