• Главная

Программа по экологическому просвещению и воспитанию детей «Библиотека - центр экологического просвещения детей» на 2016-2017 гг. Деятельность библиотеки по продвижению экологических знаний


Опыт работы библиотек по экологическому просвещению

Опыт работы библиотек по экологическому просвещению

  1. Амельченко, Г.К. Пропаганда эколого-краеведческих знаний среди читателей библиотеки / Г. К. Амельченко, И. Е. Поджидаева // Библиотеки учебных заведений. — 2010. — № 34. — C. 2—7. В статье раскрываются основные аспекты эколого-краеведческой работы библиотеки Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
  2. Анишина, О. Учим беречь природу / О. Анишина // Библиотека. — 2009. — № 1. — C. 58—60. Опыт экологической работы Могилевской детской библиотеки- филиала им. А. C. Пушкина по реализации целевой программы «Защитим природу — защитим себя!».
  3. Бажутина, Г. Наш город — наш дом! / Г. Бажутина // Библиотека. — 2009. — № 5. — C. 83—86. О работе Ижевской централизованной библиотечной системы по экологическому просвещению и воспитанию населения.
  4. Бажутина, Г.В. Экологические знания — в массы! / Г.В. Бажутина // Новая библиотека. — 2009. — № 2. — C. 40—45. Опыт Централизованной библиотечной системы Ижевска по экологическому просвещению жителей.
  5. Боева, Л. Книжка на каникулах, или Летняя библиотечная страда / Л. Боева // Библиополе. — 2010. — № 6. — C. 20—22. Обзор мероприятий, посвященных в том числе и экологическому просвещению детей, которые были проведены в Липецкой областной детской библиотеке в рамках программы летнего чтения в 2009 году.0015
  6. Брюханов, А.Г. Шаги по росе: опыт экологического просвещения Приморской государственной публичной библиотеки им. А. М. Горького / А.Г. Брюханов // Научные и технические библиотеки. — 2009. — № 9. — C. 55—59. Из опыта проведения ежегодного мероприятия «Дни экологии в Приморском крае», организуемого Приморской публичной библиотекой г. Владивостока.
  7. Бычкова, Е.Ф. Роль библиотек в информационном обеспечении глобальных экологических проблем / Е. Ф. Бычкова, А. В. Крюкова / Е.Ф. Бычкова // Библиотековедение. — 2011. — № 3. — C. 128—130. Дана информация о семинарах экологической направленности, организованных отделом экологической информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России.
  8. Войнова, Н.В. Вклад библиотеки в экологическое образование школьников / Н.В. Войнова // Школьная библиотека. — 2007. — № 4. — C. 42—44. О программах экологического воспитания в школьной сельской библиотеке.
  9. Гирусов, Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность / Э.В. Гирусов // Библиотечное дело. — 2010. — № 3. — C. 6—11. Экологическая культура — это обеспечение прогресса общества в его единстве с природной средой. Автор озвучивает основные задачи и требования к экологическому образованию и воспитанию, которые должны стать определяющим в формировании эколого-нравственного мировоззрения и поведенческих ориентаций Homo ecologus.
  10. Гурьева, Г. В начале было дело / Г. Гурьева // Библиотека. — 2007. — № 8. — C. 28—30. Опыт работы детских библиотек г. Липецка по экологическому воспитанию юных читателей.
  11. Елистратова, З. Жить в гармонии с природой / З. Елистратова // Библиополе. — 2011. — № 3. — C. 30—36 : ил. О реализации библиотеками Нефтеюганской ЦБС программы «Экология. Творчество. Дети» на базе детского летнего лагеря.
  12. Какшинская, О.А. Для защиты экосферы: подросткам о среде обитания / О.А. Какшинская // Библиотечное дело. — 2010. — № 3. — C. 15—18. О создании в Республике Беларусь системы экологического воспитания и роли библиотек в информационном обеспечении экологической безопасности.
  13. Кондратьева, О.Н. Сберечь наш общий дом / О.Н. Кондратьева // Мир библиографии. — 2009. — № 1. — C. 48—52. О том, как юношеские библиотеки Российской Федерации участвуют в экологическом воспитании подрастающего поколения, посвящая часть целевых программ решению конкретных задач оптимизации экологической ситуации в своих регионах.
  14. Корешкова, Л. Наш подарок земле. Библиотеки как часть многоуровневой системы экологического просвещения / Л. Корешкова // Библиополе. — 2011. — № 4. — C. 10—13. Обзор эколого-просветительской деятельности библиотек Томской области.
  15. Ленченкова, Е.Н. Мир заповедной природы / Е.Н. Ленченкова // Новая библиотека. — 2011. — № 4. — C. 7—9. Воспитание экологической культуры — миссия библиотек XXI века. Одно из главных направлений деятельности Воронежской областной универсальной научной библиотеки — работа по экологическому просвещению и воспитанию населения. Воронежский государственный природный биосферный заповедник, совместно с Воронежской областной универсальной научной библиотекой им. И. C. Никитина, организовал торжественное открытие выставки «Мир заповедной природы».
  16. Лещинская, В.В. Влияние библиотек России на формирование экологической культуры населения / В.В. Лещинская // Библиотечное дело — XXI век. — 2007 — № 2. — C. 83—92. О работе российских библиотек по экологическому просвещению населения и формировании его экологической культуры.
  17. Лещинская, В.В. Лицом к природе: приоритет — экологическому просвещению / В.В. Лещинская // Библиотечное дело. — 2011. — № 15. — C. 31—33. О работе Российской государственной библиотеки для молодежи по экологическому просвещению.
  18. Лещинская, В. Экоклуб в библиотеке / В. Лещинская // Наша молодежь. — 2011. — № 12. - C. 6-7 : ил. В рамках существующего в Российской государственной библиотеке для молодежи проекта «Экокультура» в 2009 году начал работать Молодежный дискуссионный экоклуб.
  19. Линков, М. Калейдоскоп мероприятий / М. Линков // Библиотека. — 2011. — № 6. — C. 61—63: ил. В 2010 году завершился Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек. В статье дан обзор электронных изданий библиотек, которые принимали участие в конкурсе.
  20. Линков, М. Экокраеведение — особое направление деятельности / М. Линков // Библиотека. — 2011. — № 5. — C. 56—60. Обзор опыта работы библиотек России по экологическому краеведению.
  21. Лыженкова, Л. Счастье там, где ты живешь / Л. Лыженкова // Библиополе. — 2010. — № 6. — C. 5—7. Обзор деятельности Бекетовской сельской библиотеки по экологическому просвещению населения, краеведческой работе, обслуживанию ветеранов и инвалидов, привлечению школьников к чтению и др.
  22. Матвеева, C. Будь природе другом / С. Матвеева // Библиополе. — 2010. — № 6. — C. 28—29. Обзор мероприятий акции «Экология и культура — будущее России», которая прошла в библиотеках ЦБС города Кунгура.0016
  23. Рылова, Е. Защитница зеленого дома земли: библиотекарь как организатор экологического просвещения населения / Е. Рылова // Библиополе. — 2011. — № 6. — C. 58—61 : ил. О деятельности заведующей Фатеевской сельской библиотекой Т. Л. Савинцевой по экологическому просвещению населения.
  24. Свиридова, Н.Н. «Зеленый коридор» сотрудничества / Н.Н. Свиридова // Новая библиотека. — 2009. — № 24. — C. 27—32. В статье раскрывается опыт Централизованной библиотечной системы г. Липецка по экологическому воспитанию. Подробно рассказывается о проведении городского конкурса «Наш дом — природа», на который было представлено 11 экологических проектов.
  25. Сибирцева, Н. Учиться никогда не поздно / Н. Сибирцева, Е. Сибирцева // Библиотека. — 2010. — № 5. — C. 70—72. Рассказывается об экологическом просвещении как основном направлении работы библиотеки «Северная» Томской муниципальной информационной библиотечной системы.
  26. Соколикова, О.В. Экологическая библиотека — центр экологического образования и воспитания / О.В. Соколикова // Школьная библиотека. — 2007. — № 4. — C. 44—46. Раскрывается опыт создания экологической библиотеки при школьном музее экологии.
  27. Солнцева, Ю.Н. Маленьким землянам – о большой земле / Ю.Н. Солнцева // Мир библиографии. – 2011. - №5. – С. 19-25. Экологическое воспитание в детском саду.
  28. Чемоданова, Е. Мир человека — мир животных: на бумаге и в компьютере / Е. Чемоданова // Библиотека. — 2009. — № 11. — C. 64—67 : ил. Рассказ об изданиях экологического характера, выпущенных Центром экологической информации и культуры Государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена г. Кирова.
  29. Чемоданова, Е. От стеллажа — в Интернет: интерактивные площадки как новая форма продвижения информации / Е. Чемоданова // Библиотека. — 2012. — № 3. — C. 55—56. О работе Центра экологической информации и культуры Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена по созданию виртуальных книжных выставок.

www.azovlib.ru

Экология по-новому

Экология по-новому

Вопросы экологического просвещения в образовательном процессе современной школы освещаются недостаточно и носят, как правило, необязательный, факультативный характер. Недостаток знаний в области региональной экологии и природоохранной деятельности, возможно, восполнить на базе библиотек, проводя мероприятия для учащейся и студенческой молодежи, дополняя начальные знания, полученные в общеобразовательной школе.

Примером такой работы можно привести реализацию молодежного проекта «Экология по-новому» при финансовой поддержке Благотворительного фонда культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова), которую наша библиотека вела на протяжении 2015 года. Цель проекта – популяризация экологических знаний, формирование бережного отношения к окружающей среде и интереса к современным экологическим проблемам родного края, продвижение экологической литературы в молодежную среду. В программу проекта вошли мастер-классы, лекции, игры и экскурсия.

 

Открыл проект мастер-класс «Зеленая школа. Нескучная интерпретация» для молодых специалистов централизованных библиотечных систем Иркутской области.

Мастер-класс для них провели волонтеры образовательного центра Межрегиональной общественной организации «Большая Байкальская Тропа» по программе «Зеленая школа». Интересно и нестандартно участники мастер-класса познакомились с идеями интерпретации и неформального образования, узнали основные техники и методику работы образовательного центра, выполнили творческие задания, помогающие отработать эти техники. Мастер-класс состоял из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть прошла в виде ток-шоу «Зеленая школа». Участники, разбившись на три команды, активно обсудили основные принципы интерпретации и неформального образования, его отличительные черты от формального образования. Познакомились с основными методическими рекомендациями и техниками, которые можно использовать для проведения библиотечных экскурсий, презентаций, занятий, мастер-классов, семинаров, а также с  примерами удачных образовательных проектов. Во время проведения практической части командам участников предложили самим подготовить и провести презентацию для различных возрастных групп на тему «Уникальные особенности озера Байкал».

Присутствующие отметили, что внедрение методов интерпретации и неформального образования в библиотечный процесс будет в большей степени способствовать экологическому просвещению и образованию молодежи. Многие специалисты планируют использовать опыт, полученный на мастер-классе, в своей работе.

 

В завершении участники получили набор учебников и методических пособий в электронном виде, а также список полезных ссылок.

В ходе реализации были проведены две лекции. Лекция «Миры на Байкале. Уровень озера Байкал: формирование, измерение, колебания и ситуация в 2014-2015 г.» затронула наиболее обсуждаемую тему в нашем регионе о состоянии уровня воды в озере Байкале. Информации и мнений много, зачастую весьма противоречивых. Все это стало причиной повышенного внимания к лекции со стороны специалистов, студентов.

Ответили эту тему научные сотрудники Лимнологического института СО РАН – кандидат географических наук, Синюкович Валерий Николаевич и сотрудник лаборатории гидрологии и гидрофизики, член совета молодых ученых, Макаров Михаил Михайлович. Они рассказали о причинах сложной эколого-социально-экономической ситуации, которая сложилась зимой 2014-2015 гг. в Байкальском регионе, связанной с маловодьем на Байкале и падением его уровня, а так же об измерениях уровня озера на современных автоматизированных станциях. Большой интерес у присутствовавших вызвало выступление Михаила Макарова, который был участником нескольких погружений в батискафах МИР на дно Байкала, в рамках экспедиции «Миры на Байкале».

Лекция «О вторичной переработке сырья» началась с просмотра фильма о переработке ТБО в Иркутске, снятого по заказу администрации города. Далее перед студентами выступил Воронцов Максим, сотрудник ИРОО «Байкальская экологическая волна», рассказав о таких понятиях, как экологический след,  маркировки изделий, а так же методы переработки и использования вторсырья.

В продолжение темы проведена образовательная экологическая игра «Экологический след товара». Студенты познакомились с понятием «экологический след» и возможностями расчета экологического следа товара, на примере производства «яйца киндер-сюрприза» В ходе игры  участникам стало понятно, что «экологический след» – это то, насколько мы загрязняем планету, это степень потребления человеком ресурсов биосферы, которые не бесконечны.

Экологическую деятельность трудно представить без акций. Под девизом «Сдаем макулатуру – сохраняем лес!» прошла акция по сбору макулатуры. Установку контейнеров и вывоза макулатуры обеспечили Иркутское областное отделение «Всероссийского общества охраны природы», Администрация г. Иркутска, Управление экологии, Комитет городского обустройства, Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике. Одна из таких площадок была размещена у здания областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина. Участие в акции приняли жители г. Иркутска.

Сотрудники библиотеки с организованными группами молодежи приняли активное участие в акциях по посадке леса. В мае состоялась акция «Посади дерево Победы», посвященная 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На территории Клинического госпиталя ветеранов войн в рамках акции высажено 60 деревьев. В акции участвовали более 100 человек, среди них были ветераны и участники ВОВ, труженики тыла.

В рамках «Всероссийского дня посадки леса» в составе команды ВООП с учениками Станции юных натуралистов было высажено 80 тыс. саженцев на территории 2 га в лесополосе на 14 км по Александровскому тракту.

  На протяжении всего проекта проводились мастер-классы «Эко-сумка», которые пользовались большой популярностью. Участникам мастер-класса был предоставлен расходный материал – это сумки, краски для ткани, карандаши и кисти, а так же примеры рисунков, которые можно перенести на сумки. Ребята получили возможность не только сделать что-то своими руками, но и наполнить работу смыслом. Изображения на сумках на тему живой природы и экологии многие дополнили слоганами экологического содержания.

Очередным этапом реализации проекта «Экология по новому», стала познавательная экскурсия на озеро Байкал для учащиеся санаторной школы – интерната № 12 г. Иркутска. По пути следования, гл. библиотекарь отдела естественно-научной литературы юношеской библиотеки – О.К. Елина дала исчерпывающую информацию о разнообразии природы Иркутской области, об особо охраняемых природных территориях, об истории исследования озера Байкал. Познакомила участников поездки с библиотечными молодежными проектами и книгами по байкальской тематике из фондов юношеской библиотеки.

Ребята узнали много интересного о животном и растительном мире Байкала, побывали в компьютерном классе, где наблюдали под микроскопами за живыми обитателями уникального озера, совершили виртуальное погружение на дно.

Завершила цикл мероприятий проекта «Экология по-новому» турнир по настольной деловой экологической игре Ecologic, разработанной выпускниками экологами СПбГУ. Провел игру Максим Воронцов, сотрудник Иркутской региональной общественной организации «Байкальская Экологическая Волна».

Участники турнира получили возможность не только и не столько полезно провести досуг, но выстроить тематический образовательный или бизнес-курс направленный на просвещение в сфере окружающей среды. Первое место заняла команда Иркутского художественного училища им. И.Л. Копылова. Так же в турнире участвовали команды школ №19, №63, и Байкальского техникума права и предпринимательства. Все участники получили памятные подарки с символикой проекта, а победители – в качестве призов туристическое снаряжение.

 

Всего в проекте приняли участие более 400 человек в том числе 18 воспитанников школы-интерната из разных населенных пунктов Иркутской области получили возможность побывать на Байкале и посетить Лимнологический музей. Школьники и студенты общались с экспертами из экологических и природоохранных организаций: «Большая Байкальская тропа» (ББТ), «Байкальская экологическая волна» (БЭВ), «Всероссийское общество охраны природы», ЛИН СО РАН. Ребята узнали о возможности стать волонтерами, которую предоставляют ББТ и БЭВ и новых проектах совета молодых ученых ЛИН СО РАН. В процессе неформального общения молодежи становится ясно, что у них массавозможностей самовыражения и реализации, просто о них нужно говорить. Проект также содействовал привлечению молодежи в библиотеки, организации их досуга и инициации интереса к библиотеке в целом, 20% присутствующих на мероприятиях стали читателями библиотеки.

 

Автор проекта Наталья Зуева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lib38.ru

Программа «Библиотека - центр экологического просвещения детей». Сентябрь 2016 – июнь 2017 г.г.

скачать

Паспорт программы

Наименование программы: программа Городского филиала № 3 МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова по экологическому просвещению и воспитанию детей «Библиотека – центр экологического просвещения детей».

Проблема: Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Для решения этой проблемы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля, начиная с дошкольного возраста, необходимо овладевать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы поведение было экологически осмысленным. Экологическое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении проблем выживания человечества.

Обоснование необходимости программы

В настоящее время взаимоотношения человека и природы очень сложные и напряжённые. Мы ощущаем, как меняется наш климат, меньше остаётся чистых, нетронутых лесов, озёр и рек. Тяжело дышится от выхлопных газов на улицах наших городов. Мы постоянно слышим об озоновых дырах, о загрязнении мирового океана, о страшных последствиях радиационных катастроф. Люди встревожены и понимают, что природа не безгранична. Мы поднимаем и бьём тревогу, потому что в отношении с природой человек переступил нравственный рубеж.

Все мы – дети одного большого царства Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира. Экология учит понимать тонкие взаимоотношения в мире Природы, сохранять её, жить с ней в согласии с самого детства, раскрывая свои секреты от А до Я.

Возникла необходимость создания программы, направленной на становление начал экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, через познание закономерностей природы.

Роль библиотеки в воспитании экологической грамотности и культуры неоспорима, поскольку она выполняет информационную, воспитательную, методическую функции. Библиотека располагает уникальными возможностями черпать экологические знания из книг, периодических изданий и других носителей информации.

Библиотека совершенствует свой справочный аппарат, создавая картотеки, продолжает пополнять тематические папки, подборки экологической тематики. Новые источники информации позволяют вносить разнообразие в традиционные формы работы библиотеки, в систему справочно-библиографического обслуживания.

Для продвижения экологической информации к читателю организуются книжные выставки, беседы, обзоры, громкие чтения, утренники, викторины, праздники, игры. Мероприятия развивают интерес к окружающему миру, ответственность за мир растений и животных, знакомят с правилами поведения в природе.

Библиотека может сыграть значительную роль в экологическом просвещении детей дошкольного возраста, где они могут получить широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни людей, увидеть красоту мира и родного края, научиться его любить и беречь.

Наша программа направлена на формирование экологической грамотности и культуры детей дошкольного возраста. Программа приурочена к Году экологии в Российской Федерации.

Основание для разработки

Цель программы: Формирование начал экологического сознания, экологической культуры детей дошкольного возраста, первоначальных практических навыков рационального природопользования, активной позиции через их приобщение к духовным ценностям природы и культуры.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • прививать детям навыки природоохранной деятельности, знакомить их с основами экологии;
  • формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, учить размышлять над экологическими проблемами;
  • расширять экологический кругозор;
  • пробуждать интерес к родной планете, своему краю, познакомить детей с экологическими проблемами своей малой родины.
  • привлекать к чтению книг экологической тематики;
  • способствовать развитию творческих способностей через участие в литературных конкурсах, конкурсах рисунков и поделок и др.;
  • воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, потребность в общении с природой.

Формы и методы

Выставки, часы информации, экологические конкурсы, викторины, акции, экологические сказки, игры, беседы, праздники, использование видео и аудиозаписей, электронной презентации.

Основные целевые группы, на которые направлена программа

Воспитанники дошкольного учреждения, педагоги, музыкальный руководитель, родители.

Инициатор программы

Городской филиал № 3 МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова.

Партнеры в реализации программы

В тесном контакте с Городским филиалом № 3 сотрудничают:

  • Комитет по культуре, молодёжной политике и спорту администрации МО город Алексин;
  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 18;
  • СМИ.

Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г. – июнь 2017 г.

Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.

I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе. II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.

III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы Городского детского филиала по экологическому просвещению и воспитанию детей.

IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.

Ожидаемые результаты программы

 

  • Совершенствование работы по экологическому воспитанию в Городском филиале № 3.
  • Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
  • Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
  • Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
  • Формирование положительного имиджа библиотеки.

Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции экологического просвещения и воспитания детей могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.

 

Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по экологического просвещению и воспитанию детей могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.

Куратор программы: Методический отдел МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова, методист – Денисова Наталья Владимировна, тел.: 8–487(53) 6-74-06.

Программа содержит три раздела мероприятий. Каждый раздел программы имеет свою цель.

Раздел 1. «Человек и природа». Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.

В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление детей с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.

Темы:

  • «Экологические опасности в окружающем мире» и «Экологическая безопасность в детском саду и дома, в природной среде: учусь предосторожности».
  • «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях).

Раздел 2. «Природа - вечный источник красоты». Главные задачи этого раздела - с помощью разнообразных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.

Темы:

  • Царство животных
  • Царство растений
  • Природные стихии

Раздел 3. «Милая Родина моя». Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.

План-график работ по Программе

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Организаторы

1.

Подготовка документации по программе

До 01.09.2016

Методист, заведующая Городским филиалом № 3

2.

Разработка комплекса мероприятий по программе

До 01.09.2016

Методист, заведующая Городским филиалом № 3

3.

Пополнение книжного фонда, информационных ресурсов по экологическому просвещению и воспитанию

В течение всего срока

 

Раздел 1. «Человек и природа»

2016 год

1.1.

Беседа

«Земля - наш общий дом»

Книжная выставка

«Земля - наш общий дом»

12.10.2016

Зав. Городским филиалом № 3

2017 год

1.2.

 

 

Час размышления

«Экологические опасности в окружающем мире»

Книжная выставка

«Чистая экология – здоровая жизнь»

Экологическая акция

«Вторая жизнь пластиковой бутылки»

Февраль

 

Февраль

 

Зав. Городским филиалом № 3

Воспитатель

1.3.

Урок-предупреждение

«Жалобная книга природы»

Выставка, обзор

«Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету»

Конкурс рисунков

«Природа просит о помощи»

Сентябрь

Зав. Городским филиалом № 3

 

 

 

Воспитатель

Раздел 2. «Природа - вечный источник красоты»

2016

2.1.

Конкурс знатоков

«По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?»

04.10.2016

Зав. Городским филиалом № 3

2.2.

Литературный час о творчестве К. Паустовского

«С природой одной он жизнью дышал»

Ноябрь

Зав. Городским филиалом № 3

2.3.

Литературно-экологическая развлекательная программа

«Забавы зимушки – Зимы»

Декабрь

Зав. Городским филиалом № 3

2017 год

2.4.

Час информации

«Что мы знаем о собаках?»

Конкурс рисунков

«Алексинские ребята о любимых зверятах»

Январь

Зав. Городским филиалом № 3

Воспитатель

2.5.

Познавательный час

«Живут на свете кошки»

Выставка

«Мордочка, хвост и четыре ноги»

Март

Зав. Городским филиалом № 3

2.6.

День птиц

«На крыльях весну принесли»

Выставка, обзор

«Страна пернатых»

Апрель

Зав. Городским филиалом № 3

2.7.

Выставка цветов

«Природы милое творенье»

Урок-общение

«Цветы - бесценный дар природы»

Книжная выставка, игра

«Щедрое лето»

Июнь

Зав. Городским филиалом № 3

2.8.

Экопутешествие

«Деревья - украшение земли»

(по книге В. Морозова «Рассказы о русском лесе»)

Октябрь

Зав. Городским филиалом № 3

2.9.

Экологический праздник ко Дню Зиновия Синичкина

«Синичкин день»

Ноябрь

Зав. Городским филиалом № 3

2.10.

Умные часы

«Экологические уроки сороки Варвары»

Декабрь

 

Раздел 3. «Милая Родина моя»

3.1

Акция по уборке мусора на участке

«Жить приятней в чистоте»

Апрель 2017

Воспитатель

3.2.

Лекарственный эко-час

«Кладовая здоровья. Лекарственные травы Алексинского края»

Май 2017

Зав. Городским филиалом № 3

aleksinlib.ru

Библиотеки Мариинского района за экологию – Год экологии в России

В Год экологии Российская государственная библиотека для молодёжи и Государственная публичная научно-техническая библиотека России при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ провели акцию в формате единого дня действий «День экологических знаний», приуроченную к Международному дню экологических знаний 15 апреля.

К участию в акции приглашались все библиотеки России, готовые отметить этот день проведением публичных экопросветительских мероприятий. Разные форматы и возможности, аудитория и творческая энергия библиотекарей помогли в Год экологии продемонстрировать весь огромный потенциал библиотек России в экологическом просвещении. В рамках акции прошел также Всероссийский конкурс на лучшее мероприятие. Для участия в акции зарегистрировались почти 1500 библиотек из 73 регионов России от Калининграда до Хабаровского края.

Библиотеки Мариинской ЦБС активно включились во Всероссийскую библиотечную акцию единого дня действий «День экологических знаний». Экологическое просвещение читателей является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек города и района. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. При этом используются ее самые разнообразные формы начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая организацией акций и марафонов.

Такой экологический марафон под названием «Добрый след на Земле» и был объявлен в рамках Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний». В нем приняли участие 20 библиотек-филиалов Мариинской ЦБС.

Экомарафон проходил в три этапа. До начала мероприятий, объявленных в библиотеках в рамках марафона, прошел единый флэш-моб под названием «Мы хотим дружить с природой?».

Флаеры, которые библиотекари раздавали прохожим, содержали в себе информацию о том, к каким необратимым последствиям приводит бездумное вмешательство человека в мир природы, в окружающую среду. Эти тревожные факты говорят сами за себя: если мы хотим дружить с природой, мы должны рационально использовать ее ресурсы и не губить то, что нас окружает.

Второй этап марафона включал в себя проведение мероприятий в библиотеках ЦБС. Это были экологические игры, викторины, турниры, конкурсы, игры-путешествия, уроки экологии, устные журналы, акции – вот не полный перечень форм работы, которые активно использовались в библиотеках.

На третьем этапе марафона в библиотеках был организован еще один флэш-моб с тем же названием, но с другим акцентом. Оно звучало так: «Мы хотим дружить с природой!». Жителям города и района библиотекари и волонтеры раздавали флаеры с информацией о том, как в нашей области борются с загрязнением окружающей среды, какие акции устраивают по высадке деревьев, по очистке берегов рек от мусора и т. д.

Экомарафон, проходивший в библиотеках ЦБС, имел определенный информационный резонанс. Отчет о его проведении имел отражение на библиотечных ресурсах, сайте администрации Мариинского муниципального района, сайте управления культуры администрации Мариинского муниципального района, ресурсах партнёрских организаций: управление молодежной политики и спорта, Управления образования Администрации Мариинского муниципального района, в районной газете «Вперед» и т.д.

По итогам экомарафона была создана виртуальная карта «Добрый след на Земле», которая включила в себя фотоотчет о мероприятиях, проводимых в библиотеках ЦБС.

Всего было проведено 26 мероприятий, на которых побывало 744 человека, большей частью дети, подростки и молодежь.

В Городской библиотеке им. В. А. Чивилихина для старшеклассников прошел информационный час «Сохраним природу – сохраним себя». На мероприятии речь шла об экологическом состоянии Мирового океана, проблеме источников пресной воды, загрязнении воздуха, сокращении лесных массивов. День экологических знаний продолжился флэш-мобом «Мы хотим дружить с природой?». Гимназисты вместе с библиотекарями раздавали прохожим красочные флаеры с призывом бережно относиться к окружающей природе. Участники акции хотели еще раз напомнить людям, что мы неразрывно связаны с природой, что от того, как мы относимся к ней, зависит наша жизнь и жизнь последующих поколений.

В рамках Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний» сотрудники модельной библиотеки для детей и юношества провели среди учащихся трех школ интеллектуально-экологический ринг «Мир прекрасный, мир живой».

Ребята соревновались в различных конкурсах на экологическую тему, работали с природоведческой литературой, отвечали на вопросы о животном и растительном мире Кемеровской области, разбирали разнообразные ситуации, касающиеся экологической обстановки в Кузбассе и Мариинске.

В этот же день библиотекари побывали у пятиклассников гимназии № 2, для которых провели экологическую игру «Планета – дом. Мы в нем живем». Ребята, поделившись на команды, отвечали на экологические вопросы, объясняли правила поведения в лесу, придумывали слоганы к акции «Первоцветы» и «Против поджога сухой травы».

Библиотекари городской библиотеки-филиала № 4 побывали в детском саду, где вместе с ребятами инсценировали сказку о красках «Кто главней?». Дети читали стихи о природе, выполняли творческую работу, знакомились с детскими книгами по экологии.

Городская библиотека-филиал № 47 совместно со школой приняли участие в акции «Мы – за чистый город». С приветственным словом к ребятам обратилась депутат Мариинского Совета народных депутатов Т. А. Бахтеева. Затем участники акции, вооружившись метлами, граблями, мешками для мусора, отправились по своим участкам. Кто-то убирал школьный двор, кто-то – прилегающие к школе улицы. В результате акции ребята собрали около 70 кг различного мусора.

В рамках экомарафона в библиотеке прошел эколого-краеведческий урок «Путешествие по карте Кузбасса». Совершая виртуальное путешествие на поезде, ребята побывали на станции «Исторической», «Природной», «Самой, самой…» и др. В завершение мероприятия библиотекари представили ребятам литературу, которая поможет им расширить свои знания о крае, в котором они живут, величественном и неповторимом Кузбассе.

Сотрудники Сусловской модельной библиотеки организовали экологический десант «Твой след на Земле». Совместно с участниками клуба «ЮНИОР» библиотекари очистили от мусора детскую игровую площадку. Каждый смог внести свой посильный вклад в благоустройство села.

После уборки территории школьники раздали жителям листовки с призывом соблюдать чистоту и порядок на улицах, возле домов и в общественных местах.

В Малопесчанскую сельскую библиотеку были приглашены юные читатели, для которых было организовано заочное путешествие «Заповедной тропой родного края».

15 апреля агитбригада «Экологический патруль», организованная Благовещенской сельской библиотекой, выступила перед учащимися местной школы. Участники агитбригады призывали ребят навести порядок в сёлах, в которых они проживают: Благовещенке, Колеуле, Обояновке, Тенгулах. Организовать вместе со взрослыми субботники по очистке территории вокруг своих домов, на улицах, возле школы. Затем ребятам были продемонстрированы слайды с фотографиями заповедников Кемеровской области, их флорой и фауной.

В этот же день участники агитбригады посетили общественные места села, где провели беседу со взрослым населением по ознакомлению с обязанностями домовладельцев по уборке своих территорий и вывозу мусора.

Кирсановская сельская библиотека отметила «День экологических знаний» очень интересным и необычным мероприятием. Заведующая библиотекой Т. В. Апончинцева предложила своим читателям интеллектуальную игру хэт дибейт, что в переводе на русский обозначает «шляпная дискуссия».

Тема для дискуссии была задана вроде бы простая: «Кот или пес? Вот вопрос!». Но тем и интереснее были по ней рассуждения. Ребята подготовились к дискуссии заранее. Они придумывали вопросы или задания, записывали это все на бумаге и складывали в шляпу. Разделились на две команды и обменялись шляпами. Участники команд по очереди отвечали на вопросы, выполняли различные задания, а Совет мудрейших следил за точностью ответов. Игра получилась очень интересной, тем более что капитанами команд были кот Матроскин и собака Шарик из всем известного Простоквашино. Ребята получили не только массу интересной информации, но и много положительных эмоций.

В Красноорловской сельской библиотеке прошла экологическая акция «Экология – безопасность – жизнь!». Главной её целью являлось формирование у читателей представлений о положительном и отрицательном воздействии человека на природу, о том, что Земля – наш родной дом, а человек – часть природы. Началась акция с флэш-моба «Мы хотим дружить с природой?».

Ребята, собравшиеся в этот день в библиотеке, прослушали информацию об экологических проблемах Мариинского района и Кузбасса.

Финишировала акция распространением листовок среди жителей села с призывами беречь и охранять окружающий мир.

Калининская сельская библиотека пригласила шестиклассников местной школы на заповедный урок «Сохраним дом, в котором мы живем».

Для ребят была подготовлена электронная презентация «Национальные парки и заповедники», посвященная Году особо охраняемых природных территорий в России. Ребята с интересом сыграли в экологическое лото «Береги свою планету», организованное сотрудниками библиотеки, а также познакомились с книгами, представленными на выставке «Земля – наш дом». Во 2-Пристанской сельской библиотеке был проведен экологический урок «Сохраним родную природу!» (по материалам Красной Книги Кемеровской области). На урок были приглашены семиклассники местной школы. Ребятам была представлена слайд-презентация «Азбука исчезающих видов животных и растений Кемеровской области». Они познакомились с некоторыми животными и растениями, занесенными в Красную книгу, открыли для себя новые названия птиц, насекомых, рыб, прочитали стихи об охране природы.

На экологическом часе «В гости к Деду-природоведу», который состоялся в Первомайской сельской библиотеке, заведующая библиотекой Т. Н. Васильева предложила юным читателям вместе с детьми отправиться в гости к Деду-природоведу. Дед побеседовал с ними о важности бережного отношения к природе, о значении растений в жизни человека, о жизни зверей и птиц. В увлекательной игровой форме юным читателям было рассказано об охране лесов, рек и озер, о бережном отношении к животным и растениям. Ребята отвечали на вопросы экологической викторины, играли в экологические игры.

Юные читатели Приметкинской сельской библиотеки были приглашены на познавательный час «Первоцветы – улыбка весны». Они разгадывали загадки о первоцветах, читали стихи, посвященные подснежнику, ветренице, примуле, крокусу, медунице, гусиному луку и другим не менее привлекательным цветам. Очень заинтересовала ребят идея библиотекаря создать своими руками подснежник. Все великолепно справились с заданием и были довольны проделанной работой. Сделанные своими руками цветы оказались нисколько не хуже живых первоцветов.

Подводя итоги Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний» в библиотеках МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», можно отметить, что правильно организованная работа в этом направлении дает свои плоды. Библиотекари используют в своей практике достаточное количество разнообразных форм мероприятий. Все эти формы постоянно находятся в развитии, отвечают потребностям читателей, появляются новые, нетрадиционные формы, а старые модифицируются, особенно при использовании новых информационных технологий. Увеличивается число пользователей, интересующихся темой экологии и природы, пополняется фонд природоведческой литературы, в том числе и изданиями библиотек, что ведет и к увеличению книговыдачи.

Можно со всей ответственностью заявить, что библиотеки сумели найти свое место в общей системе экологического образования и просвещения, привести в действие имеющийся потенциал и внести определенный вклад в формирование экологической культуры населения, в том числе детей, подростков и молодежи.

Пресс-служба администрации Мариинского района

www.ecoyear2017.kuzbasseco.ru

Краевой семинар «Роль библиотек в продвижении экологических знаний»

    17 мая 2017 года в Пермской государственной краевой универсальной библиотеке им. А.М. Горького (ПГКУБ им. А.М. Горького) состоялся краевой семинар «Роль библиотек в продвижении экологических знаний». Встреча библиотечных работников состоялась в рамках плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Пермском крае Года экологии (распоряжение Правительства Пермского края № 299-рп от 22.09.2016).

    Слова приветствия от имени министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края зачитала Ирина Геннадьевна Резвых, консультант отдела региональной экологической политики управления по охране окружающей среды министерства. Необходимость и значимость комплексной работы подчеркнула Светлана Валерьевна Пигалева, заместитель директора Пермской краевой универсальной библиотеки им. А.М. Горького.

    В мероприятии приняли участие 95 человек – специалисты центров экологической информации, отделов обслуживания, методических служб и руководители муниципальных и государственных библиотек Пермского края. Заслушано 13 выступлений специалистов Пермского края.

    О возможностях взаимодействия с библиотеками, направлениях работы в рамках экологического просвещения участникам рассказала Екатерина Николаевна Овчинникова руководитель Пермского регионального отделения общероссийской общественной организации «Центр экологической культуры и политики», выступавшая инициатором значимых социальных инициатив на территории г. Перми.

    В выступлении А.А. Разорвина, была сделана попытка обобщить и показать формы массовой работы, которые используют библиотеки Прикамья. Приведен ряд примеров, уже реализованных библиотеками мероприятий и идей.

    Следующий блок включил в себя обзорные выступления об уровне развития и работы по экологическому просвещению населения в муниципальных образованиях. Специалисты библиотек делились своими наиболее удачными наработками. Успех в процессе распространения экологических знаний во многом зависит от установленных партнерских связей. Это четко прослеживалось в выступлениях Г.Ю. Решетниковой (г. Пермь), Л.В. Денисовой (п. Ильинский). Л.П. Субботина рассказала о сетевых экологических проектах Березовской ЦБС, выделив из них ключевые мероприятия. Крайне творчески плодотворную работу самого молодого центра экологической информации представила С.Г. Марамыгина (г. Верещагино).

    Другой блок выступлений был посвящен применению на практике конкретных форм деятельности: эколого-психологический тренинг (г. Пермь), изготовление экосумки (г. Чердынь), и даже ток-шоу (г. Краснокамск). Нина Васильевна Бабкина, заведующая центральной детской библиотекой им. Б.С. Рябинина (г. Кунгур), рассказала о работающем на протяжении многих лет детском объединении «Экопочемучки».

    Специалисты не обошли стороной и эколого-краеведческую тематику. Так, Е.И. Завьялова, рассказала об экологической номинации окрытого краеведческого смотра-конкурса имени А. А. Карякина. За все годы его проведения, удалось собрать более 40 работ по вопросам охраны окружающей среды. Екатерина Ивановна, также отметила значимость этих работ в изучении родного края.

    В рамках мероприятия также состоялась презентация проекта «ЯБЛОКО: фестиваль читательского экологического творчества», поддержанного Министерством культуры Пермского края. В рамках проекта состоялся мастер-класс Павла Александровича Кладова, студента 2 курса специальности «Скульптура» Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И. Глазунова, по истории и методике создания комикса Мастер-класс по экобуктрейлеру. Василий Эдуардович Макаров, руководитель, режиссер детского творческого кинообъединения «Макаров-фильм» выразил свое видение при создании интересного и запоминающегося буктрейлера.

    Стоит также отметить, что в рамках проекта состоится краевой конкурс, в котором будут выделены следующие номинации: «ЭКО-фото», «ЭКО-комикс», «ЭКО-буктрейлер», «ЭКО-буклет». В каждой номинации предусматривается выявление и поощрение инклюзивного творчества.

    ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

    МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА:

    Контактная информация: Разорвин Александр Александрович, гл. библиотекарь отдела НИМР, тел. 8(342)236-08-05

 

 

www.permculture.ru

Программа Центральной детской библиотеки по экологическому воспитанию детей и подростков

Т. Н. Щукина

у нас в рукахПрограмма Центральной детской библиотеки

на 2013-2017 гг.

г. Кулебаки

2013 г.

1. Название программы - «Судьба земли у нас в руках»2. Цель программы: Пробудить в детях неравнодушное отношение к окружающей природе, привлечь их к творческой деятельности и к чтению литературы на экологическую тему, к размышлению над экологическими проблемами.3. Задачи программы:

4. Направление деятельности: экологическое5. Краткое содержание программы: Воспитание экологической культуры детей и подростков6. Руководитель программы: Барабанова Галина Юрьевна – заместитель директора МБУК КР ЦБС7. Организация: МБУК «Кулебакская районная Централизованная библиотечная система» - Центральная детская библиотека. 8. Место реализации программы: город Кулебаки, улица Футбольная, 1,

Тел. – 5-66-029. Сроки проведения: 2013-2017 гг.

Обоснование программыПроблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры.

Разнообразный мир природы пробуждает у ребенка живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит и от библиотеки.

Центральная детская библиотека тоже не остается в стороне от решения глобальных проблем экологии. Мы располагает большими возможностями в экологическом воспитании детей. За годы работы накоплен материал по экологическому направлению. Библиотека ведет активную просветительскую работу по экологическому просвещению детей и подростков. Ежегодно в библиотеке оформляются тематические полки, ведётся экологический календарь, по которому отмечаются такие даты, как День Земли, День птиц, День воды, День здоровья, День леса, Всемирный день окружающей среды.

Для более эффективной и целенаправленной деятельности в ЦДБ разработана целевая программа «Судьба земли у нас в руках».Цель программы:Пробудить в детях неравнодушное отношение к окружающей природе, привлечь их к творческой деятельности и к чтению литературы на экологическую тему, к размышлению над экологическими проблемами.

Воспитание экологической культуры – одно из приоритетных направлений работы ЦДБ. В библиотеке сформирован фонд литературы экологической направленности. Осуществляется анализ читательских формуляров, анкетирование пользователей, ведутся картотеки индивидуальной информации.

Мероприятия библиотекой проводятся с применением неординарных форм работы и новых информационных технологий. Это игры, конкурсы, видеоуроки, эковикторины, выставки-вернисажи и многие другие.

Само оформление интерьера библиотеки, зеленые уголки комнатных растений, читальный зал, который напоминает оранжерею, пробуждает интерес к природе.

Программа «Судьба земли у нас в руках» рассчитана на 2013-2017 года. Охватывает все возрастные группы читателей: дошкольники, школьники, руководители детского чтения.

Сотрудники ЦДБ применяют разнообразные формы и методы по организации эколого- познавательных мероприятий для читателей библиотеки.

Оформляются книжные выставки: «Как прекрасен этот мир», «Планета Земля в опасности», «Земля моя», «Братья наши меньшие», «Беречь родную природу» и др. на которых, кроме книг и журналов, экспонируются рекомендательные списки литературы. Экологическая информация представлена читателям в самых разных формах и жанрах. Это и Дни экологии, и экологические недели, месячники экологической пропаганды. Оформляются выставки плакатов, выпускаются листовки, которые используются учителями в школах района.

Успешно проходят такие мероприятия как, тематический вечер «Цветы России – скромные цветы», конкурсы и викторины: «Экологический марафон», «Раскрываем природные тайны», беседы, игры. Проводятся информационные часы, выставки творческих работ.

В библиотеке работает Школа юного эколога «Муравьишки» для учащихся младшего возраста. Девизом клуба стали слова Л. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Ежегодно библиотека проводит День Земли, День птиц, День здоровья, Всемирный день окружающей среды.

Состав основных участников программы:1. Козырева Наталья Борисовна – библиограф по работе с детьми.

3. Малиман Светлана Григорьевна – библиотекарь читального зала.

4. Зрячева Мария Игоревна - библиотекарь абонемента.

5. Соколова Ольга Васильевна – библиотекарь ИКЦ «Галактика».

Зам. директора ЦБС: Г. Ю. Барабанова

№ п/п Наименование мероприятия Форма проведения Сроки проведения Возраст
2013 год
1. Нас в любое время года учит мудрая природа Виртуальный журнал ко Дню охраны окр. среды июнь ГЛЧ,

Летн. лаг

2 У природы есть друзья – это мы: и ты, и я! Цикл экологических часов 1 раз в квартал 1-6 кл.
3 Рыцари Мудрой совы и Зелёного листа Турнир знатоков природы июнь ГЛЧ,

Летн. лаг

4 Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем познавательно-игровые часы Июнь, июль ГЛЧ,

Летн. лаг.

5 Чтоб чистым воздухом дышать, природу нужно охранять Неделя экологии июль ГЛЧ, ЦДЮТиЭ
6 В огромном мире насекомых Экологический брейн-ринг июль ГЛЧ, ЦДЮТиЭ
7 С кузовком, с лукошком по лесным дорожкам Экологическая азбука июль ГЛЧ, ЦДЮТиЭ
8 Мы хотим, чтоб птицы пели, и была на ягодах роса Путешествие в мир природы 3 квартал ГЛЧ, ЦДЮТиЭ
9 Здравствуй, лес! Мы попали в край чудес! Цикл викторин В течение года 1-7 кл.
10 Необычные памятники овощам и фруктам виртуальное путешествие 2 квартал,

июль

1-7 кл.
11 Любить, ценить и охранять! Цикл Эко-часов Июн, июль ГЛЧ
12 Я хочу расти и жить в чистом и красивом городе Экологическая игра июль ГЛЧ
13 Танец капельки с дождем Игра-путешествие 2 квартал ГЛЧ
14 Чудеса любого рода есть у матушки природы Цикл эколого- краеведческих игр В течение года 1-5 кл.
15 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Цикл бесед с элементами игры о правилах поведения на природе Июнь, июль ГЛЧ, Летний лагерь
16 От первых проталин до первой грозы День писателя-натуралиста (к 110-летию Г. Скребицкого) август 2-4 кл.
17 Длиннохвостые разбойники Выставка-поздравление август 2-4 кл.
18 Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей Интерактивная игра 3 квартал 2-4 кл.
19 Листопадничек Электронная презентация 3 квартал 2-4 кл.
20 Всем, кто любит природу Рекомендательный список август 2-4 кл.
21 Природа - дом, где мы живем и дышим Цикл часов занимательной экологии В течение года 1-4 кл.
22 Все, чем дышим, чем живем» (ко дню животных) декада экологии 2 квартал 1-7 кл.
23 Столько трелей звонких, шумных, радостных День информации ко Дню птиц 2 квартал 1-7 кл.
24 Чтоб чистым воздухом дышать, природу нужно охранять Неделя экологии 3 квартал 1-4 кл.
25 Удивительный мир птиц экоурок апрель 2-4 кл.
26 Что в корзиночке лежит? грибная викторина август 2-4 кл.
27 Есть грибы съедобные, есть и ядовитые, электронная презентация август 2-4 кл.
2014 год
1 Волшебник из страны детства День писателя-натуралиста В.Бианки 11.02 2-4 кл.
2 Зелёные новости В. Бианки Познавательно-игровая программа 11.02 2-4 кл.
3 Тайны чудесной страны Интерактивная игра 11.02 2-4 кл.
4 Необыкновенный охотник Брем (к 185 - летию со д.р. немец.зоолога) Экологическая видеозарисовка 19.02. 2-3 кл.
5 Помнят люди твой первый полет (к 80 - летию со д. р. Юрия Гагарина) Устный журнал 10.03. 5-6 кл.
6 Дороги звёздные открыты  Медио - урок 11.03 5-7 кл.
7 Жалобная книга природы Цикл уроков бережного отношения к природе 1 раз в квартал 1-4 кл.
8 Муравьишки Занятия Школы экологических знаний 1 раз в месяц 2 кл.
9 Под стук дождя природа просыпается  Цикл экологических праздников 1 раз в квартал 1-4 кл.
10 Соловьиная песня весны Экологическая зарисовка апрель 1-4 кл.
11 Русь моя! Люблю твои березы… Праздник русской березки июнь 1-4 кл.
12 Символ Родины моей Электронная презентация июнь 1-4 кл.
выставка репродукций картин художников июнь 1-4 кл.
13 Лета вкусные дары Выставка - инсталляция Июль, август 1-9 кл.
14 Мы для птиц кормушки ставим Мастер-класс ноябрь 2 кл.
15 На юг уходит наша осень Цикл экологических чтений В течение года 1-4 кл.
16 В лес за грибами пойдем электронная интеллектуально-познавательная викторина август 1-6 кл.
17 Снова в заботах зима-рукодельница Мастер-класс по изготовлению снежинок декабрь 2 кл.
18 Речку лед сковал без шума Конкурс загадок о зиме декабрь 2-4 кл.
19 Волшебство новогодних метелей Интерактивная игра декабрь 2-4 кл.
20 Четыре прекрасных сезона в году Экожурнал 1 раз в квартал 2-4 кл.
21 О дикобразах, кроликах и зайцах  Экоэкспедиция по произведениям Игоря Акимушкина май 1-3 кл.
22 Муравьишки Школа юного эколога 1 раз в месяц 2 кл.
23 Знакомьтесь с теми, кто ползает, летает, прыгает, порхает Почемучкины часы 1 раз в месяц 1-4 кл.
24 В лесу у пня суета, беготня Экологическое ассорти 2 квартал 5-6 кл.
2015 год
25 «Парк дикой природы имени Даррелла» Кн. выставка (к 90- летию со д.р. писателя) 5-6 кл. 09.01.
26 «Сказитель лесных былей» Кн. выставка (155- летию Э.С.Томпсона) 2-4 кл. 12.08.
27 «Муравьишки» Школа экологических знаний 1-4 кл. 1 раз в месяц
28 «Научись с природой в дружбе жить». Час открытий 1-4 кл. май
29 «Живой природой названо

Всё то, в чём жизнь живёт»

Экологический ринг 1-4 кл. апрель
30 «Чистый лес - украшение нашей Земли» Электронная презентация 1-4 кл. февраль
31 «О чем поет воробушек?» Орнитологический репортаж 1-4 кл. март
32 «Чернобыль – трагедия и уроки» Экологический диалог 6-9 кл. 2 квартал
33 «Белолобый, Ванька Жуков и прочая детвора»:  Литературная викторина (к 155- летию со д.р. А.П. Чехова) 29.01.
34 "Джунгли зовут!" игра–путешествие (к 150 - летию со д.р. Р. Киплинга) 2-4 кл. 25.12.
35 «Все, что вижу я вокруг» Выставка-кроссворд 2-4 кл. 24.12
36 «Народ Джунглей» Загадочная викторина 2-4 кл. 25.12.
37 «Мордочка, хвост и четыре ноги» Неделя маленьких животных 1-4 кл. С 5 по 9 октября
38 «Сто вопросов про лисенка» День лисенка 1-4 кл. 05.10
39 «С пушистым непоседой нам весело дружить» День котенка 1-4 кл. 06.10
40 «Ах, какой шалун!» День щенка 1-4 кл. 07.10
41 «Чьи-то лапки на белом снегу наследили» День зайчонка 1-4 кл. 08.10
42 «У него длиннющий хвост» День мышонка 1-4 кл. 09.10
2016 год
43 «Нам слышался говор природы» Месячник экологических знаний 5-6 кл. 21.03-30.03.
44 «Мы в ответе за жизнь на планете».  Открытие Недели детской книги – 2016 1-9 кл. 25.03-31.03
45 «Экологическая кругосветка». Игра-путешествие 2-4 кл. 24.03.
46 «Муравьишки» Клуб 2-4 кл. 1 раз в мес.
47 «Мы твои друзья, природа»; Литературное путешествие 1-4 кл. 22.03.
48 «Мы попали в край чудес - это лес» Медиапутешествие 1-4 кл. 23.03
49 «Давай заблудимся в лесу» Экологическая игра 1-4 кл. апрель
50 «Без них природа станет беднее» Экологический калейдоскоп 1-4 кл. март
51 «Природе восторженный гимн» Эколого - поэтический час 1-4 кл. март
52 «В судьбе природы – наша судьба» Устный журнал 5-7 кл. март
53 «Я хочу подружиться с природой». Час экологической этики 5-8 кл март
54 «Эта птичка-невеличка» Медиастраница 1-4 кл. 19.09.
55 «Чернобыль – зона отчуждения». Час размышлений 5-7 кл. 26.04.
56 «Чернобыля раздался страшный стон» кн.выставка + эл.презентация 5-9 кл. 26.04.
57 «В стане удивительных тайн». Урок-путешествие по творчеству Сладкова 2-4 кл. 24.06.
58 «Заповедники России» цикл медиаэкскурсии 2-4 кл. 1 раз в кв.
59 «Путешествие по зоопаркам мира». Мультимедийный просмотр 5-9 кл. 25.03.
60 «Загадки задают деревья» Литературно-познавательный час 1-4 кл. 17.08.
61 «Книжный батискаф»  Эко-выставка  1-4 кл. 22.03.
62 «Её Величество вода» Книжная выставка + Буклет 3-4 кл. 24.03.
63 «Дары осени» Выставка-изумление 1-7 кл. 15.09.
64 «Осень – рыжая подружка» Игра – конкурс 1-4 кл. 22.09.
65 «Маленькие чудеса большой природы» Книжная выставка-портрет (к 115 -летию со д. р. Е.И.Чарушина) 1-4 кл. 11.11.
66 «Звери и птицы – герои сказок»  Медиавикторина 3-4 кл. 14.10.
67 «Звёзды становятся ближе» Космический репортаж (Ко Всемирному дню авиации и космонавтики) 2-4 кл. 12.04.
68 «Капелька за капелькой, вот и ручеёк»  Экологический КВН  1-7 кл. 09.06.
69 Что вы знаете про кошку? День информации 1-7 кл. 22.07.
70 «О той земле, где ты родился». Экологический час 5-6 кл. 29.07.
71 «Киса, кошечка, мур-мур»  Кэт-шоу  1-4 кл. 01.03.
72 «Милые пушистики». выставка – экспресс (К Всемирному Дню кошек) 1-4 кл. 01.03.
73 «Кошкин бал, или Праздник Барсика и Мурки» Выставка-игра  Дошк., 1-4 кл. 14.06.
74 «Кошки не похожи на людей»  Урок-удивление 5-7 кл. 14.06.
75 «Коты и кошки из любимых книг и мультфильмов» Цикл викторин 1-7 кл. В теч.года
76 «Лесные животные». Кроссворд (ко Дню леса) 2-4 кл. 16.09.
77 «Подводный мир и его жители»  Игра-викторина  (к Всемирному дню моря). 2-4 кл. 22.09.
78 «Отгадай и расскажи, что за странные ежи?» Загадки Лесовичка 1-4 кл. 1 раз в квартал
79 «Витаминный огород» Ботаническая дегустация  2-7 кл. 14.09.
80 «Вся в белое платье одета»  Устный журнал о березе. 1-7 кл. 08.06.
81 «И хоть они огромные, но в море очень скромные»  Эколого-информационный экскурс  (к Всемирному дню защиты млекопитающих). 1-7 кл. 19.02.
2017 год

eco.na5bal.ru

Из опыта работы ОБДЮ имени А.С. Пушкина по экологическому просвещению

Библиотекам в эколого-просветительской сфере принадлежит значительное место. В их руках всеобщий, незаменимый учитель и помощник – книга. Экологическое просвещение с помощью книги имеет давнюю историю. Началось оно с появления первых рукописных книг, где многие страницы отводились рассказам о животных, растениях, воде, небе и человеке, который жил среди природы, был и остаётся частью её.

Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина осуществляет активную деятельность по экологическому просвещению, формированию экологической культуры детей и подростков. Большая часть работы сосредоточена в Экологическом центре библиотеки, который создан несколько лет назад. В центре выделен специализированный фонд, он постоянно пополняется справочной, учебной, научной - популярной литературой по экологической тематике. Здесь сосредоточены периодические издания, цифровые ресурсы на основе электронного каталога ИРБИС.

Чтобы донести до детей сложные экологические проблемы и понятия библиотекари используют различные формы работы: беседы и обзоры, уроки и дискуссии, КВНы и викторины, праздники. Очень популярны игровые приемы. Именно играя, ребята незаметно для себя вовлекаются в процесс экологического образования.

Раскрытию экологического фонда помогают книжно-иллюстративные выставки. Часто они приурочены к экологическим календарным датам: к международному дню бездомных животных, к Дню биологического разнообразия, к Международному дню птиц и др. Выставки дополняются видеофрагментами, наглядными материалами, кроссвордами, викторинами.

Экологические даты находят отражение в культурно-просветительских мероприятиях. В качестве примера можно назвать беседы «Лес – украшение Земли» (ко Дню леса), «Места заповедные» (ко Дню российских заповедников), «Пьем, льем, полоскаем и, увы, не сохраняем!» (к Дню экологического образования) и многие другие.

Помогают привлечь внимание к экологическим проблемам и сохранению окружающей среды фотовыставки, образующие небольшой вернисаж в фойе библиотеки. Наиболее интересные из них посвящены уникальному памятнику природы: «Жемчужина Поволжья – национальный парк «Хвалынский» - это название одной из них, предоставленной Правлением региональной детской общественной организации «Союз юных экологов Саратовской области» и другая «Хвалынские холмы – очей очарованье» известного фотохудожника директора издательского дома «ВИКО» В.А. Кошкина, постоянно сотрудничающего с нами.

Библиотека проводит свою работу во взаимодействии с государственными и общественными организациями, занимающимися проблемами экологии. Такое сотрудничество помогает расширению кругозора читателей, повышает актуальность и значимость обсуждаемых экологических проблем. Частые гости и участники библиотечных мероприятий: представители, специалисты Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, ФГУ «Национальный парк «Хвалынский», областного детского экологического центра, Областного музея краеведения, волонтерской организации «Рыжий хвост», Саратовской общественной организации защиты животных «ЗооСпас» и многие другие.

Разговор на экологические темы проходит в разных форматах. Зарекомендовала себя такая форма работы, как «круглый стол». Она позволяет обсудить актуальные вопросы, обменяться репликами и высказываниями, уточнить позиции участников. Так, например, круглый стол «Глоток чистой воды» был посвящен проблемам экономии и очистки пресной воды, объединил на одной площадке школьников, специалистов, ученых, представителей власти. В процессе обсуждения экологическая тематика тесно переплелась с краеведческой. Здесь звучал рассказ о существующих в настоящее время технологиях подготовки и очистки питьевой воды, даны рекомендации по бытовым фильтрам для очистки воды, приведены интересные факты из истории развития водоснабжения населения в г. Саратове. Ребята приняли активное участие в обсуждении проблемы, предлагали свою помощь в проведении благотворительных акций по восстановлению и очистке родников.

Круглый стол «Автомобиль – не роскошь?...» был посвящен Международному дню без автомобилей, привлек внимание к проблемам загрязнения воздушной среды автомобильным транспортом, состоянию этой проблем в нашем городе, стране и за рубежом. Участники круглого стола отметили приоритетность задач по сохранению чистого воздуха, необходимость развития зелёного фонда города, как одного из основополагающих решений проблемы, необходимость оптимизации схем движения транспорта в центральных районах города, обсудили вопросы организации велосипедных и пешеходных дорожек.

Библиотека строит свою работу, принимая во внимание первостепенность гуманитарных, нравственных основ экологического просвещения. В рамках цикла «Экология и художественная литература» проведена читательская конференция «Нравственность и экология» по роману Б.Г. Васильева «Не стреляйте белых лебедей», На конференции не только звучал рассказ о творчестве писателя, об истории написания произведения, но и состоялось обсуждение поступков главных героев, их отношения к окружающей природе, проблемы нравственности человека. Обсуждение сопровождалось показом отрывков из фильма «Не стреляйте белых лебедей».

Тема экологического воспитания, нравственности и патриотизма была главной в цикле мероприятий, посвященных животным. Круглый стол «Четвероногие участники войны» посвящен той помощи, которую оказывали животные людям во время Великой Отечественной войны. Ребята с удивление отметили, что таких животных было довольно много: лошади, собаки, голуби, верблюды, лоси и даже кошки. В мероприятии приняли участие учащиеся и педагоги школ города, представители благотворительного фонда «ЗооСпас», студенты-волонтеры СГУ им. Чернышевского. Они не только обсудили конкретные истории военной жизни животных, читали стихи, познакомились с книгами на эту тему и познакомились с собакой Лизой (породы лабрадор), которая продемонстрировала забавные трюки, которым ее выучила хозяйка (участница круглого стола из благотворительного фонда «ЗооСпас»), чем вызвала восторг и восхищение ребят.

ОБДЮ им. А.С. Пушкина – методический центр для детских библиотек области, является инициатором и организатором региональных мероприятий. В рамках года охраны окружающий среды библиотека подготовила и провела серьезный, масштабный конкурс творческих работ детей и подростков «Не только в гости ждет тебя природа». Благодаря задачам, поставленным в пяти номинациях конкурса, участники должны были почувствовать себя не гостями, а заботливыми хозяевами, помощниками природы, ответственными за здоровье рек, лесов, почвы, воздуха, растений, животных.

Более 400 ребят из 35 районов области присылали в Пушкинскую библиотеку свои рассказы, очерки, сказки на экологическую тему, сочинения о лучшем, по мнению конкурсанта, художественном произведении о природе. Номинация «Снова звучит сигнал SOS» собрала проекты, слайд-презентации, видеоролики, в которых дети и подростки сообщали о проблемах своего района и предлагали пути их решения. Столь же пристально изучали природу близлежащих территорий и участники номинации «Большой России малый уголок», но уже со знаком «плюс», предлагая заочные видеоэкскурсии по своему району.

Самой многочисленной по количеству участников и присланных работ стала номинация «Вторая жизнь отходов». Девчонки и мальчишки придумывали и мастерили поделки из бросовых материалов, которые уже не могут быть использованы по первоначальному назначению. Пластиковые бутылки, пакеты, коробки, обрезки тканей, одноразовая посуда в умелых руках юных фантазеров превратились в вазы, шкатулки, сумки, цветы, в забавных собак, осликов, ежей, фламинго и т. д. Лучшие работы этой номинации были представлены на обширной выставке в фойе Дворца культуры Россия. Здесь же состоялся экологический праздник «Давайте сохраним ромашки на лугу».

Торжество получилось содержательным и познавательным. Ведущая рассказывала о нашей общей ответственности за планету, обращалась к опыту великих наших предшественников, к указам, с помощью которых, к примеру, Ярослав Мудрый ограничивал добычу ценных пород промыслового зверя, а Петр I запрещал вырубку дубовых лесов и обязывал граждан обеспечивать чистоту на своих улицах.

В конкурсе кроме теоретических знаний о том, что полезно, а что вредит окружающей среде, ребята крепко усвоили практические навыки. Они чистили родники, участвовали в благоустройстве территорий, высаживали цветы и деревья на пришкольных участках и других территориях, ухаживают за ними.

Особую торжественность празднику придало участие в нем детских и молодежных танцевальных коллективов Дворца культуры. Они подготовили номера, созвучные теме праздника: «Родные места», «Василькова страна», «Побегу по радуге» и др. И каждое вокально-танцевальное действо подкреплялось видеорядом, уводившим в прекрасный мир природы.

Много интересного узнали ребята и об охране окружающей среды сегодня, и о работе своих сверстников, участников и победителей областного конкурса. Большая их часть получила свои дипломы и призы во время поездки в литературно-мемориальный музей М. Лермонтова в Тарханах (при поддержке Министерства культуры Саратовской области). На празднике в ДК «Россия» отмечены были коллективные участники конкурса.

Говорят, знания и эмоции, полученные в детстве, - самые крепкие, самые памятные. Мальчишки и девчонки, благодаря конкурсу узнавшие так много, скорее всего, не сломают живую ветку, не затопчут цветок, не бросят мусор мимо урны. Значит, есть польза от подобной работы с детьми, значит, не напрасны старания детских библиотек области во главе с методическим центром – областной библиотекой для детей и юношества им. А.С. Пушкина.

Шарова Л.П., зав.отделом научно-методической и инновационной деятельности

pushkinlib.ru


Смотрите также