Формы продвижения книги и чтения в электронной среде. Продвижение чтения в электронной среде
Формы продвижения книги и чтения в электронной среде by Елена Мысина on Prezi
Формы продвижения книги и чтения в электронной средесинтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информацииновый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.)Проект «Виртуальные выставки ТПП России» представлял собой многоотраслевой информационный ресурс Сетей обмена деловой информацией (СОДИ), целью которого являлось продвижение товаров и услуг российских и зарубежных предпринимателей на новые рынки. Ресурс предоставлял возможность размещения расширенной графической и текстовой информации о товарах и услугах российских и зарубежных предпринимателей на виртуальных выставочных стендах.Это новая форма давала ряд преимуществ и практически не ограниченный доступ к информации для всех заинтересованных пользователей.Виртуальные выставки в сфере культурыи образованияВиртуальные выставки Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль"http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions/Виртуальные выставкиТретьяковской галереиhttp://www.tretyakovgallery.ru/ru/exhibitions/virt/
Виртуальные выставки Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева
http://vma.muar.ru/Основные требования к организации виртуальных книжных выставокв библиотеках:
• создаются для представления изданий;• отличаются актуальностью выбранной темы;• выполняют информационную и рекомендательную функции;• отличаются четким целевым и читательским назначением.Структура виртуальной выставки, как и обычной, должна состоять из разделов, сопровождаться цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом и т.п. Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве.Контент виртуальной выставкиДополнительные материалы по теме выставки из ИнтернетаМультимедийные ресурсы, созданные автором выставкиДополнительная информация и сведения о дополнительном сервисеДанные об изданияхвизуальные (изображение обложки, оцифрованные части книги: предисловие, вступлениеи т.п.)библиографические данныеаналитическаяинформация (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т.п.)оцифрованные части книги (содержание, главы, наиболее интересные выдержки и прочее)ссылки на полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или в сети Интернетссылки на Интернет-ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты)сведения о наличии книг в других библиотеках, Интернет-магазинах и пр. аудио и видеоинформация: аудиокниги, музыкальные фрагменты, видеоролики, связанные с тематикой выставки, ссылки на экранизации произведений, видео лекции и пр.изображения: портреты, иллюстрации, фотографии тематического характерассылки на Интернет-ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты) викторины, тесты, игры, ребусы, опросникибуктрейлеры, плейкастыленты времени и ментальные картывиртуальные экскурсииинтерактивные плакатыбиографические, библиографические, энциклопедические сведения по теме выставки (биографии авторов и других персон, библиографические списки, указатели, исторические сведения и пр.)сведения о расположении книги в том или отделе библиотекиуказание о возможности заказать книгу по МБА, ЭДДПри работе над выставкой, большое внимание уделяется дизайнерским решениям: с помощью цвета, графики, анимации появляется возможность создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить важные моменты. Использование анимационных заставок помогает виртуальную выставку сделать живой и динамичной.Выставка "Слово о Мастере" Казанского федерального университетаhttp://libweb.kpfu.ru/virt_vust/042/0_index.htm Достоинства виртуальных выставокв сравнении с традиционными Массовость. На обозрение может быть представлено большее количество книг;Вариативность. В любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму, или общий дизайн;
Автономность. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения;Мобильность. Чаще всего электронные выставки разрабатываются (организуются) как выездные. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах;Экономичность. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.Использование Интернета даёт возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения;Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной;https://www.thinglink.com/scene/689794318524743682https://www.thinglink.com/scene/627906375493615617http://presentation.rsl.ru/По содержанию
• Выставки новых поступлений;• Отраслевые;• Тематические;• Персональные;• В рамках интернет-проектов;• Иллюстрированные каталоги:книжно-иллюстративные,художественного творчества,народного творчества,детского творчествафотовыставки.• Фоторепортажи.
По форме представления информации КлассификациявиртуальныхвыставокВыставка-плакатВыставка – лента времениВыставка - ментальная карта3D выставка,3D-книгаПодобные выставки могут создаваться как с помощью программистов, с использованием flash-анимации и языков программирования, так и в веб-сервисах, с несложным интерфейсом и не требующих знаний по программированию. Эти выставки отличаются креативным подходом, с использованием всех форм мультимедиа: текстовые надписи, ссылки, изображение, видеоролики, звуковое сопровождение, анимации с перелистыванием страниц и «говорящим» текстом.
Cоздается с помощью языка разметки HTML. Выставки, выполненные таким образом, отличаются друг подходом к организации выставочной формы. http://library.sibsiu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=957:10022016-q-q&catid=15&Itemid=100004Тематические аннотированные списки литературы, новые поступления книг и журналов, выставленные на сайтах библиотек в разделе «Виртуальные выставки»http://www.kemrsl.ru/booksПри создании выставки-сайта с применением анимации помимо языка разметки HTML используют различные программы для работы с изображениями и созданию на странице интерактивных элементов (Adobe Photoshop, Corel DRAW, FSViewer, JavaScript). Такие выставки обычно выполняются с помощью специалистов отдела автоматизации, так как при создании выставок используются языки программирования.http://kpfu.ru/library/chitatelyam/vystavki-i-videoobzory/chitaem-39non-fiction39-216853.htmlСайты, созданные с помощью простейших редакторов, без знания языков программирования. Например, с помощью конструктора сайтов Wix.com.http://dbl571.wix.com/bookweekhttp://dbl571.wix.com/calendarhttp://dbl571.wix.com/new-books#!Выставка-сайтК графическому изображению (рисунку, коллажу, обложке книги) добавляются интерактивные метки, рисунки, гиперссылки с описанием книги, сведениямиоб авторе, ссылками на сайты где можно прочитать или купить книгу, аудио-версии книг, видеоролики, электронные ресурсы (ленты времени, викторины, тесты, ребусы) и т.п. Наиболее распространенными веб-сервисами для создания интерактивных выставок плакатов являются сервисы Thinglink и Glogster. Сервис ThinglinkСервис Glogsterhttp://libnvkz.ru/chitatelyam/bud-v-trende-chitai/virt-vistavki-i-buktreileri/fandorin/25063http://libnvkz.ru/chitatelyam/bud-v-trende-chitai/virt-vistavki-i-buktreileri/gogolhttp://libnvkz.ru/chitatelyam/bud-v-trende-chitai/virt-vistavki-i-buktreileri/lit-classika-na-ekrane/23860http://elemarchenko.edu.glogster.com/sergei-dovlatov/?=glogpedia-sourcehttp://mister2222222.edu.glogster.com/lermontov-mikhail-jurjevic/?=glogpedia-sourcehttp://elena34.edu.glogster.com/glog-from-shcool-39-ruЛента времени - это наглядное представление хронологической последовательности событий. Виртуальная выставка, выполненная в форме ленты времени, может использоваться для изучения творческого пути и биографии писателя. Такие ленты могут сопровождаться не только текстовыми комментариями, но и встроенными фотографиями, видеороликами (с YouTube.com). Полученные ленты времени можно встроить на страницу сайта или блога с помощью HTML-кода.
200120072013Сервис Dipityhttp://www.dipity.com/Сервис позволяет создавать временную шкалу, вставлять в нее даты и их описания. Пользователи могут создавать и обмениваться в сети своими работами, добавлять видео, аудио, изображения, текст, ссылки, социальные медиа, местоположение и временные метки. Данный сервис является самым быстрым и простым способом привести временные данные в формат мультимедиа.Timerime http://www.timerime.com/ Сервис для создания временной шкалы. В нём можно добавлять не только дату с месяцем и годом, но и даже с точным временем, вплоть до секунд. Так же можно добавить изображение, видео- и аудио.WheninTime http://whenintime.com/http://www.dipity.com/tatukulesh/dt*a6844d13e59015ba/http://timerime.com/en/timeline/881390/++/Сервис для представления хронологии любых событий в виде ленты времени. На временной шкале задаются метки-события. Метки могут содержать текст, изображение, видео, гиперссылку. Есть несколько различных шаблонов представления ленты времени.Для использования сервиса необходима авторизация, для авторизации можно использовать аккаунт Google, учетную запись Facebook, Twitter или обычную регистрацию через электронную почту.http://cgb.kamensktel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1936:-200-&catid=35:2010-11-06-12-00-41&Itemid=20Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Сфера применения ментальных картв выставочной деятельности очень разнообразна - например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книгиили текста.Можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциациик ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.
GoogleCервис Mindmeister
«8 программ для построения mind-map (интеллект — карт)» - http://powerbranding.ru/marketing_lessons/10-mind-mapping-programms/https://docs.google.com/drawings/d/1Jy77y-skJI2WgLFrKyM0Rgp4ypny1gn90ORzUu22Eho/edit?pref=2&pli=1https://www.mindmeister.com/ru/123375963/_Виртуальные 3D выставки Национальной библиотеки Удмуртской республикиВ веб-сервисе Emaze В веб-сервисе ZooBurst http://unatlib.ru/3d-virtual-exhibitionhttps://www.emaze.com/@ALLTCIOQ/mir_skazok_andersenapptxhttp://inform-lider.blogspot.ru/2013/02/blog-post_20.htmlhttp://www.zooburst.com/zb_books-viewer.php?book=zb03_4ebb3d8974be9http://bibliopskov.ru/book2016-4.htmВыставка – слайд-шоуВыставка готовится из слайдов, выполненных в графических редакторах или программе презентаций PowerPoint, обложек книг, коллажей из обложек, иллюстраций, текста с помощью видео-редакторов (Windovs Movie Maker, Photo Story 3 для Windows, Sony Vegas, YouTube и др.) и веб-сервисов для размещения и проигрывания слад-шоу. В веб-сервисе PhotoPeahВ веб-сервисе Prezi http://www.slideshare.net/ssuser4c1c5d/ss-54955187В веб-сервисе Calameo http://ru.calameo.com/read/00420830036cfa0dbb137Виртуальные выставки Владимирской областной научной библиотекиhttp://skrinshoter.ru/s/060716/P3IXVBhttp://presentation.rsl.ru/http://photopeach.com/album/173hlm6?ref=morehttp://photopeach.com/album/wc13alhttp://photopeach.com/album/qg4rq9https://prezi.com/zksyqgztoqam/70/В веб-сервисе Slideshare Выставка – виртуальная доскаВыполняется при помощи веб-сервиса для совместного размещения закладок, рисунков, ссылок, медиа-объектов на тему чтения и литературы.С некоторыми сервисами можно познакомиться в статье «Виртуальные доски для групповой работы» (https://sites.google.com/site/radiosyktsu/virtualnye-doski-dla-gruppovoj-raboty#TOC-Popplet--- ). В веб-сервисе Popplet http://popplet.com/app/#/1410596В веб-сервисе Pinterest https://ru.pinterest.com/klen460164/достоевский-фм-преступление-и-наказание/В веб-сервисе Padlet https://ru.padlet.com/lyu4743/q1ltn8cs3brqВыставка на географической картеНа карту наносят метки с сопроводительными текстами и фотографиями местности, ссылками на полезные ресурсы сети Интернет, видеоматериалами, метки с информацией о местных авторах, ссылками на персональные сайты, полные тексты произведений и др.В сервисе Яндекс-карты В сервисе ThingLink https://www.thinglink.com/scene/639518438284328960В сервисе Google maps https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1O37Mp9Zba6vscOYJ6Qdegz1Gc98http://www.kemrsl.ru/litmapБуктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечения внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут.Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония», десятому по счету роману из многотомной вампирской серии.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих:на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо» (https://eksmo.ru/).
На первой странице сайта издательства пользователь может найти ролики к книгам-новинкам. Со всеми буктрейлерами издательства можно познакомиться на Официальном канале издательства (https://www.youtube.com/user/eksmovia). Буктрейлеры могут быть посвящены какому-либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке. Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия визуальной информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения.Буктрейлер решает несколько задач:1. Привлечение внимания к книге.2 .Создание аудитории читателей.3. Формирование персонального бренда писателя.
Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России»(http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html ) выделяет разновидности буктрейлеров:по способу визуального воплощения текста;по содержанию;по способу создания буктрейлера.
Классификация буктрейлеровПо способу визуального воплощения текста
игровые(мини-фильм по книге)
при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагментыанимационные(мультфильм по книге)к книге «Трудно быть богом» братьев Стругацкихк книге С. Алексиевич"У войны не женское лицо" неигровые к книге Н.Перумова"Имя зверя"к роману В.Торина "Амальгама"
Речеград. Буктрейлер. Дневник кота Помпона по серии книг М. Бершадской "Большая Маленькая девочка"По содержаниюповествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения)
атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции)концептуальные(транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста) Милан Кундера "Вальс на прощание". Буктрейлер «Василий Теркин»«Убит подо Ржевом» Буктрейлер по книге "Прощание с Матёрой"Даниил Любимов «Экипаж» Выделяют 2 способа создания буктрейлера: • слайд-шоу (видеоклип, формируемый из фотографий)• постановочный мини-фильм (в технике анимации, слайд-шоу и любой другой с музыкой, голосовой озвучкой и т.п.)Существует множество профессиональных и любительских программ для видеомонтажа. С некоторыми из них можно познакомиться в статье «Топ-15 программ для монтажа видео»(http://softobase.com/ru/article/top-programm-dlya-montazha-video).
Буктрейлеры созданные в профессиональных видео-редакторахВ программе Sony Vegas Буктрейлер "Василий Теркин" А.Т.Твардовский В программеProshow Producer Буктрейлер к книге “Маленький принц”онлайновые редакторы видеоПреимущество онлайновых сервисов заключается в том, что операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, благодаря этому производительность компьютера, на котором работает пользователь, не имеет значения.А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно без проблем редактировать видео высокого разрешения.Youtube Video Editor (http://www.youtube.com/editor) видеоредактор YouTube. Очень простой редактор, можно обрезать начало или конец фильма, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку.PowToon (https://www.powtoon.com/)сервис, позволяющий создавать анимированные презентации и видео. В бесплатной версии сервис позволяет создать до 45 сек креативного видео и презентации.Сервис основан на технологии Flash. Преимущество сервиса перед аналогами заключается в удивительно стильной графике, количестве персонажей и способах их взаимодействия.Сервис Animoto (http://animoto.com/create) сервис предназначен в основном для подготовки видео-коллажей из массива фотографий, с наложением звука. Можно вставлять небольшой отрывок видео. Минусы - бесплатно можно загрузить только 12 картинок и титры очень короткие. Большой объем сервис не принимает, но даже этот короткий ролик можно использовать в основном буктрейлере.http://kandayrovo.blogspot.ru/2013/04/blog-post_14.html
Буктрейлер по книге Анны Игнатовой "Королевство М. Большое путешествие"В веб-сервисе PowToon и редакторе Youtube Video Editor
Плеер для сайта Jwplayer http://murmanlib.ru/taxonomy/term/476Буктрейлеры ЦГБ г. Мурманска При создании буктрейлера рекомендуется использовать музыкальные композиции под лицензией Creative Commons. Найти такую музыку можно, например, на сайте coolwebmasters.com с помощью ресурса «20 веб-сайтов, с которых можно бесплатно скачать музыку (Creative Commons)» (http://www.coolwebmasters.com/audio/4940-20-veb-saytov-s-kotoryh-mozhno-besplatno-skachivat-muzyku-creative-commons.html). Виртуальные тесты, кроссворды, литературные викторины, экскурсииВиртуальные тесты, кроссворды, литературные викторины, экскурсии используются в продвижении чтения и книги, как в виде самостоятельного электронного ресурса, так и в качестве одного из ресурсов при создании виртуальных выставок.Основная цель виртуальных тестов, викторин и кроссвордов – проверка понимания читателем основной мысли и содержания литературного произведения, знание биографии и творчества писателя, главных героев.
Интерактивный тестТест - система формализованных заданий, по результатам выполнения которых, можно судить об уровне развития определённых качеств испытуемого, а также о его знаниях, умениях и навыках. Выставка-тест может использоваться для выявления читательских предпочтений и проверки знаний. Для теста можно создавать вопросы с выбором только одного или нескольких правильных вариантов ответа. Другим вариантом может стать тест с вопросами, ответы на которые надо не выбирать из готовых вариантов, а вводить самостоятельно.
Тест с выбором правильного ответаhttp://learningapps.org/display?v=pui3p2fg316Тест с вводом правильного ответаhttps://prezi.com/1_bbvrmd8s6u/edit/#0Интерактивная викторинаВыставка-викторина - это разновидность выставок-тестов, стимулирующих познавательную активность в процессе чтения. Она представляет собой игру в ответы на вопросы, объединенные общей темой. Необходимо задавать в викторине такие вопросы, которые, если читатель не знает ответа, заставят обратиться к тексту книги. С появлением Интернета стало возможным создавать специализированные викторины, позволив викторине проходить в режиме реального времени.
«Викторины: Вспоминаем наши любимые книги и узнаем о новых героях и книгах...»http://www.summerbooks.ru/#!viktorines/c70dВикторина «Твои права» на виртуальной выставке «Каждый ребёнок имеет право» https://www.thinglink.com/scene/719496188658712576Интерактивный кроссвордВыставка-кроссворд может быть направлена на знание одной книги или произведений одного автора, а может быть посвящена конкретной теме (природе, технике, сказкам, краеведению). Игрокам нужно ответить на вопросы и вписать ответы в нужные клетки.http://learningapps.org/display?v=p1j5dvhh501http://learningapps.org/1694857
инструменты создания тестов, викторин, кроссвордов - веб-сервисы дают возможность за несколько минут:
• самостоятельно создавать тесты, викторины, кроссворды в сети Интернет;• публиковать ссылку на созданный ресурс на сайте, форуме, блоге или встраивать его с помощью кода;• пересылать ссылку на ресурс по e-mail другим пользователям;• участвовать в групповой разработке ресурса.
Наиболее известным инструментом для создания тестов, викторин, кроссвордов, игр и других учебных тренажеров на основе шаблонов является сервис Learningapps (https://learningapps.org/), позволяющий при создании ресурса использовать в качестве фона графические изображения и вставлять различный мультимедийный контент: аудиоматериалы и видеоматериалы. С помощью кода ресурс можно разместить на сайте или блоге библиотеки.
Познакомиться с другими веб-сервисами подобного рода можно на сайте "Фестиваль педагогического мастерства Дистанционная волна" в разделе "Медиатека сервисов" (http://www.it-pedagog.ru/?Itemid=57&item_id=623&option=com_zoo&task=item#!blank/tyjeb) Веб-сервисыPowerPoint как инструмент создания тестов, викторин, кроссвордовВ программе с помощью макросов или триггеров можно настроить возможность выбора правильных ответов. Сделанную в PowerPoint викторину или тест можно разместить на сайте или блоге воспользовавшись для этого специализированными веб-сервисами, сохраняющими анимацию, например, такими как SlideBoom - online presentations.http://www.lit-studia.ru/method/present.htmlинтерактивные экскурсииВыставки-экскурсии используются для знакомства читателей с библиотекой, ее историей, почетными читателями, мероприятиями. Выставка может раскрывать какой-то раздел фонда библиотеки или может быть посвящена творчеству писателя, книге, художникам-иллюстраторам той или иной книги.При создании выставок-экскурсий может быть задействован широкий круг различных веб-сервисов, начиная с YouTube, где можно поместить видеоролик с экскурсией по библиотеке, заканчивая досками социальной сети Pinterest, где, например, размещаются закладки на интересные библиотеки или книжные полки необычного дизайна.
Видео-экскурсииВ сервисе PinterestПрезентации в Emazehttps://www.emaze.com/@ACOOLWIT/----------copy1http://libweb.kpfu.ru/virt_vust/037/0_index.htmВиртуальный тур по библиотеке Гоголя г. МоскваИллюстрации отечественных художников к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Г.Х.Андерсен. Коллекция сказокhttps://www.emaze.com/@ALLTCIOQ/--https://ru.pinterest.com/klen460164/интерьеры-библиотек-книжные-полки/
1. Гудков, Н. Буктрейлер [Текст] : методика создания / Н. Гудков // Библиополе. - 2014. - №10. - С.22-25.2. Збаровская, Н. Виртуальные помощники (Библиотечные выставки, литературные викторины в электронном формате) [Текст] / Н. Збаровская // Библиотека : Мас. проф. ил. журн. - 2003. - N10. - С. 45-47.3. Короповская, В. П. Виртуальные книжные выставки (Институт развития образования, Мурманск) [Текст] / В. П. Короповская // Актуальные вопросы информационно-библиографической работы публичных библиотек : произв. - практ. пособие / Центр. гор. публич. б-ка им. В. В. Маяковского. – Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2014. - С.106 - 120.4. Максимова, Н.В. Создаем буктрейлер [Текст] / Н. В. Максимова // Современная библиотека. - 2013. - № 5. - С.33-35. 5. Михайлова, С. В. Буктрейлер как тема конкурса [Текст] / С. В. Михайлова // Современная библиотека. - 2013. - № 9. - С.42-44.6. Плохотник, Т. М. Новое блюдо библиотечной кухни : буктрейлер подан / Т.М. Плохотник // Библиотечное дело. - 2012. - № 6. - С. 20-22.7. Плохотник, Татьяна Михайловна. Детский библиотекарь : практическое пособие: сценарии, игры, мастер-классы и др. [Текст] / Т. М. Плохотник. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. - 125, [2] с. : ил ; 21 см. - (Библиотекарь и время. XXI век. 100+100 выпусков / отв. ред. О. Р. Бородин; №155).8. Щербинина, Ю. Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России [Электронный ресурс] /Ю.Щербинина. - Электрон. дан. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html, свободный.
Литература
prezi.com
Продвижение книги и чтения в электронной среде.
Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство библиотеки. Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы. Наличие Web-сайта в библиотеке значительно повышает ее статус. Ведь сайт библиотеки – это ее имидж в информационном пространстве. Библиотечные блоги (у нас есть сообщество «Чернухинская сельская библиотека» «В контакте») выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.
Мы формируем и повышаем информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При библиотеке работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей. И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей и т. п.
Создание молодёжно-досугового клуба «БМВ» (Библиотека и Молодёжь – Вместе) на базе библиотеки, решит проблему культурного общения молодёжи села, обеспечения широкого доступа к информационным ресурсам — как к традиционным, так и удаленным.
Программа клуба «БМВ»
Место жительства – это особая сфера общественной жизни людей. Микрорайон, дом, улица – это территория, где дети и подростки приобщаются к нравственным нормам и ценностям, кроме того более или менее стабильный круг общения чаще всего складывается именно по месту жительства. Поэтому весьма важным представляется своевременная и долгосрочная организация клубной работы с подростками и молодёжью по месту жительства.
Клуб по месту жительства – это территория свободного общения, в процессе которого раскрываются потенциальные способности каждого, происходит активная социализация молодого человека посредством его участия в проектах молодёжной политики, направленных на развитие гражданственности, патриотизма, интеллектуальной, физической и коммуникативной культуры, навыков здорового образа жизни. Занятия в клубе не только уводят подростков и молодёжь от пустого времяпровождения, но и предоставляют уникальные возможности для реализации своих талантов и креативных идей, для творческого общения со сверстниками, для развития личностного потенциала и психолого-коммуникативных умений.
Организация работы в клубе осуществляется по следующим направлениям: внутриклубные тематические мероприятия, посвящённые различным праздничным дням, и приуроченные к знаменательным датам, и участие в молодёжных акциях политической, антинаркотической, спортивной и досуговой направленности районного и краевого масштаба. Среди них и адресная помощь пожилым людям, нуждающимся в поддержке и заботе, и поездки, экскурсии, турпоходы, и выступления на краевых конкурсах клубов по месту жительства, и проведение совместных мероприятий с сотрудниками ОПДН, медицинских и общеобразовательных учреждений.
Таким образом, данная программа предоставляет возможность более полно решать задачи всестороннего, гармоничного развития личности.
Цельпроекта - развитие и поддержка интереса у молодого поколения к чтению и книге, поддержание высокого престижа чтения в общественном сознании.
Задачи:
– создать молодёжно-досуговый клуб «БМВ»;
– позиционировать чтение среди молодежи в качестве содержательного и увлекательного проведения досуга.
– развивать навыки грамотного, осознанного обращения к чтению как источнику самообразования, самовоспитания;
– создать комфортную среду и оптимальные условия для духовного, культурного, интеллектуального развития молодежи.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.061 сек.)mybiblioteka.su
1.2 Визуальная форма продвижения чтения. Методы продвижения чтения в детских библиотеках
Похожие главы из других работ:
Восприятие образов визуальной культуры современности
Глава 2. Визуальная культура в контексте современности
...
Детское чтение, как педагогическая проблема
2.2 Семья и её роль в развитии детского чтения
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [16, с.257]. Семья - это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры...
Изучение деятельности КИК "Царевококшайский Кремль" и разработка мероприятий по продвижению III Республиканского фестиваля исторической реконструкции "Наследие"
1. Теоретические аспекты организации продвижения фестиваля исторической реконструкции
...
Изучение деятельности КИК "Царевококшайский Кремль" и разработка мероприятий по продвижению III Республиканского фестиваля исторической реконструкции "Наследие"
1.2 Нормативно-правовые основы продвижения фестиваля исторической реконструкции
В настоящее время правовое регулирование в данной сфере отстает от потребностей практики. Федеральным законом РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. (ФЗ РФ от 8 декабря 2010 г...
Изучение деятельности КИК "Царевококшайский Кремль" и разработка мероприятий по продвижению III Республиканского фестиваля исторической реконструкции "Наследие"
2. Анализ деятельности ГУК РМЭ «Культурно-исторического комплекса «Царевококшайский Кремль» в области продвижения
...
Логика сценической речи
4. Правила чтения простых предложений
В простом нераспространенном предложении подлежащее стоит обычно на первом месте, а сказуемое на втором. Такое предложение может быть прочтено несколькими способами. Правильнее будет прочтение его «в два такта»...
Логика сценической речи
6. Правила чтения сложных предложений
Сложное предложение - законченное в смысловом и интонационном отношении синтаксическое целое. Оно может состоять из двух и нескольких частей (простых предложений). Сложные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные...
Массовое и элитарное в современной визуальной культуре
1. Визуальная культура
Понятие «культура» имеет множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, характеризующих определенный уровень развития общества...
Методы продвижения чтения в детских библиотеках
1. ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ: ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
...
Методы продвижения чтения в детских библиотеках
1.1 Проблемы чтения современных детей и подростков
О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна...
Методы продвижения чтения в детских библиотеках
1.3 Роль СМИ в продвижении чтения
Библиотеки в своей деятельности так или иначе обращаются к рекламе...
Методы продвижения чтения в детских библиотеках
2. ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ
...
Основные принципы и законы современной риторики
Закон продвижения и ориентации адресата
Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели...
Поддержка и развитие чтения детей в библиотеке средствами библиографии
1.1 Проблемы детского чтения и пути их решения
Падение интереса к чтению - общемировая тенденция. Сегодня, изучая чтения детей и подростков как социальное явление, специалисты разных стран приходят к тревожным выводам...
Фестиваль и особенности его проведения
1.6 PR-технологии, используемые для продвижения фестиваля
Все действия по продвижению фестиваля необходимо разделить на три стадии: pre-event, event и post-event. Стадия pre-event. Перед фестивалем обычно главной задачей для продвижения является привлечение необходимого числа посетителей...
cult.bobrodobro.ru
В ноябре прошедшего года на V Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» в Президент-отеле книжная общественность подвела итоги первых пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. И на вопрос «Пять лет – это много или мало?», поставленный в одном из основных её докладов, можно ответить так: пять лет в современном информационном обществе вполне сравнимы с десятью годами в обществе индустриальном.
В самом деле, за прошедшие пять лет ситуация на книжном, библиотечном и информационном рынках нашей страны существенным образом преобразилась. И главным явлением, не только потрясшим привычные устои работы с читателем, но и перевернувшим отношение к самой книге, стала «электронная революция». За пять лет в стране (а точнее – в мире) не только родился, но и приобрёл реальные очертания рынок электронной книги и рынок электронных читающих устройств. И не считаться с этим при разработке новых методик продвижения чтения уже нельзя. Однако для того, чтобы правильно сформулировать подходы к выработке таких методик, прежде всего необходимо было оценить процессы, происходящие в области неизученного до сих пор «электронного чтения», понять читателя электронных книг. В этой связи в сентябре 2011 г. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с Аналитическим центром Юрия Левады провело масштабное социологическое исследование, посвящённое электронному чтению в России и жанровым предпочтениям читателей электронных книг. Исследование проводилось на базе 12 крупнейших городов Российской Федерации – Москвы, СанктПетербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Челябинска. Опрашивались жители 18 лет и старше, читающие книги – художественную или специальную литературу. В окончательную обработку попало более 1000 анкет. Исследование тенденций, связанных с переходом от традиционного «бумажного» чтения к электронному, было начато с вопроса «Знаете ли Вы о существовании электронных книг?» (здесь имелись в виду не электронные книги-файлы, а электронные читающие устройства). Были получены следующие ответы: 84% опрошенных сказали «да» и лишь 16% опрошенных пока не слышали о существовании электронных книг (см. рис. 1). С момента появления электронных читающих устройств на российском рынке прошло не так много времени, однако осведомлённость об их существовании жителей российских городов уже достаточно велика. Однако при ответе на следующий вопрос, волновавший исследователей, – «В каком виде Вы читаете книги?», распределение ответов было иным. Только 3% из опрошенных жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов ответили, что читают исключительно электронные книги, не прибегая к бумажным. При этом 72% респондентов ответили, что они по-прежнему читают только обычные, бумажные, книги. И, наконец, 25% опрошенных заявили, что они читают и обычные книги, и электронные (см. рис. 2). Последнее для нас особенно важно. Пожалуй, именно этот момент лучше всего «фиксирует» плавный переход от «бумажного» чтения к «электронному», и здесь важно подчеркнуть, что на нынешнем «историческом отрезке времени» читатели электронных книг в своём большинстве пока не отказываются от чтения бумажных. Мы пока не знаем, как долго будет наблюдаться такое состояние «плавного перехода» и каковы будут его масштабы, поэтому для выявления тенденций в данной области необходимо отслеживать ситуацию в динамике, что исследователи и предполагают делать в дальнейшем. Безусловно интересным для нашего анализа было выявление мотивов, побудивших нынешних читателей электронных книг перейти от чтения с листа к чтению на экране. Следует отметить, что у разработчиков исследования были определённые гипотезы, сложившиеся либо в силу бытующих в отраслевой среде мнений (а порой и стереотипов), либо эмпирических наблюдений. Так, на вопрос «Почему Вы решили начать читать электронные книги?» в качестве превалирующего варианта ответа исследователи ожидали услышать в той или иной форме выраженный стереотип о том, что «электронное устройство вмещает в себя большое количество книг – целую библиотеку». Однако, что было довольно неожиданным, данный вариант ответа оказался не то что не первым, но даже не вторым и не третьим. Только 21% ответивших заявил, что именно большая вместимость электронных устройств стала для них главным фактором, способствовавшим переходу с «бумаги» на «цифру». Подавляющее же большинство респондентов – 58% ответило, что таким фактором стало для них то, что нужную книгу в электронном формате можно получить быстрее (см. рис. 3). Сама по себе быстрота получения нужной книги может трактоваться по-разному (например, что за ней не надо ехать в магазин), однако примечательно, что вторым по популярности ответом (хотя и с достаточно большим отрывом) стал ответ «не хочу тратить деньги». Таким образом, достаточно большая группа пользователей, обращающихся к чтению электронных книг, заведомо считает, что электронная книга, в отличие от бумажной, – продукт бесплатный, и переход от бумажного чтения к электронному принесёт им экономию. Более того, связь первого и второго по популярности ответов на заданный вопрос лишний раз указывает нам на то, что бесплатную – пиратскую – книгу по-прежнему найти в Сети достаточно легко, и получить её на своё устройство читатель может довольно быстро. Более того, примерно треть респондентов отвечает, что в электронной форме они могут найти то, чего нет в продаже. А это уже необходимо взять на заметку издателям и книготорговцам. Вопросы большего удобства владения и пользования электронными читающими устройствами по сравнению с бумажными книгами, как было отмечено, выходят на второй план, и их объединяют варианты ответов «не накапливаются дома», «вмещает большое количество текстов» и «удобнее читать в транспорте». В среднем их указывают 24–25% пользователей. Многие привыкли думать, что когда человек переходит с «бумажного» чтения на «электронное», то он начинает читать меньше. В отраслевой среде не раз высказывались мнения, что в «электронное чтение» переходят прежде всего те, кто не может «овладеть» обычной, бумажной книгой; что восприятие информации на экране отлично от её восприятия с бумажного носителя, а человеку, пользующемуся электронными устройствами, удобнее иная форма потребления информации – в виде «клипов», «картинок». Иными словами, для многих из нас «электронный» читатель – это как бы «ненастоящий» читатель, «недо-» или «полу-» читатель. Однако вопрос о том, чаще или реже они стали читать после приобщения к электронным устройствам, и как переход с «бумаги» на «цифру» повлиял на их восприятие текста, мы решили задать самим «электронным читателям». Ответ превзошёл все наши ожидания. Только 3% читателей электронных книг сказали, что в электронном виде они стали читать меньше (см. рис. 4). 48% ответили, что в электронном виде читают приблизительно столько же, сколько читали на бумаге, а 42% сказали, что в электронном виде они стали читать даже больше. Следующий вопрос, который интересовал исследователей, касался того, где чаще всего люди читают электрон- ные книги. В этом вопросе у нас также была своя гипотеза: конечно же, в транспорте. Такое предположение сложилось не случайно: каждый из нас, когда ехал на работу или с работы в общественном транспорте, не раз видел людей, читающих электронные книги на тех или иных устройствах. Однако оказалось, что городской транспорт – не самое «излюбленное» место для чтения электронных книг. Как обнаружилось в процессе исследования, чаще всего электронные книги читают дома (см. рис. 5). И этот факт, на наш взгляд, очень положительный. Он говорит о том, что электронное чтение – это, как и традиционное, по-прежнему домашнее занятие. То есть с переходом от «бумажного» чтения к «электронному» традиция домашнего чтения не исчезает. Отчасти факт преобладания «домашнего» электронного чтения «объясняют» ответы на другой вопрос, который мы задали респондентам: «Как Вы читаете электронные книги?» Так, 46% читателей электронных книг отвечают, что они читают их с экрана обычного компьютера. 45% отмечают, что они используют для чтения то или иное специальное переносное устройство, или гаджет, а 9% ответили, что распечатывают электронные тексты на бумагу и читают в привычном виде (см. рис. 6).
Из общей массы читателей электронных книг нас в наибольшей степени интересовали те, которые используют для чтения не только персональный компьютер. Им мы задали вопрос, какие устройства используют они для чтения электронных текстов? Более половины из ответивших (56%) указали, что это e-book, или ридер, который обычно и ассоциируется с «электронной книгой», когда мы говорим о «книге» как об устройстве (см. рис. 7). Далее в шкале ответов следовали коммуникатор/смартфон (25%), мобильный телефон (22%), и только 13% респондентов отметили, что они используют для чтения электронных книг iPod или iPad. Здесь важно отметить разницу между российским и американским рынками электронных читающих устройств: если в нашей стране подавляющее большинство их пользователей предпочитает чтение с ридеров, то за рубежом в большей степени читают с iPod и iPad. Говоря об электронных гаджетах, которые используют респонденты для чтения, мы не могли не спросить их о том, какие они видят в них достоинства и недостатки. Задавая вопрос о достоинствах электронных устройств, мы, как и в случае выявления факторов, способствующих переходу с «бумаги» на «цифру», предполагали, что самым главным из них будет то, что электронное устройство может вмещать в себя большое число электронных книг. Однако и здесь этот ответ не стал самым популярным – его отметили 37% респондентов. Половина же опрошенных в качестве главных из достоинств электронных читающих устройств видит то, что в них можно закачать и стереть ненужное (см. рис. 8). То есть половина пользователей электронных гаджетов используют их «по типу» бумажных библиотек – «прочитал и выкинул (стёр)». Вторым по популярности ответом (42% опрошенных), что характерно для российского рынка, оказался ответ, согласно которому чтение электронных книг гораздо дешевле покупки бумажных. Этот ответ можно трактовать по-разному: электронная книга сегодня действительно существенно дешевле бумажной, однако этот же вариант ответа не отрицает, что под словами «гораздо дешевле» часть пользователей подразумевает пиратское скачивание книг. Но об этом мы поговорим ниже. 38% опрошенных читателей электронных книг предпочитают их потому, что эти книги не занимают места дома. При этом 8% считают, что бумажные книги как продукт устарели. Как было отмечено выше, мы поинтересовались, какие, по мнению пользователей электронных гаджетов, у этих устройств есть недостатки. И первым, вполне ожидаемым, ответом был «вредно для глаз». Несмотря на то, что производители электронных читающих устройств совершенствуют их с каждым годом, и ежегодно на рынке появляются всё новые и новые модели, этот вариант ответа в качестве главного недостатка выбирают 34% респондентов (см. рис. 9). Довольно большое место в списке недостатков занимают потребительские свойства электронных устройств. Такой фактор, как быструю разрядку аккумулятора отмечает в качестве негативного 31% пользователей гаджетов, то, что электронную книгу «можно читать только в помещении», – 27%, и то, что для «доступа» к тексту электронное устройство нужно включать (а затем – выключать) – 18%. Однако довольно большая часть пользователей ожидает от электронных устройств проявления в них ряда свойств бумажной книги и испытывает неудобства, связанные с их отсутствием. Так, отсутствием возможности делать пометки на полях недовольны 21% пользователей электронных гаджетов; столько же отмечают отсутствие дизайна книги; 13% читателей сетуют на однотипный шрифт; 10% – на слабый контраст текста и «страницы», и, наконец, 6% отмечают, что форматы бумажных книг гораздо разнообразнее. Как уже отмечалось, в последние годы в библиотечной и в педагогической среде бытует мнение, что при чтении текста с экрана прочитанное усваивается хуже. Однако данный тезис читателями электронных книг был опровергнут: только 6% из них утверждают, что прочитанное ими с экрана усваивается хуже, чем прочитанное с «бумаги». От потребительских свойств электронных устройств мы решили перейти к содержательным аспектам электронного чтения. И первым вопросом, который мы задали в этом блоке, был вопрос «Какие книги Вы скачиваете чаще всего?» Ответы распределились достаточно пропорционально. Половина опрошенных скачивает книги для досугового чтения, четверть – для учёбы и столько же – «и для того, и для другого» (см. рис. 10). При этом на вопрос о том, как скачивают читатели электронных книг сетевую литературу, ответы были получены достаточно красноречивые (см. рис. 11). Почти 80% читателей электронных книг признались, что они загружают книги только бесплатно. 18% читателей отметили, что обращаются к платной версии книг только при отсутствии бесплатной, а как правило честно платят за скачиваемые произведения менее 0,5% читателей. Комментарии излишни. Исследование содержательных аспектов электронного чтения не могло не включить в себя изучение жанровых предпочтений читателей электронных книг. Мы проанализировали читательские предпочтения как в области художественной, так и в области нехудожественной литературы. Среди наиболее «читаемых» жанров художественной литературы в электронном виде на первом месте пользователи выделили фэнтези, далее следовали современная зарубежная проза, зарубежные детективы и научная фантастика (см. рис. 12). Глядя на эту картину, можно сделать вывод, что наиболее «читаемые» жанры художественной литературы зависят, скорее, не от носителя этих текстов (бумажного или электронного), а от возраста читателя, поскольку обозначенные жанры в большей степени отражают круг чтения молодого читателя. Об этом же говорит и круг самых «нечитаемых» в электронном виде жанров – современная отечественная и переводная поэзия, проза советских лет, русская дореволюционная классика, исторические романы и книги о Великой Отечественной войне (см. рис. 13). Такие книги молодёжь редко читает и на бумаге. Приступая к исследованию читательских предпочтений в области электронной нехудожественной литературы и представляя перед собой молодого, современного, активного человека, в числе первых ответов мы ожидали услышать вариант «бизнес-литература». Однако в реальности картина оказалась иной. Только 13% респондентов отметили, что они читают с электронных носителей книги бизнес-тематики. Самыми читаемыми в электронной форме оказались книги по специальности (29%), учебная литература (24%) и энциклопедии (23%) (см. рис. 14). Среди самых «нечитаемых» видов нехудожественной литературы оказались сонники, книги по магии и гаданию, религии и обычаям, а также книги о природе и животных, мемуары и биографии (см. рис. 15). Очевидно, читатели подобной литературы ещё не освоили электронные носители, а издатели предпочитают продавать её в бумажном виде. Достаточно интересным в ходе исследования было проанализировать модели читательского и покупательского поведения потребителей бумажных и электронных книг. Поскольку как мы видели выше, большинство читателей электронных книг пока не отказывается от чтения бумажных, представлялось интересным сравнить мотивы покупки книг «чистыми бумажниками» и читателями, совмещающими чтение бумажных и электронных книг. На вопрос «Для чего Вы чаще всего покупаете книги?» читатели бумажных книг чаще дают «традиционные» ответы, соответствующие моделям книгопотребления, характерным для конца 1970-х – начала 1980-х гг.: «для домашней библиотеки» (около 50%), «прочитать и отдать» (45%). В то же время читатели, совмещающие электронное и бумажное чтение, более практичны в выборе книг и чаще, чем «бумажники», покупают их «для учёбы» (около 30%), «для работы» (22%), т.е. в познавательных и деловых целях (см. рис. 16). Похожие результаты дали ответы и на другой вопрос – «Для чего Вы, прежде всего, читаете книги?». Мотивация «бумажных» читателей была вполне традиционна: их ответы чаще встречаются в группах «развеяться, развлечься», «отвлечься от повседневных забот», «скоротать время, развеять скуку», «получить эмоции, переживания» (см. рис. 17). Напротив, практический подход к чтению превалирует у читателей, совмещающих «бумажное» и «электронное» чтение: «узнать что-то интересное, расширить кругозор», «получить новый опыт», «для работы», «для учёбы». Иными словами, «бумажное» чтение сегодня в большей степени является рекреационным, а электронное – познавательным и деловым. Продолжая тему покупательского поведения, мы поинтересовались у читателей бумажных книг и читателей, совмещающих «бумажное» и «электронное» чтение, где они обычно покупают книги. Результаты оказались достаточно интересными. Оказалось, что читатели, совмещающие «бумажное» и «электронное» чтение, чаще бывают в «классических» книжных магазинах по сравнению с теми, кто читает только бумажные книги (80% против 71%), и чаще делают покупки в Интернете (15% против 4%) (см. рис. 18). Читатели же только бумажных книг чаще, чем читатели бумажных и электронных, покупают книги в супермаркетах, на развалах, в киосках, на лотках, т.е. в точках нестационарной и неспециализированной розницы. Ответы на вопрос «Сколько примерно книг Вы купили за последние 6 месяцев?» были ещё более интересными. Если в группах «Ни одной», «1-2 книги» и «3–5 книг», лидируют «бумажные» читатели, то в группах «6–10 книг», «11–15 книг» большинство составляют читатели, совмещающие «бумажное» и «электронное» чтение (см. рис. 19). То есть читатели электронных книг не только чаще бывают в книжных магазинах, но и чаще покупают традиционные книги. Но мало того, что они являются более активными покупателями, они являются также и более активными читателями. Когда мы спросили «Сколько примерно книг Вы прочитываете в месяц?» (не разделяя на художественную и нехудожественную литературу), читатели бумажных книг чаще отвечали, что только одну книгу или затруднялись с ответом, а читатели бумажных и электронных чаще говорили «2-3 книги», «4-5 книг» и даже «более 5 книг» (см. рис. 20). Если ответы на вопросы о покупке и чтении книг «бумажными» и «электронными» читателями ещё как-то объяснимы, то ответы на вопрос «Записаны ли Вы в какую-либо библиотеку?» оказались для нас вовсе неожиданными. Оказалось, что среди читателей, совмещающих «бумажное» и «электронное» чтение, больше тех, кто записан в библиотеку (причём как в одну, так и в несколько), а среди читающих только бумажные книги чаще встречаются те, кто вовсе никогда не был записан в библиотеку, и те, кто раньше был записан, но больше ею не пользуется (см. рис. 21). То есть, читатели бумажных и электронных книг оказались ещё и более активными, нежели читатели только бумажных книг, посетителями традиционных библиотек. Таким образом, проведённое исследование, по сути, разрушает до сих пор бытовавшее мнение о читателях электронных книг как о «неполноценных» читателях. В самом деле, читатели электронных книг по сравнению с теми, кто читает только в печатном виде, оказались и более активными читателями, и более активными покупателями, и более активными посетителями библиотек. По-видимому, это связано прежде всего с активной фазой «внесемейной социализации» – учёбой, началом работы, обретением профессиональной квалификации. Кроме того, именно молодой возраст традиционно является фазой наиболее интенсивного «начитывания» литературы. Кроме того, мы решили сравнить, сколько книг было в семьях (в доме), где выросли сегодняшние читатели печатных и электронных книг. Оказалось, что у нынешних читателей электронных книг в семье было больше книг, чем у сегодняшних читателей бумажных – первые говорят об имевшихся у них более полных домашних библиотеках, чем у последних (см. рис. 22). Вероятно, с детства окружённые книгами, они унаследовали привычку к чтению у своих родителей, а появившиеся в последние годы электронные гаджеты просто дали им возможность читать («проглатывать») книг больше, получать (скачивать) их быстрее, а своими библиотеками управлять эффективнее. Завершая исследование об «электронном» чтении в России, мы попытались составить портрет современного читателя электронных книг. Очевидно, такие данные будут небезынтересны издателям и распространителям электронных книг, а также производителям устройств для их чтения. Выяснилось, что читатели, совмещающие обычное и электронное чтение, моложе тех, кто читает только «с листа»: средний возраст первых – около 30 лет, в то время как предпочитающих обычные книги – 44 года; они более образованны: более половины (53%) уже получили или получают высшее образование (среди сторонников бумажной книги доля высокообразованных составляет 42%). Читатель электронных книг, как правило, отличается повышенным уровнем потребительских воз- можностей: 49% могут без труда приобретать товары длительного пользования, у 60% в семье есть автомобиль, у 70% – настольный компьютер, у 60% – ноутбук. Мы представили результаты фактически первого масштабного исследования, характеризующего электронное чтение в России. Как любое начинание, оно, видимо, не лишено каких-то недостатков, а какие-то вопросы требуют уточнения, конкретизации. Очевидно, что проведённое исследование фиксирует состояние дел на какой-то определённый момент времени, поэтому, конечно же, выявленные тенденции мы предполагаем отслеживать в динамике. И безусловно, за этой динамикой должны следить те, кто непосредственно занимается разработкой стратегий продвижения чтения в сегодняшнее непростое для издательской индустрии время. А. Воропаев, Начальник Отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, кандидат филологических наук Опублковано в номере январь-февраль 2012 |
www.unkniga.ru
"Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России"
Выдержка из работы
БиблиотековедениеУДК 02 ББК 78. 303ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В НЕЧИТАЮЩУЮ СРЕДУ.ОПЫТ БИБЛИОТЕК РОССИИ© Ю. П. Мелентьева, 2006Московский государственный университет культуры и искусства 141 406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7Рассматривается деятельность российских библиотек по привлечению к чтению различных слоев населения. Дается обстоятельный анализ проектов, осуществляемых в этом направлении. Очерчивается круг острых проблем, которые необходимо решить для расширения сферы чтения.Ключевые слова: чтение, культура чтения, продвижение книг, читательские группы, имидж библиотеки.Многочисленные и весьма авторитетные социологические исследования, проведенные в России в течение последних 15−20 лет, констатируют явное сужение сферы чтения, утрату широкими слоями населения навыков систематического чтения, обеднение чтения детей и подростков и т. п., что, впрочем, вполне соотносится с общей мировой тенденцией.В этих условиях российская библиотека, основной задачей которой, как правило, прежде являлось продвижение (а до недавних пор — пропаганда) самих книг (авторов, тем, библиографических списков, баз данных и т. д.), вслед за библиотеками других стран начинает осознавать как важнейшую и свою другую задачу — продвижение самого процесса чтения, вовлечение в этот процесс людей, входящих в различные читательские группы, формирование у них отношения к чтению как удовольствию, формирование привлекательного облика библиотеки как места, где всегда можно найти понимание и помощь.Хотя опыт этой деятельности в России не так продолжителен, как в других странах, материал, полученный в ходе конкурса «Мы и книга», проведенного некоммерческой общественной организацией «Пушкинская библиотека» среди российских библиотек в 2005 г., позволяет сделать некоторые общие выводы.Прежде всего, очевидно, что российские библиотеки (библиотекари) сегодня осознают, что привлечение к чтению — весьма сложная задача, решить которую в ходе «кампании», «волевым путем» невозможно: «заставить читать — невозможно, заразить чтением — можно». Кроме того, стало ясно, что интимность самого процесса чтения предполагает личностный, индивидуальный подход к тому, кого мы хотим к чтению приохотить.Именно поэтому основными своими задачами российские библиотекари считают: формирование дружелюбного облика библиотеки, где каждый может найти помощь- воспитание потребности в чтении у различных категорий читателей- формирование культуры чтения, т. е. умений, позволяющих читателю самостоятельно формировать свой круг чтения.Дальнейшее глубокое изучение и анализ материалов реализованных проектов, которые прислали более ста российских библиотек на конкурс, позволяют охарактеризовать их деятельность как чрезвычайно многообразную, несущую сильный творческий заряд.Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие и яркость, нестандартность форм деятельности библиотеки.Многие библиотеки, желая донести идеи о ценности чтения до нечитающих, выносят свои мероприятия за стены библиотек — на улицы, в кафе, в гущу народа.Целью чрезвычайно интересного, хорошо продуманного и прекрасно организованного библиотечного проекта в г. Астрахани стало продвижение поэзии, привлечение внимания к ней. Библиотека провела открытую общегородскую акцию на улицах, в интернет-кафе, в вузах и других местах.Акция проходила в три этапа. Первый этап -визуальный. Условный девиз: «Делай стих! Смотри стих!». Авторы акции через творчество Маяковского, Хлебникова, Крученых, Вознесенского, Мориц и др. постарались выявить и показать единую природу стихотворения и изображения. В этом им помогала живопись, аппликация, компьютерная верстка, фотография, бытовые предметы.Второй этап имел девиз «Стих на слух». Теперь понять стих помогали кино, театр, музыка.Стихи звучали и в архивных записях, в авторском чтении.Третий этап акции назывался «Стихия стиха -стихи по почте». В один день человек должен был взять книгу, прочесть стихи и затем отослать кому-то понравившееся стихотворение по почте (электронной почте). Место действия — городской парк, кафе города, интернет-кафе, где были расставлены столики, на них — книги и почтовые принадлежности, почтовые ящики и т. д. Эта акция увлекла весь город, буквально каждый человек, особенно молодой, был охвачен ею.Цель проекта «Книга — Dolby Digital Surround» (г. Барнаул) — создание положительного имиджа библиотеки среди молодежи, адаптация традиционно существующей формы библиотеки к настоящей социокультурной ситуации в молодежной субкультуре. Проект предполагал формирование связей с коммерческими структурами, которые готовы к сотрудничеству с библиотекой- мониторинг интересов молодежи- совершенствование форм работы с молодежью. Партнерами библиотеки в реализации проекта стали: ночной клуб, развлекательный центр, периодические издания, радио и др.Реклама о деятельности библиотеки, в частности о проводимом ею конкурсе на лучшее знание классики «На каждую книгу — по фильму», была помещена на улицах, в ночном клубе, на массовых мероприятиях, на веб-сайтах развлекательных учреждений, вузов и в других местах. Подведение итогов показало, что акция успешно выполнила свою задачу — молодежь стала относиться к библиотеке как «к своей» организации.Задача проекта «Чтение для всех и каждого» (г. Ульяновск) — выйти за пределы сложившейся библиотечной аудитории, ориентируя свои усилия на нечитающую молодежь и мало читающую часть населения- придать продвижению книги новый смысл, увидеть новый ракурс в привычной деятельности.Проект был направлен на создание программ, ориентированных на преодоление культурной изоляции проблемных социальных групп (трудные подростки, взрослые и дети с ограниченными возможностями) — возрождение классической традиции семейного чтения.В ходе реализации проекта стала понятна необходимость расширения сферы воздействия библиотеки и выход за ее пределы: в книжные магазины- на книжные ярмарки, городские праздники, фестивали книги- в парки, летние лагеря, городские дворы. Проект должен был решить следующие задачи:• привлечь к реализации программы тех, кто устранился от этой работы, в том числе городские властные структуры-• сформировать в общественной среде «моду» на чтение-• привлечь к чтению литературы разных жанров и стилей-• развить интерес к краеведению, использованию культурного наследия региона в продвижении чтения и др.В рамках проекта была проведена литературная игра «Симбирский литературный тракт" — «Симбирск глазами поручика Лермонтова" — «Е-майл -любимому автору" — «Прочитай, не пожалеешь" — «Откроем книгу вместе» и др.Огромный успех имел проект Екатеринбургской областной библиотеки «Мы, кофе и книга». Авторы этого, как они определили сами, «книжногастрономического» проекта имели целью создать новый образ библиотеки в обществе — образ открытой, дружелюбной системы. В этом проекте воплотилась мечта любого читателя о библиотеке, которая не закрывается никогда. Авторы проекта сумели создать ощущение подлинной близости к книге. В библиотеке открыто литературное кафе, которое начинает работать после закрытия самой библиотеки. В кафе, которое называется «Почти восемь» (особым шрифтом выделялись отдельные части этих слов, образовавшие слово «Чтиво»), проходят литературные встречи, обсуждения книг, обмен впечатлениями, общение всех, кто «заглянул на огонек». На сайте библиотеки — открыта «виртуальная кофейня», где каждый читатель и посетитель кафе может высказать свое мнение о книгах, библиотеке, просто о жизни. Библиотечное кафе «Почти восемь» пользуется большой популярностью в городе, особенно в молодежной среде.Мысль о необходимости чтения лежит в основе проекта «Прочитал… И вам советую» (Нижний Новгород), в ходе которого известные люди города рассказывают о том, что они читают. Проект открыл мэр города. Среди участников проекта должно было сложиться (и складывается) мнение о том, что «человек читающий — человек успешный» (так называлась рубрика в местной газете).Задача привлечения к чтению нечитающих стояла перед авторами проекта городской библиотеки г. Заречного (Пензенской обл.). В этих целях библиотекари вышли на улицы и провели исследование (опрос, анкета) с видеосъемкой. Они собрали 3 тыс. видеоанкет. Результаты опроса были представлены населению города в фильмах «Читающий Заречный», «Портрет нашего читателя». Был создан и помещен на веб-сайте библиотеки рекомендательный указатель «Читайте лучшее».Ряд присланных проектов был посвящен проблеме семейного чтения и привлечения к чтению детей.Проекты «Аз, буки, веди. Читаем всей семьей» (г. Нижний Тагил), «Чтение с рождения» (Тю-менская обл.), «Читающая семья» (г. Омск) активно проводили мысль о том, что «семья читающая -семья благополучная». В ходе проектов проводились конкурсы (например, «Наш семейный формуляр»), передавались книги в многодетные семьи, была организована «Школа для родителей», создавались рекомендательные пособия и выставки («Когда мы дома всей семьей», «Дети советуют родителям», «Библиотека + семья = ?», «Как увлечь ребенка чтением?»), были напечатаны открытки с текстом колыбельных песен, которые вручались молодым родителям, книжные закладки «Читайте детям 20 минут ежедневно!» со списком книг для маленьких детей.Идея о привлечении нечитающих детей к чтению лежит в основе проекта «Читаю слушая» (г. Воркута), который предполагает оборудование аудиоабонемента: в России становится модно «читать ушами».Проект «Сказки нашего двора» (г. Вологда) включает такие мероприятия, как городской праздник детской книги- городской конкурс детского литературного творчества, летняя программа чтения, профессиональный конкурс библиотека-рей-«сказочников». Цель проекта — в утверждении ценности чтения в малом сообществе детей и взрослых (двор) и в большом культурном пространстве родного города.Ряд проектов был посвящен проблеме продвижения чтения в различные читательские группы.Так, проект «Мир без границ» был направлен людям с ограниченными физическими возможностями. Он представляет собой поистине уникальный проект: его авторы создали автоматизированное рабочее место (АРМ) для незрячего читателя с выходом в Интернет, обеспечили его тифлооборудованием и необходимыми программами, создав тем самым в библиотеке безбарьерную среду.Проект «С книгой по жизни» (г. Белгород) адресован пожилым людям и людям, оказавшимся в сложных социальных условиях: ветеранам ВОВ, инвалидам, «афганцам», «чеченцам», а также тем, кто отбывает наказание в воспитательных колониях и тюрьмах.В рамках этого проекта в областной библиотеке создан центр чтения. Он проводит большую работу по информационной помощи читателям по правовым, экономическим проблемам, касающимся их жизни. Проводятся акции в помощь формированию фондов тюремных библиотек- организован стационарный пункт — выдача книг в госпитале ветеранов войн.Центр чтения проводит большую работу по ликвидации вторичной неграмотности трудных подростков. Идет постоянное изучение их интересов, в том числе и читательских. Создается банк данных в помощь им по правовым, медицинским,психологическим проблемам и др. Реализуются специальные программы по вопросам, особенно актуальным в их среде.Очень интересен проект «Человек читающий» (г. Нижний Тагил), в рамках которого реализуются программы «Читающий администратор», «Читающий предприниматель», «Книги, которые выбирают настоящие мужчины», «Читающий врач», «Читающая милиция» и др.В ходе реализации этих программ проводится мысль о том, что читатели отличаются от нечита-телей уровнем развития интеллекта, имеют больший объем памяти, лучше владеют речью, читающие люди легче входят в контакт и быстрее находят правильное решение и т. д.Ряд проектов посвящен проблеме изучения иностранных языков как средства приобщения к чтению — проекты «ФАН (Французский, Английский, Немецкий) центр в библиотеке» и «СИ — ДИ и учи иностранные языки», г. Белгород), «Изучаем английский язык» (г. Краснодар), «Создание ресурсного центра изучения иностранных языков» (г. Великий Новгород) имеют целью привлечеть к изучению иностранных языков, чтению иностранной литературы, организовать содержательный и полезный досуг детей и молодежи. В рамках проектов проходят ярмарки и фестивали иностранной книги, встречи с писателями, переводчиками, преподавателями иностранных языков и др.Создаются сайты библиотек в Интернете на английском языке, выпускаются сидиромы с информацией о коллекции иностранных книг и деятельности библиотеки, с рекомендательными списками книг для различных читательских категорий.Часть присланных на конкурс проектов была посвящена формированию культуры чтения, развитию читательской культуры.В рамках проектов «Творческое чтение классики» (г. Новосибирск), «Лидер чтения» (Приморский край, с. Кавалерово) проводились фотоконкурсы («Портрет читающего человека»), обзоры литературы («Что надо прочесть до 20 лет»), был организован клуб «Человек читающий».Чрезвычайный интерес представляет собой цикл учебно-методических пособий по методике чтения художественной литературы, созданных новосибирскими библиотекарями: «Медленное чтение», «Аналитическое чтение», «Объемное чтение», «Маркированное чтение» (с карандашом в руках), а также методические разработки — «Виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель" — «Словари — друзья и помощники» и др.Развитию культуры чтения студентов посвящен проект университетской библиотеки г. Омска. Его цель — распространение чтения в студенческой среде- воспитание читательских вкусов- выявлениетворческих возможностей студентов. В рамках проекта проведено исследование «Студенты — читатели художественной литературы», что позволило библиотеке скорректировать свою деятельность. Издается газета «Читалка», на страницах которой публикуются материалы, влияющие на формирование культуры чтения студентов, в том числе страничка «Литературный Омск». Работает «поэтическая мастерская», проводятся конкурсы (призы — путевки в спортивный лагерь, абонементы в бассейн и др.), региональный межвузовский поэтический фестиваль- интеллект-шоу- конкурс на лучшую читающую группу- книжный практикум по «заразительному» чтению- программа ЧИПС — читаем, играем, поем, смеемся. Библиотека постоянно издает красочные буклеты о своей деятельности. Ведет постоянный мониторинг интересов и запросов студентов.Анализ показывает, что во всех проектах, в той или иной степени, используются современные технологии и методы продвижения чтения и представления книги. Это и видеосъемка, и создание веб-сайтов библиотек, и расположение там разнообразной информации, и использование СО-ЯОМ, и многое другое.Другая особенность современной деятельности библиотек по продвижению чтения и книги заключается в том, что она предполагает широкое партнерство с организациями и учреждениями, для которых также ясна важность заявленной проблемы. Анализ партнеров библиотеки, участвующих в их проектах, показал, что это, прежде всего, администрация города, средства массовой информации (электронные и печатные), общеобразовательные школы, вузы, средние учебные заведения, музеи, библиотеки других ведомств (школьные, вузов-ские), творческие союзы (писателей, композиторов, художников), благотворительные фонды, неформальные молодежные организации, бизнесмены, правоохранительные органы, госпитали, тюрьмы, вспомогательные школы и многое другое. Исследование показало, что чем более «глубоко» в местную среду «внедрен» проект, чем большее количество людей заинтересовано в его реализации, тем он успешнее.Таким образом, большинство проектов, осуществляемых российскими библиотеками в этом направлении, посвящены в основном продвижению чтения в молодежную среду- популяризации чтения среди детей- продвижению поэзии- привлечению к чтению людей с ограниченными возможностями. Гораздо реже встречаются проекты, предполагающие работу в среде заключенных, а также проекты, развивающие навыки грамотности и чтения у взрослых.При этом за пределом внимания отечественных специалистов остаются пока такие острые проблемы, как:• популяризация чтения среди солдат срочной службы-• пропаганда чтения среди мужского населения-• проекты для больных дислексией-• пропаганда чтения среди этнических меньшинств-• оказание помощи в развитии базовых навыков грамотности детям-сиротам и нуждающимся детям-• работа со стационарными пациентами медицинских учреждений и т. п.Эти проблемы российским библиотекарям еще предстоит осмыслить.Автор благодарит некоммерческую организацию «Пушкинская библиотека» за возможность использовать в статье материалы проектов, присланные на организованный ею конкурс «Мы и книга» и изученные автором на правах эксперта.Материал поступил в редакцию 6. G2. 2GG6 г.Сведения об авторе: Мелентьева Юлия Петровна — заведующая кафедрой библиотековедения, профессор, тел. (495) 570−01−44, факс (495) 570−31−88
Показать Свернутьmgutunn.ru