• Главная

Раскрутка, реклама, создание имиджа фотографа. Продвижение фотографа менеджмент в фотографии


Золотые правила маркетинга для профессионального фотографа

Все мы в той или иной мере – продукты менталитета той страны, где родились и воспитывались, работаем и творим. И так уж сложилось (а в СССР, напомним, было только 3 рекламы: «Летайте самолетами «Аэрофлота», «Храните деньги в сберегательной кассе! и «Покупайте рыбу хек!»), что фактор маркетинга и рекламы не только недооценивается, но и считается неким «моветоном».

«Фотограф, создавая гениальные работы, сразу же автоматически станет  признанным и богатым», — порой думают многие фотографы. И даже если они так не думают, то все равно бывает очень непросто убедить их в том, что их талант фотографа не будет оценен и замечен, если в них не будет заложен талант маркетолога, продюсера самого себя.  Кстати, во втором случае речь также идет именно о таланте, не стоит об этом забывать. Парадокс состоит в том, что большинство менеджеров различных звеньев покупают фотоаппарат, чтобы перестать быть менеджером, но рано или поздно упираются все в тот же маркетинг. Что делать, это бизнес…

Итак, Вы — начинающий фотограф и хотите стать профессионалом. Отлично. Не стоит слушать тех, кто говорит, что фотографов сейчас по несколько штук на квадратный метр. Скажу по секрету: не бойтесь, спрос определяет предложение, и никак иначе. Несколько лет назад фотографа не на каждую свадьбу звали, сейчас же без него редко когда проходит любой корпоратив (даже если в фирме всего трое-четверо сотрудников). Фотографируют собак, интерьеры, еду. Какое крещение, день рождения, выписка из роддома проходят без участия фотографа? В разговоре с клиентами легко можно узнать, что фотосессия заказана, потому что модель недавно сделала новую прическу, купила новое платье, решила зарегистрироваться на сайте знакомств. И везде нужен фотограф. Так что хотите быть фотографом – будьте им.

Решение принято? Тогда решаем все технические вопросы: как в выборе и покупке необходимого комплекта профессионального оборудования (этот комплект разительно отличается от комплекта любителя), так и в достижении всех необходимых профессиональных навыков по владению этой техникой.

И вот, когда эти трудности устранены, возникают другие вопросы: почему Иванов фотографирует так же как я, но у него очереди из клиентов, а у меня по заказу в месяц и то через знакомых? Или почему Петров делает снимки  гораздо хуже, а его цены в два раза выше? Таких вопросов много, появляются они постоянно, но ответ довольно прост: эти фотографы лучше себя позиционируют, их портфолио всегда оказывается в нужное время в нужном месте. В чем же заключаются золотые правила маркетинга для профессионального фотографа? Попробуем сформулировать.

Прежде всего, не стоит принижать роли маркетинга в своей профессиональной деятельности. Для того, чтобы освоить фотографию, Вы наверняка прочитали не одну профессиональную книгу по обучению этим искусством, наверняка просмотрели множество специальных форумов и фото-уроков.  Так не поленитесь прочитать несколько книг и по маркетингу. Кстати, для фотографов особенно интересны не столько книги практических советов для агентов-«продажников», сколько книги по истории рекламы и маркетинга, так как именно эта направленность дает множество примеров успеха благодаря нестандартным решениям, акциям, возможностям продвижения. Если продвижением Вас занимается другой человек, следит за Вашим сайтом, пишет объявления, поддерживает группы в социальных сетях – всегда помните, что половина Вашего успеха принадлежит ему по праву.Другой, не менее важный аспект – умение общаться и вести переговоры. Так что к списку книг, которые нужно прочитать, добавьте пару книг по риторике. А потом поставьте себя на место молодоженов и позвоните 5-10 свадебным фотографам различных ценовых категорий. И Вы поймете насколько это важно. Увидите, что после 3-4 фраз в независимости от уровня обещаемых фотографий у Вас сразу же сформируется позитивное или негативное впечатление. Насколько по первым фразам можно увидеть, уверен ли в себе фотограф, или он явно скрывает, что снимает третью свадьбу в своей фотокарьере вслед за свадьбами старшего брата и институтской подруги. Готов ли он действительно «креативить» или будет со скучающим видом делать стандартную «репортажку», никак не вмешиваясь в процесс свадьбы. Будет ли молодоженам просто приятно с ним общаться, или же они будут чувствовать себя скованными «плохими моделями», которые все делают не так.

Следующий момент маркетинга – правильное использование интернет-пространства. Даже если Вы презираете социальные сети, блогосферу, различные тематические форумы – надо уметь ими пользоваться. Более того, надо заставлять их приносить Вам существенную прибыль, так  как потенциал подобных порталов на самом деле огромен. Социальные сети сегодня стали знаком времени. Люди ежедневно проводят там  огромное количество времени, нередко ровно столько, сколько проводит на работе.  Переговоры и принятие решения при переписке в «одноклассниках» и «фейсбуке» — уже давно принятая норма. Так что если у нас есть инструменты для достижения цели – надо ими пользоваться, и пользоваться активно.  Группы, фан – клубы, интернет-дискуссии – смотрите что вам ближе и начинайте продвигать себя.

Также необходимо иметь собственный сайт. Главное – чтобы он был. На самом деле, кажется, что сайты есть у всех, но окажитесь на любом фотофоруме и пообщайтесь с фотографами лично и Вы поймете, что у большинства из них нет не только сайта, но и нормальной Интернет-галереи, презентующей их работы.  Да, и в объявлениях они ссылки на свои работы не дают. Что ж удивляться, что многие заказы идут мимо, притом к фотографам, работы которых намного ниже качеством. Но эти работы потенциальные заказчики, по крайней мере, видят.

Огромную роль играет умение правильно определить свою целевую аудиторию и работать только с целевым сегментом. Коэффициент полезного действия будет куда выше. Например, любая общая интернет-доска бесплатных объявлений изобилует предложениями от свадебных фотографов. Но согласитесь, невест, ищущих фотографа не на свадебных сайтах, а на сайтах, где продают все от квартиры до изношенной мебели и ищут как друга жизни, так и специалиста по стрижке собак, не так уж много. Соответственно, объявления на подобных сайтах практически не результативны. С другой стороны: на свадебных сайтах невероятная конкуренция, и довольно сильный демпинг. И на один запрос на свадебном форуме приходит полсотни предложений фотографа, среди которых будут 2 -3 предложения снять свадьбу бесплатно. Так что о высокой результативности говорить тоже не приходится.  Что же делать? Балансировать и искать, прощупывать сайты, на которых еще не много фотографов, но уже много потенциальных или настоящих невест.

Но избежать конкуренции  в любом случае не получится. В фотобизнесе конкуренция – самая большая проблема. И демпинг не является ее решением, ибо в фотобизнесе всегда найдутся новички, снимающие бесплатно, и наивно полагающие, что после первого бесплатного заказа этот клиент придет платно. Так что Вам придется серьезно задуматься над тем, в чем индивидуальность Ваших работ, то есть на языке маркетинга – в чем заключается Ваше уникальное преимущество. Определившись с этим, не забывайте рассказывать об этом своим потенциальным клиентам. И если Ваши преимущества действительно будут уникальны, проблем с заказами не возникнет. Если, конечно, Вы правильно определите свою ценовую нишу.

Как ни странно, от того, что Вы вместо тридцати тысяч за свадьбу возьмете десять, доход у вас больше не станет, так как если и придет заказов больше, то не намного. Однако, если Вы снимаете превосходно, любой увидевший Ваше портфолио будет мучиться вопросом: почему все так хорошо, но так дешево?! И соответственно – начнет подспудно испытывать к Вам недоверие, будет подозревать, что эти работы не Ваши, или Вы будете требовать какую-то дополнительную оплату после… В любом случае – потеряв в самом начале общения доверие, Вы потеряете клиента.

Немаловажен и имидж фотографа. Если Вы прекрасно фотографируете, но одеваетесь как среднерусский фермер, вас просто-напросто побоятся приглашать на банкет из 200 красиво одетых людей. При этом, официальный деловой костюм для фотографа тоже невозможен в силу специфики профессии. Так что остается самовыражаться. И самовыражаться в одежде надо так, чтобы гости потом рассказывали знакомым: «И у них на свадьбе был такой интересный фотограф…». Именно в таких диалогах появляются Ваши потенциальные клиенты.

Умение сотрудничать с визажистами, видеографами, тамадами – также немаловажный аспект Вашего бизнеса. Помните об этом и не теряйте контактов с теми людьми, с которыми Вам довелось и  понравилось работать. Вы можете рекомендовать их, они могут рекомендовать Вас, и нередко подобные рекомендации приносят половину от общего числа заказов.Также вполне выгодно и сотрудничество с агентами, которые будут получать определенный процент от каждого заказа, который они для Вас добыли. Хорошего клиента найти очень нелегко, так что свои деньги они зарабатывают вполне оправдано, так что не стоит относиться к ним как к прилипалам, наживающимся на Вашем таланте, а радуйтесь, так как любой такой человек – на вес золота.

И последний нюанс – стремление к развитию. Помните, как только Вы останавливаетесь в своем творчестве, Вы начинаете отставать. Технологии и тренды в фотографии меняются столь стремительно, что вполне может оказаться, что лучше Вас уже снимают люди, которые взяли фотоаппарат полгода назад. Да и вдохновение всегда видно в работах, так же как и штампы, и стандартные решения. Потому фотографию и относят к искусству, что она может выразить впечатление, эмоцию, художественную задумку, а не автоматически фиксирует происходящее.

Итак, резюмируя, составим «золотые правила маркетинга для профессионального фотографа»:

  1. Не приуменьшать роли маркетинга в своем фотобизнесе, отводя для его изучения достаточное количество времени.
  2. Развивать умение общаться и вести переговоры.
  3. Активно пользоваться преимуществами сети Интернет: социальные сети, блоги, тематические сайты и форумы.
  4. Создать и регулярно обновлять собственный сайт.
  5. Уметь определить свою целевую аудиторию и прицельно работать с ней.
  6. Определить свою ценовую нишу.
  7. Работать над имиджем.
  8. Сотрудничать с представителями смежных профессий.
  9. Не бояться прибегать к услугам агентов.
  10. Всегда стремиться к развитию.  Пределов совершенству нет!

Журавлева Виктория

Золотые правила маркетинга для профессионального фотографа

4.5 (90%) 4 votes

foto-gid.ru

Раскрутка, реклама, создание имиджа фотографа

То, что должен сформировать каждый фотограф в сознании людей, которые его окружают - это имидж фотографа — это образ. Каждый фотограф должен сформировать его самостоятельно, так как это выражение индивидуальности.

Внешний вид любого фотографа, который профессионально занимается съемкой, не должен быть раздражающим. Одежда должна быть приличной и аккуратной. Она не должна бросаться людям в глаза ни своей неряшливостью, ни излишней помпезностью. Работая с обычными людьми на улице слишком роскошные вещи вызовут только раздражение. Работая в богатом обществе, тоже не следует выделяться. Одевшись в дорогой костюм, вы вызовите недоумение, и, опять же, раздражение у публики. Как же фотограф в таком дорогом костюме работает на корпоративе? Чтобы всегда вызывать у людей только положительные эмоции, одевайтесь прилично, аккуратно, но не преувеличивайте свой статус. Пиджак лучше заменить обычной жилеткой. Она не будет сковывать ваши движения во время работы, и будет вполне прилично выглядеть. Естественно, на официальных мероприятиях придется одеться как следует, но это не значит, что ваш костюм должен затмить наряды всех гостей. Следите за тем, чтобы брюки всегда были наглажены, ботинки начищены, а рубашка свежая.

Репортажная съемка заслуживает отдельного разговора. Работая на улице очень важно уметь раствориться в толпе. Одежда является одним из важнейших факторов, влияющих на это умение.

Люди чаще всего охотно идут на контакт с теми, кто с ними равен по статусу. Не нужно пользоваться дорогой ручкой в присутствии редактора, покупающего ваши снимки. Даже в том случае, если вы себе можете это позволить.

Очень важно научиться общаться с людьми. Научитесь угадывать их настроение, эмоции, душевное состояние. Запомните, что у людей вызывают недоверие мрачные и молчаливые люди. Тем более к таким людям не будет доверия как к профессионалам. Если у вас проблемы, их нужно оставить дома, а на работу идти подтянутым и бодрым. Улыбка и хорошее настроение могут оказаться более важными инструментами, чем камера и объектив.

Не стоит упускать из виду явление сарафанного радио. Люди советуют своим друзьям и родным тех, кто доказал свой профессионализм.

Самореклама очень важна. Об успешных фотографах любят писать печатные издания. Газеты охотно публикуют интервью с подборками фотографий. Среди читателей встречаются политики и владельцы крупных компаний. Каждый читатель потенциально может стать заказчиком.

Для того, чтобы попасть на страницы газет и журналов, нужно как минимум быть знакомым с влиятельными людьми из издательства. Рано или поздно к вам обратятся как к профессионалу, и тут то вы проявите себя во всей красе.

Случается так, что работа не выгодна с коммерческой точки зрения, но подумайте о перспективе. Любая работа - это повод проявить себя, завести новые знакомства и стать свидетелем определенных событий. Фотографируя общественные мероприятия или спортивные соревнования задумайтесь над тем, что это всё рано или поздно станет историей. и именно ваши снимки сохранят эту историю на многие годы. Спустя время эти фотографии могут стоить не малых денег. Думайте о перспективе.

Публикуйтесь как можно больше. Естественно, речь не идет о публикациях в низкосортных газетенках. Если вы соберете солидную пачку газет и журналов с вашими фотографиями, это может стать весомым аргументом в вашу пользу на очередном собеседовании. Важна также и специализация изданий. К примеру, не совсем разумно издателю строительного журнала демонстрировать большое количество фотографий природы, опубликованных в соответствующих газетах. Гораздо весомее будут снимки строительной тематики. По прошествии некоторого времени газет и журналов накопится очень много, но не торопитесь выбрасывать лишнее. Лишним ничего не будет. Любая публикация рано или поздно может пригодиться. Просто нужно найти место для хранения архива. Может подойти гараж или дача.

Собирайте портфолио. Портфолио - это не просто альбом с самыми лучшими фотографиями. Портфолио должно быть тематическим. Оно должно отображать ваше умение работать в определенном жанре. На встрече с редактором новостной газеты будут, прежде всего, актуальны репортажные снимки. Набор пейзажной фотографии, скорее всего никого не заинтересует. Портфолио должно содержать снимки тех направлений, в которых вы планируете вести свою деятельность.

Трудно однозначно ответить на вопрос о том, как формировать портфолио. Можно оформить специальный фотоальбом. Большое количество фотографий носить с собой постоянно не удобно, поэтому каждый должен найти универсальное решение для себя. проходя собеседование постоянно нужно быть готовым к тому, что придется показывать фотографии. Кроме того, нужно обязательно иметь полную версию портфолио на сайте в интернете. Продиктовать или скинуть в текстовом сообщении ссылку на интернет страничку очень легко, а просмотреть это сможет каждый. Компьютеры нынче не редкость.

Когда вы достигнете определенного уровня, придется поднимать цену. Зарабатывать хочется больше, но не все заказчики смогут платить столько, сколько вы будете запрашивать. Формируя новый список партнеров, обязательно оставьте наиболее важных и влиятельных, с которыми вы бы хотели продолжать работать. Дело в том, что пока новые партнеры еще не знают вас, нужно иметь поддержку тех. с кем работаешь давно. Кроме того, это позволит стабильно получать новые заказы и пополнять портфолио до тех пор, пока переход на новый уровень окончательно не произойдет.

В заключении стоит еще раз напомнить о репутации. Все знают поговорку о платье. которое рекомендуется беречь с нову. Так и с репутацией фотографа. Не делайте ничего такого, за что потом придется отвечать или краснеть. Вы своей камерой творите историю. За солидную сумму можно согласиться снимать кого угодно для любых целей, но задумайтесь, не навредят ли эти снимки кому-нибудь? Сможете ли вы, сделав что-то аморальное смотреть в глаза людям? Как вы будете чувствовать себя, если ваши коллеги будут отворачиваться от вас? Никто не хочет такого поворота событий. Поэтому взвешивайте все факторы, соглашаясь на работу. Зарабатывать репутацию лучше не скандалами, а качеством.

Copyright by TakeFoto.ru

www.takefoto.ru

11 стадий развития фотографа — abc-fotoscope.ru — Блог Вячеслава Слободчука

Джеймс МаэрЧумовая статья американского фотографа Джеймса Маэра (James Maher). Перевести её трудно, так как язык у него смачный, как в «Алисе в Стране Чудес» или в «Винни-пухе». Но я надеюсь, вы уловите суть. Итак, слово Джеймсу (фотографии его же):

как использовать эту $^@*#%& !?

Как использовать эту $^@*#%&…!?

Хотя я надеюсь, что вы заметите в этой статье достаточное количество самоиронии и поймёте, что приличная часть написанного мной адресована себе самому в ранние годы, на самом деле всё это хорошо описывает путь развития многих фотографов.

Надеюсь, ваш путь в фотографии не будет таким же экстремальным. Но описание этих этапов доставит вам как удовольствие, так и ускорение вашего прогресса в изучении фотографии.

Вот моё мнение по поводу типичного продвижения в фотографии, или

1. Автоматический режим и как использовать эту $^@*#%& !?

Фотоаппарат в руках похож на кирпич, и так происходит в течение  нескольких месяцев, за исключением случаев, когда вы переключаетесь в автоматический режим, чтобы сфотать вашего кота или первый снег во дворе. Вы делаете 12 автопортретов в шляпе в один день, глядя на себя в зеркало в ванной. Пройдёт 12 лет, и вы всё ещё будете использовать эти селфи.

Реальность заключается в том, что вы слышали 5000 фотографических терминов, которые вам надо знать (вы так считаете), и это вас напрягает. Вы всё ещё не понимаете, с чего начинать в первую очередь. Хотя на этом этапе есть всего пять или шесть моментов, которые вам действительно нужно изучить, чтобы начать фотографировать, никто вам об этом не говорит. Мы ещё коснёмся этих вещей.

2. Инструменты — наше всё

котэ

Нет, вы ВИДИТЕ, как резко получился его нос??!у

Когда вы думаете о своём фотоаппарате, ваше сердце ускоряет бег, давление подскакивает, ладони становятся влажными и вас бросает в пот. Фотоаппарат представляется гениальным сплавом высоких технологий и силы. Так предначертано. Аминь.

Четыре объектива, пять фильтров, штатив, о которых вы рассказываете каждому встречному и поперечному, и которые в действительности вовсе не так хороши, новый ремень для фотика, вспышка, лайтрум, фотошоп, модный волшебный плагин «сильвер эфекс», новый дисплей, жесткий диск, вакомовский планшет, огромный фоторюкзак, в котором ваш фотоаппарат может выдержать десятиминутное пребывание под водой, набор для световой кисти, 5000 просмотров на форуме, учебник по HDR, о боже!…

Изредка вы вынимаете фотоаппарат, просто чтобы полюбоваться им, пока ваша жена не застукала вас. Потом вы лезете в интернет, чтобы с нежностью погрузиться в обсуждения динамического диапазона. Хотя фотоаппарат вы выносили из дома, чтобы реально пофотографировать, всего несколько раз.

3. О Боже, всё выглядит так потрясающе!

Велики!

Велики!

Макро, пейзаж, стрит-фото, портреты, путешествия, дикая природа, архитектура, живая музыка, спорт, мода, медицинские изображения и стоматологическая фотография — всё это так круто!

Подкрути насыщенность на 20 единиц, детка! Мир — игрушка в твоих руках. Краски, закаты, двери, брусчатка, цветы, горшки, велосипеды — да, точно, велосипеды!

4. Выдержка, диафрагма, ISO, компенсация экспозиции, баланс белого и фокусное расстояние

Смотрите, а ведь на самом деле, вы ещё не открывали инструкцию к фотоаппарату. Это также известно как истинный шаг номер один. Есть всего шесть вещей, которые фотограф должен знать в самом начале (кроме света, о котором ниже).

  1. выдержка,
  2. диафрагма,
  3. ISO,
  4. компенсация экспозиции,
  5. баланс белого и
  6. фокусное расстояние.

Теперь вы поглощены всевозможными видами обучения и читаете, читаете, читаете. Вы держите в голове, что лучшие фотографы никогда не прекращают этого делать. Вы обнаруживаете, что разные состоявшиеся фотографы дают совершенно разные рекомендации о том, что и как делать… и это сбивает с толку. А вот это уже действительно хорошая новость. Есть много разных путей добраться до конечного пункта с фотоаппаратом.

5. Я лучший фотограф всех времён

качок «Мои познания в фотографии не имеют себе равных. Все остальные отстой. Мои мышцы шеи мощны из-за огромного веса моего величия (и моей фотосумки с жалкими железками). Я есть ИСКУССТВО. Всё есть ИСКУССТВО».

Это ловушка, в которую попадают многие фотографы. Надо ли говорить, что определённая часть застревает на этом этапе дольше, чем следовало бы. Но как правило, в конце концов каждый переходит на следующую стадию годом раньше или годом позже. На стадию, которая называется…

6. О Боже, всё отстой, и я отстой

грустный слон

«Я ненавижу все это. Я худший фотограф в мире. Я пробовал все, и я не могу сделать хороший снимок. Я никогда больше не взгляну на цветок. Я ненавижу закаты. Я ненавижу зайцев. Я ненавижу детей. Я ненавижу печеньки. Я печальный, депрессивный фотограф «.

Это та точка, где вы вспоминаете основы и осознаёте, насколько трудной может быть фотография. Она — не просто набор настроек. Создать интересную фотографию непросто.

7. Начинаю видеть свет

Свет!

Свет!

Эврика! Фотография — это просто рисование светом. Вы знали, что все это вертится вокруг света? Тёплый свет, холодный свет, окрашенный свет, жесткий и мягкий свет, естественный и искусственный свет.Этот этап крайне важен. Изучение света звучит просто, но в действительности это занимает у большинства очень долгое время, чтобы научиться хорошо видеть свет. Просто шок, как долго это может длиться иногда, потому что фотографы склонны фокусироваться на множестве других вещей. И в частности, прежде всего на оборудовании. При обучении применению фотоаппарата свет — переменная номер один в уравнении. Это первая вещь, которую надо изучить, прежде чем вы задумаетесь о настройках вашего фотоаппарата.

8. Налегке

“Забудьте вы про все эти железки. Знаете, фотографы слишком одержимы оборудованием. Один фотоаппарат, один фикс-объектив, маленькая (это прекрасно!) сумка и один ноутбук, на котором я ничего не собираюсь писать — вот и всё, в чём я нуждаюсь. Жизнь прекрасна! Я могу чувствовать жизнь и ветер в моих волосах.”

Здесь часто имеет место не обязательный черно-белый период. И фетиш оборудования превращается в фетиш одной фотосумки. Но на самом деле это важный шаг. Для большинства видов фотографии вам просто не нужно было все это оборудование. Простота может оказаться немного лучше, и это чаще так, чем наоборот.

9. Изучая других фотографов

study

«Ничего себе, было так много прекрасных фотографов на протяжении всей истории, во всех жанрах, по всему миру. И есть много хороших фотографов, снимающих сейчас и делающих это намного лучше, чем я!»

Вы проводите время в книжных магазинах и интернет-исследованиях. Вы начинаетет собирать библиотеку фотолитературы. Это обычно — поворотный пункт в образовании для фотографов. Это может быть и вдохновляющим, и вызывающим смирение.

10. Фокус, целостность и тема жизни

К этому моменту вы фотографировали достаточное количество часов, и начали серьезно совершенствоваться. И хотя так важно затратить часы на изучение фотографии и фотографов, ничто не перевесит время, проведённое непосредственно за фотографированием.

Вы становитесь более интуитивными в обращении с фотоаппаратом, до состояния, когда начинаете забывать, что где находится. Темы ваших фотографий и вид становятся более последовательными. Вы начинаете искать специфические сюжеты и места, которые вам нравится фотографировать больше всего.

Вы начинаете создавать портфолио, собирая фотографии, которые сочетаются друг с другом. Теперь речь идет не об отдельных фотографиях, но о подборках и сериях. Вы начинаете осознавать, что можете таким образом создавать повествование, которое достигает большего, чем могут показать отдельные изображения.

11. Дзен и лёгкое ощущение неадекватности

5-я авеню

В то время как остальные стадии могут занять от пяти до десяти лет, эта одна может длиться всю вашу остальную фотографическую жизнь. Вокруг много невероятных фотографов, которые делают сильные работы, и это может быть пугающим. Такое чувство, что вокруг всегда есть кто-то, кто знает о фотографии больше вас. Каждый день вы натыкаетесь на ещё одно фантастическое творение, об авторе которого вы никогда раньше не слышали.

Но у вас есть и своя собственная сфера интересов и уникальная точка зрения. Осознание этого выделяет вас. Это не просто ваше знание фотографии, а, скорее, понимание сущности и перспективы.

И вот тут вы можете достичь истинного удовлетворения от фотографии и ещё от того, чтобы просто быть маленькой частью всего этого. Это всемирное сообщество людей, заинтересованных в том же, что и вы, но делающих это чуть-чуть иначе. Это даёт силу и вдохновляет.

 

Могут ли эти стадии послужить для вас опорой?  С какой стадией вы могли бы соотнести себя сегодня? Прошли ли вы через другие стадии? Отпишитесь в комментах ниже,пожалуйста.

www.abc-fotoscope.ru

Продвижение и реклама (свадебный фотограф-2011)

Вот и заканчивается февраль, месяц, в котором я поставил эксперимент по рекламе, в рамках проекта «свадебный фотограф-2011», так что пора подвести итоги, а заодно как-то подытожить и подбить различные данные касательно продвижения услуг свадебного фотографа (естественно, на своем примере) и попытки оценки ее эффективности. Заодно поговорим довольно поверхностно о методах продвижения и работы.

Свадебное фото

Фото: Сергей Самсонов

В самом начале надо сделать одно очень важное замечание: я не профессионал свадебного фотодела, я не супер-пупер оптимизатор, рекламщик или продажник. Я просто люблю фотографировать, в основном, людей, в том числе, и за деньги. Как плюс, я немножко понимаю в интернет-технологиях (как и мои фотографические навыки, эти основаны практически полностью на советах друзей, МНТ, бесплатном интернет-самообразовании и пр., так что гурой и экспертом в этом деле не являюсь) и немного знаю, как это работает, имею желание стать чуть популярнее, чем есть, чтобы заработать чуть больше, чем сейчас. Я прекрасно понимаю, что я не столько художник, сколько ремесленник, а значит, имею довольно прагматичный подход к вопросу (об этом мы, кстати, говорили при рассмотрении ошибок фотографов и постановке задач проекта) — собственно, любой свадебный фотограф должен скорее быть прагматиком. Художники здесь тоже бывают, но они скорее исключение, чем правило — художники вообще представляют собой исключение из любого правила, поэтому и ценники у них совсем другие, им на рынок наплевать. Потому, не хочу никого учить, а считаю, что могу дать совет, чем резервирую за собой право удалять комментарии в стиле «КГ/АМ» или «ты сам нифига не понимаешь, а пытаешься учить» — прошу переформулировать такие в стиль конструктивной дискуссии и ругать обоснованно.

Зачем нужны продвижение и реклама?

Тут, кстати, мне ответ понятен: чтобы получить популярность, выраженную в любом виде — заходов посетителей на сайт, просмотра картинок, комментирования, звонков по телефону с предложением кучи денег или просто пообщаться, а в ходе встречи кучу денег уже попросите сами… это неважно — главное, требуется изменение текущей ситуации в позитивную сторону. Если же вам непонятен сам вопрос, то мы шагнем назад и поговорим об этом (остальные могут просто прокрутить до следующей главы).

Чтобы вопрос этот разъяснить, надо вкратце рассмотреть ситуацию в фотографию и на рынке… Прежде всего, не нужно забывать, что это раньше хороший фотоаппарат стоил дорого и в Россию не возился, отчего люди с хорошей техникой вообще были редкостью — сегодняшний маркетинг значительно упростил цепочку поставок, и за сравнительно небольшую цену вы можете получить в свои руки фотоаппарат, который умеет хорошо снимать (при том, что сами вы будете аппарату в умении проигрывать). Раньше фотографы оплачивали из своего кармана каждый сделанный кадр, больше думали и реже щелкали — сегодня все перевернулось, и, отщелкав свадебную фотосессию, ее смело можно удалить простым форматированием карточки, пожалев лишь о потраченном времени (цена кадра здесь, наверное, как-то считается от пробега фотоаппарата, пропорционально классу, но, в любом случае, стремится к ценнику «условно бесплатно»).

Понятно, что в таких условиях количество имеющих хорошие фотоаппараты людей стало очень большим и, в принципе, отщелкать на хороший аппарат свадьбу может любой, выдав какое-никакое, но качество. «Свадьба бесплатно» — это уже не фантастическое предложение будущего, это вполне реальный лозунг, который можно даже в интернете поискать, результат обязательно будет.

Однако, надо помнить и другое: покупка фотоаппарата не делает вас фотографом — надо еще научиться отделять выдержку от диафрагмы и чувствительность от экспокоррекции. Ну или, как минимум, научиться снимать людей, тогда будет сделан первый шаг по тропинке, в конце которой вас ждут лавры настоящего фотографа. Другими словами, стать фотографом непросто, многие на это жизни кладут, а кто-то уходит с тропинки в сторону, просто потому что идти надоело.

Я даже больше скажу: даже когда вы стали фотографом, успех вам отнюдь не гарантирован. Ну фотограф, ну красивые фотки, ну и что? Как раз здесь проходит черта, отличающая любителя (меня, например) от профессионала. Профессионал умеет зарабатывать своим навыком деньги, причем, столько, сколько хватает ему на жизнь, чтобы при этом еще и не было необходимости заниматься другой деятельностью. Хотя, в принципе, можно жить и возле этой черты, зарабатывая лишь по возможности, но имея прикрытую спину в виде основной работы.

В любом случае, путь до денег не так легок, зато очень тернист — при том количестве людей с фотоаппаратами количество тех, кто может заработать, не так велико, и это на фоне падения спроса на фотоуслуги… ой, нет, уже роста: говорят, кризис-то закончился. Это раньше было достаточно фотографу запустить свой сайт (сайтов было мало), чтобы автоматом обеспечить свое представительство в интернете, и туда шли люди. Сегодня же сайты создаются десятками или даже сотнями ежедневно, и Яндексу совершенно наплевать, что одному свадебному фотографу из нескольких тысяч хочется оказаться на первой странице. В итоге, фотографу надо учиться и продвигать свои фотоуслуги, лично или наняв специально обученных людей.

Подготовка к продвижению

Замечу сразу, не существует единственно верного способа популяризации и продажи своих услуг. По крайней мере, очень долго: рано или поздно, его узнают другие, и способ теряет свою действенность — правда, не умирает, скорее, становится стандартным. Другими словами, чтобы выйти хотя бы на стандартный уровень, надо выполнить ряд условий, которые чуть ли не обязательны сегодня.

Учитывая сказанное выше, нужно в корне менять подход по поиску клиентов: если сами клиенты к вам не идут, нужно послушать Магомета (в смысле, пойти к клиенту, а не принимать ислам). Другими словами, не надо ждать манны небесной, не снизойдет на вас божья благодать, только потому, что деньги — это зло, их надо ходить и собирать самому. Будьте активней, поставьте себе цель и идите к ней. Можете даже сделать, как я, открыто заявив об этом интернет-сообществу, вот только сомнений при этом не нужно — если вы сами не можете в себя поверить, другие последуют вашему примеру.

Самый простой путь — это, пожалуй, интернет. Начинается интернет с банального, создания собственного сайта. Стоит ли вообще говорить, что собственный сайт — это норма для фотографа сегодня?! Однако, сайты бывают разными, и есть определенные правила их создания, которые мало знать, их надо использовать, а также уметь грамотно нарушать, чтобы не быть лишь одним из немногих.

Однако, сначала о первом. Прежде всего, сайт должен с самого начала создаваться с оптимизацией для поисковых машин, то есть, преподносить информацию правильно в структурном плане — если найдут они, найдут и ваши посетители. Вся глобальная теория называется SEO, и требует отдельного изучения (наверное, в рамках нашего проекта чуть позже уделю этому больше пространства, пока же порекомендую поискать в сети публикации на эту тему — их очень много, поверьте), которое может занять больше времени. Можно сделать проще и выбрать для сайтостроительства скрипт, который уже сделан с учетом норм SEO (например, Concrete5 или WordPress с пакетом SEO), только при создании структуры учитывать все рекомендации, которые скрипт вам дает и не лениться.

Вкратце же, учтите следующее:

  • посетители вас ищут по запросам, поэтому текст интересных вам запросов должен содержаться на странице, заключенный в теги заголовков и выделение жирным шрифтом. Не переусредствуйте только, не надо делать, как идиот, просто вводя 50 фраз заголовком h2, содержащих словосочетание «свадебный фотограф» — это называется поисковым спамом, в результате чего поисковая машина выключает ваш сайт из поиска (почитайте у сеошников про понятие «тошнота», и все поймете). Учитесь склонять словосочетания и объединять с близлежащими — так вы «разбавляете» нужный целевой контент (например, «свадебный фотограф Сергей Самсонов»).

  • учитывайте параметры «description» (описание страницы), «title» (заголовок страницы), «keywords» (ключевые слова) — они не просто должны быть, они должны соответствовать тому, что содержится на странице и соотноситься с ключевой поисковой фразой. Не ленитесь их заполнять, причем заполнять правильно.

  • регулярно обновляйте сайт пополнением новых статей или публикацией новостей — это поисковики учитывают, иначе ваш сайт считается «мертвым».

  • не старайтесь все выкладывать на одной странице, делите сайт на разделы по темам, подтемам (как минимум, услуги-тарифы-контакты должны быть в виде отдельных страниц)

  • понимайте, что ищет ваш посетитель, ведь он, рано или поздно, придет, и читать 10 фраз «свадебный фотограф» ему не захочется — текст должен быть человеческим и уникальным (т.е., написанным вами), а портфолио должно быть вообще на самом видном месте, равно как и целевые страницы, вроде свадебной съемки или контактов.

Продвижение и реклама

После того, как ваш сайт сделан, вы можете смело начинать толкать сайт, куда только это возможно. Как в интернете, так и вокруг него для этого есть куча вариантов, которые надо обязательно задействовать. Не задействуете, считайте, что просто не охватили аудиторию определенного размера.

  1. Реклама. Самый простой и дорогостоящий путь, который может гарантировать кратковременную эффективность. Вариантов есть немного, и по эффективности они совсем неоднозначны, но свадебщики ими пользуются очень уверенно.

  • Яндекс.Директ. Аналог Google Adwords, только у нас. Контекстная реклама с вашим текстом. преимущество в том, что вы платите не за показы, а за клики, причем, вполне возможно, вашей ключевой аудитории. Представьте, пришли клиенты в Яндекс искать «свадебного фотографа в Москве», полазили, позвонили, скинули ссылку своей половине, думают. Заходят молодожены на любой сайт, где установлены рекламные блоки, а они показывают рекламные объявления фотографов, на которые точно так же можно кликнуть. В итоге, ваши объявления видят и кликают, даже если вы далеки от топа. Недостаток в том, что один клик здесь стоит около 30 рублей (в то время как вебмастерам Яндекс может платить всего пару рублей из этих денег). Мой эксперимент был следующим: отдал я в Яндекс 800 рублей, оставшихся у меня в кошельке в конце января, и они были истрачены с 3 по 18 февраля (показ на средних позициях — там можно стратегию выбирать), обеспечив сайту 38 посетителей. Средняя цена клика получается 21 руб. (судя по статистике, она колебалась от 10 до 30 рублей за штуку). Эти посетители не сделали мне ни одного звонка — наверное, оттого что картинки не понравились. Если верить закону 10%, соотношение здесь следующее: на 1000 посетителей 100 пойдут смотреть портфолио, и 10 оно понравится, они позвонят, и одного вы в итоге зацепите. Естественно, плюс-минус. Если посчитать стоимость привлечения (1000×21=21000 руб.), получается не очень весело, но если сократить количество этапов здесь (например, по клику открывается не страница со свадьбой, а портфолио), цену можно уменьшить на порядок, сделав цену привлечения 1 клиента равной 2100 руб. В принципе, оправданная цена, если брать с клиента от 20000 руб. и выше. Подходит в качестве срочной меры, когда клиента на месяц попросту нет. Кстати, отдельное замечание — сегодня можно пользоваться почтой Google, где работает только Adwords, так что если вы хотите выйти на этих пользователей, размещайте рекламу и через сервис гугла.
  • Реклама на профильных сайтах. До последнего времени таким сайтом был МайВед, который фактически перепродавал трафик, полученный за счет вхождения в топ Яндекса (потратились на раскрутку, получили себе кучу трафика, стали продавать рекламу) — еще зимой он был на 5 месте (первая страница), сейчас у меня показывает 12, то есть, всего 10% показов от общего числа посетителей (все то же правило 10%) по этому запросу. Баннеры на сайте стоят дорого, но там есть возможность просто привилегировнано крутить свой аккаунт на главной странице, чтобы его видели больше посетителей. За всю практику у меня было только 2 свадьбы по заходам с этого сайта (одна в сентябре 2010, другая в прошлую пятницу), и обе пары пришли ко мне случайно. Однако, в феврале, оттого что я зацепил пару оттуда, я решил-таки расстаться с 3000 рублей, чтобы порекламироваться там (ротация нескольких десятков аккаунтов, примерно 15% всех показов сайта, когда он еще был в топе). За месяц с сайта пришло 26 человек (просто для примера, с «фокусов» 1221 и еще придут около 50 человек с этой статьи, хотя последнее совсем нецелевое), то есть, около 1 человека в день. Таким образом, стоимость привлечение 1 посетителя составляет, в таком случае, 115 рублей. Стоит, правда, сделать оговорку: там много фотографов, и такая ситуация наверняка имеет место только для молодых — более крутые наверняка имеют другие результаты. Более того, люди оттуда могут вам просто позвонить или написать (как сделала моя последняя пара, кстати) — в любом случае, ни одна пара оттуда не стала моими клиентами в период рекламы, так что про эффективность решайте сами.
  • форумы невест и молодоженов, прочие свадебные сайты тоже практикуют размещение баннеров за деньги, причем, учтите, аудитория там тоже целевая, хотя и посещаемость куда ниже топовых. Тем не мене, условия размещения рекламы там тоже интересные, и их можно пробовать для довольно срочного размещения.

  • оффлайновые бумажные издания, вроде «из рук в руки» или даже объявлений на заборе. Эффективность неясна, но есть версия, что в других городах работает.

  • Общение и социальная составляющая. Под это подходит сразу несколько факторов, но смысл заключается в том, что надо больше общаться с вашей целевой аудиторией, доносить до нее информацию, даже публиковать что-то интересное, и все с целью достижения какого-то эффекта. Можно банально напрямую предлагать свои услуги, можно действовать более гибко.

    • тусуйтесь на форумах молодоженов — там можно найти ценные контакты, начиная от банального прямого продвижения (контакты на форумах можно найти) и заканчивая созданием интересных для обсуждения тем, стимулирующих общение
    • заведите себе аккаунты на большинстве сайтов свадебных фотоуслуг, разместите там свои фото и по возможности регулярно обновляйте, если на этих сайтах есть возможность отслеживания последних публикаций. МайВед нужно обновлять регулярно — велика вероятность, что вас кто-то увидит, т.к. на главной есть раздел «последние фото», есть сайты «Best Party», «Моя свадьба», «Конферансье», «Свадьба», куча других — на этих надо зарегистрировваться, везде указать ссылки на себя, разместить их код, если это необходимо, у себя на страницах.
    • можно создать или участвовать в созданных группах в социальных сетях — вся молодежь (а значит, целевая аудитория) сейчас там, хотя свадебные группы не слишком активны, зато получите ценный опыт общения с прогрессивной молодежью и поймете, куда двигается мир

  • Поисковая оптимизация. Ну, вы же прекрасно поняли, что одной лишь внутренней оптимизацией здесь не обойдешься — нужна еще внешняя. Другими словами, надо пытаться искусственно или естественно воздействовать на результаты выдачи поисковых машин. Смысл в том, что, просто зарегистрировав сайт «свадебный фотограф», вы ничего не добьетесь. Нужно достичь определенного рейтинга, ведь интернет — это большая каста, на кого больше ссылаются хорошие ресурсы, тому больше и верят. Другими словами, больше ссылок на вас — выше в результатах по конкретным критериям поиска ваш сайт будет представлен.

    • обменивайтесь ссылками с хорошими ресурсами, предлагайте сами и лично — часто на них сидят не самые зажравшиеся вебмастера, которые тоже заинтересованы в ссылках на них, так что выигрывают от этого все. Не забудьте только просить их ставить соответствующие анкоры (то есть, те слова, с которых ссылка идет) на ссылках. Не старайтесь выбить из человека ссылку вида «свадебный фотограф» на вас — это глупо. Добавьте к этому хотя бы свое ФИО… просто попытайтесь представить, сколько людей такие «уникальные» ссылки раскидывают по сети — поисковики от этого только путаются.

    • если не получается просто обменяться ссылками, предлагайте писать статьи в обмен на обратную ссылку — статья с популярного ресурса первое время приносит посетителей, а потом уже влияет на позиции вашего сайта на страницах поиска.

    • в конце концов, просто закупайте ссылки или статьи на специализированных биржах. Это не совсем законно, и этого очень не любит Яндекс, но очень быстро решить проблему ссылочной недостаточности можно только за деньги.

    • не ждите мгновенного эффекта — из-за специальных мер, принятых поисковыми машинами, ссылки срабатывают лишь через несколько месяцев, так что действуйте постоянно, тогда ваш сайт будет постепенно расти в глазах поисковиков, что вы обязательно заметите.

    • не торгуйте ссылками сами, это плохая практика, которую не любят поисковики. Если решили зарабатывать фотографией, так и делайте.

  • Сотрудничество. Вы знаете, что большое значение имеет не только с кем конкурировать, но и с кем сотрудничать? Знаете, что видеооператоры — не только враги фотографов, но и их помощники? Так используйте это!

    • договоритесь (на соответствующих условиях) с людьми, предоставляющими сопутствующие услуги, о том чтобы рекомендовать их своим клиентам, взамен на рекомендацию вас как фотографа. Это не распространено у нас, но это не значит, что такое не работает, просто договориться чуть сложнее. Идеи: ведущие свадеб, операторы, визажисты.

    • раскидайте мини-копии своего портфолио, возможно, со спецпредложениями, по знакомым свадебные салонам, цветочным магазинам и другим местам обитания молодоженов на тех же условиях, будьте готовы пойти на уступки ради их интересов, но и сами не сдавайтесь.

    • уведомите знакомых фотографов, которые свадеб не снимают, о том, что вы этим занимаетесь и вам ничуть не стыдно — налейте кофе каждому из них, а при рекомендации еще и чего-то более забористого. Это работает, пусть и не слишком эффективно.

    • напомните всем своим знакомым, как молодым, так и не очень, что вы снимаете свадьбы, покажите им фотографии, раздайте визитки — личная рекомендация всегда лучше тупой рекламы.

    Нестандартный подход

    Сделали изложенное выше? Не думайте, что это все — вполне возможно, я даже половины известных способов не описал. Теперь начинайте генерить абсолютно бредовые, но свежие мысли, ведь никто не скажет вам заранее, что это не сработает, надо пытаться сделать максимум того, что от вас зависит. В конце концов, именно в оригинальном подходе заключается секрет успеха — тот, кто действует стандартно, никогда выше стандарта и не вылезет.

    Просто несколько идей:

    • напечатайте открытки со своими фотографиями и спецпредложением, вроде какого-нибудь скидочного сертификата — будете давать их молодоженам, в том числе, перспективным. Такие штуки есть в прайсе даже у Нетпринта, и способны творить чудеса.
    • запустите проект «свадебный фотограф-2011» (можно любой другой год) — не факт, что это работает, о результатах я смогу сказать только в конце года, но то, что делиться опытом для собственного продвижения полезно, это точно. Как минимум, в своей голове все распределите.

    • вас спрашивают о цене? Не просто назовите ее, напишите по почте (возьмите у людей почту, да), приложив к письму несколько картинок из вашего портфолио, которыми вы гордитесь.

    • поменяйте свою жизнь, купите подвижную игровую приставку, займитесь спортом, идите в фитнес-клуб — изменения в жизни не только сделают вас лично подвижней, но привнесут в вашу жизнь изменения, которые не замедлят изменить и вашу жизненную ситуацию.

    Вместо заключения

    Хочу просто сказать, что не стоит винить «рынок», «фотографов-халтурщиков», «кризис» — это лишь обстоятельства, в которых люди живут. А ведь люди женятся и рожают детей постоянно (с переменным успехом, естественно), значит, и спрос есть более или менее постоянный, надо лишь интересы людей понять. Будьте гибче, двигайтесь, чтобы ноги не затекали. Читайте больше, изучайте, если денег не жалко, ходите на мастерклассы известных мэтров. Проглотили порцию информации, внедрили ее, идите дальше, исследуйте новые открывающиеся перспективы, учите других, да и вообще будьте позитивны, помните, что то, что вы отдаете наружу, обязательно к вам возвращается, потому делитесь только хорошим.

    focused.ru

    Как стать успешным фотографом | Интересный Мир: путешествия, туризм, психология, наука, техника, интересное в мире, юмор, история, культура

    Как в действительности становятся успешными фотографами

    573539_original

    Успешным делают фотографа НЕ знания в области фотографии. Чтобы ещё раз услышать это, фотографы платят огромные деньги за мастер-классы именитых и востребованных, и… пропускают всё мимо ушей. Вот выжимка из того, что вам расскажут на подавляющем большинстве курсов по “успешности”, куда толпами ходят и свадебные, и рекламные, и коммерческие фотографы. Буду краток. Простите за цинизм.

    Секрет не в том, КАК вы снимаете. Фирменный стиль, характерные кадры, умелая обработка это лишь ребро медали, даже не одна из сторон. Как я неоднократно убедился, на многих семинарах по фотографии, среди коммерчески успешных фотографов немало тех, кто кто снимает на дорогую зеркалку в “зелёном режиме” (на полном автомате), в JPEG, не используют никаких хитрых методов обработки или ретуши, и вываливают клиенту по три тысячи снимков результата – на, “закопайся”! Ну, как успешных… зарабатывающих достаточно, чтобы окупать технику, ездить в отпуск и на дорогие семинары и, в целом, жить.

    Почему это происходит? Потому что рынком фотографии правят правила рынка, а не правила фотографии. Прежде всего, фотограф должен уметь себя продать (это первый кирпичик в построении успешности). Думаете Прокудин-Горский объехал всю царскую Россию с камерой потому, что хорошо снимал? Бытует мнение, что это произошло по другой причине: сумел убедить царя, что это нужно для интересов страны, после чего получил карт-бланш, а чиновникам было предписано помогать ему в работе.

    Точно так же, век спустя, современного фотографа продают простые вещи: его портфолио, его навыки самопиара, его прошлые клиенты и коммуникабельность.

    Портфолио

    Самой распространённой ошибкой является портфолио, созданное по образу и подобию описанного выше способа работы с клиентом – побольше всего-всего-всего, в кучу, в расчёте, что клиент среди тысячи выложенных фото найдёт те, что его подкупят сделать заказ именно у этого специалиста. В портфолио “неудачника” котики соседствуют с обнажёнными моделями, фотографиями младенцев, флакончиками духов и пейзажами из Турции и ближайшего леса. Абсолютно все топовые фотографы, из коммерчески-успешных, советуют максимально проредить портфолио. Не нужно выкладывать три дубля одной модели с одной съёмки (даже в сепии, цвете и под другим ракурсом): одного кадра достаточно. Если вы сами не можете решить, какой вариант лучший и самый впечатляющий, то не думайте что три варианта помогут вам продаться. Клиент скорее закроет ваше портфолио и найдёт более эффектное, с лучше выраженным wow-фактором.

    Вал фоточек в портфолио показывает только, и исключительно, ваш непрофессионализм. В идеальном портфолио должно быть 15-30 снимков. Лучших.

    Я знаю фотографов, совершенно бездарных, которые умудряются себя продать при помощи портфолио с краденными снимками. Это противоречит многим другим пунктам, но доказывает простую вещь – можно не уметь снимать, быть одноразовым обманщиком, с которым затем не будут связываться, но ухитряться себя продавать раз за разом.

    Агент

    Агентом начинающего фотографа является он сам: сам себе пиарщик, маркетолог и продвиженец. Сидеть ровно на стуле значит ничего не получать. Только самые дурные, выложив сайтик с портфолио или группу, сразу ждут заказов.

    Сайт нужно продвигать, в том числе при помощи SEO, обмена ссылками, упоминаний на других сайтах и в форумах, через директ и адсенс, стикерами на столбах, при помощи блога в ЖЖ. Блог тоже нужно продвигать – через хороший контент, комментарии на первом уровне у маститых, через календарное, некалендарное, и внекалендарное промо. Но, прежде всего, через добротный и целевой контент. Блог фотографа не о его личной жизни, влюблённости и шопинге, а о результатах работы, интересных не только ему и клиенту, а широкому кругу лиц.

    Группы в соцсетях можно двигать интересными репостами и авторскими постами, контентом, фотогалерей, через лайки, за платные анонсы в популярных группах и многими другими способами. Все эти варианты продвижения нужно знать, любить и уметь использовать. Не умеющий продвинуть свой сайт, блог или группу фотограф не станет успешным. И нужно понимать, что посещаемость сайта/блога/паблика тождественна продажам только, если там аудитория целевая. Размыв её, добавив читателей анекдотов или любителей радиоуправляемых самолётиков, можно дойти до ситуации, когда аудитория вроде бы и велика, но на продажи не работает.

    Продвижение – очень активная работа, и очень важная, способная прямо генерировать продажи. В будущем, этим может заниматься специально обученный (или обучаемый) человек, так называемый агент, который будет предлагать услуги фотографа клиентам, продавать мастер-классы, фото-туры, другие сопутствующие услуги, следить за трендами на рынке и даже предлагать фотографу принять участие в каких-то значимых мероприятиях с точки зрения самопиара. В конце концов, выход в премиальный сегмент это ещё и имя, и соответствующий ценник.

    Здесь важны даже визитки, которые должны куда-то отсылать, и не на vasisualiypupkin1994.narod.ru, а куда-то в более презентабельное место. Ох, сколько фотографов “экономит много денег”, решив, что умея нажимать на спуск они научились ещё и дизайну с полиграфией. Смотреть на эту туалетную бумагу с аляповатым дизайном просто страшно.

    Прошлые клиенты

    Один из самых действенных механизмов – довольные прошлые клиенты (не важно, говорим мы о физических, или о юридических лицах). Многие фотографы совершают ошибку, считая что клиент, заплативший деньги, уже не очень то и клиент, что его можно забыть, сложить в архив, как отработанные кадры. Хороший фотограф, занимающийся продажами, прошлых клиентов ведёт. “Вести” – это и вовремя сдать работу, не пропадая; и поздравить с годовщиной свадьбы и рождением детей; и предложить бонус после съёмки просто так, от души, а не чтобы дополнительно заработать. В итоге кто-то один раз работает с заказчиком, а кого-то рекомедуют всем знакомым и коллегам: и как хорошего человека, и как хорошего специалиста, и привлекают на дополнительные съёмки.

    “Вести клиента” – это полноценный CRM (Customer Relationship Management): создание базы клиентов с массой сопроводительной информации, шаблоны коммерческих предложений, оперативные ответы на любые вопросы, включая готовые прайс-листы по всем предоставляемым услугам. Это и многие другие вещи, которые традиционно недооценивают. Это и умение дать клиенту то, чего он ждёт, не закопав его в объёме. Более довольный клиент тот, кто получил меньше качественных фотографий, а не тот, кому вывалили 3000 необработанных. Тот, кто получил не диск или флешку, а фотокнигу с результатом. Тот, кому вы на съёмке предложили сфотографироваться с VIP-персоной, и прислали хороший снимок на память просто так, без дополнительной платы.

    Я знаю фотографов, неплохих, которых не рекомендуют друзьям просто потому, что они год отдают результат. Да, они вылизывают каждый снимок, берутся за каждую следующую работу, но в итоге оставляют за спиной руины отношений с клиентом. Я знаю немало тех, кто вычёркивает клиента закончив работу, рассчитывая максимум на рекомендацию. И дела у них идут плачевно. Умение вести клиента и дружить с ним отличает всех успешных фотографов.

    Объём работ и эффективность

    Эффективность – ещё один фактор, в котором не уместен перфекционизм. Нацеливаясь на коммерческую эффективность, нужно реалистично оценивать собственные силы. Многих фотографов губит жадность – вместо того, чтобы сколотить команду из ассистента, ретушёра и дизайнера, чтобы делать работу быстро и хорошо, они всё делают сами. Корпят над каждым снимком по полчаса, вылизывая детали, которые ни один клиент не заметит и не оценит. Снимают один раз в неделю, и потом неделю занимаются допиливанием. Знаю тех, кто тратит сотни тысяч на объективы и камеры, пожалев куда более скромные суммы на быстрый компьютер, который позволит выполнять работу в несколько раз быстрее. Все они сидят и зашиваются, а значит, подводят клиентов, выдают результат не когда ложка ещё хороша к обеду, а через полгода.

    Эффективность, проистекающая из использования эффективных методов и оборудования, – один из сильно недооцениваемых факторов. Я знаю фотографов, которые до сих пор работают на компьютерах с одноядерными процессорами и парой гигабайт памяти, тратя на обработку фотографий часы вместо минут. Тех, кто пользуется кардридерами с USB 2.0, и сбрасывает отснятое на диск час, а не десять минут. Из подобных мелочей складывается их workflow – медленный и неэффективный. Из плохого workflow проистекают плохие продажи.

    Коммуникабельность и деловые качества

    Как показывают мои наблюдения, часто в фотографию уходят люди, в себе неуверенные. А именно это и мешает хорошим продажам. Успешный фотограф, как и топовый блогер, человек предельно коммуникабельный. Он может плохо говорить, но хорошо переписываться – суть не в этом. Главное, что с ним легко найти общий язык, можно быстро достичь результата, и он может убедить клиента… стать клиентом. Даже умея не очень хорошо снимать, он сможет обосновать: почему именно его услуги стоит предпочесть. И он умеет поддержать отношения.

    Успешный фотограф должен обладать качествами делового человека: обязательностью, умением себя подать, коммуникабельностью, чутьём. На мастер-классах зубров, зарабатывающих хорошие деньги, рассказывают не о выборе камеры и объектива, не о способах ретуши, а о том, как сделать заказчику приятно.

    Что посоветовать… да что угодно – прочитать Карнеги, сходить на курсы по выступлениям публично, самообразовываться иным способом. Главное, достигнуть результата и стать интересным собеседником, коммуникабельным и не зажатым человеком. Как вы этого добьётесь дело личное.

    Ценник

    Ценник – тоже немаловажный вопрос. Сможете ответить что лучше: отснять 10 свадеб по 10 тысяч или 2, но по 50? С другой стороны, лучше заработать в плохой месяц 30 тысяч на трёх свадьбах, или ноль ни на одной? Цена работы фотографа определяет и его клиентуру, и сезонность, и периодичность спроса. Скажем, в бюджетной свадебной фотографии, когда снимают прямо в России, выстреливают тёплые месяцы, а в дорогой запросто играют и зимние, потому что и сама свадьба, и медовый месяц, проходят в тёплых странах.

    Стоит ли гнаться за премиумом? В круг тех, кто берёт за одну свадебную съёмку 300 тысяч рублей, чрезвычайно сложно попасть. Выбор в том сегменте производится не по тем же самым принципам, что в сегменте бюджетном. Рекомендации и “как у Ивана Ивановича” в премиальном сегменте играют более важную роль, чем сайт, портфолио и даже имя.

    Стоит ли играть во всех сегментах? Хватаясь за все заказы подряд, снимая один сюжет клиенту за 5 тысяч, а другому за 50, вы рискуете “закопаться во вранье”. Работа должна стоить ровно столько, сколько вы готовы за неё брать, и цена должна быть фиксированной, соответствующей региону и рынку. Но имейте в виду, что низкая цена – иногда явный минус в глазах клиента. Я видел немало случаев, когда от услуг более профессионального фотографа отказывались просто потому, что он стоит дешевле дилетанта.

    И ещё один момент. Многие успешные фотографы знают, что имеет право на жизнь принцип “значит Вы – не мой клиент”, когда вы отказываетесь от съёмки, если клиент начинает продавливать на скидку. Принцип тут простой – если клиент вас на скидку прожал, значит ваша работа стоит в реальности меньше, чем вы просите. Никогда не давайте клиентам скидок на работы: предлагайте бонусы, дополнительные услуги, что-то сверх оговоренного объёма работ, но не снижайте цену.

    Продажа дополнительных услуг

    Ещё один характерный приём успешного фотографа – продажа дополнительных услуг. Это как в магазине, где вы покупаете свой смартфон: в нагрузку предлагают и чехол, и автомобильную зарядку, и плёнку на экран, и установку программ за деньги. Многие не догадываются, что основной заработок магазин делает именно на этих “допах”, с маржой в сотни процентов, а не на самом смартфоне, где “навар” всего сотня долларов сверх цены.

    В фотографии то же самое. Скажем, в свадебной съёмке можно за дополнительную плату предложить сделать не обычную (“бесплатную”), а расширенную “элитную”, в репортажной дополнительную печать, в предметной объёмную съёмку и т.д. И если основная съёмка стоит не так дорого, то дополнительными услугами, в том числе с привлечением контрагентов, можно набрать ещё немало.

    Кроме того, не стоит забывать и о “проекте под ключ” – клиент предпочтёт фотографа, предложившего полный спектр услуг, с налаженными контактами среди визажистов, парикмахеров, стилистов, нежели того, кто не имеет налаженных контактов с коллегами.

    Умение фотографировать

    Мастерство… это очень мутная штука… совершенствуясь в фотографии, вы будете оглядываться на свои снимки, сделанные год назад, и понимать, как плохо работали тогда, и как исправились сейчас. Так будет и через год, и ещё через год, и через десять лет. Это особенность эволюции – став довольным своим умением, сказав “теперь я всё могу”, вы ошибаетесь Это лишь значит, что вы застыли в развитии, впали в ступор. Учиться фотографии можно (и нужно) с раннего детства и до самой смерти, так и не став сколько-нибудь успешным.

    Впрочем, здесь есть интересный нюанс – успешные фотографы находятся в тренде. Это значит, что они знают, что сейчас пользуется спросом. Если нужно снимать свадьбы на тилт-шифт или в HDR, они это делают, даже если не очень любят. Если нужно снимать с пузырьками, то делают это. Когда рынок меняется, они отслеживают тенденции и находят тех, кто может научить, как это сделать. Всё знать невозможно, но учиться, учиться и ещё раз учиться нужно. Застывший на одном уровне фотограф – мёртвый фотограф.

    Автор Станислав Васильев. По материалам авторского сайта: Блог о хайтеке

    Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

    При возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел «Туризм», читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье «Живите интересно!».

    Электронное СМИ «Интересный мир». 02.09.2015

    Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

    На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

    Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

    Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

    www.interesmir.ru


    Смотрите также