• Главная

§ 4.3. Прохождение государственной гражданской службы. Продвижение по государственной гражданской службе


§ 4.3. Прохождение государственной гражданской службы

Прохождение государственной гражданской службы можно теоретически разделить на три последовательных этапа:

1. Поступление на государственную гражданскую службу

2. Пребывание на государственной гражданской службе (построение служебной карьеры)

3. Прекращение государственной службы4.

Закрепляя равное право поступления на государственную службу, ст. 21 ч. 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе» вместе с тем устанавливает ряд условий, необходимых для реализации этого права. Чтобы поступить на государственную гражданскую службу, гражданин должен:

− иметь гражданство Российской Федерации;

− достичь возраста 18 лет;

− владеть государственным языком Российской Федерации;

− отвечать соответствующим квалификационным требованиям, установленным для гражданских служащих законом.

Иностранные граждане, лица без гражданства, а также граждане России, имеющие одновременно гражданство другого государства (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ) не могут быть приняты на государственную гражданскую службу. Обращает на себя внимание и повышенный, по сравнению с общим положением ТК РФ минимальный возраст начала служебной деятельности на государственной гражданской службе.

Поступление на гражданскую службу впервые (равно как и переход на другую должность гражданского служащего) осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной должности. Конкурсный отбор реализует принцип приема и карьерного продвижения в системе гражданской службы на основании профессиональных и деловых качеств и призван способствовать повышению общего уровня профессионализма и компетентности гражданских служащих.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством Российской Федерации; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе, а также в ряде других случаев (см. ст. 28 и ст.31 ФЗ №79-ФЗ)

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, если в перечне должностей, утверждённом указом Президента Российской Федерации, прямо предусмотрено, что эти должности могут замещаться без конкурса. Конкурс может не проводиться также при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей. Решение о проведении или непроведении конкурса на замещение указанных должностей в каждом конкретном случае принимает представитель нанимателя.

Право на участие в конкурсе имеют все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным для поступления на государственную гражданскую службу, в том числе уже находящиеся на государственной службе.

Порядок и условия проведения конкурса определяются положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112.

Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия, в которую входят: представитель нанимателя и/или уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

При успешном прохождении конкурса и принятии гражданина на гражданскую службу с ним заключается служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определённой должности, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объёме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Именно в результате заключения служебного контракта возникают государственно-служебные отношения между служащим и государством и гражданин приобретает особый правовой статус.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

7) замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда;

В целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности один раз в три года проводится его аттестация. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств.

Для проведения аттестации в государственном органе формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель нанимателя, уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности;

2) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

3) понижается в должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

При решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего проводится квалификационный экзамен (не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина).

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие должности на определенный срок. Исключение составляют служащие должностей «руководитель» высшей группы, «советники (помощники)», назначаемые Президентом РФ, а также служащие, замещающие должности главной группы должностей, назначаемые Правительством РФ.

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

  • Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, а также к образованию, стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности.

  • Должностные обязанности, права и ответственность государственного гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

  • Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.

  • Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

  • Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

  • Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего с служащими того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

  • Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

  • Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными актами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.

За неисполнение и недобросовестное исполнение служебных обязанностей, за поведение, которое порочит государственную службу, за правонарушения, причинение вреда своей незаконной деятельностью государственный служащий несет ответственность: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную.

За совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

За успешное и добросовестное исполнение своих обязанностей, за выполнение заданий особой важности, сложности, срочности госслужащие получают поощрения.

Применяются следующие виды поощрения и награждения:

  1. Объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения.

  2. Награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка.

  3. Иные виды поощрения и награждения государственного органа.

  4. Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

  5. Поощрение Правительства Российской Федерации.

  6. Поощрение Президента Российской Федерации.

  7. Присвоение почетных званий Российской Федерации.

  8. Награждение знаками отличия Российской Федерации.

  9. Награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Возможно досрочное присвоение классного чина, повышение в должности.

Оплата труда (денежное содержание) государственного гражданского служащего складывается из нескольких составляющих (см. рисунок 4).

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не дольше, чем до достижения им возраста 65 лет.

Рисунок 4 - Оплата труда (денежное содержание) государственных гражданских служащих

Основаниями для прекращения служебного контракта могут быть: соглашение сторон, истечение срока действия срочного служебного контракта, расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего или по инициативе представителя нанимателя, перевод служащего с его согласия в другой государственный орган, на государственную службу иного вида; отказ гражданского служащего от предложенной иной должности либо от повышения квалификации в связи с сокращением должностей, отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации; несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, нарушение запретов, связанных с гражданской службой, отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания и др.

Процесс прохождения государственной гражданской службы может реализовываться в различных видах.

Теоретиками государственной службы выделяются несколько систем прохождения службы и построения карьеры:

1. Должностная система – в ее основе находится утвержденный законодательно реестр должностей, который содержит квалификационные требования, порядок и условия пребывания на каждой из должностей. Государственная служба проходится по должностям в соответствии с решениями руководителя. Возможны карьерные скачки. Положительные стороны: четкость и иерархичность структуры, возможность быстрой карьеры. Недостатки: продвижение не зависит от стажа опыта работы, отсутствует плавный должностной рост на конкурсной основе, повышение и понижение зависят в большей степени не от компетентности, а от начальства, личных связей и т.д.

2. Патронатная система – при назначении на должность и перемещении предпочтение отдается подбору кадров по личному решению руководителя, соответственно, велика роль связей, семейственности, знакомства и т.д.

3. Карьерная система – преимущественно пожизненный найм, карьера проходит в системе установленной иерархии должностей. Продвижение происходит плавно, в соответствии с заслугами, стажем, опытом работы, обеспечен некоторый автоматизм служебного продвижения. Основной механизм отбора – конкурс на вакантные вышестоящие должности. Положительные черты: стабильность положения госслужащего. Недостатки: медленная карьера, нивелирование личных способностей.

4. Партийная система – прохождение службы связано в членством в правящей партии, место в партии определяет положение в структуре госслужбы. Продвижение по службе имеет характер назначений высшим партийным руководством.

В современной России в соответствии с законодательством система прохождения государственной службы имеет смешанный карьерно-должностной характер. Однако в реальности система карьеры практически нивелирована и уступила место должностной системе с элементами патронатной.

Наличие Реестров должностей, невысокая социальная мобильность большинства госслужащих, множество заложенных законодательством возможностей внеконкурсных кадровых решений – все это характеристики сложившейся должностной системы.

Элементом патронатной системы можно назвать отбор на должности категорий «помощники (советники)» по представлению лиц, замещающих должности руководителей.

В последние годы заметно возросло влияние партийной системы, хотя, разумеется, нельзя говорить о ее полноценном существовании в России. О том, что лояльность правящей партии способствует карьере, заявили более половины опрошенных госслужащих. 10% отметили, что их политические взгляды мешают продвижению по службе5.

При этом очевиден запрос со стороны как общества, так и самого корпуса гражданских служащих на построение и реальное функционирование в России карьерной системы прохождения службы. Это положительно отразится также и на качестве персонала государственного управления, которое в массе своей сегодня вызывает нарекания.

studfiles.net

Поступление на государственную гражданскую службу и продвижение по службе — Государственная служба

Поступление на гражданскую службу как акт возникновения служебно-правовых отношений сопряжено с замещением должности гражданской службы.

Все граждане России в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 32) имеют равный доступ к гражданской службе.

Но провозглашение Конституцией РФ равнодоступности к государственной службе на практике является лишь юридической возможностью. Она еще не означает, что любой гражданин России, пожелавший поступить на должность гражданской службы, вправе требовать, чтобы ему предоставили желаемую должность. В силу того что гражданская служба есть специфическая деятельность, требующая для ее исполнения необходимых знаний, умений и навыков, определенных личных качеств, к поступающему на гражданскую службу предъявляются как общие, так и специальные требования.

Прием на государственную гражданскую службу означает приобретение гражданином правового статуса служащего.

Основные требования, предъявляемые к лицу для получения статуса гражданского служащего, выражаются в юридических фактах, при наличии которых и могут возникнуть служебно-правовые отношения. В число таких юридических фактов законодательство включает:

гражданство Российской Федерации;

возраст — не моложе 18 лет;

владение государственным языком;

соответствие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом о гражданской службе.

Законодателем установлены также жесткие ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К их числу отнесены: признание претендента на должность решением суда (вступившим в законную силу) недееспособным или ограниченно дееспособным; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; наличие заболевания, препятствующего исполнению будущих должностных обязанностей; наличие у претендента близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры), если его служба будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; представление заведомо ложных сведений, связанных с поступлением на гражданскую службу, или непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Препятствием к поступлению на гражданскую службу могут быть также запреты, связанные с несовместимостью должности гражданского служащего с другими видами деятельности и обеспечением дисциплинарного режима на гражданской службе.

Следует отметить, что к настоящему времени четко определено, кто является нанимателем гражданина на гражданскую службу. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (ч. 3. ст. 10) устанавливает, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Полномочия государственного нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ возлагаются на руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанного руководителя или лица, замещающего государственную должность.

Как правило, первое представление о претенденте на должность гражданской службы представитель нанимателя получает от знакомства с документами, характеризующими кандидата по основным квалификационным и демографическим данным. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 2 ст. 26) предусматривается, что при поступлении на гражданскую службу гражданин предъявляет представителю нанимателя:

заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

паспорт;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании;

сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

В законодательстве о гражданской службе закрепляются два способа замещения служебных должностей:

а)замещение претендентом должности гражданской службыили замещение гражданским служащим другой должности по результатам конкурса;

б)назначение претендента на должность без проведения конкурса в случаях, установленных ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 79 способом замещения гражданином РФ должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности определен конкурсный отбор.

Федеральный закон и конкретизирующий его Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» четко определяют порядок и условия проведения конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к данной должности. Положение о конкурсе, утвержденное Указом Президента РФ, определяет, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы в течение 30 дней со дня объявления конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. Необходимые документы от претендентов принимаются в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.

Затем осуществляется проверка достоверности сведений, предоставленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также, в случае необходимости, проводится процедура оформления допуска претендента к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Только после этих организационно-правовых действий представитель нанимателя принимает решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса. При этом не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа он направляет соответствующее сообщение гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.

Если на первом этапе конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса государственным органом образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсных комиссий, сроки и порядок их работы, а также методика проведения конкурса определяется правовым актом государственного органа.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности, положений должностного регламента по данной должности, а также иных положений, установленных законодательством о гражданской службе.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов и присутствии при этом не менее двух третей общего числа ее членов.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность либо отказа в таком назначении.

Кандидат, участвовавший в конкурсе, вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законом о гражданской службе.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт.

ifreestore.net

поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 24Следующая ⇒

Прохождение государственной службы – это совокупность юридических фактов (событий и действий), с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

 

Прохождение государственной службы включает в себя поступление на службу (назначение на должность), осуществление службы (присвоение классного чина, аттестацию, применение поощрений и взысканий), прекращение государственно-служебных отношений.

 

Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы осуществляются, главным образом, по конкурсу. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Целью конкурса является определение лица, максимально соответствующего квалификационным требованиям по должности, способного наиболее успешно осуществлять в дальнейшем должностные обязанности.

 

В некоторых случаях, установленных в законе, конкурс не проводится (например, при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, при заключении срочного служебного контракта).

 

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия с участием независимых экспертов, которая проводит оценочные процедуры (тестирование, письменные задания, групповые дискуссии, собеседование и др.).

 

В отношении гражданина, прошедшего конкурс на вакантную должность, представитель нанимателя принимает правовой акт о зачислении на службу и назначении на должность. На основе акта о назначении на должность между представителем нанимателя и гражданином заключается служебный контракт – соглашение о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, в котором устанавливаются права и обязанности сторон.

 

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

 

Содержание и форма служебного контракта определены ст. 24 ФЗ о гражданской службе. Примерная форма служебного контракта утверждена указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя), наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; сроки, права и обязанности гражданского служащего и представителя нанимателя, должностной регламент; условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, режим служебного времени и времени отдыха; условия оплаты труда, ответственность сторон и иные положения. В служебном контракте могут предусматриваться иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным законами и иными нормативными правовыми актами. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

 

Виды контрактов по срокам: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт (от 1 до 5 лет). С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт (сроком от одного года до пяти лет). Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет) не допускается.

 

Перевод на другую должность, временное замещение должности, а также другие события и факты регулируются ФЗ о гражданской службе. Так, согласно ст. 70, служебные споры между служащим и представителем нанимателя рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом в порядке гражданского судопроизводства.

 

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы перечислены в ст. 33 ФЗ о гражданской службе. Служебные отношения могут прекращаться по соглашению сторон, по инициативе служащего, по инициативе нанимателя, по истечению срока контракта, по объективным обстоятельствам, названным в ст. 39 ФЗ о гражданской службе, при несоблюдении ограничений при поступлении.

 

27. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение правонарушений, т. е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

 

Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

 

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ*, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, По­ложение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также поря­док их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или не­надлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

 

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего это выражается в нарушении должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Указ, в частности, предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению правительственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

 

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 — обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

 

Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной проступок. Вместе с тем законодательством преду­смотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эта поступки несовместимы с достоинством и назначением государствен­ных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязан­ностей.

 

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

 

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

 

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

 

Порядок проведения служебных расследований, применения и об­жалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. При этом применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

 

К административной и материальной ответственности лица, находящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

 

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также