• Главная

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Употребление паронимов. Железо хром марганец медь и никель являются красящими веществами


ЕГЭ. Контрольная работа (тесты в формате ЕГЭ с ответами). Вариант 5

Вариант 5

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Голос человека возникает глубоко в горле, где находится твёрдая трубочка – гортань, в которой расположены голосовые связки. (2)Когда мы дышим, они спокойно лежат на внутренних стенках гортани, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо напряжённых голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. (3)(……) вибрация напряжённых голосовых связок и производит звук, который мы называем голосом.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При дыхании голосовые связки напряжены, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию.

2) В результате вибрации горла, в котором расположены голосовые связки, при разговоре, пении или крике человек дышит.

3) Голос возникает в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает поток выдыхаемого воздуха.

4) Голосовые связки находятся в гортани, где и возникает голос.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

Именно

Вместе с этим

Особенно

Эта

Также

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Связка, -и, ж.

1.Несколько однородных предметов, связанных вместе. Связка ключей.

2. Плотное тканевое волокнистое образование, соединяющие отдельные части скелета, отдельные органы. Мышечные связки.

3. Группа движущихся друг за другом людей, соединившихся верёвкой для страховки. Идти в одной связке с кем –н.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

аэропОрты

воссоздАла

жалюзИ

ободралА

откУпорит

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами и входят в состав многих красок.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧНОЙ своей приятельнице.

Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?

ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ШЕСТЬСТАМИ учебниками ты ЛАЗАЙ

спелых АБРИКОСОВ ЖЁСТЧЕ дерева пара ЧУЛОК

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Получив сообщение по электронной почте, было уже поздно вечером.

2) Тот, кто экономят свои усилия при подготовке к экзамену, вряд ли смогут сдать его успешно.

3) На берегу лежала лодка, разбившаяся волной.

4) С детства у неё была склонность простудам.

5) Он прибежал домой с друзьями и с температурой.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В торговом комплексе «Глобусе» будет открыта секция одежды для новорождённых.

8) Князь Андрей в своём желании стать лучше совершил много ошибок и судит себя за них гораздо строже других.

9) Марья сказала, что я никогда не бывала не только в Москве, но даже в своём уездном городе.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

парад..ксальный в..стибюль

ав..нгард возг..рание безотл..гательный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

пр..следовать, пр..винтить бе..крайний, ни..падающий

под..тожить, дез..нформация сверх..нтересный, раз..скать

о..гадать, по..твердить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Имень..це Вдумч..вый

толщ..на одол..вать подраг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

независ..мый помож..шь

верт..шь провод..шь встрет..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа.

Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сообщил, что деньги заканчиваются.

Андрей дважды переспросил (не) расслышанные слова.

(Не) решённый до сих пор вопрос снова включён в повестку дня.

Мост (не)построен.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Надо много читать, ЧТО(БЫ) быть образованным человеком, ПРИ(ЧЁМ) выбор книги для чтения – большое искусство.

ЧТО(БЫ) быть до конца честным, скажу: меня ТАК(ЖЕ) мало радует твой выигрыш, как огорчил бы проигрыш.

ЧТО(БЫ) мне ни говорили, я всё равно осмотрел сарай, а ТАК(ЖЕ) чердак и подвал старого бабушкиного дома.

Ты всегда исчезаешь ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появляешься, и ПО(ЭТОМУ) я дорожу каждой минутой свидания с тобой.

Блок ПРЕДПОЧЁЛ(БЫ) , ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир – «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) На улице весь декабрь то снег то дождь…

4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Солнце пригревало совсем по-летнему ( ) и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно.

Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе

не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) – современный прозаик.

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Никто, кроме Петра, не понимал, в каком драматическом положении оказалась русская армия.

2) Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска.

3) Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства.

4) Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 6 текста содержит элемент описания.

2) В предложениях 8 – 9 представлено повествование.

3) В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия.

4) В предложениях 22 – 23 представлено рассуждение.

22. Укажите предложение, в котором используются синонимы.

1) 5 2) 6 3) 19 4) 22

23. Среди предложений 10 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру .Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп – А __________ («чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг» в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как Б __________ («страшный зной», «погребальную музыку») и В__________ (например, «будто призраки из преисподней» в предложении 6). Приём – Г__________ («нельзя» в предложении 8) – подчёркивает сложность описанной ситуации».

Список терминов:

1) лексический повтор 2) противопоставление

3) книжные слова 4) парцелляция

5) сравнение 6) эпитет

7) диалектизм 8) ирония

9) риторический вопрос

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

зада

ния.

5 вариант

1

34

2

Эта

3

2

4

Воссоздала

5

Вековыми

6

Шестьюстами

7

84176

8

Парадокс

9

Неохватныйпромолчу

10

Одолевать

11

Поможешь

12

нерасслышанные

13

Чтобы

причём

14

2

15

35

16

123

17

1234

18

14

19

123

20

4

21

1

22

3

23

13

24

8651

multiurok.ru

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Употребление паронимов

Паронимы – это однокоренные слова, которые близки по звучанию, но не синонимичны, а значит, не могут заменять друг друга.  Разграничение паронимов вызывает у школьников большие трудности. Задания, которые  проверяют умение правильно использовать слова паронимической  пары,  есть в ЕГЭ.

Это могут быть достаточно простые задания, требующие разграничить только два паронима (слова паронимической пары).

А2. В каком предложении вместо слова ТИПИЧНЫЙ нужно употребить ТИПИЧЕСКИЙ?

  1. Вчера ходил фотографировать Малиновый ключ, чрезвычайно ТИПИЧНЫЙ для приморской тайги.
  2. Джошуа Рейнолдс – ТИПИЧНЫЙ мастер официального портрета, умеющий соединять темперамент с расчетом, психологию с лестью.
  3. Фамусов – лицо ТИПИЧНОЕ, художественно созданное.
  4. Перед нами вполне ТИПИЧНЫЙ представитель своего времени – честный, неустроенный инфантильный.

А2. В каком предложении вместо слова АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРОМАТИЧНЫЙ?

  1. Все блюда с белыми грибами необыкновенно АРОМАТИЧЕСКИЕ и вкусные.
  2. Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.
  3. В настоящее время АРОМАТИЧЕСКИЕ вещества широко применяются в кулинарии.
  4. АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус совершенно изменил вкус речной рыбы.

А2. В каком предложении вместо слова РОМАНТИЧЕСКИЙ нужно употребить РОМАНИЧЕСКИЙ?

  1. РОМАНТИЧЕСКИЙ образ Петра, созданный А. Толстым, не сильно отличается от реальной исторической личности.
  2. Шведский художник Август Толяндер создал на портрете возвышенный, РОМАНТИЧЕСКИЙ образ Петра 1, не лишенный идеализации.
  3. В отличие от поэмы «Полтава» тема Петра в «Медном всаднике» получает не РОМАНТИЧЕСКОЕ, а трагическое освещение.
  4. Белые ночи, каналы, набережные, мосты – все это создает РОМАНТИЧЕСКИЙ образ города Петра 1.

А2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

  1. Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
  2. Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
  3. Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
  4. ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

А2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

  1. Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
  2. В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
  3. В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
  4. В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

А могут быть более сложные задания, которые требуют знания значений большего количества слов.

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
  2. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
  3. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
  4. В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
  2. Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
  3. Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.
  4. Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.
  2. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.
  3. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.
  4. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

Чтобы предупредить неправильное употребление слов и словосочетаний, обратим внимание на наиболее употребительные паронимы и сочетания их с другими словами. Данные толкования слов помогут выполнить предложенные выше задания из ЕГЭ.

Абонемент (франц. abonnement) – право пользоваться чем-либо в течение определённого времени; абонементом называется и документ, предоставляющий это право (библиотечный абонемент, абонемент в спортзал, абонемент в бассейн).

Абонент (от франц. abonner – подписываться) – лицо (учреждение или организация), которое имеет абонемент (абонент телефонной сети).

Великий – превосходящий какой-либо уровень, обычную меру, выдающийся (великий композитор, великий музыкант).

Величественный – исполненный величия, торжественной красоты; величественным называют и что-либо, имеющее большие размеры (величественное здание, величественный монумент).

Водяной, водянистый – состоящий из воды или приводимый в действие с помощью воды; данное прилагательное входит в состав некоторых зоологических и ботанических названий (водяная капля, водяная мельница, водяная крыса).

Водный – относящийся к воде, связанный с водой (водная поверхность, водный транспорт).

Дипломант – лицо, награждённое дипломом за какие-либо успехи; дипломантом называют и студента, который пишет дипломную работу (дипломант конкурса).

Дипломат – должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью; данное существительное употребляется в переносном значении о человеке, действующем тонко и осторожно (переговоры дипломатов, говорит как дипломат).

Дипломатический – относящийся к дипломатии, т.е. к деятельности по осуществлению внешней политики государства (дипломатический корпус).

Дипломатичный – тонко рассчитанный, ловкий, уклончивый, осторожный, вежливый (дипломатичный ход).

Красочный – относящийся к краске, яркий, выразительный (красочная расцветка, красочный эпитет).

Красящий – служащий для окрашивания чего-нибудь, содержащий в себе краску (красящие вещества, красящий шампунь).

Особый – непохожий на других, отличный от других; или специально предна­значенный для чего-либо (особый уход).

Особенный – исключительный в каком-либо отношении, своеобразный (особенный запах, ничего особенного).

Романический – свойственный роману,  в духе любовных историй (романическая история, романические события).

Романтический – относящийся к романтизму (направлению в литературе и искусстве), в этом значении данное прилагательное употребляется в словосочетаниях терминологического характера;  имеет другое значение «свойственный романтику; исполненный романтики; эмоционально-приподнятый, привлекающий своей таинствен­ностью» (романтический герой).

Типичный  – ярко выраженный, явный (типичный признак, типичная черта).

Типический – являющийся типом; обнаруживающий общее в частном, индивидуальном (типический образ, типический характер).

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный, несведущий человек.

Целый – такой, от которого ничего не убавлено, непочатый, нетронутый (целый арбуз, целый торт).

Целостный – обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный (целостная натура, целостное впечатление).

Ценный – стоящий больших денег; имеющий важное, существенное значение; такой, которым дорожат, очень нужный (ценные бумаги, ценный приз).

Ценностный – относящийся к нравственным, эстетическим и другим духовным ценностям (ценностные ориентиры).

Остались вопросы? Хотите подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

русский язык A2. Сочетаемость слов - Мои статьи - Каталог статей

ТипУсловие
A2A2 № 2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.Пояснение.КРАСОЧНЫЕ вещества — вещества яркого цвета. По контексту подразумеваются КРАСЯЩИЕ вещества. 

Правильный ответ указан под номером 2.

ТипУсловие
A2A2 № 40. В каком предложении вместо слова памятный нужно употребить слово памятливый?1) Это было очень памятное событие для всей семьи.2) Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.3) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным. 4) Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.Пояснение.ПАМЯТНЫЙ — запоминающийся. По контексту подразумевается ПАМЯТЛИВЫЙ. 

Правильный ответ указан под номером 3.

ТипУсловие
A2A2 № 78. В каком предложении вместо слова командированный нужно употребить слово командировочный?1) Нас поселили в доме для командированных.2) Командированное удостоверение инженер положил на стол.3) Со мною в гостинице жил командированный — приятный человек с рыжей бородой.4) Простите, как вы попали на этот завод? Вы командированный?Пояснение.КОМАНДИРОВАННЫЙ — человек, направленный в командировку. По контексту подразумевается КОМАНДИРОВОЧНЫЙ. 

Правильный ответ указан под номером 2.

ТипУсловие
A2A2 № 116. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить слово взрывчатый?1) Взрывной волной были выбиты все стёкла соседнего дома.2) Нужно следить за тем, чтобы дети не играли со взрывными предметами.3) Военные без особых усилий сумели обезвредить взрывное устройство.4) Взрывной характер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет им сказать.Пояснение.ВЗРЫВНОЙ — относящийся к взрывам. По контексту подразумевается ВЗРЫВЧАТЫЙ (вещества всегда ВЗРЫВЧАТЫЕ, а не ВЗРЫВНЫЕ). 

Правильный ответ указан под номером 2.

ТипУсловие
A2A2 № 154. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить слово вражеский?1) Огромный враждебный мир, пугающий своей неизвестностью, осваивается ребёнком шаг за шагом.2) Неожиданно враждебный тон удивил и огорчил приятелей.3) Враждебная оборона была сломлена, и войска вошли в город.4) Компьютеры нередко рассматриваются в современном кинематографе как враждебная человеку сила.Пояснение.Враждебный — исполненный вражды, неприязненный. По контексту подразумевается ВРАЖЕСКАЯ оборона. 

Правильный ответ указан под номером 3.

ТипУсловие
A2A2 № 192. В каком предложении вместо слова исполнительский нужно употребить слово исполнительный?1) Наша страна может гордиться цирковым исполнительским искусством.2) Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической исполнительской культуры.3) Одна из ветвей государственной власти — исполнительская.4) Исполнительское мастерство актёра достойно восхищения.

Пояснение.Правильный ответ указан под номером 3.

ТипУсловие
A2A2 № 230. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.2) Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы.3) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.4) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивую помощь.Пояснение.Дадим определение этим словам. 

Гуманный — направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. 

Гуманитарный — относящийся к изучению общества, культуры и истории народа в отличие от естественных и технических наук. 

Правильный ответ указан под номером 2.

ТипУсловие
A2A2 № 268. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый?1) Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: каменная почва с трудом поддавалась обработке.2) Первые каменные орудия были изготовлены человеком много веков назад.3) Каменное лицо Василия не выражало никаких эмоций.4) Старинный каменный особняк был фамильной гордостью этой семьи.Пояснение.КАМЕННЫЙ — состоящий из камня. По контексту подразумевается КАМЕНИСТАЯ почва. 

Правильный ответ указан под номером 1.

ТипУсловие
A2A2 № 306. В каком предложении вместо слова доверчивый нужно употребить слово доверительный?1) Среди доверчивых людей нередко встречаются те, кто поплатился за свою доверчивость.2) Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более доверчивый характер.3) Это было существо доверчивое, робкое и слабое.4) Братья его были настолько наивными и доверчивыми, что обмануть их было совсем нетрудно.Пояснение.ДОВЕРЧИВЫЙ — легко доверяющий. По контексту подразумевается ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ. 

Правильный ответ указан под номером 2.

ТипУсловие
A2A2 № 344. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?1) Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.2) Литература — ВЕЛИКОЕ достояние народа.3) Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.4) Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.Пояснение.ВЕЛИКИЙ — превышающий обычную меру, сравнительно с другими. По контексту подразумевается ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ. 

Правильный ответ указан под номером 1.

ТипУсловие
A2A2 № 382. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.4) ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
ТипУсловие
A2A2 № 420. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.Пояснение.ПРАКТИЧЕСКИЙ — занимающийся применением каких-либо знаний на деле, развивающий умения, знания, опыт в сфере какой-либо деятельности. По контексту подразумевается ПРАКТИЧНЫЙ. 

Правильный ответ указан под номером 4.

ТипУсловие
A2A2 № 458. В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДЕМОКРАТИЧНЫЙ?1) В предвыборную борьбу выступила не так давно сформированная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия.2) В своих письмах Гоббс оставался противником ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа правления.3) В пресс-релизе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил.4) Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.Пояснение.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ — основанный на принципах демократии. По контексту подразумевается ДЕМОКРАТИЧНЫЙ. 

Правильный ответ указан под номером 4.

ТипУсловие
A2A2 № 496. Значение какого слова определено неверно?1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ — осуществляемый группой лиц2) ПРЕСЛОВУТЫЙ — широко известный, заслуживающий положительной оценки3) РЕЗЮМИРОВАТЬ — кратко обобщить4) КОМФОРТ — бытовые удобства; то, что создаёт удобстваПояснение.ПРЕСЛОВУТЫЙ — широко известный, у всех на слуху. Но это слово не обязательно обозначает объект, заслуживающий положительной оценки. 

Правильный ответ указан под номером 2.

ТипУсловие
A2A2 № 534. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.4) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.Пояснение.ПРЕДСТАВЛЯТЬ возможности — приводить, излагать, сообщать, воображать возможности. По контексту подразумевается ПРЕДОСТАВЛЯТЬ возможности. 

Правильный ответ указан под номером 4.

ТипУсловие
A2A2 № 572. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.Пояснение.ВЕЧНЫЕ рощи — рощи, живущие всегда. По контексту подразумеваются ВЕКОВЫЕ рощи. 

Правильный ответ указан под номером 2.

ТипУсловие
A2A2 № 610. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.2) Сено в стогу — СЫТЫЙ корм скоту.3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.Пояснение.СЫТЫЙ корм — корм, который наелся. По контексту подразумевается СЫТНЫЙ корм. 

Правильный ответ указан под номеров 2. 

syka.ucoz.ru

ЕГЭ вариант 5 - Сайт commonwealth!

Вариант 5

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Голос человека возникает глубоко в горле, где находится твёрдая трубочка – гортань, в которой расположены голосовые связки. (2)Когда мы дышим, они спокойно лежат на внутренних стенках гортани, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо напряжённых голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. (3)(……) вибрация напряжённых голосовых связок и производит звук, который мы называем голосом.

 

1. Укажите предложение, в котором верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номер этого предложения.

  1) При дыхании голосовые связки напряжены, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию.

  2) В результате вибрации горла, в котором расположены голосовые связки, при разговоре, пении или крике человек дышит.

  3) Голос возникает в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает поток выдыхаемого воздуха.

   4) Голосовые связки находятся в гортани, где и возникает голос.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем  предложении? Выпишите это слово.

Именно

Вместе с этим

Особенно

Эта

Также

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в  3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Связка, -и, ж.

1.Несколько однородных предметов, связанных вместе. Связка ключей.

2. Плотное тканевое волокнистое образование, соединяющие отдельные части скелета, отдельные органы. Мышечные связки.

3. Группа движущихся друг за другом людей, соединившихся верёвкой для страховки. Идти в одной связке с кем –н.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

аэропОрты

 воссоздАла

 жалюзИ

 ободралА

 откУпорит

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав  к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами и входят в состав многих красок.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧНОЙ своей приятельнице.

Простите, как вы попали на этот завод? Вы  КОМАНДИРОВАННЫЙ?

ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание  духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился  своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

  ШЕСТЬСТАМИ учебниками                                 ты ЛАЗАЙ

  спелых  АБРИКОСОВ                                             ЖЁСТЧЕ дерева            пара ЧУЛОК

 

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 1) Получив сообщение по электронной почте, было уже поздно вечером.

2) Тот, кто экономят свои усилия при подготовке к экзамену, вряд ли смогут сдать его успешно.

3) На берегу лежала лодка, разбившаяся волной.

4) С детства у неё была склонность простудам.

5) Он прибежал домой с друзьями и с температурой.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В торговом комплексе «Глобусе» будет открыта  секция одежды для новорождённых.

8) Князь Андрей в своём желании стать лучше совершил много ошибок  и судит себя за них гораздо строже других.

9) Марья сказала, что я никогда не бывала не только в Москве, но даже в своём уездном городе.

 

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

парад..ксальный                     в..стибюль

ав..нгард                                возг..рание                         безотл..гательный

 

             

9. Определите  ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

пр..следовать, пр..винтить                                         бе..крайний, ни..падающий

под..тожить, дез..нформация                                                сверх..нтересный, раз..скать

о..гадать, по..твердить

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Имень..це                                      Вдумч..вый

толщ..на                                        одол..вать                                    подраг..вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

независ..мый                                     помож..шь

верт..шь                                            провод..шь                             встрет..шь

 

12. Определите  предложение, в котором  НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не) гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа.

  Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сообщил, что деньги заканчиваются.

 Андрей дважды переспросил (не) расслышанные слова.

 (Не) решённый до сих пор вопрос снова включён в повестку дня.

Мост (не)построен.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 Надо много читать, ЧТО(БЫ) быть образованным человеком, ПРИ(ЧЁМ) выбор книги для чтения – большое искусство.

 ЧТО(БЫ) быть до конца честным, скажу: меня ТАК(ЖЕ) мало радует твой выигрыш, как огорчил бы проигрыш.

  ЧТО(БЫ) мне ни говорили, я всё равно осмотрел сарай, а ТАК(ЖЕ) чердак и подвал старого бабушкиного дома.

  Ты всегда исчезаешь ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появляешься, и ПО(ЭТОМУ) я дорожу каждой минутой свидания с тобой.

Блок ПРЕДПОЧЁЛ(БЫ) , ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир – «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

 2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

 3) На улице весь декабрь то снег то дождь…

4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Солнце пригревало совсем по-летнему ( ) и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно.

Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых  в предложении должны стоять запятые.

Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

 

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе

не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) – современный прозаик.

 

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Никто, кроме Петра, не понимал, в каком драматическом положении оказалась русская армия.

2) Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска.

 3) Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства.

4) Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра.

 

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 6 текста содержит элемент описания.

2) В предложениях 8 – 9 представлено повествование.

3) В предложении 14 перечислены последовательно происходившие  действия.

4) В предложениях 22 – 23 представлено рассуждение.

 

22. Укажите предложение, в котором используются синонимы.

1) 5                  2) 6                     3) 19                            4) 22

 

23. Среди предложений 10 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру .Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

24. «Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп – А __________ («чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг» в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как Б __________ («страшный зной», «погребальную музыку») и В__________ (например, «будто призраки из преисподней» в предложении 6). Приём –  Г__________ («нельзя» в предложении 8) – подчёркивает сложность описанной ситуации».

            Список терминов:

1) лексический повтор                  2) противопоставление

3) книжные слова                          4) парцелляция

5) сравнение                                   6) эпитет

7) диалектизм                                 8) ирония

9) риторический вопрос

 

 

commonwealth.jimdo.com

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вариант 5

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения.Выпишите это слово.

аэропОрты

воссоздАла

жалюзИ

ободралА

откУпорит

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНОупотреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами и входят в состав многих красок.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧНОЙ своей приятельнице.

Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?

ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка…

Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

Пара САПОГ Более КРАСИВЕЕ одной ТАПКОЙ

Думая о НЕЙ сто КИЛОГРАММОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с Несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Получив сообщение по электронной почте, было уже поздно вечером. 2) Тот, кто экономят свои усилия при подготовке к экзамену, вряд ли смогут сдать его успешно. 3) На берегу лежала лодка, разбившаяся волной. 4) С детства у неё была склонность простудам. 5) Он прибежал домой с друзьями и с температурой. 6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли. 7) В торговом комплексе «Глобусе» будет открыта секция одежды для новорождённых. 8) Князь Андрей в своём желании стать лучше совершил много ошибок и судит себя за них гораздо строже других. 9) Марья сказала, что я никогда не бывала не только в Москве, но даже в своём уездном городе.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

парад..ксальный в..стибюль ав..нгард возг..рание безотл..гательный

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

пр..следовать, пр..винтить бе..крайний, ни..падающий

под..тожить, дез..нформация сверх..нтересный, раз..скать

о..гадать, по..твердить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Дыш..шь Вдумч..вый

толщ..на одол..вать подраг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

независ..мый помож..шь

верт..шь провод..шь встрет..шь

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(Не) гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа.

Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сообщил, что деньги заканчиваются.

Андрей дважды переспросил (не) расслышанные слова.

(Не) решённый до сих пор вопрос мучает меня.

Мост (не)построен.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Надо много читать, ЧТО(БЫ) быть образованным человеком, ПРИ(ЧЁМ) выбор книги для чтения – большое искусство.

ЧТО(БЫ) быть до конца честным, скажу: меня ТАК(ЖЕ) мало радует твой выигрыш, как огорчил бы проигрыш.

ЧТО(БЫ) мне ни говорили, я всё равно осмотрел сарай, а ТАК(ЖЕ) чердак и подвал старого бабушкиного дома.

Ты всегда исчезаешь ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появляешься, и ПО(ЭТОМУ) я дорожу каждой минутой свидания с тобой.

Блок ПРЕДПОЧЁЛ(БЫ) , ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир – «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени

15. Расставьте знаки препинания.Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) На улице весь декабрь то снег то дождь…

4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Солнце пригревало совсем по-летнему ( ) и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда.

16. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лодки (1) вытащенные на берег(2)образовали длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

17. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно.

Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

18. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пётр старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе

не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества. (По С. Покровскому*)

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Никто, кроме Петра, не понимал, в каком драматическом положении оказалась русская армия.

2) Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска.

3) Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства.

4) Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 6 текста содержит элемент описания.

2) В предложениях 8 – 9 представлено повествование.

3) В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия.

4) В предложениях 22 – 23 представлено рассуждение.

22. Укажите предложение, в котором используются синонимы: 1) 5 2) 6 3) 19 4) 22

23. Среди предложений 10 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали.Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Соотнесите букву и соответствующую цифру.

24. «Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп – А__________ («чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг» в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как Б__________ («страшный зной», «погребальную музыку») и В__________ (например, «будто призраки из преисподней» в предложении 6). Приём – Г__________ («нельзя» в предложении 8) – подчёркивает сложность описанной ситуации».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) противопоставление

3) книжные слова

4) парцелляция

5) сравнение

6) эпитет

7) диалектизм

8) ирония

9) риторический вопрос

 

 

megapredmet.ru