• Главная

Современные технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Продвижение чтения в виртуальной среде


По следам "Осени в Михайловском": Продвижение книги и чтения библиотеками в виртуальной среде

По следам "Осени в Михайловском": Продвижение книги и чтения библиотеками в виртуальной среде

 Ялышева В.В., ст. научный сотрудник РНБ, председатель секции по чтению РБА

Процесс появления библиотечных сайтов в России длится уже второе десятилетие. За прошедшие годы в профессиональной печати проблематика сайтостроения неоднократно становилась предметом анализа и обсуждения. Мощным толчком для их развития стали всероссийские конкурсы сайтов публичных библиотек, проведенные под эгидой РБА в 2005 - 2008 гг. И если большая часть региональных библиотек уже их имеет, то в среде публичных библиотек наличие сайта еще относительно редкое явление.

В профессиональной прессе сайты библиотек рассматриваются как элемент поддержки и продвижения чтения. Для детских и юношеских библиотек в целом данный тезис безусловно верен. Такой подход разделяют и региональные библиотеки. Особенно хотелось бы отметить те из них, при которых созданы региональные центры чтения и книги, имеющие собственные страницы или самостоятельные сайты.

В настоящее время все большее число муниципальных и межпоселенческих библиотек ставят перед собой задачу создания сайта. Знакомство с уже созданными и находящимися в процессе создания сайтами показывает, что некоторые библиотеки задачу продвижения чтения на сайте вообще не ставят. Данная тема, не смотря на имеющиеся достижения, продолжает оставаться достаточно острой и требующей серьезной методической поддержки. Именно потому, что значительному числу библиотек еще только предстоит заниматься вопросом сайтостроения, имеет смысл анализировать не только положительный опыт, но и сложившиеся проблемные ситуации.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание - это вопрос позиционирования себя в виртуальном пространстве. Ведется оно сегодня с очень разных идейных позиций и зачастую ориентировано совсем не на читателей. При знакомстве с этим контентом сразу возникают такие вопросы как: какова цель создания данного сайта, как его авторам видится потенциальная целевая аудитория? Вариантов представления себя довольно много. Некоторые вообще опускают вопрос о том, что такое библиотека, другие цитируют или излагают положения уставных документов, третьи вообще приводят уставные документы целиком. Например, один из вариантов представления библиотеки (в разделе «О библиотеке»): «Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Красносулинского района» является некоммерческой организацией, ее организационно-правовая форма - муниципальное учреждение, созданное и финансируемое собственником. Библиотека является Центральной, общедоступной библиотекой универсального профиля Красносулинского района, центром комплектования документов на различных носителях информации для библиотек поселений района, основным хранилищем документов на различных носителях информации районного значения, центром информации для населения муниципального района, организационно-методическим центром для муниципальных библиотек поселений своего района, центром автоматизированной системы муниципальных библиотек поселений района и центром межбиблиотечного обслуживания населения поселений. Учредителем МУК МЦБ является Администрация Красносулинского района Ростовской области»...(http://www.sulinlib.ru/about.html)Некоторые считают нужным говорить о миссии библиотеки, другие о целях и задачах, третьи о приоритетных направлениях деятельности. Причем в последнем случае ключевым является слово воспитание, библиотека позиционирует себя как учреждение, занимающееся гражданско-патриотическим, нравственным, экологическим и т.д. воспитанием. Сами формулировки миссии, целей и задач заслуживают специального разговора.

Есть библиотеки, для которых ключевым оказывается позиционирование себя как методических центров для учреждений своей системы. Именно так считает нужным заявлять о себе МЦБ Брянского района, являющаяся консультационным методическим центром для поселенческих библиотек. Соответственно среди основных направлений своей деятельности эта библиотека видит, прежде всего, методическое руководство, обучение кадров и только затем библиотечное обслуживание всех категорий пользователей ( http://cb-bryansk.ucoz.ru/ ). В тоже время многие создают свои сайты, ориентируясь на читателей, рекламируя себя, свои возможности и услуги для читателей. Так, представление библиотеки может содержать, например, следующий текст: «Что такое муниципальное учреждение Ловозерская межпоселенческая библиотека сегодня? Это 8 стационарных библиотек и почти 3 десятка пунктов выдачи в организациях и учреждениях района. Это тысячи читателей и десятки тысяч выданных им изданий. Это литературные вечера и праздники книги, встречи с писателями и поэтами, презентации книг и журналов, литературные часы и уроки исторической памяти и многое другое. Хочется верить, что библиотеки в районе будут всегда, будут читатели и новые книги для них». (http://revdabiblios.com/main/history). Или другой пример уже с главной страницы сайта (http://lib.bratsk.ru/):

«Добро пожаловать на сайт Централизованной библиотечной системы города Братска!Вам нужна литература всех времен и народов, книги на любую тему... Вам необходима информация по законодательным актам России... Хотите поступить в престижное учебное заведение... Интересуетесь историей и культурой нашего города...Вы хотите вырастить на своем дачном участке хороший урожай...У Вас возникли вопросы по воспитанию детей...Мечтаете быть здоровыми и привлекательными...Обратитесь к нам - и мы поможем!Мы - это Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Братска»

Несколько иной подход демонстрируют коллеги с Камчатки, размещая на главной странице: «Вас приветствует Межпоселенческая Централизованная библиотечная система Елизовского муниципального района, Камчатского края. На нашей странице вы узнаете о нас, наших новостях, наших проектах, наших ресурсах, увидите замечательные фото нашего удивительного края - Камчатки. Мы всегда Вам рады!» И завершают это приветствие словами из гимна Елизовских библиотекарей: «Библиотекари, мы чудаки наверно, Свою любовь мы Книге отдаем, И в нас энергия большая - это верно, Как в тех вулканах, у которых мы живем». (http://www.elizovolib.kamchatka.ru/ ) Одним из компонентов пропаганды книги и чтения на сайте является использование цитат, мудрых мыслей, образов книги. Формы для этого используются разные: статичная цитата как эпиграф, бегущая строка, сменяющие друг друга высказывания на разных страницах сайта...Образ книги как статичная картинка или как фон для страницы. Например, МБУК МОСР «Межпоселенческая библиотека Северского района» Краснодарского края на главной странице приветствует своих посетителей, размещает цитату П. Буаста о важности библиотек, а также на фоне книги следующие слова: «Северская известная, Северская процветающая - Это Северская читающая». (http://sev-bibl.jimdo.com/)

Важным является введение специальных рубрик на сайте. Варианты здесь также различны и варьируются от информации о новых поступлениях в фонд до специальных рубрик, наполненных рекомендательными материалами. Даже рубрики, посвященные новинкам, можно назвать и наполнить по-разному. Одни библиотеки используют, например, такие формулировки как «Новые поступления», «Новинки», «Обзоры новинок», «Книжные новинки», делая акцент на информировании. Другие стремятся усилить рекомендательный характер, как, например, Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г. Нижневартовска ввела рубрику на главной странице сайта «Советуем почитать», где представляет несколько книг, от которых по ссылке можно перейти к «Новым поступлениям». Представляют новинки, как в виде библиографических списков, так и виртуальных выставок. Формы подачи также различны и требуют специально рассмотрения. Помимо рубрик, посвященных новинкам, библиотеки используют и следующие рекомендательные рубрики: «Книжный мир» (Кондопожская ЦРБ), «Читаем книги лауреатов литературных премий» (Андроповская межпоселенческая ЦРБ), «Спрашивайте в библиотеках города» (ЦБС г. Батайска), «Планета читателей» (Ловозерская межпоселенческая библиотека) и т.д. Даже содержание полезных ссылок может содержать как ссылки на сайты библиотек, так и на конкретные сайты, посвященные чтению. Например, МУК БИС г. Новокуйбышевска Самарской области в подрубрику «Полезные ссылки», включенную в рубрику «ПроЧтение» включило: Что читать? Ищем советы, что почитать http://community.livejournal.com/chto_chitat Книжный бум: Для тех, кто любит книги и не может молчать об этом! http://www.liveinternet.ru/community/858158/profile Российское книжное сообщество http://community.livejournal.com/ru_books. (http://www.mukbislib.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=165). Гораздо реже рекомендация носит персонифицированный характер. Например, на сайте Сальской межпоселенческой центральной библиотеки Ростовской области рубрика «Пользователю» содержит не только такую информацию как часы работы, правила библиотеки, но и несколько рекомендательных подрубрик, в том числе «Читатели рекомендуют», где представлен обзор книг, пользующихся наибольшим читательским спросом. На сайте Обнинской ЦБС Калужской области в рубрике «Служба книжных новостей» три библиотекаря рассказывают о разных изданиях. Причем посетитель сайта знакомится не только с рекомендательными текстами, но и с его авторами: видит их фотографии, узнает фамилию, имя, отчество и должность.

В ряде случаев библиотеки не только информируют и рекомендуют издания, но и стремятся организовать общение по поводу этих книг. Например, рубрика «Читателям» на сайте межпоселенческой центральной библиотеки Яковлевского района Белгородской области содержит две подрубрики «Интересная книги» и «Рейтинг книг», которые вынесены на главную страницу и сразу привлекают внимание. Читателям предоставлена возможность оценить издания и оставить свой комментарий.

Поддержанию живого диалога с виртуальными и реальными читателями служат, размещенные на сайтах викторины, Интернет-голосования, форумы, организация возможности общения в социальных сетях. Интересен в данном случае опыт библиотекарей г. Арзамаса. Это и блог «Библиомания», группа «Библиомания» (г. Арзамас) Вконтакте, страница «Централизованная библиотечная система г.Арзамаса» на Facbook и микроблог «ЦБС г.Арзамаса» в Tvitter». Предназначенные, в первую очередь, для организации профессионального общения, они втягивают в орбиту своего влияния и читателей.

Есть примеры создания специальных проектов по чтению, среди которых можно назвать виртуальную библиотеку «Тольятти литературный», размещенную на сайте библиотеки Автограда, портал «Край у Байкала» и т.д. В 2011 г. МУ ЦБС г. Якутска реализует на сайте проект виртуальной книжной выставки «Следует прочесть!» На главных страницах сайтов библиотеки размещают различные опросы так или иначе связанные с чтением. К сожалению, знакомство с ними также зачастую порождает ряд вопросов, в том числе, зачем проводится данный опрос и задумывались ли его создатели о том, каков будет эффект от его размещения на сайте. Авторы совершенно упускают из виду, что выбор темы и ее формулировка, предлагаемые варианты ответов, несбалансированность шкалы могут оказать влияние на ответы респондентов, иметь далеко идущие последствия. Некоторые, размещенные библиотеками опросы, формируют скорее негативное отношение к чтению, транслируют широко распространенные штампы на уровне обыденного сознания, очень далеки от серьезного профессионального подхода.

Большую роль в рекламе библиотеки и ее услуг могут играть публичные отчеты перед населением, размещенные на сайтах. Форма подачи и содержание такого отчета обязательно должны учитывать его целевую аудиторию. Важно понимать, что отчет перед учредителем и публичный отчет перед населением, размещенный на сайте - это все-таки разные документы.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание - это создание сайта с ориентацией на разные читательские группы. Например, сайт МУК ЦГБ г. Нижний Тагил создан с учетом интересов четырех групп, для каждой из которых выделена специальная рубрика: инвалиды по зрению (с соответствующим звуковым оформлением), клуб любителей книги, читателям от 20 и старше, для детей и юношества. Для каждой группы свое оформление страницы, свой рубрикатор, свой разговор о книге и чтении.

Следует отметить, что есть библиотеки, которые создают свой сайт именно как инструмент пропаганды книги, чтения и библиотеки. Хороший пример - сайт муниципального учреждения культуры «Библиотечная информационная сеть» г.о. Новокуйбышевск Самарской области (www.mukbislib.ru). Рубрики, их наполнение, форма подачи материала - все служит поставленной цели.

К сожалению, сегодня мы можем наблюдать на библиотечных сайтах не только отсутствие рекламы книги и чтения, но и находим примеры антирекламы чтения. Например, на сайте одной из библиотек можно найти следующие идеи, которые она считает нужным демонстрировать, а следовательно и продвигать: «К сожалению, в последние годы мы наблюдаем стойкое снижение интереса к чтению как таковому: приоритетное чтение - это деловое чтение, а не чтение для души. Библиотека сегодня несколько изменила свое предназначение - это, прежде всего, центр информации, причем оперативной и качественной. Надо отметить, что пользователю...важен результат, предельно быстрый... Поэтому приходится менять ориентиры деятельности...».

Необходимо, чтобы каждая библиотека, создавая или совершенствуя свой сайт, осознавала важность не только информации, но и чтения для современного человека и стремилась профессионально, интересно и качественно, используя современные возможности, вести разговор о Книге.

ДОКЛАДЫ, продвижение книги и чтения |
Добавить комментарий, используя социальные сети

portal.pskovlib.ru

Современные технологии продвижения чтения в нечитающую среду

Ответ библиотеки:

Добрый день. Ваш запрос не совсем ясен. Если вам нужен список литературы, то по теме "продвижение чтения" существует большое количество публикаций.Предлагаем список литературы на наше усмотрение:

Белоколенко, М. В. Программы поддержки чтения и грамотности: апробированные практики : [опыт ЦБС г. Москвы] / М. В. Белоколенко // Современная библиотека. – 2017. – № 2. – С. 90-92.

Будем читать! : сборник материалов из опыта работы библиотек Нижегородской области по продвижению чтения / сост. Т. В. Ксенофонтова. – Нижний Новгород : Нижегородская государственная областная детская библиотека, 2007. – 123, [1] с.

Давыдова, И. С. Психологические аспекты развития читательской активности в подростковом возрасте : [психологические особенности читательской активности подростков, роль школы в продвижении чтения и создания среды для развития читательской активности, в руководстве чтением подростков] / И. С. Давыдова // Литература в школе. – 2017. – № 12. – С. 34-37.

Логвиненко, Г. Чем занять пытливый ум подростка : [областные конкурсы продвижения детской литературы – опыт Белгородской государственной детской библиотеки имени А. А. Лиханова] / Г. Логвиненко // Библиополе. – 2016. – № 3. – С. 6-8.

Пальгуева, Г. М. Чтение-дарение : уроки "предчтения": на лесенке у книжных полок / Г. М. Пальгуева. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011. – 223 с. : ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1; вып. 3).

Продвижение чтения в контексте национальных культурных стратегий : сб. мат. науч.-практич. конф.: IV Международ. фестиваль проектов по продвижению книги и чтения "Осень в Михайловском", 18-20 сент. 2007 г. / сост. О. В. Акинфиева, А. Г. Уралова. – Псков : Областная универсальная научная библиотека, 2007. – 98 с.

Ставка на мультиформатность : [социальные медиа и кроссмедийные платформы как инструмент продвижения книги и чтения в веб-среде] // Современная библиотека. – 2016. – № 1. – С. 32-36.

Сыромятникова, С. С. Буктьюберы: книжные эксперты нового формата : [продвижение книг в соцсетях и о движении буктьюберов во всём мире] / С. С. Сыромятникова // Библиотечное дело. – 2017. – № 18. – C. 21.

Шестакова, В. Арт-поезд, мультстудия и фотопутешествие : [межрайонный фестиваль проектов продвижения чтения] / В. Шестакова // Библиополе. – 2017. – № 5. – С. 22-25.

Также смотрите ответ на запрос в ВСС РНБ http://vss.nlr.ru/query_info.php?query_ID=33572

Ответы из архива ВСС РНБ http://vss.nlr.ru/archive_catalog.php?project_ID=40&rid=5633

возможно, следует обратиться в Виртуальную справочную службу Национальной библиотеки Республики Тувы http://tuva-library.ru/contents/73-virtualnaya-spravochnaya-slujba.html

19.02.2018, 146 просмотров.

aksakovka.ru

"Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России"

Выдержка из работы

БиблиотековедениеУДК 02 ББК 78. 303ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В НЕЧИТАЮЩУЮ СРЕДУ.ОПЫТ БИБЛИОТЕК РОССИИ© Ю. П. Мелентьева, 2006Московский государственный университет культуры и искусства 141 406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7Рассматривается деятельность российских библиотек по привлечению к чтению различных слоев населения. Дается обстоятельный анализ проектов, осуществляемых в этом направлении. Очерчивается круг острых проблем, которые необходимо решить для расширения сферы чтения.Ключевые слова: чтение, культура чтения, продвижение книг, читательские группы, имидж библиотеки.Многочисленные и весьма авторитетные социологические исследования, проведенные в России в течение последних 15−20 лет, констатируют явное сужение сферы чтения, утрату широкими слоями населения навыков систематического чтения, обеднение чтения детей и подростков и т. п., что, впрочем, вполне соотносится с общей мировой тенденцией.В этих условиях российская библиотека, основной задачей которой, как правило, прежде являлось продвижение (а до недавних пор — пропаганда) самих книг (авторов, тем, библиографических списков, баз данных и т. д.), вслед за библиотеками других стран начинает осознавать как важнейшую и свою другую задачу — продвижение самого процесса чтения, вовлечение в этот процесс людей, входящих в различные читательские группы, формирование у них отношения к чтению как удовольствию, формирование привлекательного облика библиотеки как места, где всегда можно найти понимание и помощь.Хотя опыт этой деятельности в России не так продолжителен, как в других странах, материал, полученный в ходе конкурса «Мы и книга», проведенного некоммерческой общественной организацией «Пушкинская библиотека» среди российских библиотек в 2005 г., позволяет сделать некоторые общие выводы.Прежде всего, очевидно, что российские библиотеки (библиотекари) сегодня осознают, что привлечение к чтению — весьма сложная задача, решить которую в ходе «кампании», «волевым путем» невозможно: «заставить читать — невозможно, заразить чтением — можно». Кроме того, стало ясно, что интимность самого процесса чтения предполагает личностный, индивидуальный подход к тому, кого мы хотим к чтению приохотить.Именно поэтому основными своими задачами российские библиотекари считают: формирование дружелюбного облика библиотеки, где каждый может найти помощь- воспитание потребности в чтении у различных категорий читателей- формирование культуры чтения, т. е. умений, позволяющих читателю самостоятельно формировать свой круг чтения.Дальнейшее глубокое изучение и анализ материалов реализованных проектов, которые прислали более ста российских библиотек на конкурс, позволяют охарактеризовать их деятельность как чрезвычайно многообразную, несущую сильный творческий заряд.Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие и яркость, нестандартность форм деятельности библиотеки.Многие библиотеки, желая донести идеи о ценности чтения до нечитающих, выносят свои мероприятия за стены библиотек — на улицы, в кафе, в гущу народа.Целью чрезвычайно интересного, хорошо продуманного и прекрасно организованного библиотечного проекта в г. Астрахани стало продвижение поэзии, привлечение внимания к ней. Библиотека провела открытую общегородскую акцию на улицах, в интернет-кафе, в вузах и других местах.Акция проходила в три этапа. Первый этап -визуальный. Условный девиз: «Делай стих! Смотри стих!». Авторы акции через творчество Маяковского, Хлебникова, Крученых, Вознесенского, Мориц и др. постарались выявить и показать единую природу стихотворения и изображения. В этом им помогала живопись, аппликация, компьютерная верстка, фотография, бытовые предметы.Второй этап имел девиз «Стих на слух». Теперь понять стих помогали кино, театр, музыка.Стихи звучали и в архивных записях, в авторском чтении.Третий этап акции назывался «Стихия стиха -стихи по почте». В один день человек должен был взять книгу, прочесть стихи и затем отослать кому-то понравившееся стихотворение по почте (электронной почте). Место действия — городской парк, кафе города, интернет-кафе, где были расставлены столики, на них — книги и почтовые принадлежности, почтовые ящики и т. д. Эта акция увлекла весь город, буквально каждый человек, особенно молодой, был охвачен ею.Цель проекта «Книга — Dolby Digital Surround» (г. Барнаул) — создание положительного имиджа библиотеки среди молодежи, адаптация традиционно существующей формы библиотеки к настоящей социокультурной ситуации в молодежной субкультуре. Проект предполагал формирование связей с коммерческими структурами, которые готовы к сотрудничеству с библиотекой- мониторинг интересов молодежи- совершенствование форм работы с молодежью. Партнерами библиотеки в реализации проекта стали: ночной клуб, развлекательный центр, периодические издания, радио и др.Реклама о деятельности библиотеки, в частности о проводимом ею конкурсе на лучшее знание классики «На каждую книгу — по фильму», была помещена на улицах, в ночном клубе, на массовых мероприятиях, на веб-сайтах развлекательных учреждений, вузов и в других местах. Подведение итогов показало, что акция успешно выполнила свою задачу — молодежь стала относиться к библиотеке как «к своей» организации.Задача проекта «Чтение для всех и каждого» (г. Ульяновск) — выйти за пределы сложившейся библиотечной аудитории, ориентируя свои усилия на нечитающую молодежь и мало читающую часть населения- придать продвижению книги новый смысл, увидеть новый ракурс в привычной деятельности.Проект был направлен на создание программ, ориентированных на преодоление культурной изоляции проблемных социальных групп (трудные подростки, взрослые и дети с ограниченными возможностями) — возрождение классической традиции семейного чтения.В ходе реализации проекта стала понятна необходимость расширения сферы воздействия библиотеки и выход за ее пределы: в книжные магазины- на книжные ярмарки, городские праздники, фестивали книги- в парки, летние лагеря, городские дворы. Проект должен был решить следующие задачи:• привлечь к реализации программы тех, кто устранился от этой работы, в том числе городские властные структуры-• сформировать в общественной среде «моду» на чтение-• привлечь к чтению литературы разных жанров и стилей-• развить интерес к краеведению, использованию культурного наследия региона в продвижении чтения и др.В рамках проекта была проведена литературная игра «Симбирский литературный тракт" — «Симбирск глазами поручика Лермонтова" — «Е-майл -любимому автору" — «Прочитай, не пожалеешь" — «Откроем книгу вместе» и др.Огромный успех имел проект Екатеринбургской областной библиотеки «Мы, кофе и книга». Авторы этого, как они определили сами, «книжногастрономического» проекта имели целью создать новый образ библиотеки в обществе — образ открытой, дружелюбной системы. В этом проекте воплотилась мечта любого читателя о библиотеке, которая не закрывается никогда. Авторы проекта сумели создать ощущение подлинной близости к книге. В библиотеке открыто литературное кафе, которое начинает работать после закрытия самой библиотеки. В кафе, которое называется «Почти восемь» (особым шрифтом выделялись отдельные части этих слов, образовавшие слово «Чтиво»), проходят литературные встречи, обсуждения книг, обмен впечатлениями, общение всех, кто «заглянул на огонек». На сайте библиотеки — открыта «виртуальная кофейня», где каждый читатель и посетитель кафе может высказать свое мнение о книгах, библиотеке, просто о жизни. Библиотечное кафе «Почти восемь» пользуется большой популярностью в городе, особенно в молодежной среде.Мысль о необходимости чтения лежит в основе проекта «Прочитал… И вам советую» (Нижний Новгород), в ходе которого известные люди города рассказывают о том, что они читают. Проект открыл мэр города. Среди участников проекта должно было сложиться (и складывается) мнение о том, что «человек читающий — человек успешный» (так называлась рубрика в местной газете).Задача привлечения к чтению нечитающих стояла перед авторами проекта городской библиотеки г. Заречного (Пензенской обл.). В этих целях библиотекари вышли на улицы и провели исследование (опрос, анкета) с видеосъемкой. Они собрали 3 тыс. видеоанкет. Результаты опроса были представлены населению города в фильмах «Читающий Заречный», «Портрет нашего читателя». Был создан и помещен на веб-сайте библиотеки рекомендательный указатель «Читайте лучшее».Ряд присланных проектов был посвящен проблеме семейного чтения и привлечения к чтению детей.Проекты «Аз, буки, веди. Читаем всей семьей» (г. Нижний Тагил), «Чтение с рождения» (Тю-менская обл.), «Читающая семья» (г. Омск) активно проводили мысль о том, что «семья читающая -семья благополучная». В ходе проектов проводились конкурсы (например, «Наш семейный формуляр»), передавались книги в многодетные семьи, была организована «Школа для родителей», создавались рекомендательные пособия и выставки («Когда мы дома всей семьей», «Дети советуют родителям», «Библиотека + семья = ?», «Как увлечь ребенка чтением?»), были напечатаны открытки с текстом колыбельных песен, которые вручались молодым родителям, книжные закладки «Читайте детям 20 минут ежедневно!» со списком книг для маленьких детей.Идея о привлечении нечитающих детей к чтению лежит в основе проекта «Читаю слушая» (г. Воркута), который предполагает оборудование аудиоабонемента: в России становится модно «читать ушами».Проект «Сказки нашего двора» (г. Вологда) включает такие мероприятия, как городской праздник детской книги- городской конкурс детского литературного творчества, летняя программа чтения, профессиональный конкурс библиотека-рей-«сказочников». Цель проекта — в утверждении ценности чтения в малом сообществе детей и взрослых (двор) и в большом культурном пространстве родного города.Ряд проектов был посвящен проблеме продвижения чтения в различные читательские группы.Так, проект «Мир без границ» был направлен людям с ограниченными физическими возможностями. Он представляет собой поистине уникальный проект: его авторы создали автоматизированное рабочее место (АРМ) для незрячего читателя с выходом в Интернет, обеспечили его тифлооборудованием и необходимыми программами, создав тем самым в библиотеке безбарьерную среду.Проект «С книгой по жизни» (г. Белгород) адресован пожилым людям и людям, оказавшимся в сложных социальных условиях: ветеранам ВОВ, инвалидам, «афганцам», «чеченцам», а также тем, кто отбывает наказание в воспитательных колониях и тюрьмах.В рамках этого проекта в областной библиотеке создан центр чтения. Он проводит большую работу по информационной помощи читателям по правовым, экономическим проблемам, касающимся их жизни. Проводятся акции в помощь формированию фондов тюремных библиотек- организован стационарный пункт — выдача книг в госпитале ветеранов войн.Центр чтения проводит большую работу по ликвидации вторичной неграмотности трудных подростков. Идет постоянное изучение их интересов, в том числе и читательских. Создается банк данных в помощь им по правовым, медицинским,психологическим проблемам и др. Реализуются специальные программы по вопросам, особенно актуальным в их среде.Очень интересен проект «Человек читающий» (г. Нижний Тагил), в рамках которого реализуются программы «Читающий администратор», «Читающий предприниматель», «Книги, которые выбирают настоящие мужчины», «Читающий врач», «Читающая милиция» и др.В ходе реализации этих программ проводится мысль о том, что читатели отличаются от нечита-телей уровнем развития интеллекта, имеют больший объем памяти, лучше владеют речью, читающие люди легче входят в контакт и быстрее находят правильное решение и т. д.Ряд проектов посвящен проблеме изучения иностранных языков как средства приобщения к чтению — проекты «ФАН (Французский, Английский, Немецкий) центр в библиотеке» и «СИ — ДИ и учи иностранные языки», г. Белгород), «Изучаем английский язык» (г. Краснодар), «Создание ресурсного центра изучения иностранных языков» (г. Великий Новгород) имеют целью привлечеть к изучению иностранных языков, чтению иностранной литературы, организовать содержательный и полезный досуг детей и молодежи. В рамках проектов проходят ярмарки и фестивали иностранной книги, встречи с писателями, переводчиками, преподавателями иностранных языков и др.Создаются сайты библиотек в Интернете на английском языке, выпускаются сидиромы с информацией о коллекции иностранных книг и деятельности библиотеки, с рекомендательными списками книг для различных читательских категорий.Часть присланных на конкурс проектов была посвящена формированию культуры чтения, развитию читательской культуры.В рамках проектов «Творческое чтение классики» (г. Новосибирск), «Лидер чтения» (Приморский край, с. Кавалерово) проводились фотоконкурсы («Портрет читающего человека»), обзоры литературы («Что надо прочесть до 20 лет»), был организован клуб «Человек читающий».Чрезвычайный интерес представляет собой цикл учебно-методических пособий по методике чтения художественной литературы, созданных новосибирскими библиотекарями: «Медленное чтение», «Аналитическое чтение», «Объемное чтение», «Маркированное чтение» (с карандашом в руках), а также методические разработки — «Виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель" — «Словари — друзья и помощники» и др.Развитию культуры чтения студентов посвящен проект университетской библиотеки г. Омска. Его цель — распространение чтения в студенческой среде- воспитание читательских вкусов- выявлениетворческих возможностей студентов. В рамках проекта проведено исследование «Студенты — читатели художественной литературы», что позволило библиотеке скорректировать свою деятельность. Издается газета «Читалка», на страницах которой публикуются материалы, влияющие на формирование культуры чтения студентов, в том числе страничка «Литературный Омск». Работает «поэтическая мастерская», проводятся конкурсы (призы — путевки в спортивный лагерь, абонементы в бассейн и др.), региональный межвузовский поэтический фестиваль- интеллект-шоу- конкурс на лучшую читающую группу- книжный практикум по «заразительному» чтению- программа ЧИПС — читаем, играем, поем, смеемся. Библиотека постоянно издает красочные буклеты о своей деятельности. Ведет постоянный мониторинг интересов и запросов студентов.Анализ показывает, что во всех проектах, в той или иной степени, используются современные технологии и методы продвижения чтения и представления книги. Это и видеосъемка, и создание веб-сайтов библиотек, и расположение там разнообразной информации, и использование СО-ЯОМ, и многое другое.Другая особенность современной деятельности библиотек по продвижению чтения и книги заключается в том, что она предполагает широкое партнерство с организациями и учреждениями, для которых также ясна важность заявленной проблемы. Анализ партнеров библиотеки, участвующих в их проектах, показал, что это, прежде всего, администрация города, средства массовой информации (электронные и печатные), общеобразовательные школы, вузы, средние учебные заведения, музеи, библиотеки других ведомств (школьные, вузов-ские), творческие союзы (писателей, композиторов, художников), благотворительные фонды, неформальные молодежные организации, бизнесмены, правоохранительные органы, госпитали, тюрьмы, вспомогательные школы и многое другое. Исследование показало, что чем более «глубоко» в местную среду «внедрен» проект, чем большее количество людей заинтересовано в его реализации, тем он успешнее.Таким образом, большинство проектов, осуществляемых российскими библиотеками в этом направлении, посвящены в основном продвижению чтения в молодежную среду- популяризации чтения среди детей- продвижению поэзии- привлечению к чтению людей с ограниченными возможностями. Гораздо реже встречаются проекты, предполагающие работу в среде заключенных, а также проекты, развивающие навыки грамотности и чтения у взрослых.При этом за пределом внимания отечественных специалистов остаются пока такие острые проблемы, как:• популяризация чтения среди солдат срочной службы-• пропаганда чтения среди мужского населения-• проекты для больных дислексией-• пропаганда чтения среди этнических меньшинств-• оказание помощи в развитии базовых навыков грамотности детям-сиротам и нуждающимся детям-• работа со стационарными пациентами медицинских учреждений и т. п.Эти проблемы российским библиотекарям еще предстоит осмыслить.Автор благодарит некоммерческую организацию «Пушкинская библиотека» за возможность использовать в статье материалы проектов, присланные на организованный ею конкурс «Мы и книга» и изученные автором на правах эксперта.Материал поступил в редакцию 6. G2. 2GG6 г.Сведения об авторе: Мелентьева Юлия Петровна — заведующая кафедрой библиотековедения, профессор, тел. (495) 570−01−44, факс (495) 570−31−88

Показать Свернуть

bakalavr-info.ru

По следам "Осени в Михайловском": Продвижение книги и чтения библиотеками в виртуальной среде

По следам "Осени в Михайловском": Продвижение книги и чтения библиотеками в виртуальной среде

 Ялышева В.В., ст. научный сотрудник РНБ, председатель секции по чтению РБА

Процесс появления библиотечных сайтов в России длится уже второе десятилетие. За прошедшие годы в профессиональной печати проблематика сайтостроения неоднократно становилась предметом анализа и обсуждения. Мощным толчком для их развития стали всероссийские конкурсы сайтов публичных библиотек, проведенные под эгидой РБА в 2005 - 2008 гг. И если большая часть региональных библиотек уже их имеет, то в среде публичных библиотек наличие сайта еще относительно редкое явление.

В профессиональной прессе сайты библиотек рассматриваются как элемент поддержки и продвижения чтения. Для детских и юношеских библиотек в целом данный тезис безусловно верен. Такой подход разделяют и региональные библиотеки. Особенно хотелось бы отметить те из них, при которых созданы региональные центры чтения и книги, имеющие собственные страницы или самостоятельные сайты.

В настоящее время все большее число муниципальных и межпоселенческих библиотек ставят перед собой задачу создания сайта. Знакомство с уже созданными и находящимися в процессе создания сайтами показывает, что некоторые библиотеки задачу продвижения чтения на сайте вообще не ставят. Данная тема, не смотря на имеющиеся достижения, продолжает оставаться достаточно острой и требующей серьезной методической поддержки. Именно потому, что значительному числу библиотек еще только предстоит заниматься вопросом сайтостроения, имеет смысл анализировать не только положительный опыт, но и сложившиеся проблемные ситуации.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание - это вопрос позиционирования себя в виртуальном пространстве. Ведется оно сегодня с очень разных идейных позиций и зачастую ориентировано совсем не на читателей. При знакомстве с этим контентом сразу возникают такие вопросы как: какова цель создания данного сайта, как его авторам видится потенциальная целевая аудитория? Вариантов представления себя довольно много. Некоторые вообще опускают вопрос о том, что такое библиотека, другие цитируют или излагают положения уставных документов, третьи вообще приводят уставные документы целиком. Например, один из вариантов представления библиотеки (в разделе «О библиотеке»): «Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Красносулинского района» является некоммерческой организацией, ее организационно-правовая форма - муниципальное учреждение, созданное и финансируемое собственником. Библиотека является Центральной, общедоступной библиотекой универсального профиля Красносулинского района, центром комплектования документов на различных носителях информации для библиотек поселений района, основным хранилищем документов на различных носителях информации районного значения, центром информации для населения муниципального района, организационно-методическим центром для муниципальных библиотек поселений своего района, центром автоматизированной системы муниципальных библиотек поселений района и центром межбиблиотечного обслуживания населения поселений. Учредителем МУК МЦБ является Администрация Красносулинского района Ростовской области»...(http://www.sulinlib.ru/about.html)Некоторые считают нужным говорить о миссии библиотеки, другие о целях и задачах, третьи о приоритетных направлениях деятельности. Причем в последнем случае ключевым является слово воспитание, библиотека позиционирует себя как учреждение, занимающееся гражданско-патриотическим, нравственным, экологическим и т.д. воспитанием. Сами формулировки миссии, целей и задач заслуживают специального разговора.

Есть библиотеки, для которых ключевым оказывается позиционирование себя как методических центров для учреждений своей системы. Именно так считает нужным заявлять о себе МЦБ Брянского района, являющаяся консультационным методическим центром для поселенческих библиотек. Соответственно среди основных направлений своей деятельности эта библиотека видит, прежде всего, методическое руководство, обучение кадров и только затем библиотечное обслуживание всех категорий пользователей ( http://cb-bryansk.ucoz.ru/ ). В тоже время многие создают свои сайты, ориентируясь на читателей, рекламируя себя, свои возможности и услуги для читателей. Так, представление библиотеки может содержать, например, следующий текст: «Что такое муниципальное учреждение Ловозерская межпоселенческая библиотека сегодня? Это 8 стационарных библиотек и почти 3 десятка пунктов выдачи в организациях и учреждениях района. Это тысячи читателей и десятки тысяч выданных им изданий. Это литературные вечера и праздники книги, встречи с писателями и поэтами, презентации книг и журналов, литературные часы и уроки исторической памяти и многое другое. Хочется верить, что библиотеки в районе будут всегда, будут читатели и новые книги для них». (http://revdabiblios.com/main/history). Или другой пример уже с главной страницы сайта (http://lib.bratsk.ru/):

«Добро пожаловать на сайт Централизованной библиотечной системы города Братска!Вам нужна литература всех времен и народов, книги на любую тему... Вам необходима информация по законодательным актам России... Хотите поступить в престижное учебное заведение... Интересуетесь историей и культурой нашего города...Вы хотите вырастить на своем дачном участке хороший урожай...У Вас возникли вопросы по воспитанию детей...Мечтаете быть здоровыми и привлекательными...Обратитесь к нам - и мы поможем!Мы - это Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Братска»

Несколько иной подход демонстрируют коллеги с Камчатки, размещая на главной странице: «Вас приветствует Межпоселенческая Централизованная библиотечная система Елизовского муниципального района, Камчатского края. На нашей странице вы узнаете о нас, наших новостях, наших проектах, наших ресурсах, увидите замечательные фото нашего удивительного края - Камчатки. Мы всегда Вам рады!» И завершают это приветствие словами из гимна Елизовских библиотекарей: «Библиотекари, мы чудаки наверно, Свою любовь мы Книге отдаем, И в нас энергия большая - это верно, Как в тех вулканах, у которых мы живем». (http://www.elizovolib.kamchatka.ru/ ) Одним из компонентов пропаганды книги и чтения на сайте является использование цитат, мудрых мыслей, образов книги. Формы для этого используются разные: статичная цитата как эпиграф, бегущая строка, сменяющие друг друга высказывания на разных страницах сайта...Образ книги как статичная картинка или как фон для страницы. Например, МБУК МОСР «Межпоселенческая библиотека Северского района» Краснодарского края на главной странице приветствует своих посетителей, размещает цитату П. Буаста о важности библиотек, а также на фоне книги следующие слова: «Северская известная, Северская процветающая - Это Северская читающая». (http://sev-bibl.jimdo.com/)

Важным является введение специальных рубрик на сайте. Варианты здесь также различны и варьируются от информации о новых поступлениях в фонд до специальных рубрик, наполненных рекомендательными материалами. Даже рубрики, посвященные новинкам, можно назвать и наполнить по-разному. Одни библиотеки используют, например, такие формулировки как «Новые поступления», «Новинки», «Обзоры новинок», «Книжные новинки», делая акцент на информировании. Другие стремятся усилить рекомендательный характер, как, например, Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г. Нижневартовска ввела рубрику на главной странице сайта «Советуем почитать», где представляет несколько книг, от которых по ссылке можно перейти к «Новым поступлениям». Представляют новинки, как в виде библиографических списков, так и виртуальных выставок. Формы подачи также различны и требуют специально рассмотрения. Помимо рубрик, посвященных новинкам, библиотеки используют и следующие рекомендательные рубрики: «Книжный мир» (Кондопожская ЦРБ), «Читаем книги лауреатов литературных премий» (Андроповская межпоселенческая ЦРБ), «Спрашивайте в библиотеках города» (ЦБС г. Батайска), «Планета читателей» (Ловозерская межпоселенческая библиотека) и т.д. Даже содержание полезных ссылок может содержать как ссылки на сайты библиотек, так и на конкретные сайты, посвященные чтению. Например, МУК БИС г. Новокуйбышевска Самарской области в подрубрику «Полезные ссылки», включенную в рубрику «ПроЧтение» включило: Что читать? Ищем советы, что почитать http://community.livejournal.com/chto_chitat Книжный бум: Для тех, кто любит книги и не может молчать об этом! http://www.liveinternet.ru/community/858158/profile Российское книжное сообщество http://community.livejournal.com/ru_books. (http://www.mukbislib.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=165). Гораздо реже рекомендация носит персонифицированный характер. Например, на сайте Сальской межпоселенческой центральной библиотеки Ростовской области рубрика «Пользователю» содержит не только такую информацию как часы работы, правила библиотеки, но и несколько рекомендательных подрубрик, в том числе «Читатели рекомендуют», где представлен обзор книг, пользующихся наибольшим читательским спросом. На сайте Обнинской ЦБС Калужской области в рубрике «Служба книжных новостей» три библиотекаря рассказывают о разных изданиях. Причем посетитель сайта знакомится не только с рекомендательными текстами, но и с его авторами: видит их фотографии, узнает фамилию, имя, отчество и должность.

В ряде случаев библиотеки не только информируют и рекомендуют издания, но и стремятся организовать общение по поводу этих книг. Например, рубрика «Читателям» на сайте межпоселенческой центральной библиотеки Яковлевского района Белгородской области содержит две подрубрики «Интересная книги» и «Рейтинг книг», которые вынесены на главную страницу и сразу привлекают внимание. Читателям предоставлена возможность оценить издания и оставить свой комментарий.

Поддержанию живого диалога с виртуальными и реальными читателями служат, размещенные на сайтах викторины, Интернет-голосования, форумы, организация возможности общения в социальных сетях. Интересен в данном случае опыт библиотекарей г. Арзамаса. Это и блог «Библиомания», группа «Библиомания» (г. Арзамас) Вконтакте, страница «Централизованная библиотечная система г.Арзамаса» на Facbook и микроблог «ЦБС г.Арзамаса» в Tvitter». Предназначенные, в первую очередь, для организации профессионального общения, они втягивают в орбиту своего влияния и читателей.

Есть примеры создания специальных проектов по чтению, среди которых можно назвать виртуальную библиотеку «Тольятти литературный», размещенную на сайте библиотеки Автограда, портал «Край у Байкала» и т.д. В 2011 г. МУ ЦБС г. Якутска реализует на сайте проект виртуальной книжной выставки «Следует прочесть!» На главных страницах сайтов библиотеки размещают различные опросы так или иначе связанные с чтением. К сожалению, знакомство с ними также зачастую порождает ряд вопросов, в том числе, зачем проводится данный опрос и задумывались ли его создатели о том, каков будет эффект от его размещения на сайте. Авторы совершенно упускают из виду, что выбор темы и ее формулировка, предлагаемые варианты ответов, несбалансированность шкалы могут оказать влияние на ответы респондентов, иметь далеко идущие последствия. Некоторые, размещенные библиотеками опросы, формируют скорее негативное отношение к чтению, транслируют широко распространенные штампы на уровне обыденного сознания, очень далеки от серьезного профессионального подхода.

Большую роль в рекламе библиотеки и ее услуг могут играть публичные отчеты перед населением, размещенные на сайтах. Форма подачи и содержание такого отчета обязательно должны учитывать его целевую аудиторию. Важно понимать, что отчет перед учредителем и публичный отчет перед населением, размещенный на сайте - это все-таки разные документы.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание - это создание сайта с ориентацией на разные читательские группы. Например, сайт МУК ЦГБ г. Нижний Тагил создан с учетом интересов четырех групп, для каждой из которых выделена специальная рубрика: инвалиды по зрению (с соответствующим звуковым оформлением), клуб любителей книги, читателям от 20 и старше, для детей и юношества. Для каждой группы свое оформление страницы, свой рубрикатор, свой разговор о книге и чтении.

Следует отметить, что есть библиотеки, которые создают свой сайт именно как инструмент пропаганды книги, чтения и библиотеки. Хороший пример - сайт муниципального учреждения культуры «Библиотечная информационная сеть» г.о. Новокуйбышевск Самарской области (www.mukbislib.ru). Рубрики, их наполнение, форма подачи материала - все служит поставленной цели.

К сожалению, сегодня мы можем наблюдать на библиотечных сайтах не только отсутствие рекламы книги и чтения, но и находим примеры антирекламы чтения. Например, на сайте одной из библиотек можно найти следующие идеи, которые она считает нужным демонстрировать, а следовательно и продвигать: «К сожалению, в последние годы мы наблюдаем стойкое снижение интереса к чтению как таковому: приоритетное чтение - это деловое чтение, а не чтение для души. Библиотека сегодня несколько изменила свое предназначение - это, прежде всего, центр информации, причем оперативной и качественной. Надо отметить, что пользователю...важен результат, предельно быстрый... Поэтому приходится менять ориентиры деятельности...».

Необходимо, чтобы каждая библиотека, создавая или совершенствуя свой сайт, осознавала важность не только информации, но и чтения для современного человека и стремилась профессионально, интересно и качественно, используя современные возможности, вести разговор о Книге.

ДОКЛАДЫ, продвижение книги и чтения |
Добавить комментарий, используя социальные сети

portal.pskovlib.ru

Продвижение чтения с помощью чтения с экрана

Транскрипт

1 УДК 028 ББК Продвижение чтения с помощью чтения Рассматриваются вопросы, посвященные необходимости, возможности и направленности продвижения чтения, которое диктуется снижением уровня образованности молодежи, переходом на новую модель обучения и распространением чтения. Практика использования чтения, которое приравнивается к «революции» в мире чтения, связана с двумя современными теориями чтения факторной и дейктической. Новый европейский проект по дополнительной подготовке учителей-предметников в области стратегий грамотности чтения предметно-ориентированных текстов является одним из способов повышения качества чтения и грамотности учащихся средней школы. Результаты исследований, выполненных членами Русской ассоциации чтения, описывают группы современных читателей разных возрастов с точки зрения их гендерных характеристик и читательских предпочтений, включающих чтение с листа и чтение, а также представляют зрительную метафору «Читатели 2013 года». Полученные данные говорят о важности использования возможностей чтения для продвижения чтения в молодежной среде, особенно среди студенчества. 60 Наталья Николаевна Сметанникова, президент Русской ассоциации чтения, кандидат психологических наук, профессор Ключевые слова: продвижение чтения, мотивация к чтению, социально-профессиональная ориентация, чтение с листа, чтение, чтение молодежи, факторная теория чтения, дейктическая теория грамотности, электронный текст, стратегии чтения. Необходимость, возможность и социально-профессиональная направленность продвижения чтения Положение чтения и письма (письменной речи) в современной системе культуры и образования является актуальным вопросом, что подтверждается отражением в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [11], Федеральных государственных образовательных стандартах для средней школы и высшего профессионального образования [10], а также их обсуждением на национальных и международных конференциях 1. Вопрос

2 о путях продвижения чтения находится на одной из первых позиций в списке приоритетных задач. Выделим причины в его пользу: общее падение уровня образованности населения в мире; смена модели образования с модели «образование на всю жизнь» на «образование в течение жизни»; экспансия электронных средств и смена модели чтения, приравниваемая сегодня к «революции чтения». Обозначим три тезиса, касающихся продвижения чтения: необходимость; возможность; социально-профессиональная ориентация. Необходимость продвижения чтения осознается обществом и является частью государственной программы образования и культуры в различных странах, во многом благодаря серьезному анализу результатов международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS) [3] и выводу о том, что сегодня уровень грамотности выпускников общеобразовательных школ является недостаточным. Исследования последних лет свидетельствуют: в тех странах, где такие программы успешно работают, уровень образованности населения не падает, а растет; учащаяся молодежь этих стран имеет высокий рейтинг качества чтения и письменного выражения своих мыслей [2]. Хотя поток малообразованных мигрантов в экономически развитых странах снижает общий уровень образованности населения, среди представителей титульной нации он почти не падает. Однако даже достаточно благополучные страны ставят себе новые цели в области улучшения качества чтения и его продвижения в широкие массы населения. Так, одной из целей развития образования и культуры в европейских странах в настоящее время является повышение уровня грамотности плохо читающих детей, подростков и взрослых, независимо от их социально-экономического положения и этнической принадлежности (при этом грамотность понимается как единство чтения и письма). В 2014 г. в рамках общеевропейского проекта BaCuLit начата подготовка и переподготовка кадров на педагогических факультетах университетов европейских стран и в системе повышения квалификации [13]. Несмотря на то что необходимость дополнительной подготовки учителей и преподавателей в области обучения текстовой деятельности была зафиксирована в нашей стране в 2001 г. [7], на осознание проблемы и начало точечной подготовки или переподготовки в учебных заведениях потребовалось несколько лет (на сегодняшний момент программы заморожены) [5]. Назовем кратко цели и принципы проекта BaCuLit, поскольку они отвечают вызовам сегодняшнего дня во многих системах образования. Целью проекта является разработка современной программы подготовки педагогических кадров на основе трех междисциплинарных принципов: метакогнитивности, интерактивности и включенности. Метакогнитивность предусматривает формирование общеучебных умений и стратегий чтения, которые выведут обучающегося на уровень автономного обучения; интерактивность предполагает использование активных форм обучения; включенность учет мотивов, желаний, потребностей, которые помогают осознавать и анализировать характер и качество своей деятельности, что положительно сказывается на глубине усвоения изучаемого материала. В ходе подготовки или переподготовки каждый учитель научится преподавать свой предмет, используя чтение, письмо, слушание и обсуждение, которые в разных педагогических системах называют как формами коммуникации, так и видами речевой деятельности, для того чтобы приобрести умения самостоятельной работы, составляющие основу автономного обучения. В нашей стране программным документом, в котором поставлены общероссийские задачи продвижения чтения, является Национальная программа поддержки и развития чтения, принятая в 2007 году [4]. В регионах она реализуется в соответствии с их возможностями, так как до сих пор не имеет статуса государственной программы. Это документ, объединивший экспертов в области чтения из разных областей знаний, наметивших пути решения проблемы чтения и нечтения населения в постсоветском пространстве. Семь национальных конференций, прошедших с тех пор, обогащали и координировали работу разных экспертных групп, освещая проблему со всех сторон и придавая ей полидисциплинарное звучание, способствовали увеличению числа исследований в области чтения, их обсуждению в научно-практических изданиях и, пока частично, вернули моду на чтение и его престиж в молодежной среде. Второй тезис касается возможности продвижения чтения в молодежной среде. В нашем обществе вопрос «руководства чтением» является достаточно щекотливым. Однако продвижение, о котором мы говорим сегодня, носит рекомендательный характер, оно сродни информации о полезной еде или о лекарствах, которые надо принимать в разных ситуациях. Молодые люди откликаются на рекомендации, если они составлены с целью их ознакомления с несколькими мнениями о книге или приглашают к ее обсуждению. Подчеркнем: возможность обсудить книгу со сверстниками в «свободном режиме» является дополнительным стимулом к ее чтению. Молодым читателям нравятся сайты, где книги представлены «под настроение». Рекомендации «что почитать, если тебе грустно» или «если хочется посмеяться» помогают им принять более осмысленное решение. 61

3 62 Известно, что мотивы чтения молодых людей различны. В ходе лонгитюдного педагогического исследования Русской ассоциации чтения «Школа, где процветает грамотность» ( ) [12] и проекта «, которое нас объединяет» (2013) [8] было подтверждено, что в среде читающей молодежи продолжает существовать деление читателей на группы по основанию мотивации к чтению. В ходе реализации этих проектов было выделено пять групп читателей в молодежной среде [8]. Первую группу составили сформировавшиеся в средней школе читатели, которые остаются ими в студенческие годы и в дальнейшей профессиональной жизни. Они читают, потому что им интересно, это их способ профессионального роста, проведения досуга, их образ жизни. Одним из критериев отнесения молодых людей в эту группу читателей является их способность самим создавать свой круг чтения. Вторая группа это читатели по принуждению, читающие, потому что «задано» прочитать конкретный материал. Их мотив чтения необходимость выполнения задания, связанного с чтением. Послушные, ответственные, сознательные дети школьного возраста составляют группу потенциальных читателей в юношеском возрасте, которым необходимо руководство чтением. Такие читатели могут выпадать на время из круга читателей и возвращаться в него. Самостоятельное, досуговое чтение еще не является их видом активности. Третью группу составляют читатели от случая к случаю, чаще это девочки и девушки, которые ориентируются на моду и наиболее популярный вид активности в классе. Если читать становится модно или престижно, то они читают. Они также пока составляют потенциальную группу читателей, с которой необходимо работать эксперту в области чтения (педагогу или библиотекарю), поощряя и приобщая их к чтению. Четвертая группа это нечитатели, «лентяи». Чаще это мальчики, которые проводят досуг в основном за играми, но при определенных обстоятельствах могут почитать. Они чаще составляют группу непостоянных читателей, как правило, научно-популярной литературы. Пятая группа включает в себя устойчивых «нечитателей». Ее представители не принимали участия в исследовании. Третий тезис заключается в том, что социализация читателя происходит в основном благодаря доступу к современной художественной литературе, а профессионализация к научно-популярной, что ставит их в ряд обязательных в учебном процессе. Результаты последних исследований заставляют разработчиков программ обучения задуматься над тем, как включить книги, относящиеся к жанрам fiction и non-fiction, которые вызывают интерес у молодого поколения, в программы внеклассного чтения и внеурочной литературной деятельности, а также в учебные курсы высшей школы [1]. Так, известен пример профессионально-ориентированного чтения романа Т. Драйзера «Финансист» студентами Гарвардской школы бизнеса. В исследовании «Школа, где процветает грамотность» была выведена формула, в соответствии с которой менялось отношение к чтению в учебном заведении. Сначала с помощью педагогических технологий создавалась ситуация, когда читать в молодежной среде становилось модно. Затем при создании положительного отношения к чтению в коллективе и поощрении читателей читать становилось престижно. Читательский опыт в сочетании с успехами в обучении и повышением престижа учащегося в классе изменял отношение к чтению, переводя его в категорию интересных занятий. Позднее чтение становилось устойчивой привычкой и переходило в норму [12]. Именно современные книги и научно-популярная литература (по интересам) в старшей школе помогали найти точки соприкосновения с одноклассниками, способствовали социализации молодого человека в читательской группе, получению более высокого статуса в молодежном коллективе. Так, следуя принципу «читательских лифтов», методолог чтения (учитель, библиотекарь, тьютор) всегда мог подхватить читателя на его уровне и ввести в другой круг чтения. Результаты проекта «, которое нас объединяет» были представлены в виде картинки-метафоры современного читателя (см. рис. на с. 64). У со-

4 временного читателя сегодня «женское лицо» в отличие от советского времени, когда типичным читателем был молодой человек с высшим техническим образованием. Это девушка или молодая женщина от 20 до 29 лет с полным средним и/или высшим образованием, любящая чтение с детского возраста (7 10 лет). Молодые люди предпочитают проводить досуг за компьютерными играми и обращаются к чтению при необходимости, веря, что оно может подождать. Дети и подростки читают как с листа, так и, при этом их предпочтения в школьном возрасте еще не сформированы. Отметим два факта, которые были получены при подведении итогов проектов «с листа и чтение» [9] и «, которое нас объединяет» [8]. Во-первых, переход на чтение быстрее, легче и качественнее происходил у читателей-школьников 7 класса, имевших высокие показатели качества чтения и, как правило, хорошую успеваемость. Ожидалось, что сработает гендерный признак и все мальчики будут отдавать предпочтение чтению. Во-вторых, в студенческой среде возникли группы юношей-читателей, которые стали много и активно читать только тогда, когда у них появилась электронная книга. Печатная книга, по их свидетельству, желания читать не вызывала. Таким образом, «техническая» направленность молодых людей, как и гендерная характеристика, срабатывает пока в более позднем, студенческом возрасте и, овладев экранным чтением, они к нему приобщаются. Возможно, что по мере развития чтения оно станет положительно влиять на приобщение к чтению в школьном возрасте. с листа и чтение Рассматривать практику внедрения чтения с экрана в образовательный процесс невозможно без внимания к современным теориям чтения онлайн. Факторная теория чтения, также называемая «посреднической», обобщила наиболее распространенные во второй половине ХХ в. воззрения западной теории чтения на его сущность и поставила теоретические вопросы, связанные с бурно развивающимся чтением. Дж. Макинини, автор теории, констатировал, что наука о чтении оказалась не готова к столь стремительному развитию событий в области создания движущегося, нелинейного текста [15]. Создав теорию чтения онлайн, он рассмотрел основные понятия теории грамотности: читательская среда, текст, читатель и отношения между ними, а также предложил прогноз развития исследуемых явлений. Ни одна из имевшихся в ХХ в. теорий чтения, по мнению Дж. Макинини, не могла стать основой для обучения чтению. Так, интерактивная теория в основном исследовала деятельность читателя и его отношение к чтению как событию. Дж. Макинини оттолкнулся от положений теории Л. Розенблат о комплексном характере чтения, его прагматической, трансактивной и гуманистической природе [16, р ]. Сравнивая акт чтения и речевой акт, Л. Розенблат подчеркивала, что при чтении, в отличие от устной коммуникации, есть только один активный агент читатель. Она описала активность читателя и пассивность текста следующим образом: «Писатель ушел. Остались текст и читатель. В результате читателю надо воссоздать автора как часть того целого, которое читатель воссоздает, пользуясь текстом» [16, р. 20]. Читатель обладает своим набором ценностей, целей и установок, которые влияют на его читательские действия и решения. Письменный язык выражает отношения, цели и ценности автора, который реально может уже не быть современником читателя, но его влияние на среду чтения меньше по сравнению с живым человеком. Трансактивная теория, изложенная Л. Розенблат, фокусировала внимание на взаимодействии читателя с текстом и читательскими реакциями на чтение [17]. Когнитивная модель, в изложении К. Станович [19] и Д. Румельхарт [18], рассматривала взаимодействие потоков информации, которые двигались от текста к читателю и от читателя к тексту. В указанных теориях чтения текст рассматривался как статичное явление, что было фактом действительности до тех пор, пока он предъявлялся на листе бумаги. В контексте этих теорий читатель активен, а текст пассивен. В случае же чтения электронного текста отношения между текстом, читателем и писателем трансформируются, меняется и их роль в процессе чтения. Электронный текст становится подвижным, динамичным. Электронная окружающая среда имеет возможность модифицировать письменную речь. Письменная речь, текст и язык текста преобразуются в активного, динамичного посредника, способного, в свою очередь, преобразовать среду чтения, в которой они (текст, язык текста, письменная речь) используются. Интернет-вирусы проникают в среду электронного чтения и размножаются подобно тому, как это происходит в естественных условиях. Они портят, а иногда и уничтожают текст. Структура письменного текста, представленного линейно на листе бумаги, всегда использовалась для глубокого проникновения в его содержание и оценки понимания текста. Электронный же текст не всегда можно подвергнуть исследованиям с помощью современных теорий в силу отсутствия у него нормативной линейной структуры. Повествовательность, последовательность развития событий уходят из электронного текста. Онлайновые 63

тексты, скорее, можно охарактеризовать как сеть, имеющую узловые пункты пересечения двух линий вертикальной и горизонтальной. Такую структуру Дж. Макинини вслед за другими называет виртуальной.

5 тексты, скорее, можно охарактеризовать как сеть, имеющую узловые пункты пересечения двух линий вертикальной и горизонтальной. Такую структуру Дж. Макинини вслед за другими называет виртуальной. Читатель виртуального текста не следует за автором, не воспринимает текст в авторской логической структуре, а находит свои связи в тексте, создавая при этом свою структуру. Проблема возникает с читательским поведением, а также с инструментарием, влияющим на содержание текста. Например, просматривая сайт, содержащий текстовую и графическую информацию о книжных новинках, читатель оставляет некоторую информацию на сайте о своих читательских предпочтениях. На ее основе сайт (например, Ozon.ru) персонализирует информацию, изменяя текст сайта под читательские предпочтения клиента. Помимо этого, среда электронного текста может претерпевать существенные изменения с точки зрения процедурных возможностей чтения. Примером процедурного печатного текста является авторский текст сценария или объяснения в учебнике по использованию схемы работы прибора. В электронной среде процедурный текст может принять форму программы, которая будет изменять среду чтения даже без вмешательства читателя. Все существовавшие ранее теории чтения исходили из того, что читатель человек. Человек инициирует чтение и организует его для себя. Текст является стимулом, на который читатель реагирует. Поведение, реакции и другие характеристики читателя требовали объяснения. Однако сегодня активным «читателем» становится машина. Она предлагает свой текст человеку, 64 Метафора «Читатели 2013 года»

6 меняя, тем самым, отношения между читателем и текстом. Итак, факторная теория показала «революционность» чтения. Она заключается в том, что активный читатель и статичный текст поменялись местами. Теперь экранный текст становится активным агентом, который считывает запросы читателя, и начинает предлагать ему другие тексты, не только разъясняя читаемое, но и уводя его в сторону, навязывая ту информацию, которая имеется в других текстах. Этот фактор, в первую очередь, затрудняет использование экранного чтения в учебном процессе. Обучающиеся «растворяются» в информационной среде, забывая изучаемый текст и задания к нему. Вторым фактором является изменение самого характера чтения с экрана, которое затрудняет выполнение заданий, подготовленных для чтения текста печатного. Помимо факторной теории Дж. Макинини, известность приобретает теория дейктической грамотности 2 и ее методологическое и методическое воплощение «Двухуровневая теория новых видов грамотности» Д. Лью [14]. Ценность работы Д. Лью заключается в том, что в ней соединяются последние теоретические и практические разработки американских, европейских, австралийских исследователей, представлено ее практическое применение в образовании. Автор строит свою теорию на анализе значимости Интернета и его распространении в мире. Так, 63% европейцев, 78,6% жителей Северной Америки и 67,6% австралийцев пользуются Интернетом. Д. Лью считает значимыми для целей обучения некоторые ее положения, а именно: Интернет является ведущим технологическим инструментом обучения вообще, в частности видам грамотности, в пределах сегодняшнего глобального общества; Интернет и связанные с ним технологии требуют новых видов грамотности, с помощью которых можно будет раскрыть их потенциал; новые виды грамотности дейктичны, т. е. изменчивы, они ведут себя неодинаково в разных контекстах; новые социальные практики являются центральным элементом новых видов грамотности; новые виды грамотности имеют множественный характер, они разнообразны по модальности и характеристикам, зависят от имеющихся у людей точек зрения; критическое осмысление является основой новых видов грамотности; новые виды грамотности требуют овладения новыми стратегиями; роль учителя возрастает, изменяется в связи с новыми технологиями и новыми видами грамотности. Стратегиями, необходимыми для обучения экранному чтению, Д. Лью называет: обнаружение информации, ее оценивание, синтез, коммуникацию. Эти же стратегии входят и в более обширный список стратегий, которые требуются для качественного чтения с листа. Если обнаружению информации можно достаточно легко научить, то при ее оценивании вступает в силу новый фактор объем фоновой информации, совокупность знаний, кругозор, которые отличают одного читателя от другого и влияют на достигаемый уровень понимания. Очевидно, что экранное чтение и чтение с листа различаются. Дейктическая теория экспериментально показывает, что в ситуации экранного чтения при наличии доступа к Интернету важнейший фактор объем имеющейся у читателя фоновой информации, по существу, стирается. Любой читатель может узнать немедленно в режиме онлайн все те сведения, которые ему необходимы для глубокого понимания текста. Снижение уровня влияния разнообразных фоновых знаний читателя на качество понимания текста требует от преподавателя формирования и развития общеучебных умений и качеств личности. Центральными для обучения становятся метакогнитивные и интерактивные стратегии и приемы. Читатель должен научиться оценивать свое понимание в процессе чтения, отдавая себе отчет в том, что в его понимании складывается в общую картину смысла текста, а что не вписывается в нее, уметь пользоваться возможностями Интернета для получения фоновой информации, необходимой и достаточной для понимания текста. Именно поэтому развитие критического мышления выходит на первый план при обучении экранному чтению. Экранное чтение, в отличие от чтения печатного текста, не увеличивает разрыва в качестве чтения между слабо читающими и хорошо читающими школьниками и студентами, что открывает большие перспективы перед обучением и способствует стиранию социальноэкономических граней между людьми. С другой стороны, пока не ясен механизм чтения без опоры на фоновую информацию, без соотнесения с имеющимся опытом. Актуализированная для процесса понимания информация должна храниться некоторое время в оперативной памяти. Сколько и как долго она будет сохраняться человеком, будет ли она мгновенно стираться или все-таки храниться в долговременной памяти для повторного использования, пока не ясно. Кроме этого, неизвестно, насколько такой вид чтения сможет развивать когнитивную и эмоциональную сферы личности человека. Необходимы новые исследования. Пока даже положительный аспект чтения ставит больше вопросов, чем дает ответов. Однако уже сегодня можно использовать возможности экранного чтения и интереса к нему для продвижения чтения в молодежную среду, поскольку чтение все больше входит в практику 65

7 66 обучения в учебных заведениях. Сошлемся на исследования, проведенные членами Русской ассоциации чтения в гг., в период, когда ученики московских средних школ только начинали массово использовать персональный компьютер в качестве инструмента обучения [6]. В целом, уровень понимания текста семиклассниками лет варьировался от низкого до высокого. Он зависел от школы, класса, учебного плана, наличия или отсутствия дополнительных (внеклассных, внеучебных) программ чтения и способа предъявления текста с листа или экрана. Три группы учащихся (из восьми) имели низкий уровень понимания текста, хотя эти школьники относились к группе хорошо успевающих. Высокий уровень понимания текста был достигнут только учениками того класса гимназии, в котором имелись дополнительные программы второй половины дня, связанные с чтением. Средний уровень понимания текста характеризовал большинство школьников. Понимание художественного текста в целом было лучше, чем понимание публицистики во всех группах, кроме одной, в которой на дополнительных уроках целенаправленно проводилась работа с текстами разных типов и жанров. Аналогичные результаты были показаны учениками школ нашей страны в исследовании PISA 2000, 2003, 2006 и 2009 гг. [2]. Полученные результаты свидетельствуют о том, что учащиеся средней школы имели большую практику работы с художественными текстами на уроках литературы и не имели ее на других уроках, следовательно, им необходимы занятия по текстовой деятельности при обучении другим школьным предметам. Для того чтобы такие уроки проводились, требуется дополнительная подготовка учителей-предметников, о чем говорилось выше. Методика обучения чтению влияет на читательское поведение, особенно слабых читателей. Чем большим читательским опытом располагает школьник, чем лучше он читает, тем больше вероятность того, что он выберет новый для него способ чтения чтение. Те школьники, которые имели устойчивые умения и навыки чтения, быстро учились читать. При этом их уровень понимания при изменении носителя текста не страдал. Полученные результаты показали, что переходить на экранное чтение можно и в подростковом возрасте. Условием скорости и качества перехода является устойчивость и качество умений и навыков чтения с листа. Самым трудным заданием для школьников стало формулирование гипотезы о возможном содержании текста на основе его заголовка, фамилии автора текста, названия книги и иллюстраций. Здесь сказывался как узкий кругозор читателя, так и отсутствие мыслительных операций высокого уровня, которые требуются для того, чтобы прогнозировать и выстраивать гипотезы. Вторым по трудности заданием было написание ответов на концептуальные, интерпретационные и рефлексивные вопросы. Умение отвечать на интерпретационные вопросы показывает, может ли школьник-читатель вести «диалог с писателем», а на рефлексивные вести «разговор с самим собой» (М. Бахтин). Увеличение заданий проектного характера формирует данные умения. Школьники справлялись с привычными для них ответами на вопросы, имеющими содержательно-фактуальную информацию. Одним из результатов исследования следует назвать дидактическую ценность методики «чтение с вопросами». Методика приводила попеременное чтение с листа и чтение в единую последовательность действий, способствуя развитию умений обоих способов чтения, повышала интерес учащихся к чтению, что можно использовать для продвижения чтения. Уровень понимания текста изменялся незначительно при чтении по сравнению с показателями чтения печатного текста. Те, кто хорошо читал печатный текст, хорошо читал и. Дети, которые обучались в школе пользованию компьютером (имели уроки компьютерной грамотности) и имели его дома, легко сделали выбор в пользу экранного чтения. Кто использовал компьютер редко, но владел хорошими навыками чтения, научился читать в ходе экспериментального исследования. вызывало интерес у семиклассников, но оно мотивировало в большей степени хорошо читающих школьников. При этом сначала скорость

8 чтения и темп работы были низкими, но постепенно школьники набирали привычный для них темп. Результаты исследования показали, что учителям не следует опасаться включения чтения в учебный план. Основные опасения учителя связаны с тем, что, поскольку детей не учили в начальной школе читать, их чтение будет медленным, а понимание хуже, чем при чтении печатного текста, и это приведет к падению успеваемости. В ситуации, когда основным критерием оценки деятельности учителя являются результаты, выраженные в оценках или баллах учащихся, опасения учителя не беспочвенны. Помимо этого, физиологи очень осторожны в рекомендациях по поводу раннего обучения чтению. Подчеркнем, что полученные нами данные должны помочь учителям средней (не начальной) школы преодолеть страх перед новым способом чтения. мотивирует чтение в основном хороших учеников и читателей. Они быстрее достигают положительных результатов, и это приносит им удовольствие. Мальчики и девочки одинаково заинтересованы в обучении чтению. Несмотря на все беспокойства о перегруженности детей, школьники читают недостаточно. Необходима системная работа над чтением на всех предметах под руководством специалиста в этой области. Дополнительные программы чтения в средней школе под руководством библиотекаря (или специально подготовленного педагога) чрезвычайно эффективны, так как они способствуют достижению высокого уровня понимания учебного текста, что ведет к повышению успеваемости. легко вписывается в программы дополнительного чтения. Необходимо обучать учителей и библиотекарей разнообразным методикам работы с учебными текстами, особенно научно-популярного и публицистического характера, так как ключевым фактором, влияющим на успеваемость школьника/студента, является качество понимания и художественного, и публицистического учебного текста. Полученные результаты исследований еще раз ставят вопрос о продлении внимания к чтению вплоть до высшего образования, увеличении объемов дополнительного (профессионально-ориентированного, учебного, досугового) чтения текстов разных жанров, необходимости определенного руководства чтением специалистом в области чтения (библиотекарем, педагогом, тьютером) и важности продвижения чтения с использованием возможностей и интереса к чтению. Примечания 1 Материалы международных научно-практических конференций Русской ассоциации чтения «и грамотность в образовании и культуре» в изданиях «Человек читающий. Homo legens» (см.: 2 Дейктический непосредственно доказывающий. В лингвистике этим термином обозначают слова, значение которых меняется в зависимости от экстралингвистического контекста. Список источников 1. Кутейникова Н.Е. К проблеме руководства чтением современных подростков в контексте школьного обучения // Человек читающий: Homo legens 6 : cб. докладов и статей / под общ. ред. канд. пед. наук М.В. Белоколенко. М. : Рус. ассоц. чтения ; «Канон+» POOИ «Реабилитация», С Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2009 г.) [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования. URL: htm 3. Международное исследование качества чтения и понимания текста [Электронный ресурс]. URL: 4. Национальная программа поддержки и развития чтения. М. : Межрегион. центр библиотечного сотрудничества, с. 5. Романичева Е.С. Формирование навыков чтения, их развитие и поддержка как методическая проблема ХХI в. // Образование. Книга. : текст и формирование читательской культуры в современной образовательной среде : сб. трудов по материалам Всерос. науч.-практ. конф. М. : Рус. шк., С Она же. Что и как мы читаем сегодня: вызовы ХХI века. Результаты чтения студентов // Человек читающий: Homo legens 6 : cб. докладов и статей / под общ. ред. канд. пед. наук М.В. Белоколенко. М. : Рус. ассоц. чтения ; Рудик Е.Л. Что и как мы читаем сегодня: вызовы ХХI века. Результаты чтения школьников // Там же. С ; Белоколенко М.В. Что и как мы читаем сегодня: вызовы ХХI века. Результаты чтения взрослых // Там же. С ; «Канон+» POOИ «Реабилитация», С Сметанникова Н.Н. Стратегии работы с текстом как основа интеграции различных предметов. О необходимости учителя чтения в средней школе // Интеграционные процессы в образовании и роль иностранного языка в подготовке учителя : тезисы Всерос. науч.-практ. конф. М. : Прометей, С Она же. Цели, задачи, контекст и результаты проекта «, которое нас объединяет» // Человек читающий: Homo legens 6 : cб. докладов и статей / под общ. ред. канд. пед. наук М.В. Белоколенко. М. : Рус. ассоц. чтения ; «Канон+» POOИ «Реабилитация», С Она же. с листа и чтение // Высшее образование сегодня С Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/336 67

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изм. и доп. на 2013 г. М. : Эксмо, 2013. 208 с. 12. Школа, где процветает грамотность : сб. статей / сост. Н.Н. Сметанникова. М. : Шк. Garbe [Electronic resource]. URL: http://www.alinet.eu 14. Leu D.J. net/djleu/18th-european-conference-on-reading-scira-25083475 15. MсЕneaney J. Agent-Based Literacy Theory // Reading Research Quarterly. 2006. Vol. 41. 3. P. 352 371. 16. Rosenblatt L.M. The Reader, the Text, the Poem / L. Ruddell, M.R. Ruddell, H. Singer. 4-th ed. Newark (DE, USA): International Reading Association,1994. P. 1057 1092. 18. Rumelhart D.E. Toward an Interactive Model of Reading // Ibid. P. 864 894. 19.

9 11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изм. и доп. на 2013 г. М. : Эксмо, с. 12. Школа, где процветает грамотность : сб. статей / сост. Н.Н. Сметанникова. М. : Шк. б-ка, с. 13. Basic Curriculum for Teachers In-Service Training in Content Area Literacy in Secondary Schools : COMENIUS Action 9: Multilateral Projects : Handbook for Trainers / ed. by C. Garbe [Electronic resource]. URL: 14. Leu D.J. The New Literacies of Online Research and Comprehension: Reading with a Lens to the Future as well as a Lens to the Past [Electronic resource]. URL: 15. MсЕneaney J. Agent-Based Literacy Theory // Reading Research Quarterly Vol P Rosenblatt L.M. The Reader, the Text, the Poem / L.M. Rosenblatt. Carbondale: Southern Illinois Univ. Press, р. 17. Idem. The Transactional Theory of Reading and Writing // Theoretical Models and Processes of Reading / ed. by R.B. Ruddell, M.R. Ruddell, H. Singer. 4-th ed. Newark (DE, USA): International Reading Association,1994. P Rumelhart D.E. Toward an Interactive Model of Reading // Ibid. P Stanovich K.E. Toward an Interactive-Compensatory Model of Individual Differences in the Development of Reading Fluency // Reading Research Quarterly Vol. 16. P Иллюстративный материал предоставлен автором статьи Контактные данные: , Москва, ул. Обручева, д. 24; Журналы Российской государственной библиотеки, включенные в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» 68

docplayer.ru


Смотрите также