Продвижение библиотеки в социальных сетях/Огнева Ирина. Продвижение библиотеки в социальных сетях
Библиомания: Библиотека и социальные медиа
Долго колебалась, потому что не хотела выкладывать заранее этот доклад в блоге. Но происходит столько изменений и событий, что лучше опубликовать сейчас в том виде, который был подгототовлен в начале июня. Работа над темой продолжается :-)Комментарии и замечания приветствуются :-)Интернет шагает по стране семимильными шагами. Сегодня услугами сети пользуется каждый третий россиянин. По мнению экспертов, эта доля в ближайшие годы будет неуклонно расти. Самая динамично развивающаяся среда – социальные медиа. Это не случайно, ведь они являются центром диалога с пользователями, которые сами решают, какой контент им потреблять. Они способствуют налаживанию контактов между людьми, помогают оперативно решать вопросы, заводить новые отношения, преодолевать географическую изоляцию. Здесь обе стороны взаимодействуют на равных правах.
Если библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа и работу в них. В этой среде могут быть равны и крупные мощные библиотеки, и библиотеки небольших городов и сел. Ведь библиотека – это не только книги, в первую очередь это – люди. Если мы хотим привлечь новых пользователей и не потерять старых, то в работе с ними нужно поставить следующие цели: вовлечение, сотрудничество, участие.
Что же такое социальные медиа? Однозначного определения пока не существует. Это набор онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Общение может принимать различные формы – пользователи могут делиться своим мнением, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой, рекомендациями. Разновидности социальных медиа (по Википедии):• Интернет-сообщества.• Блоги.• Социальные сети.• Виртуальные игры.• Сообщества по производству совместного контента.• Совместные проекты.• Геосоциальные сервисы.
Блоги.Блог – размещенный в Интернете дневник одного или нескольких пользователей. Популярные платформы для блогов - LiveJournal, Blogger, WordPress. Можно сказать, что блог – это разновидность веб-сайта, где записи расположены в обратном хронологическом порядке. Блог может представлять л
bibliomaniya.blogspot.com
Библиотеки в социальных сетях: мнения экспертов
Библиотеки в социальных сетях: мнения экспертов
Другие статьи
09.06.2018Блокчейн в науке: стоит ли овчинка выделки
От манифеста и концепции до новой редакции закона «О библиотечном деле»
15.05.2018Масштабные технологические задачи предстоит решать на вузовских площадках
08.05.2018«ЛитРес» в электронном комплектовании библиотек
17.04.2018Рейтинг вузов: лукавство цифр и преодоление субъективизма
03.04.2018Побочные явления наукометрии и борьбы с плагиатом
Росстандарт обобщил опыт ведущих ЭБС страны
27.02.2018Бумажные книги против цифровых: комплектование публичных библиотек
02.02.2018Подлинное волонтерство — это милосердие и труд
22.12.2017Мода на волонтерство
Все статьи 14.07.2015Консультации библиографов, рецензии на новинки и конкурсы — самые популярные рубрики
Выход библиотек в блогосферу прошел этап адаптации. Сегодня уже можно судить о первых результатах и трудностях, обмениваться идеями и осуществлять их на практике. Пользователи Сети — потенциальные читатели. Помогают ли блоги и социальные медиа привести читателей в библиотеку? Поговорим об этом с экспертами.
Анна Титова, редактор сайта и страниц в социальных медиа Российской государственной библиотеки, г. Москва
Основная цель библиотеки в социальных медиа — быть более доступной для читателей. Естественно, цель эта достигается по-разному, ведь к нам на страничку люди приходят с разными запросами: кто-то подписывается из любопытства, кому-то интересна сама библиотека, кто-то активно пользуется соцсетью, как каналом связи.
Самая популярная рубрика у нас в Вконтакте «Есть вопросы? Задай!», там можно узнать и о наличии книги и получить консультацию библиографа и просто узнать, как пройти в библиотеку. Здесь важно чтобы ответы давались оперативно.
Библиотека отошла от контентно-реактивной стратегии работы с аудитории. Теперь у нас есть своё сообщество, где люди общаются на интересные им темы. Именно поэтому наш проект сбора заявок на оцифровку от читателей так активно работает в социальных сетях.
РГБ в социальных медиа с 2010 года, и, как и все направление SMM, от проб и ошибок перешло к профессиональному обучению сотрудников. В последнее время работу в социальных сетях ведет профессиональный SMM. Конечно, у нас есть стратегия работы, учитывающая особенности отрасли и использующая все коммуникативные возможности социальных сетей.
Основной принцип формирования новостной ленты: рассказать о библиотеке, раскрыть наши фонды. Без «котиков», конечно, не обходится. Но у нас особые, библиотечные «котики»: любопытные издания, плакаты, редкие книги.
Мы пользуемся всеми инструментами SMM, и проводим различные онлайн и оффлайн мероприятия. Наши подписчики с большим удовольствием участвуют в конкурсах, особенно, где приз — экскурсия по библиотеке.
Если говорить о влиянии активности в социальных медиа на посещаемость библиотеки, то, к сожалению, прямой взаимосвязи тут нет. Не стоит ожидать, что увеличение подписчиков в социальных сетях немедленно приведет к прямо пропорциональному увеличению количества записавшихся читателей. Да РГБ давно не ставит себе задачи, чтобы к нам, как говорит наш генеральный директор, «приходили ножками». Наоборот, мы пытаемся пополнять нашу электронную библиотеку, развивать удаленные сервисы, сделать так, чтобы человек мог получить максимум информации без необходимости приезжать в главное здание на Воздвиженке. И тут социальные медиа помогают как ничто другое. Мы постоянно рассказываем о возможностях электронного каталога, удаленного заказа, о подписных электронных ресурсах библиотеки. А консультацию библиографов просто присоединили к площадкам в социальных сетях на постоянной основе.
Людмила Конычева, библиограф, редактор паблика в социальных медиа «Чтение — фитнес для ума», Централизованная система детских библиотек г. Рязань
Наша библиотечная сеть состоит из одиннадцати филиалов и вот уже два года мы ведем в социальных сетях объединенный паблик «Чтение — фитнес для ума». Наполнение новостной ленты, в основном, складывается из новостей, отражающих библиотечные мероприятия и праздники. Параллельно на сайте библиотечной сети мы ведем литературный блог, в котором каждые четыре дня наши сотрудники публикуют рассказы от лица сказочных персонажей. И стараемся все грамотно сочетать, анонсируя публикации в блоге в соцсетях. Нередко родители или дети сами задают нам вопрос: «Что почитать?» Каждую среду мы рекомендуем к прочтению книгу и раз в месяц публикуем тематический список книг, объединенных темой или именем автора. Одна из самых популярных рубрик — рецензии на новинки. Библиотекари самостоятельно читают новые книги и профессионально рассказывают, о чем они — это важно, ведь заинтересовать можно только личным опытом. Есть статистика: книги, особенно новинки, анонсированные в соцсетях, больше заказывают.
Крупномасштабные сетевые акции, конечно, привлекают наибольшее внимание. «Год литературы» — на наш взгляд, замечательная акция. К юбилеям писателей мы публиковали посты, основанные на интересных фактах из жизни конкретного автора, — и по хештегам их видела вся Россия.
Среди участников группы — родители и библиотечные системы других городов, все-таки социальная сеть — удобный способ поддерживать профессиональные контакты и анонсировать важные новости и мероприятия на уровне библиотечных работников. С маленькими читателями сложнее, их труднее привлечь к чтению и активному участию в группе, но они есть: мы видим, что они тоже читают и ставят лайки.
Валерий Бурматов, дизайнер библиотечной системы г. Курган
Основу новостной ленты составляют новости книжного мира и анонсы мероприятий библиотеки и других библиотечных сетей, однако наибольшим вниманием участников группы всегда пользуются конкурсы — на них стабильно больший отклик. Например, объявления о проведении квестигры (в рамках всероссийской акции «Библионочь»), шоколадном шоу, приуроченном ко Дню Петра и Февронии, вызвали большое количество звонков от читателей, которые хотели уточнить подробности мероприятий. Резонанс вызвал и фотоконкурс «Город глазами молодежи»: было много откликов, фотоработы присылали по электронной почте и приносили лично.
Удается ли проследить связь между активностью библиотеки в социальных сетях и уровнем регистрации и обращений читателей в библиотеку? В этом году в Городском саду мы открыли летнюю творческую площадку в форме открытой библиотеки под названием «Нескучный сад», конечно же, анонсировав событие в социальных сетях. В специальном шатре можно взять книгу и записаться в библиотеку. И такой формат однозначно указывает: да, это работает!
libinform.ru
Позиционирование библиотеки в информационном пространстве социальной сети ВК
Презентация
Своё сообщество позволяет библиотеке решить сразу несколько важных задач: оставаться на связи с пользователями, сообщать им, к примеру, о книжных новинках, акциях, конкурсах, мероприятиях. Во-вторых, получать обратную связь от пользователей.
Социальных сетей много, но большинство библиотек открывают свои страницы в ВК. Это достаточно простой и удобный сервис, доступный даже начинающим. У него есть свои преимущества: огромная посещаемость (более 70 000 000 – ежедневно), активная пользовательская аудитория, возможность комьюнити-модели общения. Особенностью ВКонтакте является его многочисленная деятельная молодежная аудитория. Она готова вступать в группы, общаться в них, а также получать оттуда информацию.
Основные правила ведения страниц ВКонтакте: · контент должен быть уникальным; · публикации должны появляться регулярно; · минимум 60% контента должно быть полезным, информативным, развлекательным; · создавайте обсуждения и общайтесь с аудиторией; · не оставляйте без внимания вопросы пользователей (администрирование группы).
Группа или страница Для библиотеки не так важно, что вы создадите: группу или публичную страницу (паблик). Публичные страницы больше подходят для развлекательного контента, а группы удобны для продвижения услуг и т.п. Бонусом является возможность пригласить друзей в группу Вконтакте, в пабликах данная функция отсутствует.
Название Перед тем как выбрать название, определитесь с тематикой вашей группы, продумайте каким контентом вы будете ее наполнять, что продвигать и о чем информировать пользователя. Название должно быть максимально коротким и характерным, в идеале – уникальным, запоминающимся и интересным. В названии и описании можно предоставить краткую и в то же время ёмкую информацию о деятельности вашего сообщества. Если в названии группы все же указан номер библиотеки, естественно, должно быть и пояснение, какая это библиотека, где она расположена. Ведь библиотек № 7 или № 5 в сети огромное количество. Как вычленять и запоминать их читателю? Хорошо, если правильное название группы будет содержать ключевое слово (словосочетание). Ключевое слово – это запрос поиска посетителем в поисковой системе. Подумайте, что и как они будут искать: библиотека, книга, чтение... Удачные примеры: Книгочтение, РазноЧтения, Книжный контент, Типичный Книголюб и др. Нередко возникают случаи, когда по тем или иным причинам вы решили изменить название группы. Помните, что изменить название группы может только её создатель. Заходите в свою группу и под главной фотографией переходите в раздел «Управление сообществом». В первой строке пишите новое название. После изменения названия не забывайте сохранить настройки.
Дизайн Создайте уникальный дизайн группы, который привлечёт внимание посетителей и потенциальных подписчиков. Начните с создания аватарки, ее предназначение – самоидентификация группы в ВК. Она может быть любой: забавной, оригинальной, отражать фирменный стиль вашей библиотеки. К ней предъявляются определенные технические требования, тем не менее, в настройках ее можно перемещать и изменять диаметр. Выигрышно смотрится самостоятельно разработанный фирменный «Заголовок». Вставляется он в «Настройках» и к его разрешению существуют определенные требования.
Контент Одним из главных критериев популярности группы является наличие качественного и уникального материала. Именно при помощи постов мы можем делиться интересными новостями и всевозможной информацией. Все те записи, которые вы размещаете на своей стене, репостите из других групп и пабликов, могут просмотреть гости, оказавшиеся на вашей странице. Кроме того, все записи отображаются в ленте новостей ваших друзей и подписчиков. Казалось бы, написать пост совсем не трудно, ведь что такое пост? Пост – это отдельно взятое сообщение в блоге, форуме, странице в соц.сети и т.д. (от англ. to post), которое является инструментом для общения. Все сообщения имеют своего автора, дату, тему и содержание. Все просто. Но есть свои правила.
Первое. Материал, который вы размещаете в группе, должен быть интересен его читателям. Заинтересуйте посетителя, и он прочитает вашу новость, даст комментарий, вступит группу и т.д. Для того чтобы вам было понятно, как сделать пост привлекательным и интересным, вспомните, какие новости вызывают у вас больше всего эмоций, на какие обращаете внимание, когда листаете ленту в социальной сети. Необходимо определить, какой формат записей будет оптимальным для ваших подписчиков. Что они предпочитают – короткий или длинный текст, или им интереснее наборы фотографий, видео или аудиоконтент? Если не можете сразу определиться, обязательно изучайте статистику, какие из ваших записей пользуются наибольшим спросом.
Второе – пост должен быть грамотно написан. Можно написать две строчки красивым и правильным русским языком, а можно и пятьдесят, но так, что у читателя скулы сведет от зевоты, если он, конечно, доберется до конца вашей новости. Никому не будет интересен и пост, написанный с орфографическими, пунктуационными, стилистическими и другими ошибками. Почему-то всем кажется, что пост – это лишь действия и слова. Причем действия простейшие вроде «пришли-ушли, понравилось, счастливы». Подумайте над словами, добавьте мысли и чувства. В языке есть не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, причастия и деепричастия. Если их грамотно применять в тексте, то можно сделать его лучше. Пост должен быть содержательным, без «воды». Что такое «вода»? Это те вставки, которые к теме поста никак не относятся, а добавляются в основном только ради объема текста.
Третье – объем поста. Любая новость начинается с заголовка. Хороший займет не больше одной строки. Неплохо позаботиться и о том, чтобы информация была содержательной, но в меру краткой. Старайтесь вместить суть вашей новости в видимой части поста, чтобы читателям не нужно было его разворачивать. Оптимальным считается 350 знаков с учетом пробелов. Если пост объемный, и его необходимо разворачивать, чтобы прочесть до конца, позаботьтесь о том, чтобы текст цеплял и интриговал читателя, вызывал желание узнать, чем все закончится. Ориентировочный размер не более 600 символов с пробелами. Для лучшего прочтения большого текста рекомендуется дополнительный пропуск строки между абзацами.
Четвертое – добавляем красочности. Чаще всего, при пролистывании новостей, наш взгляд «цепляет» визуальный контент. Если изображение нас заинтересовало, мы невольно переходим к прочтению самого текста. А значит, надо подумать и о том, какое изображение прикрепляется к информации. Оно должно быть интересным целевой аудитории вашей группы. Старайтесь подбирать что-то яркое и любопытное. Используйте горизонтальные фотографии, они лучше смотрятся как на десктопной, так и на мобильной версии (приложении). Такой пост и выглядит более аккуратным. Иллюстрация должна быть более 700 px в ширину.
Пятое – это уникальность материала. Копировать информацию может каждый, но написать что-то свое и при этом интересное – далеко не все. Если у вас репосты котиков, мышек, цитат из женских пабликов, – серьезного отношения к себе не ждите. Не забывайте: вы представляете не личную страничку, а учреждение. Поэтому лучший вариант – только посты собственного производства. Отмечайте для себя, какие новости действительно актуальны или востребованы у ваших пользователей, о них и делайте свои уникальные и информативные посты.
Если чья-то чужая информация покажется вам интересной, лучше перескажите её и дайте ссылку на источник. Если делаете простой репост, то добавьте к нему свои размышления. Если цель поста – переход по ссылке, то помните, что пользователи ВК обычно не хотят никуда переходить, им нужна информация здесь и сейчас. Также не нужно «встраивать ссылку», если у поста уже есть фотография, внешне это перегрузит публикацию. Дайте ее ниже.
При желании можете добавлять к записям хештеги, это увеличит их видимость и может повлиять на популярность постов. Хештеги могут использоваться и в качестве выделения в тексте важных слов. Особенность написания: слова пишутся слитно или через нижнее подчеркивание, без пробелов, с обязательным указанием перед словом значка #.
Шестое – регулярность постов. Для библиотеки достаточно одного поста в один-два дня. Если такой возможности нет, используйте функцию «Таймер». По статистике, 90% сообществ публикуют записи каждый час (14:00, 15:00, 16:00) и лента новостей подписчиков в эти часы полностью захламляется. Поэтому таймер лучше ставить на 15-20 минут (14:15, 15:20) позже часа, тогда подписчики обязательно заметят Ваши записи.
Седьмое – повышайте активность в группе Вконтакте всеми возможными способами. Например, подключите «Сообщения», таким образом посетители смогут задать вам любой вопрос и получат ответ от имени сообщества. Не следует закрывать и комментарии, лучше поддерживайте их своим участием. Читатели должны знать, что вы настроены на общение. Запись с комментариями считается более полной и содержательной, поэтому ей также отдаются высокие места в ленте новостей. Помните, что существует фильтр нежелательных комментариев, который позволит вам более эффективно работать с обратной связью.
С помощью «Приложений» можно легко создать активные кнопки на анкеты, опросы. А в группе можно подключить такое приложение как «товары».
Грамотная раскрутка группы всегда предполагает наличие опросов. Они очень привлекают внимание участников сообщества. Существуют два вида опроса в сообществе: опрос на стене группы, опрос в обсуждении группы. Для размещения опроса на стене группы при добавлении новой записи нажимаем вкладку «Ещё» и выбираем «Опрос». Теперь пишем тему опроса и варианты ответа. Можно отметить галочкой значение «Анонимное голосование», чтобы участники группы не видели имена голосовавших. При необходимости можно добавлять несколько вариантов ответа. Нажимаем на кнопку «Отправить» и видим опрос, как последнюю запись в сообществе. Опрос в обсуждениях. Сначала убедитесь, что у Вас включены «Обсуждения» в группе. Для этого перейдите в «Управление сообществом», вкладка «Разделы». Следующим действием будет создание темы с опросом. Нажимаете кнопку «Добавить обсуждение» и прикрепляете опрос. Далее жмёте на кнопку «Создать тему» и видите свой опрос в обсуждениях. Теперь нажимаете на кнопку «Редактировать тему» и ставите галочку напротив значения «Закрепить опрос на главной странице». Всё, теперь можете увидеть опрос сразу же под описанием группы. В настройках опроса его можно в любой момент снять с главной страницы или удалить.
Эффективный способ привлечения новых подписчиков – организация конкурсов для группы. Чтобы ваш конкурс или какое-то важное мероприятие не уходило по новостной ленте вниз, есть функция закрепления записи в ленте, тогда она будет всегда отображаться первой на стене, даже после публикации свежих записей. В закреплённой записи может содержаться любой материал: сообщение, видео, изображение, опрос и т.д. Сначала необходимо создать или выбрать готовую запись, которую хотите закрепить. Далее в правом верхнем углу записи наводите курсор мыши на иконку «троеточие» и нажимаете на кнопку «Закрепить». Таким же способом можно открепить запись. Если не получается закрепить запись в группе (нет кнопки «Закрепить»), то здесь 2 причины: вы не администратор сообщества или запись опубликована не от имени сообщества, а от имени пользователя. Помните, что в течение 24 часов можно изменить запись В Контакте.
Вспомогательные инструменты Вконтакте Меню «Ссылки». Здесь вы можете собрать все важные для вас группы, например, библиотеки вашей системы или партнеров. Делается это просто, нажимаете «ред..» (редактирование) и во всплывающем окне добавляете адрес нужной вам страницы.
Отличный способ уведомить о приближающемся событии – концерте, мастер-классе и т.п. – создание мероприятия. Для этого заходите в раздел «Мои группы» и нажимаете «Создать сообщество». Выбираете «Мероприятие», вводите его название и жмёте «Создать сообщество». В первой вкладке указываете необходимые данные о мероприятии и сохраняете. Переходите в «Мои группы», нажимаете «Управление» и выбираете созданное мероприятие. Теперь можно заниматься оформлением события, регулярным размещением информации и т.д. Чтобы выслать приглашения необходимо под аватаркой нажать «Вы пойдёте» и пригласить друзей (в день можно высылать до 40 приглашений).
Если Ваше сообщество регулярно наполняется фотографиями, то целесообразно создавать для них альбомы. В разделе «Управление сообществом» открываем вкладку «Разделы», где включаем фотографии, сохраняем. Теперь можно добавлять фотографии в группу. Если у Вас публичная страница (паблик), то блок с фотографиями находится в правом нижнем углу, если группа, то под основной информацией. После добавления фотографий вы можете нажать на надпись «альбомы», которая расположена возле раздела с фото. Теперь Вы можете добавлять фотографии в альбом (или перенести в альбом ранее добавленные фото). Помните: в любой момент альбом можно отредактировать или удалить.
Также в группе загружаются видеоматериалы: раздел «Управление сообществом», вкладка «Разделы», активировать кнопку «Видеозаписи». Всё, можете добавлять видео. В разделе с видеозаписями группы можно создать видеоальбом. В любой момент вы можете отредактировать альбом или удалить его.
Статистика группы Существует статистика посещений страницы Вконтакте, где вы можете посмотреть активность своего аккаунта. Такая же статистика есть в группах. Заходим в группу и под аватаркой нажимаем на кнопку «Статистика страницы (сообщества). Вкладка «Посещаемость» дает информацию об «уникальных посетителях» и «просмотрах», побывавших в вашей группе, их активность, пол/возраст (половое и возрастное соотношение покажет вашу целевую аудиторию). «География» покажет, из каких стран и городов вашу группу посещают чаще всего. «Устройства» показывает процентное соотношение между просмотрами с мобильных устройств и компьютеров. Анализируя источники переходов, можно определить с каких источников пользователи чаще переходят. Можно анализировать количество вступивших и вышедших участников в определённую дату. В конце есть настройка показа статистики: вы можете сделать её общедоступной, но я бы не рекомендовала. Для сообществ, где состоят 5 000 и более подписчиков, доступна статистика записей группы Вконтакте.
Небольшие советы Повлиять на продвижение вашей страницы может сотрудничество между тематическими группами с похожими публикациями (в нашем случае с книжными и библиотечными). Если вы подружитесь с администратором тематической группы, можно осуществлять обмен рекламными постами. Это будет полезно как вам, так и другой группе. Значительно повышает интерес комментирование постов. Можно находить тематические сайты и в комментариях писать от имени группы. Еще один способ – ставить лайки. Следует помнить и об ужесточении правил ведения групп, чтобы не нарушать правила пользовательского соглашения и не быть заблокированным, рекомендуется очень внимательно с ними ознакомиться. Перечень причин, по которым сообщество может быть заблокировано: посты, связанные с предложениями накрутки Вконтакте; нарушения прав третьих лиц; резкая смена тематики группы, закреплённая реклама и др. Естественно, группы, пропагандирующие насилие, экстремизм, не могут быть полезными для общества, также как и пропаганда наркотиков, суицида. За распространение такого материала со стороны администрации Вконтакте вводятся санкции. Если вашу группу всё-таки заблокировали – не отчаивайтесь! Обратитесь в техподдержку и, если нарушение незначительное, то есть возможность, что ваш паблик разблокируют.
Управляйте своей группой грамотно. Вашим помощником может стать онлайн-ВК: http://online-vkontakte.ru.
назад
www.tagillib.ru
Проводится в рамках конференции "Новая школа:Мой маршрут"-2014 Для получения сертификата от Интел необходимо зарегистрироваться и записаться на мероприятие непосредственно в Галактике на сайте конференции
Научитесь размещать материалы в викиЕсли вы еще не умеете работать в вики, простенький конкурс в ВикиСибириаДе поможет вам разобраться в том, как просто и быстро научиться размещать текст и иллюстрации в вики-среде ЭпиграфМы понимаем, что виртуальная реальность: Фейсбук, Твиттер, ВКонтакте – постепенно начинает занимать все большее место в нашей жизни. Используя ее, можно формировать общественное мнение, внедрять какую-то систему ценностей и в то же время можно общаться профессионально. Многие молодые библиотекари активно участвуют в блогосфере. Теперь это будет один из приоритетов развития РБА" (Президент Российской библиотечной ассоциации В.Фирсов) Автор мастерской
Огнева Ирина написать мне Срок проведения: 24-30 сентября 2014Цель МастерскойСоздать представительство своей библиотеки в социальной сети Задачи
Аннотация МастерскойСовременные технологии многое меняют в способах общения и получения информации, поэтому библиотеке нужно активизировать деятельность в виртуальном пространстве. Работа библиотек в социальных сетях позволяет быть ближе к своей аудитории, делает размещение и распространение информации быстрее и проще, а общение – комфортнее. В рамках мастерской будут рассмотрены особенности создания и ведения библиотечных представительств в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Твиттер, входящих в пятерку самых популярных социальных сетей в России. Участники-библиотекари смогут подобрать эффективные инструменты для регулярной сетевой работы, создадут библиотечное представительство в одной-двух из интернет-сетей Для кого проводитсяДля библиотекарей и педагогов - участников конференции "Новая школа:Мой маршрут"-2014 Чему научимся в Мастерской
Как можно принять участие в Мастерской
Для вставки шаблона нужно в режиме правки набрать {{:Юзербокс: Продвижение библиотеки в социальных сетях}}
План работы мастерскойЧто автор рекомендуетПубликации Социальные сети и сервисы "Обучалки" Комментарии о работе мастерской в ГалактикеИнтернет-пространство представляет библиотеке уникальную возможность не только получать информацию, но и позиционировать себя, используя библиотечные блоги, социальные сети, социальные медиасервисы. Библиотека должна стараться использовать социальную сеть не как средство воздействия, а как средство взаимодействия.Работа мастерской в Галактике для меня оказалась плодотворной.С чем я поздравляю себя и, конечно же Вас.Спасибо за науку и продолжайте нас обучать.Нам это НУЖНО!!! Сертификаты участников
|
wiki-sibiriada.ru
Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки
Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки
Подробности Родительская категория: Коллегам Категория: Выступления, публикации Опубликовано 21.02.2012 06:49 Автор: АдминистраторСоциальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки:
доклад на III Международной научной конференции молодых ученых и специалистов,
Минск, 1–2 ноября 2011 г.
Огнева И.Н.
Почему библиотеке так важно вести работу в социальных медиа? Сейчас библиотеке недостаточно просто предлагать свои услуги. В условиях, когда читатели массово превращаются в удаленных пользователей, когда происходит глобальное отчуждение аудитории от книги, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Необходимо активно позиционировать библиотеки, а тем самым продвижение их услуг, чтения и книги на различных социальных медиа-площадках.
Сегодня услугами интернета пользуется каждый третий россиянин, рост интернет-аудитории за последний год составил 22%. По прогнозам, через 5 лет интернетом будут пользоваться все жители России. Вовлеченность российской аудитории в социальные сети – самая высокая в мире. Люди все чаще доверяют рекомендациям своих контактов и данным своих подписок из социальных сетей. Феномен социальных сетей давно стал международным. Социальными сетями охвачено около 60% активных интернет-пользователей всего мира. Темпы развития выхода в интернет с мобильных устройств уже могут конкурировать с проводными сетями. Почти половина молодежи 12 – 24 лет пользуется мобильными телефонами для выхода в интернет.
Социальные медиа – самая динамично развивающаяся среда. Постоянно происходит интеграция платформ: упрощенная авторизация пользователей социальных сетей на других ресурсах, кросспостинг, возможность размещать анонсы из различных источников в блогах и социальных сетях и т.д. Даже само определение социальных медиа еще не устоялось. Можно сказать, что это набор онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой, делиться мнениями, новостями, информацией, разнообразными материалами. Социальные медиа доступны всем ежедневно 24 часа в сутки в любом месте земли. Если библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа и действовать в них.
Что может использовать библиотека? Прежде всего блоги, социальные сети, хостинги для размещения изображений и видео.
Блог библиотеки является «неофициальным лицом» библиотеки, он удобен для предоставления оперативной информации, служит элементом рекламы библиотеки и интерактивной связи с читателями. Если библиотечные сайты выполняют такие функции, как:
• информационная,
• кумулятивная,
• навигационно-поисковая,
• ориентирующая,
• коммуникативная,
то у блогов можно выделить функции:
• самопрезентации,
• саморазвития и/ или рефлексии,
• коммуникативную,
• развлечения,
• мемуаров.
Блоги отличаются доступностью, относительной легкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия. В них можно опубликовать не только текст или фотографию, но и презентацию, аудиозапись, видеоролик, брошюру. Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или сообщество.
В отличие от официального сайта библиотечных блогов может быть несколько и разной тематики. Например, МУК централизованная библиотечная система г.Арзамаса Нижегородской области ведет три блога:
• «Библиомания» рассказывает о самом интересном в библиотеках. Здесь можно найти новую информацию о чтении и книгах, Интернете и социальных сетях и многое другое.
• «Одиннадцатый» - краеведческий блог. Он представляет уникальный музей арзамасской катастрофы, созданный в библиотеке-филиале №8.
• «Маматека» - семейный блог, интересный и полезный прежде всего мамам. Каждое сообщение в нем заканчивается рекомендацией книги, которая имеется в наших фондах.
Приведу несколько примеров блогов, созданных в вузовских библиотеках.
В Научной библиотеке университета Удмуртского государственного университета, в дополнение к сайту, поддерживаются два блога:
• «Библиорелакс». Его ведущие показывают, что говорить о работе библиотеки и о книгах можно «не в лоб», а между делом. «Жизнь не должна уподобляться постоянно повторяющейся мыльной опере. Если вы обнаружили, что застряли в одной и той же рутине, сделайте что-то другое. Смена места и физическая деятельность поможет вам расслабиться и уйти от монотонности и разочарования обыденностью». Отличительной особенностью блога является отсылка во многих постах к электронному каталогу, например, сообщение «Пророческие сны – по знакам зодиака» заканчивается словами «Разгадать сны Вам помогут толкователи снов из фонда НБ УдГУ» и переходом на библиографическую справку.
• «Обработка». Блог отдела научной обработки документов НБ УдГУ включает страницы «Основы информационной культуры», «Э-метрики», «Страничка каталогизатора», «Нормирование труда».
Примером использования коммуникационных средств социальных медиа в образовательных целях является блог «Информационная эвристика». Он создан для информационной поддержки одноимённого учебного курса, проводимого сотрудниками Научной библиотеки Уральского государственного университета им. А.М. Горького для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. Материалы блога могут быть использованы в программах учебных дисциплин для студентов, включающих тематику поиска, отбора, оценки и использования информационных ресурсов. Учебно-методический комплекс блога состоит из программы курса, электронных презентаций, лекций, дополнительных материалов и полезных ссылок, а также итогового теста, оценивающего уровень знаний по данной дисциплине.
За последнее время возросла роль одного из самых популярных сервисов микроблогов «Твиттер». Он удобен как источник оперативной лаконичной информации. Несколько советов, что может быть в библиотечных «твитах»:
• Ссылки на полезный материал, который опубликован на вашем или стороннем ресурсе;
• Анонс (приглашение, ссылка) мероприятия, которое может заинтересовать ваших читатлей;
• Профессиональный совет или рекомендация;
• Ссылка на новость, которая касается библиотечной деятельности;
• Сообщения об изменениях на вашем ресурсе;
• Ответы на «твиты» пользователей, чьи ленты вы регулярно читаете;
• Сообщение об интересном факте;
• Ссылка на интервью с интересным человеком;
• Запрос на читательское мнение о конкретном событии;
• Поздравление читателей с праздником.
Одним из самых популярных и востребованных средств коммуникации являются социальные сети. Всемирным лидером является социальная сеть «Фейсбук», в России наибольшей популярностью пользуется «Вконтакте». Социальные сети разрушают грани – это их главное достоинство.
Присутствие библиотеки в социальных сетях уже не мода, а необходимость. Здесь библиотека может публиковать новости (причем не только из жизни библиотек), знакомить с новыми поступлениями и интересными материалами, оперативно отвечать на вопросы пользователей, проводить опросы, делиться фотографиями и видеоматериалами и т.д. Возможности социальных сетей для приглашений на мероприятия позволяют моментально получить обратную связь, обменяться комментариями, быть в курсе событий. Но самое главное, библиотека будет общаться со своими реальными и потенциальными читателями в привычной им среде, станет доступной даже в мобильном телефоне.
Развитие социальных сетей может принести библиотекам самые неожиданные партнерства, например, в одной из последних публикаций прозвучало предположение, что одним из вариантов развития «Вконтакте» «может быть интеграция сервиса в систему библиотеки ВУЗов. В этом случае речь может идти о создании почвы «для коллективного разума» и расширении сферы «общественного достояния» .
Для продвижения библиотеки в виртуальной среде важно делиться разнообразным контентом, используя другие сервисы. Например, среди мультимедийных сервисов наибольшее распространение получил видехостинг YouTube. Свои каналы здесь имеют многие библиотеки, в том числе и наша. Чаще всего размещают сюжеты о различных аспектах деятельности, самостоятельно созданные ролики о книгах и писателях, записи с конференций и библиотечных мероприятий. Библиотеки уже оценили преимущества YouTube – огромная аудитория, возможность «вирусного» распространения, наличие пользовательских комментариев.
Интеграция социальных медиа и библиотечного сайта позволяет привлечь новых пользователей на ресурс и открывает новые возможности для распространения контента. Для этого нужно добавить на сайт кнопки социальных медиа, которые дадут пользователям возможность делиться впечатлением и материалами. Ресурсы можно объединить ссылками друг на друга, анонсами публикаций.
Социальные медиа – среда для партнерства и диалога. Для библиотеки социальные медиа являются экономичным и при этом эффективным способом изучения мнений о библиотечных услугах, формирования положительного имиджа, налаживания эффективных коммуникаций с реальными и потенциальными пользователями. Независимо от того, что вы начнете использовать в продвижении библиотеки – социальные сети или библиотечный сайт с «налетом социальности» – важно начать диалог и обмен информацией между пользователем и библиотекой.
Огнева, И. Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки / И.Огнева // Библиотеки в информационном пространстве : проблемы и тенденции развития : материалы III Междунар. науч. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 1–2 нояб. 2011 г. [Электронный ресурс] / Нац. акад. наук Беларуси, Центр. науч. б-ка им. Якуба Коласа ; [ред. кол.: Л.А.Авгуль, Н.Ю.Берёзкина (отв. ред.), О.М.Дрозд, М.П.Лазерко, А.В.Стефанович; библиогр. ред. Е.А.Бондаренко ; ред. М.М.Лис ; рец.: Р.Б.Григянец, Н.А.Яцевич]. – Электрон. дан. – Минск : Ковчег, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD ROM) ; 12 см. – Систем. требования : IBM-совместимый PC ; 256 Мб RAM ; VGA ; Windows 2000 / xp / Vista ; CD ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана.
arzbiblio.ru
Скайп-лекция «Продвижение библиотеки в социальных сетях»
Центральная городская библиотека им. А.М.Горького
Ул. Свободы, 9. Авт. 2, 3, 4,10, 11; ост. «Площадь Пушкина»
Время работы с читателями с 10.00 до 20.00Без обедаВоскресенье – с 10.00 до 17.00Выходной день - субботаПоследний четверг месяца – санитарный деньТелефоны для справок 7-05-30, 7-13-46
Центральная детская библиотека им А.П.Гайдара
Ул. Горького, 18.Авт. 2, 3, 4,10, 11; ост. «ДК «Темп»
Время работы с читателями с 10.00 до 18.00Без обедаВоскресенье - с 10.00 до 17.00Выходной день - суббота.Последний четверг месяца – санитарный деньТелефон для справок 9-46-62
Библиотека – филиал №2
Ул. Зелёная, д. 16/1.Авт. 4, 6, 7, 8; ост. «ул. Зелёная»
Время работы с читателями с 11.00 до 19.00Перерыв на обед с 14.00 до 15.00Воскресенье - с 10.00 до 17.00Выходной день – субботаПоследний четверг месяца – санитарный деньТелефон для справок 6-34-37
Библиотека – филиал № 5
Ул. Мира, 17Авт. 2,3,5,6, ост. «Магазин «Пятнашка»
Время работы с читателями с 10.00 до 18.00Перерыв на обед с 13.00 до 14.00Суббота с 10.00 до 17.00Выходной день – воскресеньеПоследняя пятница месяца – санитарный деньТелефон для справок 6-50-66
Библиотека – филиал № 6
Ул. Парковая,3Авт. 2,3,8, ост «Магазин «Малыш»
Время работы с читателями с 11.00 до 19.00Перерыв на обед с 14.00 до 15.00Суббота с 10.00 до 17.00Выходной день – воскресеньеПоследняя пятница месяца – санитарный деньТелефон для справок 9-64-29
Детская библиотека – филиал № 7
Ул. Зелёная, д. 16/1.Авт. 4, 6, 7, 8; ост. «ул. Зелёная»
Время работы с читателями с 11.00 до 19.00Перерыв на обед с 14.00 до 15.00Воскресенье с 10.00 до 17.00Выходной день – субботаПоследний четверг месяца – санитарный деньТелефон для справок 6-34-37
Библиотека – филиал № 8
11 микрорайон, 22Авт.2, 3, 4; ост. «11-й микрорайон»
Время работы с читателями с 11.00 до 19.00Перерыв на обед с 14.00 до 15.00Воскресенье с 10.00 до 17.00Выходной день – субботаПоследний четверг месяца – санитарный деньТелефон для справок 2-60-39
arzbiblio.ru
продвижение библиотек в блогах и социальных сетях
Библиотеки: продвижение в блогах и социальных сетях Ольга Лызо, Брестский филиал РНТБ Перепись библиотечных блогов IV неКонференция библиотечных блогеров «Статистика успеха: оценка эффективности работы библиотек в социальных медиа», 10-11 ноября 2014 г. (Екатеринбург). Зарегистрированы ≈924 В т.ч.: Россия ≈ 539 Украина ≈ 301 Беларусь ≈ 9 (цифры меняются…) Блоги, блогосфера, блоггер Трудности классификации Персональные Корпоративные Коллективные Блоги-проекты Блоги-акции Тематические блоги Новостные блоги Блоги сообществ Фотоблоги Видеоблоги Образовательные Коммерческие Рекламные Развлекательные … Блог (англ. вlog от web log, «сетевой журнал или дневник событий») – это веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. http://ru.wikipedia.org/wiki/Blog Ошибок бояться – в Сеть не ходить! Исследование соцсетей Кто? Где? Цели & Задачи Выбор площадки Стратегия «Маркетинг, интернет-технологии, веб- журналистика, социальная психология, аналитика – …не полный перечень тех областей знаний, которые понадобятся библиотечному специалисту для работы в социальных медиа». Екатерина Василькова, медиа-менеджер журнала «Современная библиотека» Оценка эффективности Статистика Не ждать мгновенного эффекта Работать методично Анализировать Изучать Корректировать Общаться «…самым популярным сообщением по посещаемости за всѐ время был пост о том, как сделать серѐжки в виде книг своими руками…» Екатерина Ефимова, автор блога «Мышь Библиотечная» Развитие библиотеки Положительный имидж Привлечение пользователей Продвижение услуг Клубы по интересам Обучение пользователей Информирование о… Общение с читателями Конкурсы Опросы Акции Проекты Тематика … Библиомания – блог зав.методическим отделом ЦГБ им. А.М. Горького г. Арзамаса, Ирина Огнева /Библиотечному блоггеру, библиотеки и соц.медиа… Библиотекарша – блог Елены Линдеман, зам.директора ГПНТБ РФ /Блог «Путешествие по библиотекам» / блог - папка для хранения рабочих материалов, полезности, web 2.0, библиотечный юмор, материалы поездок по зарубежным библиотекам … Библиотеки и молодѐжь – блог Российской государственной библиотеки для молодѐжи /опыт зарубежных библиотек, архив с 2008 г., креативность, инновации, формы обслуживания, проекты, исследования… Идеи простых решений – блог Андрея Фѐдорова, Чувашский государственный институт культуры и искусств /автор книг «Библиотечная блогосфера»; в соавторстве с Инной Юрик (БНТУ) «Как продвигать библиотеку в Твиттер» /для всех, кого интересуют ИКТ/Фотоблог – раздел блога - фото библиотечных блоггеров… Миры Библиотек – блог щкольного библиотекаря, Любовь Брюхова, г. Новоуральск, ведѐт 5 разных блогов, собирает самый полный Перечень библиотечных блогов, анализ библиоблогосферы, материалы для библиотечных блогеров… Мышь Библиотечная – первый российский библиоблог (2006-2007 гг.), Екатерина Ефимова, вед.библиотекарь Научной библиотеки УрГУ им. А.М. Горького /библиотечный этикет, блоги и социальные медиа, из опыта коллег, неКонференции библиотечных блогеров, чтение… Планета e-книг - тематический блог, часть Интернет-проекта РГБ для молодѐжи, Александр Пурник, главный специалист исследовательского центра «Библиотека, Чтение, Интернет» при РГБ для молодѐжи. Более главного специалиста в библиотеке по данному вопросу нет…/всѐ, что связано с электронными книгами, авторское право, обзоры рынков и продаж, технологии, гаджеты… Современная библиотека – блог журнала «Современная библиотека» /библиотечная журналистика, книга рекордов библиотек России… Екатерина Василькова, медиа-менеджер журнала /представительство в «Фэйсбук»/ цикл статей «Библиотеки в соцсетях» (2014 г.)… Мой список блогов Белорусские библиотеки в блогах и соцсетях Блоги = 29, в т.ч.: Брестская обл. = 2 Гомельская обл. = 5 Гродненская обл. = 1 Могилёвская обл. = 1 Минская обл. = 20 (в т.ч. г. Минск= 6) Блоги научных библиотек Блоги детских библиотек Блоги-сайты сельских библиотек Блоги ЦРБ Тематические блоги Блоги-проекты Белорусские блоги, которые мне понравились Дубровская сельская библиотека, библиотекарь Людмила Бусел, стаж работы 30 лет, блог ведѐт самостоятельно. Около 8 тыс. посещений за 1-й год. Краеведение, фотоматериалы, фольклор, язык, авторские посты… Могилѐвская областная библиотека им. В.И. Ленина. Блог о библиотеке, книгах, чтении и обо всѐм, что так или иначе связано с миром литературы: полезные интернет-ресурсы, медиа, новости книжного мира и интересные события. Около 40 тыс. просмотров Блог сельской библиотеки, более 54 тыс. посещений, авторы – методисты Борисовской ЦРБ /заменяет сайт библиотеки, позиционирование библиотеки, привлечение пользователей , краеведение, популяризация чтения… Блог-проект, целевая аудитория – школьники, цель – формирование, развитие интереса к чтению /библиотечная психология, библиотечная педагогика, библиотерапия, книги как лекарство… Более 9 тыс. посещений /Автор проекта Бабицкая Елена, библиотекарь Тематический блог, ведущий методист Борисовской ЦРБ им.И.Х.Колодеева. Более 17 тыс. посещений /идеи для Нового года, необычные ѐлки, ѐлки своими руками, Новый Год в библиотеке… Блог-проект, ведущий методист Борисовской ЦРБ им.И.Х.Колодеева. Более 17 тыс. посещений /краеведение, история, культура… Блог зала искусств Борисовской ЦРБ им. И.Х.Колодеева. Авторские посты, мастер-классы, клубы по интересам, творчество сотрудников и горожан, более 30 тыс. посещений… Happy Reader /страница Брестской ГЦБС Вконтакте, около 700 подписчиков, книги, писатели, конкурсы, мотиваторы чтения, отметки «нравится», «поделиться» Научная библиотека БНТУ /группа Вконтакте, 1580 участников, новости библиотеки, книжные выставки, образование… В социальных сетях все равны! Современная библиотека /Фэйсбук/новости в библиотечной сфере и не только… Новости, которые я читаю Спасибо за внимание!docslide.us