• Главная

Использование социальных сетей в профориентационной работе вуза. Продвижение вуза в социальных сетях


SMM для университетов: 6 советов

Бренд университета может выглядеть актуально, свежо и быть в тренде благодаря социальным сетям. С их помощью можно не только стимулировать привлечение студентов, но и повысить узнаваемость имени вуза как торговой марки, улучшить репутацию университета. Более того, соцсети — это дополнительный канал коммуникации между нынешними и будущими студентами, сотрудниками, партнерами и выпускниками учебного заведения.

6 советов по социальным медиа для университетов

Осознание потенциала социальных медиа — первый шаг к расширению вашего онлайн-влияния. Однако не менее важно соблюдать негласные правила поведения в социальных сетях. А чего не следует делать, вы узнаете, прочитав эту статью.

1. Говорите на правильном языке

Казалось бы, очевидно, что использовать нецензурную лексику или допускать некорректные высказывания нельзя. Более того, ваши посты или заявления от имени вуза не должны быть слишком негативными, агрессивными или грубыми.

Вежливость обязательна независимо от того, публикуете ли вы личное мнение на Facebook или отвечаете на жалобу в Twitter — общий тон и отдельные слова, которые вы используете, должны соответствовать статусу университета. Это не значит, что юмору здесь не место и нужно быть занудой. Однако нападки на другие вузы в соцсетях или резкие ответы на критику могут создать впечатление, что страничку университета ведёт непрофессионал.

Держаться в рамках выбранной стратегии может быть особенно сложно, если у вашего университета много аккаунтов на разных платформах. К счастью, существуют различные инструменты работы с сетями, например, Hootsuite, которые помогают администратору управлять разными аккаунтами и в то же время ограничивают возможность другим людям что-то постить на страницах без его одобрения.

2. Разным аудиториям — разная информация

Представлять университет на различных платформах само по себе непросто, ещё сложнее, когда в каждой сети у вас несколько аккаунтов. Принцип «один аккаунт на одной площадке» экономит время, но аудитория при этом несегментирована, а значит, ваши публикации будут восприниматься прохладно или, что вероятнее, вовсе без какого-либо интереса. Дело в том, что пост, который нужен выпускнику, вряд ли будет так же востребован абитуриентом или потенциальным партнёром вуза в научных исследованиях.

Разрабатывая стратегию продвижения вуза в социальных сетях, разумнее продумать отдельные линии поведения для каждой из ваших целевых групп. Пользуйтесь инструментами управления аккаунтами и выделите время на редактирование постов и создание контента для разных аудиторий.

3. Отвечайте не вопросы

Если человек никак не реагирует на вопросы или обращения при личном общении, он прослывёт грубияном. То же самое верно и для контактов в соцсетях.

Социальные медиа — отличная возможность начать диалог с вашей аудиторией. Лучше относиться к этому инструменту не как к рупору, через который вы пытаетесь докричаться до любого, кто может услышать, а как к своеобразному телефону. Оставлять обращения или просто упоминания вуза без ответной реакции - значит упускать возможность лучше понять вашу целевую аудиторию.

4. Пользуйтесь хэштегами

Ставьте #хэштеги в тех сетях, где это возможно (например, Twitter, Facebook и Google+). Иначе контент, который вы размещаете, может просто затеряться в потоке информации. Последовательные, и что еще важнее, соответствующие содержанию публикации хэштеги помогут вашим существующим и потенциальным подписчикам легко найти определенные публикации.

5. Ищите новости

Если страница не обновляется регулярно, создается впечатление, что в университете не происходит ничего важного или вам нечего сказать. Безусловно, создание и публикация содержательного, полезного контента каждый день требует огромных усилий, но это жизненно необходимо, если вам нужен эффективный SMM. Здесь вновь могут быть крайне полезны такие инструменты автоматизации как Hootsuite или TweetDeck. С их помощью вы сможете, например, распланировать публикацию разных постов на неделю вперёд.

6. Публикуйте важное

Не нужно поддаваться соблазну что-то публиковать ради собственно публикации. Держите себя в руках и проявляйте инициативу только тогда, когда это отвечает интересам вашей аудитории, ведь люди подписались на вашу страницу именно для того, чтобы узнать, что вуз считает нужным сказать по важным темам. Каких бы невероятных усилий воли вам это ни стоило, воздержитесь от репоста очередного видео с котиками, не разрушайте доверие пользователей к бренду университета.

Да, информация должна быть актуальной, но не обязательно каждый раз новой. Полезно делиться обновленным или отредактировнным контентом, если он всё еще отвечает потребностям аудитории. К тому же это намного лучше, чем постить то, что просто попалось вам под руку. Конечно, уникальный контент — это идеальный вариант. Именно он должен быть основой для продвижения вашего вуза в соцсетях и фундаментом стратегии SMM, однако не стоит ограничиваться только им. Использование и распространение обработанных материалов из других источников также помогает начать онлайн общение и наладить связи с другими институтами и организациями.

Правильно выстроить стратегию маркетинга в соцсетях, основанную на лучших практиках SMM для высшего образования вам поможет StudyQA.

studyqa.com

Использование социальных сетей в профориентационной работе вуза

В данной статье рассмотрен вопрос продвижения бренда образовательного учреждения и образовательных услуг в Интернет-ресурсах. Предложен метод использования социальных сетей для привлечения широкой аудитории абитуриентов. Использование систем методов дает возможность разносторонне смотреть на объект совершенствования, который помогает продвижению бренда образовательного учреждения и кафедры, как отдельного объекта. Также проведен анализ популярных социальных сетей. Раскрыты понятия скрытой рекламы и контента. Комплексное применение различных подходов к продвижению вуза, планы на будущее развитие и обновление образовательных услуг, подкрепленное маркетинговыми исследованиями с учетом требований работодателей, их видения и пожеланий относительно профессиональных навыков выпускников, организация рекламной деятельности и продвижение образовательных услуг является главным ключом в повышении статуса образовательного учреждения. 

На сегодняшний день наблюдается кризис высшего образования, несмотря на усилия педагогического состава вузов. Это связано с двумя причинами: первая демографическая – сейчас идет выпуск из школ как раз молодежи, которая рождалась в трудные года – 90-е годы («дети перестройки»), и вторая причина – все больше молодежи по окончании девятого класса уходит в колледжи и профессиональные лицеи [1]. Но предполагается, что контингент обучающихся все-таки будет увеличиваться с учетом демографической ситуации. По данным экспертов, к 2020 году 80% всех профессий будут требовать высшей квалификации, то есть в мире есть такая тенденция массификации высшего образования.

Сегодня профориентация понимается как деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией.

На сегодняшний день рынок образовательных услуг активно развивается и расширяется. Учебные заведения рекламируют свои образовательные услуги, что способствует конкурентоспособности образовательных учреждений, так как потребители становятся более информированные в вопросах, касающихся выбора образовательного учреждения. Целевая аудитория становится более требовательная. Именно поэтому необходимо особое внимание уделять продвижению образовательного учреждения.

Современные технологии привлечения студентов в вузы позволяют не только увеличить число поступающих в вузы, но и повысить их качественный уровень.

Способы привлечения абитуриентов за счет разовых визитов в школы преподавателей Дни открытых дверей, в последнее время показывают свою неэффективность. Также является неэффективной прямая реклама в интернете. Больший эффект дает скрытая сопутствующая реклама, т.е. когда предлагается контент со встроенной в него контекстной рекламой.

Скрытая реклама – это достаточно большой набор технологий и методов по продвижению на рынок торговой марки, услуги или компании, которые обычно сопровождают прямую рекламу и направлены на достижение оптимальных маркетинговых результатов. При этом используются коммуникации, не входящие в сферу деятельности рекламных агентств. Зачастую средства скрытой рекламы более креативны и эффективны, чем использование прямой рекламы в чистом виде.

Если прямая реклама направлена, главным образом, на увеличение объема продаж, то цель скрытой рекламы – добиться хороших позиций имиджа бренда и отношения к нему потенциальных потребителей и целевой аудитории. Как правило, методы скрытой рекламы используют те рекламодатели, которые уделяют большое внимание прямой рекламе и регулярно работают с рекламными агентствами. Задача агентства, занимающегося скрытой рекламой – предложить определенный комплекс имиджеобразующих мероприятий, направленных на создание узнаваемости торговой марки или продукта при его появлении или продвижении на рынке, а также на укрепление уже существующего имиджа. Кроме того, непрямую рекламу используют в политических кампаниях, в социальных и предвыборных проектах [2].

По определению скрытая реклама – это та реклама, в которой не использован логотип или официальный слоган рекламного заказчика, не показана продукция компании. К скрытой рекламе следует также отнести неакцентированное использование логотипа или продукции компании на фоне главного объекта рекламного сообщения. Некоторые ученые считают, что скрытая реклама оказывает более мощное влияние на аудиторию именно благодаря тому, что прямым объектом влияния на аудиторию становится именно подсознание.

Существует мнение, что термин «контент» означает текстовую часть наполнения страниц веб-сайтов, т.е. несущую основную информационную нагрузку. Однако такая точка зрения не совсем корректна. Фактически вся информация, размещенная на сайтах в Интернете, является контентом. Под это определение попадает текстовое наполнение ресурсов, видеоролики, фотографии и рисунки, аудиозаписи. Все виды рекламы и элементы управления. В итоге у понятия контент получается очень широкое определение.

Наиболее простым ответом на подобный вопрос будет – наполнение сайта и разделение его на различные типы и виды [3].

Назначение контента:

  1. Информационный. К этому виду относится контент, полезный для пользователя. Например, описания товаров, новости, различные обзоры, тематическая информация. Этот вид составляет основное наполнение практически любого сайта. И от его качества и полезности зависит и лояльность пользователей к ресурсу, и его популярность.
  2. Коммерческий, или продающий контент. К нему относится любая реклама, сообщения об акциях, скидках, а также продающие тексты. И не очень хорошо, когда такой контент занимает большую часть наполнения сайтов. Однако некоторые создатели ставят своей целью максимально быстрое получение прибыли от своего проекта. Как результат, получается ресурс с кучей навязчивой рекламы, всплывающими окнами и бесполезными коммерческими статьями, у которых вряд ли найдутся читатели.
  3. Развлекательный. Сюда можно отнести картинки, веселые истории, шутки, интересные факты – все то, что развлекает посетителей, привлекает внимание.
  4. Обучающий. Отличный вид контента, позволяющий привлечь внимание посетителей и повышающий «полезность» ресурса. Но не стоит путать обучающий контент со школьными дисциплинами, например, алгеброй или геометрией. Сюда можно отнести такие полезности, как мастер классы, пошаговые инструкции, обучающие видео и т.д. Гармоничное сочетание всех этих видов контента делает сайт полезным, информативным и популярным у пользователей Интернета [3].

Применение различных подходов к продвижению вуза, планы на будущее развитие и обновление образовательных услуг, подкрепленное маркетинговыми исследованиями с учетом требований работодателей, их видения и пожеланий относительно профессиональных навыков выпускников, организация рекламной деятельности и продвижение образовательных услуг является главным в вопросе повышения статуса образовательного учреждения.

По данным TNS (международная исследовательская группа) в 2016 году социальные сети являются одним из наиболее популярных интернет-ресурсов (около 80%). В зависимости от региона пользователи тратят на социальные сети от 30 до 41% от всего времени, проведенного в интернете. При этом больше времени в социальных сетях проводят жители городов с численностью населения менее 100 тыс. 41%[4].

Таковы результаты пока не опубликованного исследования, представленные в Астане агентством «Медиа-Систем» в партнёрстве с Brand Analytics: активная месячная аудитория соцсетей – 3,3 млн человек, которые делают в месяц до 45 млн публикаций. Первой по уровню активности соцсетью является ВКонтакте 1,9 млн авторов, далее идет Instagram – 1,3 млн. В Facebook 126 800 активных авторов, а в Twitter – 16 Одним из явных трендов является стремительное увеличение активной аудитории в Instagram, размер которой увеличился по сравнению с весной 2015 года в 6 раз. При этом отмечается уменьшение активной аудитории Twitter.

Сегодня социальные сети сравнялись с традиционными СМИ по уровню влияния на репутацию и корпоративный имидж, считает вице-президент национальной Ассоциации по связям с общественностью Майра Салыкова:

«Одна строчка текста, опубликованная на личной социальной страничке частного лица, может оказаться убийственной для бренда. Или, наоборот, в одночасье сделает компанию самой популярной и респектабельной».

Анализ отзывов, обсуждений и комментариев интернет-пользователей даёт оперативную и объективную информацию о том, что реально думают потребители о компании и ее продуктах[5].

За год возросло количество «мобильных» пользователей (использующих мобильные устройства для выхода в интернет) на 48% в городах с населением от 100 до 799 тысяч жителей. Большинство пользователей мобильного интернета (49%) выходят в сеть с помощью смартфонов. Среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть 76% составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.

Социальная сеть – инструмент, объединяющий по интересам людей, которые генерируют свой контент. С этим контентом необходимо работать при организации маркетинга. Специалист по работе в социальных сетях собирает клиентов в сообщества и вступает с ними в коммуникац

articlekz.com

Стратегия продвижения в социальных медиа

September 07, 2015 6:52pm

Как создать эффективную стратегию продвижения образовательных учреждений в социальных медиа, правильно использовать инструменты для привлечения аудитории, организовать план маркетинговых кампаний и уметь грамотно их анализировать. Все эти вопросы активно обсуждались на конференции #SMSSUMMIT Higher Education в Бостоне, где Фонд «Сколково» представлял Николай Яковенко, менеджер Открытого университета Сколково.

 

В условиях современного информационного общества образование является одним из важнейших продуктов, который необходимо как покупать, так и продавать. Возрастающая конкуренция образовательных учреждений, а также разрушение географических барьеров привели к тому, что университетам сегодня необходимо не только качественно повышать уровень образования, но и заниматься вопросами привлечения аудитории.

 

Как создать эффективную стратегию продвижения в социальных медиа, правильно использовать инструменты для привлечения аудитории, организовать план маркетинговых кампаний и уметь грамотно их анализировать – все это ключевые вопросы, которые являются основой успеха продвижения любого проекта в современном мире. 

 

Social media marketing (SMM) — процесс привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные сети – очень внимательно изучается образовательными учреждениями в западном мире. Большинство ведущих университетов США сегодня активно используют социальные сети для поиска абитуриентов, общения со студентами, а также для повышения узнаваемости среди целевой аудитории. В каждом крупном университете США специалистами по маркетингу в соц.сетях разрабатывается комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения своих услуг, а также для решения других бизнес-задач.

 

При этом основное внимание уделяется созданию контента, который будут распространять пользователи через социальные сети уже самостоятельно без участия организаторов групп и публичных страниц университетов. Почему это важно? Дело в том, что все сообщения, которые передаются по социальным сетям, носят рекомендательный характер за счёт социальных связей участников. Люди склонны доверять тому, что им говорят их друзья, знакомые, а также те, кто является авторитетом для них.

 

Продвижение в социальных медиа позволяет наиболее эффективно и адресно воздействовать на целевую аудиторию. Социальные сети – это самые масштабные площадки, где представлены все типы аудитории, с которыми образовательные учреждения могут вести общение напрямую, выбирая наиболее подходящие способы коммуникации.

 

Наиболее активно вопросы продвижения в социальных сетях в вузах обсуждаются в странах западного мира, в связи с чем, большая часть конференций по SMM проводятся в Соединенных штатах, где можно встретить очень много хороших специалистов, которые знают как лучше всего использовать возможности социальных сетей, а также как правильно "продавать" образовательные услуги.

 

 

Одной из таких конференций является Social Media Strategies Summit (SMSS), которая проводится несколько раз в год. Одной из ключевых площадок SMM является Бостон, где в июле этого года прошел съезд специалистов в области SMM. Темой конференции стало продвижение высших учебных заведений в социальных медиа. Посмотреть программу выступлений →

 

 

Узнайте, какие шаги нужно предпринять, чтобы грамотно создать эффективную стратегию продвижения в социальных медиа.

sk.ru

Для чего университетам социальные сети

Зачем университетам социальные сети понять просто, если учесть, что нынешние студенты выросли, общаясь в соцсетях вроде Facebook и Вконтакте, а теперь помогают стать популярнее новым платформам, например, таким как Instagram. Неудивительно, что в сети пришли и учебные заведения. Вузы и колледжи используют социальные сети для привлечения абитуриентов, играя на преимуществах разных сайтов и размещая интересный контент.

Университеты в социальных сетях

Привлечь будущих студентов

«Социальные сети для нас — ключ к аудитории и прекрасный инструмент для работы не только с будущими студентами, но и с их родителями», - говорит Кайла Джермен, координатор по электронным медиа Колледжа Сент-Роуз (The College of Saint Rose).

Выбирая колледж или университет, студенты хотят получить не только учебную программу, мирового класса, современные аудитории и хороших преподавателей, они также ищут место, где будет комфортно, место, которое станет вторым домом. Печатные буклеты, экскурсии и дни открытых дверей на кампусе уходят в прошлое — сейчас за жизнью вуза можно наблюдать круглосуточно благодаря соцсетям.

Учебные заведения поняли, что нужно студентам, и через соцсети делятся информацией об особенностях кампуса с потенциальными студентами и их родителями. Каждое событие из жизни студгородка появляется в сети на фото в Instagram, видео на YouTube, твиты и так далее.

“Одна из основных функций соцсетей — рассказать о том, что происходит на кампусе прямо сейчас. Мы постим разные фотографии, информацию о событиях. Это позволяет поступающим лучше представить жизнь колледжа Сент-Роуз и увидеть, чем наш кампус отличается от прочих, - объясняет Кайла. - Через соцсети мы даем понять, что вы для нас — не просто лицо в толпе. Особенно хорошо это работает с родителями, поскольку им нравится видеть, что студенты вовлечены в какую-то деятельность. Родители поступающих одобряют то, что мы делаем помимо академической кафедры, и это позволяет Сент-Роузу выделиться».

Студенты делятся важным

«Мы хотим, чтобы каждый студенческий голос был слышен… нам важно настоящее». - Джейсон Буше, координатор работы с соцсетями Университета Нью-Хемпшира (University of New Hampshire).

Годы учебы в университете или колледже для большинства из нас — важное время, сильно повлиявшее на всю дальнейшую жизнь. Поэтому самые успешные вузы используют соцсети, чтоб собирать и распространять такой опыт. Два популярных способа, с помощью которых образовательное заведение структурирует контент, созданный студентами, - блоги и хэштэги.

Слова «жизненно важный» недостаточно выразительны, чтобы передать, что значит блог для вуза. Это место, где могут жить все студенты, инструмент, приводящий посетителей на ваш сайт и повышающий рэнкинги SEO.

По мнению Джейсона Буше, блоги хороши тем, что позволяют одновременно поймать двух зайцев: поддерживать контакт с учащимися и привлекать абитуриентов. “UNHTales дает студентам возможность говорить своими словами и быть услышанными, что хорошо для резюме в качестве опыта написания не учебных текстов, - говорит Джейсон. - Наша аудитория в UNHTales не ограничивается студентами, те, кто хотят к нам поступить и их родители могут из первых рук узнать, на что похожа жизнь в UNH, причем не от администрации, а от таких же студентов. Это искренняя прямая речь».

Хэштэги — прекрасный способ объединить пользователей и инициировать обсуждение определенных тем. Чем тэги популярнее, тем мощнее как инструмент — всё больше социальных сетей и пользователей обращаются к ним. Одна из самых популярных среди студентов сетей, где активно используются хэштэги, - Instagram.

“Своим успехом Instagram обязан той скорости, с которой вы можете опубликовать  фото не только в самой сети, но и на Facebook, Twitter, Tumblr, Foursquare и Flickr, - отмечает Джейсон. - Всего один кадр может украсить ваш пост на многих платформах всего за несколько секунд... Возможность оставлять комментарии и «лайки» к фото в Instagram под тэгами #UNH или #instaUNH делает успешными и нас. Мы также еженедельно репостим студенческие фото с тэгом #instaUNH на другие страницы вуза в соцсетях”.

Студенты получают нужные ответы

«Социальные сети помогают нам отвечать на вопросы студентов, узнавать их мнение по разным темам и реагировать, так что люди понимают, что их услышали», - Стивен Буше, директор по маркетингу и коммуникациям Университета Южного Нью-Хемпшира (Southern New Hampshire University)

Осваивая соцсети, колледжи обнаруживают, что все больше студентов с их помощью задают вопросы и делятся обратной связью. Готовность сотрудников учебного заведения ответить и прийти на помощь показывает учащимся, что соцсети — действенный способ коммуникации с колледжем или университетом.

«Разговор не может быть односторонним. Так что если студенты задают вопросы или делятся своими наблюдениями относительно наших действий, а мы никак не реагируем на эту информацию, это медвежья услуга не только студентам, но и университету», - говорит Стивен.

Внимательность к потребностям студентов означает также доступность специалистов в то время, когда удобно учащимся. Стивен говорит, что для его команды обычное дело быть онлайн в 11 вечера и общаться со студентами. «Они бывают в шоке от того, что получают ответ в это время. Думают, что это — автоматический сервис или колл-центр, но нет, это просто команда, которой не безразлично, что она делает, и хочет, чтобы наши студенты получали качественный сервис».

Поддержание связи с выпускниками

«Я называю соцсеть университета "нашей", а не "моей"», - Мойра Джентри, директор по взаимодействию с выпускниками Университета Массачусетса в Амхерсте.

Колледжи и университеты, которым удается успешно поддерживать контакт со студентами, знают также, насколько важно сохранить эту нить и после выпуска. Соцсети сегодня играют важную роль, помогая вузам оставаться на связи с выпускниками, а также повышать собственную ценность через расширение узнаваемости учебного заведения.

С помощью соцсетей вузы теперь могут делиться информацией о достижениях своих выпускников, их карьерных успехах и жизни. Новости о важных событиях - браке, повышении в должности и так далее помогают вновь найти друг друга тем, кто вуз уже закончил, усилить присутствие вуза в медиа-пространстве и увеличить число упоминаний выпускников и университета.

«Выпусники присылают свои истории, а мы можем знакомить с ними очень большую аудиторию, - отмечает Мойра Джентри. - У UMass Amherst также есть региональные группы выпускников по всей стране, так что я могу делиться их достижениями. Соцсети дают широкую платформу для распространения информации и позволяют выпускникам найти друг друга».

Истории выпускников в блоге университета не только увеличивают посещаемость веб-сайта вуза, но поднимает значения SEO для выпускников. Мойра Джентри из UMASS Amherst объясняет, что выпускникам стоит публиковать свои истории на сайте вуза как минимум для того, чтобы повысить их рэнкинги для поисковых машин: «Мы «делаем громче» их сообщения и даем хорошую SEO, так что когда в следующий раз работодатель будет их гуглить, их присутствие в сети будет заметнее», - объясняет Джентри.

Контакты вузов, упоминавшихся в тексте

The College of Saint Rose –#stroseFacebook | Twitter | Instagram | LinkedIn

University of New Hampshire – #UNHFacebook | Twitter | Instagram | LinkedIn

Southern New Hampshire University – #SNHUFacebook | Twitter | Instagram | LinkedIn

UMass Amherst – #UMassAlumniFacebook | Twitter | LinkedIn

Если вашему университету нужно разработать стратегию для соцсетей, мы также можем помочь. Мы специализируемся на создании стратегий, который усиливают вовлеченность и серьезно увеличивают количество пользователей, которые приходят через сети к вам на сайт. Свяжитесь с нами сейчас.

studyqa.com

ИНТЕРНЕТ - МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА

В условиях обострения конкуренции на рынке образовательных услуг, которая обусловлена демографическим кризисом, упрощением доступа к получению образования за пределами страны, российские  учреждения образования вынуждены искать эффективные маркетинговые методы, позволяющие повышать конкурентные преимущества и противостоять конкуренции.

В современной концепции маркетинга взаимодействия наиболее актуальным является Интернет – маркетинг, который появился благодаря развитию информационных технологий и  росту электронной коммерции.

Под термином Интернет-маркетинг понимается «теория и методология организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета» [2, с 25].

Благодаря специфическим характеристикам, значительно отличающимся от характеристик традиционных инструментов маркетинга, Интернет, обладает  высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи производителей, услугодателей, предприятий и потребителей. По данным опросов «Омнибус GfK»  в 2016 году регулярно пользуется интернетом 84% россиян от 18 лет и старше, прирост аудитории интернета за последний год составил 4 миллиона человек.

Основной формат представления бизнеса в интернете — это веб-сайт, поэтому основой Интернет - маркетинга является продвижение сайта либо портала учебного заведения.  Веб-сайт вуза является основным источником получения информации об организации образования, которая необходима всем субъектам маркетинга образовательных услуг. Грамотно организованная работа веб-сайта позволяет решать задачи эффективного продвижения образовательных услуг вуза, поддержки имиджа учебного заведения, общения с профессиональным и научным сообществом, сопровождения образовательного процесса, установления и развития взаимоотношений с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» обязывают образовательные организации иметь официальные сайты, и регулируют перечень минимально необходимой информации для размещения. 

Необходимый для размещения на официальном сайте организации образования, перечень информации одинаков для всех представителей и включает в себя сведения об организации, ее структуре,  оказываемых образовательных услугах, деятельности приемной комиссии и условиях поступления, руководителе образовательной организации, материально-техническом оснащении научной и образовательной деятельности и др.

При перечисленном минимуме информации сайт образовательной организации будет функционировать, но не сможет выполнить маркетинговые функции, которые возлагаются на него, а именно привлекать максимальное количество потенциальных абитуриентов. Привлекательность, как для целевой аудитории, так и для «случайных» посетителей, представляют образовательные сайты, имеющие четкую структуру,  оригинальный дизайн сайта,  официальный логотип вуза, доступный и понятный контент, единое стилевое решение страниц,  удобство интерфейса, форму «обратной связи».

Эффективность продвижения образовательных услуг через сайт вуза достигается множеством способов, некоторые из них - производные, некоторые - созданы для продвижения в рамках более глобальных стратегий, самыми популярными являются: поисковая оптимизация сайта; контент маркетинг; контекстная реклама; медийная реклама; баннерная реклама; E-mail маркетинг; партнерский маркетинг; вирусный маркетинг; партизанский маркетинг[3].

Одним из способов Интернет - маркетинга является поисковая оптимизация сайта (SEO). Технология SEO основана на модификации сайтов и контента таким образом, чтобы получить преимущество в результатах выдачи поисковых систем по запросам пользователей по сравнению с ресурсами конкурентов.

Контекстная реклама показывается в соответствии с содержанием, контекстом интернет - страницы. Она действует избирательно и отображается тем посетителям, интересы которых направлены на получение образовательной услуги. Еще один вид рекламы - баннерная, она основана на визуальном изображении.  Медийная реклама ориентирована на зрелищное восприятие аудиторией. Она разрабатывается с использованием специальных приемов, которые  привлекают внимание посетителей сайта. 

Эффективным направлением в маркетинговых стратегиях вузов является продвижение сайта в социальных сетях. Особенности социальных сетей позволяют определить пользователей, заинтересованных в  информации о вузе, и направить свои рекламные объявления конкретным пользователям, в зависимости от информации их профиля.  

Не смотря, на непредсказуемость, вирусного маркетинга, в случае удачного сюжета он эффективным способом заявить об учебном заведении. Размещая для просмотра необычные видеоролики, яркие презентации, творческие работы студентов, побуждают получателей информации поделиться ссылкой.

Одним из самых не дорогих способов является E-mail - маркетинг. Информация об образовательной организации попадает прямо на электронную почту возможного потребителя, для этого используется собственная информационная рассылка, реклама в чужих рассылках или прямая рекламная рассылка абонентам, не возражающим против ее получения.

Привлекательным для образовательных организаций, является продвижение сайта с помощью пресс-релизов, официальных сообщений, новостных блоков в СМИ как о событиях, происходящих в вузе, так и о мероприятиях, в которых принимали участие студенты, преподаватели образовательной организации.

Из менее распространенных методов маркетинга учебных заведений системы высшего профессионального образования можно отметить применение программ интернет - бота, он - лайн игр и интернет - подготовки к вступительным экзаменам.

Для удержания целевой аудитории и максимального удобства пользователей возможно применение специальной программы интернет - бота, который в любое время суток может отвечать на вопросы пользователей сайта, общаться одновременно с большим количеством посетителей. Образ интернет – бота может быть реальным или вымышленным, с содержанием корпоративной символики вуза. Анализируя задаваемые интернет - боту вопросы появляется возможность отрегулировать структуру и работу веб-сайта с максимальной пользой для потребителей.

Интернет-подготовка к вступительным экзаменам позволяет выполнять определенные задания и заработать дополнительные бонусы для поступления в вуз, несомненно, повысит рейтинг вуза и увеличит целевую аудиторию.

Для привлечения абитуриентов возможно применение он-лайн игр, которые отслеживают качества будущих абитуриентов, с целью дальнейшего отбора. Возможно использование разнообразных он-лайн конкурсов и олимпиад, участвуя в которых будущие абитуриенты набирают дополнительные баллы для поступления в вуз.

Информация позволяющая исследовать рынок, отслеживать и анализировать посещение сайта целевой аудиторией предоставляется счетчиками статистики[1].

Так как потребителями образовательных услуг, в большинстве,  являются студенты, возможности Интернет - технологий разрешают исследовать их предпочтения, начиная с организации работы сайта, качества образовательных услуг и заканчивая качеством социального обеспечения. Возможно, отслеживать предпочтения родителей студентов, анализировать работу педагогов, административного персонала, взаимодействие с социальными партерами, трудоустройство выпускников и т.д.

Принятие претензий потребителей посредством Интернет – технологий позволяет сократить срок их рассмотрения, обеспечивая координацию деятельности служб вуза и своевременное устранение недостатков.

Таким образом, преимуществами использования Интернет - маркетинга являются: 

Удобство для потребителя, который в любое время суток может получить необходимые сведения: абитуриент - об учебном заведении, студент – расписание или учебные материалы, преподаватель – методические рекомендации или организационные данные. 

Абитуриент, его родители, студенты не общаются лицом к лицу с представителем вуза, и не подвергаются воздействию давления и эмоций, которые присутствуют в живом разговоре. 

Интернет - маркетинг доступен любому учебному заведению. Пространство Интернета, в отличие от печатного или эфирного, практически не ограничено, а поиск и доступ к информации осуществляются почти мгновенно.

Применяя прием продвижения вуза в социальных сетях, информация о нем приобретает доверительный характер и распространяется по принципу «сарафанного радио».

Глубокий таргетинг при использовании социальный сетей и  E-mail маркетинга, дает возможность сфокусировать рекламную компанию на конкретном сегменте потребителей.

Интерактивность общения позволяет оперативно реагировать на вопросы и отклики потребителей, поддерживать диалог.

Относительно невысокая стоимость Интернет – маркетинга, является бесспорным преимуществом.

Информация на сайте образовательной организации постоянно обновляется и имеет приоритет мгновенного реагирования. 

В наличии значительное разнообразие простых способов оценки  маркетинговых  действий при помощи опросов, анкетирования, анализа счетчиков данных.

В то же время, Интернет-маркетинг любой образовательной организации, в том числе вуза, отличается от предприятий сферы производства и бизнеса. Особенности его определены основной задачей просвещения, нацеленностью на формирование личности студента, которая выполняется на протяжении всего периода оказания образовательных услуг, вовлечением потребителей в процесс оказания образовательных услуг и социальной ответственностью при подготовке специалистов.

Общей проблемой Интернет - маркетинга является узкая направленность специалистов: специалист в области маркетинга не умеет создавать компьютерные программы, специалист в области дизайна не разбирается в юзабилити (Usability) и так далее. Поэтому целесообразно ввести в штат вуза маркетинговую службу, которая опираясь на законы маркетинга, и уже имеющиеся в данной отрасли результаты, будет грамотно регулировать наполнение и работу сайта.

Охват большего количества целевой аудитории требует адаптации сайта вуза для мобильных устройств:

- оптимизированное расположение элементов под небольшой экран;

- соответствующая система меню;

- система взаимодействия по принципу «одного касания»;

- распознаваемость для мобильных устройств, которые сами определят удобную для пользователя версию отображения.

Традиционные приемы сбора информации чаще всего показывают эффективность посещаемости сайта, его коммуникативные свойства, в то же время не оценивают качество представленных  Интернет-ресурсов.

Используя Интернет - технологии для исследования предпочтений в таких вопросах, как качество преподавания или администрирования, вуз столкнется с заведомо ложными высказываниями. Такая причина, как «заваленный» экзамен недобросовестного студента может нацелить на информационный обман.

Это вынуждает продуманно вести маркетинг, четко планировать результаты деятельности маркетинговой службы вуза.

Таким образом, можно говорить о том, что одной из основных задач Интернет - ­маркетинга образовательных услуг является создание, развитие и поддержание актуального, постоянно наполняемого сайта, своеобразной «визитной карточки» вуза в духе корпоративных традиций, а также позиционирование его во внешней среде.

 

Список литературы:

  1. Макарец А.Б. Методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов. // Открытое образование. - 2009. - №4. - С. 46-57.
  2. Новикова К.В. Интернет-маркетинг и электронная коммерция: учеб. - метод. пособие / К.В. Новикова, А.С. Старатович, Э.А. Медведева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.78.
  3. Петрик Е.А. Интернет-маркетинг: учеб. пособие. -  Московская финансово-промышленная академия – М.: 2004. –  С. 299.

sibac.info

Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах

Статья посвящена проблеме использования преподавателями социальных сетей в учебном процессе в российских ВУЗах. Проанализированы возможности соцсетей на предмет их использования при обучения студентов в высших учебных заведениях Выявлены достижения и перспективы применения российскими преподавателями возможностей социальных сетей в учебном процессе.

Ключевые слова: социальные сети, высшее профессиональное образование, использование, технологии

 

Как известно, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» прописано, что «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений [5, с. 41]. В этих условиях особо важное значение в процессе фундаментализации на современном этапе развития образования играет его информатизация, которая создает возможность быстрой переработки информации и создания на ее основе новой качественной информации. Это, в свою очередь, служит основой для повышения качества интеллектуальной деятельности [7, c. 50]. Кроме того, важным принципом в современном российском высшем профессиональном образовании является принцип доступности любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния, разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, интеграцию формальных и неформальных видов образования и т. д. [10, c. 49–50]. Как следствие, представляется возможным использовать в учебном процессе в ВУЗах и такой технологии, как социальные сети.

Прежде чем непосредственно перейти к освещению тематики, связанной с возможностями использования социальных сетей в образовательном процессе, следует указать, что с точки зрения современных исследователей применительно к социальным сетям, существующим в Интернете, следует вести речь о виртуальных социальных сетях, под которыми понимается «социальная структура Интернет-среды, узлы которой составляют организации или отдельные люди, а связи обозначают установленные взаимодействия» [17, c. 208]. В сегодняшних реалиях распространение доступного и высокоскоростного Интернета в России, а также популярность мобильных устройств с выходом в Интернет делают общение посредством социальных сетей необходимым «как воздух». Каждый пятый пользователь от 18 до 34 лет проводит в социальных сетях 6 часов в день и больше [4, c. 796].

Как показывают результаты опросов, наибольшее количество студентов ФОО пользуются социальной сетью «ВКонтакте». На втором и третьем месте по популярности сайты «Мой мир» и «Одноклассники» [11, c. 367]. В последние 2 года увеличивается популярность (особенно среди студентов ВУЗов с традициями) всемирной сети «Фейсбук».

Вместе с тем, многие представители поколения 40+ (в том числе и вузовские преподаватели) склонны относиться к социальным сетям скептически, как к бесполезно потраченному времени (мало того, многие вузовские преподаватели продолжают воспринимать социальную сеть скорее как «врага» [4, c. 796]). Особенно это касается самого популярного в современной России ресурса «ВКонтакте». Последний в сравнении с «Фейсбуком» и «Живым журналом» считается куда как менее престижной и воспринимается как место, где не обремененные интеллектом подростки проводят время в потреблении музыкальной, визуальной и словесной «жвачки» [2, c. 132].

Пытаясь использовать социальные сети в своей деятельности, преподаватель должен отдавать себе отчёт в следующем крайне важном обстоятельстве — в социальных сетях все равны, нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей [4, c. 796]. Как следствие, появляется возможность если не для совершенно недопустимого в преподавательской деятельности панибратства, то, как минимум, для отдельных проявлений субъективности, связанной с наличием (или же, наоборот, отсутствием) в друзьях в социальной сети тех или иных своих студентов. Важно иной раз даже подчеркнуть в ходе учебного процесса, что оценка на зачёте и экзамене будут выставляться вне зависимости от наличия дружеского статуса в социальной сети. При этом нельзя также не признать, что сам принцип функционирования соцсетей вполне отвечает духу гуманистической парадигмы обучения, для которой характерны принципы равенства и диалогизма [15, c. 21].

Опыт западных стран в целом демонстрирует благотворное влияние использование социальных сетей на учебный процесс. Так, например, в ходе исследования Дж. Мазера, Р. Мерфи и Ч. Симмондса в США изучалась взаимосвязь присутствия преподавателя в социальной сети «Facebook» и «климатом» классной комнаты. В ходе исследования были выдвинуты несколько гипотез: 1) о взаимосвязи уровня самораскрытия преподавателя через социальную сеть с уровнем мотивации студентов; 2) о связи оценок учеников с уровнем «раскрытия» преподавателя через Facebook; 3) о связи оценок учеников с уровнем их эмоционального состояния. В итоге были подтверждены три гипотезы: уровень мотивации повышался в зависимости от уровня самораскрытия; чем выше студенты оценивали уровень самораскрытия преподавателя через сеть, тем лучше было их эмоциональное состояние; само наличие преподавателя в сети повышало эмоциональное состояние класса [3, c. 59].

В России социальные сети в образовательном процессе используются сравнительно слабо, причиной чему является упомянутое уже нами выше скептическое отношение профессорско-преподавательского состава к соцсетям. Вместе с тем, исследователи в области образования считают перспективным направлением использование социальных сетей для повышения качества образования. По их мнению, эти технологии имеют серьезный педагогический потенциал, который должен быть осмыслен профессиональным сообществом и внедрен в практическую деятельность. В современных условиях основными функциями социальных сетей в обучении являются следующие:

-       соцсеть как мессенджер, т. е. программа для быстрого обмена текстовыми сообщениями. Учитывая широкое распространение мобильных устройств, имеющих выход в Интернет, эта функция становится очень удобной и общедоступной. Идеально подходит для онлайн-консультаций и организации текущего взаимодействия преподавателя и студентов;

-       соцсеть как доска объявлений. Может использоваться структурными подразделениями вузов для официальных сообщений и анонсов предстоящих событий;

-       соцсеть как каталог библиотечных ресурсов. Существуют многочисленные профильные группы или сообщества, где концентрируются книги по различным научным дисциплинам. В подобных интернет-библиотеках с ростом пропускной способности Интернета все чаще появляются полнотекстовые копии книг, позволяющие ссылаться на них с соблюдением всех правил научного цитирования;

-       соцсеть как заменитель бумажных периодических изданий. Почти все современные газеты и многие журналы, пишущие на экономические и управленческие темы, имеют группы в социальных сетях, где анонсируют или полностью публикуют свои материалы [12, c. 39].

Российская исследовательница Е. Н. Павличева писала, что внедрение профессиональных социальных сетей в педагогическую деятельность позволит достичь следующих результатов:

-        формирование единого информационного пространства системы образования;

-        создание высококачественных, открытых и доступных порталов образовательных ресурсов;

-        объединение кадрового потенциала педагогов, повышение их квалификации, знакомство с новыми методиками, мотивация к творчеству и профессиональному развитию;

-        организация системы постоянной консультационной и информационной поддержки всех участников образовательного процесса;

-        формирование новой культуры мышления участников образовательного процесса, переход от знаниевой парадигмы к компетентностной, повышение информационной грамотности.

Можно также выделить следующие преимущества использования социальной сети перед другими видами сетевых технологий:

-        привычная среда для учащихся. Интерфейс, способы коммуникации и публикации контента в этой среде пользователями изучены досконально;

-        разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы [8, c. 212].

Эти обстоятельства закономерно приводят к тому, что благодаря социальным сетям студентам предоставляется возможность обращаться к своим преподавателям с вопросами и комментариями непосредственно в ходе подготовки к практическим занятиями и т. п.. Впрочем, пока ещё опыт показывает, что учащиеся предпочитают задавать вопросы при личном общении с преподавателем, а не через социальные сети, хотя имеется уже немало и примеров обратного. Впрочем, на данный момент содержательные интернет-диалоги между российскими студентами и преподавателями возникают редко [13, c. 38].

Возможности соцсетей позволяют, например, выкладывать учебные видеоролики, рисунки, фотографии, аудиозаписи и документы. Форумы, голосования, опросы, комментарии дают большие возможности совместной работы [8, c. 212]. Кроме того, нередко педагоги размещают на своих страницах или же на специально созданных аккаунтах образовательного свойства обязательные для изучения или дополнительные материалы для самостоятельной работы учащихся [14, c. 234].

Следует также отметить, что в современных условиях большое количество часов при изучении большинства курсов отводится на самостоятельную работу студентов. Как следствие, именно использование социальных сетей может способствовать превращению самостоятельной работы студентов в реальность, а не некую фикцию, как это зачастую бывает на практике. Действительно, недостаточное количество часов (особенно у обучающихся по программе бакалавриата), определенных на изучение данной дисциплины, создаёт ситуацию ощущения неполного уровня знаний, полученных на лекциях. Студентов с мотивацией к учебному процессу это обстоятельство может побудить к самостоятельной работе с учебниками и дополнительной литературой. В то же самое время студенты слабые и даже многие «середняки» будут стремиться пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть получить необходимую оценку «зачтено» при минимальных временных и интеллектуальных затратах со своей стороны [6, c. 239]. Преподаватель же с помощью социальных сетей может не только дополнительно побуждать студентов к самостоятельной работе, но даже и контролировать выполнение таковой.

Актуальным следует признать также об использовании социальных сетей при проведении педагогической практики. Особенно это касается применяемого в ряде вузов проекта «ассистент педагога», в рамках которого студенты старших курсов не только могут приобщиться к образовательному процессу, но и по-новому осмыслить уже хорошо знакомый им материал [9, c. 225].

В целом следует сделать следующие выводы.

Во-первых, наиболее перспективным можно считать системно-генетический подход, в котором сама педагогическая деятельность просматривается как развивающаяся система [16, c. 67]. Использование же социальных сетей в учебном процессе как раз и представляет собой один из вариантов развития педагогической деятельности как системы.

Во-вторых, согласимся с мнением российских исследователей феномена социальных сетей Е. Г. Ефимовым и Н. В. Дулиной, что на сегодняшний день существует множество форм и методов использования социальных сетей в учебном процессе в отечественных ВУЗах [3, c. 60].

В-третьих, укажем, что ежу наличествуют положительные примеры использования соцсетей в образовании. Так, например, исследователь Р. Лейбанов обращает свое внимание на то, что школьник или студент, вступив в группы, которые изучают иностранные языки и выкладывают аудио и видео на иностранном, существенно увеличит словарный запас и в скором времени, возможно, без акцента заговорит на «чужом языке» [1, c. 170]

В-четвёртых, благодаря использованию социальных сетей более тесным становится взаимодействие студентов и преподавателей в учебном и воспитательном процессах.

В-пятых, использование социальных сетей позволяет наладить построение образовательного процесса (содержания, формы и технологии) с ориентацией на человека, его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, созданием условий для раскрытия всех его потенциальных возможностей, для его самореализации и самосовершенствования.

 

Литература:

 

1.                  Гостева Л. З., Плиева М. С. Интернет зависимость у современных детей как актуальная проблема XXI века (обзор литературы) // Основные парадигмы современного социально-гуманитарного знания. Материалы заочной межрегиональной научно-практической конференции. ответственный редактор Т. С. Еремеева. Благовещенск, 2013. С. 167–172.

2.                  Довгий О. Л. Использование социальной сети Вконтакте в учебном процессе // Новый филологический вестник. 2014. № 1 (28). С. 132–135.

3.                  Ефимов Е. Г., Дулина Н. В. Использование социальных сетей в организации учебного процесса в рамках реализации ФГОС (обзор зарубежных исследований) // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 10. № 13 (116). С. 58–61.

4.                  Коваленко Г. А., Хаердинова Г. А. Социальная сеть всемирной паутины интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальной сети «Вконтакте») // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 796.

5.                  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // Электронный доступ: www.ifap.ru

6.                  Лазутина А.Л, Мухорина Л. В., Фоменков А. А., Чадаева С. В. О проблемах преподаваний курса «Политология» студентам неполитологических специальностей // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1. С. 237–240.

7.                  Леушкин Д. В., Марголис Н. Ю., Симонов А. Л., Фоменков А. А. Использование электронных научных библиотек в современном образовательном процессе в вузах // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. № 1. С. 49–53.

8.                  Лыскова В. Ю., Вебер К. С. Социальные сети: применение в образовании, формирование имиджа университета // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 211–213.

9.                  Пахомова Е.А, Семеннова А. С., Редозубова О. А. Патриотическое воспитание в транспортном ВУЗе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 223–225.

10.              Платонов Д. Н., Черкашин И. А. Методические подходы к организации профессионального образования в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 42–50.

11.              Саттарова О. Е., Ярыгина Т. И., Перевозчикова Г. Г. Использование социальной сети в учебном процессе фармацевтического ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 367.

12.              Слатов Д. Г. К вопросу об использовании социальных сетей в преподавании в высшей школе. Эволюция преподавательских предпочтений // Основы экономики, управления и права. 2014. № 1 (13). С. 37–40.

13.              Соломин В. П., Андреев В. П. Использование социальных сетей интернета в преподавании естественнонаучных дисциплин // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 7. С. 36–39.

14.              Стародубцев В. А., Горохова Л. А., Киселёва А. А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232–240.

15.              Усова Е. С. Психологические основания экспертизы и аттестации в системе образования. Дис.... канд. пс. наук: 19.00.07. М., 2000.

16.              Шадрина В. А. Системно-генетический подход к анализу деятельности педагога в процессе его аттестации // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2007. № 42. С. 66–69.

17.              Юринова Е. А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 208.

moluch.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ВУЗА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО (2013, № 4) - 96 - УДК 339.138 Медведева Эвелина Александровна ассистент кафедры маркетинга Пермского государственного национального исследовательского университета [email protected] Водатурская Яна Ростиславовна студент экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета [email protected] ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ВУЗА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Аннотация: В статье рассмотрена проблема продвиже- ния групп образовательных учреждений мо- дераторами в социальных сетях. Приведены результаты двух исследований: контент- анализа и фокус-группы. Контент-анализ был проведен среди трех успешных групп москов- ских университетов: МГУ им. М.В. Ломоносо- ва, Московской высшей школы экономики и РЭУ им. Г.В. Плеханова. Фокус-группа была применена среди студентов экономического факультета Пермского государственного научного исследовательского университета. На основе результатов исследований были разработаны рекомендации для повышения популярности и востребованности группы «Поступай на эконом ПГНИУ (ПГУ)» среди абитуриентов и студентов. Ключевые слова: социальные сети; образование; образова- тельные учреждения; группы в «ВКонтакте»; целевая аудитория; продвижение; модерация. Medvedeva Evelina Aleksandrovna Assistant of the Marketing Subdepartment, Perm State National Research University [email protected] Vodaturskaya Yana Rostislavovna Student, Economic Department, Perm State National Research University [email protected] EFFICIENCY ASSESSMENT OF A HIGHER SCHOOL PROMOTION IN THE SOCIAL NETWORKS Summary: The paper is concerned with promotion of the educational institution groups by moderators in the social networks. There presented results of two studies: content analysis and focus group. The content analysis was conducted among the three successful groups of Moscow universities: Lomonosov Moscow State University, Moscow Higher School of Economics, and Plekhanov Rus- sian Economic University. The focus group re- search was carried out among the students of the Economics Department of the Perm State National Research University. Basing on the research re- sults the authors develop guidelines on popularity improvement of the group “Join the Economic Department of the Perm State National Research University” among university applicants and stu- dents. Keywords: social networking services, education, educational institutions, groups of "VKontakte", target audi- ence, promotion, moderation. Глобальная сеть Интернет прочно вошла в жизнь современного общества, образо- вав всемирную коммуникационную среду [1]. На сегодняшний день Интернет предостав- ляет широкие возможности своим пользователям: получение и передача информации, совершение различных покупок и платежей, заключение сделок, размещение рекламы, поиск потенциальных покупателей, общение в социальных сетях и многое другое. В со- временном мире существенно возросла значимость социальных сетей среди всего насе- ления. Под термином «социальная сеть» сегодня принято понимать общественную си- стему, элементами которой являются люди и различные формы общественных связей между ними, особенность структуры которого заключается в многоуровневости, децен- трализации и неиерархичности [2]. Несмотря на то что социальные сети представляют собой новое явление, на сегодняшний день количество зарегистрированных пользовате- лей в социальных сетях составляет 200 миллионов человек. Социальные сети активно внедряются во все сферы жизнедеятельности общества. Развитие сетей включает в себя возможность самореализации большинства людей и их участие в жизни мирового сооб- щества [3]. Кроме того, образование социальных сетей является неотъемлемой характе- ЭКОНОМИКА - 97 - ристикой модернизированного общества. «ВКонтакте» – является одной из наиболее по- пулярных социальных сетей в России и самым посещаемым ресурсом русскоязычного сегмента сети Интернет. Каждый день на сайт заходят более 46 миллионов человек, что составляет 1/4 часть всей социальной сети [4]. Таким образом, возникает возможность продвижения различных товаров и услуг через сети. В условиях информационного общества образование является важнейшей ценно- стью, которая ориентирована на перспективу устойчивого развития общества [5]. В совре- менных рыночных условиях образование является продуктом, который необходимо как по- купать, так и продавать. Возрастающая конкуренция образовательных учреждений привела к необходимости продвижения и совершенствования образования. Каждому университету необходимо создавать условия для индивидуализации и самоопределения личности и до- стижения более высокого уровня образования, который соответствует современным требо- ваниям рынка труда [6]. Снижающиеся географические барьеры приводят к возможности поступления в университеты не только в своих городах, но и в университеты более высоко- го уровня, расположенные в других городах и за рубежом. Университету необходимо «бо- роться» за студентов путем повышения своего статуса среди других образовательных учреждений. Для привлечения абитуриентов целесообразно осуществлять продвижение образовательных учреждений через Интернет, в частности через социальные сети. На се- годняшний день наиболее актуальным для продвижения своего университета является предоставление краткого справочника о конкурентных преимуществах в соответствующее образовательное учреждение путем создания групп в «ВКонтакте». Тенденция создания университетами групп в «ВКонтакте» для продвижения среди студентов и абитуриентов образовательных учреждений с каждым днем растет. Однако стоит отметить, что существует проблема, связанная с незнанием механизма продвиже- ния групп модераторами, что происходит в связи со слабой модерацией группы людьми, не являющимися профессионалами в соответствующей сфере деятельности. Так, многие университеты создают группы в сети «ВКонтакте», размещают в них информацию о соот- ветствующем образовательном учреждении, однако группы оказываются невостребован- ными, о чем можно судить по их низкой посещаемости. Для подтверждения данной гипотезы был проведен контент-аудит группы эконо- мического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) «Поступай на эконом ПГНИУ ПГУ». Группа существует уже больше года и насчитывает 178 участников. Группа «Поступай на эконом ПГНИУ (ПГУ)» модерируется двумя администраторами. Записи, опубликованные модератором на стене, составляют примерно 90 % всей расположенной информации в группе. Участни- ки группы не комментируют оставленные модератором записи и не размещают личную информацию. Тематика сообщений модератора связана с различными олимпиадами, конкурсами, ярмарками, статьями и поздравлениями. Также размещен материал об условиях поступления в ПГНИУ, об условиях сдачи ЕГЭ, о формах обучения, информа- ция о студенческом городке ПГНИУ и его развитии. Из вышеизложенного можно сде- лать вывод о том, что записи, оставленные модератором, связаны в большей степени с учебной тематикой. Записи о внеучебной деятельности студентов практически отсут- ствуют, что приводит к неполной информированности участников группы о жизни сту- дентов и прохождении различных мероприятий. Частота публикаций модератора составляет 1–3 дня, что говорит о несвоевремен- ности и нерегулярности опубликования информации. Участники группы размещают запи- си на стене крайне редко, к примеру, прослеживается перерыв с 10 сентября 2012 г. по 5 марта 2013 г. Тематика сообщений участников включает информацию о форуме «Карьера в Прикамье», о конкурсе «Мисс университет», расписание проведения ЕГЭ-2013. Таким образом, можно сделать вывод о том, что группа характеризуется непо- ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО (2013, № 4) - 98 - пулярностью среди студентов и отсутствием мобильности, что дополнительно подтвер- ждается наличием комментариев типа «А группа активна? Никто не отвечает в темах». В данной группе присутствует 13 фотоальбомов, которые посвящены различным конференциям, олимпиадам, конкурсам и стажировкам. В каждом фотоальбоме – небольшое количество фотографий (в среднем 10). Самый большой фотоальбом, посвя- щенный дню открытых дверей 2012 г., содержит 44 фотографии. Также в группе разме- щено 10 видеозаписей, которые в большей степени посвящены особенностям ЕГЭ по русскому языку и обществознанию. Выбор видеоряда может объясняться тем, что для поступления на экономический факультет ПГНИУ необходимо сдать экзамены по русско- му языку, математике и обществознанию. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что целевая аудитория группы – абитуриенты, а это говорит о потенциальном уменьше- нии целевой аудитории в целом. Также видео об ЕГЭ не создаст мотивов для поступле- ния в ПГНИУ, что подтверждается малым количеством просмотров видео (в среднем 3 просмотра). Для привлечения абитуриентов рекомендуется создать отдельный подраз- дел в группе, который будет содержать информацию о поступлении на экономический факультет ПГНИУ. Таким образом, группа «Поступай на эконом ПГНИУ (ПГУ)» столкнулась с пробле- мой невостребованности среди студентов и абитуриентов. Для подтверждения данной гипотезы был проведен сравнительный контент-анализ групп московских университетов с высоким рейтингом. Под контент-анализом понимают метод количественного изучения содержания соци- альной и социально-психологической информации [7]. Целью проведения контент-анализа является выявление ключевых факторов успеха. Задачами контент-анализа являются: 1) выделение наиболее успешных групп; 2) рассмотрение и оценка основных характеристик групп; 3) выяснение причин или условий, способствовавших развитию групп; 4) выявление преимуществ каждой из групп. Для проведения контент-анализа была проведена репрезентативная выборка, на основе которой для рассмотрения были взяты зарегистрированные в социальной сети «ВКонтакте» группы экономического факультета ПГНИУ, МГУ имени М.В. Ломоносова (далее МГУ), Московской высшей школы экономики (МВШЭ) и РЭУ имени Г.В. Плеханова. Таблица 1 – Сравнительная характеристика зарегистрированных в социальной сети «ВКонтакте» групп ПГНИУ (эко- ном) МГУ (эконом) МВШЭ РЭУ им. Г.В. Плеханова Количество участников (чел.) 178 7843 1064 16 460 Год создания 2012 2013 2012 2007 Количество администрато- ров в группе 2 3 1 6 Альбомы 13 19 2 64 Видеозаписи 10 59 Нет 76 Обсуждения (темы) 9 20 9 167 Отличительные особенности - Размещение конкурсов на стене груп- пы среди участников Присутствует краткий спра- вочник для студентов Высокая коммуника- бельность и взаимосвязь между модератором и участниками группы ЭКОНОМИКА - 99 - Можно заметить, что в группе экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоно- сова состоит 7843 участника. Группа Московской высшей школы экономики была создана в 2012 г., так же как и группа экономического факультета ПГНИУ, однако на сегодняшний день численность ее участников составляет 1064 участника. Лидирующую позицию по количеству участников в группе занимает группа РЭУ им. Г.В. Плеханова, что говорит о наибольшей популярности группы среди других исследуемых групп. В группе экономического факультета МГУ присутствует 3 администратора, что дает возможность своевременно отвечать на задаваемые вопросы и публиковать информа- цию. Записи, оставленные на стене, принадлежат модератору. Участники группы остав- лять записи на стене не могут, так как для этого закрыт доступ, однако прослеживается интенсивное комментирование студентами записей модератора. Опубликованная моде- ратором информация связана с различными конкурсами, встречами со специально при- глашенными людьми, стажировками и соревнованиями. На стене присутствуют различ- ные опросы и тесты (например, социальный опрос студентов о том, как они относятся к своему университету). Это способствует выражению собственного мнения и объедине- нию участников группы. Отличительной особенностью группы является наличие конкурса «Выиграй iPhone», который заключается в том, что участник должен пригласить своих друзей по университету в группу, сделать репост на новость и разместить ссылку на ре- пост в комментарии. Таким образом, участник, набравший максимальное количество бал- лов, становится победителем. Группа Московской высшей школы экономики модерируется одним администрато- ром. Все записи, опубликованные на стене, принадлежат модератору по причине закры- тия доступа участникам группы для прикрепления записей на стене. В группе информа- ция о деятельности университета и его мероприятиях практически отсутствует, что можно отметить в качестве недостатка данной группы. Тематика размещенной информации свя- зана в основном с высказываниями знаменитостей, демотиваторами и полезной инфор- мацией для студентов, например, как развить способности мозга, как правильно конспек- тировать лекции и так далее. Подобная информация необходима студентам для эконо- мии их времени и повышения эффективности учебного процесса. Лидирующую позицию по количеству администраторов в группе занимает группа РЭУ им. Г.В. Плеханова. Материал, опубликованный на стене группы, размещается как модератором, так и участниками. Отличительной особенностью группы является актив- ность участников. Так, выпускники университета пишут о приеме на работу в их компании, студенты задают вопросы, размещают информацию о тренингах, обращаются с просьба- ми друг к другу. Участники группы спрашивают о том, как учиться в университете, как по- ступить, интересуются о плюсах и минусах данного университета. Также студенты просят помощи в решении контрольной работы и т. д. Таким образом, можно сделать вывод о высокой коммуникабельности группы. Частота публикаций модератора в каждой рассматриваемой группе – ежедневно, что говорит о своевременности и регулярности оставляемой информации. Наибольшее число альбомов содержится в группе РЭУ им. Г.В. Плеханова. Фото- графии, размещенные в группе, посвящены различным мероприятиям: от конференций до тематических вечеринок в клубах. Исходя их этого, можно сделать вывод, что в данной группе полностью отражена как учебная, так и внеучебная деятельность студентов. В каждом фотоальбоме в среднем содержится 100–200 фотографий, максимальное коли- чество составляет 501 фотографию. Особенностью группы экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова явля- ется наличие видеозаписей, связанных с интервью выпускников экономического факуль- тета МГУ, с выступлениями студентов, а также с различными бизнес-секретами и лекция- ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО (2013, № 4) - 100 - ми профессоров. Стоит заметить, что видеозаписи, размещенные в группе РЭУ им. Г.В. Плеханова, связаны в основном с экономической тематикой. В группе РЭУ им. Плеханова содержится наибольшее количество обсуждений по сравнению с другими группами. Тематика обсуждений связана с учебной и спортивной деятельностью, с различными конкурсами, стажировками и олимпиадами. Причем в каж- дом обсуждении замечено большое количество сообщений, что говорит об интересе сту- дентов к задаваемым вопросам и существующим проблемам. Таким образом, из проведенного контент-анализа можно сделать вывод, что груп- па РЭУ им. Г.В. Плеханова обладает наибольшей популярностью и востребованностью среди студентов и абитуриентов. Группа экономического факультета МГУ им. М.В. Ло- моносова за период своего существования смогла объединить участников, вовлечь их в различные обсуждения, опросы и тестирования. Однако в данной группе отсутствует возможность опубликования записей на стене студентами, что ограничивает участников в интерпретации располагаемого материала. Преимуществом группы Московской выс- шей школы экономики является наличие документов с информацией для студентов, к примеру счетов бухгалтерского учета. Подобная информация служит в качестве кратко- го справочника для студентов и может способствовать более продуктивной подготовке к контрольной работе. Группа Московской высшей школы экономики в большей степени направлена на информирование участников группы об учебном процессе. В группе можно прочитать полезные советы, увлекательную информацию и найти необходимый для себя материал. За период существования в группе состоит 1064 участника, что не является пределом ее возможностей, однако данный показатель является примером для подражания в других группах. Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что группа экономиче- ского факультета ПГНИУ в значительной степени уступает другим группам по многим по- казателям. Для изменения данного положения был проведен опрос среди студентов эко- номического факультета ПГНИУ. В опросе участвовало 57 человек. Опрос проводился с целью выявления причин невостребованности и непопулярности группы «ВКонтакте» среди студентов экономического факультета. В ходе опроса было выявлено, что никто из опрашиваемых не состоит в группе. В качестве причин было обозначено либо незнание о ее существовании, либо отсутствие необходимости вступления в группу. В ходе исследования участникам было предложено кратко ознакомиться с информацией, расположенной на стене группы экономического факультета ПГНИУ. По их мнению, наиболее полезной опубликованной информацией является информация о конкурсах и конференциях. Студенты отметили, что данный ма- териал может заинтересовать участников, так как многие не знают о времени прохожде- ния различных мероприятий. Стоит отметить, что только 3 студентам из 57 понравилось название исследуемой группы, так как, по их мнению, название «Поступай на эконом ПГНИУ (ПГУ)» довольно сложно найти. Также часть аудитории высказала мнение о том, что данное название группы может смутить и натолкнуть на мысль, что соответствующая группа является неофициальной. Участниками опроса была выявлена проблема, связан- ная с запозданием опубликования информации. К примеру, приглашение на конферен- цию было опубликовано модератором накануне ее проведения. Участники опроса отме- тили, что многие, возможно, посетили бы данную конференцию, если бы информация была опубликована вовремя. Таким образом, по результатам исследования выделены следующие рекомендации: Название группы. Участники предложили переименовать группу в «Экономический факультет ПГНИУ» и указать в названии, что данная группа является официальной. Дизайн аватарки. Был сделан акцент, что рекомендуется изменить аватарку. По мнению респондентов, фотография на аватарке должна отражать как учебную, так и ЭКОНОМИКА - 101 - внеучебную деятельность студентов. Было предложено сделать коллаж из фотографий с различных мероприятий, проводимых на экономическом факультете ПГНИУ. Контент: – Необходимость проведения интересных обсуждений и опросов после каждого происшедшего мероприятия, а также осуществление опросов, не относящихся к какому- либо событию, к примеру, «Что бы вы хотели добавить в бар университета?». – Создание открытого альбома, куда участники группы могли бы скидывать фото- графии с различных мероприятий. Но, как было отмечено, данная процедура должна от- слеживаться модератором. После опубликования фотографий можно устраивать различ- ные конкурсы, к примеру конкурс на «Самую лучшую фотографию» или на «Самый не- обычный запечатленный момент». – Размещение новостей факультета и актуальной информации, связанной с жиз- нью студентов. Так, одним из опрашиваемых было сказано: «В группе необходимо отра- зить жизнь студентов, которая происходит в их реальной жизни». – Добавление информации о билетах в театры, оперу и на балет. – Детальное сопровождение всех проектов («Мисс и Мистер университета», «Мисс и Мистер экономического факультета», Giper-Game и так далее), а именно размещение всей информации о соответствующих конкурсах в группе экономического факультета. – Размещение в группе экономического факультета информации о расписании, о преподавателях, время их консультаций, контактные и электронные адреса. – Добавление ссылки на электронную библиотеку. – Помещение информации о стипендиях и пошаговой инструкции о том, как можно их получить. – Необходимость размещения более подробной информации о кафедрах, дисци- плинах, о возможности прохождения практики и информации о том, в каких отраслях ра- ботают выпускники по окончании университета. – Привлечение выпускников университета в группу экономического факультета для того, чтобы повысить коммуникабельность внутри группы. – Введение различных бонусов, например, «Тот, кто принесет все лекции по микро- экономике, получит шоколадку». Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций приведет к увеличению количе- ства участников группы экономического факультета ПГНИУ, а также к укреплению взаи- мосвязи студентов, открытому высказыванию своих мнений и выражению эмоций. Благо- даря этому группа станет популярной и востребованной среди студентов и абитуриентов, что позволит ей стать более конкурентоспособной среди других групп. Ссылки: 1. Браславцева Л.А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой инфор- мации : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2010. 169 с. 2. Логинова М.А. Сетевые процессы в социальном взаимодействии : автореф. дис. … канд. филос. наук. Новосибирск, 2011. 151 с. 3. Савина А.А. «Поймать лояльность» в социальную сеть // Маркетинговые коммуникации. 2009. № 5. С. 258– 267. 4. ВКонтакте : [социальная сеть] [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/about (дата обращения: 28.04.2013). 5. Ци Минянь. Становление ценностной парадигмы в социокультурном пространстве современного Китая : автореф. дис. … канд. филос. наук. Чита, 2011. 140 с. 6. Абаков Ю.Н., Павлова Г.А. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии // Марке- тинговые коммуникации образовательного учреждения. 2010. № 6. С. 79–85. 7. Литвинова В.Ю. Контент-анализ как средство организационно-методической диагностики образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Таганрог, 2006. 162 с.

documents.tips


Смотрите также