• Главная

Статья: Услуги по продвижению товара в розничной сети (Фиш Н.А., Прудников П.В.) ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2008, n 10). Услуги по продвижению товара налогообложение


Налогообложение расходов на выплату премий и оплату услуг по продвижению товаров

Правомерно ли учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы организации-поставщика на выплату премий и оплату услуг по продвижению товаров, оказываемых продавцом (организацией розничной торговли)?

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 (Статья 246 НК РФ) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

При этом ст. 252 (Статья 252 НК РФ) НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 (Статья 270 НК РФ) НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 (Статья 265 НК РФ) НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 (Статья 8 Конституции) Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

В соответствии со ст. 506 (Статья 506 ГК РФ) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 494 (Статья 494 ГК РФ) ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Оплата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. В общем случае указанные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика- продавца. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли в рамках договора розничной купли-продажи не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

При этом могут иметь место случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе и договора поставки).

Согласно ст. 779 (Статья 779 ГК РФ) ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

Таким образом, при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 (Статья 264 НК РФ) НК РФ.

Основание: Письмо Минфина РФ от 2 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/244 (Письмо Минфина РФ от 02.04.2008 N 03-03-06/1/244)

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Статья: Услуги по продвижению товара в розничной сети (Фиш Н.А., Прудников

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2008, N 10УСЛУГИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРА В РОЗНИЧНОЙ СЕТИОрганизации розничной торговли зачастую предлагают поставщикам реализуемых товаров различные маркетинговые услуги, способствующие росту продаж. Наиболее часто используются такие варианты оформления услуг по продвижению товара, как включение отдельных положений в договор поставки и заключение самостоятельного договора об оказании услуг.Услуги по приоритетной выкладке товаровВ ряде случаев договором поставки товаров в организации розничной сети определяются так называемые правила торговли: устанавливается плата за заключение договора, поставку товаров во вновь открывшиеся магазины розничной сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках, выделение для них постоянного и (или) дополнительного места в магазине согласно планограмме (услуги по приоритетной выкладке товаров). Включение затрат по таким договорам в расходы, учитываемые для целей налогообложения, влечет для организации-поставщика налоговые риски.На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода. Все услуги, которые будут оказываться организацией розничной сети, направлены на продвижение товара, купленного у поставщика, т.е. уже принадлежащего магазину, и способствуют получению дохода не поставщиком, а магазином. Таким образом, оплата услуг по приоритетной выкладке товара, право собственности на который перешло к магазину в момент поставки, не является для поставщика экономически обоснованным расходом. А раз расходы экономически необоснованны, организация лишается и права на налоговые вычеты по НДС. Соответственно, возникают налоговые риски, связанные с доначислением налога на прибыль организаций, НДС, начислением пеней и штрафа.По мнению Минфина России, предусмотренным договором поставки платежом за приоритетную выкладку товара поставщик фактически оплачивает действия покупателя, которые тот совершает в рамках договора розничной купли-продажи. Такие расходы не учитываются для целей налогообложения.В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец обязуется в обусловленный срок (сроки) передать производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности. Кроме того, как следует из положений ст. 494 ГК РФ, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.Услуги по размещению на полках магазинов в оговоренном месте товаров, оказываемые их покупателем поставщику, оказываются в рамках деятельности покупателя по ведению розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика. Соответственно, его затраты по оплате таких услуг организации розничной торговли не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 2 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/244).Услуги по приоритетной выкладке товаров могут оказываться организациями розничной сети в рамках отдельного договора на оказание услуг. Предмет договора в этом случае может звучать как "услуга по сбыту продукции". В договоре можно также указать, что исполнитель (организация розничной сети) оказывает в том числе следующие услуги: размещает продукцию заказчика (поставщика товаров) во всех магазинах сети и обеспечивает наличие в них товаров в течение срока действия договора.По мнению авторов, эти затраты не относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно п. 4 ст. 264 НК РФ. Дело в том, что услуги по выкладке товаров в торговом зале не соответствуют определению рекламы, содержащемуся в ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Аналогичной точки зрения придерживается УФНС России по г. Москве (Письмо от 27 января 2006 г. N 20-12/5532). Полагаем, стоимость таких услуг можно учесть для целей налогового учета в том случае, если право собственности на товары к покупателю (организации розничной торговли) не переходит. Например, поставщик передает товар по агентскому договору, образцы товара передаются для оказания рекламных услуг.В бухгалтерском учете в случае оплаты услуги по приоритетной выкладке товаров делаются следующие проводки:Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - К 51 "Расчетные счета" - оплачены услуги по приоритетной выкладке;Д 44 "Расходы на продажу" - К 60 - отражены услуги по приоритетной выкладке товаров;Д 19 "Налог на добавленную стоимость" - К 60 - отражен НДС, предъявленный организацией розничной торговли;Д 91 "Прочие доходы и расходы" - К 19 - списан НДС, предъявленный розничной сетью, в прочие расходы;Д 99 "Прибыли и убытки" - К 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" - отражена сумма постоянного налогового обязательства в соответствии с п. п. 4 и 7 ПБУ 18/02 .--------------------------------Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 утверждено Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н.Рекламные и маркетинговые услуги розничной сетиЗачастую торговые организации наряду с договором поставки товаров заключают также договор об оказании рекламных услуг либо смешанный договор. Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (организации розничной сети) способствуют привлечению внимания к товарам, поставляемым ему для реализации, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.Расходы по договору на оказание рекламных услуг признаются в целях обложения налогом на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (ст. 264 НК РФ). Естественно, эти расходы должны быть подтверждены документально - актом оказанных услуг (ст. 252 Кодекса).Минфин России разъяснил, что поставщик вправе включить в состав затрат для целей исчисления налога на прибыль расходы по выкладке покупателем (предприятием розничной торговли) товара наиболее привлекательным образом в случае, когда заключенное между ними соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца (Письма от 2 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/244, от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/1/286).Данное соглашение может быть заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг, но может и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе и договора поставки). В таких случаях при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ.Пример 1. Между организациями оптовой и розничной торговли (заказчик и исполнитель соответственно) заключен договор на оказание рекламных услуг. Их стоимость за отчетный период составила 236 000 руб. (в том числе НДС 18% - 36 000 руб.), выручка от реализации, полученная организацией оптовой торговли, - 10 000 000 руб. без учета НДС.Определим сумму рекламных услуг, учитываемую в составе расходов при налогообложении прибыли. Норматив равен 100 000 руб. (10 000 000 руб. x 1%). Налог на добавленную стоимость принимается к вычету в сумме, соответствующей рассчитанному нормативу (п. 7 ст. 171 НК РФ).В бухгалтерском учете оптовой организации делаются проводки:Д 60 - К 51 - 236 000 руб. - оплачены рекламные услуги;Д 44 - К 60 - 200 000 руб. - отражена стоимость рекламных услуг в составе расходов на продажу;Д 19 - К 60 - 36 000 руб. - отражен НДС, предъявленный розничной сетью;Д 68 - К 19 - 18 000 руб. (100 000 руб. x 18%) - списан на расчеты с бюджетом НДС в сумме, соответствующей нормативу;Д 91 - К 19 - 18 000 руб. [(200 000 руб. - 100 000 руб.) x 18%] - списан в прочие расходы НДС в сумме, превышающей норматив;Д 99 - К 68 - 28 320 руб. [(100 000 руб. + 18 000 руб.) x 24%] - отражена сумма постоянного налогового обязательства согласно п. п. 4 и 7 ПБУ 18/02.Обратите внимание, что приведенные Письма Минфина России являются ответами на частные вопросы, т.е. обращены не к неопределенному кругу лиц, а к конкретным организациям. Такие письма нельзя считать письменным разъяснением, освобождающим налогоплательщика от налоговой ответственности и начисления пеней (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).Кроме того, в Письмах нет четких рекомендаций по условиям соглашения, которые бы позволяли учитывать данные расходы для целей налогообложения. Это может быть оказание рекламных услуг в целях увеличения реализации товаров заказчика, которые включают в себя в том числе:- размещение в выпускаемом исполнителем информационном листке информации о товарах, реализуемых заказчиком;- организацию и проведение акций заказчика;- предоставление отдельного места для выкладки товара заказчика;- распространение информационных материалов заказчика.С учетом изложенного имеется риск непризнания налоговыми органами для целей обложения налогом на прибыль затрат на размещение информации о реализуемом товаре в рекламных каталогах, брошюрах и других печатных изданиях, выпускаемых организациями-покупателями и распространяемых в торговых сетях. Информация о товарах в привязке к их стоимости в конкретной торговой точке, содержащаяся в каталогах, выпускаемых организациями розничной торговли, призвана формировать интерес не столько к потребительским свойствам товаров, сколько к возможности приобретения этих товаров в конкретном месте по конкурентоспособным (наиболее привлекательным) ценам.В таком случае затраты оптовой организации по компенсации расходов организации розничной торговли на изготовление каталогов с информацией об ассортименте и ценах товаров в конкретных торговых точках нельзя признать расходами на рекламу, способствующую реализации товаров у оптового продавца. Следовательно, данные расходы оптового продавца также нельзя признать произведенными для ведения деятельности, направленной на получение дохода. На основании ст. 252 НК РФ такие расходы не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо УМНС России по г. Москве от 16 сентября 2003 г. N 26-08/50782).Затраты на рекламные акции организаций оптовой торговли, которые проводят организации розничной сети (изготовление маек с символикой компании, раздача покупателям информации о компании и ее продукции, демонстрация рекламных роликов о компании в торговом зале), следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы, которые учитываются с учетом требований п. 4 ст. 264 НК РФ. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83.В ряде случаев заключение договора об оказании услуг влечет для организации оптовой торговли дополнительные расходы на приобретение оборудования для приоритетной выкладки товаров. Расходы на приобретение специальных витрин, стеллажей, паллетных выкладок, несущих рекламную символику распространяемых марок товаров, в соответствии с положением п. 1 ст. 257 НК РФ формируют первоначальную стоимость приобретаемого имущества.При размещении такого оборудования в торговых залах организаций розничной торговли с целью привлечь интерес к торговым маркам, в отношении которых организация оптовой торговли является эксклюзивным дистрибьютором, расходы за право размещения (аренду места) и амортизационные отчисления по оборудованию могли бы рассматриваться в качестве расходов на рекламу, подлежащих нормированию в процентах от выручки. Однако размещение (выкладка) на указанном оборудовании товаров, принадлежащих организации розничной торговли, приводит к использованию этого оборудования для привлечения внимания к качеству реализуемых данной торговой точкой товаров. Поскольку при этом у организации розничной торговли не возникает задолженности за использование принадлежащего оптовому продавцу оборудования, это оборудование следует рассматривать как переданное в безвозмездное пользование. Следовательно, на основании п. 3 ст. 256 НК РФ данное оборудование в целях налогообложения исключается из состава амортизируемого имущества.Кроме того, в силу п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС. Согласно п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды. Таким образом, организация оптовой торговли должна исчислять и уплачивать НДС с рыночной цены "безвозмездной" услуги по предоставлению специальных витрин, стеллажей, паллетных выкладок и т.п. ежемесячно в размере, определяемом в соответствии со ст. 40 НК РФ.Пример 2. Оптовая организация приобрела витрину стоимостью 84 960 руб. (в том числе НДС 18% - 12 960 руб.) и передала организации розничной сети для установки в торговом зале и размещения фирменного товара. Рыночная цена "безвозмездной" услуги по передаче витрины в пользование организации розничной торговли определена оптовой организацией в 1500 руб. ежемесячно.В бухгалтерском учете оптовой организации делаются проводки:Д 60 - К 51 - 84 960 руб. - оплачена витрина;Д 08 "Вложения во внеоборотные активы" - К 60 - 72 000 руб. - поступила витрина;Д 19 - К 60 - 12 960 руб. - отражен НДС, предъявленный поставщиком витрины;Д 01 "Основные средства", субсчет "Основные средства в эксплуатации" - К 08 - 72 000 руб. - введена витрина в состав основных средств со сроком полезного использования 6 лет;Д 68 - К 19 - 12 960 руб. - принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком витрины;Д 01, субсчет "Основные средства, переданные в безвозмездное пользование" - К 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации" - 72 000 руб. - передана витрина в безвозмездное пользование организации розничной сети;Д 91 - К 02 "Амортизация основных средств" - 1000 руб. (72 000 руб. : 6 лет : 12 мес.) - начислена месячная сумма амортизации по витрине, переданной в безвозмездное пользование;Д 91 - К 68, субсчет "НДС" - 270 руб. (1500 руб. x 18%) - начислен НДС

Статья: Учет транспортно-заготовительных расходов (Юцковская И.Д., Масленникова М.А.) ('Новое в бухгалтерском учете и отчетности', 2008, n 10)  »

www.lawmix.ru

Статья: Услуги по продвижению (выкладке) товара (Александров А.Г.) ("Единый

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1УСЛУГИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ (ВЫКЛАДКЕ) ТОВАРАСейчас очень широкое распространение получают так называемые услуги по продвижению (выкладке) товаров на рынке. Лучшими местами для оказания таких услуг являются объекты организации розничной торговли - магазины, поэтому услуги по продвижению товаров, как правило, оказывают розничные продавцы, а в роли заказчиков выступают их поставщики (оптовые продавцы или производители товаров). Поставщики (производители) товаров всегда заинтересованы в увеличении объемов продаж, в том числе путем продвижения новых видов товаров и освоения новых рынков (территорий). Однако чаще всего объекты организации розничной торговли, где происходит ознакомление покупателей с товарами и совершаются сделки розничной купли-продажи, не принадлежат поставщикам (производителям) товаров, и именно поэтому те вынуждены прибегать к услугам розничных продавцов.Состав услугПо мнению автора, в рамках деятельности по оказанию услуг, направленных на продвижение товаров, исполнитель - розничный продавец может взять на себя следующие обязательства: - обеспечить наличие товаров заказчика во всех принадлежащих ему объектах организации розничной торговли; - обеспечить определенную долю выкладки товаров заказчика в общем объеме выкладки аналогичных по свойствам товаров; - разместить товары заказчика в наиболее доступных для покупателей местах; - закрепить за товарами заказчика постоянные (дополнительные) места размещения на определенный срок; - обеспечить наличие определенного (минимально возможного) запаса товара в каждом объекте организации розничной торговли; - разместить в наиболее проходимых местах информацию о товарах заказчика; - разместить товары заказчика во всех объектах организации розничной торговли, которые будут открываться в период действия договора. В соответствии с ОКВЭД некоторые виды услуг, предоставление которых возможно при осуществлении деятельности по продвижению (выкладке) товаров, являются составной частью розничной торговли: - код 5200120 - перемещение и выкладка товаров для розничной торговли; - код 5200122 - выкладка товаров для розничной торговли через прилавок; - код 5200123 - открытая выкладка товаров для розничной торговли в магазине; - код 5200141 - показ товара и дополнительное предложение сопутствующих товаров; - код 5200263 - выкладка товаров на экспозиционных стендах и витринах; - код 5200281 - показ товаров в действии; - код 5200283 - проведение дегустаций. -------------------------------- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.Вопросы налогообложенияДо недавнего времени специалисты контролирующих органов при определении налоговой базы по налогу на прибыль отказывались включать затраты на продвижение товаров, которые несли поставщики, в состав их расходов. При этом специалисты рассматривали услуги по продвижению (выкладке) товаров как составную часть розничной торговли, которую осуществляет не поставщик товаров, а розничный продавец (Письма Минфина России от 17.10.2006 N 03-03-02/247, от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677, от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170). Одним из доводов в пользу мнения специалистов контролирующих органов можно считать то, что розничные продавцы осуществляют манипуляции с товарами, которые уже принадлежат им на праве собственности. Следует отметить, что такая позиция противоречила интересам не всех налогоплательщиков. В частности, розничные продавцы - плательщики ЕНВД могли не беспокоиться, что при оказании услуг по продвижению (выкладке) товаров им придется применять иные системы налогообложения. Однако Минфин внезапно изменил свою точку зрения и занял по данному вопросу иную, довольно неожиданную позицию. Так, Письмо Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286 содержит следующее разъяснение: если у поставщика (заказчика услуг по продвижению) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные действия розничного продавца (исполнителя) способствуют привлечению внимания к поставляемым им товарам, то такие действия можно рассматривать в качестве услуг по рекламе. В свою очередь, расходы на рекламу при надлежащем документальном подтверждении могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль поставщика (заказчика) в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ, то есть 1%. Данные выводы Минфина несколько невыгодны плательщикам ЕНВД, так как в дополнение к деятельности в сфере розничной торговли у них появляется деятельность в области рекламы товаров. Деятельность по рекламе товаров внутри объектов организации торговли под уплату ЕНВД подвести нельзя, поэтому налоги в отношении данного вида деятельности придется уплачивать в соответствии с иными режимами налогообложения (общего режима, УСНО). По мнению автора, для решения вопроса о налогообложении услуг по продвижению товаров большое значение будет иметь, каким образом оформлены отношения между исполнителем и заказчиком. Соглашение между розничным продавцом (исполнителем) и поставщиком (заказчиком) определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли на платной основе конкретных действий, призванных обеспечить создание обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика. Соглашение подобного рода может быть заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг либо являться составной частью сложного договора (в том числе договора поставки). В зависимости от договорных обязательств сторон услуги по продвижению (выкладке) товара можно будет рассматривать как составную часть процесса розничной торговли или как самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В подтверждение этого вывода можно сослаться на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 11.12.2007 N 03-11-04/3/488. В данном Письме обращено особое внимание на то, что в случае оказания услуг по продвижению (выкладке) товаров на основе отдельных договоров организация - плательщик ЕНВД будет просто вынуждена уплачивать в отношении такой деятельности налоги в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с УСНО. В принципе плательщики ЕНВД, не желающие применять иные режимы налогообложения, могут попробовать оговаривать оказание услуг по продвижению (выкладке) товара при заключении договоров поставки. При этом оплата данных услуг не должна выделяться: поставщики смогут оплачивать услуги по продвижению (выкладке) товаров благодаря некоторому снижению закупочных цен или предоставлению скидок.А.Г.Александров Эксперт журнала "ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 06.01.2008

www.lawmix.ru

Департамент общего аудита по вопросу признания расходов по выкладке товаров

Ответ

По вопросу расходов на услуги по эффективной подаче и позиционированию согласованного ассортимента в согласованных местах торгового объекта отметим следующее.

В рассматриваемом нами случае сеть оказывает Организации услуги по эффективной подаче и позиционированию определенного ассортимента товаров и торговых марок Организации в определенных местах торговых объектов исполнителя.

В соответствии с Толковым словарем Дмитриева Подачей[1] называют предъявление какой-либо информации под определённым углом зрения, эмоциональная окрашенность речи, акценты интонации и т. п.

По данным Большого экономического словаря ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ[2] – разработка комплекса маркетинга и рекламы, обеспечивающего предлагаемому товару четко отличное от других товаров и конкурентноспособное положение на рынке, а также в организации целевых потребителей.

В соответствии со Словарем бизнес-терминов Позиционирование[3] – маркетинговые и рекламные мероприятия по обеспечению компании, товара, услуги определенным местом, нишей на рынке, конкурентоспособностью, расширения клиентуры, возможными потребителями.

На наш взгляд, данные услуги представляют собой приоритетную выкладку товаров Организации в объектах розничной торговли.

Кроме того, по нашему мнению, данные формулировки подразумевают под собой действия по привлечению внимания к товарам Вашей Организации, представлению её в более выгодном свете. Кроме того, такие действия адресованы неопределенному кругу лиц.

Отметим, что рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ[4]).

При этом в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Соответственно, с этой точки зрения плату за услуги по эффективной подаче и позиционированию определенного ассортимента товаров в определенных местах торговых объектов исполнителя в целях налогового учета можно рассматривать в качестве рекламных расходов.

При этом пунктом 4 статьи 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2 - 4 пункта 4, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Поскольку услуги по эффективной подаче и позиционированию определенного ассортимента товаров в определенных местах торговых объектов исполнителя прямо не поименованы в абзацах 2 – 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, то такого вида рекламные расходы, на наш взгляд, подлежат нормированию.

При этом следует учитывать, что затраты налогоплательщика могут учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае, если такие расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).

С одной стороны, эффективная подача и позиционирование определенного ассортимента товаров в определенных местах торговых объектов способствует увеличению продаж покупателя товаров. Однако, с другой стороны, такие действия приведут к увеличению объемов закупок покупателем таких товаров, и, как следствие, к увеличению продаж продавца.

Кроме того, такие затраты осуществляются не в рамках договора поставки, а по отдельному договору[5], что соответствует требованиям Закона № 381-ФЗ[6].

Учитывая вышеизложенное, указанные расходы, по нашему мнению, являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода.

Следует отметить, что позиция Минфина РФ по данному вопросу заключается в том, что если целенаправленные, оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) направлены и обеспечивают привлечение внимания покупателей к товарам определенного наименования, продаваемым организацией-заказчиком (поставщиком-продавцом), то расходы на такие услуги являются нормируемыми рекламными (при условии их надлежащего документального оформления.

Так, в письме Минфина РФ от 18.03.14 № 03-03-06/1/11641, в частности, указано:

«В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом объектом рекламирования могут выступать товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

На основании п. 11 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, в случае если целенаправленные, оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) направлены и обеспечивают привлечение внимания покупателей к товарам определенного наименования, продаваемым организацией-заказчиком (поставщиком-продавцом), то такие действия являются услугами по рекламе, которые при надлежащем документальном подтверждении учитываются в целях налогообложения прибыли в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного в п. 4 ст. 264 Кодекса».

Аналогичные выводы сделаны в Письмах Минфина РФ от 02.11.09 № 03-03-06/1/723, от 27.04.10 № 03-03-06/1/294, от 16.09.11 № 03-03-06/1/556.

Обращаем Ваше внимание на то, что существует арбитражная практика, свидетельствующая о том, что позиция налоговых органов по данному вопросу заключается в том, что затраты на приоритетную выкладку не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. В то же время, в нижеприведенных судебных решениях, суды придерживаются позиции, что такие затраты могут быть учтены в составе расходов в качестве рекламных.

Так, в Постановлении ФАС МО от 08.10.12 по делу № А40-15384/12-99-73, в частности, указано:

«Суды установили, что оказанные услуги состояли в приоритетной выкладке товаров налогоплательщика и оформлении мест продаж специальными ценниками со сниженной ценой в принадлежащих ООО "Ашан" магазинах. Факт несения расходов документально подтвержден договором, актами выполненных работ, фотоотчетами и маркетинговой политикой налогоплательщика. Расходы признаны экономически обоснованными.

В кассационных жалобах инспекция и управление ссылаются на то, что рекламируемые товары на момент оказания услуг принадлежали не налогоплательщику, а соответствующим розничным предприятием, в связи с чем приобретенные услуги не связаны с производственной деятельностью налогоплательщика.

Суд кассационной инстанции отклоняет данный довод.

Судами исследован характер оказанных услуг и сделан вывод о том, что услуги носили рекламный характер и непосредственно связаны с производственной деятельностью налогоплательщика. При этом суды указали, что налогоплательщик не теряет коммерческого интереса к своей продукции и после заключения договора поставки, преследуя цель увеличения объема продаж, для чего и приобретает спорные услуги. Поэтому оказание услуг после поставки товара не лишает налогоплательщика права на применение налогового вычета».

В Постановлении ФАС МО от 09.03.10 № КА-А40/1561-10 указано:

«Одним из способов рекламы является привлечение внимания и поддержания интереса к указанным товарным знакам непосредственно в пунктах продаж табачной продукции, в этой связи Обществом заключены договоры на оказание услуг по размещению продукции с предприятиями розничной торговли (т. 2 л.д. 106 - 136), целью заключения таких договоров являлось продвижение товаров на российском рынке. Поэтому, размещения сигарет в торговых точках влияет на объемы продаж, в связи с чем спорные затраты являются расходами на рекламу и учитываются при исчислении налога на прибыль на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации, а факт реализации товара оптовому покупателю, не опровергает обоснованности затрат Общества».

Кроме того, в Постановлении ФАС МО от 10.09.10 № КА-А40/10235-10-2 указано:

«Признавая недействительным решение инспекции в данной части, суды исходили из реальности оказанных обществу услуг и подтверждении их надлежащими документами, к оформлению которых налоговый орган претензий не имеет, в связи с чем сделали вывод о заявлении налогоплательщиком спорного налогового вычета в соответствии требованиями ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ.

Приложением N 5 "Реклама и продвижение товаров" к договору установлено, что стороны обязуются прилагать все усилия для осуществления взаимовыгодного продвижения на рынке потребительских товаров (п. 1).

Пунктом 3.2 указанного приложения определено, что стороны могут проводить в качестве рекламного мероприятия "размещение товаров на торце гондолы" - размещение товаров поставщика на торцах стеллажных полок.

Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании суда кассационной инстанции, торцы стеллажных полок считаются расположенными в максимально удобном для покупателей месте и такое размещение товара служит привлечению к нему потенциальных покупателей.

Таким образом, само размещение товара, принадлежащего заявителю на торцах стеллажей, направлено на рекламу товара и является связанным с предпринимательской деятельностью общества».

Таким образом, по нашему мнению, в случае, если Организация учтет указанные затраты в качестве нормируемых рекламных, полностью исключить риск возникновения споров с налоговыми органами не представляется возможным.

Однако шансы отстоять свою позицию в судебном порядке в этом случае достаточно высоки.

В отношении возможности учета рассматриваемых затрат в полном объеме отмечаем следующее.

Как было отмечено выше, рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ[7]).

Понятие информации содержится в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.06.06 № 149-ФЗ информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Сам по себе факт размещения определенного товара в определенном месте в магазине не предоставляет покупателям этого товара каких-либо сведений о таком товаре.

Информация о товаре представлена на этикетке такого товара. При этом указанная информация не признается рекламной в силу пункта 2 статьи 2 Закона № 38-ФЗ.

Соответственно, с этой точки зрения услуги по эффективной подаче и позиционированию определенного ассортимента товаров в определенных местах торговых объектов исполнителя товара направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, однако могут не рассматриваться в качестве рекламы.

Кроме того, согласно ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» выкладка товаров является одним из этапов процесса реализации товаров, что подтверждается также и ОКВЭД.

На основании изложенного можно сделать вывод, что услуги по приоритетной выкладке товаров могут не рассматриваться в качестве рекламных. Однако такие услуги направлены на привлечение внимания к товарам Вашей организации, и, как следствие, к увеличению объемов продаж. Соответственно, они являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода, и затраты на оплату указанных услуг могут быть учтены на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в полном объеме.

Отметим, что в настоящее время имеется положительная арбитражная практика по данному вопросу.

Так, в Постановлении ФАС МО от 18.02.13 по делу № А40-83540/12-116-180 суд отметил следующее:

«Оплата услуг по приоритетной выкладке товаров подлежит учету в полном размере в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, без учета ограничений, установленных для расходов на рекламу, поскольку приоритетная выкладка товара не признается рекламой в значении ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Выкладка товара представляет собой определенное расположение товара в местах его продаж и не содержит дополнительных сведений и информации. Целью выкладки является привлечение внимания покупателей к товару, стимулирование к покупке определенной продукции, которая достигается грамотным расположением товара (учитывается определенная область торгового зала, уровень полок, а также иные факторы). Таким образом, отождествление выкладки товара с рекламой товара противоречит целям и сущности рекламной деятельности».

Аналогичные выводы содержат, Постановление ФАС ЦО от 04.12.08 № А35-6838/07-С21, ФАС МО от 07.05.09 № КА-А40/3920-09, ФАС МО от 13.07.09 № КА-А40/6444-09, Постановление ФАС СКО от 29.03.13 по делу № А32-5215/2012

Отрицательная практика по данному вопросу нами не выявлена.

Выше мы приводили судебные решения, в которых суды относили данные расходы к рекламным расходам. Однако в указанных делах налогоплательщики изначально учитывали затраты на оплату услуг по приоритетной выкладке товаров в составе расходов на рекламу, в то время как налоговые органы настаивали на том, что такие расходы в принципе не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. Соответственно, судами не исследовался вопрос о возможности учета таких затрат в полном объеме.

Вместе с тем наличие арбитражных судов, свидетельствующих об учете рассматриваемых затрат в качестве рекламных позволяет сделать вывод, что существует вероятность того, что суды при решении вопроса об отнесении затрат к рекламным/не рекламным могут придерживаться мнения налогового органа. Однако, по нашему мнению, указанная вероятность невелика.

На основании изложенного выше считаем, что в случае, если Ваша Организация будет учитывать расходы по данному договору на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в полном объеме, то с большой долей вероятности это повлечет возникновение разногласий с налоговыми органами.

При этом наличие положительной практики, а также достаточно весомые аргументы, приведенные выше, позволяют сделать вывод о наличии достаточно высоких шансов Организации отстоять свою позицию в судебном порядке.

Обращаем Ваше внимание, что в обоих случаях (при учете указанных затрат в качестве нормируемых рекламных, либо в качестве прочих, связанных с производством и реализацией), в приведенных нами судебных решениях спорные затраты были документально подтверждены надлежащим образом.

Отметим, что в настоящее время достаточно широкое распространение получили судебные дела, касающиеся признания действий налогоплательщика необоснованной налоговой выгодой, основанные на позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 12.10.06 № 53.

В соответствии с указанным Постановлением:

«1. … Под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета…

3. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера)…

5. О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).

6. Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:

- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

- взаимозависимость участников сделок;

- неритмичный характер хозяйственных операций;

- нарушение налогового законодательства в прошлом;

- разовый характер операции;

- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

- осуществление расчетов с использованием одного банка;

- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 настоящего Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды».

В этом случае, на практике налоговыми органами исключаются из состава затрат, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль, расходы, реальность осуществления операций по которым может быть поставлена под сомнение. Соответственно, при наличии документов, подтверждающих факт оказания услуг, у налогоплательщиков также возникает необходимость подтвердить реальность оказанной услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ[8] каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Пунктом 2 Закона № 402-ФЗ установлено, что обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (пункт 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ).

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (пункт 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ).

Таким образом, в настоящее время формы первичных учетных документов устанавливаются организациями самостоятельно.

Соответственно, факт оказания рекламных услуг может подтверждаться документом, составленным в произвольной форме, содержащим обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Нормы НК РФ прямо не предусматривают виды подтверждающих документов для обоснованного включения в налоговую базу по налогу на прибыль услуг по приоритетной выкладке товара.

На практике данные услуги подтверждаются актами об оказании таких услуг, а также иными сопутствующими документами, обосновывающими экономическую целесообразность, связь с предпринимательской деятельностью, а также реальность осуществляемых затрат.

Так, например, в Письме Минфина от 05.04.05 № 03-03-01-04/1/170 указано следующее:

«Исходя из условий договора, заключаемого организацией оптовой торговли (заказчиком) с крупными сетями продуктовых магазинов (исполнителями) на оказание услуг, направленных на продвижение поставляемых заказчиком товаров в магазины исполнителя, исполнитель обязан:

- обеспечивать присутствие товаров заказчика в согласованном ассортименте во всех магазинах;

- обеспечивать долю выкладки товаров заказчика в размере не менее 50% от общей выкладки аналогичных товаров;

- обеспечивать текущий минимальный запас товаров заказчика в каждом магазине в размере не менее 10 коробов.

Как следует из письма, оплата услуг исполнителя осуществляется на основании представляемого им по итогам каждого квартала акта об оказании услуг и счета-фактуры.

Однако в акте, составляемом по итогам квартала, нельзя отразить фактическое исполнение указанных выше обязательств исполнителя в течение квартала. Поэтому осуществляемые на основании этого акта затраты организации не отвечают условиям документальной подтвержденности».

Следовательно, акт, в котором отсутствует расшифровка оказанных услуг не является соответствующим документальным подтверждением. В связи с этим, по нашему мнению, помимо акта оказанных услуг необходимо наличие других документов, косвенно подтверждающих реальность осуществляемых затрат.

По нашему мнению, такими документами могут служить отчет исполнителя о конкретных действиях, осуществленных в рамках выполнения услуг по эффективной подаче и позиционированию определенного ассортимента товаров и торговых марок Организации в определенных местах торговых объектов исполнителя, фотографии, на которых видно, в каких именно местах и какие конкретно товары Организации размещались.

На основании изложенного, считаем, что применительно к рассматриваемой нами ситуации, для правомерного отражения анализируемых затрат в составе расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль, считаем, что Организации необходимо иметь:

- первичный документ, свидетельствующий о факте оказания услуги – акт оказанных услуг, подписанный обеими сторонами;

- аргументы, свидетельствующие о взаимосвязи расходов с осуществляемой предпринимательской деятельностью;

- доказательства, подтверждающие реальность оказанной услуги, ими могут служить подробный отчет исполнителя о видах и способах оказания услуги, а также фотографии.

Кроме того, по нашему мнению, снизить налоговый риск также может помочь и годовой анализ объемов продаж, из которого будет видно, что продажи в течение года возросли.

По вопросу услуг по разработке планограмм

Как было отмечено нами выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 затраты налогоплательщика могут учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае, если такие расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Кроме того, как было указано выше, Организации необходимо подтвердить реальность осуществленных услуг.

Как следует из вопроса, сеть оказывает Организации услуги по разработке планограмм выкладки товаров и/или торговых марок производимых или поставляемых Организацией в магазинах Исполнителя. Планограммы могут разрабатываться относительно полки, стеллажа, отдела или магазина в целом, с применением стандартов выкладки товаров Исполнителя.

Таким образом, по нашему мнению, результатом оказания данных услуг является разработанная исполнителем и утвержденная Организацией планограмма выкладки товаров.

В случае если в акте оказанных услуг будет содержаться ссылка на конкретную планограмму, например: «Разработка планограммы № 1», приэтом данная планограмма будет приложена к акту, то отсутствие подписей на самой планограмме, на наш взгляд, не повлечет за собой рисков по налогу на прибыль

В случае отсутствия подобной конкретизации в акте и отсутствия подписей в планограмме, мы не можем полностью исключить риск предъявления претензий со стороны налоговых органов, в части обоснованности и документальной подтвержденности реальности оказания услуг по составлению такой планограммы.

[1] http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/

[2] http://big_economic_dictionary.academic.ru/

[3] http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/

[4] Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

[5] При ответе мы исходим из того, что на практике услуги по приоритетной выкладке товара оказывают поставщикам сами магазины (торговые центры).

[6] Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» от 28.12.09 № 381-ФЗ.

[7] Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ

[8] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ.

Назад в раздел

www.mosnalogi.ru

Если «вмененщик» оказывает услуги по продвижению товаров своих поставщиков

Если «вмененщик» оказывает услуги по продвижению товаров своих поставщиковПо результатам выездной проверки налоговая инспекция привлекла организацию к налоговой ответственности на основании статьи 122 НК РФ и доначислила налог на прибыль и НДС. Основанием для этого послужил вывод налогового органа о том, что расходы на услуги по продвижению товаров, оказанные организацией своим поставщикам, относятся к «вмененной» розничной торговле, а не к деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения. Компания с таким решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.

В свою очередь арбитры установили, что в проверяемом периоде организация заключила договоры на оказание услуг по продвижению товаров поставщиков. Согласно условиям этих договоров организация (заказчик) поручила другим компаниям (исполнителям) выполнять работы по привлечению внимания к товарам, реализуемым заказчиком в розничной торговой сети. В рамках этих договоров были оказаны следующие услуги: выкладка продукции в магазинах розничной торговой сети заказчика, распространение информационно-рек­ламных материалов среди покупателей магазинов розничной торговой сети заказчика, размещение в выпускаемых исполнителем информационно-рекламных материалах для покупателей торговой сети информации о товарах заказчика и обеспечение распространения информационно-рекламных материалов среди потенциальных покупателей торговой сети.

В подтверждение оказанных услуг компанией представлены планы, перечни товаров для продвижения, акты сдачи-приемки работ (услуг), отчеты, счета-фактуры.

Оплата услуг по продвижению товара (после их оказания) производилась путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации.

Судьи указали, что выкладка товара в соответствии с положениями Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004—93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17, также относится к услугам в розничной торговле, однако может осуществляться и как отдельный вид предпринимательской деятельности.

Согласно дополнительным соглашениям к договорам исполнители оказывали услуги по продвижению товаров именно поставщиков заказчика, а не самой организации-заказчика. Поэтому расходы на оформление витрин и торговых залов в месте продажи с помощью рекламных материалов компания правомерно учла при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пункта 1 статьи 249 НК РФ.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что расходы на оплату перечисленных выше услуг связаны с деятельностью по реализации товаров поставщиков и являются экономически обоснованными. Следовательно, понесенные расходы не относятся к «вмененной» деятельности. 

Наш новостной партнер – компания «Термопринтер» предоставляет своим клиентам широкий спектр материалов для термопечати. Технология термотрансферной печати с использованием термотрансферной красящей ленты (риббона) идеально подходит для печати штрихкодов в системах маркировки и автоматической идентификации товаров и любых предметов, соответственно, широко применяется в торговле, логистике и производстве изделий (в любых отраслях промышленности.

Задайте бесплатный вопрос юристу!

www.consensus-audit.ru

Департамент общего аудита об учете услуг по выкладке товара

Ответ

В первую очередь отметим, что понятие маркетинговых услуг нормы НК РФ не содержат.

По данным Финансового словаря (1999) МАРКЕТИНГ[1] – это анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции.

 

В рассматриваемом нами случае Исполнитель оказывает Вам услуги по дополнительной и торцевой выкладке артикулов товара на дополнительных стеллажах торгового центра.

По нашему мнению, по своей сути выкладка товаров на торцевой части стеллажей или на дополнительных стеллажах способствует привлечению внимания к товарам Вашей Организации. Кроме того, такие действия адресованы неопределенному кругу лиц.

Отметим, что рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ[2].

При этом в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

 

Соответственно, с этой точки зрения плату за размещение товаров на торцевой части витрин или на дополнительных стеллажах в целях налогового учета можно рассматривать в качестве рекламных расходов. 

 

При этом нормой пункта 4 статьи 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

 

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2 - 4 пункта 4, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

 

Поскольку услуги по выкладке товаров прямо не поименованы в абзацах 2 – 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, то такого вида рекламные расходы, на наш взгляд, подлежат нормированию.

 

При этом следует учитывать, что затраты налогоплательщика могут учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае, если такие расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).

 

С одной стороны, дополнительная и торцевая выкладка товара способствует увеличению продаж покупателя товаров. Однако, с другой стороны, такие действия приведут к увеличению объемов закупок покупателем таких товаров, и, как следствие, к увеличению продаж продавца – владельца торгового центра.

Кроме того, такие затраты осуществляются не в рамках договора поставки, а по отдельному договору[3], что соответствует требованиям Закона № 381-ФЗ[4].

Учитывая вышеизложенное, указанные расходы на уплату вознаграждения, по нашему мнению, являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода.

 

Следует отметить, что позицию Минфина РФ по возможности учета затрат организации в качестве рекламных нельзя признать однозначной.

Так, в письме Минфина РФ от 02.11.09 № 03-03-06/1/723, в частности, указано:

«В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Таким образом, плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли, производимых последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

В то же время могут выделяться случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение может быть как заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других договоров (в том числе и договора поставки).

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

В таком случае при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы, как расходы на рекламу, могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ». 

 

Аналогичные выводы сделаны в Письме Минфина РФ от 27.04.10 № 03-03-06/1/294, от 16.09.11 № 03-03-06/1/556.

 

По нашему мнению, из приведенного ответа Минфина РФ нельзя сделать однозначный вывод о том, что затраты по размещению товаров в определенных местах, а также создание условий, обеспечивающих привлечение к ним большего внимания, не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

Поскольку и размещение товаров в определенных местах в конечном итоге направлено привлечение дополнительного внимания покупателей к наименованию и ассортименту товаров, на основании изложенного в приведенных письмах можно сделать вывод о том, что такие затраты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

 

Кроме того, обращаем Ваше внимание на Письмо Минфина РФ от 12.08.10 № 03-03-06/1/542. В данном Письме налогоплательщиком поставлен вопрос о возможности учета для целей налогообложения прибыли затрат на оплату услуг розничных сетей по выкладке товаров. При этом Минфин РФ также не дает однозначного ответа на данный вопрос, приводя нормы НК РФ, касающиеся рекламы. Однако косвенно из письма может быть сделан вывод о том, что такие затраты можно учесть в качестве затрат на рекламу.

 

Таким образом, сделать однозначный вывод о том, что позиция Минфина РФ по вопросу учета указанных расходов сводится к тому, что такие затраты могут быть учтены в качестве рекламных, не представляется возможным.

Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой. Позиция налоговых органов в приведенных ниже делах сводилась к тому, что затраты на приоритетную выкладку не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. В то же время суды придерживались позиции, что такие затраты могут быть учтены в составе расходов в качестве рекламных.

 

Так, в Постановлении ФАС МО от 09.03.10 № КА-А40/1561-10, в частности, указано:

«Одним из способов рекламы является привлечение внимания и поддержания интереса к указанным товарным знакам непосредственно в пунктах продаж табачной продукции, в этой связи Обществом заключены договоры на оказание услуг по размещению продукции с предприятиями розничной торговли (т. 2 л.д. 106 - 136), целью заключения таких договоров являлось продвижение товаров на российском рынке. Поэтому, размещения сигарет в торговых точках влияет на объемы продаж, в связи с чем спорные затраты являются расходами на рекламу и учитываются при исчислении налога на прибыль на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации, а факт реализации товара оптовому покупателю, не опровергает обоснованности затрат Общества».

 

Кроме того, в Постановлении ФАС МО от 10.09.10 № КА-А40/10235-10-2 указано:

«Признавая недействительным решение инспекции в данной части, суды исходили из реальности оказанных обществу услуг и подтверждении их надлежащими документами, к оформлению которых налоговый орган претензий не имеет, в связи с чем сделали вывод о заявлении налогоплательщиком спорного налогового вычета в соответствии требованиями ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ.

Приложением N 5 "Реклама и продвижение товаров" к договору установлено, что стороны обязуются прилагать все усилия для осуществления взаимовыгодного продвижения на рынке потребительских товаров (п. 1).

Пунктом 3.2 указанного приложения определено, что стороны могут проводить в качестве рекламного мероприятия "размещение товаров на торце гондолы" - размещение товаров поставщика на торцах стеллажных полок.

Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании суда кассационной инстанции, торцы стеллажных полок считаются расположенными в максимально удобном для покупателей месте и такое размещение товара служит привлечению к нему потенциальных покупателей.

Таким образом, само размещение товара, принадлежащего заявителю на торцах стеллажей, направлено на рекламу товара и является связанным с предпринимательской деятельностью общества».

 

В Постановлении ФАС МО от 20.07.10 № КА-А40/7436-10 указано:

«Учитывая специфику деятельности заявителя, его заинтересованность в продвижении своих товаров на рынке, направленность затрат на получение прибыли, суды обоснованно отклонили доводы инспекции о том, что услуги по специальной выкладке товаров в торговом зале, проведение промоакций и раздача образцов товара не могут признаваться рекламой; на момент заключения договора право собственности на товар перешло от заявителя к покупателю - организации.

Такого рода затраты подлежат учету при налогообложении прибыли в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации».

 

Таким образом, по нашему мнению, в случае, если Ваша Организация учтет указанные затраты в качестве нормируемых рекламных, полностью исключить риск возникновения споров с налоговыми органами не представляется возможным.

Однако шансы отстоять свою позицию в судебном порядке в этом случае достаточно высоки.

 

В целях снижения налогового риска рекомендуем Организации прямо прописать в договоре с исполнителем, что действия исполнителя – покупателя обеспечивают создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров. 

Кроме того, проведение акции целесообразно помимо актов об оказании услуг подтвердить и фотоотчетом, из которого будет видно, в каких именно местах размешались товары Вашей организации, какие действия были произведены в целях привлечения внимания.

По нашему мнению, снизить налоговый риск также может помочь и годовой анализ объемов продаж, из которого будет видно, что продажи в течение года возросли.

 

В отношении возможности учета рассматриваемых затрат в полном объеме отмечаем следующее.

 

Как было отмечено выше, рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ[5]).

Понятие информации содержится в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.06.06 № 149-ФЗ информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

 

Сам по себе факт размещения товаров в определенном месте в магазине не предоставляет покупателям товара каких-либо сведений о таком товаре.

Информация о товаре представлена на этикетке такого товара. При этом указанная информация не признается рекламной в силу пункта 2 статьи 2 Закона № 38-ФЗ.

 

Соответственно, с этой точки зрения приоритетная выкладка товара направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, однако может не рассматриваться в качестве рекламы.

 

Кроме того, согласно ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» выкладка товаров является одним из этапов процесса реализации товаров, что подтверждается также и ОКВЭД.

 

На основании изложенного можно сделать вывод, что услуги по приоритетной выкладке товаров могут не рассматриваться в качестве рекламных. Однако такие услуги направлены на привлечение внимания к товарам Вашей организации, и, как следствие, к увеличению объемов продаж. Соответственно, они являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода и затраты на оплату указанных услуг могут быть учтены на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в полном объеме.

 

Отметим, что в настоящее время имеется положительная арбитражная практика по данному вопросу (Постановление ФАС ЦО от 04.12.08 № А35-6838/07-С21, ФАС МО от 07.05.09 № КА-А40/3920-09, ФАС МО от 13.07.09 № КА-А40/6444-09). Суды делают свои выводы на основании аргументов, приведенных выше. Отрицательная практика нами не выявлена.

Выше мы приводили судебные решения, в которых суды относили данные расходы к рекламным расходам. Однако в указанных делах налогоплательщики изначально учитывали затраты на оплату услуг по приоритетной выкладке товаров в составе расходов на рекламу, в то время как налоговые органы настаивали на том, что такие расходы в принципе не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. Соответственно, судами не исследовался вопрос о возможности учета таких затрат в полном объеме.

Вместе с тем наличие у арбитражных судов мнения об учете рассматриваемых затрат в качестве рекламных позволяет сделать вывод, что существует вероятность того, что суды при решении вопроса об отнесении затрат к рекламным/не рекламным могут придерживаться мнения налогового органа. Однако, по нашему мнению, указанная вероятность невелика.

 

На основании изложенного выше считаем, что в случае, если Ваша Организация будет учитывать расходы по данному договору на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в полном объеме, то с большой долей вероятности это повлечет возникновение разногласий с налоговыми органами.

При этом наличие положительной практики, а также достаточно весомые аргументы, приведенные выше, позволяют сделать вывод о наличии достаточно высоких шансах Вашей Организации отстоять свою позицию в судебном порядке.

[1] http://vocable.ru/dictionary/82/word/marketing.[2] Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.[3] При ответе мы исходим из того, что на практике услуги по приоритетной выкладке товара оказывают поставщикам сами магазины (торговые центры).[4] Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» от 28.12.09 № 381-ФЗ.[5] Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗНазад в раздел

www.mosnalogi.ru


Смотрите также