• Главная

Конспект урока «Практическая работа "Соединения хрома"». Свинец и раствор хлорида хрома 3


Конспект урока «Практическая работа "Соединения хрома"» / Открытый урок

Цель: закрепление знаний о соединения хрома на практике.

Задачи:

Закрепить знания о соединениях хрома, переход хромата в дихромат и обратно, гидролизе, окислительно-восстановительных процессов: восстановительных свойствах солей хрома(III), окислительных свойствах хроматов и дихроматов.

Воспитывать умения применять полученную информацию для решения заданий ЕГЭ.

Оборудование и реактивы:

1 группа: штатив с пробирками, склянки с хлоридом хрома (III), с раствором нашатырного спирта, серная, соляная кислоты, гидроксид калия.

2 группа: штатив с пробирками, склянки с сульфатом хрома (III), карбонатом натрия,  лакмус, гидроксид калия, перекись водорода.

3 группа: штатив с пробирками, склянки с хроматом, дихроматом калия, хлоридом бария, нитратом свинца, серной кислотой, гидроксидом калия.

4 группа: штатив с пробирками, склянки с хроматом калия, хлоридом бария, нитратом свинца, серной кислотой, гидроксидом натрия, нитратом серебра, фильтровальная бумага, химическая воронка, коническая колба.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной исследовательской деятельности в группах, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные результаты обучения:  умение оценивать свою деятельность по шкале выданной учителем, выставление оценок за работу в группе.

Метапредметные результаты обучения: умение применять  понятия, работать с лабораторным оборудованием,  умение преобразовывать полученную информацию, для решения заданий ЕГЭ.

Предметные результаты обучения: закрепление знаний по теме и  основным  понятиям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение правил техники безопасности.

Верно-неверно (задание ЕГЭ)

  • Работу с легковоспламеняющимися растворителями следует проводить вдали от огня;
  • Если кислота попадает на кожу, ее необходимо сразу нейтрализовать большим количеством щелочи;
  • Соли свинца и хрома очень ядовиты;
  • Лакмус можно использовать для обнаружения, как кислот, так и щелочей;
  • В лаборатории можно трогать вещества руками;
  • Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в жёлтый и фиолетовый цвета;
  • Особо осторожно необходимо работать с растворами кислот и щелочей;
  • Выполнять задания строго по инструкции.

3. Организация выполнения работы

Работаем в группах по инструкции (15 минут), чтобы все успеть необходимо разделить обязанности в группе:

Лаборанты (будут выполнять эксперименты)

Теоретики (будут записывать уравнения на доске)

Докладчики (будут выступать, защищать работу группы у доски)

Эксперты (делают заключение о работе группы, сравнивая ее с эталоном)

Все приступаем к выполнению работы! (работаем 15 минут)

4. Выполнение практической работы (Приложение 1)

1 группа Получение и свойства гидроксида хрома (III) (стр. 407 учебника Новошинского И.И., Новошинской Н.С. 10 класс, профильный уровень)

Опыт 1. В пробирку налейте 2-3 см3 раствора соли хрома (III) и добавляйте к нему по каплям раствор аммиака (щелочи) до выпадения осадка. Закончите уравнение реакции:

CrCl3 + 3Nh5OH –> Cr(OH)3 +3Nh5Cl (1 балл)

Отметьте цвет осадка. Напишите краткое ионно-молекулярное уравнение реакции

Cr3+ + 3Cl- + 3Nh5+ + 3OH- –> Cr(OH)3 +3Nh5+ +3Cl  
Cr3+ + 3OH-à Cr(OH)3 (1 балл)

Опыт 2. Полученный в опыте 1 осадок разделите на две части. К одной части прилейте раствор серной кислоты, а к другой – раствор щелочи до растворения выпавшего осадка. Закончите уравнения реакций:

2Cr(OH)3 +3Н2SO4 = Cr2(SO4)3 + 6h3O (1 балл)
Cr(OH)3 +3КOH = К3[Cr(OH)6] (1 балл)

Сравните цвет полученных растворов(1 балл). Составьте краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.

2Cr(OH)3 +6Н+= 2Cr3+ + 6h3O или Cr(OH)3 +3Н+= Cr3+ + 3h3O (1 балл)
Cr(OH)3 +3OH- = [Cr(OH)6] 3- (1 балл)

Сделайте вывод о кислотно-основных свойствах гидроксида хрома (III)

Опыт 3. Раствор гексагидроксохромата (III) калия (из опыта 2) разделите на две части. К одной части прилейте по каплям раствор кислоты до образования осадка, к другой – раствор кислоты до растворения первоначально выпавшего осадка.

Объясните наблюдаемое. Составьте молекулярные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.

К3[Cr(OH)6]  + 3HCl = 3KCl + Cr(OH)3 + 3h3O  
[Cr(OH)6]3-  + 3H+ = Cr(OH)3 + 3h3O (2 балла)
Cr(OH)3  + 3HCl = CrCl3 + 6h3O  
Cr(OH)3  + 3H+ = Cr3+ + 6h3O (2 балла)

                                                                                       Всего: 11 баллов

Группа 2 Гидролиз солей хрома (III) (стр. 407 учебника Новошинского И.И., Новошинской Н.С. 10 класс, профильный уровень)

Опыт 1. Испытайте действие лакмуса на раствор сульфата хрома(III).
Cr2(SO4)3 + 2HOH = 2CrOHSO4 + h3SO4  
2Cr3+ + 3SO42- + 2HOH = 2CrOh3+ + h3SO4  
Cr3+ + HOH = CrOh3+ + H+ (3 балла)

Объясните наблюдаемое. Составьте молекулярное и краткое ионно-молекулярное уравнения гидролиза. Укажите, как можно ослабить гидролиз данной соли, как усилить его.

Опыт 2. К 1-2 см3 раствора сульфата хрома (III) прибавьте такой же объем раствора карбоната натрия.

Отметьте образование осадка и выделение газа. Напишите молекулярное уравнения реакции.
Cr2(SO4)3 + 3Na2CO3 +3h3O = 2Cr(OH)3 + 3Na2SO4 + 3CO2  
2Cr3+ + 3SO42-+ 6Na+ + CO32- +3h3O = 2Cr(OH)3 + 6Na+ + 3SO42- + 3CO2  
2Cr3+ + CO32- +3h3O = 2Cr(OH)3  + 3CO2 (5 баллов)

Восстановительные свойства соединений хрома (III) (стр. 408 учебника Новошинского И.И., Новошинской Н.С. 10 класс, профильный уровень)

К 1-2 см3 раствора соли хрома (III) прибавьте 2-3 см3 раствора щелочи (до растворения первоначального выпавшего осадка) и несколько капель 3%-ного раствора пероксида водорода. Нагревайте смесь до перехода зеленой окраски в желтую.

Напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты методом электронного или электронно-ионного баланса.
2CrCl3 + 3h3O2 + 10KOH = 2K2CrO4 + 6KCl + 8h3O (3 балла)

                                                                              Всего: 11 баллов

Группа 3 Хроматы и дихроматы (стр. 408 учебника Новошинского И.И., Новошинской Н.С. 10 класс, профильный уровень)

Опыт 1 Переход хромата калия в дихромат

К 1-2 см3 раствора хромата калия прилейте по каплям раствор серной кислоты до изменения окраски.

Отметьте окраску взятого и полученного растворов(1 балл). Какими ионами она обусловлена? Напишите уравнение реакции.
2К2CrO4 + h3SO4 = К2Cr2O7 + К2SO4 + h3O (2 балла)

Опыт 2 Переход дихромата калия в хромат

К 1-2 см3 раствора дихромата калия прилейте по каплям раствор щелочи до изменения окраски.Напишите уравнение реакции. K2Cr2O7 + 4NaOH = 2Na2CrO4 + 2KOH + h3O (2 балл)Укажите направление смещения равновесия
2CrO42- + 2H+ = Cr2O72- + h3O  

При добавлении:

а) кислоты 2CrO42- + 2H+ –> Cr2O72- + h3O (1 балл)
б) щелочи 2CrO42- + 2H+ ß Cr2O72- + h3O (1 балл)

Укажите, какой ион, CrO42- или Cr2O72-, существует в растворах  при рН<7, при pH>7.

при рН<7- Cr2O72- , при pH>7 - CrO42- (1 балл)

Получение малорастворимых хроматов (стр. 408 учебника Новошинского И.И., Новошинской Н.С. 10 класс, профильный уровень)

В две пробирки с 1-2 см3 раствора хромата калия прибавьте по 1-2 см3 растворов: в первую – хлорида бария, во вторую нитрата свинца.

Отметьте цвет осадков (1 балл). Напишите краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.
K2CrO4 + BaCl2 = BaCrO4 + 2KCl  
CrO42- + Ba2+ = BaCrO4 (2 балла)
K2CrO4 + Pb(NO3)2 = PbCrO4 + 2KNO3  
CrO42- + Pb2+ = PbCrO4 (2 балла)
                                                                                                                                                 Всего: 11 балловГруппа 4 Окислительные свойства хроматов и дихроматов (стр. 408-409 учебника Новошинского И.И., Новошинской Н.С. 10 класс, профильный уровень) Опыт 1 К 1-2 см3 раствора хромата калия добавьте раствор щелочи и 1-2 см3 свежеприготовленного раствора хлорида олова (II). Отметьте изменение окраски. Укажите, какое соединение хрома получено. По каким признакам можно судить об этом? (1 балл).  Напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
K2CrO4 +SnCl2 + KOH = K3[Cr(OH)6] + SnCl4  (3 балла)

Опыт 2. К подкисленному серной кислотой раствору дихромата калия (2-3 см3) добавьте 3-5 капель 3%-ного раствора пероксида водорода.

K2CrO4+ h3O2 + h3SO4 = Cr2(SO4)3 + O2 + K2SO4 + h3O (3 балла)

Отметьте изменение окраски и выделение газа. Укажите, какое соединение хрома получено. По каким признакам можно судить об этом? Напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты методом электронного или электронно-ионного баланса.

Решение экспериментальной задачи ЕГЭ
1)  2K2CrO4 + h3SO4 = K2Cr2O7 + K2SO4 + h3O  
2)  K2Cr2O7 + 4NaOH = 2Na2CrO4 + 2KOH + h3O  
3)  K2CrO4 + BaCl2 = BaCrO4 + 2KCl  
4)  KCl + AgNO3 = AgCl + KNO3 (4 балла) 

                                                                                                               Всего: 11 баллов

5. Самостоятельная проверка выполнения работы обучающимися (Приложение 2), выставление оценок за урок по количеству набранных баллов.

10–11 баллов – оценка «5»

8–9 баллов – оценка «4»

6–7 – оценка «3»

6. Рефлексия(выводы) Отдельно каждой группе предлагается сделать вывод по теме урока, выбрать одно предложений и закончить его:

  • сегодня мы узнали...
  • было трудно…
  • мы поняли, что…
  • мы научились…
  • мы смогли…
  • было интересно узнать, что…
  • нас удивило…
  • нам захотелось…

Приложение 1

 Материал с заданиями для групп и необходимым вариантом оформления практической работы.

1 группа

Практическая работа № 6 Соединения хрома

Цель: изучение получения и свойств гидроксида хрома (III)

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, склянки с хлоридом хрома (III), с раствором нашатырного спирта, серная, соляная кислоты, гидроксид калия.

Ход работы

1.Повторение правил техники безопасности.

2.Выполнение практической работы.

Получение и свойства гидроксида хрома (III) (стр. 407)

Опыт 1. В пробирку налейте 2-3 см3 раствора соли хрома (III) и добавляйте к нему по каплям раствор аммиака (щелочи) до выпадения осадка. Закончите уравнение реакции:
CrCl3 + 3Nh5OH –> ________________ (1 балл)

Отметьте цвет осадка. Напишите краткое ионно-молекулярное уравнение реакции (1 балл)

Опыт 2. Полученный в опыте 1 осадок разделите на две части. К одной части прилейте раствор серной кислоты, а к другой – раствор щелочи до растворения выпавшего осадка. Закончите уравнения реакций:
2Cr(OH)3 +3Н2SO4 –> ________________ (1 балл)
Cr(OH)3 +3КOH –> ________________ (1 балл)

Сравните цвет полученных растворов(1 балл). Составьте краткие ионно-молекулярные уравнения реакций (2 балла). Сделайте вывод о кислотно-основных свойствах гидроксида хрома (III)  (1 балл).

Опыт 3. Раствор гексагидроксохромата (III) калия (из опыта 2) разделите на две части. К одной части прилейте по каплям раствор соляной кислоты до образования осадка, к другой – раствор соляной кислоты до растворения первоначально выпавшего осадка.

Объясните наблюдаемое. Составьте молекулярные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций (4 балла).                                                                                                                                                                           Всего: 11 баллов

Группа 2

Практическая работа № 6 Соединения хрома

Цель: изучение гидролиза солей хрома (III), восстановительные свойства соединений хрома(III).

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, склянки с сульфатом хрома (III), карбонатом натрия,  лакмус, гидроксид калия, перекись водорода.

Ход работы

open-lesson.net

Практическая часть

Работа №27. Олово

Опыт №1. Взаимодействие олова с кислотами.

В пять пробирок положили по маленькому кусочку металлического олова. В первую пробирку добавили 5-10 капель 2 н. раствора соляной кислоты. Слегка подогрели пробирку.

Sn+2HClP=SnCl2+h3

Во вторую пробирку добавили 2 н. раствора серной кислоты, в третью – концентрированную серную кислоту, в четвертую – 2 н. раствора азотной кислоты, в пятую – концентрированную азотную кислоту.

Sn+h3SO4 P = SnSO4+h3

Sn+4h3SO4 K = Sn(SO4)2+2SO2+4h3O

3Sn+8HNO3 P = 3Sn(NO3)2+2NO+4h3O

Sn+4HNO3 K = h3SnO3+4NO2+h3O

Опыт №2. Свойства гидроксида олова.

В две пробирки с раствором хлорида олова (II) добавили 5-6 капель 2 н. раствора щелочи до появления белого осадка.

SnCl2+2NaOH = Sn(OH)2+2NaCl

В одну пробирку добавили 3-5 капель соляной кислоты, в другую – столько же гидроксида натрия. В обоих случаях осадки растворились. Следовательно гидроксид олова носит амфотерный характер.

Sn(OH)2+2HCl=SnCl2+2h3O

Sn(OH)2+2NaOH=Na2[Sn(OH)4]

Опыт №3. Гидролиз солей олова (II).

2-3 кристалла сухой соли олова (II) поместили в пробирку, добавили 2-3 капли воды и, помешивая стеклянной палочкой растворили соль. К полученному раствору добавили еще воды до выпадения белого осадка хлорида гидроксоолова SnOHCl.

SnCl2+h3O= SnOHCl+HCl

Sn2++h3O=SnOH-+H+ - кислая среда

Опыт №4. восстановительные свойства иона Sn2+.

А) Восстановление железа (III): в две пробирки налили по 1-3 капли растворов хлорида железа (III) и гексацианоферрата (III) калия и 5-10 капель воды. Выпал темно-синий осадок. Одну пробирку оставили как контрольную, а во вторую добавили 3-5 капель раствора хлорида олова (II). Осадок стал более светлым.

SnCl2+2FeCl3=2FeCl2+SnCl4

Sn2+-2e=Sn4+

Fe3++e=Fe2+

3FeCl2+2K3[Fe(CN)6]= Fe32+[Fe3+(CN)6]2 + 6KCl синий

Б) восстановление дихромата калия: поместили в пробирку 5-10 капель раствора соли хлорида олова (II) и 4-5 капель соляной кислоты. К полученному раствору постепенно добавляли дихромат калия. Раствор стал зеленого цвета.

3SnCl2+K2Cr2O7+14HCl = 2CrCl3↓+3SnCl4+2KCl+7h3O

Cr2O72-+14H++6e=2Cr3++7h3O

Sn2+-2e=Sn4+

Опыт №5. Получение и свойства гидроксида олова (IV).

В две пробирки влили по 3-4 капли раствора хлорида олова (IV) и 2 н. раствора гидроксида натрия до выпадения осадка. К полученному осадку до полного растворения добавили в одну пробирку несколько капель соляной кислоты, в другую – гидроксида натрия.

SnCl4+4NaOH = Sn(OH)4↓+4NaCl – белый осадок

Sn(OH)4+4HCl = SnCl4+4h3O

Sn(OH)4+2NaOH = Na2[Sn(OH)6]

Работа №28. Свинец

Опыт №1. Отношение свинца к кислотам.

В три пробирки положили по кусочку свинца и прилили по 5-8 капель 2 н. растворов кислот: в первую – соляную, во вторую – серную, в третью – азотную. Теоретически реакция должна идти со всеми кислотами, но т.к. ЭДС реакций с соляной и серными кислотами меньше нуля, то реакция не идет. Нагрели пробирки. После охлаждения растворов добавили к ним по 2-3 капли иодида калия, реактивом на ион свинца. Свинец образует почти нерастворимые соединения PbС12 и PbS04, поэтому он не взаимодействует ни с со­ляной, ни с серной кислотами.

3Pb+8HNO3=3Pb(NO3)2+2NO+4h3O

Pb(NO3)2+KI=PbI2↓+2KNO3 – желтый осадок

Опыт №2. Получение гидроксида свинца (II) и изучение его свойств.

В две пробирки с раствором соли свинца добавили по каплям раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Затем в одну пробирку добавили кислоты, а в другую щелочи.

PbCl2+2NaOH=Pb(OH)2+2NaCl

Pb(OH)2+2HCl=PbCl2+2h3O

Pb(OH)2+2NaOH=Na2[Pb(OH)4]

Опыт №3. Амфотерные свойства гидроксида свинца (IV).

А) Получение раствора плюмбата натрия: в тигель поместили два микрошпателя порошка оксида свинца (IV) и 10-15 капель 40 %-ного раствора гидроксида натрия. Тигель поставили на асбестированную сетку и нагревали в течении 2-3 минут на небольшом пламени горелки. Дали раствору остыть и осторожно отделили в пробирку 5-10 капель прозрачного раствора от непрореагировавшего оксида свинца.

PbO2+2NaOH=Na2PbO3+h3O

Б) Получение хлорида свинца (IV) и его разложение: к раствору плюмбата натрия добавили концентрированной соляной кислоты.

Na2PbO3+6HCl=PbCl4+2NaCl+3h3O

Опыт №4. Окислительные свойства Pb4+.

А) Окисление сульфата железа (II): в пробирку внесли один микрошпатель оксида свинца (IV), 3-5 капель раствора серной кислоты и 5-6 капель сульфата железа (II). Пробирку нагрели до частичного растворения оксида или до получения белого осадка сульфата свинца.

PbO2 + 2FeSO4 + 2h3SO4 = PbSO4↓ + Fe2(SO4)3 + 2h3O

2Fe2(SO4)3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3 + 6K2SO4

Берлинская лазурь, синий цвет

Б) Окисление сульфата хрома (III) (в щелочной среде): в пробирку поместили один микрошпатель порошка оксида свинца (IV) и 10 капель 40 %-ного раствора гидроксида натрия. Пробирку нагрели. В горячий раствор влили две капли раствора сульфата хрома (III) и снова нагрели. Выпал желтый осадок.

3PbO2+4NaOH+Cr2(SO4)3=PbSO4+2PbCrO4↓+2Na2SO4+2h3O

studfiles.net

2. Определить, образуется ли осадок хлорида свинца (II), если к 0,05 м раствору нитрата свинца (II) добавить равный объем 0,02 м раствора хлороводородной кислоты.

Дано:

с = 0,02 M

с = 0,05 M

V= V

Образуется ли осадок-?

РЕШЕНИЕ:

При сливании растворов протекает следующая реакция:

Pb(NO3)2 + 2HCl=PbCl2+ 2HNO3

Осадок PbCl2образуется только в случае, если

с·с> ПР= 2·10(табл.)

С учетом увеличения объема раствора при сливании в 2 раза:

с= с··n== 2,5·10-2 моль/л

с= с··n== 1·10-2 моль/л

с·с= 2,5·10·(1·10)2= 2,5·10

Так как 2,5·10< 2·10-5(ПР), то осадокPbCl2не образуется.

Ответ: осадок PbCl2не образуется .

3. Составить схему коррозионного ГЭ, возникающего при контакте оловянной пластинки, площадью 35 см2 с медной в растворе хлороводородной кислоты. Написать уравнения электродных процессов и суммарной реакции процесса коррозии.

а) Вычислить объемный и весовой показатели коррозии, если за 70 минут в процессе коррозии выделилось 1,5 см3 газа (н.у.).

б) Вычислить весовой и глубинный показатели коррозии, если за 80 минут потеря массы корродируемого металла составила 5,6 ∙10-3 г. Плотность металла 7,3 г/см3.

РЕШЕНИЕ:

По таблице находим значения стандартных электродных потенциалов олова (II) и меди (II):

= - 0,14 В, = 0,34 В.

Так как <, то анодом в коррозионном ГЭ будет олово, катодом – медь.

Составим схему коррозионного ГЭ:

А(-)Sn │ HCl │ Cu(+)K

или

А(-)Sn │ H+ │ Cu(+)K

Cоставляем уравнения электродных процессов и суммарной реакции процесса коррозии:

На A(-)Sn – 2ē = Sn2+

На К(+)2Н+ + 2ē = Н2

Sn + 2H+ = Sn2+ + h3

Sn + 2HCl = SnCl2 + h3 – суммарная реакция процесса коррозии.

а)

Дано:

τ = 70 мин

Vгаза=1,5см3

S = 35 см 2

KV -?

Km - ?

Рассчитываем объемный показатель коррозии (KV) по формуле:

KV = , см3/м2∙час.

При расчете KV принимаем:

S – площадь поверхности анода, м2;

τ – время процесса коррозии, час; Vгаза – объем выделившегося газа, см3.

Из уравнения суммарной реакции процесса коррозии следует, что при коррозии выделяется водород. Следовательно, Vгаза = .

Тогда, KV = =367,3 см3/м2∙час.

Рассчитываем весовой показатель коррозии Km по формуле:

Km = , г/м2∙час.

В процессе коррозии разрушению подвергается олово и выделяется водород.

Следовательно:

Мэк(Ме) = Мэк(Sn) = =59,5 г/моль,

= 11200 см3/моль.

Km = = 1,95 г/м2∙час.

Ответ: KV = 367,3 см3/м2∙час.

Km = 1,95 г/м2∙час.

б)

Дано:

τ = 80 мин

5,6∙10-3 г

S = 35 см 2

ρMe = 7,3 г/см3

Km - ?

П -?

Рассчитываем весовой показатель коррозии Km по формуле:

Km = , г/м2∙час.

Коррозии подвергается олово.

Тогда потеря массы металла

При расчете Km принимаем: - [г];S – [м2], τ - [час].

Тогда: Km = == 1,2 г/м2∙час.

Рассчитываем глубинный показатель коррозии по формуле:

П = =мм/год.

Ответ: Km = 1,2 г/м2∙час, П = 1,44 мм/год.

studfiles.net

Восстановление хлорида хрома (III) цинком

    Интересный способ определения содержания кобальта в солях никеля состоит в предварительном окислении o + до Со " перборатом натрия в аммиачном буферном растворе [16]. После разрушения избытка окислителя сульфатом гидроксиламина раствор полярографируют в пределах от —0,2 до —0,8 в. Потенциал полуволны Со + равен —0,4 в. Определению не мешают мышьяк, кадмий, сурьма, олово, цинк и, если находятся в умеренных количествах, висмут, медь, железо, марганец, молибден. Свинец н хром, присутствующие в больших количествах, удаляют путем осаждения хлоридом бария или сульфатом натрия. При содержании кобальта около 0,1% ошибка определения не превышает 2,6%. В 0,01 М растворе триэтаноламина и 0,1 М растворе КОН было определено содержание свинца и железа в пергидроле и меди, свинца и железа в плавиковой кислоте и фториде аммония в количестве 1.10 —5.10 % [17]. В растворе фторидов проводилось также определение олова, основанное на получении его комплексных ионов [18]. Разработан метод определения растворимой окиси кремния в уранилнитрате, основанный на полярографическом восстановлении кремнемолибденового комплекса [19]. Можно определить 2 мкг ЗЮг с точностью до 10%. Мешают ванадий и железо. [c.83]     Полученный раствор переносят в сосуд, содержащий металлический цинк, предварительно амальгамированный перемешиванием его в растворе хлорида ртути (II) в разбавленной соляной кислоте. Восстановление хрома (III) до хрома (II) заканчивается в течение нескольких часов. [c.574]

    Волна восстановления трехвалентного кобальта до двухвалентного появляется при значительно более положительном потенциале, чем волна восстановления двухвалентного кобальта до металла. Величина потенциала полуволны лежит в пределах от О до —0,5 в в зависимости от природы примененного адденда. Это дает возможность определять кобальт в присутствии значительно большего количества посторонних элементов, чем при его восстановлении до металла. Для окисления кобальта до трехвалентного и его дальнейшего полярографирования предложены различные окислители и растворы различных основных электролитов. Описана методика окисления кобальта до трехвалентного в растворе гидроокиси аммония и хлорида аммония раствором перманганата [1216], перекиси водорода или пербората натрия [62] в последнем случае волна трехвалентного кобальта появляется при потенциале —0,547 в, т. е. до волны никеля. Рекомендовано также полярографировать трехвалентный кобальт в растворе сульфосалицилата натрия [1214] или цитрата натрия [1216] после окисления перекисью водорода волна кобальта начинается почти при нулевом значении приложенного напряжения. Можно полярографировать кобальт в растворе комплексона III [1342], например после окисления с помош.ью двуокиси свинца [1123] в боратном буферном растворе при pH 8—9 в этом последнем случае определению не мешают медь, никель, марганец и цинк, хотя железо и хром должны быть удалены. Описана методика полярографирования триокса-латного комплекса трехвалентного кобальта на фоне растворов оксалата калия, ацетата аммония и уксусной кислоты [935]  [c.166]

    Селенистая кислота восстанавливается до красной модификации селена даже слабыми восстановителями (соли двухвалентного железа, 50г, иодиды, органические кислоты, тиомочевина и др.). Для восстановления применяют гидразин, гидроксиламин, аскорбиновую кислоту, роданид аммония, тиомочевину, хлориды олова (И), титана (III) или хрома (II), металлические цинк, магний, железо, медь и многие другие восстановители. Очень энергичные восстановители восстанавливают селен частично до НгЗе. [c.330]

    Для приготовления раствора хлорида хрома (II) восстанавливают трехвалентный хром в двухвалентный при помощи водорода, образующегося при действии соляной кислоты на цинк. Для этой цели применяют обычно амальгаму цинка. Таким образом, процесс приготовления раствора хлорида хрома (11) состоит из трех стадий приготовление амальгамы цинка, приготовление раствора хлорида хрома (III) и восстановление хрома до двухвалентной формы. [c.62]

    Титрованию бериллия не мешают магний, цинк, хром, марганец, молибден, уран, кобальт, двухвалентное железо, фосфаты, хлориды, бораты. Кальций и барий в количестве до 40—50 лег также не мешают титрованию. Мешают А1, Ре (П1), ТЬ, 2г, Т], Си. Влияние железа можно устранить при восстановлении его цинком, алюминия — добавлением щавелевой кислоты, циркония, а также кальция и бария при содержании их в анализируемом растворе до 100 мг — комплексообразованием с комплексоном 1П. [c.66]

    М НС1, затем через редуктор пропускают большое количество воды и, наконец, немного I н. h3SO4 (жидкость должна все время полностью покрывать цинк). Процесс восстановления осуществляют, вливая, напрнмер, раствор 90 г зеленого гидрата хлорида хрома (III) в смеси 120 мл воды и 30 мл 2 н. h3SO4 в редуктор и регулируя скорость вытекания таким обра- [c.1613]

chem21.info