Конспект к уроку химии "Хром и его соединения" (10 класс). Характеристика хрома по плану 9 класс
4Cr+3O2=2Cr2O3 2Cr(OH)3=Cr2O3+3h3O (Nh5)2Cr2O7=Cr2O3+N2+4h3O 4K2Cr2O7=4K2CrO4+2Cr2O3+3O2 4CrS+7O2=2Cr2O3+4SO2 | ||||
CrO-основный оксид CrO+2h3SO4=CrSO4+h3O | Cr2O3-амфотерный оксид Cr2O3+6HCI=2CrCI3+3h3O Cr2O3+2KOH=2KCrO2+h3O Cr2O3+Na2CO3=2NaCrO2+CO2 | |||
Cr(OH)2-основный гидроксид CrCI2+2NaOH=Cr(OH)2+2NaCI | Cr(OH)3-амфотерный гидроксид CrCI3+3NaOH=Cr(OH)3+3NaCI C2S3+6h3O=Cr(OH)3+3h3S | |||
Cr(OH)2+2HCI=CrCI2+2h3O 4Cr(OH)2+2h3O+O2=4Cr(OH)3 Cr(OH)2=CrO+h3O (в отсутствие O2) | Cr(OH)3+3HCI=CrCI3+3h3O Cr(OH)3+3NaOH=Na3[Cr(OH)6] Cr(OH)3+NaOH=Na[Cr(OH)4] Cr(OH)3+NaOH=NaCrO2+2h3O | |||
CrO3- кислотный оксид | h3CrO4,h3Cr2O7-кислотные гидроксиды | |||
СrO3+h3O(изб.)=h3CrO4 2CrO3+h3O(нед.)=h3Cr2O7 CrO3+2KOH=K2CrO4+h3O | Cr2O7 + h3O = 2CrO4 + 2H существует только в водных растворах. | |||
2K2Cr2O7+14HCI=2CrCI3+3CI2+2KCI+7h3O | ||||
4CrCI2+4HCI+2O2=4CrCI3+2h3O | ||||
2Cr(OH)3+10NaOH+3Br2=2Na2CrO4+6NaBr+8h3O | ||||
2CrCI3+16NaOH+3CI2=2Na2CrO4+12NaCI+8h3O | ||||
Cr2O3+10NaOH+3Br2=2NaCrO4+6NaBr+5h3O | ||||
2Na[Cr(OH)4]+3CI2+8NaOH=2Na2CrO4+6NaCI+8h3O | ||||
2K2CrO4+3K2SO3+5h3O=2Cr(OH)3+3K2SO4+4KOH | ||||
2K2CrO4+3KHSO3+2h3O=2Cr(OH)3+3K2SO4+KOH | ||||
Cr2O3+2Na2CO3+3KNO3=2Na2CrO4+3KNO2+2CO2 | ||||
Cr2O3+4KOH+KCIO3=2K2CrO4+KCI+2h3O | ||||
K2Cr2O7+3SO2+h3SO4=Cr2(SO4)3+K2SO4+h3O | 0 | +2 | +3 | +6 |
простое вещество | Cr | |||
оксиды | CrO | Cr2O3 | CrO3 | |
гидроксиды | Cr(OH)2 | Cr(OH)3 | h3CrO4,h3Cr2O7 | |
соли | CrCI2 | Cr2(SO4)3 CrCI3 | Na2CrO4 K2Cr2O7 |
Конспект к уроку химии "Хром и его соединения" (10 класс)
Тема урока: Хром и его важнейшие соединения
Цель: дать общую характеристику элементу хром по его положению в ПСХЭ, согласно предложенному алгоритму, рассмотреть физические и химические свойства элемента и доказать его на примерах химических реакций, рассказать о нахождении в природе и применении данных металлов.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание.
Организационный момент (создание благоприятного психологического климата в классе.)
«Повернитесь к соседу и пожелайте ему всего хорошего на сегодняшний день и пожмите руку».
Желают хорошего дня и пожимают руки.
Мотивационный этап. (эстафета ответов)учитель задает вопрос, ученик отвечает, по хлопку ответ продолжает другой ученик.
1.Где в ПСХЭ находятся медь?
2. Где в ПСХЭ находятся цинк?
3.Перечислите физические свойства меди.
4. Перечислите физические свойства цинка.
1.медь находится в 4 периоде,(хлопок) 1 группа, (хлопок) побочная подгруппа, (хлопок) №29,Аr=64 2.цинк находится в 4 периоде,(хлопок) 2 группа, (хлопок) побочная подгруппа, (хлопок) №30,Аr=65
Выход на тему урока. задача
Адрес проживания данного элемента в ПСХЭ, 4 этаж, квартира № 24
Сформулируйте тему урока.
Что мы должны сегодня изучить?
хром
цинк и его важнейшие соединения
Предлагают задачи урока.
Операционный этап- мозаика
Каждому участнику по1 вопросу из характеристики - отвечают самостоятельно, перегруппировка, работа в парах по данным вопросам, возвращение в группу, создание постера.
Выступление спикера.
План характеристики
1.Положение в ПСХЭ, Валентные возможности, Нахождение в природе Получение
2.Физические свойства, применение, Химические свойства, биологическая роль
3.Оксиды и гидроксиды, их получение и свойства
4.Применение металла и его важнейших соединений в быту, Способы распознавания ионов металлов
.
Рефлексивный этап
Блиц-контрольная
1. хром находится в 4группе, главной подгруппе
2.наиболее стойчивыми являются соединения со степенью окисления+3
3.хром в промышленности получают пирометаллургией и алюмотермией.
4.хром-блестящий металл светло-розового цвета.
5.оксид хрома(II)основной оксид
6. гидроксид хрома(III) проявляет только основные свойства
7.оксид хрома(III)тугоплавкий порошок зеленого цвета.
8. хроматы-соли хромовой кислоты, а дихроматы-дихромовой.
9.Соединения хрома со степенью окисления +6 проявляют амфотерные свойства.
1)нет
2)да
3)да
4)нет
5)да
6)нет
7)да
8)да
9)нет
Д/з
Читать стр 179-185
План характеристики
1.Положение в ПСХЭ, Валентные возможности, Нахождение в природе Получение
2.Физические свойства, применение, Химические свойства, биологическая роль
3.Оксиды и гидроксиды, их получение и свойства
4.Применение металла и его важнейших соединений в быту, Способы распознавания ионов металлов
.
infourok.ru
Тема - 1 Повторение - теория - 9 класс - уроки
Урок - 1 Периодический закон и ПСХЭ. Строение атома. Характеристика элемента (Входной контроль)
План1. Доменделеевские классификации (Триады Доберейнера, «закон октав» Ньюлендса, «теллуровый винт» де Шанкартуа, таблицы Одлинга и Мейера)2. Дата открытия периодического закона и формулировка периодического закона, данная Д.И.Менделеевым.3. Суть закона. Какие свойства изменяются периодически?4. Утверждение периодического закона5. Открытие закона Мозли и современная формулировка периодического закона. Почему свойства изменяются периодически.6. Значение периодического закона.7. Периодическая система химических элементов: а) определение, б) строение, в) положение в ПСХЭ водорода г) положение в ПСХЭ лантаноидов
Характеристика элемента по положению в ПСХЭПлан1. Физический смысл порядкового номера элемента2. Физический смысл номера периода3. Физический смысл номера группы главной подгруппы4. Электронная конфигурация элемента5. Строение атома 6. Характер элемента7. Формулы и характер высшего оксида и гидроксида элемента с указанием степеней окисления8. Формула и характер соединения элемента с водородом.
Характеристика элемента по положению в ПСХЭ. Например, фосфор.
1) Р №15 => Zядра = +15, 15р, 15е, 16n
2) Р принадлежит III периоду(малому) => 3 энергетических уровня
3) Р принадлежит V группе (главной подгруппе) => 5е на в.э.у.
4) 1s²2s²2p63s²3p³
5) +15) 2; 8; 5
6) Р - неметалл
7) Р2О5 ; Н3РО4 *) - характер оксида и гидроксида кислотный
8) РН3 *) - летучее водородное соединение
)* - в оксиде, гидроксиде и водородном соединении проставить степени окисления.
Подготовить пересказ темы "Периодический закон" по плану.
Габриелян, § 1 таблица №1 выучить, упражнения 1, 6, 9, страница 7-9, § 3, упражнения 1, 5, 6, 7, 8, страница 16-17.Повторить виды химических связей.
Урок – 2 Виды химической связи. Решение задач по уравнению.
1. Химическая связь – это связь между атомами за счет электронов.2.
химическая связь |
полярная неполярная 3. Почему атомы стремятся образовать химические связи? • Все атомы химических элементов стремятся к завершенному 8-электронному внешнему энергетическому уровню, кроме Н и Не (у них 2-электронный внешний энергетический уровень). • Атомы приходят к завершению внешнего энергетического уровня двумя путями: а) отдают электроны; б) принимают электроны • Отдавать электроны могут атомы металлов (1, 2 или 3 электрона) Naº – 1e → Na+; Mgº –2e → Mg²+; Alº –3e →Al³+. • Принимают электроны атомы неметаллов (столько, сколько им не хватает до завершения внешнего энергетического уровня) Clº +1e → Cl‾; Sº +2e → S²- Pº +3e → P³- 4.5. Составьте схемы образования связей: • Между кальцием и хлором• Между серой и водородом• Между двумя атомами брома• Между атомами и ионами бария
Вариант – 11. Дайте характеристику по положению в периодической системе C.2. Определите вид химической связи, тип кристаллической решетки в веществах: BaO,I2. Составьте схемы образования химических связей. Вариант – 21. Дайте характеристику по положению в периодической системе N.2. Определите вид химической связи, тип кристаллической решетки в веществах: Ca, HI. Составьте схемы образования химических связей.
6. Решение задач по уравнению. 1.Определите объем водорода, полученный при взаимодействии 50г железа с раствором серной кислоты. 2.Определите объем углекислого газа, полученного при взаимодействии 200г карбоната магния с избытком раствора серной кислоты.• Габриелян, §1 , упражнения 3, 4, страница 8; §3, упражнения 2, 4, страница 16• Определите массу осадка, выпавшего при сливании раствора, содержащего 20г нитрата алюминия и избытка раствора фосфата калия.• Определите объем углекислого газа, полученного при разложении 10г карбоната бария.
Урок-3 Теория электролитической диссоциации и ее развитие.
(Дата открытия – 1887 год . Автор теории – Сванте Аррениус)
Как происходит растворение веществ? Ответ на этот вопрос дала теория электролитической диссоциации.
Основные положения теории электролитической диссоциации.
1. Электролиты в растворах и расплавах распадаются на ионы: "+" положительные ионы - катионы и "-" отрицательные ионы - анионы
2. Ионы отличаются от атомов стронием и свойствами.
3. Ионы в растворах и расплавах движутся хаотически, но если приложить напряжение, то ионы будут двигаться направленно: катионы к катоду, а анионы к аноду.
Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
Чтобы частицы смогли двигаться упорядоченно, они должны быть свободны и заряжены (например, электроны в металлах или ионы в электролитах).
Электролиты –
- это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток
- это вещества, с ионной и ковалентной сильно полярной связью (есть ионы или образуются ионы при растворении)
- к ним относятся соли, основания, кислоты растворимые в воде;
Неэлектролиты –
- это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток
- это вещества, с ковалентной слабо полярной связью или ковалентной неполярной связью (нет ионов и они не образуются)
- к ним относятся газы, кислотные оксиды, практически все органические вещества (сахар, ацетон, бензин, спирт).
Электролитическая диссоциация – это распад электролита на ионы при расплавлении (соли и щелочи) или растворении его в воде (соли, щелочи и кислоты).
Почему происходит растворение веществ?
Менделеев предложил химическую (гидратную) теорию растворов, по которой молекулы растворенного вещества взаимодействуют с молекулами растворителя (выделение теплоты и изменения цвета при растворении – это признаки химической реакции). В результате растворения образуются гидраты.Почему происходит диссоциация электролитов?
Каблуков и Кистяковский распространили гидратную теорию Менделеева на теорию электролитической диссоциации Аррениуса: электролиты распадаются на ионы в результате взаимодействия с молекулами воды, продукты их взаимодействия – гидратированные ионы.
Механизм диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей):
- Ориентация молекул воды
- Гидратация ионов
- Диссоциация
Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью (кислот):
- Ориентация молекул воды
- Ионизация молекулы кислоты
- Гидратация ионов
- Диссоциация
Домашнее задание: Рудзитис, § 1-3, страница 12, ответьте письменно на вопросы 1-12, подготовьтесь отвечать на вопросы устно.
Урок – 4 Реакции ионного обмена и условия их течения до конца.
Рудзитис, § 4, страница 13-14, таблица 3.
Домашнее задание: Рудзитис §4, (6) страница 20 упр.1-4, (8-9)Напишите уравнения гидролиза в молекулярной и ионной форме следующих солей: силикат калия, хлорид меди(II).
Какие из солей подвергаются гидролизу: сульфат бария, карбонат лития, карбонат кальция, хлорид магния?
Какая реакция среды в растворах нитрата кальция, сульфата, аммония, сульфида натрия. Какую окраску будет иметь лакмус в растворах этих солей?
1. Классификация веществ:
Вещества (сложные и простые)
Простые вещества (металлы и неметаллы)
Сложные вещества (оксиды, основания, кислоты, соли)
2. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления (– 2) SO2 N2O5 CaO Li2O ZnO Al2O3 3. Основания – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и гидроксид-анионы. NaOH Ba(OH)2 4. Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков. HCl HNO3 h3SO4 5. Соли – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка. NaCl MgSO4 KNO3 Na2[Zn(OH)4] 6. Переходные элементы {Be, Zn, Al, Cr(+3)} – это элементы (металлы), которые могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. 7. Оксиды и гидроксиды переходных элементов могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. Такие соединения называют АМФОТЕРНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ.
Запишите генетический ряд и осуществите превращения для элементов:• Кальций• Медь• Фосфор• Кремний
1. Внимательно прочитайте §2 в учебнике Габриеляна2. Составьте генетический ряд цинка, бериллия, алюминия и хрома в степени окисления (+3) как металла и как неметалла.3. Осуществите превращения, по составленным генетическим рядам (используйте информацию §2)
Урок – 5 Окислители, восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.
Диагностика – 2 Вариант – 11. Осуществите превращения: Cl2 → HCl → MgCl2 → AgCl. 2. Какая масса серы потребуется для получения сернистого газа SO2 объемом 11,2л?Вариант – 21. Осуществите превращения: Si → SiO2 → Na2SiO3 → h3SiO3. 2. Какая масса воды образуется при взаимодействии 5,6л кислорода с водородом?1. Восстановитель –- • Повышает степень окисления
- • Отдает электроны
- • Окисляется
- • Понижает степень окисления
- • Принимает электроны
- • Восстанавливается
- 1) Проставить степени окисления
- 2) Найти элементы изменяющие степень окисления
- 3) Определить восстановитель и окислитель
- 4) Составить схему процесса окисления восстановителя
- 5) Составить схему процесса восстановления окислителя
- 6) Найти НОК переданных электронов
- 7) Выставить необходимые множители
- 8) Обозначить процесс окисления и восстановления
- 9) Проставить коэффициенты в уравнение
Домашнее задание:
1. Напишите уравнения реакций взаимодействия: а) алюминия с серой б) хлора с водородом в) азота с водородом г) алюминия с серной кислотойУравняйте эти реакции методом электронного баланса2. Составьте и решите задачу по любому из этих уравнений.3. Напишите реакции взаимодействия соли с кислотой, соли с солью и соли со щелочью. Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде
Урок - 7 Типы химических реакций
1.Дайте характеристику фосфора по положению в ПСХЭ.
2.Составьте схемы образования связей между:
а) азотом и водородом,
б) калием и селеном
в) атомами хлора
г) атомами олова
3.Составьте генетический ряд бария. (РИО. ОВР. Тип реакций).
4.Какой объем водорода выделится при растворении 20г кальция в воде?
Домашнее задание
1.Для алюминия
2.Для а) натрия и азота, б) фосфора и водорода, в) атомов лития, г) атомов кислорода
3..Для фосфора
4. Составить и решить задачу
savinova.ucoz.ru
Вопрос 1 § 1 Химия 9 класс Габриелян Дайте характеристику элементов
А) Характеристика фосфора.1. Фосфор— элемент пятой группы и третьего периода, Z = 15,Аr(Р) = 31.Соответственно, атом фосфора содержит в ядре 15 протонов,16 нейтронов и 15 электронов. Строение его электронной оболочкиможно отразить с помощью следующей схемы: Атомы фосфора проявляют как окислительные свойства (принима-ют недостающие для завершения внешнего уровня три электрона, получая при этом степень окисления -3, например, в соединениях с менее электроотрицательными элементами— металлами, водородом и т.п.) так и восстановительные свойства (отдают 3 или 5 электронов более электроотрицательным элементам — кислороду, галогенам и т.п., приобретая при этом степени окисления +3 и +5.)Фосфор менее сильный окислитель, чем азот, но более сильный, чем мышьяк, что связано с ростом радиусов атомов от азота к мышьяку. По этой же причине восстановительные свойства, наоборот, усиливаются.2. Фосфор — простое вещество, типичный неметалл. Фосфору свойственно явление аллотропии. Например, существуют аллотропные модификации фосфора такие, как белый, красный и черный фосфор, которые обладают разными химическими и физическими свойствами.3. Неметаллические свойства фосфора выражены слабее, чем у азота, но сильнее, чем у мышьяка (соседние элементы в группе).4. Неметаллические свойства фосфора выражены сильнее, чем укремния, но слабее, чем у серы (соседние элементы в периоде).5. Высший оксид фосфора имеет формулу Р2O5. Это кислотный оксид.Он проявляет все типичные свойства кислотных оксидов. Так, например, при взаимодействии его с водой получается фосфорная кислота.Р2O5 + 3Н2O => 2Н3РO4.При взаимодействии его с основными оксидами и основаниями ондает соли.Р2O5 + 3MgO = Mg3(PO4)2; Р2O5 + 6КОН = 2К3РO4+ 3Н2O.6. Высший гидроксид фосфора— фосфорная кислота Н3РO4, рас-твор которой проявляет все типичные свойства кислот: взаимодействие с основаниями и основными оксидами:Н3РO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3Н2O. 2Н3РO4 + 3СаО = Са,(РO4)2↓ + 3Н2O.7. Фосфор образует летучее соединение Н3Р — фосфин. Б) Характеристика калия.1. Калий имеет порядковый номер 19, Z = 19 и относительную атомную массу Аr(К) = 39. Соответственно заряд ядра его атома +19 (равен числу протонов). Следовательно, число нейтронов в ядре равно 20. Так как атом электронейтрален, то число электронов, содержащихся в атоме калия, тоже равно 19. Элемент калий находится в четвертом периоде периодической системы, значит, все электроны располагаются на четырех энергетических уровнях. Таким образом, строение атома калия записывается так: Исходя из строения атома, можно предсказать степень окислениякалия в его соединениях. Так как в химических реакциях атом калия отдает один внешний электрон, проявляя восстановительные свойства, следовательно, он приобретает степень окисления +1.Восстановительные свойства у калия выражены сильнее, чем у на-трия, но слабее, чем у рубидия, что связано с ростом радиусов от Na к Rb.2. Калий— простое вещество, для него характерна металлическаякристаллическая решетка и металлическая химическая связь, а отсюда — и все типичные для металлов свойства.3. Металлические свойства у калия выражены сильнее, чем у на-трия, но слабее, чем у рубидия, т.к. атом калия легче отдает электрон, чем атом натрия, но труднее, чем атом рубидия.4. Металлические свойства у калия выражены сильнее, чем у кальция, т.к. один электрон атома калия легче оторвать, чем два электронаатома кальция.5. Оксид калия К2O является основным оксидом и проявляет все типичные свойства основных оксидов. Взаимодействие с кислотами и кислотными оксидами.К2O + 2НСl = 2КСl +Н2O; К2O + SO3 = K2SO4.6. В качестве гидроксида калию соответствует основание (щелочь) КОН, которое проявляет все характерные свойства оснований: взаимодействие с кислотами и кислотными оксидами.KOH+HNO3 = KNO3+h3O; 2KOH+N2O5 = 2KNO3+h3O.7. Летучего водородного соединения калий не образует, а образует гидрид калия КН.
class.rambler.ru