• Главная

Конспект к уроку химии "Хром и его соединения" (10 класс). Характеристика хрома по плану 9 класс


Конспект урока "Соединения хрома" 10 Класс

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №95

г. КРАСНОДАРА

Номинация: «Химия»

Учебный предмет: Химия

ТЕМА:

«Соединения хрома»

10 класс

(физико-химический профиль)

Проект учителя химии МОУСОШ № 95

Свириденко Юлии Анатольевны

Урок по теме «Соединения хрома».

Учитель: Свириденко Ю.А.

Класс:10 (физико-химический)

Используемый УМК:

  1. Программа курса химии для общеобразовательных учреждений. Авторы: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. - 2008г.

Учебник-Общая химия-10 кл. Москва «Русское слово» 2008г.

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Общая химия. Сборник самостоятельных работ., 2008г.

Цели урока:

Общеобразовательные:

- через систему познавательных задач расширить и углубить знания учащихся о переходных элементах;

- используя частично-поисковый, творческий подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на установление взаимосвязи между строением и свойствами хрома, его применением;

- уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства соединений хрома в окислительно-восстановительном виде;

-нахождение в природе;

Развивающие:

формировать умения сравнивать. Вычленять в изученном существенное, устанавливать. Причинно- следственные связи, делать обобщения, связно излагать и доказывать учебный материал, применять и систематизировать полученные знания.

Воспитывающие

воспитывать умение организовывать свой учебный труд, соблюдать правила работы в коллективе, на рабочем месте, развитие нравственных качеств.

Задачи:

- через систему познавательных задач расширить и углубить знания учащихся о соединениях переходных элементах;

- формирование ключевых компетенций ( искать, изучать, думать, анализировать, критически оценивать информацию, адаптироваться).

- развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда.

Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран).

Реактивы: соли хрома (II) и (III), щелочь, кислоты, хроматы, дихроматы.

Ход урока

  1. Изучение нового материала.

  1. Оксиды хрома.

Вопросы для учащихся: а) Какие степени окисления характерны для хрома?

б) Предложите формулы соответствующих оксидов.

(Слайд 4-7 ф №1,2)

Характеризуются все оксиды хрома по плану.

План характеристики

  1. Физические свойства

  2. Характер

  3. Получение

  4. Химические свойства

(используется Опорная таблица №1)

(слайд 8-20 ф №3-14)

  1. Гидроксиды хрома (слайд№ 21-27 ф №15-21) – демонстрация опытов.

Характеризуются соответствующие гидроксиды хрома по плану

План характеристики

  1. Физические свойства

  2. Характер

  3. Получение

  4. Химические свойства

(используется Опорная таблица №1)лану (см. ются соответствующие гидроксиды хрома по спользуя Опорные таблицы

  1. Соли хрома.

(используется Опорная таблица №2)лану (см. ются соответствующие гидроксиды хрома по спользуя Опорные таблицы

    4CrCI2 + 4HCI + O2 = 4CrCI3 + 2h3O

    • Хроматы (III) устойчивы в щелочной среде, но легко разрушаются кислотами; подвергаются полному гидролизу,

    NaCrO2 + HCI(нед.) + h3O = Cr(OH)3 + NaCI

    NaCrO2 + 4HCI(изб.) = CrCI3 + NaCI + 2h3O

    NaCrO2 + 2h3O = Cr(OH)3 + NaOH

    Na3[Cr(OH)6] + 3CO2 = Cr(OH)3 + 3NaHCO3

    как окислительные свойства:

    Cr2(SO4)3 + 2H = 2CrSO4 + h3SO4

    (h3SO4)

    так и восстановительные:

    2K3[Cr(OH)6] +3Br2 + 4KOH = 2K2CrO4 + 6KBr + 8h3O

    2CrCI3 + 3h3O2 + 10KOH = 2K2CrO4 + 6KCI +8h3O

    • Хроматы устойчивы в щелочной среде.

    • Дихроматы устойчивы в кислотной среде.

    • Взаимное превращение хроматов в дихроматы.

    (слайд 29-31 ф.23-24)

    II. Шлифовка нового материала.

    1. Все соединения хрома (II) сильные восстановители.

    2. Соединения хрома (III) окислители, и восстановители.

    3. Соединения хрома (VI) сильные окислители.

    таким образом с повышение степеней окисления хрома:

      • Основные свойства оксидов и гидроксидов хрома ослабевают, кислотные усиливаются.

      • Окислительные свойства соединений хрома усиливаются.

      Схема «ПРОДУКТЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ ХРОМА(VI)В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ» (Слайд 32)

      III. Закрепление новой темы.

      1. Осуществить превращения.

      Cr2O3-----Cr-----CrCI2-----CrCI3------Cr(OH)3------Na3[Сr(OH)6]------Cr(NO3)3

      IV. Домашнее задание

      П. 68 стр.309-317 упр. 4(б), 7.

      V. Рефлексия.

      В завершении урока ответьте (устно) на некоторые вопросы:

      Мы узнали

      Мы умеем ______________________________

      Список используемой литературы:

      Основной:

      1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С Химия. 10 класс – Москва «Русское слово» ОАО «Московские учебники»

      2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Общая химия. Сборник самостоятельных работ., 2008г.

      Дополнительной:

      1. Учебные задания для учащихся медико – биологических классов под редакцией зав. кафедрой общей химии КГМУ, д.п.н. профессора Литвиновой Т.Н.

      Список сайтов по химии:

      1. Химия и жизнь XXI век: научно-популярный журнал. http://www.hij.ru

      2. AIhimik. http://www.aIhimik.ru

      ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА №1

      «ОКСИДЫ И ГИДРОКСИДЫ ХРОМА, ПОЛУЧЕНИЕ, СВОЙСТВА»

      2Cr+O2=2CrO

      Cr(OH)2=CrO+h3O

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА №2

Окислительные свойства K2Cr2O7

(взаимодействие с восстановителями в кислой среде):

K2Cr2O7+6FeSO4+7h3SO4=Cr2(SO4)3+3Fe2(SO4)3+K2SO4+7h3O

Опорная схема №3

Хром и его соединения

4Cr+3O2=2Cr2O3

2Cr(OH)3=Cr2O3+3h3O

(Nh5)2Cr2O7=Cr2O3+N2+4h3O

4K2Cr2O7=4K2CrO4+2Cr2O3+3O2

4CrS+7O2=2Cr2O3+4SO2

CrO-основный оксид

CrO+2h3SO4=CrSO4+h3O

Cr2O3-амфотерный оксид

Cr2O3+6HCI=2CrCI3+3h3O

Cr2O3+2KOH=2KCrO2+h3O

Cr2O3+Na2CO3=2NaCrO2+CO2

Cr(OH)2-основный гидроксид

CrCI2+2NaOH=Cr(OH)2+2NaCI

Cr(OH)3-амфотерный гидроксид

CrCI3+3NaOH=Cr(OH)3+3NaCI

C2S3+6h3O=Cr(OH)3+3h3S

Cr(OH)2+2HCI=CrCI2+2h3O

4Cr(OH)2+2h3O+O2=4Cr(OH)3

Cr(OH)2=CrO+h3O (в отсутствие O2)

Cr(OH)3+3HCI=CrCI3+3h3O

Cr(OH)3+3NaOH=Na3[Cr(OH)6]

Cr(OH)3+NaOH=Na[Cr(OH)4]

Cr(OH)3+NaOH=NaCrO2+2h3O

CrO3- кислотный оксид

h3CrO4,h3Cr2O7-кислотные гидроксиды

СrO3+h3O(изб.)=h3CrO4

2CrO3+h3O(нед.)=h3Cr2O7

CrO3+2KOH=K2CrO4+h3O

Cr2O7 + h3O = 2CrO4 + 2H

существует только в водных растворах.

2K2Cr2O7+14HCI=2CrCI3+3CI2+2KCI+7h3O

4CrCI2+4HCI+2O2=4CrCI3+2h3O

2Cr(OH)3+10NaOH+3Br2=2Na2CrO4+6NaBr+8h3O

2CrCI3+16NaOH+3CI2=2Na2CrO4+12NaCI+8h3O

Cr2O3+10NaOH+3Br2=2NaCrO4+6NaBr+5h3O

2Na[Cr(OH)4]+3CI2+8NaOH=2Na2CrO4+6NaCI+8h3O

2K2CrO4+3K2SO3+5h3O=2Cr(OH)3+3K2SO4+4KOH

2K2CrO4+3KHSO3+2h3O=2Cr(OH)3+3K2SO4+KOH

Cr2O3+2Na2CO3+3KNO3=2Na2CrO4+3KNO2+2CO2

Cr2O3+4KOH+KCIO3=2K2CrO4+KCI+2h3O

K2Cr2O7+3SO2+h3SO4=Cr2(SO4)3+K2SO4+h3O

0

+2

+3

+6

простое вещество

Cr

оксиды

CrO

Cr2O3

CrO3

гидроксиды

Cr(OH)2

Cr(OH)3

h3CrO4,h3Cr2O7

соли

CrCI2

Cr2(SO4)3

CrCI3

Na2CrO4 K2Cr2O7

doc4web.ru

Конспект к уроку химии "Хром и его соединения" (10 класс)

Тема урока: Хром и его важнейшие соединения

Цель: дать общую характеристику элементу хром по его положению в ПСХЭ, согласно предложенному алгоритму, рассмотреть физические и химические свойства элемента и доказать его на примерах химических реакций, рассказать о нахождении в природе и применении данных металлов.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание.

Организационный момент (создание благоприятного психологического климата в классе.)

«Повернитесь к соседу и пожелайте ему всего хорошего на сегодняшний день и пожмите руку».

Желают хорошего дня и пожимают руки.

Мотивационный этап. (эстафета ответов)учитель задает вопрос, ученик отвечает, по хлопку ответ продолжает другой ученик.

1.Где в ПСХЭ находятся медь?

2. Где в ПСХЭ находятся цинк?

3.Перечислите физические свойства меди.

4. Перечислите физические свойства цинка.

1.медь находится в 4 периоде,(хлопок) 1 группа, (хлопок) побочная подгруппа, (хлопок) №29,Аr=64 2.цинк находится в 4 периоде,(хлопок) 2 группа, (хлопок) побочная подгруппа, (хлопок) №30,Аr=65

Выход на тему урока. задача

Адрес проживания данного элемента в ПСХЭ, 4 этаж, квартира № 24

Сформулируйте тему урока.

Что мы должны сегодня изучить?

хром

цинк и его важнейшие соединения

Предлагают задачи урока.

Операционный этап- мозаика

Каждому участнику по1 вопросу из характеристики - отвечают самостоятельно, перегруппировка, работа в парах по данным вопросам, возвращение в группу, создание постера.

Выступление спикера.

План характеристики

1.Положение в ПСХЭ, Валентные возможности, Нахождение в природе Получение

2.Физические свойства, применение, Химические свойства, биологическая роль

3.Оксиды и гидроксиды, их получение и свойства

4.Применение металла и его важнейших соединений в быту, Способы распознавания ионов металлов

.

Рефлексивный этап

Блиц-контрольная

1. хром находится в 4группе, главной подгруппе

2.наиболее стойчивыми являются соединения со степенью окисления+3

3.хром в промышленности получают пирометаллургией и алюмотермией.

4.хром-блестящий металл светло-розового цвета.

5.оксид хрома(II)основной оксид

6. гидроксид хрома(III) проявляет только основные свойства

7.оксид хрома(III)тугоплавкий порошок зеленого цвета.

8. хроматы-соли хромовой кислоты, а дихроматы-дихромовой.

9.Соединения хрома со степенью окисления +6 проявляют амфотерные свойства.

1)нет

2)да

3)да

4)нет

5)да

6)нет

7)да

8)да

9)нет

Д/з

Читать стр 179-185

План характеристики

1.Положение в ПСХЭ, Валентные возможности, Нахождение в природе Получение

2.Физические свойства, применение, Химические свойства, биологическая роль

3.Оксиды и гидроксиды, их получение и свойства

4.Применение металла и его важнейших соединений в быту, Способы распознавания ионов металлов

.

infourok.ru

Тема - 1 Повторение - теория - 9 класс - уроки

Урок - 1 Периодический закон и ПСХЭ. Строение атома. Характеристика элемента (Входной контроль)

План1. Доменделеевские классификации (Триады Доберейнера, «закон октав» Ньюлендса, «теллуровый винт» де Шанкартуа, таблицы Одлинга и Мейера)2. Дата открытия периодического закона и формулировка периодического закона, данная Д.И.Менделеевым.3. Суть закона. Какие свойства изменяются периодически?4. Утверждение периодического закона5. Открытие закона Мозли и современная формулировка периодического закона. Почему свойства изменяются периодически.6. Значение периодического закона.7. Периодическая система химических элементов:  а) определение,   б) строение,  в) положение в ПСХЭ водорода  г) положение в ПСХЭ лантаноидов

Характеристика элемента по положению в ПСХЭПлан1. Физический смысл порядкового номера элемента2. Физический смысл номера периода3. Физический смысл номера группы главной подгруппы4. Электронная конфигурация элемента5. Строение атома 6. Характер элемента7. Формулы и характер высшего оксида и гидроксида элемента с указанием степеней окисления8. Формула и характер соединения элемента с водородом.

Характеристика элемента по положению в ПСХЭ. Например, фосфор.

1) Р №15 => Zядра = +15, 15р, 15е, 16n

2) Р принадлежит III периоду(малому) => 3 энергетических уровня

3) Р принадлежит V группе (главной подгруппе) => 5е на в.э.у.

4) 1s²2s²2p63s²3p³

5) +15) 2; 8; 5

6) Р - неметалл

7) Р2О5 ;  Н3РО4 *) - характер оксида и гидроксида кислотный

8) РН3 *) - летучее водородное соединение

)* - в оксиде, гидроксиде и водородном соединении проставить степени окисления.

Подготовить пересказ темы "Периодический закон" по плану.

Габриелян, § 1 таблица №1 выучить, упражнения 1, 6, 9, страница 7-9, § 3, упражнения 1, 5, 6, 7, 8, страница 16-17.Повторить виды химических связей.  

Урок – 2 Виды химической связи. Решение задач по уравнению.

1. Химическая связь – это связь между атомами за счет электронов.2.

химическая связь
ионная                                ковалентная                    металлическая

                                                         полярная      неполярная  3. Почему атомы стремятся образовать химические связи?     • Все атомы химических элементов стремятся к завершенному 8-электронному внешнему энергетическому уровню, кроме Н и Не (у них 2-электронный внешний энергетический уровень).      • Атомы приходят к завершению внешнего энергетического уровня двумя путями: а) отдают электроны; б) принимают электроны      • Отдавать электроны могут атомы металлов (1, 2 или 3 электрона)   Naº – 1e → Na+; Mgº –2e → Mg²+; Alº –3e →Al³+.     • Принимают электроны атомы неметаллов (столько, сколько им не хватает до завершения внешнего энергетического уровня)   Clº +1e → Cl‾; Sº +2e → S²- Pº +3e → P³- 4.5. Составьте схемы образования связей: • Между кальцием и хлором• Между серой и водородом• Между двумя атомами брома• Между атомами и ионами бария 

Вариант – 11. Дайте характеристику по положению в периодической системе C.2. Определите вид химической связи, тип кристаллической решетки в веществах: BaO,I2. Составьте схемы образования химических связей. Вариант – 21. Дайте характеристику по положению в периодической системе N.2. Определите вид химической связи, тип кристаллической решетки в веществах: Ca, HI. Составьте схемы образования химических связей.

6. Решение задач по уравнению. 1.Определите объем водорода, полученный при взаимодействии 50г железа с раствором серной кислоты. 2.Определите объем углекислого газа, полученного при взаимодействии 200г карбоната магния с избытком раствора серной кислоты.

• Габриелян, §1 , упражнения 3, 4, страница 8; §3, упражнения 2, 4, страница 16• Определите массу осадка, выпавшего при сливании раствора, содержащего 20г нитрата алюминия и избытка раствора фосфата калия.• Определите объем углекислого газа, полученного при разложении 10г карбоната бария.

Урок-3 Теория электролитической диссоциации и ее развитие.

(Дата открытия – 1887 год . Автор теории – Сванте Аррениус)

Как происходит растворение веществ? Ответ на этот вопрос дала теория электролитической диссоциации.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1. Электролиты в растворах и расплавах распадаются на ионы: "+" положительные ионы - катионы и "-" отрицательные ионы - анионы

2.  Ионы отличаются от атомов стронием и свойствами.

3. Ионы в растворах и расплавах  движутся хаотически, но если приложить напряжение, то ионы будут двигаться направленно: катионы  к катоду, а анионы  к аноду.

Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.

Чтобы частицы смогли двигаться упорядоченно, они должны быть свободны и заряжены (например, электроны в металлах или ионы в электролитах).

Электролиты –

- это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток

- это вещества, с ионной и ковалентной сильно полярной  связью (есть ионы или образуются ионы при растворении)

- к ним относятся соли, основания, кислоты растворимые в воде;

Неэлектролиты –

- это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток

- это вещества, с  ковалентной слабо полярной  связью или ковалентной неполярной  связью (нет ионов и они не образуются)

- к ним относятся газы, кислотные оксиды, практически все органические вещества (сахар, ацетон, бензин, спирт).

Электролитическая диссоциация – это распад электролита на ионы при расплавлении (соли и щелочи) или растворении его в воде (соли, щелочи и кислоты).

Почему происходит растворение веществ?

Менделеев предложил химическую (гидратную) теорию растворов, по которой молекулы растворенного вещества взаимодействуют с молекулами растворителя (выделение теплоты и изменения цвета при растворении – это признаки химической реакции). В результате растворения образуются гидраты.Почему происходит диссоциация электролитов?

Каблуков и Кистяковский распространили гидратную теорию Менделеева на теорию электролитической диссоциации Аррениуса: электролиты распадаются на ионы в результате взаимодействия с молекулами воды, продукты их взаимодействия – гидратированные ионы.

Механизм диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей):

  1. Ориентация молекул воды
  2. Гидратация ионов
  3. Диссоциация

Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью (кислот):

  1. Ориентация молекул воды
  2. Ионизация молекулы кислоты
  3. Гидратация ионов
  4. Диссоциация

Домашнее задание: Рудзитис, § 1-3, страница 12, ответьте письменно на вопросы 1-12, подготовьтесь отвечать на вопросы устно.

Урок – 4 Реакции ионного обмена и условия их течения до конца.

Рудзитис, § 4, страница 13-14, таблица 3.

Домашнее задание: Рудзитис §4, (6) страница 20 упр.1-4, (8-9)

Напишите уравнения гидролиза в молекулярной и ионной форме следующих солей: силикат калия, хлорид меди(II).

Какие из солей подвергаются гидролизу: сульфат бария, карбонат лития, карбонат кальция, хлорид магния?

Какая реакция среды в растворах нитрата кальция, сульфата, аммония, сульфида натрия. Какую окраску будет иметь лакмус в растворах этих солей?

1. Классификация веществ:

Вещества (сложные и простые)

Простые вещества (металлы и неметаллы)

Сложные вещества (оксиды, основания, кислоты, соли)

2. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления (– 2) SO2 N2O5 CaO Li2O ZnO Al2O3  3. Основания – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и гидроксид-анионы. NaOH Ba(OH)2 4. Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков. HCl HNO3 h3SO4 5. Соли – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка. NaCl MgSO4 KNO3 Na2[Zn(OH)4] 6. Переходные элементы {Be, Zn, Al, Cr(+3)} – это элементы (металлы), которые могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. 7. Оксиды и гидроксиды переходных элементов могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. Такие соединения называют АМФОТЕРНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ.

Запишите генетический ряд и осуществите превращения для элементов:• Кальций• Медь• Фосфор• Кремний 

1. Внимательно прочитайте §2 в учебнике Габриеляна2. Составьте генетический ряд цинка, бериллия, алюминия и хрома в степени окисления (+3) как металла и как неметалла.3. Осуществите превращения, по составленным генетическим рядам (используйте информацию §2)

Урок – 5 Окислители, восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

Диагностика – 2 Вариант – 11. Осуществите превращения: Cl2 → HCl → MgCl2 → AgCl. 2. Какая масса серы потребуется для получения сернистого газа SO2 объемом 11,2л?Вариант – 21. Осуществите превращения: Si → SiO2 → Na2SiO3 → h3SiO3. 2. Какая масса воды образуется при взаимодействии 5,6л кислорода с водородом?1. Восстановитель – 
  • • Повышает степень окисления
  • • Отдает электроны
  • • Окисляется
  Окисление восстановителя – процесс отдачи электронов: Alº – 3e →Al³+ 2. Окислитель – 
  • • Понижает степень окисления
  • • Принимает электроны
  • • Восстанавливается
Восстановление окислителя – процесс принятия электронов: Sº + 2e → S²־ 3. Метод электронного баланса
  • 1) Проставить степени окисления
  • 2) Найти элементы изменяющие степень окисления
  • 3) Определить восстановитель и окислитель
  • 4) Составить схему процесса окисления восстановителя
  • 5) Составить схему процесса восстановления окислителя
  • 6) Найти НОК переданных электронов
  • 7) Выставить необходимые множители
  • 8) Обозначить процесс окисления и восстановления
  • 9) Проставить коэффициенты в уравнение
4. Уравняйте методом электронного баланса:1. Zn + O2 = ZnO 2. S + F2 = SF6 3. Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 +NO2 + h3O   

Домашнее задание:

1. Напишите уравнения реакций взаимодействия:  а) алюминия с серой  б) хлора с водородом  в) азота с водородом  г) алюминия с серной кислотойУравняйте эти реакции методом электронного баланса2. Составьте и решите задачу по любому из этих уравнений.3. Напишите реакции взаимодействия соли с кислотой, соли с солью и соли со щелочью. Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде

 

Урок - 7 Типы химических реакций

1.Дайте характеристику фосфора по положению в ПСХЭ.

2.Составьте схемы образования связей между:

  а) азотом и водородом,

  б) калием и селеном

  в) атомами хлора

  г) атомами олова

3.Составьте генетический ряд бария. (РИО. ОВР. Тип реакций).

4.Какой объем водорода выделится при растворении 20г кальция в воде?

Домашнее задание

1.Для  алюминия

2.Для а) натрия и азота, б) фосфора и водорода, в) атомов лития, г) атомов кислорода

3..Для  фосфора  

4. Составить и решить задачу 

 

 

 

savinova.ucoz.ru

Вопрос 1 § 1 Химия 9 класс Габриелян Дайте характеристику элементов

А) Характеристика фосфора.1. Фосфор— элемент пятой группы и третьего периода, Z = 15,Аr(Р) = 31.Соответственно, атом фосфора содержит в ядре 15 протонов,16 нейтронов и 15 электронов. Строение его электронной оболочкиможно отразить с помощью следующей схемы: Атомы фосфора проявляют как окислительные свойства (принима-ют недостающие для завершения внешнего уровня три электрона, получая при этом степень окисления -3, например, в соединениях с менее электроотрицательными элементами— металлами, водородом и т.п.) так и восстановительные свойства (отдают 3 или 5 электронов более электроотрицательным элементам — кислороду, галогенам и т.п., приобретая при этом степени окисления +3 и +5.)Фосфор менее сильный окислитель, чем азот, но более сильный, чем мышьяк, что связано с ростом радиусов атомов от азота к мышьяку. По этой же причине восстановительные свойства, наоборот, усиливаются.2.    Фосфор — простое вещество, типичный неметалл. Фосфору свойственно явление аллотропии. Например, существуют аллотропные модификации фосфора такие, как белый, красный и черный фосфор, которые обладают разными химическими и физическими свойствами.3.     Неметаллические свойства фосфора выражены слабее, чем у азота, но сильнее, чем у мышьяка (соседние элементы в группе).4.    Неметаллические свойства фосфора выражены сильнее, чем укремния, но слабее, чем у серы (соседние элементы в периоде).5.    Высший оксид фосфора имеет формулу Р2O5. Это кислотный оксид.Он проявляет все типичные свойства кислотных оксидов. Так, например, при взаимодействии его с водой получается фосфорная кислота.Р2O5 + 3Н2O => 2Н3РO4.При взаимодействии его с основными оксидами и основаниями ондает соли.Р2O5 + 3MgO = Mg3(PO4)2; Р2O5 + 6КОН = 2К3РO4+ 3Н2O.6.    Высший гидроксид фосфора— фосфорная кислота Н3РO4, рас-твор которой проявляет все типичные свойства кислот: взаимодействие с основаниями и основными оксидами:Н3РO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3Н2O. 2Н3РO4 + 3СаО = Са,(РO4)2↓ + 3Н2O.7. Фосфор образует летучее соединение Н3Р — фосфин. Б) Характеристика калия.1.     Калий имеет порядковый номер 19, Z = 19 и относительную атомную массу Аr(К) = 39. Соответственно заряд ядра его атома +19 (равен числу протонов). Следовательно, число нейтронов в ядре равно 20. Так как атом электронейтрален, то число электронов, содержащихся в атоме калия, тоже равно 19. Элемент калий находится в четвертом периоде периодической системы, значит, все электроны располагаются на четырех энергетических уровнях. Таким образом, строение атома калия записывается так: Исходя из строения атома, можно предсказать степень окислениякалия в его соединениях. Так как в химических реакциях атом калия отдает один внешний электрон, проявляя восстановительные свойства, следовательно, он приобретает степень окисления +1.Восстановительные свойства у калия выражены сильнее, чем у на-трия, но слабее, чем у рубидия, что связано с ростом радиусов от Na к Rb.2.     Калий— простое вещество, для него характерна металлическаякристаллическая решетка и металлическая химическая связь, а отсюда — и все типичные для металлов свойства.3.     Металлические свойства у калия выражены сильнее, чем у на-трия, но слабее, чем у рубидия, т.к. атом калия легче отдает электрон, чем атом натрия, но труднее, чем атом рубидия.4.     Металлические свойства у калия выражены сильнее, чем у кальция, т.к. один электрон атома калия легче оторвать, чем два электронаатома кальция.5.     Оксид калия К2O является основным оксидом и проявляет все типичные свойства основных оксидов. Взаимодействие с кислотами и кислотными оксидами.К2O + 2НСl = 2КСl +Н2O;                К2O + SO3 = K2SO4.6.     В качестве гидроксида калию соответствует основание (щелочь) КОН, которое проявляет все характерные свойства оснований: взаимодействие с кислотами и кислотными оксидами.KOH+HNO3 = KNO3+h3O;          2KOH+N2O5 = 2KNO3+h3O.7.     Летучего водородного соединения калий не образует, а образует гидрид калия КН.              

class.rambler.ru