• Главная

Режим Pure Direct в AV-ресиверах. Стерео директ


Режим Pure Direct в AV-ресиверах / Stereo.ru

Мой опыт исследования этого вопроса показал, что директ в ресиверах существует, но не всегда понятно, как он реализован. Более-менее верное понимание здесь дают только сервисные руководства, где есть структурные и принципиальные схемы ресиверов. Для моего ресивера Yamaha RX-V450 директ точно есть, так как аналоговый многоканальный вход включается в усилительный тракт уже после выходной аналоговой линии из DSP-секции. Так как на современных ресиверах многоканальных входов уже не делают, то здесь ситуация менее ясная. Получилось найти "сервис мануалы" на Yamaha RX-V675, Sony STR-DN860 (1060) и Denon AVR-x2000. Yamaha и Sony построены на схожей архитектуре: все аналоговые аудио-сигналы идут на селектор на аналоговой микросборке, который осуществляет главную регулировку громкости (master volume) (кстати, регулировка аналоговая, то есть никакие АЦП/ЦАП здесь ни причём), селектор может посылать выбранный аналоговый сигнал на цифровую секцию и принимать из неё сигнал с ЦАПа, но самое интересное, что этот же селектор может посылать выбранный аналоговый сигнал напрамую на дальнейшее усиление (делаю этот вывод, так как тот же селектор используется и в полностью аналоговом усилителе A-S500, возможно, и в других). Таким образом, аналоговый директ в схемотехнике Yamaha и Sony возможен, а используется ли он, зависит от логики управляющего микропроцессора, скорее всего да. Кроме того, в описании Sony STR-DN1060 сказано, что директ режим направляет сигнал в обход DSP. Так как на схеме у Sony цифровой сигнал с АЦП идёт на ЦАП только через DSP, то из этого следует, что аналоговый сигнал в директе вообще не заходит в цифровую секцию. То есть директ у Sony есть, причём даже в младшей модели STR-DN860. У Yamaha он тоже скорее всего есть, так как на это всё указывает и прослушивание в том числе (в звуке легко угадывается характер внешнего источника). Но у Yamaha есть разделение по моделям: в младшей RX-V379 директа нет в принципе, в 479 и 579 есть просто Direct, а в 679 и 779 уже Pure Direct. Чем отличаются последние два режима точно не ясно, где-то встречал информацию, то в Pure Direct просто ещё отключается дисплей передней панели. С Denon ситуация неясная, у них структурные схемы выполнены каким-то странным образом, я не смог прочитать, а разбираться в принципиальных долго. И у Denon тоже есть разделение по моделям: директ начинается только с модели AVR-x2200.

stereo.ru

DMM (Direct Metal Mastering) и Super Sound Single / Stereo.ru

DMM «Direct Metal Mastering» — это прямая запись аналогового звука на металлический алюминиевый мастер-диск, покрытый медью. Технология разработана в 1982 году двумя немецкими компаниями Telefunken-Decca (TelDec) и Georg Neumann. Она исключила промежуточную запись на магнитную ленту и последующую гальваническую обработку лакового мастер-диска.

Преимущества (по мнению производителей)

1. Непосредственно с медного мастер-диска можно в большом количестве изготавливать матрицы для прессования самих дисков, вместо одной копии с лакового мастер-диска.

2. Большая практичность в следствие применения жесткого мастер-диска. Улучшены переходные характеристики, повышены линейность, общая стабильность и точность стерео-картинки.

3. Применение новой технологии DMM исключило ряд гальванических этапов в процессе производства. Запись обладает большим уровнем верхних частот и меньшим шумом. Кроме того существенно снизился эффект эха.

Способ записи

1. При записи звука по технологии DMM использовался специальный токарный станок (Неймана VMS-82 в котором применялась режущая головка SX-82/84) с алмазной иглой.

2. Direct Metal Mastering требует принципиально другой угол нарезания (почти 0 градусов), чем традиционная нарезка звуковых дорожек (лак).

3. При воспроизведении картриджи всегда будут иметь угол воспроизведения 15-22,5 градуса. Для воспроизведения с правильным углом DMM-процесс включает в себя электронные обработки, после которых пластинки могут быть воспроизведены с помощью стандартного картриджа, несмотря на то, что были записаны под другим углом. Эта электронная обработка может якобы считаться причиной повышения высокой частоты записей DMM — "фирменный звук".

Сегодня

В настоящее время технология DMM скорее всего в прошлом. Поскольку Neumamnn уже не производит ни станки, ни расходные части. Лучших результатов применения технологии DMM, достигли Teldec (Германия) и EMI (Англия) на рубеже 1980-х годов. По состоянию на 2009 год в мире сохранились только шесть или семь станков DMM, все они расположены в Европе. США утратили свой последний станок DMM в 2005 году с распадом в Нью-Йорке компании Europadisk. Токарный станок DMM ранее принадлежащий Europadisk, был продан на аукционе в 20-октября 2005 Церкви Саентологов за $72,500.

Студии, где можно записать винил по технологии DMM:

Великобритания: Abbey Road и The Exchange.

Германия: Pauler Acoustics, sector 5, Celebrate Records и Railroad Tracks.

Нидерланды: Record Industry.

Чешская республика: GZ. США: The Churchof ScienceTechnolog (центр сайентологи) в их студии есть 2 токарных станка DMM.

Europadisk в Нью-Йорке была последней студией записи в США, использующая на коммерческой основе DMM-технологию для записи виниловых пластинок, но она прекратила свое существование в 2005 году.

Super Sound Single (Сингл С Супер Звуком)

Появился в 1979 году.

Мнение звукорежиссера Карл-Хайнца Кубитцы относительно "супер-звукового-сингла":

При том, что размер данной пластинки такой же, как и у обычного альбома (12"), следует отметить, что при записи на 45 оборотах он используется более эффективно.

Различия могут быть классифицированы следующим образом:

1. Более высокие модуляции звука*,

2. Шире сама канавка, толще её стенки,

3. Больше пространства между радиусом пластинки,

4. Лучше динамика.

На фотографии сравниваются (под увеличением) "рисунок" обычного сингла и Супер Звукового Сингла

Преимущества "Супер Звукового Сингла" для профессионалов или Hi-Fi фанов следующие:

Более объемный и качественный звук, устойчивое движение тонарма (игла не прыгает).

При использовании большой глубины и ширины канавки, высоких диапазонов частот и лучшем подавление шума, происходит улучшение динамики, четкости звука.

Лучше соотношение между звуком и искажениями.

Начиная с середины 80-х формат Super Soun Single уже практически не встречался.

В качестве заключения

Лично мне две эти технологии нравятся, звук четкий и динамичный. При прослушивании особых различий между DMM винилами и Super Sound Single лично я не отметил. Но среди меломанов хватает и тех, кто считает, что у DMM звук "не живой", искусственный. В СССР с помощью DMM записали пластинку "Битлз" — "Вкус меда".

----------------------

* Модуляция звука — это процесс объединения информационного, в нашем случае звукового сигнала, различной формы. Модуляция звука определенным образом изменяет форму колебаний и бывает нескольких видов. Чаще всего используют амплитудную (AM-amplitude modulation) и частотную модуляцию (FM-frequency modulation).

1. Амплитудная модуляция (АМ) – модуляция, при которой незатухающие колебания изменяются по амплитуде в соответствии с модулирующими его колебаниями более низкой частоты.

2. Частотная модуляция (FМ) – модуляция звука, при которой несущая частота сигнала изменяется в соответствии с модулирующим колебанием.

Определение модуляции звука взято с сайта: http://fierymusic.ru/

---------------------------

Фотографии и текст про DMM (немного адаптированный) с сайта - http://inthouse.ru

stereo.ru

Что такое директ-бокс (DI box)

Главной задачей директ-бокса является удобное и безопасное подключение инструмента (Гитара, бас, Клавиши и т.д.) напрямую к остальному звуковому оборудованию на концерте. Обычно это подключение инструментов к предусилителю концертного микшерного пульта, потому что большинство концертного оборудования рассчитано только на подключение микрофона. Обычно, инструмент, звук которого подается на директ-бокс, сначала подключается к усилителю на сцене (Гитарный комбо) через разделитель сигнала - сплиттер. Требуется, чтобы директ-бокс услышал инструментальный сигнал, в то же время, позволяя звуку подаваться на усилитель инструмента. Следует иметь в виду, что в случае использования директ-бокса вместе с гитарным и бас-гитарным усилителем, комбинация усилителя и динамиков играет очень большую роль в формировании тембра и звука. Звук, снятый напрямую, будет иметь слишком большую амплитуду и излишек высоких частот в сравнении со звуком, снятым с кабинета микрофоном. Для этих целей выпускаются специальные директ-боксы, которые дополнительно обрабатывают звуковой сигнал, исключая не нужные нам частоты.

Согласование сопротивлений

Чтобы понять, в каких случаях необходимо их применять, нужно узнать, какими техническими характеристиками обладают как сами директ-боксы, выходы источников сигнала, и входы предусилителей микшерной консоли.  Входы концертных микшеров разработаны, в первую очередь, чтобы подключать к ним микрофоны. Их сопротивление нагрузки обычно лежит в пределах от 1.5 до 10 кОм. Большинство профессиональных микрофонов имеют сравнительно низкое (до 600 Ом) выходное сопротивление, и подключаются к консоли напрямую, с помощью XLR-разъема. При этом применяется балансная схема.  Некоторые винтажные микрофоны, сюда можно отнести классический shure sm57, были разработаны для использования с одинаковым сопротивлением как на входе предусилителя, так и на выходе самого микрофона (Сопротивление нагрузки около 600 Ом), но в современном оборудовании это редко является проблемой. В отличие от микрофонов, выходной сигнал электрогитары небалансный, с типичным динамическим диапазоном от – 30 dBu до 0 dBu, а для активных бас-гитар до +10 dBu. Сопротивление источника сравнительно высокое, между 5кОм и 20 кОм, для (синглов и хамбакеров с небольшим выходным напряжением), а в более мощных, так же как для пьезозвукоснимателей, используемых в акустических гитарах -  еще выше. Чтобы гитарный звук передавался правильно, она должна быть подключена во вход с достаточно большим сопротивлением нагрузки, которое может достигать 1 МОма на входе гитарного усилителя. Крайне нежелательно, чтобы оно составляло меньше 250 кОм. Цепь между усилителем и гитарным звукоснимателем достаточно сложная, и обычно имеет резонансную частоту около 2-3кГц. Сопротивление нагрузки определяет силу этого резонансного пика - меньшее сопротивление глушит этот пик, а большее делает его более ярко выраженным, что в свою очередь делает звук более ярким и читаемым. Это как раз то, чего желают многие гитаристы. Инструменты с электронными выходами, такие как синтезаторы и драм-машины обычно выдают такой же динамический диапазон от -30 dBu до +10 dBu. Однако, главное отличие кроется в том, что их выходное сопротивление очень низкое и составляет около 100 Ом. Им достаточно сопротивления нагрузки чуть больше нескольких кОм. Ясно, что типичный микрофонный вход консоли не подходит для большинства инструментов – его входное сопротивление слишком низко, что влияет на тембр звука, а чувствительность слишком высока. Это означает, что предусилитель с легкостью можно перегрузить. Однако, на практике большинство концертных микшерных консолей имеют XLR- или TRS -разъемы, рассчитанные на балансный микрофонный сигнал. Это значит, что напрямую подключать устройства с небалансным сигналом нельзя. Подключение по балансной схеме играет очень важную роль, потому что оборудование на сцене подвержено электромагнитным наводкам, и возникновению нежелательной «земли», что балансное подключение помогает устранить. При этом можно использовать кабели большой длины без страха за значительную потерю качества сигнала. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что правильно будет преобразовать инструментальный сигнал в сопоставимый по уровню с микрофонным. И так, директ-Бокс выполняет следующие задачи:- Дает достаточно высокое сопротивление нагрузки от 250 кОм на входе, необходимое для правильной передачи звука с инструментального источника;- Дает возможность разделения сигнала, чтобы одновременно подавать звук на усилитель на сцене, и на микшерную консоль;- Выравнивает уровень сигнала до микрофонного уровня;- Преобразует небалансный сигнал высокого сопротивления, в балансный низкого сопротивления, который подходит для микрофонного предусилителя консоли;- Изолирует источник звука, исключая возможность появления нежелательной «земли».

Пассивный директ-бокс

Существует два варианта конструкции Директ-Боксов. Активный - с дополнительным питанием, и пассивный, без него. Последние являются самыми простыми, и представляют собой трансформатор, заключенный в корпусе.Pic1 DI Boxes passiveПутем выбора отношения числа витков и сопротивления трансформатор может обеспечить достаточно высокое выходное сопротивление (до 150 кОм), в то же время позволяя снизить выходное напряжение на 20 dB, обеспечивая полностью балансный выход с низким сопротивлением, подходящим для подключению к микрофонному предусилителю. Работа сделана! Трансформатор также является гальванической развязкой. Это означает, что входная цепь будет электрически изолирована от выходной цепи. То есть, между ними нет никакого электрического соединения, а только магнитное поле. Если трансформатор изготовлен правильно, электрическая изоляция может выдержать тысячу вольт и больше. Что дает достаточный запас прочности и предотвращает возможный выход из стоя оборудования, находящегося как на сцене, так и в зале. Однако, директ-боксы с качественными трансформаторами, обладающими широким частотным диапазоном и малым количеством искажений дороги.  А получить на выходе сопротивление выше 250 кОм достаточно сложно. Нередко требуется, чтобы сигнал от источника звука, например, электрогитары, одновременно поступал как на гитарный усилитель на сцене, так и на микшерную консоль. Для этого в Директ-боксах существует функция разделения сигнала. Обычно, функция разделения сигнала достигается с помощью параллельного подключения входного (Input) и сквозного (Through) разъемов, но в ряде случаев сигнал Through можно получить с дополнительной обмотки трансформатора. Это может быть полезно, чтобы избежать появление нежелательной «земли».  Также если источник звука имеет питание (Например, клавиши) и вам необходимо передать сигнал на сцену, например, на усилитель (который тоже имеет свой источник питания)

Аттенюация уровня сигнала

Большинство директ-боксов имеют аттенюацию уровня входного сигнала (Pad), которая включается с помощью переключателя, либо через отдельный вход с другой чувствительностью. Это сделано для предотвращения перегрузки трансформатора в директ-боксе. Обычно это 20dB и 40dB, что соответствует уровню сигналов line и speaker соответственно. Однако, нужно с осторожностью подключать директ–бокс к выходному разъему гитарного усилителя, потому, что ламповый усилитель может выйти из строя и вместе с директ-боксом, если его перегрузить.С технической точки зрения, если источник сигнала достаточно громкий, имеет смысл использовать аттенюацию на , чтобы уменьшить уровень сигнала источника. Этот способ исключает возможность перегрузки схемы директ-бокса, что в следствии нельзя будет исправить на микшере. Поэтому следует следить за уровнем сигнала, чтобы не навредить предусилителю в пульте.Однако, бывали случаи, когда неопытные музыканты отключали аттенюацию, чтобы звук был громче. Что в итоге приводило к жестокой перегрузке директ-бокса, микрофонного предусилителя и всей акустической системе в целом!

Трансформаторы

Есть несколько пунктов, о которых нужно знать выбирая пассивный Директ –бокс. Трансформатор в пассивном Директ-боксе передает сигнал через переменное магнитное поле. Но если такой директ- бокс расположить рядом с другим источником сильного электромагнитного излучения, например, от источника питания усилителя, его гудение будет передаваться с звуковым сигналом тоже. Поэтому необходимо держать такой директ-бокс как можно дальше от сильных магнитных полей.Важно иметь в виду конструктивные ограничения трансформатора, такие как входное сопротивление. Потому, что пассивного директ-бокса не всегда достаточно, чтобы использовать его с пассивными гитарными звукоснимателями. В то же время, пассивный директ-бокс замечательно работает с любыми активными источниками звука – активными бас-гитарами, синтезаторами и т.д.  Но звук звукоснимателей, используемых в акустических гитарах, и звукоснимателей для электрогитары может быть искажен до неприемлемого. Это происходит из-за более низкого, чем необходимо входного сопротивления директ-бокса. Но, к счастью, для этого есть решение.

Активный директ-бокс.

В активных директ-боксах применяется буферная схема на входе.  Обычно около с сопротивлением около 1 МОма. Это позволяет звукоснимателям гитары работать, как полагается, передавая должный тембр и сустейн. Так же, они хорошо работают с другими электронными приборами, поэтому доминируют на рынке.Pic2 DI activeВ некоторых активных директ-боксах применяется выходной трансформатор, чтобы предоставить необходимую гальваническую изоляцию.  В более дешевых моделях применяется электронная схема без него.Вот некоторые из ситуаций, где гальваническая развязка может быть полезной:- При работе с неизвестной или ненадежной акустической системой;- При проведении выступлений на открытом воздухе с использованием отдельного генератора.

В этом случае, активный директ-бокс с подходящим выходным трансформатором может послужить средством защиты, если что-то произойдет с акустической системой, так и оборудованием на сцене. В целом, активные директ-боксы, с качественно разработанной выходной схемой в большинстве случаев превосходят трансформаторные, имея больший запас максимально допустимого уровня входного сигнала (headroom) и более выносливы к искажениям. Они меньше, легче, и менее дороги, потому что массивный и тяжелый трансформатор не требуется для их работы. В активном директ-боксе схема-буфер и выходная схема требуют питания, которое подается на директ-бокс либо с микшерного пульта (фантомное питание +48 вольт через микрофонный кабель), либо с помощью внутренней батареи.Активные директ-боксы дополнительно снабжены полезными функциями, такими как смена полярности выходного сигнала, ВЧ-фильтром, двумя входными разъемами, с независимыми регулировками уровней сигналов, что полезно для использования одного прибора в стерео подключении. Выход на футсвич для отключения звука (Mute). Так же могут иметь дополнительный активный или трансформаторный выход на второй усилитель, записывающее устройство. Pic3 direct box funcФункция смены выходной полярности может быть полезной, если она не доступна на микшерной консоли, особенно если сигнал с директ-бокса смешивается со снятым микрофоном звука усилителя. Инверсия полярности в усилительной аппаратуре может привести нежелательному фазному вычитанию, когда сигнал снятый, микрофоном и директ-боксом не совпадают по фазе. Так же НЧ-Фильтр помогает избавиться от лишней грязи в сигнале и чистит микс, если такой фильтр не доступен на консоли.

Почему некоторые директ-боксы так дороги

Как и во всем, стоимость продукта частично зависит от его конструкции, частично от инвестиций в разработку, и частично это репутация фирмы и маркетинг.Как мы уже выяснили, на рынке большое количество Директ-Боксов, от очень дешевых, но обычно не самых хороших, до пугающе дорогих и прозрачных звуковых приборов. В общих чертах, более дорогие приборы обычно сделаны более качественно, как механически, так и электрические компоненты.  Что, в последствии, делает их более прочными, часто более гибкими в настройках, обычно они звучат лучше, т.е. имеют меньшее число искажений, обладают большим запасом максимально допустимого уровня входного сигнала (headroom), с меньшим количеством шумов и большим частотным диапазоном. Директ-боксы, которые более дороги и лучше сконструированы, никогда не станут слабым звеном в цепи записи, и будут работать не один десяток лет. Что делает их хорошим вложением денег в долгосрочной перспективе.  Более дешевые приборы дают большую вероятность неисправности или повреждений, так же качество звука может разочаровать вас, особенно если ваши потребности постоянно растут.

Трансформатор в коробке

Главной частью пассивного директ-бокса является трансформатор с пассивными компонентами, переключателями и разъемами. Однако, цена этих переключателей и разъемов может значительно варьироваться. От нее зависят их качество и надежность. То же самое можно сказать и про корпус. Некоторые из них могут выжить падение, или даже переезд колесом автомобиля, когда другие ломаются, стоит вам только не так на них посмотреть. :) Хотя, самая дорогая часть в конструкции - это трансформатор. Дальневосточные дешевые трансформаторы могут стоить от доллара за целую горсть, когда другие, например, Jensen или Lundahl, могут стоить вам до 60 долларов за штуку. В принципе, они выполняют одинаковую работу, но более дорогие трансформаторы лучше экранированы, привносят незначительные искажения, дают более равномерный и широкий частотный диапазон. Они лучше справляются с большими уровнями сигнала без окрашивания, дают хорошую электрическую изоляцию.  Дешевые трансформаторы не будут работать так хорошо, и результат, часто можно услышать невооруженным ухом. Активные директ-боксы, естественно, включают активную усилительную схему, и снова, есть качественные различия, которые возникают от применения той или иной электрической схемы. Раздельные FET-транзисторы в схемах класса А, операционные усилители, или даже лампы. Во многих активных директ-боксах все же используется трансформатор, чтобы обеспечить балансный выходной сигнал, и изоляцию. Некоторые используют сложные схемы питания, чтобы увеличить запас максимально допустимого уровня входного сигнала (headroom) и уменьшить шум, в то же время, сохраняя электрическую изоляцию. Есть еще один аспект, на который следует обращать внимания. Некоторые директ-боксы разработаны, чтобы быть прозрачными насколько это возможно, когда другие наоборот, обладают звуковыми характеристиками, чтобы выделить звук определенной частоты, например, электро- или бас-гитары. Другие разработаны, чтобы работать с пьезозвукоснимателями. Что делает их более дорогими, чем остальные собратья.Несмотря на огромное количество доступных директ-боксов, все же следует обращать внимание на модели более высокого класса. Потому что хороший директ-бокс при нормальных условиях использования может прослужить до 40 лет, всегда будет радовать высококачественным звуком, достойный самых требовательных инструментов, и никогда не станет слабым звеном в вашей звуковой цепи, особенно если ваши цели и отношение к качеству звука растут с каждым днем.

Директ-бокс — незаменимая часть концертного оборудования любого звукорежиссера. В мире производится огромное количество моделей, разработанных для различных целей, и с различными функциональными возможностями, которые могут ввести в заблуждение новичка. Эта статья поможет разобраться с устройством и необходимыми требованиями, применяемым к директ-боксам.

Главной задачей директ-бокса является удобное и безопасное подключение инструмента (Гитара, бас, Клавиши и т.д.) напрямую к остальному звуковому оборудованию на концерте. Обычно это подключение инструментов к предусилителю концертного микшерного пульта, потому что большинство концертного оборудования рассчитано только на подключение микрофона. Обычно, инструмент, звук которого подается на директ-бокс, сначала подключается к усилителю на сцене (Гитарный комбо) через разделитель сигнала - сплиттер. Требуется, чтобы директ-бокс услышал инструментальный сигнал, в то же время, позволяя звуку подаваться на усилитель инструмента. Следует иметь в виду, что в случае использования директ-бокса вместе с гитарным и бас-гитарным усилителем, комбинация усилителя и динамиков играет очень большую роль в формировании тембра и звука. Звук, снятый напрямую, будет иметь слишком большую амплитуду и излишек высоких частот в сравнении со звуком, снятым с кабинета микрофоном. Для этих целей выпускаются специальные директ-боксы, которые дополнительно обрабатывают звуковой сигнал, исключая не нужные нам частоты.

Согласование сопротивлений

Чтобы понять, в каких случаях необходимо их применять, нужно узнать, какими техническими характеристиками обладают как сами директ-боксы, выходы источников сигнала, и входы предусилителей микшерной консоли. 

Входы концертных микшеров разработаны, в первую очередь, чтобы подключать к ним микрофоны. Их сопротивление нагрузки обычно лежит в пределах от 1.5 до 10 кОм. Большинство профессиональных микрофонов имеют сравнительно низкое (до 600 Ом) выходное сопротивление, и подключаются к консоли напрямую, с помощью XLR-разъема. При этом применяется балансная схема. 

Некоторые винтажные микрофоны, сюда можно отнести классический Shure sm57, были разработаны для использования с одинаковым сопротивлением как на входе предусилителя, так и на выходе самого микрофона (Сопротивление нагрузки около 600 Ом), но в современном оборудовании это редко является проблемой.

 В отличие от микрофонов, выходной сигнал электрогитары небалансный, с типичным динамическим диапазоном от – 30 dBu до 0 dBu, а для активных бас-гитар до +10 dBu. Сопротивление источника сравнительно высокое, между 5кОм и 20 кОм, для (синглов и хамбакеров с небольшим выходным напряжением), а в более мощных, так же как для пьезозвукоснимателей, используемых в акустических гитарах -  еще выше. Чтобы гитарный звук передавался правильно, она должна быть подключена во вход с достаточно большим сопротивлением нагрузки, которое может достигать 1 МОма на входе гитарного усилителя. Крайне нежелательно, чтобы оно составляло меньше 250 кОм. Цепь между усилителем и гитарным звукоснимателем достаточно сложная, и обычно имеет резонансную частоту около 2-3кГц. Сопротивление нагрузки определяет силу этого резонансного пика - меньшее сопротивление глушит этот пик, а большее делает его более ярко выраженным, что в свою очередь делает звук более ярким и читаемым. Это как раз то, чего желают многие гитаристы.

 Инструменты с электронными выходами, такие как синтезаторы и драм-машины обычно выдают такой же динамический диапазон от -30 dBu до +10 dBu. Однако, главное отличие кроется в том, что их выходное сопротивление очень низкое и составляет около 100 Ом. Им достаточно сопротивления нагрузки чуть больше нескольких кОм. Ясно, что типичный микрофонный вход консоли не подходит для большинства инструментов – его входное сопротивление слишком низко, что влияет на тембр звука, а чувствительность слишком высока. Это означает, что предусилитель с легкостью можно перегрузить. Однако, на практике большинство концертных микшерных консолей имеют XLR- или TRS -разъемы, рассчитанные на балансный микрофонный сигнал. Это значит, что напрямую подключать устройства с небалансным сигналом нельзя. Подключение по балансной схеме играет очень важную роль, потому что оборудование на сцене подвержено электромагнитным наводкам, и возникновению нежелательной «земли», что балансное подключение помогает устранить. При этом можно использовать кабели большой длины без страха за значительную потерю качества сигнала. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что правильно будет преобразовать инструментальный сигнал в сопоставимый по уровню с микрофонным. И так, директ-Бокс выполняет следующие задачи:

- Дает достаточно высокое сопротивление нагрузки от 250 кОм на входе, необходимое для правильной передачи звука с инструментального источника;- Дает возможность разделения сигнала, чтобы одновременно подавать звук на усилитель на сцене, и на микшерную консоль;- Выравнивает уровень сигнала до микрофонного уровня;- Преобразует небалансный сигнал высокого сопротивления, в балансный низкого сопротивления, который подходит для микрофонного предусилителя консоли;- Изолирует источник звука, исключая возможность появления нежелательной «земли».

Пассивный директ-бокс

Существует два варианта конструкции Директ-Боксов. Активный - с дополнительным питанием, и пассивный, без него. Последние являются самыми простыми, и представляют собой трансформатор, заключенный в корпусе.

(Рисунок 1)

Путем выбора отношения числа витков и сопротивления трансформатор может обеспечить достаточно высокое выходное сопротивление (до 150 кОм), в то же время позволяя снизить выходное напряжение на 20 dB, обеспечивая полностью балансный выход с низким сопротивлением, подходящим для подключению к микрофонному предусилителю. Работа сделана!

Трансформатор также является гальванической развязкой. Это означает, что входная цепь будет электрически изолирована от выходной цепи. То есть, между ними нет никакого электрического соединения, а только магнитное поле. Если трансформатор изготовлен правильно, электрическая изоляция может выдержать тысячу вольт и больше. Что дает достаточный запас прочности и предотвращает возможный выход из стоя оборудования, находящегося как на сцене, так и в зале. Однако, директ-боксы с качественными трансформаторами, обладающими широким частотным диапазоном и малым количеством искажений дороги.  А получить на выходе сопротивление выше 250 кОм достаточно сложно.

Нередко требуется, чтобы сигнал от источника звука, например, электрогитары, одновременно поступал как на гитарный усилитель на сцене, так и на микшерную консоль. Для этого в Директ-боксах существует функция разделения сигнала. Обычно, функция разделения сигнала достигается с помощью параллельного подключения входного (Input) и сквозного (Through) разъемов, но в ряде случаев сигнал Through можно получить с дополнительной обмотки трансформатора. Это может быть полезно, чтобы избежать появление нежелательной «земли».  Также если источник звука имеет питание (Например, клавиши) и вам необходимо передать сигнал на сцену, например, на усилитель (который тоже имеет свой источник питания)

 

Аттенюация уровня сигнала

Большинство директ-боксов имеют аттенюацию уровня входного сигнала (Pad), которая включается с помощью переключателя, либо через отдельный вход с другой чувствительностью. Это сделано для предотвращения перегрузки трансформатора в директ-боксе. Обычно это 20dB и 40dB, что соответствует уровню сигналов line и speaker соответственно. Однако, нужно с осторожностью подключать директ–бокс к выходному разъему гитарного усилителя, потому, что ламповый усилитель может выйти из строя и вместе с директ-боксом, если его перегрузить.

С технической точки зрения, если источник сигнала достаточно громкий, имеет смысл использовать аттенюацию на директ-боксе, чтобы уменьшить уровень сигнала источника. Этот способ исключает возможность перегрузки схемы директ-бокса, что в следствии нельзя будет исправить на микшере. Поэтому следует следить за уровнем сигнала, чтобы не навредить предусилителю в пульте.

Однако, бывали случаи, когда неопытные музыканты отключали аттенюацию, чтобы звук был громче. Что в итоге приводило к жестокой перегрузке директ-бокса, микрофонного предусилителя и всей акустической системе в целом!

Трансформаторы

Есть несколько пунктов, о которых нужно знать выбирая пассивный Директ –бокс. Трансформатор в пассивном Директ-боксе передает сигнал через переменное магнитное поле. Но если такой директ- бокс расположить рядом с другим источником сильного электромагнитного излучения, например, от источника питания усилителя, его гудение будет передаваться с звуковым сигналом тоже. Поэтому необходимо держать такой директ-бокс как можно дальше от сильных магнитных полей.

Важно иметь в виду конструктивные ограничения трансформатора, такие как входное сопротивление. Потому, что пассивного директ-бокса не всегда достаточно, чтобы использовать его с пассивными гитарными звукоснимателями.

В то же время, пассивный директ-бокс замечательно работает с любыми активными источниками звука – активными бас-гитарами, синтезаторами и т.д.  Но звук звукоснимателей, используемых в акустических гитарах, и звукоснимателей для электрогитары может быть искажен до неприемлемого. Это происходит из-за более низкого, чем необходимо входного сопротивления директ-бокса. Но, к счастью, для этого есть решение.

Активный директ-бокс.

В активных директ-боксах применяется буферная схема на входе.  Обычно около с сопротивлением около 1 МОма. Это позволяет звукоснимателям гитары работать, как полагается, передавая должный тембр и сустейн. Так же, они хорошо работают с другими электронными приборами, поэтому доминируют на рынке.

(Рисунок 2)

В некоторых активных директ-боксах применяется выходной трансформатор, чтобы предоставить необходимую гальваническую изоляцию.  В более дешевых моделях применяется электронная схема без него.

Вот некоторые из ситуаций, где гальваническая развязка может быть полезной:

- При работе с неизвестной или ненадежной акустической системой;          - При проведении выступлений на открытом воздухе с использованием отдельного генератора. В этом случае, активный директ-бокс с подходящим выходным трансформатором может послужить средством защиты, если что-то произойдет с акустической системой, так и оборудованием на сцене. В целом, активные директ-боксы, с качественно разработанной выходной схемой в большинстве случаев превосходят трансформаторные, имея больший запас максимально допустимого уровня входного сигнала (headroom) и более выносливы к искажениям. Они меньше, легче, и менее дороги, потому что массивный и тяжелый трансформатор не требуется для их работы.

В активном директ-боксе схема-буфер и выходная схема требуют питания, которое подается на директ-бокс либо с микшерного пульта (фантомное питание +48 вольт через микрофонный кабель), либо с помощью внутренней батареи.

Активные директ-боксы дополнительно снабжены полезными функциями, такими как смена полярности выходного сигнала, ВЧ-фильтром, двумя входными разъемами, с независимыми регулировками уровней сигналов, что полезно для использования одного прибора в стерео подключении. Выход на футсвич для отключения звука (Mute). Так же могут иметь дополнительный активный или трансформаторный выход на второй усилитель, записывающее устройство.

(Рисунок 3)

Функция смены выходной полярности может быть полезной, если она не доступна на микшерной консоли, особенно если сигнал с директ-бокса смешивается со снятым микрофоном звука усилителя. Инверсия полярности в усилительной аппаратуре может привести нежелательному фазному вычитанию, когда сигнал снятый, микрофоном и директ-боксом не совпадают по фазе. Так же НЧ-Фильтр помогает избавиться от лишней грязи в сигнале и чистит микс, если такой фильтр не доступен на консоли.

Почему некоторые директ-боксы так дороги

Как и во всем, стоимость продукта частично зависит от его конструкции, частично от инвестиций в разработку, и частично это репутация фирмы и маркетинг.

Как мы уже выяснили, на рынке большое количество Директ-Боксов, от очень дешевых, но обычно не самых хороших, до пугающе дорогих и прозрачных звуковых приборов. В общих чертах, более дорогие приборы обычно сделаны более качественно, как механически, так и электрические компоненты.  Что, в последствии, делает их более прочными, часто более гибкими в настройках, обычно они звучат лучше, т.е. имеют меньшее число искажений, обладают большим запасом максимально допустимого уровня входного сигнала (headroom), с меньшим количеством шумов и большим частотным диапазоном. Директ-боксы, которые более дороги и лучше сконструированы, никогда не станут слабым звеном в цепи записи, и будут работать не один десяток лет. Что делает их хорошим вложением денег в долгосрочной перспективе.  Более дешевые приборы дают большую вероятность неисправности или повреждений, так же качество звука может разочаровать вас, особенно если ваши потребности постоянно растут.

Трансформатор в коробке

Главной частью пассивного директ-бокса является трансформатор с пассивными компонентами, переключателями и разъемами. Однако, цена этих переключателей и разъемов может значительно варьироваться. От нее зависят их качество и надежность. То же самое можно сказать и про корпус. Некоторые из них могут выжить падение, или даже переезд колесом автомобиля, когда другие ломаются, стоит вам только не так на них посмотреть. :)

Хотя, самая дорогая часть в конструкции - это трансформатор. Дальневосточные дешевые трансформаторы могут стоить от доллара за целую горсть, когда другие, например, Jensen или Lundahl, могут стоить вам до 60 долларов за штуку. В принципе, они выполняют одинаковую работу, но более дорогие трансформаторы лучше экранированы, привносят незначительные искажения, дают более равномерный и широкий частотный диапазон. Они лучше справляются с большими уровнями сигнала без окрашивания, дают хорошую электрическую изоляцию.  Дешевые трансформаторы не будут работать так хорошо, и результат, часто можно услышать невооруженным ухом. Активные директ-боксы, естественно, включают активную усилительную схему, и снова, есть качественные различия, которые возникают от применения той или иной электрической схемы. Раздельные FET-транзисторы в схемах класса А, операционные усилители, или даже лампы. Во многих активных директ-боксах все же используется трансформатор, чтобы обеспечить балансный выходной сигнал, и изоляцию. Некоторые используют сложные схемы питания, чтобы увеличить запас максимально допустимого уровня входного сигнала (headroom) и уменьшить шум, в то же время, сохраняя электрическую изоляцию.

Есть еще один аспект, на который следует обращать внимания. Некоторые директ-боксы разработаны, чтобы быть прозрачными насколько это возможно, когда другие наоборот, обладают звуковыми характеристиками, чтобы выделить звук определенной частоты, например, электро- или бас-гитары. Другие разработаны, чтобы работать с пьезозвукоснимателями. Что делает их более дорогими, чем остальные собратья.

Несмотря на огромное количество доступных директ-боксов, все же следует обращать внимание на модели более высокого класса. Потому что хороший директ-бокс при нормальных условиях использования может прослужить до 40 лет, всегда будет радовать высококачественным звуком, достойный самых требовательных инструментов, и никогда не станет слабым звеном в вашей звуковой цепи, особенно если ваши цели и отношение к качеству звука растут с каждым днем.

www.musicmag.ru

Аренда, прокат DI - Box (Direct Box) от SOUND-COMPANY

Предлагаем в аренду, прокат DI- Box (Direct-Box)

 DI Box (Direct Box) – это устройство, предназначенное для преобразования высокоомногонесимметричного сигнала в низкоомный симметричный.DI Box используется для соединения музыкальных инструментов (электрогитара, бас гитара) с микшерным пультом.При этом директ-бокс способствует минимизации посторонних шумов искажений и различных наводок сети. Благодаря этой способности появляется возможность использовать для коммутации более длинные кабели.

 

 Директ-боксы классификация и функциональные особенности

Качество звука зависит в первую очередь от соотношения сигнал/шум. При передаче по проводам слаботочных сигналов такое соотношение достигается определёнными схемными решениями.

Наилучший результат проводного соединения получается при балансном включении, когда сигнал передается по двухпроводному экранированному кабелю и имеет симметричный уровень. Помехи при такой передаче крайне малы. Однако несимметричный экранированный кабель может быть эффективен лишь при небольшой длине.

Не всегда существует возможность непосредственного создания симметричных звуковых сигналов. Тем не менее, симметричный сигнал формируют и используют для передачи звуковой информации. Для этого широко применяют так называемые “директ-боксы” (DI-box) – небольшие блоки, преобразующие небалансный сигнал в балансный и наоборот.

Наиболее простой схемой получения симметричного переменного сигнала является классический трансформатор. Именно этот элемент является основным в пассивных “директ-боксах”. Согласование уровней между входом и выходом в пассивных устройствах делается за счёт изменения коэффициента трансформации.

СТЕРЕО ДИРЕКТ-БОКС RADIAL PRO-D2

Описание Radial PRO-D2:Radial PRO-D2 - стерео директ-бокс, предназначенный для подключения клавишных инструментов, семплеров и драм-машинок. Этот пассивный ди-бокс имеет два независимых канала с раздельными входами и сквозным каналом, а также два полностью изолированных выхода.

В основе конструкции лежат два высокопроизводительных трансформатора Radial. Они обеспечивают полосу пропускания от 20Гц до 20кГц и способны выдерживать высокие уровни сигнала без искажений. Как и вся продукция Radial - Radial PRO-D2 имеет прочную стальную конструкцию для эксплуатации в различных условиях профессиональных гастролей. А антивибрационное основание с защитой от проскальзывания улучшает механическую и электрическую изоляцию в целях сокращения возможностей появления стороннего шума.Звучание Radial PRO-D2, а также легендарное качество сборки и компактный дизайн сделали его самым популярным стерео директ-боксом на сегодняшний день!

Технические характеристики Radial PRO-D2:    Вход: 2 х 1/4" TRS    Сквозной: 2 х 1/4" TRS    Выход: 2 х XLR- male.

При выборе в аренду, прокат директ-бокса необходимо обратить внимание на следующие вещи:1. С каким источником будет использоваться DI Box.Если источник с предусилителем, то стоит использовать активный DI Box. Если источник без предусилителя, то – пассивный.2. Характеристики звука.Активные директ-боксы имеют свойство насыщать звук высокими частотами, пассивные – делать звук более округлым.

=======================================================================================

=======================================================================================

 Активный, DI-box, может не иметь трансформатора, но обязательно содержит схему на операционных усилителях. Питание активных элементов может осуществляться от встроенной батареи или от источника фантомного питания.

Конструктивно “директ-боксы” выполняются в виде небольших коробок, либо в рэковом исполнении. В этом случае в одном корпусе может находиться до 12 устройств. Согласование входных и выходных сигналов по уровню и импедансу (сопротивлению) возможно с помощью соответствующих ступенчатых аттенюаторов.

Иногда DI-box имеет дополнительно функцию сплиттера, разделяющего один входной сигнал на два и более. Кроме того, почти на всех “директ-боксах” есть переключатель фазировки сигналов; разъём, Thru, позволяющий подключить инструмент к усилителю одновременно с микшером; а также ключ, Lift/GND, разрывающий при необходимости “земляной” контакт разъёма прибора от экрана балансного кабеля.

Схема активного директ-бокса содержит предусилитель, что позволяет работать со слабым сигналом. В качестве источника питания используется батарея или фантомное питание микшера. Профессиональные музыканты и звукорежиссеры чаще всего используют второй вариант.

Активные директ-боксы обладают большей универсальностью и имеют сложную конструкцию.Многие активные директ-боксы отличаются наличием разъёма «сквозного канала». Этот канал просто параллельно соединен с входным разъёмом. Он позволяет осуществлять обход (bypass) и контролировать оригинальный сигнал.Выбор директ-бокса

sound-company.ru


Смотрите также