Содержание
цитирование и другие способы — n’RIS
Не существует так называемых “картинок из гугла” или “музыки без авторских прав”, которые можно использовать без разрешения автора или правообладателя — все, что опубликовано в Интернете, по умолчанию имеет своего автора, поскольку эти материалы были кем-то и когда-то созданы. Копирование, заимствование, отображение чужой работы независимо от того, хотите вы получить финансовую выгоду или нет, запрещено — за нарушение авторских прав может следовать гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Но есть способы легально пользоваться чужими работами — рассказываем, как использовать авторские фотографии, видео, музыку, литературные произведения и другой контент, чтобы не нарушить авторские права.
Использование чужого контента: цитирование, пиратство, плагиат
Согласно ст. 1274 Гражданского Кодекса, цитирование допускается без согласия автора и выплаты ему вознаграждения — это прямое использование отрывка из чужого произведения с указанием источника заимствования. Но цитировать работы других авторов можно только в том случае, если это делается в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях для раскрытия творческого замысла или идеи, которую хотел отобразить автор. Объем цитирования должен быть оправдан его целью, иначе подобное заимствование можно квалифицировать как нарушение авторских прав.
Незаконное использование результатов чужого творчества, распространение его без разрешения и ведома правообладателя считается пиратством. Часто злоумышленники “пиратят” авторский объект с целью получения коммерческой выгоды, например, перепродавая пиратские копии фильмов или музыкальных альбомов. Если пользователь присваивает себе еще и авторство, такие действия будут считаться плагиатом — он выражается в публикации полного произведения или выдержек из него без упоминания источника цитирования.
Получается, если человек чрезмерно цитирует произведение другого автора, это может считаться нарушением авторских прав. При этом, пират просто копирует или присваивает другим способом произведение и делает его доступным для использования, а плагиатор подписывается своим именем вместо имени автора.
Разница в коммерческом и некоммерческом использовании
Под использованием произведения в личных (некоммерческих) целях подразумевается воспроизведение авторской работы в узком кругу друзей и близких, например, просмотр фильма на домашней вечеринке или прослушивание музыкального альбома по пути на работу. Если тот же музыкальный альбом включить в качестве фоновой музыки в кафе, баре или ресторане, это уже будет считаться коммерческим использованием, то есть использование объекта таким образом может принести коммерческую выгоду. Коммерческое использование недопустимо без разрешения правообладателя!
Для использования объекта авторского права в коммерческих целях, например, для печати картинок на футболке, можно заключить лицензионное соглашение с автором на определенный срок, по которому часть средств с выручки за проданные футболки пойдет напрямую правообладателю (все зависит от того, как стороны договорятся и какие условия использования объекта согласуют) — так не будут нарушены авторские права. Эксперты сервиса n’RIS рекомендуют независимо от характера, целей и мотивов использования чужих произведений, всегда получать письменное согласие автора или правообладателя.
Как не нарушить авторские права, используя чужой контент
Так как использование в любых целях чьей-то работы без согласия автора — это заимствование результата интеллектуальной деятельности другого человека, то просто упомянуть автора, поставив знак копирайта ©, указав его имя и год опубликования под работой, чтобы якобы не нарушить авторские права в Интернете, недостаточно. Такой способ распространен в Интернете, но не является достаточным для соблюдения прав автора. С помощью этого знака вы только обозначаете, что материал защищен авторским правом, но подобное использование не означает согласие автора.
Самым простым способом получения документа, выражающего согласие автора и содержащего условия по использованию объекта, является подписание договора об отчуждении исключительного права в полном объеме или лицензионного соглашения — использование объекта осуществляется с ограничениями: в каком объеме допустимо использовать произведение, на какой территории и в течение какого срока, нужно ли указывать имя правообладателя, существуют ли какие-либо ограничения и так далее.
Договор с правообладателем
Автору принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародование произведения и право на защиту от искажения), которые являются неотчуждаемыми и не могут быть переданы другим лицам. Также автору принадлежит имущественное (исключительное) право, которое позволяет распоряжаться своей работой тем или иным способом, а также передавать его другим лицам. Именно это право можно передать по договору.
Купить авторские права невозможно, но можно получить исключительные права на произведение как частично (по лицензии), так и полностью, заключив с правообладателем один из видов договоров:
- Договор об отчуждении исключительного права.
Автор передает права на произведение в полном объеме другому лицу, после чего он может использовать произведение любым способом. Получается, у произведения появляется новый владелец.
- Лицензионный договор.
Лицензия может быть исключительной, при которой автор или правообладатель не может предоставлять аналогичные лицензии другим лицам и не может сам использовать данный объект интеллектуальной собственности тем способом, в течение того срока и на той территории, которые обозначены в выданной лицензии, а также неисключительной, когда правообладатель сохраняет за собой право выдавать аналогичные лицензии другим лицам.
Правила цитирования
Закон разрешает цитирование. Оно может быть прямым (дословным) или непрямым, когда текст пересказывается словами автора в информационных, научных, учебных и культурных целях. При использовании чужого текста можно оформить его в кавычки и указать сноску на источник заимствования.
При заимствовании чужих слов допускается сокращение предложения или отрывков — в этом случае в кавычки берется весь отрывок целиком, а опущенные части заменяются многоточием. Подобное оформление цитирования позволяет привести лаконичную выдержку с отдельными мыслями автора из больших частей текста.
Несмотря на то, что в законодательстве не прописан четкий объем цитирования, не стоит использовать неоправданно большие куски чужого текста, иначе это может быть признано плагиатом и нарушением авторских прав. Также нельзя вставлять цитату без ссылки на источник и выдавать чужие мысли за свои. Подробнее о том, что такое цитирование, зачем его применять и чего стоит остерегаться при использовании цитирования читайте в другом нашем материале.
Контент с открытой лицензией
Существуют ли объекты, которые использовать безопасно и просто? Да! Обычно в таких случаях речь идет о контенте, который предоставляется по открытой лицензии — это лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, популярный во всем мире. Как правило, договор с лицензией размещают в открытом доступе на сайте, и согласие с ним подтверждается путем нажатия на специальную галочку в окне браузера — лицензия считается предоставленной с момента согласия с условиями использования. Каким условиям должна соответствовать открытая лицензия, мы уже рассказывали в нашем блоге.
Публичные лицензии бывают разных видов, но самая распространенная — Creative Commons, по которой контент распространяется совершенно бесплатно, без каких-либо отчислений автору или правообладателю. Суть открытой лицензии в том, что каждый может использовать произведение по собственному усмотрению и неограниченное количество раз. У этого типа лицензий существуют подвиды, которые, в частности, могут налагать запрет на коммерческое использование авторского объекта, это:
- СС BY
Произведение с такой маркировкой можно распространять, редактировать и даже использовать в коммерческих целях, но обязательно нужно в титрах к проекту указывать автора.
- CC BY-SA
Можно распространять, изменять и использовать в коммерческих целях, но производный проект, созданный на основе чужого произведения, будет распространяться на условиях такой же лицензии.
- CC BY-ND
Можно распространять и использовать как в коммерческих, так и некоммерческих целях, но нельзя редактировать и переводить на другой язык.
- CC BY-NC
Разрешается перерабатывать, исправлять и развивать произведение только на некоммерческой основе, то есть можно создать производный проект на основе этой лицензии и показывать его другим, но распространять в коммерческих целях запрещено.
- CC BY-NC-SA
Можно распространять, редактировать и брать за основу для создания нового произведения в некоммерческих целях при условии, что производный проект будет распространяться на тех же правах.
- CC BY-NC-ND
Лицензия имеет наибольшее количество ограничений из всех. Можно другим получать и распространять произведение до тех пор, пока они упоминают автора и ссылаются на него, а изменять и использовать произведение в коммерческих целях запрещено. С этой отметкой не стоит использовать чужую работу в своем проекте.
Произведения общественного достояния
Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Смежные права на фонограммы, постановки и исполнения действуют 50 лет с даты совершения записи. После смерти автора исключительные права переходят к его наследникам или правообладателям, а через 70 лет оно становится объектом общественного достояния — такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения в соответствии со ст. 1259 и ст. 1282 ГК РФ.
Несмотря на то, что произведением, перешедшим в общественное достояние, может пользоваться каждый и реализовывать его в своих проектах, в него нельзя вносить изменения, которые будут порочить честь и достоинство автора или искажать авторский замысел. Перерабатывать произведение можно, так как в результате переработки вы не вносите изменения в существующее оригинальное произведение, а делаете на его основе новое.
Особенности использования чужого контента
В российском праве есть понятие «свободное использование», согласно которому без согласия автора и правообладателя допускается использовать чужой контент:
- Для цитирования, которое оправдано научной, полемической, критической, информационной или учебной целью без коммерческого использования. Например, при использовании в авторефератах и диссертациях, для реализации в медицинских организациях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и так далее.
- Для использования слепыми и слабовидящими людьми.
- Для комментирования и сурдоперевода.
- При создании произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры.
Но мы помним, что без одобрения автора брать чужую работу нельзя, и следует получить разрешение на использование авторской работы, чтобы не нарушить ничьи права. Помимо описанных выше способов оформления прав, можно пойти другим путем, например, написать автору или правообладателю напрямую через соцсети или электронную почту. Но желательно, чтобы на руках остался документ с живой подписью автора, так как при возникновении споров экспертиза документов, полученных электронным способом, будет довольно дорогой.
Многие картинки, видео, тексты и даже ПО с играми распространяются по открытой лицензии Creative Commons, допускающей использовать контент совершенно бесплатно. Обычно такой контент можно найти на специальных стоковых сайтах. Чтобы убедиться в наличии такой возможности читайте правила или положения платформ, на которых размещен контент, который вас заинтересовал. Также в «подвале» или футере каждого сайта обычно есть информация о лицензии, на условиях которой размещен контент — можно написать владельцу сайта на электронную почту и попросить разрешение на использование размещенного материала.
Изображения: фотографии, иллюстрации и коллажи
У любой фотографии всегда есть автор независимо от того, указал он имя или нет. Популярное заблуждение: если проставить источник, где получена фотография, то ее можно использовать. Действительно, хорошим тоном является не только упоминание названия сайта, с которого была заимствована фотография, но и наличие активной ссылки на него. Но не стоит пренебрегать требованием законодательства о необходимости получения согласия автора. Если автор обнаружит свою работу на стороннем ресурсе, он может потребовать удалить ее или выплатить компенсацию, у него для этого имеются все права.
Кадрирование изображения не освобождает от необходимости соблюдать авторские права. Обрезка фотографии или использование ее части может исказить замысел автора, а значит, будет нарушено право на неприкосновенность произведения. Для таких случаев, кроме согласия автора на использование, необходимо разрешение на его переработку даже для коррекции цвета.
Коллаж — это составное произведение из множества самостоятельных. Чтобы включить изображение в состав коллажа, нужно также заручиться согласием автора, либо приобрести лицензию на включение в составное произведение.
Ранее мы писали о том, что перед использованием нужно проверять изображение на авторские права. Без разрешения автора изображения можно использовать в нескольких случаях:
- В личных целях, например, вы скачали фотографию картины, чтобы найти ее в музее.
- При создании карикатур и пародий, то есть переработка произведения в юмористических целях.
- Для цитирования, например, фотография была включена в исследование, при котором один автор опирался на работу другого автора — так тоже авторское право не будет нарушено.
Легальный способ использовать фотографии — подписка на фотобанки, которые являются посредниками между авторами изображений и их покупателями. Фотобанки располагают огромным количеством легальных изображений, их услугами пользуются практически все издательские дома в мире.
Десятки специализированных сайтов распространяют фотографии по лицензии Royalty Free или Creative Commons. Такие фотографии можно скачать и использовать бесплатно без каких-либо дополнительных авторских отчислений. Самые популярные сайты, где представлены бесплатные фото:
- Shutterstock;
- Free Stock Photos;
- Pixabay;
- Free Digital Photos;
- IM Free;
- FreeMediaGoo.
Видео и музыка
Наряду с текстами, фотографиями, музыкой допускается цитирование отрывков видео без разрешения правообладателя — это не будет считаться нарушением авторских прав. Например, на YouTube разрешается добросовестное использование отрывков произведений в образовательных, научных, информационных, полемических целях, но четкий объем заимствования (цитирования) не установлен, поэтому сложно сказать, какова длительность заимствованного ролика допустима. Не исключено, что, использовав 5-секундный отрезок из чужого произведения в обучающем видеоролике, его не заблокируют
Если требуется музыка к видео для социальных сетей TikTok, Instagram, Facebook, YouTube, можно воспользоваться их бесплатными музыкальными библиотеками. При использовании композиций из этих библиотек размещенный видеоролик не будет заблокирован, так как авторы или правообладатели предоставили лицензию на использование своей музыки в рамках лицензионного договора.
Бесплатную музыку можно найти по лицензии Public Domain, по которой предоставляются композиции, перешедшие в общественное достояние, или же авторы передали права на свои работы общественности еще при жизни. По лицензии Creative Commons композиции распространяются совершенно бесплатно без каких-либо отчислений авторам и правообладателям — музыку по этой лицензии можно найти на SoundCloud, ccMixter, Free Music Archive, Freeplay Music.
Лицензия, позволяющая заплатить только один раз за песню и использовать ее неограниченно — Royalty Free. Но выбранную композицию могут включать в свое творчество и другие лица, а значит, она будет встречаться в работе и других авторов.
Также можно посмотреть сайты с платным контентом, такие как Shutterstock, Epidemic Sound, Audiosocket, на которых можно купить права на использование песни. Но обращайте внимание на условия использования: допускается ли реализация в коммерческих целях, на территории какой страны доступна, каков срок лицензии, нужно ли указывать имя автора в описании к видео и так далее.
Так как купить авторские права нельзя, можно приобрести право на использование музыки, например, обратившись к напрямую к правообладателю или в общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП), например, в РАО (Российское Авторское Общество) или ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности). Организации являются посредниками между правообладателем и покупателем, заключают соответствующие договоры и взимают гонорар за использование объектов авторского и смежного права.
Если композиция нужна на ограниченный срок, можно обратиться напрямую к правообладателю или его представителю и договориться о лицензии на ее использование в определенный временной период. Одним из условий следует предусмотреть выплату вознаграждения, например, единоразово, в форме ежемесячных отчислений или процентов от дохода с продаж и так далее.
К музыкальным произведениям, которые можно свободно использовать и не спрашивать разрешение автора, относятся государственные гимны и произведения, перешедшие в общественное достояние. В остальных случаях необходимо разрешение правообладателя.
Тексты и литературные произведения
Многие авторы в конце своего произведения ставят символ копирайта — он лишь информирует третьих лиц о том, кому принадлежит работа, но это не значит, что ее можно свободно использовать. Указание знака не означает согласие автора с такой публикацией. Без разрешения автора допускается цитирование текста в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях для раскрытия творческого замысла автора. Но и этим нельзя злоупотреблять: объем цитирования должен быть оправдан его целью.
Любые тексты на сайте тоже являются чьей-то собственностью, даже если внизу нет символа копирайта. Так как копирование и рерайт этих текстов без разрешения владельца сайта является нарушением, можно приобрести право на публикацию текста несколькими способами, не нарушая авторских прав:
- На условиях открытой лицензии, размещенной на сайте.
Разрешается только копировать контент с сайта, но изменять его нельзя.
- По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения ограниченно.
- По договору об отчуждении исключительного права — права полностью переходят от автора к новому правообладателю.
Другой вариант — заказать написание текста у штатного или внештатного автора. В первом случае текст будет являться «служебным произведением», которое создается по заданию в рамках трудового договора, поэтому права на него переходят от автора к работодателю, если иное не предусмотрено договором. При работе с внештатным автором можно заключить договор авторского заказа, по которому исполнитель в указанные сроки должен подготовить нужный текст — в этот договор надо обязательно включить условие о переходе исключительных прав.
Использовать чужой контент, не нарушая авторские права, можно, но нужно быть внимательным. Всегда проверяйте, кто автор или правообладатель объекта интеллектуальной собственности. Даже если он представлен на условиях открытой лицензии и доступен для бесплатного использования, нужно изучать правила его реализации. Купить авторские права на чужой контент нельзя, но всегда можно приобрести лицензию на использование произведения. Не важно, какова длительность, качество и вид произведения — любая работа имеет автора, а, значит, будет защищена авторским правом!
как не подставить себя и своего клиента. Читайте на Cossa.ru
06 июля 2015, 11:10
Каждый SMM-специалист сталкивается с вопросом создания и использования визуального контента: фото, видео, инфографики, рисунков. Как быть, если вы используете чужой контент? Что считается воровством контента, а что можно брать без уведомления автора?
Михаил Пономаренко,
SMM-бюро «Ишь, Миш!» (ex. Done Creative)
Поделиться
Поделиться
Юридический background
Сначала рекомендую прочесть раздел VII Гражданского кодекса РФ («Право на результаты интеллектуальной деятельности»), а именно главу 70 («Авторское право») Гражданского кодекса РФ. Там четко дается определение, что является объектом прав, что такое нарушение и прочее.
Статья 1274 ГК РФ допускает использование чужих фото и видео без разрешения автора в следующих ситуациях: «Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии… произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью».
То есть, если вы используете фото для информационной (иллюстрируете новостную заметку), научной, учебной или культурной цели, вы можете не спрашивать разрешения автора, но должны указать его имя, название используемого произведения и дать ссылку на источник заимствования.
Площадки СМИ в социальных сетях
Еще один важный момент описан в статье 1277 «Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения»: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение… фотографического произведения, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения… либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях».
Переместите свои активности в email’е в российский сервис рассылок DashaMail
Удобный конструктор шаблонов, мощный функционал и хранение данных на российских серверах.
С 21 по 27 ноября в DashaMail проходит Чёрная Пятница! В рамках которой действует скидка 50% на все тарифы “За подписчиков” по промокоду BF2022.
Пожалуй, этой особой возможностью необходимо воспользоваться – получите комфортный инструмент для профессионального маркетинга по уютной цене.
Подробности→
Реклама. ООО «ПИСЬМО». ОГРН 1167847127909. ИНН 7811602601
Таким образом, если речь идет о новостной публикации, и в самой статье вы не рекламируете компанию, товар или услугу, то вы можете использовать чужое фото с указанием автора и источника заимствования. Если же у вас сообщество компании, то вы обязаны запросить разрешение автора на согласие публикации.
Так как работа со СМИ — отдельное большое направление, то рекомендую прочитать статью «Восьмая заповедь журналиста: плагиат и права автора».
Легальное использование фотографий
9 июня 2015 года пленум Верховного суда РФ разъяснил один из самых популярных вопросов по использованию чужого контента. Если автор выложил фото в общий доступ, можно ли это фото использовать?
Юристы обращают внимание на тот факт, что размещение автором фото или видео на интернет-сайте не означает, что эти произведения теперь принадлежат данному сайту. Даже если фотограф выложил фото в группу, он таким образом не предоставил свое произведение в общее пользование. Фото все равно принадлежит автору, и вам нужно запросить его согласие.
Памятка для SMM-специалиста
Как легально использовать визуальный контент при работе в социальных сетях?
1. Использовать фотостоки. Здесь можно купить или взять бесплатно изображения по разным тематикам. Многие предпочитают Photl или Photobucket. Плюс такого подхода в том, что вы почти не тратите средства на приобретение фотоконтента. Минус — не вы один пользуетесь фотостоками, поэтому фото не уникальны, и их легко можно встретить в других сообществах.
2. Обращаться напрямую к фотографам. Вы можете написать личное сообщение пользователю или отправить email, главное, чтобы у вас было письменное разрешение от автора. Обязательно заранее проговорите моменты изменения фотографий, например, если вы хотите использовать в сообществе бренд-шаблон с логотипом компании. Также уточните вопрос о watermark-ах на фото. Обычно фотограф просит подписать его под фото и дать ссылку на личный сайт.
3. Купить фото. Если фотограф согласен предоставить фото только за деньги. При покупке юристы советуют позаботиться о правильном оформлении документов, чтобы вы могли в любое время доказать, что использование осуществляется на законном основании. Оформите лицензионный договор или договор отчуждения исключительных прав.
4. Использовать фотографии клиента. Такой подход практикуют крупные компании, у которых как правило есть накопленная база фотографий. Здесь стоит проговорить вопрос защиты фото от копирования, чтобы уже у вас не копировали материалы без разрешения.
Если вы решили делать фотоконтент самостоятельно, есть три случая, в которых разрешение на съемку и публикацию контента не требуется:
1. Если вы снимаете общественных и политических деятелей.
2. Если съемка велась на публичном мероприятии, а объект — не главный предмет в кадре.
3. Если автор снимка является одним из его героев, само фото сделано на публичном мероприятии или месте.
Чего не стоит делать:
1. Брать чужие фото для иллюстрации, не спросив разрешения автора.
2. Использовать материалы без указания имени автора и/или источника.
3. Изменять фото, если на это нет разрешения автора. Это считается изменением (использованием) авторского произведения без разрешения.
Обычно, если автор увидел свои фото на какой-либо площадке, которой он не давал разрешение, он фиксирует незаконное использование своих фото. Достаточно оформить нотариальный протокол или напрямую обратиться к администрации социальной сети, так как компания-владелец несет ответственность за размещенный контент. Но фотограф может обратиться в суд и потребовать погашения убытков, если созданное им фото использовалось в рекламных целях и коммерческих пабликах.
И под конец приведу еще один материал о самых частых нарушениях авторских прав в социальных сетях и их последствиях.
Автор выражает благодарность Гавриловой Марии, руководителю направления «Z&G. Patent», патентному поверенному РФ, члену палаты патентных поверенных РФ и Международного лицензионного общества (LESI) за консультацию во время подготовки материала
Источник картинки на тизере: Depositphotos
Поделиться
Поделиться
⚡
Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru
📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is
Это добросовестное использование? Использование чужих творческих работ
Если авторское право создает группу исключительных прав на создателя, это должно означать, что требуется разрешение, когда вы хотите включить чужое творческое произведение в свое собственное. Но не всегда требуется разрешение. Добросовестное использование — это концепция, которая может защитить вас от претензий о нарушении прав при использовании чужой работы без разрешения. Вопрос в том, когда использование справедливо?
На вопрос о добросовестном использовании нет однозначного ответа, но есть основа для анализа проблемы. Нажмите здесь, чтобы пропустить юридический язык и сразу перейти к примерам.
Четыре фактора добросовестного использования
При рассмотрении вопроса о добросовестном использовании необходимо учитывать четыре фактора: ;
(2) характер работы, защищенной авторским правом;
(3) количество и существенность части, используемой в отношении защищенного авторским правом произведения в целом; и
(4) влияние использования на потенциальный рынок или стоимость защищенной авторским правом работы.
Эти факторы должны быть сбалансированы в свете цели закона об авторском праве, которая заключается в поощрении развития полезных искусств. Многие люди ошибочно полагают, что если использование является коммерческим, оно не может быть честным. Верховный суд отклонил это мнение:
«Вместо этого центральная цель анализа состоит в том, чтобы увидеть, заменяет ли новое произведение просто оригинальное творение или вместо этого добавляет что-то новое с дополнительной целью или другим характером, изменяя первое с помощью новое выражение, значение или сообщение, другими словами, он задается вопросом, является ли новая работа преобразующей и в какой степени.0023 »
Чем более преобразующей является новая работа, тем менее важными становятся другие факторы, включая коммерциализацию.
Как вы изменили работу?
Давайте рассмотрим каждый фактор на конкретных примерах действия закона ( часто непоследовательно) в конкретных случаях
Первый фактор
Как и для чего вы используете оригинальное произведение В этом суть первого фактора — цель и характер использования
Наследие доктора Сьюза пытался закрыть пьесу под названием Who’s Holiday , на котором изображен персонаж Синди Лу Кто в среднем возрасте. История начинается с того места, где закончилась серия «Гринч, похититель Рождества» , и у Синди Лу дела идут не очень хорошо.
Синди Лу уже не такая милая и невинная. Она пристрастившаяся к наркотикам, сквернословящая, бывшая заключенная, у которой был ребенок от Гринча, а затем он убил его (Гринча, а не ребенка). Суд без труда обнаружил, что пьеса трансформирует оригинальное произведение, потому что она реконтекстуализирует детскую историю, высмеивая ее наивность.
Пародия считается преобразующей и, следовательно, добросовестной по своему характеру и цели. Стипендия, исследовательское и образовательное использование часто также квалифицируется как добросовестное использование.
Совет по добросовестному использованию
Будьте готовы объяснить, почему вы решили использовать чужую творческую работу и как вы преобразовали ее во что-то новое или с другим посылом.
Преобразующее использование нашло опору в изобразительном искусстве. Уличный артист из Лос-Анджелеса подал в суд на группу Green Day за нарушение прав, когда они использовали его изображение как часть видеозаставки для своих сценических выступлений.
Суд решил, что использование было добросовестным, поскольку изображение передало новую информацию, эстетику, понимание и понимание, отличные от оригинального произведения. Между прочим, у уличного художника Дерека Зельтцера, в отличие от Райма, была регистрация авторских прав на свои работы. Но, как говорят в Великобритании, жиру это пошло на пользу.
Второй и третий факторы добросовестного использования
Высокотворческие произведения имеют право на большую охрану, чем менее творческие произведения. В этом суть второго фактора. Факты и идеи вообще не защищены авторским правом.
Когда Джеральд Форд покинул свой пост, он написал мемуары, в которых объяснил причину помилования Ричарда Никсона. Журнал The Nation получил предварительный экземпляр и написал статью под названием «За помилованием Никсона». В статье процитировано 300 слов дословно из книги. Издатели Форда подали в суд за нарушение прав.
Журнал утверждал, что факты не защищены авторским правом. Помилование является фактом исторической важности. Кроме того, они использовали только 300 слов из книги, а остальные были перефразированы, чтобы не было нарушения прав, рассуждали они.
Дело дошло до Верховного суда, который постановил, что выражение Фордом фактов, связанных с помилованием, является творческим и защищенным.
300 слов Нация стала сердцем и душой книги и стала «драматическим фокусом» статьи. Несмотря на то, что слов было взято немного, но те, которые были взяты, были существенными (третий фактор). Все хотели знать, о чем думал Форд, когда помиловал Никсона и The Nation – подхватил слова мужчины.
Это было принципиальное дело, а не принципиальное. Издатели были награждены 12 500$ за их победу.
Четвертый фактор добросовестного использования
Если использование оригинальной работы оказывает негативное влияние на ее конкурентоспособность, это перевешивает добросовестное использование.
В деле Sconnie Nation небольшая партия футболок была изготовлена из фотографии мэра Мэдисона, штат Висконсин. Изображение было снято с сайта города, постеризовано (уменьшено до небольшого количества разных тонов), удален фон, а лицо мэра стало зеленым. Фотограф подал в суд за нарушение.
Суд постановил, что использование изображения было правомерным, поскольку футболка не оказала негативного влияния на рынок фотографии. Это кажется правдоподобным. Третий фактор также поддерживает добросовестное использование, поскольку суд решил, что речь идет лишь о небольшом количестве копий. Это кажется неискренним, но иногда так и происходит. Хотя суд признал добросовестное использование, преобразующий характер (или нет) работы не сыграл никакой роли.
Добросовестное использование не всегда необходимо
Когда дается разрешение на использование оригинальной работы, например, с лицензиями Creative Commons, анализ добросовестного использования не требуется. Если оригинальное творческое произведение находится в общественном достоянии, добросовестное использование не нужно рассматривать. Произведения, являющиеся общественным достоянием, не защищены авторским правом.
Другим примером материала, не защищенного авторским правом, является точная фотографическая репродукция двухмерного произведения искусства. Само искусство может быть защищено авторским правом, скажем, новое произведение визуального искусства, но фотография этого искусства — нет.
Защита добросовестного использования не идеальна
Вопрос о том, является ли использование чьей-либо творческой работы добросовестным, является интенсивным анализом фактов — с возможностью различных выводов в зависимости от того, кто это делает. Но это важный анализ, потому что он снижает риск претензии о нарушении прав, если вы используете чужую работу. Рассмотрение четырех факторов добросовестного использования также защищает вас от неверных заявлений о том, что кто-то другой нарушил вашу работу.
Создание творческого бизнеса?
Узнайте, как защищать, отслеживать и обеспечивать соблюдение своих прав, чтобы ваша творческая работа приносила доход. Станьте членом Creative Law Center сегодня.
О том, можете ли вы использовать чужую работу, защищенную авторским правом, в качестве справочного материала для себя — [ЗАКОННЫЙ] ХУДОЖНИК
Еще в сентябре я получил вопрос от иллюстратора, который посетил один из моих вебинаров, и я подумал, что стоит ответить здесь так как большинство художников используют справочный материал в своей работе. Я слегка отредактировал вопрос для ясности, а также для удаления идентифицирующей информации.
«В рамках моего (иллюстрационного) процесса я получаю и делаю скриншоты или перетаскиваю изображения людей, мест и вещей из Google (обычно стоковые фотографии), которые затем комбинирую и отслеживаю для создания своих иллюстраций. Это было бы сложно для любая из этих стоковых фотографий должна быть сразу идентифицирована в моей работе, поскольку они в основном используются в качестве скелета для поз и окружающей среды в моих рисунках. Они трансформируются моим изобретением таких вещей, как одежда и другие детали, а также моим стилем лайнворка. ‘ Что вы об этом думаете? Делаю ли я что-то юридически рискованное?»
Она прислала мне изображения своей работы, чтобы продемонстрировать процесс: фрагменты стоковых фотографий (диван, женщина, сидящая на стуле, куча коробок), найденных на таких сайтах, как Getty Images, с наложенными на них ее иллюстрациями. По завершении иллюстрации она убирала стоковую фотографию, оставляя только свою работу. Короче говоря, она использовала стоковые фотографии в качестве справочного материала, а ее уникальный стиль рисования отличал изображение от его первоначального представления. Просмотрев ее материал, я сказал ей, что это не является нарушением авторских прав. Почему?
Ну, во-первых, она не копировала фотографии целиком. Каждая иллюстрация содержала фрагменты фотографий различных объектов или людей, предназначенные для того, чтобы помочь ей получить представление о масштабе, расположении и перспективе, которые в противном случае было бы трудно воспроизвести по памяти. Во-вторых, фрагменты фотографий были удалены с иллюстрации до завершения и, таким образом, никогда не использовались в конечном продукте. В-третьих, то, как она использовала эту работу, было преобразующим. В то время как на оригинальной стоковой фотографии диван был просто диваном, в ее руках этот диван стоял в кабинете психиатра, где незадачливый молодой человек изливал свое сердце специалисту по психическому здоровью. Два дивана могли иметь внешнее сходство, но были представлены в совершенно разных контекстах и для совершенно разных целей. Короче говоря, в ее использовании эталонных фотографий не было ничего, что указывало бы на нарушение.
Что действительно имеет смысл. Почти все художники так или иначе используют справочный материал (даже Дега использовал фотографии в качестве справочного материала для своих картин). На самом деле, когда я был в RISD, в библиотеке была целая комната, предназначенная исключительно для хранения справочных фотоматериалов, которые студенты могли использовать при создании своего искусства. Теперь очевидно, что у каждого художника свой процесс, и то, что может быть применимо к этому конкретному иллюстратору, может не относиться к другому. Итак, когда использование чужой работы в качестве справочного материала становится нарушением авторских прав? Я бы хотел, чтобы был простой четкий ответ, но, к сожалению, закон так не работает.
В сфере авторского права все возвращается к добросовестному использованию. А при добросовестном использовании вы не можете использовать чужую работу без их разрешения, за исключением случаев, когда эта работа находится в общественном достоянии, если вы получили разрешение от владельца авторских прав на оригинальную работу или если вы успешно ответили на ряд вопросов, среди которых: вы планируете использовать материал? Будет ли она как-то изменена? Изменит ли ваше использование этого материала выражение или значение исходного материала? Сколько из этого вы будете использовать? Часть или все? Если эталонная работа является иллюстрацией, подражаете ли вы оригинальному стилю художника или всей композиции? Будет ли ваша работа каким-то образом комментировать оригинал? Не лишит ли ваше использование владельца источника материального дохода или подорвет новый или потенциальный рынок для их работы?
На эти и другие вопросы вам необходимо ответить, а затем сопоставить их друг с другом, прежде чем вы сможете решить, является ли использование вами справочного материала нарушением авторских прав. Если вы оглянетесь на эту статью , которую я написал в 2016 году о художнике Брайане Кесингере, использующем комиксы Calvin and Hobbes , где он заменил Кальвина и Хоббса персонажами из последней трилогии Star Wars , вы можете увидеть это в действии. В некоторых своих комиксах он просто подражает стилю Билла Уоттерсона, создавая совершенно новые композиции с помощью Звездные войны символов. Как я сказал тогда:
Закон об авторском праве защищает законченные произведения искусства. Он не защищает такие вещи, как факты, идеи, процедуры или стиль художника, какими бы отличными они ни были. Таким образом, хотя рисунки Кесингера имитируют Уоттерсона, он не копирует отдельные части работ Уоттерсона, что означает, что они, вероятно, не нарушают авторских прав. На самом деле, они, скорее всего, подпадают под добросовестное использование из-за их преобразующих качеств (например, Кесингер комментирует игривость Calvin and Hobbes , вставив Звездные войны символов в смесь. Или он комментирует серьезность персонажей «Звездных войн» , превращая их в Кальвин и Хоббс . В любом случае, он что-то комментирует, используя что-то другое).
Другими словами, Кесингер использовал оригинальные комиксы в качестве справочного материала для своего собственного рассказа. Но позже в статье я покажу ряд других иллюстраций, сделанных Кесингером, где ясно, что он не просто использовал Кальвина и Гоббса иллюстраций в качестве справочного материала, он полностью скопировал их, просто заменив один набор символов другим. Тогда я сказал, что считаю эти изображения убедительным аргументом в пользу нарушения авторских прав.
Глядя через эту линзу, мы видим, что некоторые рисунки Кесингера не просто напоминают стиль Уоттерсона, они, по сути, копируют всю работу, просто заменяя Кальвина и Гоббса персонажами из Звездных войн 9.0024 . Эти рисунки примечательны своим сходством с оригиналами… Как видите, они достаточно близки к оригиналам, чтобы их можно было считать «производными работами». Производная работа — это адаптация, перевод или модификация существующей работы, защищенной авторским правом, и право на создание производной работы принадлежит исключительно автору, если только он не будет передан другому лицу. Мы знаем, что Уоттерсон этого не делал… Так что вполне возможно, что Кесингер может нести ответственность за нарушение авторских прав на эти четыре рисунка.
Итак, нет четкого правила о том, что можно, а что нельзя использовать в качестве справочного материала (по крайней мере, не без сложного юридического анализа), но это не значит, что нужно останавливаться совсем. В этом ключе, вот пара полезных рекомендаций, которые вы можете использовать в своей работе, если вам понадобится справочный материал.
-
Не включайте справочный материал в свою работу в его текущей форме, если только он не является общественным достоянием или если вы не получили разрешение от владельца.